Путь героя кэмпбелл кратко

Обновлено: 05.07.2024

Текст: Валерий Муллагалеев

Наш герой

Кто такой избранный, знают все. Для многих это выцветший штамп, ныне беспощадно осмеянный. Конечно, грубая эксплуатация персонажа, который, выйдя из деревни, спасает мир, получает полцарства с принцессой и лично свергает главного злодея, заслуживает насмешки.

Пришедший из вечности

Опираясь на психоанализ Зигмунда Фрейда и аналитическую психологию Карла Юнга, Кэмпбелл приходит к выводу, что истории о становлении героя и спасении мира сформированы самой психикой человека под влиянием образов общечеловеческой символики — архетипов.

Избранные обитают и в научной фантастике, но истинная их родина — даже не фэнтези, а легенды и сказки. Владимир Пропп, посвятивший жизнь изучению сказочного наследия, утверждал, что сказка — деградировавший миф. Мифы же, в свою очередь, — остатки древних религий, не доживших до наших дней. Когда-то их задачей было дать человеку инструкцию, приводящую к духовному развитию. Джордж Лукас говорил об этом так:

Мифы рассказывают старые истории, не угрожая нам. Они — воображаемое место, где вы в безопасности. Но они заключают в себе реальные истины, о которых надо говорить. Иногда эти истины так болезненны, что выдуманные истории становятся единственным способом их воспринять.

Назидания, о которых идёт речь, не обязательно религиозные. Послания мифов и сказок часто направлены на помощь в преодолении кризиса, связанного с взрослением или моральным ростом. Как говорится, сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок. А урок на пальцах не объяснить — нужны примеры. Тут и приходит черёд нашего героя.

Истинный избранный — тот, кому пришло время взрослеть и развиваться. Если перед нами сказка, он должен расстаться с детством и вступить во взрослую жизнь, полную трудностей (они же чудища и подвиги). Если миф или религиозный текст — подняться над обыденностью, вырасти духовно и морально. А если фэнтези… идейная нагрузка остаётся на совести автора. Как и миссия по-новому рассказать вечную историю своим современникам. По этому поводу всё тот же Лукас отметил:

Я пересказываю старый миф на новый лад. Каждое общество знает этот миф и пересказывает его по-своему, в зависимости от среды, в которой оно живёт. Идея всюду одна и та же. Разница лишь в том, как она локализована.

Кэмпбелл выделил универсальные для мифов и сказок этапы странствий вечного героя и обозначил смысл каждого из них. На примерах современных историй мы видим, что древний механизм работает и сегодня.


Этап 1 : исход

Первые звоночки


Опираясь на психоанализ Зигмунда Фрейда и аналитическую психологию Карла Юнга, Кэмпбелл приходит к выводу, что истории о становлении героя и спасении мира сформированы самой психикой человека под влиянием образов общечеловеческой символики — архетипов.

Тысячеликий герой: суть книги Джозефа Кэмпбелла 13

Избранные обитают и в научной фантастике, но истинная их родина — даже не фэнтези, а легенды и сказки. Владимир Пропп, посвятивший жизнь изучению сказочного наследия, утверждал, что сказка — деградировавший миф. Мифы же, в свою очередь, — остатки древних религий, не доживших до наших дней. Когда-то их задачей было дать человеку инструкцию, приводящую к духовному развитию. Джордж Лукас говорил об этом так:

Мифы рассказывают старые истории, не угрожая нам. Они — воображаемое место, где вы в безопасности. Но они заключают в себе реальные истины, о которых надо говорить. Иногда эти истины так болезненны, что выдуманные истории становятся единственным способом их воспринять.

Назидания, о которых идёт речь, не обязательно религиозные. Послания мифов и сказок часто направлены на помощь в преодолении кризиса, связанного с взрослением или моральным ростом. Как говорится, сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок. А урок на пальцах не объяснить — нужны примеры. Тут и приходит черёд нашего героя.

Джордж Лукас: авангардист, гонщик и 3

Истинный избранный — тот, кому пришло время взрослеть и развиваться. Если перед нами сказка, он должен расстаться с детством и вступить во взрослую жизнь, полную трудностей (они же чудища и подвиги). Если миф или религиозный текст — подняться над обыденностью, вырасти духовно и морально. А если фэнтези… идейная нагрузка остаётся на совести автора. Как и миссия по-новому рассказать вечную историю своим современникам. По этому поводу всё тот же Лукас отметил:

Я пересказываю старый миф на новый лад. Каждое общество знает этот миф и пересказывает его по-своему, в зависимости от среды, в которой оно живёт. Идея всюду одна и та же. Разница лишь в том, как она локализована.

Кэмпбелл выделил универсальные для мифов и сказок этапы странствий вечного героя и обозначил смысл каждого из них. На примерах современных историй мы видим, что древний механизм работает и сегодня.

Первые звонки

Тысячеликий герой: суть книги Джозефа Кэмпбелла 6

Если в одиннадцать лет вам не прислали письмо из Хогвартса…

Тяготение подразумевается именно духовное, ведь все последующие события и чудеса станут символическим отображением духовного пути героя. Во всяком случае, так было во времена, когда дракон, например, считался хранителем тайных знаний, а не просто огнедышащим динозавром на куче золота.

Пусть кто-нибудь другой

Тысячеликий герой: суть книги Джозефа Кэмпбелла 3

…подождите лет до пятидесяти, вдруг за вами лично явится Гэндальф

Будущий герой отмахивается от призыва. Это закономерно, ведь всё новое пугает и отталкивает. Странствия символизируют взросление или серьёзные перемены в жизни и мировоззрении. Непросто бывает даже встать с дивана, не то что сойти с проторённой дороги жизни. Да и кто поверит первому встречному старику, что он джедай, волшебник и маг, пришедший проводить тебя в волшебный мир, который надо спасти?

Судьба ломится в дверь

Вызов принят!

Итак, герой принимает зов и собирается в путь.

Есть и вариант, когда он всё-таки отвергает приглашение к саморазвитию. В этом случае герой получает проклятие и становится пассивным антигероем. Участь таких незавидна, они прозябают в обыденности и зарывают свой потенциал в землю — если силы судьбы не уничтожают их сразу.

Но если всё по правилам, то герой получает благословение избравших его сил, обретает компаньона-учителя (старца, мага, проводника, наставника) и некий амулет для решения проблем (меч, кольцо, клубок Ариадны — в зависимости от предстоящего квеста).

Посторонним вход воспрещён

Однако это ещё не начало большого приключения. Просто так вырваться из повседневного мира никому не удавалось. Герой должен сразиться со стражем сокрытого мира, он же хранитель границ мира обыденного.

Тысячеликий герой: суть книги Джозефа Кэмпбелла

Страж побуждает отказаться от затеи с приключением. Он может представать в разных ипостасях. Это может быть искушение женщиной-пустышкой, уводящей в сторону, или обещанный ужас, который окажется выдумкой. Злые силы могут обмануть героя, указав не то направление, или попробовать подкупить его, предложив за амулет огромные деньги. Да и пинки никто не отменял — Нео пришлось немало вытерпеть, прежде чем отключиться от Матрицы.

Так, преодолевая тяготение привычного мира (наслаждения) и отторжение мира нового (страдания), герой проявляет комбинацию отваги, упорства, ума и благородства. И происходит прорыв в скрытый мир приключений.

Обычно это сопровождается сменой декораций (полет на другую планету, выход за границы родных земель, погружение в пучину), а иногда и образным перерождением. Совершая переход, герой остаётся обнажённым, отказываясь от своего эго. Вспомните Нео, очнувшегося в капсуле, — голого, лысого и в слизи. Начинаются великие приключения!

Тысячеликий герой: суть книги Джозефа Кэмпбелла 8

Ближе к свету — чернее тень

Герою предстоит встретиться со своей Тенью лицом к лицу. Но прямолинейная победа над Тенью — это собственное поражение, даже когда Тень представлена отдельным персонажем. Ведь во внутреннем конфликте вы играете за обе стороны. Гражданскую войну не решить атомной бомбардировкой.

Герой должен осознать своё единство с Тенью и принять, что сам он не лишён тёмной стороны. Наглядный пример такого единства — видение Люка Скайуокера после уроков Йоды, когда в пещере он встречает Дарта Вейдера, сносит ему мечом голову и видит у того собственное лицо.

Тысячеликий герой: суть книги Джозефа Кэмпбелла 7

Видение Люка в пещере Йоды — пример единства героя с Тенью

Далее герой поглощает свою Тень либо даёт ей поглотить себя. Во втором случае он становится активным антагонистом, выбирает путь зла. Этот вариант хорошо показан Энакином Скайуокером, когда он становится Дартом Вейдером. Но если Тень поглощена, герой движется дальше — духовно более опытный, морально выросший.

Апофеоз

Мы подходим к кульминации сюжета и высшей точке испытаний героя. Здесь законы мифа предлагают две символические концепции на выбор (хотя возможно и сочетание). Духовный рост героя выражается в примирении с матерью-богиней или отцом-богом. По крайней мере, именно такие формулировки приводит Кэмпбелл, убеждённый фрейдист.

Примирение с матерью-богиней связано с Эдиповым комплексом. Вот только сексуальная интерпретация образа как раз и станет провалом героя. Так был наказан и превращён в оленя Актеон, который увидел в купающейся Артемиде лишь объект вожделения. Герой должен подняться выше полового влечения и эгоистичного понимания мира. Приходит время отбросить детские представления, согласно которым добром считается всё приятное и интересное, а злом — всё неприятное и тяжёлое, и постичь мировые законы.

В случае с отцом-богом герою предстоит стать достойным отцовской силы. Для этого придётся сначала добраться до отца, затем доказать, что ты не самозваный сын (возможно, это решит поединок или загадка). После следует примирение с отцом и обретение его могущества. Это может быть выражено не только в силе как таковой, но и в принятии наследия, опыта, знаний, открытии собственных заблокированных способностей. Могут быть переняты и божественные обязанности вроде вождения солнца по небу в отцовской колеснице — это уж какой родитель достался.

Награда

Великий квест выполнен, герой прошёл испытание и заслужил награду. Это что-то нужное и важное для него лично: полцарства с принцессой, отплытие Фродо в Валинор, новое тело для Салли или суперспособности Нео.

Главное, теперь герой уже не тот, что прежде. Он знает сокрытое, умеет сверхъестественное и обладает волшебным. Как правило, это отражает его духовное преображение и обретённые им знания. Но это ещё не конец — впереди дорога назад.

Тысячеликий герой: суть книги Джозефа Кэмпбелла 14

Возвращение вовсе не означает деградацию обратно до обывателя. Вернуться туда, откуда пришёл — значит принести добытые знания людям. В сказках и мифах принесённый предмет часто становится спасением для родины героя — деревни, нации, государства или целого мира.

Но иногда герой решает не возвращаться и остаётся в скрытом мире. В духовном плане это означает отшельничество. Обретя знания, герой понимает, что не сможет передать их своему народу. Этот мотив часто повторяется в дальневосточных мифах. При этом герой не становится злодеем — это всё же победа, хоть и не полная. Единственная надежда для мира — что герой когда-нибудь станет наставником нового избранного…

В этом смысле Люк в новой трилогии в точности следует Кэмпбеллу

Этапы странствий героя могут искажаться, сокращаться, обрастать подробностями. А некоторые мифы и сказки из-за краткости могут охватывать лишь несколько эпизодов из приведённой схемы. Но суть остаётся одна. Всегда есть избранный, который решается выйти за рамки обыденной жизни и пойти тяжким путём совершенствования. Он ступает на путь, и высшие силы помогают ему. Он сражается с драконами, тёмными властелинами и самим собой. Он достигает цели, обретает счастье и делится им с людьми.

Джозеф Джон Кэмпбелл родился в 1904 году в Нью-Йорке в семье богатого ирландского торговца. Получив хорошее католическое образование, он рано увлекся гуманитарными науками. Затем последовательно очаровывался всем, что занимало молодых интеллектуалов его круга: Джеймсом Джойсом, психоанализом Фрейда и Юнга, культурой коренных американцев, а в 1924 году на трансатлантическом пароходе познакомился с индийским гуру Джидду Кришнамурти, открывшим юноше мир тантрических практик. Встреча произвела на Кэмпбелла настолько сильное впечатление, что он даже стал изучать санскрит, буддизм, джайнизм. Тем временем в США наступила Великая депрессия, во время которой Кэмпбелл перебрался в Калифорнию, где и проживал в небольшой хижине на берегу Тихого океана до середины 1930-х. Его соседом оказался сам Джон Стейнбек, привечавший молодого гуманитария. Под его влиянием Кэмпбелл сам пробовал писать небольшие рассказы, но так и не снискал признания. Наконец, в 1935 году он получил должность преподавателя в академическом колледже Сары Лоуренс в родном Нью-Йорке, где уже всерьез занялся исследованием мировой мифологии, в особенности своей любимой индологии.

Спуск в Преисподнюю

В этом момент герой книги покидает привычный естественный мир и вступает в неизведанный сверхъестественный, так называемый особый мир. За ним следует следующий этап:

Даже по одному этому оригинальному списку Кэмпбелла можно понять, какой хаос творится во всей книге. Вырванные куски из греческих мифов и арабских сказок чередуются с библейскими цитатами и реальными откровениями пациентов психоаналитиков. В одну кучу свалены персонажи братьев Гримм, Будда, Иисус и Иванушка-дурачок. Причем понятно, что персонажам индийского пантеона уделено больше всего внимания.

Магическая диаграмма

Тут уместно привести знаменитую цитату Марселя Пруста, которая в вольном изложении звучит примерно так: талантливый человек может настолько прокачать свой разум, что способен черпать вдохновение в любых источниках, в том числе и в обертке от мыла.

Джордж Лукас никогда не скрывал своего восхищения диаграммой Джозефа Кэмпбелла и даже посвятил ученому документальный фильм, превративший исследователя на закате жизни в звезду среди всех фанатов космической фантастики.

Путь Героя: краткий гайд, изображение №1

В будущем я планирую подробно познакомиться и познакомить своих читателей с каждой из стадий. Задача данной заметки ― кратко описать все 17 основных этапов, чтобы создать первое целостное впечатление. Так же оговорюсь, что, несмотря на подчёркнутую гендерную универсальность этого Мономифа, есть основания полагать, что женская и мужская версии пути должны как-то отличаться (по крайней мере в двух пунктах), но это детали для будущих дискуссий.

Итак, аудитория знакомится с любым героем, когда тот живёт обычной для него и его сородичей жизнью. Мы знакомимся с этим нормальным миром, его законами и ограничениями. Часто сразу становится понятно, что наш герой как-то отличается от окружающих, но сам не знает, что с этой инаковостью делать. Однажды он получает некое известие, либо сталкивается с ярким роковым событием, которое толкает его в приключение.

Путь Героя: краткий гайд, изображение №2

Путь Героя: краткий гайд, изображение №3

Путь Героя: краткий гайд, изображение №4

Благодаря всему полученному опыту и всем трансформациям герой завершает свой квест ― ту его часть, ради которой он и пускался в путешествие. Сражает злодея, кидает кольцо в вулкан, мирит народы и всё в таком духе.

После победы в квесте герою необходимо вернуться назад в обычный мир, но он полюбил мир сверхъестественного и не хочет возвращаться. И вот здесь есть интересный момент. Сюжеты прошлых веков говорят нам о том, что герою необходимо вернуться назад, принеся опыт и мудрость своего путешествия в обычный мир. Его задача как раз в том, чтобы жить в старом мире, но с новым опытом. В современности же всё больше героев остаются в фантастическом мире, а возвращение в обычный мир рисуется как нечто бессмысленное и вредное.

Если путешествие назад всё же должно состояться, то не всегда оно проходит быстро, легко и гладко. Иногда оно становится не менее захватывающим опытом, что и путь в ту сторону.

Путь Героя: краткий гайд, изображение №5

Разумеется, этот мономиф представляет собой слепок лишь одного цикла, и с тем же самым героем может повториться другой квест по схожим правилам. Возвращение домой не гарантирует счастливой жизни отныне и навсегда. Также следует отметить, что в обычной нашей жизни мы проходим такие же квесты со схожим (чаще упрощённым) сценарием: учёба в ВУЗе, работа над проектом, та же психотерапия, путешествие в незнакомое место и т.д.

Читайте также: