Каччини аве мария история создания кратко

Обновлено: 04.07.2024

Удивительно, что иногда знакомые вещи вдруг оказываются. совершенно незнакомыми. Известное музыкальное произведение "Аве Мария" (Ave Maria) Джулио Каччини (Giulio Caccini) - казалось бы, какой сюрприз оно может преподнести? А сюрприз в том, что вовсе не Каччини написал эту известную мелодию.

"Аве Мария" Каччини?

Именно в этом альбоме впервые появилось произведение "Аве Мария", рядом с которым значилось - неизвестный автор 16 века. Но в последующих переизданиях автором уже был указан Джулио Каччини.

Простой слушатель не ставит под сомнение то, что написано на обложке пластинки, выпущенной на главной студии грамзаписи страны. Но, как впоследствии выяснилось, в музыкальном фонде нет упоминаний о нескольких звучащих на той пластинке музыкальных произведениях. Да и специалисты по средневековой музыке высказали мнение, что жанр музыки, в котором исполнена "Аве Мария", не характерен для периода Дж. Каччини.

Музыкальные специалисты подозревали, что авторство не принадлежит итальянскому композитору, но вслух в советские времена об этом не решались говорить. И тогда появляется вопрос: кто же написал "Аве Марию", если не Каччини?

Жил в Ленинграде очень талантливый музыкант, гитарист и впоследствии виртуоз лютни Владимир Федорович Вавилов. Родился 5 мая 1925 года в рабочей семье. Гитарой начал заниматься в раннем возрасте в Ленинградском Дворце пионеров у П.И. Исакова и у него же, поступив в Музыкаль-ную школу им. Н.А. Римского-Корсакова, продолжил свое музыкальное образование. С 1952 г. изучал теорию музыки и композицию у известного композитора И. Г. Адмони (1906-1979).

В 1949 году образовал с Львом Андроновым гитарный дуэт, который в 1957 году был удостоен серебряной медали на международном конкурсе, организованном в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Выступал в концертах вместе с известным гитаристом, заслуженным артистом РСФСР С. А. Сорокиным, много работал с выдающимися певцами К. И. Шульженко и Б. Т. Штоколовым.

В 1973 году Вавилова не стало, в 47 лет он ушел из жизни. Уже после его смерти энтузиасты принялись за поиски авторства нескольких произведений, исполненных в лютневом альбоме. И их поиски привели к самому Владимиру Вавилову.

Вавилов так мечтал о том, чтобы его музыка жила, что ему не важно было, будет ли авторство принадлежать ему или каким-то уже известным композиторам. Важнее всего было, чтобы музыка звучала, чтобы её услышала публика. И поскольку он не надеялся, в том числе из соображений цензуры, что в Советском Союзе когда-нибудь "увидит свет" ряд его произведений, то он "присвоил" нескольким из них авторство известных композиторов и дал, тем самым, шанс своей музыке жить. Его дочь хранит до сих пор ту, самую первую, пластинку конца 60-х с лютневой музыкой её отца.

Исполнение "Аве Мария" великой русской оперной певицей Ириной Архиповой (сопрано) в 1987 году, в сопровождении органиста Олега Янченко, сделало эту композицию всемирно известной. А далее, как и хотел Вавилов, его произведение вошло в репертуары самых известных хоров и солистов, и уже много лет исполняется на разных мировых сценах.

До сих пор авторство "Аве Марии" приписывается Джулио Каччини, хотя на самом деле её написал наш талантливый и скромный современник - Владимир Вавилов.

Здесь "Аве Мария" в исполнении Андреа Бочелли:

А это оригинальная композиция с пластинки:

Одна из самых известных вариаций принадлежит Шуберту (с ней тоже связана интересная история), но во второй половине 20-го века по миру с триумфом прошла новая версия с пластинки Владимира Вавилова. В СССР не очень разбирались в средневековых композиторах и приняли мистификацию за чистую монету.

Однако конъюнктура оказалась сильнее. Когда выяснилось, что автор знаменитой мелодии не великий итальянец Каччини, а неизвестный русский композитор Вавилов, певцы очень по-разному отнеслись к этой информации.

Кто-то честно стал ставить авторство Владимира Вавилова, кто-то указывал двойное авторство Вавилов-Каччини, считая, что под именем Каччини это произведение прославилось, а значит, сразу будет понятно, о какой конкретно версии Ave Maria идет речь. А некоторые по сей день делают вид, что ничего не знают ни о каком Вавилове, и продолжают упорно указывать только несуществующее авторство Джулио Каччини.

Так, латвийская певица Инесса Галанте, включившая это произведение в 1995 году в свой дебютный альбом, выпустила в 2008 году другой альбом, где про Вавилова не было сказано ни слова. Видимо, в Латвии настолько привыкли гнать от себя все русское, что даже правду об авторских правах у них писать не принято, если речь идет о русском композиторе.

Молчу уже об элементарной благодарности великому композитору, произведение которого было использовано на заре карьеры певицы и продолжает использоваться ею по сей день в личных целях. Очень все это некрасиво.

Говорят, что если чье-то произведение может узнать хотя бы один миллион человек, то автор может считать себя успешным, состоявшимся композитором. Только три произведения, о которых я рассказал в этих двух статьях, могут узнать на слух наверное не менее миллиарда человек.

Так что Владимир Вавилов может считаться одним из самых успешных и состоявшихся композиторов в истории музыки. Как жаль, что он умер в Ленинграде 11 марта 1973 года, увидев всего лишь два выпуска своей знаменитой пластинки. Он так и не узнал, что всего через несколько лет его произведения будут исполнять самые известные певцы во всем мире, а миллионы людей будут напевать их, восхищаться и считать лучшими произведениями эпохи.

На самом деле, Владимир Вавилов был не единственным композитором, который выдавал свои мелодии за чужие. В следующей статье расскажу про еще одно известнейшее произведение с поразительно похожей судьбой.

средневековая музыка, мистификация, лютневая музыка, малые гении, владимир вавилов, джулио каччини, авэ мария

Малый гений, чистый альтруист Владимир Вавилов. Фото с концертной афиши 1960-х

Попробуем вспомнить самые известные мистификации ХХ века? Коммерческие мистификации в живописи – этого много. А вот чтобы бескорыстные?

Кто такой Владимир Вавилов? Ленинградский малоизвестный гитарист и лютнист, аккомпаниатор, любивший старинную музыку, коллекционировавший гитары и лютни и скончавшийся в 1973 году, к сожалению, очень рано, в 47 лет.

Богачева и после смерти Вавилова на концертах часто исполняла Ave Maria, гастролируя по СССР. В 1994 году латвийская певица Инесса Галанте записала в Риге эту Ave Maria Каччини на диск, а после ее диск Debut был выпущен в Германии. Тогда-то и началось триумфальное шествие Ave Maria. Скоро это произведение стали исполнять на концертах все оперные звезды мира вместе с произведениями Вила Лобоса, Баха и Вивальди.

Еще больше неясного было с Ave Maria Джулио Каччини. Исследователи его творчества искали нотную запись Ave Maria с пластинки из СССР и не нашли. Не было у Каччини такой мелодии и такого произведения.

Исследователи стали думать. Ноты лютневых композиций, которые исполнял Вавилов на пластинке, отсутствуют в архивах и музыкальных библиотеках. И слова, слова-то где? Не может молитва Богородице состоять из двух слов.

Когда дело дошло до музыковедческого анализа, стало очевидно, что Ave Maria по вполне объективным причинам не могла быть сочинена Каччини. Самым явным свидетельством этому было использование так называемой золотой секвенции – гармонической последовательности, появившейся в европейской музыке спустя почти столетие после смерти композитора. И далее – многие прежде незамеченные подробности указывали на знакомство автора с музыкой последующих эпох. В самой музыкальной ткани произведения при более детальном рассмотрении проявлялись черты эклектичного музыкального языка XX века.

Все остальное написал сам Вавилов. И то, что он написал, приписал композиторам Винченцо Галилею, Нейзидлеру, Франческо ди Милано, Джулио Каччини. Приписывал свои произведения не Генделю и Баху, а малоизвестным композиторам в надежде, что на них никто не обратит внимание. Сработало! Так получилась одна из самых грандиозных и удачных мистификаций XX века в области музыки.

Так что же выходит? Выходит, что жил в Ленинграде в середине прошлого века гений. Ну, малый гений. Но все же его мелодию исполняют по всему миру вместе с мелодиями Шуберта, Генделя и Баха. Малый гений жил обычной жизнью, любил музыку, окончил музыкальную школу, попал на войну, был ранен, ожил, женился, концертировал, любил собирать гитары, мечтал достать лютню.

И при этом втихомолку писал музыку. Ну а дальше? И представить-то страшно, если бы он в 60-х годах объявил, что написал церковную молитву в честь Богородицы и предлагает ее исполнить со сцены. Вот он и аккомпанировал на концертах, исполняя собственную музыку. Малый гений был скромным. А музыку любил. Очень.

Что стоит за столь известной мистификацией? В первую очередь скромность, конечно. Но не только. Думаю, еще и неплохое понимание обстоятельств, в которых малоизвестного выскочку могут или задавить, или просто не слушать. Но, вероятно, главная составляющая, как бы высокопарно это ни звучало, – это беззаветная преданность искусству. Без этого ситуация, когда свой шедевр приписываешь другому человеку, невозможна.

Так что живут, живут малые гении, люди, отмеченные свыше. Жили во все времена, живут и сейчас. Просто надо приглядеться.

Проверено экспертами

Эту музыку написал Владимир Вавилов.

Народный рейтинг популярности: 16824

Правильно отвечают 78 % игроков. Чаще всего путают с произведениями:
Шуберт. Аве Мария - 9 %
Перголези. Stabat Mater - 6 %
Бах. Месса си минор - 4 %

Владимир Вавилов. Аве Мария Каччини | Ave Maria (Caccini)

Ave Maria - одна из самых известных мистификаций советского гитариста, лютниста и композитора Владимира Вавилова. При первом издании композиция была приписана неизвестному композитору, а затем стали указывать имя итальянского композитора Джулио Каччини.

Владимир Фёдорович Вавилов (5 мая 1925 г., Ленинград, ныне Санкт-Петербург - 11 марта 1973 г., там же) - советский композитор, гитарист и лютнист. Автор многочисленных музыкальных мистификаций, авторами которых Вавилов, в частности, указывал Френческо да Милано, Джулио Каччини, Николо Нигрино, Винченцо Галилеи.

Лишь после смерти Вавилова открылось, что он был композитором. Все, кто составлял описания биографии музыканта, не заостряли внимания на том, что он с 1952 года изучал теорию музыки и композицию под руководством композитора Иоганна Григорьевича Адмони (1906-1979). Об этом мало кто знал, потому что эти уроки не считались специальным образованием и в условиях СССР не выглядели достаточными для прав на официальную композиторскую деятельность.

Открытия начались после исследования текстов и мелодий с грампластинки "Лютневая музыка XVI-XVII веков", изданной фирмой "Мелодия" в 1970 году. Исследователи творчества ватиканского лютниста Франческо да Милано не нашли в каталоге произведений композитора ни одного похожего произведения на то, что исполнял Вавилов. Известно, что произведения да Милано внесены в ватиканские протоколы, а список его произведений был обнародован. Ещё больше неясного было с "Ave Maria" Джулио Каччини. Стилистический анализ, в частности, показал использование техники композиции, которой не существовало при жизни Каччини. Музыковеды подтвердили невозможность создания этих композиций ни в XVI, ни в XVII веке. Ноты лютневых композиций, которые исполнял Вавилов на пластинке, отсутствуют в архивах и музыкальных библиотеках.

Расспросы родственников и тех, кто близко знал музыканта, доказали, что автором этих произведений был сам Владимир Вавилов. Его дочь Тамара Владимировна сказала: "Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией "Вавилов" никогда не издадут, но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна, это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии".

"Ave Maria" - произведение советского гитариста, лютниста и композитора Владимира Вавилова. Было записано в конце 1960-х годов и издано в 1970 году на пластинке "Лютневая музыка XVI-XVII веков". При первом издании композиция была приписана неизвестному композитору, название на пластинке было указанно латиницей - "Ave Maria". Позже автором стали указывать итальянского композитора Джулио Каччини (8 октября 1551 г., Рим - 10 декабря 1618 г., Флоренция).

"Аве Марию" Вавилов сочинил, по всей видимости, в 1960-е годы для устраиваемых им вечеров старинной музыки. Надежда Вайнер, которая и была приглашена для записи "Ave Maria" на грампластинку, вспоминает: "До меня, когда Владимир Вавилов ещё только начал концертировать с программой старинной музыки, с ним выступала Лидия Орлова, но если говорить о первом профессиональном исполнении, об исполнении для издания пластинки, то перед вами первый исполнитель этой арии. Меня нашёл Марк Шахин - я тогда училась в Консерватории на третьем курсе, - нашёл и познакомил с Вавиловым."

В 1975 году Всесоюзная студия грамзаписи "Мелодия" выпускает альбом Ирины Богачёвой "Старинные арии", где "Ave Maria" была приписана авторству Джулио Каччини. По словам певицы: "Ноты с музыкой Каччини мне как раз принёс Владимир Вавилов. Он тогда мне и сказал, что это пьеса Каччини. Мы записали арию ещё до того, как он умер. Я с ней часто выступала. Владимир Вавилов мне и аккомпанировал на лютне и в концертах, и во время записи."

Новый виток известности произведения произошёл после исполнения "Ave Maria" Ириной Архиповой в Большом зале Ленинградской филармонии. Через два года похожий концерт в Большом зале Московской консерватории с участием Архиповой транслировался центральным телевидением СССР. В 1988 году вышла пластинка, записанная Архиповой на студии "Мелодия". Автором новой аранжировки стал органист Олег Янченко. Везде автором "Ave Maria" был указан Джулио Каччини.

Начало широкого распространения мистификации по всему миру связывают с именем Инессы Галанте: в 1994 году латвийская певица записала в Риге версию "Ave Maria", вошедшую в её диск "Debut", выпущенный в Германии год спустя. Считается, что именно после выхода альбома в Германии к "Ave Maria" начинает приходить известность за границей. Вслед за Галанте "Аве Марию" начинают исполнять многие оперные звезды, при этом автором везде продолжают указывать Каччини. Однако постепенно начинает всплывать авторство Вавилова, и многие именитые исполнители оказываются в неловком положении, имея в репертуаре "шлягер" с сомнительным авторством. Кто-то начинает указывать двойное авторство, кто-то указывает Вавилова, отмечая, что ранее авторство приписывалось Джулио Каччини. Но как бы там ни было, мистификация жива до сих пор, и многие современные записи выходят в свет с указанием в качестве автора "Ave Maria" Джулио Каччини.

Известные записи:
1970 - Надежда Вайнер, альбом "Лютневая музыка XVI-XVII веков"
1975 - Ирина Богачёва, альбом "Старинные арии"
1987 - Ирина Архипова, альбом "Ave Maria", аранжировка Олега Янченко
1994 - Инесса Галанте, альбом "Musica Sacra"
1995 - Инесса Галанте, альбом "Debut"
1997 - Лесли Гарретт, альбом "A Soprano Inspired", аранжировка Ника Ингмана
1998 - Шарлотта Чёрч, альбом "Voice of an Angel", аранжировка Ника Ингмана
1998 - Джулиан Ллойд Уэббер, альбом "Cello Moods"
1999 - Андреа Бочелли, альбом "Sacred Arias", аранжировка Стивена Меркурио
2001 - Чо Суми, альбом "Prayers", аранжировка Стивена Меркурио
2003 - Хонда Минако, альбом "Ave Maria"
2005 - Хейли Вестенра, альбом "Odyssey", аранжировка Стивена Меркурио
2008 - Том Калли, альбом "New Dawn"
2014 - Элина Гаранча, альбом "Meditation"
2014 - Джеки Иванко, альбом "Awakening"
2015 - Амира Виллигхаген, альбом "Merry Christmas"
2015 - Тарья Турунен, альбом "Ave Maria - En Plein Air"



Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.

Комментарии (5)

Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.

Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?

Список использованных произведений находится в разделе "Музыка". Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?

Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.

Как можно было не выбрать исполнение Ирины Архиповой для публикации фрагмента — уму непостижимо.

Эту страницу оформил Virtour

Исполнитель: Надежда Вайнер - вокал (меццо-сопрано), Владимир Вавилов - лютня, Марк Шахин - орган. Диск с записью издан фирмой "Мелодия" в 2009 году на основе записи грампластинки "Лютневая музыка XVI-XVII веков", изданной в 1970 году (первая запись).

Спасибо! Публикуем в основной раздел.

А как же вы забыли про "Аве Марию"?

Владимир, почему забыли? Начали с более известных.

Не забудьте про Аве Марию и Ричеркар.

* Отрывки "Владимир Вавилов. Аве Мария Каччини" использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.



Джу́лио Каччи́ни (Giulio Caccini 1551 — 1618) — итальянский композитор и певец



Про­хо­дит еще де­сять лет и ми­с­ти­фи­ка­ция вы­хо­дит на ме­ж­ду­на­род­ный уро­вень. В 1994 го­ду латвийская оперная пе­ви­ца Инес­са Га­лан­те за­пи­сы­ва­ет в Ри­ге "Ave Maria" Ва­ви­ло­ва-Кач­чи­ни, включив ее в свой дебютный альбом, вы­шедший в Гер­ма­нии в 1995 году:


Но как бы там ни было, ми­с­ти­фи­ка­ция жи­ва до сих пор, и у все той же Инес­сы Га­лан­те в 2008 году вышел диск, где в авторах "Ave Maria" указан Джу­лио Кач­чини:

Ну и в за­вер­ше­ние этого де­тек­тив­но­го рас­сле­до­ва­ния еще не­сколь­ко зна­ко­вых ва­ри­ан­тов ис­пол­не­ния "Ave Maria" Ва­ви­ло­ва-Кач­чи­ни.

Мария Лукьяновна Биешу


Вы­да­ю­ща­я­ся мол­дав­ская со­вет­ская опер­ная пе­ви­ца, пе­да­гог. На­род­ная ар­ти­ст­ка СССР.
Ге­рой Со­ци­а­ли­сти­че­с­ко­го Тру­да. Ла­у­ре­ат Ле­нин­ской и Го­су­дар­ст­вен­ной пре­мии СССР.

Чечилия Бартоли (Cecilia Bartoli)


Алики Хрисоху (Aliki Chrysochou)


Андреа Бочелли (Andrea Bocelli)


Италь­ян­ский пе­вец (те­нор). По­пу­ля­ри­за­тор опер­ной му­зы­ки. Ан­д­реа Бо­чел­ли ро­дил­ся в 1958 го­ду в Лад­жа­ти­ко в про­вин­ции Тос­ка­на. Не­смот­ря на сле­по­ту, он стал черезвычайно популярным певцом, причем как со­вре­мен­ной опе­ры, так и поп-му­зы­ки ( например он спел целый ряд ду­этов с популярными поп–исполнителями: Се­лин Ди­он, Са­рой Брайт­ман, Эро­сом Рамазотти и Эл Джерро. По­след­ний пев­ший с ним в "The Night Of Proms", ска­зал про Бо­чел­ли: "Я имел честь петь с са­мым кра­си­вым го­ло­сом в ми­ре".

Владимир Фёдорович Вавилов


Читайте также: