Изучение личности преступника кратко

Обновлено: 17.05.2024

Разработка проблемы личности преступника имеет важное значение не только для развития криминологической науки. в практической деятельности по предупреждению преступлений учет личностного фактора играет едва ли не решающую роль, которая проявляется в следующих основных направлениях:
1) при статистическом анализе преступности по лицам.Обобщающий криминологический портрет современных преступников. Это мужчина молодого возраста, невысокого уровня образования и социального статуса, холостой или разведенный, уклоняющийся от общественно полезной деятельности, весьма часто находящийся в нетрезвом состоянии в момент совершения преступления, которое совершает в составе группы, и ранее уже привлекавшийся к ответственности.
2) при изучении причин и условий совершения конкретных преступлений.Причины и условия совершения конкретных преступлений во многом связаны с личностью обвиняемого. Необходимо тщательное изучение социальной микросреды формирования личности (семьи, учебного и трудового коллективов, досуговой деятельности), конкретной ситуации совершения преступления. Представление следователя, в котором отражена полученная информация, должно иметь четкий адрес профилактических предписаний. Знание генезиса личности преступника, ее криминологических особенностей помогает отобрать из полученной в ходе следствия информации самое существенное о причинах и условиях совершенного преступления.
3) при проведении индивидуально-воспитательной работы службами и подразделениями органов внутренних дел.При решении задачи профилактики правонарушающего поведения и исправления преступника целесообразно использовать типологический метод изучения личности. На основе знания различных типов личности и их описательных характеристик, а также используя специальный классификатор профилактических мер, можно более обоснованно и целенаправленно проводить индивидуально-воспитательную работу. В ходе этой работы необходимо оценивать промежуточные результаты и с их учетом корректировать процесс применения профилактических мер.
4) в деятельности судов при назначении наказания.При назначении судами справедливого и обоснованного наказания личность виновного играет самостоятельную и важную роль. Использование типологии личности в процессе назначения наказания подводит научную базу под субъективное усмотрение суда и минимизирует “разнобой” в карательной практике региональных судебных органов. Учет личности виновного при назначении наказания имеет много общего с порядком проведения индивидуально-воспитательной работы, рассмотренным выше. Отличие состоит в том, что в процессе назначения наказания нет двух последних звеньев оценки промежуточных результатов и корректировки воспитательных мер. Вместо классификатора профилактических мер используются специально разработанные шкалы уголовно-правовых санкций.

5) в оперативно-розыскной деятельности.В последние годы в деятельности правоохранительных органов стал применяться метод формирования психологического розыскного портрета. Этот метод основан на положении о том, что в преступлениях, прежде всего особо тяжких (например, сексуальных убийствах), проявляется психология и психопатология преступника. На основе детальной проработки оперативных и следственных материалов составляется портрет предполагаемого преступника, в котором указывается, что он обладает такими-то психологическими и физическими качествами, такими-то социальными характеристиками, криминальным опытом, отличается такими-то особенностями привычек обыденного поведения и т.п. Данный метод особенно эффективен при расследовании серийных преступлений.

1. Понятие личности преступника в юридической психологии

2. Основные аспекты и задачи психологического изучения личности преступника.

3. Концептуальные подходы к психологическому объяснению криминогенной сущности личности преступника

1. Понятие личности преступника в юридической психологии

Понятие личности преступника определяется в наиболее общем виде как специфическое своеобразие социального качества лица, виновно совершившего уголовно наказуемое деяние. Личность преступника характеризуется юридическими признаками и психологическими особенностями. Юридические признаки согласно закону присущи субъекту преступления и включают: факт совершения уголовно наказуемого деяния; возраст, с которого наступает уголовная ответственность; вменяемость по отношению к совершенному преступлению; временные пределы, в течение которых лицо, совершившее преступление имеет соответствующий правовой статус - с момента покушения на совершение преступления до снятия или погашения судимости. В этой связи понятие личности преступника охватывает различные аспекты правового положения лица, совершившего преступление. В зависимости от своего правового положения преступник может изучаться как субъект различных видов юридически значимого поведения и правоотношений, а именно: как субъект преступного деяния, посткриминального поведения, уголовного процесса (подозреваемый, обвиняемый), как субъект уголовно-исполнительных правоотношений (осужденный) и как объект исправления, а также как освобожденный от наказания, имеющий судимость и как объект профилактики. Каждому из названных подходов к лицу, совершившему преступление, соответствуют свои задачи изучения его личности, связанные с задачами правоохранительной деятельности.

Психологические особенности личности преступника выражаются в совокупности психологических свойств, которые являются внутренними предпосылками преступного поведения, а также обусловливают индивидуальное своеобразие иного юридически значимого поведения, связанного с правовым положением лица, совершившего преступление. В криминальной психологии личность преступника изучается как личность субъекта преступного поведения. Рассматриваются те ее психологические особенности, которые значимые для объяснения внутренних причин такого поведения. Эти особенности проявляются в совокупности психологических свойств, которые выражают собой криминогенную потенцию личности, т.е. внутреннюю возможность совершения индивидом определенного уголовно наказуемого деяния при определенных условиях. Такая потенция в теории уголовного права трактуется как общественная опасность личности.

2. Основные аспекты и задачи психологического изучения личности преступника.

Изучение личности преступника в криминальной психологии ориентировано на его познание как субъекта преступного поведения. Задачами такого изучения являются: раскрытие совокупности психологических свойств, которые выражают личностные предпосылки преступного поведения, в обосновании психологических типов личности преступников, в познании факторов и закономерностей формирования криминогенных качеств личности, разработке методик ее психологического изучения и оценки криминогенной потенции. Эти знания необходимы для раскрытия и расследования преступлений, понимания их субъективной стороны (мотивов, и целей, психического состояния субъекта), для реконструкции генезиса преступлений. Психологическое изучение личности преступника в указанном аспекте так же необходимо для назначения справедливого и достаточного наказания.

Следующий аспект психологического изучения личности преступника связан с подходом к нему как к субъекту посткриминального поведения. Этот аспект является предметом оперативно-розыскной психологии и психологии расследования преступлений. Изучение личности преступника в этом плане необходимо для его розыска и решения вопроса о мере пресечения, для прогнозирования возможных действий по сокрытию следов преступления. Основываясь на данных о личности преступника, выдвигаются предположения о том, где он может скрываться, как будет вести при задержании, какие действия может предпринимать в отношении свидетелей, потерпевших, работников правоохранительных органов и др. Такое прогнозирование посткриминального поведения осуществляется на основе анализа криминального опыта преступника, авторитета в преступной среде, проявлявшихся ранее склонностей, интеллектуальных способностей и других индивидуально-психологических качеств.

Подход к преступнику как к субъекту уголовного процесса выступает предметом психологии расследования преступлений и судебной психологии. Психологическое познание его личности имеет целью выявить те особенности личности, которые значимы для рационального построения тактики проведения следственных действий. В этом плане важно предвидеть, какие личностные свойства должны быть учтены при установлении с ним психологического контакта и склонению к правдивым показаниям, как обвиняемый будет реагировать на те или иные тактические приемы и методы правомерного психологического воздействия, как он будет вести себя в ходе судебного процесса. Для этого аспекта изучения личности преступника необходимо выяснение предубеждений относительно работников следственных органов, опыта нахождения под следствием, уровня интеллекта, стиля мышления, особенностей памяти, внушаемости, эктраверсии—интроверсии и др.

Изучение личности преступника, выступающего в роли осужденного является предметом исправительной психологии. Здесь важно познание психологических особенностей личности, которые определяют его отношение к соблюдению порядка отбывания наказания, к труду, сотрудникам уголовно-исполнительного учреждения, его отрицательные склонности, статусные притязания в среде осужденных и др. Этот аспект изучения личности определяет индивидуальный подход к управлению поведением осужденного, осуществлению профилактической работы в период исполнения наказания. Для целенаправленного исправления осужденного необходимо оценить криминогенный комплекс его личности, учитывать ее ценностномотивационную сферу, желаемый образ жизни, самооценку, совокупность отношений личности и других качеств, которые будут проявляться при социальной адаптации после отбытия наказания. Необходимо также учитывать психологические особенности личности осужденного, значимые для индивидуального подхода к воспитательной работе с ним, избрания методов и форм исправительного воздействия.

Психологическое изучение лица, освобожденного от наказания, является предметом превентивной психологии. Для этого аспекта важным является выявление психологических особенностей личности, значимых для социальной адаптации и определяющих склонности к противоправному поведению.

3. Концептуальные подходы к объяснению криминогенной сущности личности преступника.

В отечественной и зарубежной литературе выделяется ряд подходов к психологическому объяснению криминогенной потенции личности преступника и факторов, детерминирующих ее формирование и проявление в преступном поведении.

Один из подходов основывается на объяснении криминогенной потенции как детерминированной природными (генотипическими) задатками, инстинктами и др. Он прослеживается в ряде концепций: антропологической (Ч.Ломброзо, Э.Ферри), наследственного предрасположения к преступлениям (О.Кинберг, Е.Ланге, Е.Гейер, Ж.Пинатель, А.Штумпль и др.), конституционального предрасположения (Э.Кречмер), эндокринного предрасположения (Ди Туллио, Р.Фунес и др.), инстинктивных влечений (З.Фрейд, Э.- Фром, У. Джеймс, К. Лоренц и др.). Критическим аргументом в отношении этих концепций является признание того, что генотипические предпосылки поведения находятся "под контролем" социально детерминированных, т.е. приобретенных свойств.

Следующий подход к изучению личности преступника основывается на анализе мотивации преступлений. Ряд исследователей сходятся во мнении, что мотивация преступного поведения является ключевым понятием в изучении субъектов преступных деяний (Ю.М.Антонян, С.В.Бородин, В.В.Гульдан, В.Н.Кудрявцев и др.). В результате изучения мотивов преступлений, делаются выводы о том, какие мотивы и связанные с ними потребности присущи лицам, совершающим те или иные виды общественно опасных деяний. Типологическое описание мотивационных, перцептивных и волевых свойств личности преступников дано С.В.Познышевым [255]. Среди экзогенных преступников (совершивших преступление в силу возникших обстоятельств) он выделяет лиц, которые либо с достаточной ясностью не видели непреступных выходов из своего положения (глупые, малоразвитые, легкомысленные, боязливые, растерявшиеся, отчаявшиеся), либо видевших социально приемлемый выход, но не обладавших достаточной волей, чтобы своевременно его использовать (пассивные, безвольные, застенчивые, бессердечные, безучастные, нечестные). В числе эндогенных преступников (совершивших преступления по собственной инициативе) выделены импульсивные (испытывающие чувство удовольствия от процесса совершения преступления), эмоциональные (совершающие преступления для удовлетворения сильного чувства, разрядки аффекта), "расчетливо-рассудочные" (совершающие преступления для достижения имущественного, служебного, социального, семейного положения) [255]. С.В.Познышев высказал важную идею о том, что необходимо выделять основные и дополнительные "признаки" (свойства) личности преступников. Однако идея о выделении основных и дополнительных свойств криминогенной личности не получила достаточно конкретного и систематизированного развития.

Анализ мотивационного подхода показывает, что несмотря на важное значение мотивации в изучении психологии личности преступника, исследователи справедливо признают, что один и тот же мотив может детерминировать в зависимости от направленности личности различные по своему правовому значению действия как противоправные, так и правомерные. Поэтому, основываясь на изучении мотивации преступлений и мотивообразующих свойств личности преступников не возможно дать достаточно продуктивное объяснение криминогенной личности.

Обобщая анализ сравнительных исследований различных свойств личности преступников, можно придти к выводу, что хотя они и показывает определенные корреляции с преступным поведением, однако не дают оснований для выводов о криминогенной сущности личности.

Еще один из подходов к объяснению криминогенной сущности личности преступника основывается на раскрытии обусловленности преступного поведения психическими аномалиями субъекта. Среди преступников выявлено сранительно большее количество человек, имеющих психические аномалии, по сравнению с законопослушными лицами. Так, Н.Г.Иванов отмечает, что большой процент "истериков" обнаружен среди лиц, совершающих кражи в составе группы, психопатов - среди преступников, совершающих причинение тяжких телесных повреждений, хулиганства, посягательства на работников милиции, изнасилования и корыстно-насильственные преступления [127, с.138]. Важные выводы для понимания роли психических аномалий в преступном поведении сформулированы В.В.Гульданом [88]. Автор выделяет две линии формирования мотивов преступных действий психопатических личностей: нарушение опосредования потребностей и нарушение их опредмечивания. Нарушение опосредования потребностей обусловливает формирование: 1) аффектогенных мотивов, проявляющихся в стремлении к немедленному устранению источника психотравмирующих переживаний, когда эмоциональное возбуждение разрушает внутренний контроль и побуждает к деструктивным насильственным действиям; 2) ситуационно-импульсивных мотивов, проявляющихся в стремлении удовлетворить потребность "ближайшим объектом" без учета существующих норм и возможных последствий. Нарушение опредмечивания потребностей приводит к возникновению мотивов психопатической самоактуализации (стремление к реализации некоторой черты личности), либо мотивов-суррогатов (их реализация ведет не к удовлетворению потребности, а к временной разрядке напряжения), либо суггестивных мотивов, которые формируются под влиянием референтной группы и определяют проявление не свойственных субъекту форм поведения [88]. В качестве личностных свойств, обусловливающих указанные нарушения опосредования и опредмечивания потребностей В.В.Гульдан выделяет: а) у возбудимых психопатов - повышенный уровень притязаний, неадекватную самооценку, внешнюю атрибуцию ответственности, склонность к лидерству, агрессивному и демонстративному реагированию, самовзвинчиванию, повышенную раздражимость, обидчивость, конфликтность, дисфориче- скую окраску настроения; б) у тормозимых психопатов - робость, нерешительность, склонность к тормозным реакциям или реакции "отказа" в сложных ситуациях, сверхконтролю над непосредственным эмоциональным реагированием [88, с.203--211, 223--230]. У неустойчивых психопатов в качестве свойств, обусловливающих нарушение опредмечивания потребностей, отмечается отсутствие стабильного динамического стереотипа (целеустремленности в поведении, быстрая смена интересов), склонность к переоценке своих способностей, поиску острых ощущений, развлечений.

Эти выводы представляют ценность также и для раскрытия личностной детерминации преступного поведения у психически здоровых лиц, поскольку, как доказывает В.В.Гульдан, направленность общественно опасных деяний, рецидив преступлений психически здоровых преступников и психопатов достоверно не различаются, а мотивация противозаконных действий психопатических личностей подчиняется общим закономерностям формирования мотивов психически здоровых лиц (имеет сходные этапы, звенья и основывается на аналогичных потребностях). [88, с.247].

В ряде работ криминологов и психологов характеристика личности преступника раскрывается через построение структуры ее свойств. Вопросы структуры личности преступника рассматриваются в работах Г.А.Аванесова, Ю.М. Антоняна, Ю.Д.Блувштейна, Б.С.Волкова, П.С.Дагеля, В.Г. Деева, А.И.Долговой, М.И.Еникеева, Г.Х.Ефремовой, К.Е.Игошева, И.И.Карпеца, А.Г.Ковалева, В.Н.Кудрявцева, Г.М.Миньковского, К.К.Платонова,

С.В.Познышева, В.В.Романова, Е.Г.Самовичева, А.Б.Сахарова, О.Д.Сит- ковской, А.И.Ушатикова, Л.Б.Филонова, В.Е.Эминова и др. В них описывается криминологическая структура личности преступника и структура ее психологических свойств. К психологической структуре исследователи относят: свойства потребностно-мотивационной сферы (потребности, интересы, устойчивые мотивы и др.); свойства ценностно-нормативной сферы (взгляды, убеждения, ценностные ориентации, установки, позиции личности и др.); интеллектуальные свойства (уровень умственного развития, особенности мышления и др.); свойства, представляющие опыт, значимый в преступном поведении (знания, умения, навыки, способности); эмоциональные и волевые свойства. Однако эти описания структуры ограничиваются указанием видов свойств и лишь в общих чертах касается их содержательных характеристик. Такое описание не дает достаточно определенного научного знания, которое может обеспечить решение практических задач.

Своеобразный подход к личности преступника основан на утверждении о том, что личность играет второстепенную роль в порождении преступного поведения, а определяющими выступают социальные условия. Так, основная идея концепции социальной дезорганизации (К.Шоу, Г.Маккей), заключается в том, что правонарушитель - это нормальная личность, адекватно реагирующая на ненормальные социальные условия. В основе концепции социальной аномии (Р.Мертон) лежит суждение о том, что социальное окружение порождает завышенные притязания у определенных категорий лиц, но ограничивает возможности их удовлетворения, заставляя тем самым действовать противоправно. Данный подход воплощается также в концепции субкультуры (А.Коуэн, Р.Клоуард, Л.Олин), указывающей, что деликвентные субкультуры продуцируют криминогенные потребности, содержание которых зависит от характера субкультур. Они могут быть ориентированными: на материальный достаток; на конфликтное достижение статуса в социуме; на различные формы аддиктивного поведения (алкоголизм, наркомания, необычные формы сексуальных отношений, поиск экстатичных переживаний, "запредельных эффектов" и т.п.) [по 336; 134].

Критический взгляд на данный подход основывается, во-первых на понимании свободы воли субъекта поведения, что означает определяющее значение собственного выбора в совершении поступков, который обусловлен свойствами направленности личности. Во-вторых, по верному замечанию Ю.М. Антоняна и Е.Г.Самовичева, криминогенное влияние внешних условий возможно только в отношении преступников, которые предрасположены к этому системой своих взглядов и установок, ценностных ориентаций и ведущих мотивов, которые не видят возможностей иных непреступных способов действий [24, с.96]. Более того, в силу своих личностных предпосылок у ряда правонарушителей проявляется склонность создавать условия для реализации своих отрицательных свойств [24, с.88]. Так, лицо эпитимного типа всегда найдет к чему можно придраться, а паранойяльного типа -- создаст повод для подозрений и ревности [22, с.174]. Встреча индивида с асоциальной группой и вхождение в нее становится естественной, благодаря ценностным эталонам личности [22].

Приведенные подходы к личности преступника вносят определенный вклад в ее познание, однако имеют ограничения. Для системного объяснения криминогенной сущности личности преступника, дающего научные основания решения практических задач, психологические особенности ее свойств должны изучаться с учетом их функций в генезисе преступного поведения, проявлений в различных уровнях психической регуляции (интеллектуальном, эмоциональном, импульсивном), а также в соотнесении с внешними условиями, социальной ролью, социальным статусом субъекта и другими факторами. В результате такого исследования должна быть построена структурно-функциональная модель криминогенной личности, в которой определены наиболее существенные свойства криминогенные свойства и их функции в механизме преступного поведения, а также свойства, способствующие и обеспечивающие возможность такого поведения.

Вопросы для самоконтроля и практических занятий.

Какие основные признаки определяют личность преступника ?

В чем заключаются психологические особенности личности преступника, отличающие ее от личности законопослушного человека ?

Какие задачи решает криминальная психология в изучении личности преступника ?

Какие задачи стоят при изучении личности преступника, выступающего в роли субъекта посткриминального поведения ?

Какие задачи решает следственная и судебная психология при изучении личности преступника ?

Какие задачи психологического изучения личности преступника в исправительной психологии ?

Какие задачи решает превентивная психология при изучении личности преступника ?

Какие существуют концептуальные подходы к психологическому изучению криминогенной сущности личности преступника ?

В чем заключаются недостатки приведенных концептуальных подходов к изучению криминогенной сущности личности преступника ?

Какие методологические требования предъявляются к научному объяснению криминогенной сущности личности преступника ?

Значение, объем, способы и основные направления изучения личности преступника в деятельности ОВД

Криминологическое изучение личности преступника осуществляется главным образом для выявления и оценки тех ее свойств и качеств, которые порождают преступное поведение, в целях его профилактики. Изучение личности преступника должно строиться на правовой основе, т.е. должна изучаться личность тех. кто по закону признается субъектом преступления.

Определение основных направлений изучения личности преступника в практических целях, равно как и объема и пределов ее анализа, зависит от конкретных задач, возникающих перед конкретным органом внутренних дел в ходе предупреждения преступности.

В первую очередь необходимо выяснить, представители каких групп населения, выделенных по возрастным, образовательным, профессиональным и иным признакам, чаще всего совершают преступления на обслуживаемой территории либо в тех или иных сферах жизни. Эти группы должны быть объектом общей профилактики.

Для успешной индивидуальной профилактики преступлений необходимо знать все те индивидуальные особенности, в первую очередь — мотивы, которые могут стимулировать преступное поведение конкретной личности и поэтому должны стать объектом воспитательного воздействия. В этой сфере деятельности может возникнуть необходимость выявить те или иные личностные черты, опираясь на которые можно предотвратить неблагоприятное развитие событий. Некоторые из такого рода проблем возникают в работе по раскрытию и расследованию преступлений. Так, выдвижение и проверка обоснованных гипотез о мотивах совершенного преступления могут помочь в установлении и розыске преступника, а учет его личностных особенностей — успешному проведению отдельных следственных действий.

Объем сведений о человеке должен быть достаточным для достижения данной цели, но следует предостеречь от чрезмерного накопления материала, который нельзя использовать. Сведения о личности можно получить из различных источников: уголовных дел, материалов оперативных разработок, бесед с интересующим лицом и др.; для индивидуальной профилактики преступлений необходимо использовать информацию, содержащуюся в информационных учетах.

Изучение личности правонарушителей (как преступников, так и иных) применительно к ситуациям индивидуально-профилактической работы рекомендуется проводить по схеме, отражающей следующие основные сведения.

1. О преступном и ином противоправном поведении (когда, где и за что лицо привлекалось к уголовной и административной ответственности, какие меры наказания или взыскания были назначены, где отбывало наказание и как характеризовалось в этот период).

2. Об обстоятельствах, обусловивших преступное и иное противоправное поведение (что было причиной каждого правонарушения, в отношении кого они были совершены и по каким мотивам, были ли связаны правонарушения с пьянством, употреблением наркотиков, конфликтами в семейно-бытовой и других сферах, какие условия способствовали либо облегчили совершение правонарушений).

3. О социально-демографических свойствах и ведущих отношениях личности (возраст, образование, семейное положение, состав семьи, отношение к труду, к общепринятым ценностям, исполнению общегражданских обязанностей, семье, детям). Изучение личности преступников по социально-демографическим признакам преследует цель выявить статистические связи этих признаков с признаками, характеризующими общественную опасность преступников (внутренние статистические связи) и с аналогичными характеристиками населения (внешние статистические связи).

4. Об индивидуально-психологических и иных особенностях личности. При этом обращается внимание на развитие интеллекта (уровень умственного развития, запас знаний и т.п.); черты характера (замкнутый или общительный, легкомысленный и т.п.); волевые качества (настойчивость, решительность и т.п.); потребности и интересы (в признании и одобрении, в защите от страха и неустроенности и т.п.); особые наклонности и привычки антиобщественного характера (к азартным играм, употреблению спиртных напитков и т.п.); признаки преступного опыта (особые навыки подготовки, знание обычаев и нравов криминальной среды и т.п.); заболевания и физиологические особенности (алкоголизм, туберкулез и т.п.).

5. Об условиях жизни, работы и ближайшем окружении (характеристика членов семьи, сложившихся семейно-бытовых отношений, жилищные условия, материальная обеспеченность, круг общения и т.п.) 1 Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. М., 1998. С. 111-112. .

Глубокое и всестороннее изучение личности преступника имеет большое значение для индивидуализации наказания, определения оптимального варианта исправительного воздействия на осужденного, организации и тактики профилактической работы с конкретными правонарушителями. В последнем случае в поле зрения правоохранительных органов, и прежде всего милиции, попадают не только уже состоявшиеся преступники (те, кто совершил преступление), но и лица, от которых, судя по их антиобщественным действиям, противоправному поведению, можно ожидать совершения преступлений.

В практической деятельности по предупреждению преступлений учет личностного фактора играет едва ли не решающую роль, которая проявляется в следующих основных направлениях: при статистическом анализе преступности по лицам, при изучении причин и условий совершения конкретных преступлений, при проведении индивидуальной профилактической работы сотрудниками органов внутренних дел, при назначении наказания судами, в оперативно-розыскной деятельности.

Значение, объем, способы и основные направления изучения личности преступника в деятельности ОВД

Криминологическое изучение личности преступника осуществляется главным образом для выявления и оценки тех ее свойств и качеств, которые порождают преступное поведение, в целях его профилактики. Изучение личности преступника должно строиться на правовой основе, т.е. должна изучаться личность тех. кто по закону признается субъектом преступления.

Определение основных направлений изучения личности преступника в практических целях, равно как и объема и пределов ее анализа, зависит от конкретных задач, возникающих перед конкретным органом внутренних дел в ходе предупреждения преступности.

В первую очередь необходимо выяснить, представители каких групп населения, выделенных по возрастным, образовательным, профессиональным и иным признакам, чаще всего совершают преступления на обслуживаемой территории либо в тех или иных сферах жизни. Эти группы должны быть объектом общей профилактики.

Для успешной индивидуальной профилактики преступлений необходимо знать все те индивидуальные особенности, в первую очередь — мотивы, которые могут стимулировать преступное поведение конкретной личности и поэтому должны стать объектом воспитательного воздействия. В этой сфере деятельности может возникнуть необходимость выявить те или иные личностные черты, опираясь на которые можно предотвратить неблагоприятное развитие событий. Некоторые из такого рода проблем возникают в работе по раскрытию и расследованию преступлений. Так, выдвижение и проверка обоснованных гипотез о мотивах совершенного преступления могут помочь в установлении и розыске преступника, а учет его личностных особенностей — успешному проведению отдельных следственных действий.

Объем сведений о человеке должен быть достаточным для достижения данной цели, но следует предостеречь от чрезмерного накопления материала, который нельзя использовать. Сведения о личности можно получить из различных источников: уголовных дел, материалов оперативных разработок, бесед с интересующим лицом и др.; для индивидуальной профилактики преступлений необходимо использовать информацию, содержащуюся в информационных учетах.

Изучение личности правонарушителей (как преступников, так и иных) применительно к ситуациям индивидуально-профилактической работы рекомендуется проводить по схеме, отражающей следующие основные сведения.

1. О преступном и ином противоправном поведении (когда, где и за что лицо привлекалось к уголовной и административной ответственности, какие меры наказания или взыскания были назначены, где отбывало наказание и как характеризовалось в этот период).

2. Об обстоятельствах, обусловивших преступное и иное противоправное поведение (что было причиной каждого правонарушения, в отношении кого они были совершены и по каким мотивам, были ли связаны правонарушения с пьянством, употреблением наркотиков, конфликтами в семейно-бытовой и других сферах, какие условия способствовали либо облегчили совершение правонарушений).

3. О социально-демографических свойствах и ведущих отношениях личности (возраст, образование, семейное положение, состав семьи, отношение к труду, к общепринятым ценностям, исполнению общегражданских обязанностей, семье, детям). Изучение личности преступников по социально-демографическим признакам преследует цель выявить статистические связи этих признаков с признаками, характеризующими общественную опасность преступников (внутренние статистические связи) и с аналогичными характеристиками населения (внешние статистические связи).

4. Об индивидуально-психологических и иных особенностях личности. При этом обращается внимание на развитие интеллекта (уровень умственного развития, запас знаний и т.п.); черты характера (замкнутый или общительный, легкомысленный и т.п.); волевые качества (настойчивость, решительность и т.п.); потребности и интересы (в признании и одобрении, в защите от страха и неустроенности и т.п.); особые наклонности и привычки антиобщественного характера (к азартным играм, употреблению спиртных напитков и т.п.); признаки преступного опыта (особые навыки подготовки, знание обычаев и нравов криминальной среды и т.п.); заболевания и физиологические особенности (алкоголизм, туберкулез и т.п.).

5. Об условиях жизни, работы и ближайшем окружении (характеристика членов семьи, сложившихся семейно-бытовых отношений, жилищные условия, материальная обеспеченность, круг общения и т.п.) 1 Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. М., 1998. С. 111-112. .

Глубокое и всестороннее изучение личности преступника имеет большое значение для индивидуализации наказания, определения оптимального варианта исправительного воздействия на осужденного, организации и тактики профилактической работы с конкретными правонарушителями. В последнем случае в поле зрения правоохранительных органов, и прежде всего милиции, попадают не только уже состоявшиеся преступники (те, кто совершил преступление), но и лица, от которых, судя по их антиобщественным действиям, противоправному поведению, можно ожидать совершения преступлений.

В практической деятельности по предупреждению преступлений учет личностного фактора играет едва ли не решающую роль, которая проявляется в следующих основных направлениях: при статистическом анализе преступности по лицам, при изучении причин и условий совершения конкретных преступлений, при проведении индивидуальной профилактической работы сотрудниками органов внутренних дел, при назначении наказания судами, в оперативно-розыскной деятельности.

Читайте также: