Юрий григорович биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Лауреат Ленинской премии, двух Государственных премий СССР.

2-ого января 2017-ого года живому классику, гениальному хореографу Юрию Николаевичу Григоровичу исполнилось 90 лет. Его трудом и талантом российский балет достиг небывалых высот и сегодня с невероятным успехом блистает на сценах всего мира.

Юрий Николаевич Григорович родился 2 января 1927-ого года в Ленинграде. Любовь к балету с малых лет привили его отец, Николай Евгеньевич, и мать, Клавдия Альфредовна. Они были поклонниками балета, хотя и не были представителями творческих профессий. Танцевал дядя Юры, Георгий Альфредович Розай, солист Мариинского театра и участник парижских сезонов в антрепризе С. Дягилева. Он оказал наибольшее влияние на мальчика, и тот горячо увлёкся балетом. Уже в юности Юра начал сочинять танцы.

Руководителем Юрий Николаевич был жёстким, авторитарным. Это вызывало как уважение, так и недовольство. Своё несогласие выражали и хореограф Владимир Васильев, и прима-балерина Майя Плисецкая . К 1995-ому году накопившиеся противоречия вылились в серию скандалов, и Григорович, не став дожидаться, пока его уволят, сам положил на стол заявление об уходе.

В 1996-ом году наступил новый этап творческой деятельности Григоровича. Он начал сотрудничество с Краснодарским театром балета, а затем стал его художественным руководителем. Как и прежде, Юрий Николаевич вкладывал в дело всю свою энергию, и его труппа достигла впечатляющих высот. Артисты вышли на международный уровень и объездили весь мир.

В 2001-ом году Юрий Григорович вернулся в Большой театр.

Сегодня он по-прежнему активно продолжает своё дело. Полный энергии и трудолюбия, волевой и упорный человек, он не может усидеть на месте. Жизнь всё так же ему интересна, он с огромным удовольствием работает и общается с молодыми людьми. Юрий Николаевич – требовательный, властный, но вместе с тем доброжелательный и порядочный человек. Он не любит выставлять оценки и отзываться о ком-либо плохо, даже если есть на то какая-то причина.

Женой Юрия Николаевича была знаменитая Наталия Игоревна Бессмертнова, выдающаяся балерина удивительной красоты. 40 лет вместе! Она была музой Юрия Николаевича (к сожалению, её уже нет с нами). Наталия Игоревна танцевала в балетах мужа, но он всегда подчеркивал, что даёт партии не своей жене, а выдающейся балерине.

Огромное спасибо, Юрий Николаевич, за Ваши шедевры, за бесценный вклад в развитие балета, в российскую культуру!

Григорович Юрий Николаевич

Юрий Григорович родился в Ленинграде 2 января 1927 года в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и его супруги, Клавдии Альфредовны, домашней хозяйки.

Юрий Григорович с мамой в детстве

Юрий Григорович с мамой в детстве

Родители Юрия были поклонниками балета и поощряли возникший у мальчика интерес к танцу.

Юрий Григорович (справа) в юности

Юрий Григорович (справа) в юности

Несомненно, на этот интерес повлияло и то, что дядя Юры, Георгий Розай, был известным балетным танцовщиком, танцевал в Мариинском театре и участвовал в Дягилевских сезонах в Париже. Юрий окончил Ленинградское хореографическое училище.

Юрий Григорович в молодости

Юрий Григорович в молодости

Основные события из жизни

Юрий Григорович с Владимиром Путиным

Юрий Григорович с Владимиром Путиным

Личная жизнь

Первой супругой Григоровича была Алла Яковлевна Шелест – балерина Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. Они расстались в результате отъезда Григоровича в Москву в 1964 году. Детей в браке не было.

Первая супруга — Алла Шелест

Первая супруга — Алла Шелест

В 1968 году Юрий Николаевич женился на Наталии Бессмертновой, блистательной балерине, приме Большого театра. Наталия Игоревна танцевала главные партии во всех постановках Григоровича, часто была первой исполнительницей, в оригинальных постановках он создавал партии специально для нее. При этом многократно подчеркивал, что отдает их не супруге, а выдающейся балерине. Наталия Игоревна, несмотря на занятость в театре, делала все, чтобы освободить мужа от бытовых забот и дать ему возможность заниматься творчеством.

Юрий Григорович и Наталия Бессмертнова

Юрий Григорович и Наталия Бессмертнова

В 2008 году Григорович овдовел. Детей у пары не было.

Вклад и значимость

Юрий Николаевич Григорович – выдающийся всемирно известный советский и российский хореограф, реформатор классического балета, открывший новую эпоху музыкального театра.

Он развил и обновил классический танец, обогатив его новыми элементами – движениями народного, бытового танца, свободной пластикой. Его постановки отличает последовательная драматургия, использование сложных форм симфонического танца, хореографических монологов персонажей, психологизм образов, тесное слияние хореографии и музыки. Почти все его оригинальные балеты не сходят со сцен театров России и мира уже более 60 лет.


Юрий Григорович – отечественный хореограф-постановщик, преподаватель искусства танца. Президент нескольких профессиональных сообществ в России и за рубежом.

Детство и юность

Балетмейстер родился 2 января 1927 года в Северной столице. Страсть к танцу перешла к Юрию от дяди по материнской линии, который после окончания петербургского балетного училища поступил в труппу Сергея Дягилева.

Юрий Николаевич Григорович

Хореограф-постановщик

Юрий Николаевич Григорович

В 1961-м Юрий Николаевич стал хореографом Ленинградского театра оперы и балета, проработал на этой должности три года. Далее почти 30 лет руководил балетной труппой Большого театра.

Юрий Николаевич Григорович

Юрий Николаевич Григорович

Юрий Николаевич Григорович

Юрий Николаевич Григорович

Чувства между Юрием и Наташей возникли не сразу. Уже известный тогда Григорович долго не обращал внимания на балерину, но все изменилось в 1968 году, когда труппа отправилась на гастроли в Америку. Когда коллектив вернулся на родину, все члены труппы уже активно обсуждали роман талантливого постановщика с подающей надежды танцовщицей.

Немногие верили, что их отношения приведет к чему-то серьезному. В основном коллеги делали пессимистичные прогнозы о том, что бурный роман скоро закончится. Однако влюбленные преподнесли окружающим сюрприз, объявив о скорой свадьбе. Счастливая личная жизнь балетмейстера продолжалась до самой смерти любимой супруги.

Наталия Игоревна стала для маэстро не просто женой, но и бессменной музой. Она была занята в театре не меньше супруга, но всегда старалась организовать его быт, чтобы он мог спокойно создавать новые постановки.

Награды

За долгие годы службы искусству Григорович был несколько раз удостоен самых почетных наград. Среди них:

  • звания народного артиста РСФСР, СССР, Узбекской ССР;
  • звания заслуженного артиста РСФСР и Казахстана;
  • звание народного артиста Башкортостана;
  • почетный гражданин Кубани;
  • почетный гражданин Варны.

Помимо высоких званий, Юрий Николаевич имеет в своей копилке несколько десятков государственных и международных наград, ордена, медали, нагрудные знаки и всевозможные премии СССР, России и других стран.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Юрий Григорович. Архивное фото

Хореограф-постановщик, балетмейстер Государственного академического Большого театра России, Народный артист СССР Юрий Николаевич Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в семье служащего. Дядя Юрия по матери, Георгий Розай, был танцовщиком – выпускником петербургской балетной школы, участником парижских сезонов в антрепризе Сергея Дягилева.

В 1946 году Юрий Григорович окончил Ленинградское хореографическое училище (ныне Санкт-Петербургская академия русского балета имени А.Я. Вагановой), где занимался под руководством педагогов Бориса Шаврова и Алексея Писарева. Он был принят в балетную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр), солистом которой оставался до 1961 года.

Cреди его ролей в театре – Половчанин в опере "Князь Игорь" композитора Александра Бородина, Нурали в "Бахчисарайском фонтане" Бориса Асафьева, Шурале в одноименном балете Фарида Яруллина, Северьян в "Каменном цветке" Сергея Прокофьева, Ретиарий в "Спартаке" Арама Хачатуряна и другие.

Первые свои постановки Григорович осуществил в Ленинградском Доме культуры имени А.М. Горького. В 1948 году им были поставлены балеты "Аистенок" Дмитрия Клебанова и "Семеро братьев" на музыку Александра Варламова.

Марис Лиепа и Нина Тимофеева в балете Арама Хачатуряна Спартак в постановке Юрия Григоровича

Успех пришел к Юрию Григоровичу после постановки им на сцене театра имени С.М. Кирова балетов "Каменный цветок" Прокофьева (1957) и "Легенда о любви" Арифа Меликова" (1961).

В 1961-1964 годах Юрий Григорович был балетмейстером Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (Мариинский театр).

В 1964-1995 годах Григорович занимал пост главного балетмейстера Большого театра (в 1988 году должность была переименована в художественного руководителя балетной труппы).

На сцену Большого театра Григорович перенес свои балеты "Каменный цветок" (1959), "Легенда о любви" (1965) и "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1979), мировая премьера последнего из них состоялась в Парижской национальной опере в 1978 году.

Первым его оригинальным спектаклем, поставленным в Большом театре, стал балет "Щелкунчик" Петра Чайковского (1966). В отличие от ранних постановок, интерпретировавших балет как детскую сказку, Григорович представил балет как философско-хореографическую поэму. Он создал здесь новую хореографию на основе полной партитуры Чайковского.

Большой успех в различных странах мира имел балет "Спартак", поставленный Григоровичем на музыку Арама Хачатуряна (1968). Балетмейстеру удалось создать поэму о бессмертии героического подвига. Этот балет в 1970 году был удостоен Ленинской премии.

В Большом театре Григорович поставил балеты "Иван Грозный" на музыку Сергея Прокофьева (1975), "Ангара" Андрея Эшпая (1976),"Золотой век" Дмитрия Шостаковича (1982).

Под редакцией Григоровича в главном театре страны были осуществлены постановки классических балетов "Спящая красавица" (1963, 1973) и "Лебединое озеро" (1969, 2001) Чайковского, "Раймонда" (1984, 2003) Александра Глазунова, "Жизель" (1987) и "Корсар" (1994) Адольфа Адана, "Баядерка" (1991) и "Дон Кихот" (1994) Людвига Минкуса.

Сцена из балета Прокофьева Ромео и Джульетта в постановке Юрия Григоровича

В 1991-1994 годах Григорович руководил основанной им труппой "Большой театр — студия Юрия Григоровича".

В 1993-1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1996 году он стал фактическим основателем тетра балета в Краснодаре (балетная труппа краснодарского Музыкального театра ТО "Премьера").

В Краснодаре состоялись премьеры постановок Григоровича "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Дон Кихот", "Спартак", "Ромео и Джульетта", "Золотой век", "Тщетная предосторожность", "Каменный цветок", "Легенда о любви", "Корсар", "Баядерка", "Иван Грозный", "Спящая красавица" и др.

В 1999 году Григорович вернулся на московскую сцену, осуществив постановки в театре "Кремлевский балет" – "Ромео и Джульетта" (1999) и "Иван Грозный" (2001), затем "Корсар" (2007).

В 2008 году в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко им был поставлен балет "Каменный цветок".

В 2001 году Юрий Григорович вернулся к сотрудничеству с Большим театром, начав репетиции балета "Лебединое озеро" в новой редакции, затем были возобновлены постановки "Легенды о любви", "Раймонда", "Щелкунчик", "Спартак", "Золотой век" и другие.

В феврале 2008 года Юрий Григорович по предложению руководства Большого театра стал штатным балетмейстером труппы.

18 ноября 2011 года с триумфом прошла первая балетная премьера на исторической сцене Большого театра после реконструкции – "Спящая красавица" в постановке Юрия Григоровича.

В ноябре 2012 года состоялась премьера балета "Иван Грозный" Прокофьева в новой хореографической редакции балетмейстера.

В октябре 2016 года Большой театр представил возобновленный балет "Золотой век" Шостаковича в новой редакции Юрия Григоровича.

В декабре 2016 года в новой хореографической редакции Григоровича в Мариинском театре состоялась премьера балета "Каменный цветок" Прокофьева. Премьера приурочена 125-летию композитора и 90-летию балетмейстера.

Читайте также: