Сирийско египетская архитектурная школа кратко

Обновлено: 06.07.2024

Памятники мусульманской архитектуры сирийско-египетской школы имеют особое место в мировой культуре.

Главная соборная мечеть Аль-Азхар в Каире

Здание мечети стоит на высокой террасе, вымощенной каменными плитами. В плане это восьмиугольник, внутреннее пространство которого имеет чёткие геометрические пропорции. Центральная часть храма, над которой возвышается купол, накрывает скалу, священную для представителей трёх религий. Плоская часть кровли опирается на колонны, которые словно повторяют внешний восьмигранник стен. Колонны связаны между собой арками, создавая две обходные галереи по периметру.

Сам купол диаметром около 23 м покоится на барабане, внешний декор которых — зарешеченные окна с арками. Для интерьера мечети характерно обилие мрамора, золота и ярких красок. В мозаике использовались аканф, пальметки, виноградные листья, розетки, сосновые шишки — стилевые приёмы античной архитектуры.

Мечеть в Дамаске

Культовое здание, построенное в Дамаске халифом аль-Валидом I (705—715), стало одним из тех, тип которых впоследствии разрабатывался в разных вариантах. В действительности речь идёт о перестройке старого языческого капища, а затем античного храма в главную мечеть государства Омейядов. До сих пор не утихают споры о том, когда были выполнены мозаики на фронтоне внутреннего фасада. Для церкви они не типичны, для мусульман — неправомерны, хотя изображение соответствует исламским представлениям о Рае. Кроме того, в мечети сохранились христианские святыни: в молитвенном зале покоится голова Иоанна Крестителя, около которой всегда сидит читающий Коран шейх.

Внутри мечеть расчленена античными колоннами на три нефа, которые идут вдоль южной продольной стены с михрабом. Впоследствии здесь же создали ещё три михраба — по числу исламских богословско-юридических школ. Северную продольную стену прорезает сквозная аркатура, продолжающаяся по периметру всего двора. Мечеть представляет собой прямоугольник, внутренний фасад которого состоит из поддерживаемых колоннами арок. Они украшены традиционным византийским орнаментом из листьев аканфа. Возле восточной части галереи стоит изящное сооружение на восьми колоннах — Куббат аль-Хазна (сокровищница), куда нет входа непосредственно с земли.

Мавзолей Нур ад-дина Зенги в Дамаске

Яркие примеры сирийско-египетской архитектуры демонстрирует Каир, который отметил тысячелетие в 1969 году. В 640 сюда пришли арабские войска, которые устроили здесь лагерь, названный Фустатом. Новое поселение разместилось между холмом Яшкур и Вавилоном. Здесь же была построена первая мечеть, получившая имя завоевателя Египта — Амра ибн аль-Аса. Она представляла собой небольшую постройку из сырцового кирпича с низким потолком, покоившимся на пальмовых столбах. Пол был усыпан галькой. Здесь, как и в первой мечети в Медине, мусульмане не только молились, но и устраивали военные советы, вершили правосудие и давали ночью приют для путников. В середине VIII века Фустат стал политическим и экономическим центром Египта. В 673 мечеть расширили, но кардинальной перестройке она подверглась в 827.

Сегодня здание мечети представляет собой неправильный четырёхугольник, в котором в соответствии с традицией передняя стена обращена к Мекке. В ней выделены три полукруглых михраба. Молитвенное помещение разделено аркадами, опирающимися на 378 колонн, которые были взяты из руин римских и византийских зданий, причём крайние колонны каждого ряда связаны со стеной деревянными балками. Первоначально нефы освещались арочными окнами. Все поддерживающие кровлю деревянные конструкции покрыты резьбой, основными мотивами которой являются виноградная лоза и акант. В XIX в. мечеть вновь подверглась реконструкции, ибо сильно обветшала.

В 869 году аббасидский халиф назначил Ахмеда ибн Тулуна наместником Египта, который 10 лет спустя построил названную его именем мечеть. Её план представляет собой прямоугольник со сторонами 122 и 140 метров. Пространство молитвенного зала делят пять поперечных нефов. В два ряда поставлены аркады. Стрельчатые арки опираются на пилоны, над которыми прорезаны меньшие арочки, что придает лёгкость всей конструкции и уменьшает вес кладки. Все арки по контуру украшены декоративной растительной вязью, выполненной по стуку.

В молитвенном зале воздвигнуты пять михрабов. Главный — ниша с аркой на четырёх колоннах византийского времени. В 1296 он был облицован цветным мрамором и мозаикой, которая диссонирует со строгим стуковым декором стены. Под потолком идёт деревянный фриз длиной 2,5 км, на котором вырезан аят Корана. На дворовых фасадах чередуются малые и большие арки с колоннами и орнаментальными лентами, а в тимпанах добавлены розетки. Кирпичные стены завершаются фризом с рельефными медальонами и ажурным зубчатым двухметровым парапетом.

По традиции мечеть обнесена двором с трёх сторон. В его северо-западной части возвышается оригинальный минарет из тёсаного камня: его нижний ярус представляет собой куб, средний — круглую башню, а третий — двухъярусную восьмигранную башенку с рубчатым куполом. И мечеть, и минарет демонстрируют пристрастие Ибн Тулуна к архитектурным традициям иракского города Самарра, уроженцем которого он был.

Архитекторы фатимидского Египта при строительстве культовых зданий активно использовали дворовую схему плана, мастера применяли камень, кирпич и дерево. В начале XII века появляется рубчатая форма куполов, оболочка которых расчленена извне валиками, а изнутри — желобками. Тогда при декоративной обработке поверхностей чаще всего использовалась резьба по стуку и дереву, а позднее — многоцветный камень.

Салах ад-Дин ввёл новый для Египта тип зданий, которые носили частично общественный, частично культовый характер, — медресе. До реформ в преподавании все желающие собирались в мечети и слушали речи учителя, теперь же ученики записывались в медресе и обучались там по установленной программе. В отличие от сирийских медресе, египетские обычно имели по два сводчатых айвана. В тёплом климате один из айванов служил аудиторией, другой мечетью. Кроме того, каирские медресе имели минарет. В постройках айюбидского времени кирпич был окончательно вытеснен камнем, одновременно оформился сталактитовый парус. На фасадах появляется членение вертикальными нишами, в которых размещаются окна. В декорировании сохраняется пристрастие к резному стуку, но их начинают теснить цветные витражи, мода на которые пришла из Сирии.

Грандиозным по размаху стал ансамбль, состоявший из мечети, медресе, мавзолея и большого маристана, построенный султаном Калауном в 1284—1285 годах. Считается, что он построен в сирийских традициях. Комплекс возведён на развалинах фатимидского дворца и упирался в медный рынок (Сук ан-Нахассин). Двухцветная каменная кладка здесь распределена в шахматном порядке. Все части фасада объединены поясом выбитого на камне эпиграфического декора, подкрашенного золотом. На углу, рядом с мавзолеем, возвышается минарет, вероятно, достроенный позднее. Внутри мавзолея купол покоится на четырёх колоннах розового мрамора и четырех пилонах, которые связаны арками со стеной. Михраб отделан мрамором и перламутром, композиция которого достигает высоты 7 метров.

Ан-Насир Мухаммад (1295—1304) построил аналогичный комплекс и объединил в четырёхайванном медресе все 4 мазхаба. Маленький мавзолей украшен готическим порталом, вывезенным по частям из церкви крестоносцев в Акке. Но в декорировании интерьера господствует резной стук. Полукупол и конха заполнены растительным орнаментом. Арку огибает криволинейный бордюр, а сама она опирается на две колонны из зелёного мрамора. Это последний михраб, где используется стук, все более поздние уже отделаны мрамором.

Мечеть султана Хасана

Продолжая старые традиции, мамлюкская архитектура со временем становится более монументальной. В отделке фасадов используется исключительно камень, силуэт минаретов становится все более затейливым. Вместо квадратной башенки с небольшим восьмиугольным фонарём появляются ярусы разного сечения, разделённые балкончиками на сталактитовом карнизе. Рубчатый купол приобретает форму луковицы. После 1315 года исчезает стуковый орнамент — сначала из декора михрабов, а к 1325 и из убранства стен. Повсеместно используются многоцветные мраморы внутри помещений. Пол выкладывается мозаикой, причём круглые детали мозаики выпиливают из мраморных античных колонн. Одновременно появляется цветное стекло, а эпиграфический бордюр приобретает форму кольца, обрамляя картуш или медальон.

В XV веке мамлюкские архитекторы уже строили симметричные по плану и объёмам здания. Таковы мечеть-ханака султана Баркука и султана аль-Муайада. Последняя славится изысканной декоративной обработкой фасада и молитвенного зала.

Мамлюки наполнили Каир постройками, которые придали ему своеобразный стиль. Но от дворцов сегодня практически ничего не сохранилось, зато некоторые общественные здания — караван-сараи, кварталы базаров, внутри которых были и мечети, и медресе, и хамамы, — до сих пор существуют. Многие путешественники отмечали большое число каирских бань, рассматривая их строительство как заботу правителей о народе.

В 1883 в Каире был создан департамент по охране памятников, который способствовал реставрации ветшающих зданий и учреждению музеев. В частности, в 1905 была проведена реконструкция мечети ар-Рифаи. После реставрации она и стоящая рядом мечеть Хасана составили интересный архитектурный ансамбль.

Одной из тех мечетей, тип которых впоследствии разрабатывался в разных вариантах, была, построенная в Дамаске халифом аль-Валидом I (705–715). В действительности, речь идет о перестройке старого языческого капища, а затем античного храма и церкви в главную мечеть государства Омейадов. До сих пор не утихают споры о том, когда были выполнены мозаики на фронтоне внутреннего фасада мечети. Для античного храма они не типичны, для мусульман – неправомерны, хотя изображение соответствует мусульманским представлениям о рае.

Кроме того, мечеть интересна сохранением в ней христианских святынь: в молитвенном зале в стеклянной усыпальнице покоится голова Иоанна Крестителя, около которой всегда сидит шейх, читающий Коран.

Внутри мечеть расчленена колоннами, взятыми из античных построек, на три нефа, которые идут вдоль южной продольной стены с михрабом. Но впоследствии здесь же было устроено еще три михраба, по числу богословско-юридических школ в исламе. Северную продольную стену прорезает сквозная аркатура, продолжающаяся по периметру всего двора. В плане мечеть представляет собой прямоугольник, внутренний фасад которого состоит из арок, поддерживаемых колоннами. Арки украшены традиционным византийским орнаментом из листьев аканфа. Возле восточной части галереи стоит изящное сооружение на восьми колоннах – Куббат аль-Хазна (сокровищница), в которую нет входа непосредственно с земли.

Большим разнообразием отличаются мавзолеи и медресе, функции которых иногда совмещаются. Мавзолей Нур ад-дина Зенги в Дамаске (1167) представляет собой квадратное в плане здание с конусом вместо купола. Конус имеет множество шишечек, которые напоминают перевернутый сталактитовый свод.

Яркие примеры сирийско-египетской архитектуры демонстрирует столица Египта, Каир, который отметил в 1969 свое тысячелетие. В 640 сюда пришли арабские войска во главе с Амром ибн аль-Асом, которые устроили здесь свой лагерь, названный Фустатом (от греко-византийского fossaton – лагерь). Новое поселение разместилось между холмом Яшкур и Вавилоном. Здесь же была построена первая мечеть, получившая имя завоевателя Египта Амра ибн аль-Аса. Мечеть представляла собой небольшую постройку из сырцового кирпича с низким потолком, покоившимся на пальмовых столбах, пол был усыпан галькой. Здесь, также как и в первой мечети в Медине, не только молились, но и устраивали военные советы, отправляли правосудие, а ночью мечеть становилась приютом для путников. В 60-х 8 в. Фустат уже был политическим и экономическим центром Египта. В 673 мечеть расширили, но кардинальной перестройке она подверглась в 827.

Сегодня здание мечети представляет собой неправильный четырехугольник, в котором в соответствии с традицией передняя стена обращена к Мекке, в ней выделены три полукруглых михраба. Молитвенное помещение делится аркадами, опирающимися на 378 колонн, которые были взяты из руин римских и византийских зданий, имевшихся в распоряжении строителей в начале IX в., причем крайние колонны каждого ряда были связаны со стеной деревянными балками. Первоначально нефы освещались арочными окнами. Все деревянные конструкции, поддерживающие кровлю, покрыты резьбой, основным мотивом которой является виноградная лоза и акант. В XIX в. мечеть вновь подверглась реконструкции, так как сильно обветшала.

В 869 аббасидский халиф назначил Ахмеда ибн Тулуна наместником Египта, который 10 лет спустя построил мечеть, названную его именем. План мечети представляет собой прямоугольник со сторонами 122 и 140 м. Пространство молитвенного зала делят пять поперечных нефов. В два ряда поставлены аркады. Стрельчатые арки опираются на пилоны, над которыми прорезаны меньшие арочки, что придает легкость всей конструкции и уменьшает вес кладки. Все арки по контуру украшены декоративной вязью растительного типа, выполненного по стуку. Орнамент напоминает переплетенные ленты, очерчивающие квадраты, звезды, многоугольники и другие фигуры.

В молитвенном зале воздвигнуто пять михрабов. Главный михраб – ниша с аркой на 4-х колоннах византийского времени. В 1296 он был облицован цветным мрамором и мозаикой, которая диссонирует со строгим стуковым декором стены. Под потолком идет деревянный фриз (общей длиной 2,5 км), на котором вырезана стихотворная строка из Корана. На дворовых фасадах ритмически чередуются малые и большие арки с колоннами и орнаментальными лентами, а в тимпанах добавлены розетки. Сложенные из кирпича стены завершаются фризом с рельефными медальонами и ажурным зубчатым парапетом двухметровой высоты.

В соответствии с традицией, мечеть обнесена с трех сторон двором. В северо-западной части двора возвышается минарет из тесаного камня оригинальной формы: его нижний ярус представляет собой куб, средний – круглую башню, а третий – двухъярусную восьмигранную башенку с рубчатым куполом. И мечеть, и минарет демонстрируют пристрастие Ибн Тулуна к архитектурным традициям города Самарра в Ираке, уроженцем которого он был.

По традиции, средневековый мусульманский город в плане представлял собой замкнутые кварталы, внутри которых селились выходцы из одного места или люди одной профессии. На ночь кварталы закрывались на замок. В каждом квартале была своя мечеть. Во второй половине XI в. вокруг городов стали возводить новые стены, расширившие их территории.

В Каире часть стен XI в. высотой до 12,5 м сохранилась до сих пор на северном и южном участке. Сохранившиеся ворота Баб ан-Наср (1087), Баб аль-Футух (1087) и Баб аз-Зувейла (1092) интересны не только как элементы средневековой фортификации, но и как образцы зодчества того времени. Тогда же вне города на скалистом обрыве горы Мукаттам была возведена мечеть аль-Джуюши (1085), хотя первоначально она была скитом (завийа – пристанище суфия или гробница, у которой проводят свои радения его последователи). Эта мечеть известна своим великолепным михрабом, декорированным резным стуком. Над входом возвышается минарет высотой в 20 м с восьмигранным купольным завершением.

Архитекторы фатимидского Египта при строительстве культовых зданий активно использовали дворовую схему плана, мастера применяли камень, кирпич и дерево. В начале XII в. появляется рубчатая форма куполов, оболочка которых расчленена извне валиками, а изнутри – желобками. Тогда в области декоративной обработки поверхностей чаще всего использовалась резьба по стуку и дереву, а позднее – многоцветный камень. Резьба по дереву применялась в узких филенчатых дверных полотнищах, во фризах, в михрабах и при изготовлении мимбаров (кафедра, с которой произносится хутба, пятничная проповедь).

При династии Айюбидов власти уделили первостепенное внимание фортификационным сооружениям, поставив на склонах горы аль-Мукаттам цитадель. Айюбиды не строили знаменитых мечетей, но после них остались великолепные и монументальные усыпальницы. Султан аль-Камиль в 1211 возвел мавзолей над могилой аш-Шафии, знаменитого факиха, основателя одной из 4 признанных богословско-юридических школ в исламе. Форма этого мавзолея развивает тенденцию, наметившуюся в предыдущий период: это центрическое купольное сооружение, квадратное в плане, со срезанными углами. Здание сложено в нижней части из камня, а в верхней – из кирпича. Деревянное надгробие над могилой аш-Шафии принадлежит к лучшим образцам резьбы по дереву. Надгробие старше мавзолея и датируется 1178. В резьбе можно найти имя автора резьбы – Убейд ибн Маали. Не менее примечательна усыпальница Аббасидов. Бежавшие от монголов члены правящей семьи лелеяли надежду вернуть багдадский трон, но именно Каир стал их последним убежищем.

Салах ад-Дин ввел новый для Египта тип зданий, которые носили частично общественный, частично культовый характер – медресе. Толчком к этому стали реформы в преподавании. Прежде все желающие собирались в мечети и слушали речи учителя, теперь же ученики записывались в медресе и обучались там по установленной программе. В отличие от сирийских медресе, египетские обычно имели по два сводчатых айвана. В теплом климате Египта один из айванов служил аудиторией, другой мечетью. Кроме того, каирские медресе имели минарет. И хотя Айюбиды выстроили множество медресе, ни одного из них не сохранилось в первозданном виде. Тем не менее, в постройках айюбидского времени кирпич был окончательно вытеснен камнем, одновременно оформился сталактитовый парус. На фасадах появляется членение вертикальными нишами, в которых размещаются окна. В декорировании все еще сохраняется пристрастие к резному стуку, но их начинают теснить цветные витражи, мода на которые пришла из Сирии.

Сменившие Айюбидов мамлюкская династия уделяла городу большое внимание. Мамлюки заботились об ирригации, торговле, развитии ремесел. Строительная лихорадка охватила двор и придворные круги: строили дворцы и усыпальницы, караван-сараи и бани, школы и общественные фонтаны, лавки и постоялые дворы. При этом старые здания предпочитали сносить. Делали это безжалостно, не пытаясь сохранять историю и не соблюдая рациональной планировки города. Так, у подножья холма Яшкур сложился аристократический квартал, хотя большая часть мамлюков предпочитала жить в цитадели. Султаны Калаун и Баркук провели туда воду, разбили сады с прудами. Цитадель была значительно укреплена в 1176–1183. Высота стен достигала 10 м, а толщина 3 м.

Также как и в Сирии, медресе начинали брать на себя функции и погребальных сооружений. Появляется также множество маристанов (госпиталь) и хамамов (баня). В декоративном убранстве также ощущаются перемены: стены покрывают мрамором на высоту 5–6 м, им же накрывается пол. Причем для создания мозаичных полов мамлюки привозили мрамор из Сирии и островов Эгейского моря. Султан Байбарс (1260–1277) уделял большое внимание ирригации, строительству дорог и мостов. Для него в Большой мечети впервые была сооружена максура – квадратная ложа напротив михраба, в которой он находился во время пятничного намаза.

Грандиозным по своему размаху стал ансамбль зданий, состоявший из мечети, медресе, мавзолея и большого маристана, построенный султаном Калауном в 1284–1285. Считается, что это здание построено в сирийских традициях. Любопытно, что султан так спешил с постройкой, что, несмотря на то, что на строительстве трудились рабы и пленные, его подручные хватали на улице прохожих и заставляли их работать на стройке. Комплекс был построен на развалинах фатимидского дворца и упирался в медный рынок (Сук ан-Нахассин). Двухцветная каменная кладка здесь распределена в шахматном порядке. Все части фасада объединены поясом выбитого на камне эпиграфического декора, подкрашенного золотом. На углу, рядом с мавзолеем, возвышается минарет, вероятно, достроенный позднее. Внутри мавзолея купол покоится на четырех колоннах розового мрамора и четырех пилонах, которые связаны со стеной арками. Мрамором и перламутром отделан михраб, композиция которого достигает высоты 7 метров.

Ан-Насир Мухаммад (1295–1304) построил аналогичный комплекс, он объединил в четырехайванном медресе все 4 богословских школы – мазхаба. Маленький мавзолей (9 × 9 м) украшен готическим порталом, вывезенным по частям из церкви крестоносцев в Акке. Но в декорировании интерьера господствует резной стук. Михраб представляет собой великолепный образец искусства 13–14 в. Полукупол, конха, заполнен растительным орнаментом. Арку огибает криволинейный бордюр, а сама она опирается на две колонны из зеленого мрамора. Это последний михраб, где используется стук, все более поздние – уже отделаны мрамором.

При мамлюках не существовало закона о престолонаследии. Поэтому каждый султан считал своей обязанностью при жизни позаботиться о месте своего погребения. Обычно строилась мечеть, где впоследствии размещался саркофаг с телом правителя. Поэтому от эпохи мамлюков осталось большое число погребальных мечетей. Среди них следует отметить мавзолей Шаджар ад-Дурр (1250) женщины-правительницы (возглавившей список правителей из династии мамлюков-бахритов), мавзолей ар-Рифаи (1291), мавзолей эмира Сункур Сади (1315).

Продолжая старые традиции, мамлюкская архитектура со временем становится более монументальной, в отделке фасадов используется исключительно камень. Усложняется и ритм минаретов, их силуэт становится все более затейливым. Вместо квадратной башенки с небольшим восьмиугольным фонарем появляются ярусы разного сечения, разделенные балкончиками на сталактитовом карнизе. Рубчатый купол приобретает форму луковицы. После 1315 уходит стуковый орнамент – сначала из декора михрабов, а к 1325 и из убранства стен. Внутри помещений многоцветные мраморы используются повсеместно. Пол выкладывается мозаикой, причем круглые детали мозаики изготовляются путем распиловки мраморных античных колонн. Одновременно появляется цветное стекло, а эпиграфический бордюр иногда приобретает форму кольца, обрамляя картуш или медальон.

Мода на погребальные мечети среди султанов-мамлюков привела к тому, что возник целый квартал усыпальниц (Хаус аль-Басха), которые перемежались обителями суфиев и медресе. В XV в. мамлюкские архитекторы уже строили симметричные по плану и объемам здания. Таковы мечеть-ханака султана Баркука и султана аль-Муайада. Последняя славится изысканной декоративной обработкой фасада и молитвенного зала. При Каитбее в Каире была реставрирована цитадель, в Александрии также построена крепость. С именем Каитбея связаны три мечети в Каире. Одна из них построена по крестовому плану, к мечети примыкает мавзолей, минарет которой по совершенству пропорций и изысканности декоративной отделки может считаться самым красивым в Каире.

Мамлюки наполнили этот город своими постройками, которые придали ему своеобразный стиль. Но от дворцов сегодня практически ничего не сохранилось, так как последующие правители стремились превзойти своих предшественников. Зато некоторые общественные здания – караван-сараи, кварталы базаров, внутри которых были и мечети, и медресе, и хаммамы (бани) – до сих пор существуют. Бани были важным элементом Каира, строительство их велось не только из соображений гигиены, но и для престижа города. Практические все путешественники отмечали большое число каирских бань, рассматривая их строительство как свидетельство заботы правителей о своем народе. В 1341 ан-Насир Мухаммад провел водопровод, желоб которого тянулся по акведуку и гребню городской стены к цитадели. Тогда же в Каире было сооружено много фонтанов.

В османское время в городе появляются здания с тонкими островерхими минаретами, что можно рассматривать как стремление подражать Стамбулу: мечеть Сулейман-паши на территории каирской цитадели, а также мечеть Шахин аль-Халвати (1538). Все здания приписываются известному османскому архитектору Синану. При Мухаммаде Али город подвергся перепланировке. Правитель стремился европеизировать город, началась расчистка руин, прокладывались улицы, разбивались скверы. Подражая османским правителям, в 1830 Мухаммед Али задумал построить новую мечеть, подобную мечети Ахмедийе в Стамбуле. Она была спроектирована архитектором Юсуфом Бусхнаком, была многокупольной и имела два высоких (82 м) минарета и широкий двор с аркадой, что свидетельствовало о восприятии османского стиля.

В 1883 в Каире был создан департамент по охране памятников, который во многом способствовал реставрации ветшающих зданий и учреждению музеев, в том числе Музея исламского искусства. В частности, в 1905 была проведена реконструкция мечети ар-Рифаи. После ее реставрации она и стоящая рядом мечетью Хасана составили интересный архитектурный ансамбль.


u Облик мечетей во многом зависел от строительных материалов, находившихся в распоряжении строителей. Например, в Сирии из-за обилия базальтовых пород часто можно встретить сооружения, где в облицовке стен чередуется черный и белый камень (впоследствии этот тип кладки стали использовать и в других странах). В ряде стран (Иран, Ирак, Марокко, а также в Андалусии) мечети строили из кирпича, в других местах – из тесаного камня.


u Великая мечеть Кайруан ,Кайруан , Тунис.


u Великая мечеть Кайруан ,Кайруан , Тунис.


u Первые мечети были построены с оглядкой на традиции, сложившиеся к тому времени в церковной архитектуре Византии. После превращения церкви Иоанна Крестителя в Дамаске в мечеть, на завоеванных землях стали строить мечети, повторяющие план этого сооружения. Некоторых из них сохранялся крестообразный план, характерный для византийских церквей. Регистан является ансамбль из трех медресе в Самарканде , современный Узбекистан


Сиро-египетская школа мусульманского зодчества.

Мечеть в Дамаске, построенная халифом аль-Валидом (на месте храма Иоанна Крестителя).

Мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме.

Мечеть Амра ибн аль-Аса в Каире.

Мечеть Ахмеда ибн Тулуна.

Медресе Тайбарсия и Акбогавия.

Ворота Баб ан-Наср,


Мечеть Амра ибн аль-Аса

u Архитекторы фатимидского Египта при строительстве культовых зданий активно использовали дворовую схему плана, мастера применяли камень, кирпич и дерево. В начале 12 в. появляется рубчатая форма куполов, оболочка которых расчленена извне валиками, а изнутри – желобками. Тогда в области декоративной обработки поверхностей чаще всего использовалась резьба по стуку и дереву, а позднее – многоцветный камень. Резьба по дереву применялась в узких филенчатых дверных полотнищах, во фризах, в михрабах и при изготовлении мимбаров(кафедра, с которой произносится хутба, пятничная проповедь).

В плане это восьмиугольное здание, внутреннее пространство которого имеет четкие геометрические пропорции. Центральная часть храма, над которой возвышается купол, накрывает скалу, священную для представителей всех трех авраамистических религий. Плоская часть кровли опирается на колонны, которые повторяют в уменьшенных размерах внешний восьмигранник стен. Колонны связаны между собой арками, создавая, таким образом, по периметру две обходные галереи. Сам купол (диаметром около 23 м) покоится на барабане, внешним декором которого являются зарешеченные окна с арками.

u Яркие примеры сиро-египетской архитектуры демонстрирует столица Египта, Каир, который отметил в 1969 свое тысячелетие. В 640 сюда пришли арабские войска во главе с Амром ибн аль-Асом, которые устроили здесь свой лагерь, названный Фустатом (от греко-византийского fossaton – лагерь). Новое поселение разместилось между холмом Яшкур и Вавилоном. Здесь же была построена первая мечеть, получившая имя завоевателя Египта Амра ибн аль-Аса. Мечеть представляла собой небольшую постройку из сырцового кирпича с низким потолком, покоившимся на пальмовых столбах, пол был усыпан галькой.

u В 673 мечеть расширили, но кардинальной перестройке она подверглась в 827.


Мечеть Амр ибн аль-Аса


Оригинальное расположение мечети было простым прямоугольником, 29 метров длиной, 17 метров шириной. Это был низкий навес с колоннами, сделанными из стволов пальмы, стены из камней и кирпичей из глины и грязи, крыша покрывалась листьями пальм и ветками деревьев. Пол был из гравия. Сооружение было достаточно большим, чтобы предоставить молитвенное место для армии Амра, но она не имела никаких украшений и минаретов.

Мечети ибн Тулуна.План мечети представляет собой прямоугольник со сторонами 122 и 140 м. Пространство молитвенного зала делят пять поперечных нефов. В два ряда поставлены аркады. Стрельчатые арки опираются на пилоны, над которыми прорезаны меньшие арочки, что придает легкость всей конструкции и уменьшает вес кладки. Все арки по контуру украшены декоративной вязью растительного типа, выполненного по стуку. Орнамент напоминает переплетенные ленты, очерчивающие квадраты, звезды, многоугольники и другие фигуры.



В молитвенном зале воздвигнуто пять михрабов. Главный михраб – ниша с аркой на 4-х колоннах византийского времени. В 1296 он был облицован цветным мрамором и мозаикой, которая диссонирует со строгим стуковым декором стены. Под потолком идет деревянный фриз (общей длиной 2,5 км), на котором вырезана стихотворная строка из Корана. На дворовых фасадах ритмически чередуются малые и большие арки с колоннами и орнаментальными лентами, а в тимпанах добавлены розетки. Сложенные из кирпича стены завершаются фризом с рельефными медальонами и ажурным зубчатым парапетом двухметровой высоты.



Мехраб (молитвенная ниша) в мечети Ибн Тулуна

В Каире часть стен 11 в. высотой до 12, 5 м сохранилась до сих пор на северном и южном участке. Сохранившиеся ворота Баб ан-Наср (1087), Баб аль-Футух (1087) и Баб аз-Зувейла (1092) интересны не только как элементы средневековой фортификации, но и как образцы зодчества того времени. Тогда же вне города на скалистом обрыве горы Мукаттам была возведена мечеть аль-Джуюши (1085), хотя первоначально она была скитом (завийа – пристанище суфия или гробница, у которой проводят свои радения его последователи). Эта мечеть известна своим великолепным михрабом, декорированным резным стуком. Над входом возвышается минарет высотой в 20 м с восьмигранным купольным завершением.


Михраб мечети аль-Джуюши в Каире. 1085. Фрагмент.


Мечеть аль-Джуюши

. В отличие от сирийских медресе, египетские обычно имели по два сводчатых айвана. В теплом климате Египта один из айванов служил аудиторией, другой мечетью. Кроме того, каирские медресе имели минарет. И хотя Айюбиды выстроили множество медресе, ни одного из них не сохранилось в первозданном виде. Тем не менее, в постройках айюбидского времени кирпич был окончательно вытеснен камнем, одновременно оформился сталактитовый парус. На фасадах появляется членение вертикальными нишами, в которых размещаются окна. В декорировании все еще сохраняется пристрастие к резному стуку, но их начинают теснить цветные витражи, мода на которые пришла из Сирии.

Также как и в Сирии, медресе начинали брать на себя функции и погребальных сооружений. Появляется также множество маристанов(госпиталь) и хамамов (баня).


Внутри Аль-Масджид аль-Набави в Медине , Саудовская Аравия .

Персидская архитектурная традиция.

u В 7 в. Иран был завоеван арабами и вошел в состав халифата. Культовая архитектура того времени свидетельствует об арабском прототипе большинства мечетей. В Наине была построена мечеть (960), в которой, несмотря на арабский тип конструкции, в орнаменте прослеживается связь с искусством эпохи династии Сасанидов. Поверхности стен, сводов и колонн орнаментированы стилизованными растительными мотивами. В декоре михраба появляются соприкасающиеся углами восьмиконечные звезды. Этот элемент впоследствии становится весьма популярным приемом иранских архитекторов.

u Несколько ранее был построен мавзолей династии Саманидов (819–1005,см. САМАНИДОВ ДИНАСТИЯ) в Бухаре, датируемый 907 (это свидетельствует о широком распространении традиций персидского зодчества за пределами Ирана). Он представляет собой квадратную купольную постройку гармоничных пропорций. Композиция мавзолея с равнозначными фасадами строго центрична. Слегка расширенный книзу кубический объем с открытыми на четыре стороны арками и массивными угловыми колоннами завершается легкой галереей-аркатурой. В одной из фасадных арок находится дверь, другие забраны решеткой из кирпича. Одновременно монументальное и воздушное, насыщенное светом, и игрой теней в рельефах кладки, здание остается классическим произведением среднеазиатского зодчества.


u В 10 в. появляется новый тип мечетей, планировка которых восходит к зороастрийским храмам – квадратное в плане помещение увенчано куполом (чортак – перс.). Характерным для иранских культовых зданий стал айван, имеющий вид сводчатой ниши.


Насир аль-Мульк мечети в городе Шираз в Иране Каджар

u В иранской архитектуре большое значение придавалось открытому пространству внутреннего двора. Это проявлялось как в гражданской архитектуре (в жилых домах, караван-сараях, дворцах), так и культовых зданиях (мечетях и медресе). Этим объясняется часто встречаемый отказ от декорирования поверхностей наружных стен в пользу портала и фасадов, обращенных во двор.


Храм Хазрат Али в Мазари-Шариф , Афганистан.


Пятничная мечеть в Герате в Афганистане



Вдоль внутреннего двора тянутся двухэтажные аркады. На самом деле эти глубокие ниши (худжра – араб.), которые играют роль помещений для занятий. Все видимые поверхности стен здания сплошь покрыты полихромной керамикой. Фасады айванов расположены строго друг против друга. Портал, ведущий непосредственно в молитвенный зал, украшен глубокой нишей, конха которой набрана из сталактитов. Здесь применен мозаичный декор, на других пиштаках (порталах) использовался менее трудоемкий декор из глазурованного кирпича и глазурованной плитки. Подсчитано, что для строительства мечети потребовалось 18 миллионов кирпичей, а для облицовки – 472 500 обливных изразцовых плиток голубых и бирюзовых оттенков.


Индийская школа

u Минарет Кутуб-минар.

u Мавзолей султана Шамс ад-дина Илетмиша.

u Мавзолей султана Насир ад-дина Хумайюна.

u Мечеть Джама-Масджид.


Минарет Кутуб-минар и мавзолей султана Шамс ад-дина Илетмиша в Дели

Мусульманская архитектура Индии сформировалась под влиянием традиций персидского зодчества. Тем не менее, индийская архитектурная школа отличается от персидской, прежде всего, применением иных строительных материалов, а также собственными традициями, благодаря которым возникла собственная школа возведения исламских культовых зданий.

Наследники Газневидов немало способствовали распространению традиций иранской архитектуры в Индии, где новые правители стремились демонстрировать свою мощь не только силой оружия, но и идеологии, для чего создавались колоссальные культовые сооружения.


После смерти Кутб ад-дина был закончен только первый ярус, его зять Шамс ад-дин Илетмиш (1211–1236) добавил еще четыре следующих, а правитель Фируз-шах III (1351–1388) после землетрясения 1368 был вынужден восстановить два верхних яруса, поэтому они были сделаны из мрамора.

Само здание ныне разрушенной мечети напоминает колонные мечети Сирии и Андалузии. Однако это сходство возникло случайно: мастера не владели техникой кладки арок и сводов из клинчатого кирпича. Они сооружали плоские перекрытия, которые опирались на консоли и колонны. Эти колонны были взяты из 27 разрушенных индуистских храмов и украшены фигурной резьбой. Как правило, колонна индийской мечети имеет квадратное основание, но затем мастер придает ей круглое или гранёное сечение и вновь возвращается к квадратуре. Красный песчаник, который использовали индийские мастера, прекрасно поддается обработке, поэтому резьба, как правило, покрывает все поверхности, которые сделаны из этого камня.


Здание построено из красного песчаника, который прекрасно гармонирует с белым мрамором. Мрамор чаще всего использовался, чтобы подчеркнуть вертикали и контуры арок. Традиционного исламского декора в этом здании нет, однако на внешних фасадах здания цветным камнем обозначены шестиконечные звезды. Венчает мавзолей двойной купол (внутренний и внешний), с небольшим шпилем. Обращает на себя внимание также форма минаретов, которые служат продолжением граней здания. Их количество – почти всегда чётное – приводит к заключению о том, что в Индии минарет скорее всего выполнял декоративную функцию.

Тадж-Махал

u Мавзолей Тадж-Махал – культовое здание вместе с окружающим его парком занимает значительную площадь – 17 га. Доступ в сады и к мавзолею открыт с южной стороны сада, где на одной линии стоят два входных портала, украшенные традиционными чаттри. После

В истории великих культур арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

Архитектура Арабского востока.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФАКУЛЬТЕТ ______________________________ _______________

КАФЕДРА ______________________________ _______________

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ______________________________ _______________

РЕФЕРАТ

ПО КУРСУ: ______________________________ __________________________

НА ТЕМУ: ______________________________ __________________________

Выполнил студент____курса, группы _____ ___________________________

Фамилия, Имя, Отчество

Принял ______________________________ ______________________________ ______

Должность, звание Фамилия, Имя, Отчество

Подпись

Новочеркасск 20 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………… …………………………………..…………..1

Основная часть:

  1. Мусульманская архитектура………………………………………………… ………..…1
  2. Сирийско-египетская школа………………………………………………………….…. …6
  3. Индийская школа………………………………………………………………… ………………10
  4. Магрибская школа мусульманской Испании и стран Магриба……….15
  5. Османская школа………………………………………………………………… ……….…….16

Введение

В истории великих культур арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Ее влияние ощущалось и ощущается сейчас во многих частях света; она явилась важным связующим звеном между культурами античности и средневекового Запада, уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную культуру - право и государство, философию и искусство, религию и науку, обладающих своей неповторимостью. И хотя ислам исторически близок многим европейским культурным традициям, сравнительный анализ этих различий, не очевидных на первый взгляд, показывает наибольшую удаленность ислама от европейского стандарта и его определенное сходство с китайскими религиозно-доктринальными нормами.

Из всех видов искусств, относящихся к мусульманской культуре, самым заметным, оригинальным и впечатляющим является архитектура.
Первая мечеть была построена в Медине сразу после хиджры пророка. Тогда это был обширный двор, обнесенный стеной. С северной стороны (обращенной к Иерусалиму) на пальмовых стволах была укреплена кровля для защиты верующих от солнца. Но это сооружение еще не было святилищем, ибо в этот же двор выходили двери жилища Мухаммада и его жен. В первое время здесь собирались военные советы, а после битв сюда сносили раненых, то есть, это скорее был штаб будущей мусульманской общины. Но уже в этом примитивном сооружении просматривались контуры будущих мусульманских храмов.

Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы), Иерусалим, Израиль

Строительство мечетей, мусульманских культовых зданий, первоначально базировалось на региональных традициях, однако со временем сложился новый стиль, который, сохраняя локальную специфику культовых построек, был полностью подчинен потребностям нового религиозного мировоззрения.
В мусульманской архитектуре традиционно выделяют пять крупнейших архитектурных школ:
• сирийско-египетскую,
• персидскую,
• индийскую,
• магрибскую;
• османскую.

Более мелкие, например, иракская и среднеазиатская, – считаются производными от выше перечисленных архитектурных традиций.

Мечеть султана Хасана

Уже первые мечети, которые были построены в крупных городах завоеванных территорий, имели кровлю, которая опиралась на колонны. Иногда это были стволы деревьев, иногда для этой цели брали колонны из разрушенных сооружений греко-римско-византийского периода. После того, как Мекка также покорилась исламу, в каждой мечети ставилась ниша – михраб, которая указывала киблу – направление на Мекку.
Облик мечетей во многом зависел от строительных материалов, находившихся в распоряжении строителей. Например, в Сирии из-за обилия базальтовых пород часто можно встретить сооружения, где в облицовке стен чередуется черный и белый камень (впоследствии этот тип кладки стали использовать и в других странах). В ряде стран (Иран, Ирак, Марокко, а также в Андалусии) мечети строили из кирпича, в других местах – из тесаного камня.

минарет
Марокко – минарет Кутубии
Мекка

Сирийско-египетская школа

Одной из тех мечетей, тип которых впоследствии разрабатывался в разных вариантах, была, построенная в Дамаске халифом аль-Валидом I (705–715). В действительности, речь идет о перестройке старого языческого капища, а затем античного храма и церкви в главную мечеть государства Омейадов. До сих пор не утихают споры о том, когда были выполнены мозаики на фронтоне внутреннего фасада мечети. Для античного храма они не типичны, для мусульман – неправомерны, хотя изображение соответствует мусульманским представлениям о рае.
Кроме того, мечеть интересна сохранением в ней христианских святынь: в молитвенном зале в стеклянной усыпальнице покоится голова Иоанна Крестителя, около которой всегда сидит шейх, читающий Коран.
Внутри мечеть расчленена колоннами, взятыми из античных построек, на три нефа, которые идут вдоль южной продольной стены с михрабом. Но впоследствии здесь же было устроено еще три михраба, по числу богословско-юридических школ в исламе. Северную продольную стену прорезает сквозная аркатура, продолжающаяся по периметру всего двора. В плане мечеть представляет собой прямоугольник, внутренний фасад которого состоит из арок, поддерживаемых колоннами. Арки украшены традиционным византийским орнаментом из листьев аканфа. Возле восточной части галереи стоит изящное сооружение на восьми колоннах – Куббат аль-Хазна (сокровищница), в которую нет входа непосредственно с земли.
Большим разнообразием отличаются мавзолеи и медресе, функции которых иногда совмещаются. Мавзолей Нур ад-дина Зенги в Дамаске (1167) представляет собой квадратное в плане здание с конусом вместо купола. Конус имеет множество шишечек, которые напоминают перевернутый сталактитовый свод.

Главная соборная мечеть Каира Аль-азхар
Мавзолей Нур ад-дина Зенги в Дамаске

Яркие примеры сирийско-египетской архитектуры мечеть расширили, но кардинальной перестройке она подверглась в 827.
Персидская школа

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мусульманская архитектура Учитель технологии и искусства Макина Ланита Станис.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мусульманская архитектура Учитель технологии и искусства Макина Ланита Станис.

Мусульманская архитектура Учитель технологии и искусства Макина Ланита Станиславовна

Из всех видов искусств, относящихся к мусульманской культуре, самым заметным.

Из всех видов искусств, относящихся к мусульманской культуре, самым заметным, оригинальным и впечатляющим является архитектура, строительство мечетей, мусульманских культовых зданий, первоначально базировалось на региональных традициях, однако со временем сложился новый стиль, который, сохраняя локальную специфику культовых построек, был полностью подчинен потребностям нового религиозного мировоззрения.

В мусульманской архитектуре традиционно выделяют пять крупнейших архитектурн.

В мусульманской архитектуре традиционно выделяют пять крупнейших архитектурных школ: сирийско-египетскую, персидскую, индийскую, магрибскую; османскую. Более мелкие, например, иракская и среднеазиатская, – считаются производными от выше перечисленных архитектурных традиций.

Важным элементом мечети является минарет. Минарет соборной пятничной мечети.

Важным элементом мечети является минарет. Минарет соборной пятничной мечети доминировал над каждым мусульманским городом, создавая особый запоминающийся силуэт застройки. Обычно один из минаретов выделялся своими размерами и красотой. В средневековой Андалусии – это башня Хиральда, в Марокко – минарет Кутубии, в Индии славится делийский Кутб-Минар, в Афганистане известен минарет Джама, а в Средней Азии – бухарский минарет Калян.

 Формы минаретов минаретов

Формы минаретов минаретов


Типовые структуры в мусульманской архитектуре 1. –Гульдаста– колонны, укр.

Сирийско-египетская школа Главная соборная мечеть Каира Аль-азхар Главная.

Сирийско-египетская школа Главная соборная мечеть Каира Аль-азхар Главная соборная мечеть в Каире

На архитектуру того времени оказали влияние миграции с Востока и Запада, выз.

В 1883 в Каире был создан департамент по охране памятников, который во много.

В 1883 в Каире был создан департамент по охране памятников, который во многом способствовал реставрации ветшающих зданий и учреждению музеев, в том числе Музея исламского искусства. В частности, в 1905 была проведена реконструкция мечети ар-Рифаи Яркие примеры сирийско-египетской архитектуры демонстрирует столица Египта, Каир, который отметил в 1969 г. свое тысячелетие. В 640 сюда пришли арабские войска во главе с Амром ибн аль-Асом, которые устроили здесь свой лагерь, названный Фустатом (от греко-византийского fossaton – лагерь). Новое поселение разместилось между холмом Яшкур и Вавилоном. Здесь же была построена первая мечеть, получившая имя завоевателя Египта Амра ибн аль-Аса.

Персидская школа К архитектуре персидской школы тяготеет и зодчество Средней.

Персидская школа К архитектуре персидской школы тяготеет и зодчество Средней Азии. Архитектура Тимуридов представлена великолепными зданиями, построенными в Самарканде. После арабского нашествия (712), особенно при династии Саманидов, город стал бурно развиваться. При Тимуре, в конце XIV в., Самарканд был заново окружен стенами, а в его западной части была возведена большая крепость.

В VII в. Иран был завоеван арабами и вошел в состав халифата. Культовая архи.

В VII в. Иран был завоеван арабами и вошел в состав халифата. Культовая архитектура того времени свидетельствует об арабском прототипе большинства мечетей. Таковы мечети в Йезде, Рейе. В Наине была построена мечеть (960), в которой, несмотря на арабский тип конструкции, в орнаменте прослеживается связь с искусством эпохи династии Сасанидов. Поверхности стен, сводов и колонн орнаментированы стилизованными растительными мотивами. В декоре михраба появляются соприкасающиеся углами восьмиконечные звезды. Этот элемент впоследствии становится весьма популярным приемом иранских архитекторов.

Мечеть Биби-Ханым

Индийская школа Мусульманская архитектура Индии сформировалась под влиянием.

Индийская школа Мусульманская архитектура Индии сформировалась под влиянием традиций персидского зодчества. Тем не менее, индийская архитектурная школа отличается от персидской, прежде всего, применением иных строительных материалов, а также собственными традициями, благодаря которым возникла собственная школа возведения исламских культовых зданий. Наследники Газневидов немало способствовали распространению традиций иранской архитектуры в Индии, где новые правители стремились демонстрировать свою мощь не только силой оружия, но и идеологии, для чего создавались колоссальные культовые сооружения.

Мавзолей султана Насир ад-дине Хумайюна Мавзолей султанаНасирад-динаХумай.

Мавзолей султана Насир ад-дине Хумайюна Мавзолей султанаНасирад-динаХумайюна

Магрибская школа После 756 на завоеванных землях Испании был создан Кордовски.

Мечеть Аль-Кутубийо в Маракеше МечетьАль-КутубийавМарракеше(XII в.)

Мечеть Аль-Кутубийо в Маракеше МечетьАль-КутубийавМарракеше(XII в.)

Османская школа Османское зодчество в своем развитии прошло два этапа. Первы.

Османская школа Османское зодчество в своем развитии прошло два этапа. Первый (с XIV до первой половины XV вв. – до взятия Константинополя в 1453) связан со строительством в Бурсе (Бруса) и некоторых других городах Малой Азии. Второй этап начался в правление Сулеймана Великолепного и связан с именем замечательного османского архитектора Кемаля ад-дина Синана.

Мечеть Селимийе в Эдирне

Мечеть Селимийе в Эдирне

Современная мусульманская архитектура пытается сегодня использовать весь нак.

Современная мусульманская архитектура пытается сегодня использовать весь накопленный за века архитектурный опыт при сооружении новых мечетей. Естественно, что новые технологии позволяют облегчить строительство, поэтому огромные купольные перекрытия уже перестали быть трудной задачей. В то же время нынешние мечети утратили очарование рукотворности, ибо многие элементы (изразцы, мозаики) изготовляются не вручную, а с помощью современной техники. Тем не менее, при реставрации памятников архитектуры специалистам нередко приходится обращаться к старинным методикам, воспроизводить орнаменты, эпиграфические надписи и каскады сталактитов в соответствии с традициями мусульманского зодчества прошлых веков.

Площадь Регистан в Самарканде

Площадь Регистан в Самарканде

Домашнее задание: Найти интересные сведения о Мусульманской архитектуре(соста.

Домашнее задание: Найти интересные сведения о Мусульманской архитектуре(состав строительных материалов, красок, керамики, изобретения) Узнать, кто такой Алишер Навои.

Читайте также: