Честь мундира это значит кратко

Обновлено: 04.07.2024

Достоинство офицера, командира и т. п. Спросите о нём, как о моряке — все скажут: храбрый, — он бывал в кампаниях и не ронял чести мундира, далеко нет (Чернышевский. Повесть в повести). Заместитель начальника милиции имел представление о чести мундира несколько иное, чем его коллега из Брянска (А. Черненко. До выстрела и после).

Смотреть что такое ЧЕСТЬ МУНДИРА в других словарях:

ЧЕСТЬ МУНДИРА

Разг. Ирон. О внешней благопристойности и мнимо безупречной репутации. БМС 1998, 626; БТС, 563.

Сознание - высшая форма отражения публичного бытия. Оно является предпосылкой и регулятором поведения людей. В сознании сходятся все субъективные и конкретные причины, порождающие как правомерное, так и противоправное, а частично и преступное поведение. Оно испытывает определенное влияние материальных и остальных условий жизни общества, в том числе и права.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

понятие честь мундира и его нравственная оценка.docx

1. Профессиональная честь как моральная база сплоченности служебного коллектива.

2. Долг и моральная ответственность.

Перечень использованной литературы.

Сознание - высшая форма отражения публичного бытия. Оно является предпосылкой и регулятором поведения людей. В сознании сходятся все субъективные и конкретные причины, порождающие как правомерное, так и противоправное, а частично и преступное поведение. Оно испытывает определенное влияние материальных и остальных условий жизни общества, в том числе и права. Сознание возникает в процессе деятельности и проявляется в ней, поэтому принципиальным элементом регулирования правоохранительной деятельности является профессиональное сознание служащих органов внутренних дел. Структура профессионального сознания юристов, вообще, и служащих органов внутренних дел, в частности, включает в себя два элемента, профессиональный (правосознание) и нравственный (моральное сознание). Анализируя элементы структуры профессионального сознания, нужно иметь в виду его единство и целостность. Поскольку мораль и право неотделимы друг от друга, нельзя также провести какую-либо четкую границу меж нравственным и правовым сознанием на любом из двух уровней отражения реальности. Сфера деяния морали, морального сознания, нравственной (этической) культуры шире, чем правовой: они в большей либо в меньшей степени регулируют все публичные дела. Бессчетные исследования проявили, что обеспечить социально адекватное и законопослушное поведение людей в условиях страны можно только через нравственное и правовое сознание сразу. Право не может быть очищено от морали, отделено от нравственности. Следует иметь в виду, что при правовом регулировании законодатель, пользуется, до этого всего, моральными критериями. Базу права составляют нормы господствующей морали, поэтому правовые нормы имеют моральное содержание, выраженное или конкретно, или через ряд опосредующих звеньев. Это придает им нравственное обоснование и нравственный авторитет. Поэтому, когда молвят о нравственной базе права, имеют в виду, что определенный нравственный аспект присущ не лишь самим нормам права, но и способам их реализации. Одни и те же социальные потребности, ценности и блага частенько охраняются и нормами права и нормами морали сразу. Механизм морального влияния тоньше и действеннее правового регулирования. Нравственные требования обращены к совести человека, соединены с саморегуляцией поступков, осознанием собственного долга, чувства справедливости. Они нацелены на сознательное и добровольное следование моральным принципам и нормам. Следует выделить достаточную упругость наших законов, как правило, позволяющих их исполнителю выбрать из комплекса альтернатив более целесообразное, справедливое решение. В осуществлении этого выбора определяющую роль, как раз, и играются нормы морали, нравственное сознание. Если благо - объект стремлений человека, добро - деятельность, то долг, совесть, ответственность, достоинство - понятия, раскрывающие ценность мотива моральной деятельности.

Нравственное сознание имеет в центре стержневой нравственный принцип, который совместно с другими элементами характеризует начальную моральную позицию личности. Таковым стержневым принципом нравственного сознания служащих правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел, является принцип законности, следование которому не лишь служебная обязанность, но и моральный долг.

  1. Профессиональная честь как мор альная база сплоченности служебного коллектива.

Честь - понятие морального сознания и категория этики; включает в себя моменты осознания индивидуумом собственного публичного значения и признания этого значения со стороны общества. Будучи формой проявления дела индивидуума к себе и общества к индивидууму, честь подходящим образом регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих. Честь основывается на дифференцированной оценке людей. Различаются государственная, профессиональная, коллективная и индивидуальная честь. (Философский словарь) Категория чести относится к числу наиважнейших категорий профессиональной этики. Честь - это положительная социально-нравственная оценка человека либо учреждения, авторитет, репутация; это одно из основных нравственных свойств, высшая степень честности, порядочности, благородства. Категории этики тесновато соединены меж собой, содержание одной из них, как правило, раскрывается через внедрение остальных. Категория чести может быть понята лишь через привлечение таковых категорий, как достоинство, ответственность, честолюбие, порядочность, правдивость и т.д.

Категория долга - одна из важнейших в этике вообще и посреди категорий профессиональной этики в особенности.

Долг - то общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который понимает их и реализует в собственной деятельности. В категории долга силен обязательный побудительный момент. Долг не лишь верно определяет саму идею, но и придает ей повелительный характер: зовет, просит, настаивает на её претворении в жизнь. Быть человеком долга означает не лишь знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике. Многие из великих ценили чувство долга. И.Кант писал, что долг - это конкретно то великое, что возвышает человека над самим собой. В особенности огромное признание категория долга получила в сфере военной и правоохранительной деятельности. Конкретно в этих сферах долг употребляется как очень действенная движущая людьми сила. Служебный долг сотрудника правоохранительных органов является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению самой высокой и справедливой задачки: защиты прав и свобод личности, обеспечению сохранности собственной страны, укреплению правопорядка. Но потенциальные способности служебного долга могут проявиться лишь в том случае, если они дополняются субъективно нравственным отношением к нему, когда публичные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

Долг служащих правоохранительных органов - это высокая и знатная обязанность, вытекающая из субъективных потребностей защиты личности, общества, страны, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями. Совпадение доминирующего желания с долгом есть своеобразный апофеоз нравственности. Но следует различать эти понятия. В долге конкретно проявляется активная природа морали. Она не только придает четкую оформленность идее и целям, но и побуждает, просит их заслуги. Следовательно, публичный долг - действующее сознание. Отношение к публичному долгу характеризует не лишь личность, но и коллектив. В правоохранительных органах придается первостепенное значение долгу как непосредственному регулятору деятельности их служащих. В силу специфики организации правоохранительных органов нравственные дела в них регламентированы нормами права более детально, чем в остальных сферах. Поэтому долг не столько пожелание, сколько требование страны и общества. Нравственное содержание долга подкрепляется правовыми требованиями, имеющими силу закона. Через нравственную базу долга раскрываются высокие свойства - исполнительность, разумная инициатива, самоотверженность и мужество, достоинство и честь. Общность правовых и нравственных требований характерна для всего русского законодательства в правовых актах, регулирующих деятельность правоохранительных органов, взаимодействие и взаимопроникновение этих двух видов публичных требований более тесное и глубочайшее. В требованиях юридически оформленного профессионального долга, выраженного в Присяге, уставах, рекомендациях, инструкциях, заключены и моральная оценка, и правовая норма. Следовательно, профессиональный долг представляет собой единство правовой и нравственной сторон. Принципиальной составляющей нравственного долга является самодисциплина. Нужна таковая высокая ступень развития нравственного дела к долгу, когда ни один поступок не совершается вопреки самосознанию, а выполнение долга подкрепляется повелением совести, когда дисциплина, как основное выражение профессионального долга, становится самодисциплиной. Внутренняя готовность следовать требованиям Присяги, уставов, собственных управляющих, осознаваемая как внутреннее побуждение - это самая высокая мера ответственности, готовность выполнить профессиональный долг не по принуждению, а по совести, добровольно. Нравственным мерилом профессионального долга является практическая сфера, которая появляется из отношений к государству и обществу и служащих друг к другу. В понятие нравственного критерия выполнения профессионального долга входят не лишь его практические результаты, но и мотивы деятельности. Не считая того, нравственная оценка конкретного поведения сотрудника предполагает учет его предшествующей деятельности. В связи с этим очень принципиальное значение в деятельности правоохранительных органов приобретает категория моральной ответственности. Категория моральной ответственности в значимой мере коррелируется с категорией профессионального долга, являясь в определенной степени одной из его составляющих. Ответственность выражает отношение общества либо человека к выполнению субъектом нравственного долга. Моральная ответственность условно может быть разделена на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя ответственность - это способность личности обдумывать последствия собственных действий и поступать в согласовании с этим осознанием, руководствуясь нормами морали. Внешняя ответственность выступает в виде публичных санкций за деяния личности. Время от времени ответственность подразделяют на позитивную и нехорошую. Положительная ответственность - это сознательное и добросовестное выполнение личностью предъявляемых к ней требований. Она ориентирует с на подобающее выполнение субъектом возложенных на него обязанностей. Негативная ответственность - реакция общества либо личности на совершенные проступки. Моральная ответственность различается от юридической, которая постоянно связана с применением мер государственного принуждения. При моральной ответственности санкции к субъекту за безнравственные деяния может предъявлять не лишь общество, но и сам субъект. Моральная ответственность связана в первую очередь с публичным и личным осуждением. В данной связи встает вопрос о мере ответственности. В определении юридической ответственности действуют четкие правовые рамки. Моральная ответственность таковых рамок не имеет. Мера моральной ответственности в достаточной степени имеет под собой субъективные основания, т.К. Общество либо сам человек в каждой конкретной ситуации описывает, в какой мере и в какой форме осудить совершившего проступок. Но, это не значит что мера моральной ответственности лишена объективных оснований. Таковыми основаниями являются степень вреда, нанесенного проступком, и степень вины нарушителя. Мера ответственности за моральный выбор вытекает из диалектики свободы и необходимости. Личность ответственна в меру свободы выбора, т.Е. Она отвечает только за то, что она объективно могла и субъективно обязана была выбрать и воплотить в поступке. В последние годы остро встал вопрос об ответственности правоохранительных органов и их служащих за совершенные ими деяния. Суть этого вопроса состоит в следующем: в какой мере и за что они могут и обязаны нести ответственность. Мера ответственности, как было отмечено выше, определяется мерой свободы выбора, т.Е. Наличием объективных возможностей для альтернативных действий и степенью следования нравственным требованиям. Сотрудники правоохранительных органов обязаны нести ответственность за конкретные противоправные либо аморальные деяния конкретных лиц либо органов страны. Но в реальности оценка действий человека либо целой организации не постоянно укладывается в ту либо иную формулу. Многие вопросы требуют глубочайшего анализа и обязаны решаться по-своему в каждом конкретном случае с учетом всех сопутствующих им событий.

Достоинство - категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и общества к индивидууму. Категория чести совсем близко примыкает к категории достоинства. Эти категории практические совпадают по своему объективному содержанию, но различаются по форме. Оценка чести - это оценка публичного представления, а оценка достоинства - это до этого всего дело самой личности. В данном случае упор переносится на свою самооценку, которая базируется на осознании собственных наград перед обществом и собственной личной самоценности. Достоинство выступает частенько как реакция на тот либо другой тип дела к себе. Это дозволяет разглядывать честь как понятие мировоззренческое, а достоинство - эмоциональное. Понятие достоинства имеет многоплановую структуру. Так, если хоть какой человек имеет законное право на защиту собственного достоинства правоохранительными институтами, то это относится лишь к определенному минимуму форм дела к личности - в силу того, что она принадлежит к роду человеческому и общество конституционно гарантирует ей защиту этого права. Но уважение обществом достоинства личности - это большой спектр разных форм, имеющих многоступенчатый, иерархизированный характер - от обязательного соблюдения элементарных правил этикета до серьезного соблюдения ритуалов, церемоний, отдания почестей и т.д. Степень этого уважения определяется как публичным статусом личности, так и её наградами, авторитетом, в том числе и незапятнанной честью. Чувство профессионального достоинства основывается на понимании сотрудниками правоохранительных органов трудности, трудности и значимости для общества собственной профессии, чувстве гордости собственной профессией. Достоинство для человека имеет не меньшую, а почаще огромную роль, чем материальное благополучие, здоровье либо даже сама жизнь. Поэтому постоянно и везде охрана и защита достоинства человека - важнейшая мишень всех политико-правовых институтов и хоть какой государственности. Это выдвигает необходимость утверждения принципа человеческого достоинства как полностью нравственно-правового принципа правопорядка. Этот принцип устанавливает, что лишь тот имеет право на применение закона к поведению человека, кто по-настоящему уважает неповторимую особенность другого и не допускает дела к нему просто как средству, но постоянно лишь как к цели публичного развития, к достижению общего блага; запрещает в процессе мастерски-правоохранительного общения допускать пренебрежение, умаление либо ущемление достоинства личности и предписывает вносить в свое поведение чувство меры и такта, объективности и беспристрастности в отношении к лицам, с которыми сотрудник правоохранительных органов соприкасается в силу выполнения служебных обязанностей; предписывает в полную меру употреблять процессуальные и институциональные способности установленного правопорядка, чтоб оградить достоинство и права личности от умаления и нарушения, будь то со стороны людей либо со стороны государственных органов и учреждений.

П-ф 1. Долг чести сотрудника органов внутренних дел - быть примером в выполнении законов русской Федерации, уважении и защите личности, человеческого достоинства гражданина, независимо от его происхождения, национальности, общественного статуса, политических, религиозных либо мировоззренческих убеждений в согласовании с Конституцией, международными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали.

П-ф 2. Быть верным Присяге, гражданскому и служебному долгу, глубоко обдумывать свою личную ответственность за защиту жизни, здоровья, прав и свобод людей, принадлежности, интересов общества и страны от преступных и других противоправных посягательств.

П-ф 5. Не терять самообладания и достоинства при вынужденном и правомерном применении физической силы и особых средств, когда переговоры либо убеждения оказались неэффективными.

П-ф 9. С честью и достоинством носить форменную одежду. Всем своим поведением подавать пример высокой порядочности и тактичного обращения с окружающими, как на службе, так и в семье и в быту.

П-ф 12. Высокая честь - заслужить право гордиться собственной профессией, достойно носить звание сотрудника органов внутренних дел русской Федерации.


Скорее всего, рассматриваемые нами идиомы появились тогда же.

Офицерскую честь отстаивали на дуэлях, которые, хотя и были запрещены ещё Петром I, но широко практиковались на протяжении почти всего XIX века и даже шагнули в век ХХ.

Таким образом, первоначальноезначениевышеназванной идиомы –Писаные и неписаные правила военнослужащих гласили, что как на форменной одежде не должно быть ни пятнышка, так и офицерская честь не должна быть запятнанной ничем.

Вспомните, нашумевшую в прошлом году историю с отравлением пермских школьников : десятки детей попали в больницы с сальмонеллёзом, многие были в тяжёлом состоянии, но… виновники так и не найдены, дело, которое поначалу было взято на контроль чиновниками самого высокого ранга, пустили на самотёк, статьи в СМИ постепенно сведены на нет.

Этот период чудовищных приписок и породил, на мой взгляд, фиксирующееся вэтимологических словарях значение :

1841084-dc81ff7b7770b903.jpg

Основная цель их появления - охранение корпоративной чести офицерского сословия путем предоставления самим офицерам права исключать из своей среды тех лиц, которые признаются ими как недостойные принадлежать к корпорации. Суды эти носили чисто сословный характер. Строились они на выборных началах и действовали обособленно от общей военно-судебной организации. Поскольку нижние армейские чины по характеру их службы (по обязанности или срочному найму) не считались носителями и выразителями воинской чести, юрисдикция военных судов чести на них не распространялась.

Учреждение военных судов чести в России относится к 1863 году. Именно тогда вышло положение об охране воинской дисциплины и дисциплинарных взысканиях. Интересно, что подобные суды утверждались лишь при отдельных войсковых частях, а не при высших войсковых соединениях. Назывались они судами общества офицеров. Их компетенции были подвластны лишь только обер-офицеры (ротмистр, есаул, старший лейтенант). Что же касается штаб-офицеров (высший ранг), то считалось недопустимым, несовместимым с началами воинской дисциплины, когда младшие критикуют старших.

Военная служба уничтожает все искусства,
кроме тех, которые способствуют войне.
Ф.Ламот-Левайс
О служебном этикете военнослужащего российской армии

Первым кодексом советской военной этики была книжка красноармейца (1918 год). В ней нашли отражение ее важнейшие положения. А в годы Великой отечественной войны (1941-1945) такие качества, как патриотизм и ненависть к врагу, воинская честь и мужество, героизм и самоотверженность человека в военной форме проявились в полной мере.

Военного человека от обыкновенного смертного во все времена отличали мундир, знаки различия и т. д.

А в январе 1919 года знаки различия военнослужащих были введены в Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Это были нарукавные знаки из алого сукна. Нашивались они на левый рукав гимнастерки и шинели (над обшлагом). С 31 января 1922 года знаки различия военнослужащих размещаются на специальном клапане, который нашивается посередине левого рукава шинели и гимнастерки.

6 января 1943 года - знаменательный день для нашей армии. Именно в этот день Президиум Верховного Совета своим указом вводит для личного состава Красной Армии, а 15 февраля - и для Военно-Морского флота погоны.

Примечательно, что перед войной (1941 год), да и в первые годы после нее среди наших офицеров высшего ранга существовал неписаный закон - не ездить на других видах городского транспорта, кроме как в такси и на метро. Основная причина - советский офицер должен идеально выглядеть и со стороны: чтобы был не помят мундир, чтобы были начищены сапоги, ботинки.

При военной форме не полагалось носить в руках ничего, кроме планшета, полевой сумки (как неотъемлемой части военного обмундирования) или, в крайнем случае, портфеля. Это также позволяло сохранять выправку и внешнее достоинство. Кроме того, весь этот неписаный этикет имел еще и чисто эстетическое значение - не выставлял военного в приземленно-бытовом виде. Защитник отечества в любой обстановке должен был иметь соответствующий вид.

И эти, казалось бы, мелочи на самом деле способствовали притягательности профессии военного. Они служили прекрасной рекламой армии. Кстати, все это дисциплинировало и самих военных. Кроме того, старший по званию имел право не только в части, но даже и в городе сделать замечание младшим по званию о нарушении уставных требований ко внешнему виду.

Следует упомянуть и о том, что в Красной, а затем и Советской Армии не разрешалось ничего, кроме усов. Отпускать же бороду можно было лишь в исключительных случаях, в частности, для маскировки физических недостатков лица.

Невежливость между равными некрасива,
со стороны же начальника она есть тирания.
Лопе де Вега
Отношения - начальник-подчиненный,
подчиненный-начальник

Существуют правила этикета начальника с подчиненными. Общение начинается с приветствия. Руководитель при встрече с подчиненным должен правильно ответить на приветствие. Он должен непременно встать, если к нему в кабинет войдет подчиненный, первым подать руку и пригласить сесть. Если же в кабинет входят несколько человек, неэтично выделять кого-либо из них особыми знаками внимания.

Этикет чрезвычайно важен и при проведении совещаний и вызове подчиненных. Без крайней необходимости не надо вызывать людей на заседание. Но если оно назначено, то к этому времени сам начальник должен быть на месте. Этикет требует быть предельно внимательным к обсуждаемым вопросам, вежливо выслушивать выступающих. В своих выступлениях необходимо быть кратким.

Культура начальника, командира особенно проявляется в конфликтных ситуациях. Здесь чрезвычайно важна выдержка. Брань, оскорбления и даже повышение голоса недопустимы, какой бы ни была вина подчиненного офицера. От этого во многом зависит авторитет руководителя.

Кроме того, начальник должен заботиться о поддержании не только своего собственного авторитета, но и авторитета своих подчиненных. Так, например, командир не сделает замечание подчиненному публично. Не станет жаловаться на него в его отсутствие.

В служебных отношениях немаловажное значение имеет внешность руководителя: личное обаяние, правильная речь, умение держаться, опрятность в одежде.

Не менее важным является и соблюдение этикета в отношениях подчиненного к начальнику. Этикет базируется на исполнительности, уважении к старшему по званию, дисциплинированности. Необходима также точность и аккуратность. Такт и предупредительность также важны, поскольку, как правило, начальник старше по возрасту. Поэтому подчиненный пропустит начальника вперед, уступит ему место, возьмет на себя более тяжелую физическую часть работы. В данном случае предупредительность не имеет ничего общего с угодливостью. Она нацелена на интересы дела.

Необходимо беречь время начальника, не злоупотреблять вниманием, не затягивать с ним разговор. Ведь деликатный начальник ни в коем случае не прервет разговор, не станет как бы невзначай смотреть на часы.

Как отдается честь, кажется, всем известно. Если рука подносится к головному убору тогда, когда военнослужащие уже поравнялись, это неверно. Необходимо прикладывать руку к головному убору за 4-5 шагов до того, как военнослужащие поравняются. Отдавать честь надо четко. Пальцы руки при этом должны быть вместе, ладонь выпрямлена и не вывернута наружу. Средний палец слегка касается нижнего края головного убора. При этом локоть поднят и находится на уровне плеча.

Непременно следите за походкой. Ноги широко не расставляются. Необходимо избегать подпрыгивающего шага и вместе с тем не ходить, как на шарнирах. Не следует волочить ноги и шаркать подошвами. Шаг должен быть легким, непринужденным. Что же касается рук, их не следует держать по швам, но и не следует ими размахивать.

Находясь в театре, на свое место в зале следует проходить, повернувшись лицом к сидящим. Если вы занимаете ложу, впереди сидят женщины. За ними - мужчины. Во время антракта военный не оставляет спутницу в одиночестве, однако не принято прогуливаться с дамой в фойе, коридорах под руку.
Порядок представления военных

Младших по возрасту и по положению представляют старшим и начальникам. Мужчин независимо от возраста и положения - женщинам. Обмениваясь рукопожатиями при знакомстве, придерживаются правила - первым подает руку тот, кому представляется его новый знакомый.

Представляя военнослужащего, следует указать его воинское звание. Если знакомят только двух военных, то тот, кто знакомит, называет обоих представляемых. Это упрощает процедуру - им уже не нужно называть себя.

Сидящая женщина при представлении ей офицера может не вставать. Примечательно, что мужчина, здороваясь с женщиной, первым руку не протягивает.
Анекдоты, советы, правила

Жена одного офицера как-то жаловалась А.В. Суворову на своего мужа:
- Ваша светлость, он со мной дурно обращается.
- Это меня не касается, - ответил полководец.
- Но он за глаза и вас бранит.
- А это, матушка, тебя не касается.

Офицерам - низкий поклон!)

Существуют правила этикета начальника с подчиненными. Общение начинается с приветствия. Руководитель при встрече с подчиненным должен правильно ответить на приветствие. Он должен непременно встать, если к нему в кабинет войдет подчиненный, первым подать руку и пригласить сесть. Если же в кабинет входят несколько человек, неэтично выделять кого-либо из них особыми знаками внимания

Читайте также: