Естественно научные достижения средневековой арабской культуры кратко

Обновлено: 06.07.2024

В 17 веке на территориях Ближнего и Среднего Востока возникает арабское государство – Арабский халифат, в котором были созданы все условия для развития науки и культуры. Народы Ближнего Востока, объединенные политически, экономически и религиозно, получили возможность свободно обмениваться духовными ценностями. Что обеспечило расцвет мусульманской культуры. Благодаря интенсивной переводческой деятельности в 9 веке в арабоязычном мире были изданы главные произведения античности, к которой относились с уважением.

Арабоязычная математика, сочетавшая алгоритмически-вычислительные подходы с теоретическими подходами, поднялась до уровня фундаментальных проблем и получила важнейшие научные результаты.

Они заимствовали из Индии и широко использовали десятичную систему исчисления, которая благодаря трактату аль-Хорезми, переведенному в 12 веке на латынь, стала известна в Европе.

Развивалась традиция создания новых вычислительных приемов и алгоритмов:

методы приближенного извлечения корней

метод вычисления корней

суммирование арифметических и геометрических прогрессий

Средневековые математики совершенствовали методы решения уравнений 2-й и 3-й степени, решали уравнения 4-й степени.

Арабоязычные математики создали в систематическом виде тригонометрию, включавшую таблицы значений котангенса для каждого градуса.

Исторической заслугой арабоязычных математиков стало исследование по основаниям геометрии.

Физика и астрономия

Наибольшего развития в области механики получила статика, чему способствовали экономические условия жизни средневекового Востока. Интенсивное денежное обращение и торговля требовали совершенствования методов взвешивания, а так же системы мер и весов. Это определило развитие учения о взвешивании и теоретических основ взвешивания – наука о равновесии, создание различных типов весов.

Широко используется понятие удельного веса, совершенствуются методы определения удельных весов различных металлов и минералов. Для определения удельного веса применялся закон Архимеда, грузы взвешивались в воздухе и в воде. Полученные результаты были очень точны, что позволяло решать ряд практических задач: отличать чистый металл и драгоценные камни от подделок, устанавливать истинную ценность монет, различие удельного веса воды при разных температурах.

Также развивалась динамика на основе учений Аристотеля. Арабоязычные ученые решали проблему существования пустоты и возможности движения в пустоте, характер движения в сопротивляющейся среде, свободное падение тел, движение тел, брошенных под углом к горизонту.

Развитие кинематики было связано с потребностью астрономии в строгих методов описания движения небесных тел. Это направление развивается на основе учения Птолемея.

Существенный вклад был внесен в развитие астрономии. Была усовершенствована техника астрономических измерений, дополнили и уточнили данные о движении небесных тел.

Медико-биологические знания

Их развитие было значительным и своеобразным в силу ряда обстоятельств:

богатые традиции народной медицины стран Востока

развитие физико-математических и астрономических знаний

высокая оценка в исламе профессии врача, медика, лекаря (Аллах не допускает существования самой болезни. Пока сам не создаст средства для ее лечения, задача и обязанность врача эти средства найти).

ислам категорически запрещает вскрытие человеческого тела

Вследствие этого происходит детальное изучение лекарств растительного, животного и минерального происхождения, диагностика, учение о причинах болезней, принципах лечения, токсикология, диетология, косметология и т.д., наибольшего развития достигли хирургия и анатомия.

Уже в 13 веке (на 300 лет раньше чем в Европе ) Ибн ан-Нафис описал малый круг кровообращения, ученые-биологи рассуждали о возможности перенесения инфекционных заболеваний через воздух, появляются карантинные методы, различные методы борьбы с инфекциями (окуривание).

Не менее важным является и разработка Ибн-Синой и аль-Бирони теории эволюции земной коры, в соответствии с которой древняя Земля была необитаема и покрыта морем. Будучи под водой, она от сильной жары закаменела. Поверхность Земли постоянно изменяется под действием солнечного тепла, землетрясений, эрозии. Эта теория стала прорывом в учении о развитии природы и важным шагом на пути преодоления креационизма.

По-разному сложились исторические судьбы Западной и Восточной Римской империи. Социально-экономический и культурный уровень стран Восточного Средиземноморья, Ближнего Востока (большее их число входило в состав Византийской империи) в эпоху раннего средневековья (вплоть до второй половины XII в.) был выше, чем стран Европы. В VII в. на обширных территориях Ближнего и Среднего Востока возникает централизованное арабское государство — Арабский Халифат. Формирование из ранее разрозненных областей единой политической системы на новой феодальной основе и быстрый рост экономики создали благоприятные условия для развития на средневековом Востоке науки и культуры.

Особенно большое распространение на Востоке получили произведения Аристотеля. Вершиной арабоязычного аристотелизма стало творчество Ибн-Рушда (в Европе его называли Аверроэсом), интерпретировавшего труды Аристотеля в духе материализма и пантеизма. Ибн-Рушд развивал и учение о вечности материального мира, являющегося, однако, как учил Аристотель, конечным в пространстве. Ибн-Рушд стремился утвердить полную независимость философии и науки от теологии, мусульманского богословия, минимизировать функции бога по отношению к миру, считая, что бог влияет только на общий ход мирового процесса, но не на его частности. В учении Ибн-Рушда природа максимально независима от бога и сама может творить свои частные, конечные формы. Подобное ограничение креационизма создавало мировоззренческую основу для утверждения идеалов естественно-научного познания.

Математические достижения

Получила также значительное развитие (свойственная еще Древнему Востоку) традиция создания новых вычислительных приемов и специальных алгоритмов. Так, например, аль-Каши с помощью вписанных и описанных правильных многоугольников вычислил число π до 17 верных знаков.

Развивались методы приближенного извлечения корней. Например, такой известный в древности прием:

где Т— целое, был распространен на случай любого натурального показателя корня:

Известен им был и метод вычисления корней, который ныне называется методом Руффини — Горнера*: если

тo последовательное вычисление знаков корня связано с отысканием разностей

* См.: Рыбников К.А. История математики. М., 1974. С. 99.

Арабские математики умели также суммировать арифметические и геометрические прогрессии, включая нахождение сумм вида:

Не ограничиваясь методами геометрической алгебры, арабские математики смело переходят к операциям над алгебраическими иррациональностями. Они создали единую концепцию действительных чисел путем объединения рациональных чисел и отношений и постепенно стерли грань между рациональными числами и иррациональными. В Европе эту идею восприняли лишь в XVI в.

Историческая заслуга средневековых арабских математиков состояла и в том, что они начали глубокие исследования по основаниям геометрии. Так, в сочинениях О. Хайяма и Насирэддина ат-Туси предприняты попытки доказать постулат о параллельных, основанные на введении эквивалентных этому постулату допущений (сумма внутренние углов треугольника равна двум прямым и др.).

Физика и астрономия

Арабские ученые широко использовали понятие удельного веса, совершенствуя методы определения удельных весов различных металлов и минералов. Этим вопросом занимались аль-Бируни, О. Хайям, аль-Хазини (XII в.). Для определения удельного веса применялся закон Архимеда, грузы взвешивались не только в воздухе, но и воде. Полученные результаты были исключительно точны. Например, удельный вес ртути был определен аль-Хазини в 13,56 г/см3 (по современным данным —13,557); удельный вес серебра 10,30 г/см3 (по современным данным — 10,49), золота — 19,05 г/см3 (современные данные — 19,27), меди 8,86 г/см3 (современные данные — 8,94) и т.д. Столь точные данные позволяли решать ряд практических задач: отличать чистый металл и драгоценные камни от подделок, устанавливать истинную ценность монет, обнаружить различие удельного веса воды при разных температурах и др.

Существенный вклад внесен арабскими учеными и в астрономию. Они усовершенствовали технику астрономических измерений, значительно дополнили и уточнили данные о движении небесных тел. Один из выдающихся астрономов-наблюдателей аз-Зеркали (Арзахель) из Кордовы, которого считали лучшим наблюдателем XI в., составил так называемые Толедские планетные таблицы (1080); они оказали значительное влияние на развитие тригонометрии в Западной Европе.


В арабской культуре получает распространение десятичная позиционная система счисления с применением нуля, заимствованная из индийской математики. Аль-Хорезми, аль-Бируни и Омар Хайям практически создают алгебру как самостоятельную математическую дисциплину; Хорезми, Бируни, аль-Баттани превращают плоскую и сферическую геометрию из вспомогательного раздела астрономии в самостоятельную математическую отрасль. Алгебраический трактат Хорезми содержал классификацию квадратных уравнений и приемы их решений, трактат Омара Хайяма – теорию и классификацию кубических уравнений, трактат аль-Хазини – квадратуры конических сечений и кубатуры тел, полученных от их вращения.

Значительны и своеобразны на средневековом Востоке и медико-биологические знания, что объясняется, во-первых, богатыми традициями народной медицины стран Востока; во-вторых, заимствованиями из древнегреческих и древнеримские источников; в-третьих, высокой оценкой профессии врача, медика, лекаря; в-четвертых, категорическим запретом ислама на вскрытие человеческого тела (что, однако, не явилось препятствием для развития отдельных отраслей анатомии и хирургии). Все это определило развитие медико-биологических знаний в направлении детального изучения лекарств растительного, животного и минерального происхождения, диагностики, учения о причинах болезней и принципах лечения, профилактики заболеваний, развития токсикологии, диетологии, гигиены, косметологии, а также определения особенностей инфекционных заболеваний и др.

Средневековой арабской науке принадлежат и наибольшие успехи в химии. Опираясь на материалы александрийских алхимиков I в. н. э. и некоторых персидских школ, арабские химики достигли значительного прогресса в этой области: в их работах алхимия постепенно превращалась в химию. Под их влиянием (главным образом под влиянием испанских мавров) в позднее Средневековье химия как наука возникла в Европе.

5.3. Становление науки в средневековой Европе

К концу XII – началу XIII в. социально-экономические и культурные процессы в странах Ближнего и Среднего Востока приостановились. Страны же Западной Европы, наоборот, стали постепенно опережать их в результате развития производительных сил.

Значительную роль в образовании стали играть университеты. Светские учебные заведения появились лишь в эпоху развитого Средневековья, когда возникли ремесла и торговля, изобретательство и инженерное дело. В каждом из них были четыре факультета: подготовительный, или философский, медицинский, юридический и высший, но не самый популярный – теологический.

Формируются предпосылки новой механистической картины мира:

• допускается существование пустоты, но пока не абстрактной, а лишь в виде нематериальной пространственности, пронизанной божественностью;

• меняется отношение к проблеме бесконечности природы (бесконечность природы все чаще рассматривается как позитивное, допустимое и очень желательное с точки зрения религиозных ценностей начало);

• возникает представление о бесконечном прямолинейном движении как следствии образа бесконечного пространства;

• возникает идея о возможности существования бесконечно большого тела (образ пространственной бесконечности постепенно перерастает в образ вещественно-телесной бесконечности);

• допускается мысль о существовании движений небесных тел не только идеальных (правильной окружности), соизмеримых между собой, но и несоизмеримых.

Но для обнаружения этой первоосновы алхимикам приходилось проводить множество химических экспериментов, и это сближало их с наукой. В процессе исследований они попутно решали многие важные задачи: были получены сведения о многих процессах и открыты различные методы производства продуктов, пользовавшихся большим спросом. Именно алхимики заложили фундамент для создания химии.

Последний этап развития алхимии – западноевропейский. Во время эпохи крестовых походов европейцы заимствовали у арабов многие научно-практические знания, включая алхимию.

Самым важным достижением европейской алхимии было открытие серной и азотной минеральных кислот, с помощью которых удалось растворить вещества, считавшиеся нерастворимыми. Европейские химики в качестве третьей части металлов (наряду с Серой и Ртутью) ввели Соль, считая, что соли придают обычной ртути свойство затвердевать и противостоять огню. В связи с этим изучено было огромное количество солей.

Особой заслугой западноевропейских алхимиков следует назвать изучение продуктов брожения – вина и уксуса. В результате именно в Западной Европе научились получать чистый спирт путем перегонки крепких вин и водки. В 1317 г. папа Иоанн XXII (подобно Диоклетиану) алхимию как сатанинское искушение предал анафеме. Но это не помогло: она продолжала развиваться.

5.4. Техника Средневековья

Великие технические изобретения, сделанные в Средневековье, оказали огромное влияние на все области экономики, науки и культуры. Наиболее значимыми из них стали водяная и ветряная мельницы, морской компас, порох, очки, бумага, механические часы (почти все эти изобретения пришли в Европу с Востока). Идея водяного привода (двигателя) была реализована прежде всего для перемалывания зерна (собственно для построения мельниц), а затем и для выполнения других работ (например, для ткачества в суконном производстве, вытягивания проволоки, толчения руды). Использование движения колеса с горизонтальной осью вращения для осуществления поступательного движения или вращения в других плоскостях потребовало применения механизмов, преобразующих движение. Для этого были придуманы зубчатое зацепление цевочного (пальцевого) типа и коленчатый рычаг.

Компас как устройство, использующее свойство естественного магнита указывать направление географического или магнитного меридиана, изобретен в Китае. Китайцы приписывали способность ориентации естественных магнитов воздействию звезд. В I–III вв. компас стал применяться в Китае как указатель юга. Как попал компас в Европу, до сих пор неизвестно. Начало его использования европейцами в мореплавании относится к XII в. Применение компаса на судах явилось важной предпосылкой географических открытий. Компас впервые обстоятельно описал французский ученый Пьер да Марикур (Петр Перегрин). Он указал в связи с этим и на свойства магнита (явление магнитной индукции). Компас стал первой действующей научной моделью, на основе которой развивалось учение о притяжении предметов вплоть до великой теории Ньютона.

Очки были изобретены в Италии. По одним сведениям, это изобретение относится к 1299 г. и принадлежит Сильвино Армати. Другие полагают, что очки появились в Италии не раньше 1350 г. Существует мнение, что успехи просвещения в эпоху Возрождения были достигнуты во многом благодаря изобретению очков. Очковые линзы стали основой при создании таких оптических инструментов, как микроскоп и телескоп.

До XII–XIII вв. европейское естествознание переживало период упадка. Его структура была следующая:

• воспринятые от античности астрономические и математические знания, в основе которых лежала геоцентрическая картина мира, восходящая к Аристотелю. Признавая роль Бога в создании и движении мира, аристотелизм хорошо сочетался с христианской религией;

• комплекс алхимии и астрологических знаний с элементами медицинских и минералогических знаний. Алхимия представляла собой некий синтез магии и науки, экспериментального и мистического знания. Первоначально она возникла в Египте в раннем Средневековье, а затем распространилась в Западной Европе.

Свыше тысячи лет отделяют нас от той эпохи, когда жил замечательный представитель самой гуманной на земле профессии – врач Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Хасан ибн Али ибн Сина. Его современники, ученые Востока, дали ему почетный титул Аш-шейх ар-райс – т.е. шейх, глава. Это ученый и поэт, отдавший все силы борьбе за торжество разума и науки.

В этой плеяде блестящих мыслителей и ученых одно из первых мест занимает Ибн-Сина, внесший немалый вклад в различные отрасли науки и культуры. Это подлинный ученый-энциклопедист, автор интереснейших сочинений в области медицины, философии, логики, психологии, математики, физики, зоологии и других наук. Он прославился и как хороший педагог и как мудрый государственный деятель. Какую бы область знания ни затрагивал в своей деятельности, он всегда приходил к четким научным выводам и классификации, по своей широте и смелости, оставляющим далеко позади работы современных ему ученых Востока и Запада.

Ибн Сина обладал необыкновенной способностью к сосредоточению – многие свои психологические трактаты он сочинил, сидя верхом на коне, когда сопровождал правителей на поле сражения [1]. И это не самое удивительное в нем. Не часто случается, чтобы природа одарила таким изобилием интеллектуальных и духовных даров одного человека – Авиценна был и государственным деятелем, и философом, и врачом. Он заложил основы средневековой философии и соединил достижения древнегреческой философии со своими убеждениями.

Арабская культура и наука в период средневековья




Из вышесказанного можно сделать вывод, что арабско-мусульманская философия зародилась в среде переводчиков и комментаторов сочинений греческих философов и первоначально являлась как бы продолжением греческой философской мысли, переработанной в мусульманском духе. Медицина и астрология были практическим применением философских знаний. Философ не был включен в жесткую структуру мусульманского общества, что делало его более чутким к проблемам, связанным с политической и социальными вопросами. Они видели различия во взглядах Платона, Аристотеля и их позднейших интерпретаторов, отдавали предпочтение наиболее волновавшим их проблемам или по иному расставляли акценты. Этим они обнаруживали самостоятельность своей мысли. Позаимствовав из греческой философии общее представление о мире, учение о душе и разуме, о человеке и знаниях, овладев терминологией, которая стала их научным языком, арабо-мусульманские философы попытались синтезировать греческую философскую мудрость в духе мусульманского вероучения.

Жажда науки

Для воссоздания биографии и реального облика Ибн Сины служат его произведения, личные записи, записи его ученика аль-Джузджани, сочинения средневековых авторов-биографов, историков и философов, богословов. По их сочинениям характеризуется эпоха Ибн Сины, особенности жизненного и творческого пути.

Согласно личным записям Ибн Сины в возрасте 21 он написал одну из первых своих книг по заказу своего соседа Абу-ль-Хасана аль-Аруди в которой он описывает все науки, кроме математики. В этой книге Ибн Синой была приведена собственная классификация наук и высказано свое отношение к ним. [11]

«От праха черного и до небесных тел

Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.

Коварства я избег, распутал все узлы,

Он умер от кишечной колики в 1037 г. в г. Хамадане, где и поныне сохраняется его могила.

Эти биографические сведения об Ибн Сине дают материалы для воссоздания достопримечательных черт его личности. Прежде всего, это был ученый, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных для него отраслей знания. Он отличался тонкой наблюдательностью, феноменальной памятью, и остротой мысли – книги он не читал, а перелистывал, задерживая внимание только на тех страницах, где разбирались наиболее трудные вопросы. Ибн Сина отличался необычайной работоспособностью – писал и читал он и днем и ночью, в любой обстановке – дома, во временном пристанище, скрываясь от врагов, в заточении, в пути и даже в военных походах. Библиография его трудов, составленная Г.Ш. Анавати, насчитывает 276 названий, и это при том, что многие из его трудов безвозвратно утрачены. Основные философские труды Ибн Сины - "Книга исцеления", "Указания и наставления", "Книга знания". Философия Ибн Сины по праву считается вершиной теоретической мысли стран Востока в раннем средневековье. Религии он противопоставил научное познание, основанное на опыте, логических доказательствах.В его творческом наследии мы находим не только естественно научные и философские трактаты, но и стихи [6].

Биография и психологическое наследие Ибн Сины

Выполнила: ст.2 курса

Касьянова Тамара Михайловна

Проверила: Вихарева А.Б.

Якутск 2010

1. Арабская культура и наука в период средневековья. 5

2. Жажда науки. 10

3. Особенности научного мировоззрения. 16

4. Психологические идеи Ибн Сины.. 19

5. Заключение. 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 26

Введение

Свыше тысячи лет отделяют нас от той эпохи, когда жил замечательный представитель самой гуманной на земле профессии – врач Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Хасан ибн Али ибн Сина. Его современники, ученые Востока, дали ему почетный титул Аш-шейх ар-райс – т.е. шейх, глава. Это ученый и поэт, отдавший все силы борьбе за торжество разума и науки.

В этой плеяде блестящих мыслителей и ученых одно из первых мест занимает Ибн-Сина, внесший немалый вклад в различные отрасли науки и культуры. Это подлинный ученый-энциклопедист, автор интереснейших сочинений в области медицины, философии, логики, психологии, математики, физики, зоологии и других наук. Он прославился и как хороший педагог и как мудрый государственный деятель. Какую бы область знания ни затрагивал в своей деятельности, он всегда приходил к четким научным выводам и классификации, по своей широте и смелости, оставляющим далеко позади работы современных ему ученых Востока и Запада.

Ибн Сина обладал необыкновенной способностью к сосредоточению – многие свои психологические трактаты он сочинил, сидя верхом на коне, когда сопровождал правителей на поле сражения [1]. И это не самое удивительное в нем. Не часто случается, чтобы природа одарила таким изобилием интеллектуальных и духовных даров одного человека – Авиценна был и государственным деятелем, и философом, и врачом. Он заложил основы средневековой философии и соединил достижения древнегреческой философии со своими убеждениями.

Арабская культура и наука в период средневековья

Из вышесказанного можно сделать вывод, что арабско-мусульманская философия зародилась в среде переводчиков и комментаторов сочинений греческих философов и первоначально являлась как бы продолжением греческой философской мысли, переработанной в мусульманском духе. Медицина и астрология были практическим применением философских знаний. Философ не был включен в жесткую структуру мусульманского общества, что делало его более чутким к проблемам, связанным с политической и социальными вопросами. Они видели различия во взглядах Платона, Аристотеля и их позднейших интерпретаторов, отдавали предпочтение наиболее волновавшим их проблемам или по иному расставляли акценты. Этим они обнаруживали самостоятельность своей мысли. Позаимствовав из греческой философии общее представление о мире, учение о душе и разуме, о человеке и знаниях, овладев терминологией, которая стала их научным языком, арабо-мусульманские философы попытались синтезировать греческую философскую мудрость в духе мусульманского вероучения.

Жажда науки

Для воссоздания биографии и реального облика Ибн Сины служат его произведения, личные записи, записи его ученика аль-Джузджани, сочинения средневековых авторов-биографов, историков и философов, богословов. По их сочинениям характеризуется эпоха Ибн Сины, особенности жизненного и творческого пути.

Согласно личным записям Ибн Сины в возрасте 21 он написал одну из первых своих книг по заказу своего соседа Абу-ль-Хасана аль-Аруди в которой он описывает все науки, кроме математики. В этой книге Ибн Синой была приведена собственная классификация наук и высказано свое отношение к ним. [11]

«От праха черного и до небесных тел

Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.

Коварства я избег, распутал все узлы,

Он умер от кишечной колики в 1037 г. в г. Хамадане, где и поныне сохраняется его могила.

Эти биографические сведения об Ибн Сине дают материалы для воссоздания достопримечательных черт его личности. Прежде всего, это был ученый, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных для него отраслей знания. Он отличался тонкой наблюдательностью, феноменальной памятью, и остротой мысли – книги он не читал, а перелистывал, задерживая внимание только на тех страницах, где разбирались наиболее трудные вопросы. Ибн Сина отличался необычайной работоспособностью – писал и читал он и днем и ночью, в любой обстановке – дома, во временном пристанище, скрываясь от врагов, в заточении, в пути и даже в военных походах. Библиография его трудов, составленная Г.Ш. Анавати, насчитывает 276 названий, и это при том, что многие из его трудов безвозвратно утрачены. Основные философские труды Ибн Сины - "Книга исцеления", "Указания и наставления", "Книга знания". Философия Ибн Сины по праву считается вершиной теоретической мысли стран Востока в раннем средневековье. Религии он противопоставил научное познание, основанное на опыте, логических доказательствах.В его творческом наследии мы находим не только естественно научные и философские трактаты, но и стихи [6].


4.2. естественно-научные достижения средневековой арабской культуры

По-разному сложились исторические судьбы Западной и Восточной Римской империи. Социально-экономический и культурный уровень стран Восточного Средиземноморья, Ближнего Востока (большее их число входило в состав Византийской империи) в эпоху раннего средневековья (вплоть до второй половины XII в.) был выше, чем стран Европы. В VII в. на обширных территориях Ближнего и Среднего Востока возникает централизованное арабское государство — Арабский Халифат. Формирование из ранее разрозненных областей единой политической системы на новой феодальной основе и быстрый рост экономики создали благоприятные условия для развития на средневековом Востоке науки и культуры.

Особенно большое распространение на Востоке получили произведения Аристотеля. Вершиной арабоязычного аристотелизма стало творчество Ибн-Рушда (в Европе его называли Аверроэсом), интерпретировавшего труды Аристотеля в духе материализма и пантеизма. Ибн-Рушд развивал и учение о вечности материального мира, являющегося, однако, как учил Аристотель, конечным в пространстве. Ибн-Рушд стремился утвердить полную независимость философии и науки от теологии, мусульманского богословия, минимизировать функции бога по отношению к миру, считая, что бог влияет только на общий ход мирового процесса, но не на его частности. В учении Ибн-Рушда природа максимально независима от бога и сама может творить свои частные, конечные формы. Подобное ограничение креационизма создавало мировоззренческую основу для утверждения идеалов естественно-научного познания.

Содержание

Читайте также: