Образ и подобие божие в человеке кратко
Обновлено: 02.07.2024
Почему все, даже Ангельский мир, творится в полном молчании и лишь творению человека предшествует Совет Святой Троицы? Что значит образ и подобие Божии в человеке? Отвечает преподаватель Догматического богословия Саратовской православной духовной семинарии священник Михаил Поликаровский.
Почему все, даже Ангельский мир, творится в полном молчании и лишь творению человека предшествует Совет Святой Троицы? Что значит образ и подобие Божии в человеке? Отвечает преподаватель Догматического богословия Саратовской православной духовной семинарии священник Михаил Поликаровский.
Открывая Библию, читатель на самых первых страницах встречается с такими словами: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1, 26). Если вдуматься, то возникает масса вопросов. Почему все, даже Ангельский мир, творится в полном молчании и лишь творению человека предшествует Совет Святой Троицы? Что значит образ и подобие Божии в человеке? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили преподавателя Догматического богословия Саратовской православной духовной семинарии священника Михаила Поликаровского.
— Отец Михаил, почему в книге Бытия о творении человека говорится дважды (Быт. 1, 26; 2,7)?
— Здесь нет никакого противоречия. Просто первое повествование указывает на то, что человек является венцом творения — увенчивает все, сотворенное Богом. После того как были созданы основные элементы бытия, происходит встреча тварного мира со своим господином. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что человек вводится как царь в уже уготовленный сад, чертог, украшенный растениями и животными. А второе повествование указывает на то, что человек является принципом творения, началом, источником, смыслом всего остального.
— Бог решил сотворить человека по образу и подобию Своему. В чем выражаются эти свойства нашей природы?
— Господь сказал: Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему (Быт. 1, 26), и дальше мы читаем: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (Быт.1, 27). О подобии уже ничего не говорится. В намерении две цели, а в реализации лишь одна. Поэтому общая святоотеческая мысль согласна в том, что образ — эта та данность, потенциал, который имеет каждый из нас. Подобие — это та цель, которой нам предстоит достичь. Так что же это за образ, что эта за данность? Восточные отцы никогда не стремились определить, т.е. поставить предел, что именно в нас по образу Божию. Это понятно: раз Первообраз — Бог, вполне не познаваемый, то и то, что в нас по Его образу, не может быть вполне выражено словами. Но все же мы встречаем у святых отцов отдельные указания на те или иные проявления черт образа Божия. Некоторые из них видят сообразность человека Богу в том, что человек обладает разумом, свободой, даром речи; другие — в том, что он обладает бессмертной душой, стремлением к богопознанию, в его способности творить.
Несмотря на различные богословские мнения, святые отцы делают такое обобщение: сообразность человека Богу заключается в его способности отображать Божии совершенства, например, какими-то дарованиями. Не все одинаково талантливы. Кто-то более склонен к творчеству, кто-то к интеллектуальному труду, кто-то больший молитвенник. Сообразность Творцу проявляется в каждом особенно. И каждый своим дарованием способен отображать Божии совершенства.
Что же понимать под подобием Божиим в человеке? Преподобный Максим Исповедник говорит, что если мы имеем в образе Божием разум, то должны стать мудрыми, как премудр Бог. Если мы любим (ну хотя бы самих себя мы способны любить), то призваны в подобии научиться любить жертвенно, совершенно. И так со всеми чертами образа Божиего. В подобии они должны раскрыться, развиться и достичь своего совершенства.
— Получается, что только человек, единственная сущность, созданная Богом, удостоился чести быть сотворенным по образу Божию. Никто больше не сподобился этого, даже Ангелы?
— Можно вспомнить слова блаженного Феодорита Кирского, который как раз и отмечает, что человек, хотя и не творит из ничего, как Бог, но может творить из материала, проявляя свои творческие способности. Целый ряд отцов стоит на этой точке зрения, говоря, что человек призван быть со-творцом Богу. Изобретения гениальных людей и есть пример такого сотворчества.
Что касается наречения имен животных, то здесь как раз Бог и приглашает человека к сотворчеству. Оставляя животных без имен, Он поручает это человеку. Человек призван довершить творение. Неслучайно человек называется царем и священником для окружающего мира.
— Для меня одно из подтверждений того, что человек призван возделывать землю,— это наши дачники. Когда едешь по дачному массиву и видишь, как люди на своих шести сотках пытаются устроить некое подобие райского сада, убеждаешься в том, что тяга к созиданию на земле заложена свыше. Эта потребность настолько сильна, что многие без этого не могут жить. Уже и здоровье не дает, и урожай не оправдывает затрат, а все равно в выходные надо ехать на дачу…
— Да, действительно, может быть, часто бессознательно эта потребность не дает человеку покоя. Ему надо все окружающее привести к гармонии.
— Наша природа после грехопадения очень сильно повредилась. Как это отразилось на образе Божием в человеке? Сохранился ли он? Ведь когда видишь человека опустившегося, преступника, негодяя, задаешься вопросом: где же здесь образ Божий?
— Образ Божий, несомненно, остался в человеке. Но сейчас, после грехопадения, он, если можно так сказать, затемнен, помутнен. Однако если бы мы вовсе утратили образ Творца, то перестали бы быть людьми. У каждого в той или иной мере остаются черты образа Божиего.
Мне очень нравится сравнение, которое приводит митрополит Антоний Сурожский. Он сравнивает человека с иконой (икона — греч. образ). Человек у него — это икона Бога. Он говорит о том, что иконы от неправильного хранения, от неправильного обращения могут испортиться и оказаться негодными для использования — но в этом случае мы их не выбрасываем, а пытаемся отреставрировать. Так же и человек: всегда оставаясь иконой Творца, Его образом, может быть изуродован страстями, греховной жизнью — но, тем не менее, он остается святыней, которую Бог продолжает любить и всегда хочет восстановить. Поэтому мы должны любить и уважать любого человека, как бы низко он ни пал. Любить в нем образ Божий.
— Святые отцы отмечают, что у Ангелов в природе присутствуют черты образа Божиего. А что они говорят о подобии — или это свойство только человеческой природы?
— Православная традиция высоко чтит и славит Ангелов Божиих, возвещающих волю Творца, но все же только человек призван к высшей славе — уподоблению Богу. Апостол Павел пишет: Кому когда из Ангелов сказал [Бог]: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1, 13–14)?
Неслучайно Спаситель вочеловечился, пришел к людям. Несмотря на то, что и в Ангельском мире было грехопадение, Христос не принимает Ангельскую природу для ее исцеления. Он приходит в мир человеческий. Это — веский довод сказать нам, что человек для Бога драгоценнее всех тварей. Уже в Ветхом Завете говорится: Я сказал: вы — боги… (Пс. 81, 6) Боги с прописной буквы. Каждый человек призван достичь подобия Творца, стать богом по благодати. Эта цель человеческого существования. И другой нет.
— История Церкви знает таких людей, которые уподобились Богу?
— Конечно. Это святые. В сонме святых угодников Божиих Церковь выделяет чин преподобных, которые своим житием показывают нам этот путь возрастания.
— А возможно ли современному человеку уподобиться Богу? И как этого достичь?
— Возможно. Если человек евангельские ценности воспримет как свои, если он будет осознанно участвовать в таинствах Церкви и руководствоваться творениями святых отцов, то он способен достичь богоподобия. Более того — каждый из нас призван именно к этому, и ни к чему-то еще.
О́браз Бо́жий – духовное основание человеческой личности, непосредственно сотворенное Богом и отражающее такие свойства Творца, как разумность, свобода воли, бессмертие, способность творчества и др. Образ Божий в человеке – сходство человека со своим Первообразом – Богом.
Грехопадением человечество утратило черты богоподобия, оставаясь искаженным образом Божиим. С целью восстановить падшего человека, обожить его, пришел на землю Спаситель Иисус Христос. Исполнение Его заповедей (и достижение через это подобия Божия) предоставлено свободной воле (черта образа Божия) человека – неприкосновенной и ненарушимой даже Самим Творцом.
Человек, созданный по образу Бога, должен обрести подобие Ему – святость. Если Бог есть Любовь, значит любящий уподобляется Богу; Бог милостив, милосердие уподобляет нас Богу; Смирен Господь, и смиренный уподобляется Богу… Уподобиться Богу можно только с Его помощью в нашем отпавшем от Бога состоянии.
Из людей высшей степени богоподобия достигла Пресвятая Богородица.
Под образом Божьим в человеке подразумеваются такие его особенности, которые отображают Божественные совершенства. Эти особенности свойственны человеку по природе (по естеству). Среди них выделяют: обладание разумом, волей, способностью любить, проявлять справедливость, милосердие и пр.
священник Даниил Сысоев:
Все мы сотворены по образу, то есть в нас есть нечто, что нас делает похожими на Бога: Бог разумен, и человек обладает разумом; Бог свободен, и человек обладает свободой, волею; Бог обладает чувствами, человек тоже обладает ими; Бог обладает властью над Вселенной, и такая же власть дана человеку; Бог может творить, и человек может творить; Бог – Личность, и мы – личности. Это то, что по образу Божию в нас есть. Бог обладает Словом, Слово Божие – это Христос. И человек обладает словесной способностью – это то, что его отличает от всех животных, живых существ на земле. Более того, благодаря свойствам и способности властвовать над Вселенной, человек ближе к образу Божию, чем Ангелы, хотя Ангелы по природе своей больше похожи на Бога, потому что они духи. У человека бессмертная душа, которая оживляет его смертное тело, и она тоже сотворена по образу Божию.
Но что такое подобие? Подобие Божие – это сходство с Ним в Его жизни, нравственной жизни. Бог есть Любовь, мы знаем это из Священного Писания, значит человек, который любит, поистине любит, уподобляется Богу. Бог есть милосердие, милосердный человек уподобляется Богу. Бог – кротость, кроткий человек тоже уподобляется Богу. Смирен Господь, и смиренный уподобляется Богу. Подобие заключается в том, что человек со временем может стать похожим на Бога не только по природе, но и по своей воле. Но это произойдет не сразу, так как Богоподобие человека достигается со временем и в сотрудничестве с Богом. Вот в этом главная цель Бога Творца: человек, созданный по образу, должен обрести подобие.
Самое главное отличие человека от иных живых существ, созданных Богом, состоит в том, что человеку дарованы образ и подобие Божии.
Что такое образ Божий в человеке?
Исходя из того, что Бог есть чистейший Дух, неимеющий никакой вещественности, образ Божий в человеке относится не к телу, а к невещественной душе человека.
Кроме того, Бог обладает разумом, свободой и бессмертием. И будучи созданным по образу Божию, человек также имеет эти свойства: разум, свободу и бессмертную душу.
По отношению ко всем созданным существам Бог является их Владыкой и Царем. И человеку даровано Богом владычество над всеми земнородными существами (птицами, животными, рыбами…). Это владычество является одним из следствий данных человеку разума и свободы.
Различие образа и подобия Божиего в человеке.
Образ Божий изначально присутствует в каждом человеке и состоит в том, что человек обладает разумом, свободой и бессмертной невещественной душой.
Подобие же даровано только в качестве потенциала, возможности. Развивать или не развивать в себе подобие Божие является результатом свободного выбора каждого человека. Развитие состоит в том, что человек совершенствует свои нравственные силы и стремится приблизиться к своему Первообразу – Богу. Живя в соответствии с волей Бога, Его заповедями человек становится все более подобным Творцу, приближается к Его святости. И наоборот, идя по пути греха, человек все больше отдаляется от Бога, уходит в область тьмы. Выбор пути зависит от самого человека, ведь в образе Божием ему дарована свобода и человек распоряжается этой свободой в соответствии со своими личными устремлениями: или в сторону добра или в сторону зла.
Исходя из выше написанного, образ Божий изначально присутствует в каждом человеке и дается ему при его создании, а подобие Божие – это результат выбора и деятельности самого человека, направленных на развитие нравственных сил и качеств, приближающих его к Богу.
Святитель Дмитрий Ростовский говорит о том, что подобие Божие присутствует только в христианине, притом христианине, живущем по заповедям Божиим: совершающий смертные грехи христианин утрачивает подобие.
Желающих приблизиться к подобию Божию святые призывают к жизни по Евангелию, поскольку исполнение Евангельских заповедей есть единственный путь к Богу. Идя по этому пути, человек все более и более приближается к своему Первообразу - создавшему его Творцу и тем самым становится подобным Богу.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что в каждом из нас заложен образ Божий, который проявляется в тех или иных свойствах человеческой природы и который отличает человека от прочего творения, тем самым приближая его к Творцу, но в то же время одно наличие образа Божия не принесет нам никакой пользы, если мы не направим его в правильное русло и не будем стремиться к богоподобию, в чем, собственно, и заключается цель нашей жизни.
Образ Божий в человеке: что это значит
Богословы склонны считать, что в данном слове сосредоточена духовная составляющая, поскольку в книгах ветхозаветных пророков встречаются описания Господа и они открывают существенное физическое отличие между Творцом и человеком. Говоря же об образе Бога, чаще всего подразумевается сущность духа и природа Его души.
Когда Творец вдохнул в Адама дыхание жизни Он наделил его тем самым своим духовным отпечатком — совокупностью качеств и характеристик, которые свойственны Творцу. Толкователи считают, что в эту совокупность входит:
- бессмертие души;
- разум;
- способность различать добро и зло;
- стремление к Богу;
- свобода воли;
- творческом потенциале и желании создавать и созидать что-то;
- воли.
Рождаясь, человек уже несет в себе эти божественные качества, тем самым являясь носителем лика Божьего. А тройственность природы человека — тело, душа и дух, являются символом Святой Троицы, в которой пребывают Отец, Сын и Дух Святой.
Идеальным примером начала Творца в человеке являет в себе Христос, когда приходит на землю в виде младенца. Он имеет Божественное начало и является Богочеловеком, но его человеческие качества понятны и ясны для христиан. Поэтому легко ориентироваться на Иисуса, стараясь быть кроткими, смиренными, мудрыми и любящими как Он, воплощая тем самым в себе Господа.
Что говорит Библия
Сам Господь дает характеристику человеку, когда указывает, что он будет создан по Его примеру (Быт. 1:26-27). В последующих стихах уточняется, что человек прежде всего будет олицетворять Бога на земле, владычествуя над зверями и пресмыкающимися, что и происходит впоследствии. В Бытие 9 главе Господь говорит, что убийца заслуживает высшей меры наказания, поскольку человек создан по примеру Творца, тем самым еще раз подтверждая божественную природу людей.
Иисус Христос в Евангелиях очень часто говорит метафорами и притчами, в которых человек выступает дитем Господа (притча о блудном сыне, о пиршестве и пр.). Он же призывает нас быть похожими на Отца Небесного и взращивать в себе милость и любовь, благодаря которым мы имеем вечную жизнь.
Где искать образ Божий
Существует несколько верных способов поиска Господа. Необходимо только быть с открытым сердцем и твердой верой. Лик Бога узнается следующими методами:
- Чтение Писания — в Псалмах, Евангелиях, в великих и малых пророках приводится бесчисленное количество примеров того, какой есть Господь. Углубленно изучая святые тексты, можно увидеть Божественные качества.
- Молитва — личное общение с Богом помогает познать Его. Когда мы хотим узнать человека, мы проводим с ним большое количество времени в разговорах и совместных занятиях, а с Богом также необходимо разговаривать, открывая Ему свое сердце и стремясь увидеть и услышать Отца Небесного.
- Пребывание в общине — посещение богослужений и церковных мероприятий не только полезно для наставления духа, но и помогают познать Господа. Не только из проповедей, чтения текстов святых отцов, акафистов и пр., но и из совместного общения.
Поиски — это постоянное занятие, требующее усилий и веры. Господа невозможно узнать полностью, Он лишь может открыть некоторые Свои качества для человека. Поиски же Творца занимают всю жизнь, главное — стремится найти Его.
Пути достижения подобия Божьего
Стать подобным Богу — это долгий процесс, главной целью которого является усовершенствование человеческих добродетелей. Если разум является одной из божественных качеств, то совершенствование своего разума, развитие умственных способностей, обучение чему-то новому и будет дорогой к проявлению натуры Творца.
Совет! Развитие в себе милосердия, доброты, любви к окружающем также являются путем достижения подобия Господа. Но лучший способ — это исполнение Его заповедей.
Читайте также: