Виды торможения условных рефлексов возрастные особенности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Нервная деятельность осуществляется в результате взаимодействия двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения.

Возбуждение — нервный процесс, приводящий организм в деятельное состояние. Внешне возбуждение проявляется, например, в сокращении группы мышц или в выделении секрета. Более точным показателем возбуждения служит возникновение в возбужденном участке ткани электроотрицательного потенциал а.

Торможение — нервный процесс, приводящий к временному прекращению или ослаблению деятельного состояния органа. При торможении возникает электроположительный потенциал . Образование условных рефлексов, их связь, сохранение и преобразование возможны только при взаимодействии возбуждения с торможением.

Чтобы образовался условный рефлекс на определенное раздражение, временно должны быть задержаны все рефлексы на другие раздражения, непрерывно воздействующие на организм . Процесс торможения также отменяет действие условного раздражителя, если он временно потерял свое жизненное значение . Наконец, торможение охраняет нервные клетки коры от разрушительного действия вредоносных раздражителей.

Различают торможение безусловное, или пассивное, и условное, или активное.

Особенностью безусловного торможения является его врожденность. Оно не требует специальной выработки и свойственно всем отделам центральной нервной системы. Условное торможение, которое называют также внутренним, возникает постепенно в процессе образования условных рефлексов. Оно свойственно только коре больших полушарий.

К безусловному торможению относят внешнее и запредельное торможение, к условному (внутреннему) относят угасательное, дифферен-цировочное, торможение запаздывания и так называемый условный тормоз.

Внешнее торможение возникает под действием посторонних к образуемому условному рефлексу раздражителей. Посторонний к опыту раздражитель, особенно новый и сильный, вызывает ориентировочный рефлекс, и возбуждение, относящееся к этому рефлексу, тормозит вырабатываемый условный рефлекс до тех пор, пока посторонний раздражитель не исчезнет или не потеряет новизны. Во избежание тормозящего действия посторонних раздражителей для некоторых лабораторных опытов создаются специальные условия —’ изолированные звуконепроницаемые камеры.

Замечено, что под действием посторонних раздражителей легче всего затормаживаются молодые, слабо упроченные условные рефлексы.

Новейшие исследования ориентировочного рефлекса (Е. Н. Соколов и др.) доказывают его сложную природу. Обнаружено, что ориентировочные рефлексы не только тормозят образование условных рефлексов, но являются также необходимым условием их образования. Любой раздражитель в начале своего действия вызывает ориентировочную реакцию организма, повышающую чувствительность соответствующих анализаторов. Индифферентный раздражитель, т. е. тот, который потерял характер новизны в данных условиях опыта, не вызывает ориентировочной реакции до момента сочетания его действия с подкреплением. С момента же сочетания каждое появление условного раздражителя будет вызывать к себе ориентировочную реакцию, что повышает чувствительность анализатора и способствует образованию условной связи.

Сходным с внешним торможением является торможение, называемое отрицательной индукцией.

Запредельное торможение возникает под действием сверхсильных, чрезмерно длительных и других вредоносных условных и безусловных раздражителей, превышающих предел работоспособности нервных клеток. Запредельное торможение выполняет роль охранительного, так как оберегает нервные клетки от непосильных напряжений.

Приведем примеры. У собаки вырабатывают слюнный рефлекс на слабый звуковой раздражитель, а затем постепенно увеличивают его силу. Соответственно увеличивается и сила возбуждения в нервных клетках анализаторов, о чем можно судить по интенсивности слюноотделения. Однако это наблюдается до определенного предела. В какой-то момент действия очень сильного звукового раздражителя наступает резкое падение слюноотделения. Возбуждение предельной силы сразу сменяется торможением. То же самое наблюдается при непрерывном и чрезмерно длительном действии раздражителя. Нервные клетки, которые отличаются от других клеток организма высокой интенсивностью деятельности, быстро утомляются. При непрерывном и длительном их раздражении утомление развивается быстрее, и нервные клетки переходят в тормозное состояние. Наступает сон как защитная реакция нервной системы от непосильного напряжения.

Был такой случай. Шестилетний ребенок оказался свидетелем тяжелой сцены в семье: его сестра нечаянно опрокинула на себя кастрюлю кипящей воды. В доме поднялась суматоха. Испуг мальчика был настолько сильным, что он после нескольких минут отчаянного плача внезапно глубоко -заснул и спал в течение нескольких часов, хотя случай произошел утром. Нервные клетки коры не вынесли чрезмерного напряжения.

Предел возбудимости нервных клеток не является постоянным. Он снижается вследствие длительного утомления, болезни, действия на организм отравляющих веществ. Кроме того, имеют значение индивидуальные особенности людей, тип их высшей нервной деятельности.

Наиболее простым видом условного торможения является угасание условных рефлексов.

Оно возникает в результате их неподкрепления. Если условный раздражитель выработанного условного рефлекса дать несколько раз подряд через короткие промежутки времени без сочетания его с безусловным, то условный рефлекс постепенно исчезнет, угаснет. Так, многократно поданный световой сигнал, на который у собаки был выработан слюнный рефлекс без подкрепления, вместо возбуждения начинает вызывать торможение. Голуби слетаются к кормушке до тех пор, пока в ней есть зерна; при отсутствии корма их прилеты становятся все реже и реже, пока совсем не прекратятся. Ребенок, наученный самостоятельно мыть руки, при отсутствии контроля постепенно перестает выполнять это гигиеническое требование.

Угасание условных рефлексов лежит в основе забывания, вызванного отсутствием повторений.

Установлены следующие закономерности угасания: легко угасают молодые, слабо упроченные условные рефлексы; угасание развивается тем быстрее, чем чаще условный раздражитель применяется без подкрепления; условные рефлексы, образованные на основе сильных подкрепляющих раздражителей, угасают медленно; угасание одного условного рефлекса влечет за собой ослабление других, сходных с угасающим и непрочных условных рефлексов и т. д. Эти закономерности полезно использовать в процессе обучения учащихся и в организации самостоятельной работы по усвоению знаний и навыков.

Угасание не есть разрушение условных рефлексов. Угасший рефлекс можно быстро восстановить путем повторного подкрепления. Что касается хорошо упроченных, а затем угашенных рефлексов, то известны факты их самопроизвольного восстановления. Положительное значение угасания состоит в том, что оно отменяет те временные связи в коре, которые оказались в дальнейшем ненужными, что позволяет заменить их другими.

При образовании условного рефлекса на определенный раздражитель вначале положительную реакцию вызывают и другие однородные раздражители, хотя их действие и не сочетается с безусловным раздражителем. Так, при образовании у собаки условного слюнного рефлекса на тон определенной высоты первое время слюна течет и на другие тоны. Это явление называется генерализацией. Однако, если основной тон систематически подкреплять безусловным раздражителем, а сходный звук (или звуки) систематически оставлять без подкрепления, то возникает дифференцировка, различение этих звуков: подкрепляемый тон будет вызывать положительный рефлекс (возбуждение), а неподкрепляемый — отрицательный рефлекс (торможение). Установлено, что чем больше сходства между однородными раздражителями, тем труднее происходит их дифференцировка. Для ее образования требуется большое количество повторений опыта.

Дифференцировочное торможение

совместно с некоторыми другими физиологическими механизмами лежит в основе всякого рода различения, анализа как у животных, так и у человека: различения звуков, цветов, запахов, формы и величины предметов, движений. У человека, кроме того,— различения слов, понятий, мыслей, действий.

При экспериментальном образовании условного рефлекса

Обычно при экспериментальном образовании условного рефлекса условный раздражитель дают за 1—5 секунд до начала действия безусловного раздражителя, затем оба раздражителя действуют совместно. Однако если постепенно от опыта к опыту увеличивать промежуток времени между изолированным действием условного раздражителя и совместным действием обоих раздражителей, то можно наблюдать интересный результат. После нескольких повторений опыта условный раздражитель (например, свет) вызовет на некоторое время тормозной процесс, и условный рефлекс появится с запозданием. Это и есть торможение запаздывания. И чем больше будет время изолированного действия условного раздражителя при выработке условного рефлекса, тем длительнее будет и процесс торможения. Биологически это очень целесообразно: условная реакция приурочивается точно к тому времени, когда она должна возникнуть в ответ на подкрепление.

У животных торможение запаздывания длится в пределах от 1 до 3 минут изолированного действия условного раздражения. Условные рефлексы, полученные таким образом, называют запаздывающими. А если безусловный раздражитель будет подаваться лишь после прекращения действия условного и совпадения не будет, то образуется следовой условный рефлекс. Условная реакция возникает не на наличный раздражитель, а на след от него.

Торможение запаздывания является физиологической основой различных отсроченных реакций, которые играют большую роль в приспособительной деятельности животных и в практической деятельности людей. Не всякое задуманное действие можно сразу осуществить. Иногда необходимо задержать действие до определенного времени, иметь терпение, выдержку. Одним из физиологических механизмов отсроченных реакций является торможение запаздывания на уровне второсигнальных связей.

Торможение запаздывания вырабатывается с большим трудом у возбудимых индивидуумов.

Установлено также, что чем сильнее условный раздражитель, тем труднее вырабатывается торможение запаздывания. Хорошо известно, как трудно маленькому ребенку сдерживать себя не брать находящееся перед глазами лакомство до того момента, когда разрешат старшие, например до времени окончания обеда. Вид сочного яблока или сладкого пирожного является очень сильным условным раздражителем. Ребенку легче, если лакомство до поры уберут. Торможение запаздывания с трудом возникает также при сильном безусловном раздражителе. Проголодавшемуся человеку трудно дождаться установленного времени обеда. Длительное упражнение в выработке торможения запаздывания облегчает его возникновение.

Если условный раздражитель, на который выработан положительный условный рефлекс, дать одновременно с каким-либо другим дополнительным раздражителем и эту комбинацию не подкреплять, то возникает условное торможение. Роль условного тормоза здесь принадлежит дополнительному раздражителю.

Так, у собаки выработан положительный условный рефлекс на стук метронома определенной частоты. Если затем к стуку метронома присоединить бульканье и эту комбинацию двух раздражителей не подкреплять безусловным рефлексом, то возникнет условное торможение (в узком смысл е слова). Стук метронома, поданный в новых условиях (совместно с бульканьем), временно теряет сигнальное значение, условный рефлекс на него затормаживается. Дополнительный раздражитель — бульканье — выступает в качество условного тормоза.

Условным тормозом к сигнальным раздражителям может стать любой внешний агент.

Таким образом, малейшее изменение в окружающей среде меняет сигнальную роль условного раздражителя, что свидетельствует о тончайшем приспособлении организма к условиям своего существования.

Вот пример натурального условного торможения. Собака-ищейка научена брать пищу только из рук своего хозяина и не прикасается к ней, если ее кормит кто-то другой: вид и запах пищи перестают быть условным раздражителем в других условиях. Роль условного тормоза здесь играет вид и запах постороннего человека.

Воспитывая детей, мы прививаем им навыки и умения изменять свое поведение в зависимости от конкретных условий, временно задерживать те действия, которые в определенной обстановке считаются неуместными. Одним из физиологических механизмов такого задерживания реакций является условное торможение. Полезно знать, что раздражители, выступающие в качестве условного тормоза, могут оказать на человека отрицательное влияние, снизить его работоспособность. Так, если неопытный учитель однажды сильно испугал ребенка криком или угрозой наказания, то ученик впоследствии долгое время не может спокойно и продуктивно работать: вид и голос учителя становятся для него условным тормозом.

Любой вид внутреннего торможения является активным процессом задержки, подавления условных рефлексов.

В этом легко убедиться, если в момент внутреннего торможения подействовать на животное посторонним к опыту раздражителем, который в других условиях является внешним тормозом. Внешнее торможение встречается с внутренним и происходит растормаживание: сигнальный раздражитель вновь вызывает временно задержанный условный рефлекс.

Частичное торможение коры может перейти в общее торможение, сон. Этот процесс имеет три фазы: уравнительную, парадоксальную и ультрапарадоксальную. На уравнительной фазе сильные раздражители уравниваются по своему действию со слабыми. На парадоксальной фазе сильные раздражители оказывают меньшее влияние, чем слабые раздражители. На ультрапарадоксальной фазе раздражители, ранее вызывавшие положительную реакцию организма, теперь совсем не вызывают ее, а раздражители, вызывавшие тормозную реакцию, теперь дают положительную.



Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться: Авторизация пользователя

У 2-3-летнего ребенка продолжают совершенствоваться в коре мозга возбудительно-
тормозные отоношения.
В 5-7-летнем возрасте существенно возрастает сила и подвижность нервных
процессов. Усиливается внутреннее торможение, хотя выработка его еще представляет
определенную трудность. Тем не менее, периоды тормозного состояния становятся более
пролонгированными по сравнению с 3-5-летним возрастом, а выработка угасательного и
дифференцировочного торможения происходит примерно вдвое быстрее, чем в раннем (3-5-
летнем) возрасте. В 5-7 лет ребенок способен формировать программы поведения и
удерживать их в памяти, благодаря становлению и стабилизации функций лобных долей
коры (Кольцова), с одной стороны, а с другой,  благодаря дальнейшему углубленному
развитию возбудительно-тормозных отношений. В этот период происходит активное
формирование у ребенка всех основных проявлений высшей нервной деятельности.
В возрасте 7-10 лет основные нервные процессы у ребенка по своим характеристикам
приближаются к таковым у взрослого человека (Иванов-Смоленский). Так, в этот возрастной
период оказываются хорошо выраженными индукционные отношения между

Торможение — это один из основных активных физиологических процессов центральной нервной системы. Торможение является основным средством упорядочения и совершенствования условных рефлексов. Процесс торможения приводит к остановке или ослаблению состояния деятельности органа.

Торможение обеспечивает концентрацию процессов организма на наиболее важной в конкретный момент деятельности, временно задерживая рефлексы на другие раздражители. Торможение обеспечивает непрерывное уточнение условных рефлексов в зависимости от изменяющихся условий среды, а также защиту механизма условных рефлексов и нервных клеток от травмирующих действий.

Условные рефлексы могут образовываться, сохраняться и преобразовываться только при условии взаимодействия процессов возбуждения и торможения.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основные типы, их характеристики

Торможение можно разделить на несколько типов. В первую очередь оно делится на:

  1. Безусловное (внешнее) торможение. Механизм безусловного торможения приостанавливает работу одного условного рефлекса другим условным или безусловным раздражителем. Условное торможение отвечает за прекращение реализации условного рефлекса, если условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным. Внешнее торможение работает по тому же принципу, что и безусловные рефлексы. Оно возникает и развивается при столкновении организма с новым внешним раздражителем, приводящим к возникновению нового очага возбуждения в коре головного мозга. Характеризуется внешнее торможение типичностью для всех особей выделенного вида, отсутствием времени, необходимого для возникновения, и с одинаковой вероятностью развивается в любом отделе центральной нервной системы.
  2. Условное (внутреннее) торможение. Внутреннее торможение работает по тому же принципу, что и условный рефлекс. Если условный сигнал остается без подкрепления, то в коре головного мозга больше не происходит образования рефлекторной связи. Характеризуется внутреннее торможение уникальностью приобретенной реакцией организма, для формирования внутреннего торможения необходимы определенные усилия, может развиваться только в нейронах коры головного мозга.

Безусловное

Безусловное торможение — торможение условного рефлекса, возникающее под действием безусловных рефлексов (например, ориентировочного рефлекса).

Условные рефлексы поддаются торможению по-разному. Чем моложе рефлекс, тем легче будет срабатывать механизм торможения. Причиной этого является развитие процесса индукции в центральной нервной системе.

Примером безусловного торможения будет являться нападение собаки, чью пищу отнимают. В этом случае внешнее безусловное торможение наступает в пищеварительном центре, в то время как в центре агрессии наступает возбуждение.

Внешнее торможение

Внешнее торможение — торможение, возникающее из-за влияния нового раздражителя, который создает доминантный очаг возбуждения и формирует ориентировочный рефлекс. Торможение будет происходить до тех пор, пока новый внешний раздражитель не исчезнет или не исчерпает свою новизну.

Новый раздражитель будет носить название внешнего тормоза, так как он тормозит работу условных рефлексов.

Гаснущим тормозом раздражитель будет называться в случае регулярного повторения. Вследствие чего тормозящая реакция будет выражена все слабее с каждым разом до тех пор, пока раздражитель не перейдет в категорию индифферентных, то есть потерявших характер новизны.

В том случае, если раздражитель несет биологически важную информацию, то будет считаться постоянным тормозом, потому что независимо от количества повторений, раздражитель будет вызывать торможение условных рефлексов.

Внешнее безусловное торможение играет очень важную роль в биологическом смысле — именно оно обеспечивает торможение условно-рефлекторной деятельности, чтобы организм сосредоточился на опасности и свойствах нового раздражителя.

В первую очередь под влиянием безусловного внешнего торможения снижается активность молодых или слабо утонченных условных рефлексов.

Запредельное торможение

Запредельное торможение — торможение, возникшее при чрезмерном возрастании интенсивности раздражителя, благодаря чему нарушается работоспособность нервных клеток: дальнейшее усиление возбуждения оказывается невозможным, и оно сменяется торможением.

Этот вид отличается от внешнего и внутреннего механизмом возникновения и физиологическим значением. Запредельное торможение идет в ход в случае, если сила или продолжительность действия условного раздражителя чрезмерно увеличивается. Триггером также может стать однообразный характер раздражителя. В таком случае под воздействием силы раздражителя повышается работоспособность клеток коры больших полушарий.

Биологическое значение запредельного торможения — охранительное. Этот механизм реагирования предупреждает истощение энергетического ресурса нервного центра. Если раздражитель долго действует на одни и те же элементы коры мозга, может произойти истощение. Оно и спровоцирует возникновение охранительного запредельного торможения.

Крайней степенью запредельного торможения является оцепенение, которое возникает вследствие влияния чрезвычайного сильного раздражителя. Например, причиной такой реакции могут быть физические раздражители (срабатывание взрывного устройства) или моральные — неожиданная потеря близкого человека.

Условное

Условное торможение — процесс торможения условнорефлекторной деятельности, формирующийся во время многократного неподкрепления условного рефлекса безусловным раздражителем.

Оно входит в категорию внутренних, потому что формируется в структурных компонентах условного рефлекса. Этот тип раздражения возникает в тех случаях, когда условный раздражитель больше не подкрепляется безусловным.

Условное торможение подразделяется на следующие виды:

  • угасательное;
  • дифференцировочное;
  • запаздывающее торможения;
  • условный тормоз.

Угасательное торможение

Угасательное торможение — торможение, которое срабатывает в тех случаях, когда прекращается подкрепление положительного сигнала безусловным раздражителем, а условная реакция сходит на нет.

Первое время условный раздражитель вызывает обычную условную реакцию, несмотря на отсутствие последующего подкрепления. Впоследствии условный раздражитель начинает вызывать ориентировочную реакцию, которая со временем исчезает.

Угасанием будет являться потеря навыков с прекращением практики. Однако, условный рефлекс можно восстановить после его угасания. У детей этот вид торможения развивается медленнее, чем у взрослых. Поэтому избавление от вредных привычек дается им тяжелее.

Биологическое значение угасательного торможения заключается в том, что организм больше не реагирует на сигналы, которые утратили значение.

Дифференцировочное торможение

Дифференцировочное торможение — тип торможения, предупреждающий реакцию на фактор, схожий по характеристикам с тем, который вызывает рефлекс, но не является идентичным ему.

Дифференцированное торможение обеспечивает реакцию только на тот сигнал, который является подкреплением, то есть биологически значимым. Это торможение лежит в основе различия раздражителей.

Дифференцировки начинают вырабатываться у человека с раннего возраста. Например, если ребенка всегда кормят с ложки определенной формы и цвета, то постепенно он перестанет реагировать на ложки с другими характеристиками. Несмотря на то, что условные раздражители сходны — все предметы являются ложками, только предмет с определенными качествами подкреплен сигналом.

Именно дифференцировочное торможение лежит в основе способности человека различать звуки, шумы, цвет и форму. Благодаря ему человек выбирает нужный предмет из разнообразия похожих. Это позволяет понимать тонкие различия и частные особенности предметов и впоследствии образовывать новые понятия.

На схожие с биологически важным раздражителем условная реакция будет выражена либо крайне слабо, либо ее не будет вовсе.

Условный тормоз

Условный тормоз — одна из разновидностей дифференцировочного торможения. Данный вид торможения вступает в силу, когда комбинация из условного положительного сигнала и постороннего сигнала не подкреплена.

Изначально комбинация сигналов будет вызывать условный ответ, идентичный положительно прикрепленному сигналу, но впоследствии сигнальное значение комбинации будет утрачено из положительного подкрепления. Это торможение развивается по общим законам условного рефлекса, оно изменчивое и динамичное. В конечном итоге комбинация сигналов приобретет свойства отрицательного сигнала.

Условный рефлекс, который был заторможен, имеет свойство самопроизвольно восстанавливаться. Этот фактор имеет большое значение для воспитания поведенческих навыков в юном возрасте.

Условный тормоз и его проявление зависит от уникальных свойств каждой отдельной нервной системы. Например, возбудимым людям будет сложнее его выработать. Также появление условного тормоза зависит от физиологической силы и прочности безусловного рефлекса, который подкрепляет положительный условный сигнал.

Например, у человек условный тормоз может быть вызван следующим образом: человек, согласно инструкции, полученной при помощи речи, должен отвечать на поступающий сигнал только при соблюдении ограниченного спектра условий. Условный тормоз задерживает любые действия человека, не соответствующие спектру условий. Так ученик не будет бегать по коридору, потому что это не отвечает правилам поведения, задающим эти самые условия.

Запаздывающее торможение

Запаздывающее торможение — торможение, характерное тем, что условная реакция срабатывает с запозданием. В таком случае подкрепление условного сигнала безусловным раздражителем не происходит в течение некоторого времени. Так подкрепляется исключительно последний период действия условного сигнала.

Например, десерт на столе может являться значительным пищевым стимулом, однако благодаря запаздывающему торможению человек не принимается за еду сразу, а ребенок, знающий ответ на вопрос учителя, не кричит его до тех пор, пока не поднимет руку и не услышит разрешение ответить.

Биологическим значением запаздывающего торможения является предохранение организма от излишней и преждевременной траты энергии. Детям выработка этого механизма торможения дается с трудом, несмотря на то, что она начинается весьма рано.

Если к основному раздражителю присоединяются посторонние, то это может вызвать временную отмену запаздывающего торможения.

Биологические значение торможения условных рефлексов, примеры

Торможение условных рефлексов отвечает за соразмерность условных рефлексов и окружающей действительности, а также ограничивает условные рефлексы, которые не являются актуальными для жизни.

Благодаря торможению условных рефлексов происходит тщательный анализ и обобщение информации. Они отвечают за адаптацию организма к окружающей среде. Нормальная деятельность всех органов и организма в целом также поддерживается частично благодаря торможению. В том числе оно бережет нервную систему от перевозбуждения.

Биологическое значение внешнего торможения условных рефлексов — это концентрация деятельности организма на самых важных раздражителях, а внутреннее торможение — залог того, что в случае неспособности условно-рефлекторных реакций обеспечить адекватное ситуации поведение, то эти сигналы и реакции постепенно отменяются.

Пример условного торможения:

Если человек привык к расположению лампы на письменном столе, которой регулярно пользовался, то в случае ее замены, он еще какое-то время будет рефлекторно пытаться включить лампу там, где она раньше была. Человек отвыкает это делать, потому что положительный сигнал перестанет поступать — свет перестанет включаться как результат его действия.

Пример безусловного торможения:

Прекращение деятельности под влиянием сильной боли. Когда человека беспокоит боль, становится трудно заниматься любой деятельности. В этой ситуации организму необходимо в первую очередь избавиться от боли, то есть выполнить более важную биологическую потребность.

Торможение — активный физиологический процесс в ЦНС, приводящий к задержке возбуждения.

Виды торможения условных рефлексов

Безусловное (внешнее) торможение

1. И. П. Павлов после формирования условного рефлекса применял посторонний раздражитель — звонок.

2. У собаки формировался ориентировочный рефлекс, она переключалась на другую деятельность и слюна переставала выделяться.

3. Механизм безусловного торможения: новый очаг возбуждения в слуховой зоне височной доли коры (вызван звуком) настолько сильный, что в других частях коры идет торможение, в том числе в затылочной зоне зрительной доли. Последняя была связана с продолговатым мозгом, передавая ему возбуждение по временной связи. При торможении коры, продолговатый мозг также тормозился и переставал отдавать импульсы к слюнным железам (рефлекс затухал).

4. Например, младенец хочет есть и плачет, но подготовка к кормлению займет еще несколько минут. На этот время его нужно отвлечь. Если показать ему яркую игрушку, включится ориентировочный рефлекс.

5. При этом у ребенка идет безусловное (внешнее) торможение — в момент появлении нового раздражителя одна стратегия поведения сменяется другой.

7. Вот как проявление запредельного торможения было выявлено в лаборатории И. П. Павлова — на собаку одновременно воздействовали чрезвычайно сильными раздражителями: громкими звуками, взрывом пороха, наряженным в страшную маску человеком, да еще и поставили ее при этом на качающуюся платформу. Животное поначалу хотело бежать, но потом сделалось неподвижным, словно впало в ступор. Исследователи объясняли, что в эти мгновения в коре мозга разлилось общее торможение, которое распространилось вплоть до среднего мозга. Торможение в высших центрах длилось две недели, попутно у собаки исчезли условные и безусловные пищевые рефлексы.

Условное (внутреннее) торможение

1. И. П. Павлов прекращал кормить собаку, но продолжал включать свет. Слюна сначала выделялась только на свет (условный рефлекс). Однако через какое-то время у собаки переставал выделяться пищеварительный сок.

2. Условный сигнал (свет лампочки) остался без подкрепления безусловным раздражителем (пищей), поэтому вскоре условный рефлекс угас.

3. Так, в результате многократного неподкрепления формируется условное, или внутреннее торможение, которое является приобретенным.

4. Вновь пример с ребенком. Его несколько месяцев кормили из бутылки с соской, при виде бутылки он проявлял признаки возбуждения и заинтересованности, но затем стали кормить ложкой. Вскоре у ребенка пропал интерес к бутылочке, которая каждый раз оказывалась пустой. В этом случае безусловный раздражитель — пища в бутылке, условный — вид бутылки. При отсутствии пищи идет торможение условного рефлекса выделения слюны на вид бутылки.

Выделяют четыре вида условного торможения

1. Угасательное торможение — положительный сигнал не поддерживается безусловным раздражителем. Например, собака перестала выделять слюну на лампочку, потому что пища после сигнала не появлялась. Другой пример — человек долго работал за письменным столом при свете старой лампы, которую включал нажатием кнопки левой рукой. Если заменить лампу на современную и переставить ее, человек будет еще какое-то время искать кнопку левой рукой, но постепенно отвыкнет это делать (свет не зажигается — положительный сигнал не подкрепляется).

2. Дифференцировочное торможение — прекращение реакции на фактор, похожий на тот, который вызывает рефлекс, но не идентичный ему. С помощью череды опытов Павлов выработал у собаки условный рефлекс на стук метронома 120 ударов в минуту. Если включать метроном на 60 ударов в минуту, рефлекс не проявляется. Данное торможение позволяет различать похожие, но все-таки различающиеся сигналы. Фактически из множества сходных сигналов реакция появляется только на один из них — подкрепляемый. Так, например, кошка даже не шелохнется, если в дом войдет не хозяйка, которая всегда ее кормит, а другой член семьи. На этих людей у животного срабатывает торможение.

3. Условный тормоз возникает при неподкреплении комбинации условного положительного сигнала и одновременного постороннего сигнала. Например, Павлов уже выработал у собаки пищевой рефлекс на звук. Затем добавил к звуку вспышку света, но пищу при этом не давал. На комбинацию звука и света слюна у собаки не выделялась, но продолжала выделяться на отдельный звук. Условный тормоз часто встречается в обычной жизни — это ситуации, связанные с запретом на деятельность в определенных условиях.

4. Запаздывательное торможение — торможение, при котором действие условного раздражителя не подкрепляется безусловным в течение первых же минут. Раздражитель в это время приобретает тормозное значение, развивается торможение условного рефлекса. Например, кошка-охотница ждет мышь у норы, но не выделяет понапрасну слюну, ведь грызун может появиться через несколько часов. И только когда добыча попадет в зубы кошке, начинается выделение слюны.

Итак, основное условие, необходимое для сохранения уже сформированного условного рефлекса — условный раздражитель необходимо подкреплять безусловным. В противном случае приобретенный рефлекс угаснет.

Центральное (сеченовское) торможение, открытое И. М. Сеченовым

В нейронах нервной системы действуют два процесса — возбуждения и торможения. Низшие центры работают под контролем высших центров, которые могут затормозить безусловные рефлексы. Именно такое торможение Сеченов назвал центральным. Например, центры коры больших полушарий посылают тормозящие сигналы в спинной мозг, и человек не отдергивает руку, когда ему колют палец скарификатором, чтобы взять кровь для анализа. Заметьте, что маленький ребенок не в состоянии затормозить этот рефлекс, он пугается и отдергивает руку.

Читайте также: