Изонить история возникновения кратко

Обновлено: 05.07.2024


История развитие техники "Изонить" и теоретические основы методики проведения кружка

Развитие и процветание любого государства невозможно без роста творческого и нравственного потенциала его граждан. Сегодня Россия остро нуждается в творчески, нестандартно мыслящих гражданах, умеющих, на основе этого создавать оригинальные проекты и воплощать их в жизнь.

В них нуждается и политика, и экономика, и управление. Давно уже доказано, что человек с развитым художественным вкусом и творческими навыками изготавливает продукцию более высокого качества и с большей производительностью, чем тот, у которого эти качества не развиты. Творчески развитый ребенок может стать способным и сознательным членом общества. Отсюда возникает необходимость развивать у детей тягу к творчеству. В школах учащихся знакомят с различными видами изобразительного искусства, дают им знания элементарных основ изобразительной деятельности в рисовании, лепке, живописи и т.п.

Однако, решить задачу художественно-творческих способностей только в рамках учебного процесса невозможно. Большое значение имеет и внеурочная работа, которая строится по принципу совместного творчества. Для этого в нашей стране существуют многочисленные студии, кружки, дома детского творчества. Занятия художественной вышивкой, как и другими видами изобразительного искусства, воспитывают эстетический и художественный вкус детей, способствует развитию воображения, памяти, внимания, чувства ритма, цвета. И в любое время она является популярной и актуальной для всех возрастов. Вышивка является одним из видов декоративно - прикладного искусства. Так сложилось, что в России из всех видов народных художественных промыслов наиболее популярна художественная вышивка.

Изонить (ниткография, ниточный дизайн, ниточная графика) - это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии. Согласно одной версии, технику изонити придумали английские ткачи около 400 лет назад. Они вбивали в деревянную поверхность гвоздики и натягивали меж ними нити в различной последовательности, создавая причудливые графические узоры. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. (Возникла версия, что эти работы были своего рода эскизами для узоров на ткани). Затем возникла мысль качественно изменить эту технику, оставив тот же принцип натяжения нити, но используя картон, вместо доски.

Инсталляции Мексиканского художника Габриель Объемная нитяная графика, часто также называемая StringArt (Стрингарт) - по-французски: broderiesurpapier, применяется в оформлении ресторанных, танцевальных и концертных залов или декораций в театре (вместо гвоздиков используются крючки или конструкции, а вместо нитей используются провода, канаты, ленты, полоски тканей). Многие из рисунков для лазерных шоу основаны на шаблонах для ниточной графики. В этой технике возможно создавать и объемные фигуры, строить декорации.

Особенности организации занятии кружка для учащихся младшего и среднего школьного возраста.

Его отсутствие вряд ли может быть компенсировано использованием других источников общего образования. А для ряда учащихся дополнительное образование является не только необходимым, но и ведущим его компонентом. Все виды добровольных детских объединений, не зависимо от их профиля, способствуют развитию у детей способности к самопознанию и самоопределению. Хорошо организованная, продуманная деятельность ребенка в кружке помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Развитие детской фантазии и творческого воображения, пробуждение интереса детей к миру изобразительного искусства, особая задача педагога, для выполнения этой задачи следует внимательно отнестись к проведению кружка. В зависимости от поставленной задачи педагог на занятиях кружка использует различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего сочетая их. Занятия по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения, объяснение нового материала - информация познавательного характера. Однако основное место на занятиях отводится практическим работам. Педагогам необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, получаемых детьми.

Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям педагогу рекомендуется разнообразить методы работы. При составлении плана занятий надо учитывать возрастные особенности детей. Обучение младших и средних школьников - первая ступень организационного и систематически осуществляемого процесса формирования у детей знаний, умений, навыков. Это возраст спокойного и равномерного физического развития. Особое внимание необходимо уделять на занятиях осанке детей, так как именно в этом возрасте происходит формирование костной системы. У детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, дети испытывают большую потребность в движениях, они быстро утомляются, устают, поэтому на необходимо не предотвращать подвижность детей на занятиях, а наоборот удовлетворять эту потребность: разрешать им бегать и резвиться в перерывах, проводить физминутки. Основной, ведущей деятельностью является учеба, получение знаний, но игровая деятельность не теряет своей значимости, поэтому занятия кружка, где обучение, воспитание и игра синтезируют и обретают интересные и увлекательные формы будут для детей не утомительными, не требующие усилий, напряжения и самоограничения, как учеба. В этом возрасте для детей велика роль педагога, который становится для них непререкаемым авторитетом. Чтобы поддержать интерес детей к занятиям необходимо подкреплять его похвалой, одобрением. Организуя процесс обучения необходимо учитывать особенности развития познавательных, психических процессов средних и младших школьников. Дети с живым любопытством воспринимают окружающую жизнь, но восприятие весьма несовершенно и поверхностно. Дети этого возраста склонны уделять большое внимание второстепенным, а не главным деталям. Их восприятие тесно связано с действием, чтобы лучше понять и осмыслить воспринимаемое, ребенку нужно с ним подействовать.

Также необходимо учитывать, что восприятие носит эмоциональный характер. Дети быстрее и с интересом воспринимают те объекты, которые вызывают у них эмоциональный отклик. Поэтому речь педагога должна быть эмоциональной и выразительной, наглядной, яркой, красочной, словесные описания задания к работе, должны сопровождаться наглядностью и примерами. Важно учитывать чувствительность и отзывчивость детей на эмоциональное воздействия. Дети не умеют контролировать проявление своих чувств, проявляют их очень открыто, откровенно, наша задача в том, чтобы эта эмоциональность отображалась в их творческой деятельности, приобрела свойство эстетических чувств. Для успешного раскрытия резервов ребенка нужно как можно быстрее адаптировать детей к работе в кружке. В этом возрасте детям свойственна непосредственность и подражательность, дети склонны к бурным фантазиям. А фантазия необходима для выявления творческих возможностей ребят.

Школьники младшего и среднего возраста с большим увлечением занимаются практической работой, поэтому, чем меньше возраст детей, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Нагрузка во время занятий должна соответствовать силам и возможностям кружковцев, хорошо подготовленное занятие должно обеспечивать их занятость в течение всего занятия. Младшие и средние школьники быстро утомляются при выполнении однообразной работы, поэтому педагог должен заранее продумать, как построить занятие, разнообразить его. Теоретический материал обычно дается в начале занятия. Новую тему, то или иное задание надо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение показом наглядного материала.

Теоретический материал можно преподносить в форме рассказа или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. При выполнении первоначальных заданий уместны различные упражнения, которые помогают учащимся приобрести определенные навыки. Педагог должен добиться от ребят точности и аккуратности выполнения этой подготовительной работы. Кружковцы должны понимать, что от нее в значительной мере зависит качество последующей работы. Постоянно развивая интерес учащихся к занятиям, педагог стремится выбирать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творчества в переработке образов и в создании новых. Следует поощрять смелость в поисках новых форм и художественных средств выражения образа, проявлении фантазии и возможного разнообразия в оформлении работ. Предоставляя детям, как можно больше самостоятельности педагог вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать темы, думать о способах исполнения творческой работы, помогать в решении поставленной задачи. Выполнение заданий должно способствовать познавательной активности детей, усиливать их эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие способности. Кружковцы должны четко усвоить различные приемы графической работы, научится самостоятельно создавать художественные образы.

Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных пособий: работами детей, иллюстрациями, личным примером педагога. Демонстрация последовательности выполнения определенного задания дает наиболее полное представление о процессе работы над художественным образом. Готовясь к занятиям, необходимо особенно тщательно продумывать методику показа наглядного материала, как и в какой последовательности, проводить показ и объяснение, на что обратить внимание и какие задавать вопросы. При объяснении нового материала для всей группы в основном используют методы фронтальной работы. Фронтальный показ - это демонстрация таблиц, рисунков, наглядного материала, а также различных технических приемов работы. Показ обязательно сопровождается пояснением педагога. Выполнение задания в группе кружковцев обычно происходят неравномерно: одни уже выполняют работу, другие еще только начинают. Поэтому необходимо проводить и индивидуальную работу с детьми, зачастую дополнительно каждому объяснять задания. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее.

Надо помнить, что одно только критическое замечание не по существу лишает ребенка радости, может вызвать нежелание продолжать работу, поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер. Школьники должны знать, что задания надо выполнять по возможности самостоятельно, с выдумкой. Наиболее подходящая форма оценки, это организованный просмотр выполненных творческих работ. Такой просмотр можно устроить и как временную выставку, развесив изделия на стенде, доске, разложив на столах. Выставку можно демонстрировать несколько дней, чтобы дети из других групп могли посмотреть работы, сравнить их и дать оценку. Коллективный просмотр, их анализ, приучает школьников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своим, но и общим успехам. Для лучшего результата творческой деятельности учащегося, педагогу необходимо поощрять творческие поиски детей, оказывать им профессиональную помощь советами и участием непосредственно в их работе.

Занятия помогают осознать силу творца, способного подчинить своей воле этот материал, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность, учат планировать свою трудовую деятельность, вносить изменения в технологию и конструкцию изделий, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждое изделие, т. е. ее облик в совокупности с художественной отделкой, имеет свое индивидуальное лицо. Л.С. Выготский утверждает, что стремления воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества. Декоративно-прикладная деятельность дает широкую возможность организации продуктивного взаимодействия взрослого и ребенка, основанного на принципах творческого сотрудничества.

Именно младший и средний школьный возраст, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно-эстетическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства, отношение к ним ребенка, являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания. Это - залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и родственного отношения к окружающим людям. На дополнительных занятиях важно показать ребенку связь искусства с его личным миром его мыслей и чувств.

Поэтому очень важно в процессе преподавания предметов искусства учитывать местные особенности национальной культуры: характерных ремесел и промыслов, специфике в народном костюме, утвари, архитектуре и т.д. Таким образом, решается проблема приобщения ребенка к искусству на личностно-значимом для него художественном материале его родного края. Педагогу, на занятиях кружка, следует использовать в большей мере активно-творческие методы, вытекающие из закономерностей искусства, и в меньшей методы словесно-информативные. Занятия художественной деятельностью оказывают на учащихся значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым, сохраняя здоровье ребенка.

Задача каждого педагога сделать свои занятия интересными и доступными для детей. На каждом занятии дети будут знакомиться с новой темой и учится видеть, понимать и эмоционально откликаться на увиденное.

Следующие занятия посвящены заполнению окружности. На изнаночной стороне работы чертится окружность желаемого диаметра и делится на равные части (отрезки). Затем выбирается длина хорды. Чем длиннее хорда, тем меньше получится центральный, не заполненный нитками круг. Заполнение окружности выполняется путем перекреста нитей по часовой стрелке. Окружность считается заполненной тогда, когда из каждой точки деления выходит по два луча, образуя угол.

Рамка для фотографий немаловажная вещь в каждом доме. Она хранит семейные воспоминания, а иногда является еще и украшением интерьера. Оригинальная рамка для фотографий, выполненная из компакт-дисков в форме куба приятно удивит родственников.

Последнее занятие - выставка работ. Дети рассказывают о полученных впечатлениях от работы, могут предложить дополнения к программе кружка.

Следует отметить, что технологический процесс доступен учащимся младшего и среднего школьного возраста, но требует от них развития определенных качеств личности, которые помогут им и в других сферах деятельности. Вышивка развивает у школьников художественный вкус, пространственное воображение и абстрактное мышление, глазомер, воспитывает аккуратность. Кроме того, процесс вышивки хорошо развивает мышцы кистей рук. Методика преподавания курса позволяет решать задачи развития личности, формирования творческого отношения к труду и проблему выбора профессии.

Для работы необходимо иметь следующие инструменты: - ножницы - карандаш - шило (для толстого картона)или булавки для прокалывания дырочек - иглы разных номеров - нитки катушечные, ирис, мулине - подложка для удобства прокалывания дырочек, линейка длиной 30 см (лучше прозрачную) - клей – циркуль.

Материалы. Картон цветной или белый, бархатная бумага основа вышивки

Обычно стилизованное изображение для изонити состоит из 2-х геометрических форм – угла и окружности – и производных от них форм (звезда, квадрат, треугольник, овал, спираль, дуга, слёзка). Для освоения техники изонити достаточно знать 2 основных приёма – заполнение (прошивание) угла и окружности.

Угол может быть любым: прямым, острым, тупым (рис. 1). Прошивание любого угла ведут от края к вершине, на другой стороне – от вершины угла к краю (на схемах направление перемещения к местам проколов показано стрелками).

Если угол неравносторонний, то количество мест проколов всё равно должно быть одинаковым на обеих сторонах угла (рис.2).

Для того чтобы избежать слишком прямолинейной формы элемента или избавиться от линий, ограничивающих фигуру по периметру, первый стежок (от точки 1 до точки 2) укладывается со сдвигом на одну точку вперёд от вершины угла.

Одну и ту же окружность (овал) можно прошить стежками разной длины. Чем длиннее стежок, тем более заполненной получится окружность и тем меньше получится центральное отверстие и наоборот.

Прошивание ведут в соответствии с общим порядком действий: - на конце нитки завязывают узел и выводят иголку с ниткой на лицевую сторону в точке 1; - делают стежок, вкалывая иголку в точке 2; - по изнаночной стороне делают протяжку к точке 3; - по лицевой стороне делают стежок к точке 4. Так продолжают до полного заполнения окружности, чтобы из каждой дырочки выходило по две нитки. На лицевой стороне образуется рисунок в виде звезды, а на изнаночной – короткие протяжки по окружности.

Для усиления декоративного эффекта окружность или замкнутый контур можно прошить в несколько этапов, выбирая каждый раз хорду (стежок) разной длины. На схеме этапы прошивания обозначаются римскими цифрами.

Правила прошивания угла можно использовать для прошивания окружности. Для этого окружность делится на секторы. Каждый сектор можно прошить как угол с вершиной в центре окружности.

Секторы можно прошить и как углы с вершиной на линии окружности.

Прошивание производится в 2 этапа: сначала в одну сторону – первые углы каждого сектора, затем в другую сторону – вторые углы.

Дуги, спирали, лепестки.

Дуги, спирали, лепестки прошиваются по тем же правилам, что и окружности. Прошивание дуги. Длина стежков, которыми прошивается дуга, должна быть меньше половины дуги. Чем меньше длина стежка, тем тоньше изображение дуги.

Прошивание спирали. Работа начинается с начальной точки завитка, длина стежка выбирается от 3-х до 5-ти проколов. Заполнение спирали производится путем продвижения к конечной точке всё время в одном направлении.

Неполное прошивание овала (слёзка или лепесток). Работа начинается с острого конца элемента, там же и заканчивается вышивка. Расстояние между двумя точками лучше выбирать равным линии, касательной нижней части лепестка.

Когда надо прошить изображение веером из одной точки (например, лепестки, бутоны, цветы), применяют прием “прошивания треугольниками”.

Советы начинающим.

Чтобы нить реже запутывалась, лучше не отмерять ее слишком длинной. Если же неприятность все же произошла, оттянуть ее назад и попытаться распустить. В начале и в конце работы нить хорошо закрепить. Мы используем узкий скотч, подклеивая с изнаночной стороны обрезки нитей и узелки. Избежать деформации картона можно, если нить не сильно натягивать. Но, при слишком свободном натяжении нити, узор получится неотчетливым.

После окончания работы обратную сторону открытки аккуратно заклеить белой бумагой. Картину можно наклеить на лист картона большего размера клеем ПВА. При этом получается контрастная рамка и скрывается изнанка работы.

Интернет - провайдер

Интернет - провайдер

Выражаем искреннюю благодарность коллективу компании ООО "Нестер-Телеком" за оказание профессиональных услуг в области интернет-технологий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изонить или хордовая вышивка – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне. Это очень увлекательная работа, доступная людям любого возраста, начиная с самого младшего. Достоинство изонити ещё и в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться.

Изонить или хордовая вышивка – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне. Это очень увлекательная работа, доступная людям любого возраста, начиная с самого младшего. Достоинство изонити ещё и в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться.

История изонити.

Изонить (другие названия - ниткографика, нитяная графика, ниточный дизайн)–

вид декоративно-прикладного искусства, графическая техника, получение изображения с помощью ниток на каком либо твердом основании (чаще всего на картоне), предположительно появившейся в XVII веке в Англии. Вышивание было известно в глубокой древности, а колыбелью его был Восток, в Азии это искусство широко процветало до того, как стало известно грекам и римлянам, хотя это изобретение они приписывают себе. Затем вышивание распространилось по другим странам.

В мире рассматриваемая техника известна уже более 400 лет. Ее использовали английские ткачи. Они вбивали в деревянную поверхность гвоздики и натягивали между ними нити в различной последовательности, создавая причудливые графические узоры.

В вышивке по картону эту технику активно применяли в XIX веке. Особенность в том, что гвоздики заменены на дырочки. Однако приемы заполнения угла и окружности, которые составляют основу рассматриваемой техники, оставлены.

Английскими ткачами (существует версия, что таким образом они делали

эскизы будущих узоров для ткани) был придуман оригинальный способ переплетения ниток. Они натягивали нити в определенной последовательности на вбитые в дощечки гвозди и получали изящные изделия, которыми украшали свой дом.

С течением времени данная технология совершенствовалась и впоследствии распространилась на плотную бумагу и картон, в котором предварительно проделывают отверстия.

Занятие изонитью способствует :

эстетическому и умственному развитию,

воспитывает художественный вкус,

формирует творческое отношение к окружающей жизни и нравственные представления,

Безусловно, техника изонити способствует развитию ловкости рук и точности, а особенно усидчивости, но все это приобретается в процессе занятий.

Вначале рассматривается образец, анализируется его конструктивная структура и приемы выполнения. Затем моделируется предмет, выбирается основа, цвет нити.

Применение изонити.

Используется для оформления картин, фотографий, настенных панно, поздравительных открыток.

StringArt - еще одно название. Такой термин применяется, если вместо дырочек в картоне, для натяжения нитей используется неровности на краях картона.

Объемная нитяная графика, часто также называемая StringArt, применяется в оформлении ресторанных, танцевальных и концертных залов или декораций в театре (вместо гвоздиков используются крючки или конструкции, а вместо нитей используются провода, канаты, ленты, полоски тканей).

Самым известным автором западного направления является Эрика Фортгенс (EricaFortgens). Она имеет свою торговую марку и выпускает весь спектр материалов и инструментов для вышивки на бумаге.

Очень распространен описываемый способ оформления открыток в Нидерландах.

Для освоения техники изонити достаточно знать три основных приема:

Материалы и инструменты

Для того чтобы начать работу вам понадобится бархатистая бумага, а лучше картон. Также изонить предполагает наличие инструмента, которым и будут прокалываться отверстия в основе, используемой в работе. Например, обычное шило или булавка, которая имеет на своем конце шарик. Кроме основы важным материалом являются нитки. Они могут быть обычными швейными, или мулине, ирис. Цветовую палитру подбирайте индивидуально под свой проект. Концы нитей нужно закреплять, а для этого понадобится клей или скотч. Кроме всего вышеуказанного также нужна схема, иголка и тонкий пенопласт в качестве подложки.

Несколько советов для начинающих осваивать изонить.

Не используйте для работы шерстяную нить. Изделия, выполненные ими, выглядят не очень привлекательно. Это связано с тем, что этот материал ворсистый и не обладает яркими цветами. Лучше всего смотрятся работы в технике изонить, выполненные блестящими нитками. Вначале, а также в конце работы нить следует зафиксировать особенно крепко. Если вдруг понадобилось сделать нить длиннее, то привяжите к ней новый отрезок, закрепив место привязывания с изнаночной стороны узким скотчем. Если нитка запуталась в процессе работы, не оставляйте узлы, а попытайтесь ее распутать. Чтобы в дальнейшем не возникло подобных неприятностей, отмеряйте нить не слишком большой длины. Также не стоит слишком затягивать. Это может привести к деформации работы. По окончании работы изнаночную сторону лучше скрыть. Если это открытка, то заклейте ее белой бумагой, а картину можно приклеить на картон большего размера.

Для работы с изонитью потребуются следующие материалы:

основа, на которой, собственно, предполагается вышивать (бархатная бумага, чаще картон);

то, чем будем прокалывать дырочки в основе (шило или английская булавка с бусиной на конце);

швейные нити (катушечные, мулине, ирис);

скотч или клей (для закрепления концов нитей с изнаночной стороны);

тонкий пенопласт – подложка при прокалывании картона.

Начнем с основы, она же фон. Для изонити наиболее часто используют картон или толстую бумагу. Более тонкая бумага в процессе работы может мяться и, помимо этого, впитывать с пальцев влагу и деформироваться.

Чаще всего используют картон для детского творчества, с одной стороны цветной, с другой - серый. Также неплохим вариантом может быть картон с белой изнанкой. Т. е. чтобы разные стороны картона были окрашены в разные цвета.

Самым лучшим будет цветной однородный картон. Он достаточно плотный, но при этом не слишком толстый. Высокая плотность картона нужна для того, чтобы в моменты затягивания или подтягивания нити в нем не прорывались проделанныедырочки. Также более плотная структура картона дает возможность прокалывать дырочки с минимальными расстояниями между ними, что в свою очередь позволяет сделать наше изделие более ажурным и декоративным

Цвет фона нужно выбирать в зависимости от художественного замысла изделия. Так это может быть не только однотонный фон различного цвета, но и картинка, распечатанная на принтере, или даже наклеенные на картон обои.

Очень декоративно и даже роскошно смотрятся работы, выполненные на бархатной бумаге, но т.к. она слишком тонкая, то ее тоже лучше комбинировать с картоном.

Внешний вид работы сильно зависит от правильно подобранных ниток. В зависимости от замысла работы это могут быть как блестящие (этот вариант предпочтительней), так и неблестящие нитки. Работа смотрится аккуратнее, если она сделанакручеными нитями, но иногда замысел требует использования и рассыпающихся нитей.

Самые распространенный нитки для изонити это мулине, т.к. при очень высокой декоративности с ними легко работать. Обращайте внимание, чтобы нити были равномерно покрашены и обладали блеском, были ровными по толщине и не лохматились. Также очень часто для вышивки используют ирис, иногда он даже предпочтительней мулине.

Меньше всего для изонить подходят шерстяные нитки. Они ворсистые и не очень яркие и, как следствие, работа, выполненная из них, выглядит не очень симпатично. Однако, для тренировки или если этого требует художественный замысел, эти нитки тоже применимы.

Для того, чтобы освоить технику изонити достаточно знать два основных приема: "Заполнение угла" и "Заполнение окружности" и производных от них форм (звезда, квадрат, треугольник, овал, спираль, дуга, слезка).

Далее рассмотрим несколько приемов работы с изонитью для начинающих.

Для наглядности приемы работы с изонитью иллюстрированы схемами с цифрами, показывающими последовательность стежков и проколов.

Начертить на изнаночной стороне картона любой угол.

Разделить каждую сторону угла с помощью линейки на 6 (всего 12) равных частей (можно через 5 мм).

Вдеть нить в более тонкую иглу.

Заполнить угол по схеме, начиная с изнанки.


Обычно стилизованное изображение для изонити состоит из 2-х геометрических форм – угла и окружности – и производных от них форм (звезда, квадрат, треугольник, овал, спираль, дуга, слёзка). Для освоения техники изонити достаточно знать 2 основных приёма – заполнение (прошивание) угла и окружности.

Угол может быть любым: прямым, острым, тупым (рис. 1). Прошивание любого угла ведут от края к вершине, на другой стороне – от вершины угла к краю (на схемах направление перемещения к местам проколов показано стрелками).

Если угол неравносторонний, то количество мест проколов всё равно должно быть одинаковым на обеих сторонах угла (рис. 2).


Для того чтобы избежать слишком прямолинейной формы элемента или избавиться от линий, ограничивающих фигуру по периметру, первый стежок (от точки 1 до точки 2) укладывается со сдвигом на одну точку вперёд от вершины угла.


Начертить окружность (сначала небольшого радиуса 30-50 мм).

Сделать проколы в полученных точках.

Вдеть нить в иглу.

Заполнить окружность по схеме.


Одну и ту же окружность (овал) можно прошить стежками разной длины. Чем длиннее стежок, тем более заполненной получится окружность и тем меньше получится центральное отверстие и наоборот.

Прошивание ведут в соответствии с общим порядком действий: - на конце нитки завязывают узел и выводят иголку с ниткой на лицевую сторону в точке 1; - делают стежок, вкалывая иголку в точке 2; - по изнаночной стороне делают протяжку к точке 3; - по лицевой стороне делают стежок к точке 4. Так продолжают до полного заполнения окружности, чтобы из каждой дырочки выходило по две нитки. На лицевой стороне образуется рисунок в виде звезды, а на изнаночной – короткие протяжки по окружности.


Для усиления декоративного эффекта окружность или замкнутый контур можно прошить в несколько этапов, выбирая каждый раз хорду (стежок) разной длины. На схеме этапы прошивания обозначаются римскими цифрами.


Правила прошивания угла можно использовать для прошивания окружности. Для этого окружность делится на секторы.

Каждый сектор можно прошить как угол с вершиной в центре окружности.


Секторы можно прошить и как углы с вершиной на линии окружности.


Прошивание производится в 2 этапа: сначала в одну сторону – первые углы каждого сектора, затем в другую сторону – вторые углы.

Дуги, спирали, лепестки.

Дуги, спирали, лепестки прошиваются по тем же правилам, что и окружности.

Прошивание дуги. Длина стежков, которыми прошивается дуга, должна быть меньше половины дуги. Чем меньше длина стежка, тем тоньше изображение дуги.


Прошивание спирали. Работа начинается с начальной точки завитка, длина стежка выбирается от 3-х до 5-ти проколов. Заполнение спирали производится путем продвижения к конечной точке всё время в одном направлении.


Неполное прошивание овала (слёзка или лепесток). Работа начинается с острого конца элемента, там же и заканчивается вышивка. Расстояние между двумя точками лучше выбирать равным линии, касательной нижней части лепестка.


Когда надо прошить изобажение веером из одной точки (например, лепестки, бутоны, цветы), применяют прием “прошивания треугольниками”.


Создание тоновой изонити – это, пожалуй, самая высокая ступень в искусстве ниточного дизайна. Рисунок изонити должен быть грамотно составлен, соответствовать назначению будущего изделия, технике его исполнения, сочетаться с фоном и окружающей средой. Нужно, чтобы его детали были правильно и красиво размещены, а подобранные цвета ниток передавали объемность изображенных предметов.

Все многообразие цветов и цветовых оттенков, их сочетания изучает наука цветоведение.

Подробно об этом вы можете почитать у нас на сайте в статьях "Цветоведение" и "Арт-терапия".

Советы начинающим.

3. Если надо удлинить нить, то ее можно закрепить с изнаночной стороны и ввести новую нить с изнанки на лицо, либо привязать к концу старой нити новую и продолжить работу.

Чтобы нить реже запутывалась, лучше не отмерять ее слишком длинной. Если же неприятность все же произошла, оттянуть ее назад и попытаться распустить. В начале и в конце работы нить хорошо закрепить. Мы используем узкий скотч, подклеивая с изнаночной стороны обрезки нитей и узелки. Избежать деформации картона можно, если нить не сильно натягивать. Но, при слишком свободном натяжении нити, узор получится неотчетливым.

После окончания работы обратную сторону открытки аккуратно заклеить белой бумагой. Картину можно наклеить на лист картона большего размера клеем ПВА. При это получается контрастная рамка и скрывается изнанка работы.

№ 2. Практическая работа.

На первом листе картона А4 выполнить заполнение окружности и угла.

На втором листе картона А4 составить композицию из окружностей и углов, и выполнить цветными нитками. Примеры:








№ 3. Выполнить презентацию по технике безопасности (при работе с ножницами, канцелярским ножом, иглами, крючком, спицами, клеем, пластичными материалами пластилином, глиной). Правила по ТБ знать наизусть!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: «Нитяная графика –

hello_html_4dfc95f9.jpg

Учитель Мигунова Т.Н

Нитяная графика, изонить , ниточный дизайн – это графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону.

hello_html_m5ed177cf.jpg

Существует ещё несколько других названий нитяной графики. В качестве основания ещё можно использовать бархат (бархатную бумагу) или плотную бумагу. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шелковые нитки. Мы знаем, что очень давно крестьянки сами пряли нити, а потом из них на домашнем деревянном станке ткали холст. Из этого холста шили рубахи, полотенца, передники, головные уборы и другие вещи, а затем украшали их вышивкой. Вышивальщицы, составляя узор, включали различные геометрические фигуры, фигуры птиц, зверей, людей. Со временем вышивка становилась всё более разнообразной и интересной. Конечно, сразу освоить даже очень простую вышивку сложно и поэтому вначале делали рисунок, выполненный нитью.

История возникновения изонити

Нитяная графика как вид искусства впервые появилась в Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определённой последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. В настоящее время искусство нитяной графики находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.

При внимательном рассматривании таких картин в разное время дня при различном освещении и с разного расстояния они зрительно воспринимаются по-разному из-за изменяющихся условий отражения света от шляпок гвоздей и ниток. И всякий раз по-новому привлекают к себе внимание неповторимой цветовой гаммой. Хочется подойти к картинам поближе, дотронуться до них рукой, сохранить это ощущение в памяти.

На первый взгляд кажется, что техника ниточного дизайна сложна и ее освоение требует невероятных усилий. В действительности все значительно проще. Уверен, что это рукоделие сможет освоить любой человек, а после этого придумывать и создавать любопытные композиции.

hello_html_401b3a44.jpg

На рис. 1 приведена схема картины, а на рис. 2 – последовательность ее изготовления.

Начните с переноса рисунка 2 на обычный лист бумаги, но в увеличенном до размеров листа виде, что легко сделать с помощью ксерокса.

На рисунке видны точки, обозначающие места расположения гвоздей. Эти точки следует проколоть иглой циркуля, шилом или гвоздиком, чтобы при набивании гвоздей не оставались кусочки бумаги на доске.

hello_html_7cd30c8e.jpg

Лист бумаги с проколотыми точками положите на доску из древесностружечных материалов, предварительно закрепив на ней темную ткань. Тонкие декоративные гвозди (у них нет заусенцев) длиной 2–3 см набейте по рисунку на глубину 3–4 мм. Следите, чтобы гвозди были набиты ровно и прочно держались в доске. Бумагу удалите.

Рис. 2. Последовательность изготовления картины

Для данной картины понадобятся красные, оранжевые, зеленые и белые шелковые нитки на катушках.

Красную нитку завяжите на гвоздике 1 (оставив кончик длиной 6–7 см) и двигайтесь от него к гвоздю 30. Обведите его ниткой справа налево, после чего двигайтесь к гвоздю 58. Обведите его ниткой слева направо, далее двигайтесь к гвоздю 29. От гвоздя 29 направьте нитку к гвоздю 57, затем к гвоздю 28. Продолжайте движение нитки в такой же последовательности, пока не вернетесь к гвоздю 1, с которого начинали. Сделайте узелок, концы нитей обрежьте и замаскируйте. Иглой циркуля осторожно сдвиньте все нитки на 2–3 мм ниже шляпок гвоздей. Первый элемент картины выполнен.

Второй элемент делайте оранжевыми нитками. Завяжите нитку на том же гвозде 1 и перемещайте ее сначала к гвоздю 25, от него к гвоздю 1, далее двигайтесь к гвоздю 35, а от него снова к гвоздю 1. В такой же последовательности обведите гвозди 24 – 18 в правой части рисунка и гвозди 36 – 42 в левой части рисунка,всякий раз с возвратом на гвоздь 1. В конце сделайте узелок на гвозде 1, нити обрежьте и замаскируйте.

Третий элемент выполните зелеными нитками. Сделайте узелок на гвозде 7 и двигайтесь от него сначала к гвоздю 16, затем к гвоздю 8, от него к гвоздю 17. Так продолжайте заполнять верхнюю часть рисунка, пока не проложите нить от гвоздя 21 к гвоздю 30. Потом обведите ниткой гвозди 22 – 27, всякий раз с возвратом на гвоздь 30. В конце сделайте узелок на гвозде 30 и обрежьте нить. Симметрично, в той же последовательности, выполните узор зеленой ниткой в левой части рисунка. От гвоздя 53 протяните нитку к гвоздю 44, затем к гвоздю 52, от него к гвоздю 43 и т. д., пока не проложите нитку от гвоздя 39 до гвоздя 30. После этого обведите ниткой гвозди 38 – 33, всякий раз с возвратом на гвоздь 30. Завязав узелок на гвозде 30, обрежьте нить и замаскируйте концы.

Последний элемент картины выполните белыми нитками. Завяжите узелок на гвозде 59, проложите нитку к гвоздю 38, далее к гвоздю 60, от него к гвоздю 37. Так продолжайте двигаться до гвоздя 77 в левой верхней части рисунка и до гвоздя 22 в правой части рисунка, где завяжете узелок.

Рамку к картине сделайте по собственному вкусу.

Ниточный дизайн известен и под другими названиями: изонить (то есть изображение нитью), нитяная графика. Достоинство изонити в том, что выполняется она быстро и придумать можно много интересных узоров. Этот вид творчества развивает воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев, художественные способности и эстетический вкус. В технике нитяной графики можно изготовить не только декоративные панно, но и поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг.

Впервые ниточный дизайн появился в Англии в XVI веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в деревянные дощечки гвозди и в определенной по-следовательности натягивали на них нити. Получались ажурные изделия для украшения жилища. Любители вышивания ее упростили. Они отказались от гвоздей и деревянной основы, заменив их иглой и цветным картоном (или бархатной бумагой).

В работе используют обычные швейные нитки, мулине или ирис. Подручные инструменты (кроме уже упомянутой иглы): шило, ножницы, циркуль, линейка и карандаш.

Для освоения техники достаточно знать, как заполняются угол, окружность и дуга.

Заполнение угла

hello_html_m4eac9162.jpg

На изнанке картона начертите угол, разделите каждую сторону на равное количество частей. Проколите точки булавкой или тонким шилом, вденьте нить в иглу и заполните угол по схеме.

Заполнение дуги

hello_html_24354771.jpg

Начертите дугу, разделите ее на равные части, сделайте проколы в точках деления. Вденьте нитку в иголку и заполните фигуру по схеме.

hello_html_m1ec10f1f.jpg

Заполнение окружности

Начертите циркулем окружность, поделите ее на 12 равных частей, сделайте проколы булавкой в точках деления. Вденьте нитку в иголку и заполните окружность по схеме. Нарисуйте контур узора на изнанке картона, разделите изображение точками на одинаковые части и проколите каждую точку тонким шилом. Чем меньше расстояние между делениями, тем рисунок получится более четким, но при этом его будет сложнее и дольше вышивать.

Создание вышитых нитками и бисером панно становится в последние годы все более популярным занятием. При этом используются самые разнообразные техники вышивки: крест, гобеленовые и стебельчатые швы, тамбур, художественная гладь, свободные верхошвы, изящная графика изонити и др. Материалами для вышивок служат различные виды ниток (хлопчатобумажные, шелковые, синтетические, люрекс, металлизированные, шерстяные), а также бисер и бусины, стразы и натуральные камни. Наиболее популярны сегодня для художественных композиций изображения животных, цветов.

hello_html_2162b9f8.jpg
hello_html_m409ed421.jpg

hello_html_43e9685f.jpg

Техника изонити

Изонить - очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Техника изонити не требует дорогостоящих материалов - только цветные яркие нити и боле-менее твердую подложку. Для освоения техники достаточно знать, как заполняются угол, окружность и дуга.

На первый взгляд кажется, что техника ниточного дизайна сложна и ее освоение требует невероятных усилий. В действительности все значительно проще. Уверена, что это рукоделие сможет освоить любой человек, а после этого придумывать и создавать любопытные композиции.

История изонити

Нитяная графика, как вид декоративно-прикладного искусства, впервые появилась в Англии в XVII веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они забивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. (Возникла версия, что эти работы были своего рода эскизами для узоров на ткани).

Изонить сегодня

Современные расходные материалы позволяют получать очень эффектные изделия. Наряду с оригинальной техникой исполнения нитяной графики, существует другое направление ниточного дизайна - вышивка на картоне (изонить) теми же приемами (прием заполнения угла и окружности).

Литература об изонити

В Америке с ниточным дизайном знакомят учащихся в некоторых школах. Ряд оригинальных работ можно увидеть в музеях. Картины можно купить в магазинах, как в готовом виде, так и в виде наборов типа "сделай сам". В Швейцарии, например, можно купить изящные открытки (выполненные на плотной бумаге шелковыми нитками) на благотворительных распродажах при монастырях.

К изображению окружностей следует приступать, когда у детей выработаются прочные навыки работы с углами. Работая над окружностями, дети должны постоянно упражняться и в выполнении углов. Полезно предложить им рисунки, в которых сочетаются углы и окружности.

Рисуем окружности на изнанке картона. Наносим разметку и прокалываем по разметке. Начать работу можно с любой точки.

Величина вышитого круга зависит от длины хорды – линии между двумя точками: чем короче хорда, тем больше внутренний круг тем уже каёмка круга.

На рисунке показаны окружности с хордами различной длины.

hello_html_m69c89d02.jpg

Заданное в начале работы число надо надо запомнить, чтобы потом, когда надо будет заменить нитку, по заданному числу восстановить её.

После нанесения разметки и прокалывания на изнаночной стороне образуется пунктир. Начнём работу над окружностью с хордой, равной 12 отверстиям (рис.2). Введём с изнанки иглу в отверстие 1 и направим в отверстие 12 . с изнанки продвинемся на одно отверстие вперед (13) по кругу и выведем иглу с нитью на лицевую сторону в отверстие 2. С лицевой стороны из 2 на изнанку в 3. Из 3 на лицевую в 14 и т.д. по кругу ( с изнанки из 14,15 на лицевую в 15,4, с изнанки – 4,5, с лицевой – 5,16, с изнанки – 16,17, с лицевой – 17,6, с изнанки – 6,7, с лицевой – 7,18, с изнанки – 18,19, с лицевой – 19, 8 и т.д.)

hello_html_mbe8a878.jpg

Одну и ту же окружность можно выполнить при хордах разной длины нитками разного цвета. На рисунке представлена окружность с двумя хордами, равными 14 и 10 отверстиями. Если расстояние между делениями в окружности будет не одинаковым, то и внутренняя окружность, состоящая из пересекающихся линий, окажется неровной.

hello_html_m6acb6cb8.jpg

Овал делается так же, как и окружность. Дуги и спирали рисуем на изнаночной стороне от руки, деления наносим также от руки, стараясь, расстояниями между делениями были одинаковы.

Принцип вышивания такой же. При этом важно запомнить число отверстий. Можно сначала выполнить вышивку с одного конца с одним числом отверстий, затем с другого конца с другим числом отверстий.

Последнюю нить среди пересекающихся нитей найти легко – она всегда самая верхняя. Поднимите нить на кончике иглы и просчитайте отверстия, которые она соединяет. Это подскажет вам, откуда надо продолжить работу.

hello_html_m7f703612.jpg
hello_html_353a40.jpg

Нанеся рисунок на изнаночную сторону картона, сделав разметку для дырочек и проколов их по разметке, приступаем к изображению угла изонитью. С изнаночной стороны в нижнее отверстие вводим иголку с ниткой. С лицевой стороны направляем иглу в вершину угла (рис.1,а).

С изнаночной стороны вводим иглу во второе отверстие от вершины правой стороны угла, с лицевой стороны вводим иглу во второе отверстие внизу справа (рис.1,б).

С изнанки, из второго нижнего отверстия левой стороны вводим иглу в третье снизу отверстие левой стороны, на лицевой стороне из третьего нижнего правого отверстия направляем иглу в третье сверху отверстие на левой стороне (рис.1.в)

С изнанки из третьего верхнего отверстия на правой стороне вводим иглу в четвёртое отверстие на правой стороне. На лицевой из четвёртого сверху-направляем иглу в четвёртое отверстие снизу на правой стороне (рис.1,г)

С изнанки, из четвёртого левого отверстия снизу вводим иглу в пятое на левой стороне, на лицевой из из пятого снизу на правой стороне вводим иглу в пятое сверху на левой стороне (рис.1,д). На лицевой стороне нити пересекутся, а на изнаночной будут одни стежки: по левой стороне стежки пойдут снизу вверх, а по правой сверху вниз.

С изнанки, выходя из третьего слева отверстия, вводим иглу в четвёртое верхнее на левой стороне. На лицевой стороне вводим иглу в седьмое отверстие по левой стороне и выводим иглу в с изнанки из последнего нижнего на вершину угла.

В этой публикации я хочу рассказать о применении изонити в современном дизайне и интерьере.

Для начала немного теории и истории.

Изонить (другие названия: ниткографика, нитяная графика, ниточный дизайн) — вид декоративно-прикладного искусства, графическая техника получения изображения с помощью ниток на каком-либо твердом основании (чаще всего), предположительно появившейся в XVII веке в Англии.

Английскими ткачами был придуман оригинальный способ переплетения ниток. Они натягивали нити в определенной последовательности на вбитые в дощечки гвозди и получали изящные изделия, которыми украшали свой дом. С течением времени данная технология совершенствовалась и впоследствии распространилась на плотную бумагу и картон, в которых предварительно проделывают отверстия.

Первый раз работы в технике изонити я увидела в школе на выставке творчества учеников. Это была вышивка на картоне, оформленная в открытку. Вот что-то подобное.

Эволюция ниточного дизайна, фото № 1

Мне не понравилось. Вложено много сил, а результат не интересный. И даже когда я через много лет увидела в интернете намного более сложные картины на картоне в технике изонить — мое мнение не поменялось.

Совсем недавно я наткнулась на небольшое изображение пано на деревянном щите с прибитыми по рисунку гвоздями и натянутой между гвоздями ниткой и поняла, что это та самая изонить, но она другая, и именно в такой технике (с гвоздями) мне работы очень понравились..

Панно на дереве в технике изонити очень красиво смотрятся в современном интерьере.

Эволюция ниточного дизайна, фото № 2

Эволюция ниточного дизайна, фото № 3

Эволюция ниточного дизайна, фото № 4

Эволюция ниточного дизайна, фото № 5

Эволюция ниточного дизайна, фото № 6

Эволюция ниточного дизайна, фото № 7

Эволюция ниточного дизайна, фото № 8

Эволюция ниточного дизайна, фото № 9

Эволюция ниточного дизайна, фото № 10

Эволюция ниточного дизайна, фото № 11

Эволюция ниточного дизайна, фото № 12

Эволюция ниточного дизайна, фото № 13

Эволюция ниточного дизайна, фото № 14

Эволюция ниточного дизайна, фото № 15

Инсталляции в технике изонить встречаются в музеях, галереях и различных художественных проектах.

Читайте также: