Изменения в государственном аппарате в послевоенный период 1945 1953 гг кратко

Обновлено: 05.07.2024

В послевоенные годы основными задачами государства были восстановление разрушенного народного хозяйства, его дальнейшее развитие и перестройка военной промышленности на производство мирной продукции. В результате изменения международной обстановки резко возросла внешнеполитическая и внешнеэкономическая активность СССР, повысился его международный авторитет, развиваются дипломатические отношения.

Возникает новая система государств - социалистический лагерь, основой которого становится развитие сотрудничества и взаимопомощи государств мировой системы социализма. В 1949 г. была создана межправительственная экономическая организация социалистических стран - Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Параллельно шел процесс распада мировой колониальной системы, многие освободившиеся страны шли на сотрудничество с СССР.

В результате в мире сложилось два центра силы. НАТО (1945 г.) и Организация Варшавского договора (1955 г.), противостояние которых было названо холодной войной, сопровождавшейся гонкой вооружений под постоянной угрозой атомной войны с участием главных ≪действующих лиц≫ - США и СССР.

С окончанием войны произошла и перестройка государственного аппарата: в феврале 1946 г. проводятся выборы в Верховный Совет СССР, годом позднее - в Верховные советы союзных и автономных республик; упраздняются чрезвычайные и военные органы, их функции передаются отраслевым органам; с 1946 г. СНК СССР, совнаркомы союзных и автономных республик переименовываются в соответствующие Советы министров, а наркоматы - в министерства.


Реорганизация системы управления характеризуется введением наряду с отраслевым и территориального, межотраслевого принципа - для более оперативного управления региональными предприятиями. В этих целях проводится разукрупнение министерств. Создаются новые министерства, например, Министерство по строительству предприятий тяжелой индустрии, Министерство по строительству топливных предприятий.

Репрессии имеют место, но становятся узконаправленными и не такими массовыми (ленинградское дело, дело врачей), С окончанием войны была ликвидирована Ставка Верховного Главнокомандования. С 1946 г. Красная Армия стала называться Советской Армией, сократилась ее численность.

Судебные органы перестраиваются на работу в мирных условиях, применяется обычный процессуальный порядок. Были проведены выборы в народные суды.

Развитие права в послевоенный период отражало изменения, проводимые государством для перехода к мирному существованию.

В декабре 1947 г. была проведена денежная реформа путем деноминации - замены прежних денег на новые в соотношении 10:1. При этом денежные вклады населения в сберкассах не пострадали, т. к. были пропорционально увеличены государством. Рубль становился неконвертируемой валютой, соотносился не с долларом США, с золотым запасом страны. Это позволило государству поддерживать низкие цены, снижать их и не допускать инфляции.

В гражданском и хозяйственном праве снова возрастаетроль договорных отношений. Договорпризнается единственно правильной формой взаимоотношений между хозяйственными органами.

Государство разрешает индивидуальное строительство, граждане приобретают право строить или приобретать на праве личной собственности один жилой дом общей площадью не более 60 кв.м. В семейном праве с 1948 г. вводится запрет на заключение браков с иностранцами.

В уголовном праве четко прослеживается тенденция на усиление уголовной репрессии. Усиление уголовного наказания связано с ростом преступности в условиях послевоенной разрухи и трудностями перехода к мирной жизни. Усиливается ответственность по важнейшим государственным преступлениям: восстанавливается смертная казнь за измену Родине, шпионаж, диверсии. Жестче карается разглашение государственной тайны и утрата документов, ее содержащих.

Повышается наказание за имущественные преступления, касающиеся не только общественной, но теперь уже и личной собственности.

Издаются Указы ≪Об уголовной ответственности за изготовление и продажу самогона≫, ≪Об усилении уголовной ответственности за изнасилование≫, ≪Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил безопасности ведения работ в угольных и сланцевых шахтах≫.

46 Н.С. Хрущев: оценки его деятельности. 1953 год: поли­тическое развитие, борьба за власть. Смерть Сталина 5 марта 1953 года завершила целую эпоху в жизни страны: кончина вождя открыла дорогу реформам, необходимость которых ощущалась обществом и частью руководителей сра-

зу после окончания второй мировой войны. Комплекс по­литических проблем был связан с развитием репрессивной политики конца 40-х — начала 50-х годов, превратившей органы МВД-МГБ в особую систему тотального контроля, охватившую практически все слои общественной жизни и группы общества. Элементарный закон самосохранения тре­бовал от правящей элиты внести коррективы в эту систе­му, чтобы отвести от себя угрозу очередных кадровых чис­ток. Другим вопросом, требующим реформирования систе­мы карательных органов, был вопрос о системе ГУЛАГ, сохранение которой являлось экономически неэффективной, создавая также и угрозу политической стабильности (смерть Сталина привела к массовым восстаниям заключенных).

После смерти Сталина наиболее реальным претенден­том на власть оказался Л.П. Берия, в подчинении которо­го была вся система карательных органов — МВД и МГБ. Берия, одним из первых в руководстве страны, осознал необходимость отказа от наиболее одиозных проявлений командно-административной системы, предложив радикаль­ную программу перемен.

Обеспокоенные возможностью прихода к власти Берия, имеющего диктаторские амбиции, остальные руководители объединились и выступили против него, используя поддер-

Двадцатый съезд КПСС и демократизация общественной жизни во второй половине 50-х годов.

Расширение прав союзных республик при сохранении строгой централизации управления. Изменение состава союзных республик и развитие их конституционных прав. Частичное восстановление прав репрессированных народов.

Перестройка государственного механизма в условиях преодоления культа личности Сталина. Повышение роли Советов и развитие правовой базы их деятельности. Реорганизация партийных и советских органов в конце 50-х-начале 60-х годов. Хрущевские реформы и их сущность.

Меры по укреплению законности и правопорядка в рамках борьбы с последствиями культа личности Сталина. Реабилитация безвинно репрессированных советских граждан. Реорганизация правоохранительных органов и изменения в советской судебной системе. Реформа системы государственной безопасности 1953 г.

Реорганизация Вооруженных Сил и органов военного управления.

Национально-государственное строительство. Территориальные изменения.

Развитие советского права в середине 40-60-х годов. Изменения в финансовом праве. Денежная реформа 1947 г.

КПСС и ее органы в советской государственной системе. Правовые гарантии руководящей роли КПСС в советском праве. Высшие органы КПСС: Политбюро, центральный комитет, съезды партии. Местные органы КПСС. Место Политбюро ЦК КПСС в системе органов власти и управления СССР. Феномен совместных постановлений высших партийных и государственных органов как источника советского права.

Развитие правовой базы жилищного строительства. Жилищная программа Хрущева.

Изменения в семейном праве. Запрещение браков с иностранными гражданами. Развитие законодательства о семье и браке в 50-60-е годы.

Развитие трудового права. Отмена чрезвычайных мер военного времени. Восстановление системы коллективных договоров (1947 г.). Решение проблемы трудоустройства демобилизованных из армии в послевоенный период. Повышение роли профсоюзных организаций в вопросах соблюдения трудового законодательства, охраны труда и здоровья трудящихся. Моральное и материальное стимулирование труда. Повышение зарплаты низкооплачиваемым трудящимся 1955-1958 и 1964 гг. Сокращение рабочего дня, начало перехода на 7- и 6-часовой рабочий день. Меры по демократизации трудовых отношений. Комиссии по трудовым спорам. Изменения в пенсионном обеспечении граждан.

Развитие колхозного, земельного и природоохранительного права. Правовая база развития колхозного производства в послевоенный период. Укрупнение колхозов в период хрущевских реформ. Расширение прав колхозов. Изменения в принципах и форме оплаты труда в сельском хозяйстве. Реорганизация МТС. Сокращение объема обложения колхозников.

Освоение целинных и залежных земель.

В послевоенные годы основными задачами государства были восстановление разрушенного народного хозяйства, его дальнейшее развитие и перестройка военнойпромышленности на производство мирной продукции.В результате изменения международной обстановкирезко возросла внешнеполитическая и внешнеэкономическая активность СССР, повысился его международныйавторитет, развиваются дипломатические отношения.

Возникает новая система государств - социалистический лагерь, основой которого становится развитиесотрудничества и взаимопомощи государств мировойсистемы социализма. В 1949 г. была создана межправительственная экономическая организация социалистических стран - Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).Параллельно шел процесс распада мировой колониальной системы, многие освободившиеся страны шли насотрудничество с СССР.

В результате в мире сложилось два центра силы.НАТО (1945 г.) и Организация Варшавского договора(1955 г.), противостояние которых было названо холодной войной, сопровождавшейся гонкой вооружений подпостоянной угрозой атомной войны с участием главных≪действующих лиц≫ - США и СССР.

С окончанием войны произошла и перестройка государственного аппарата:в феврале 1946 г. проводятся выборы в ВерховныйСовет СССР, годом позднее - в Верховные советы союзных и автономных республик;упраздняются чрезвычайные и военные органы, ихфункции передаются отраслевым органам;с 1946 г. СНК СССР, совнаркомы союзных и автономных республик переименовываются в соответствующиеСоветы министров, а наркоматы - в министерства.

Реорганизация системы управления характеризуетсявведением наряду с отраслевым и территориального,межотраслевого принципа - для более оперативногоуправления региональными предприятиями. В этих целяхпроводится разукрупнение министерств.Создаются новые министерства, например, Министерство по строительству предприятий тяжелой индустрии,Министерство по строительству топливных предприятий.

Репрессии имеют место, но становятся узконаправленными и не такими массовыми (≪ленинградское дело≫,≪дело врачей≫),С окончанием войны была ликвидирована Ставка Верховного Главнокомандования. С 1946 г. Красная Армиястала называться Советской Армией, сократилась ее численность.

Судебные органы перестраиваются на работу в мирных условиях, применяется обычный процессуальный порядок. Были проведены выборы в народные суды.

Развитие права в послевоенный период отражало изменения, проводимые государством для перехода к мирному существованию.

В декабре 1947 г. была проведена денежная реформа путем деноминации - замены прежних денег на новыев соотношении 10:1. При этом денежные вклады населения в сберкассах не пострадали, т. к. были пропорционально увеличены государством. Рубль становился неконвертируемой валютой, соотносился не с долларомСША, с золотым запасом страны. Это позволило государству поддерживать низкие цены, снижать их и не допускать инфляции.

В гражданском и хозяйственном праве снова возрастаетроль договорных отношений. Договорпризнается единственно правильной формой взаимоотношениймежду хозяйственными органами.

Государство разрешает индивидуальное строительство, граждане приобретают право строить илиприобретать на праве личной собственности один жилойдом общей площадью не более 60 кв.м.В семейном праве с 1948 г. вводится запрет на заключение браков с иностранцами.

В уголовном праве четко прослеживается тенденцияна усиление уголовной репрессии. Усиление уголовногонаказания связано с ростом преступности в условиях послевоенной разрухи и трудностями перехода к мирнойжизни.Усиливается ответственность по важнейшим государственным преступлениям: восстанавливается смертнаяказнь за измену Родине, шпионаж, диверсии. Жестче карается разглашение государственной тайны и утрата документов, ее содержащих.

Повышается наказание за имущественные преступления, касающиеся не только общественной, но теперь ужеи личной собственности.

Издаются Указы≪Об уголовной ответственности за изготовление и продажу самогона≫, ≪Об усилении уголовной ответственности за изнасилование≫, ≪Об усиленииуголовной ответственности за нарушение правил безопасности ведения работ в угольных и сланцевых шахтах≫.

В послевоенные годы основными задачами государства были восстановление разрушенного народного хозяйства, его дальнейшее развитие и перестройка военнойпромышленности на производство мирной продукции.В результате изменения международной обстановкирезко возросла внешнеполитическая и внешнеэкономическая активность СССР, повысился его международныйавторитет, развиваются дипломатические отношения.

Возникает новая система государств - социалистический лагерь, основой которого становится развитиесотрудничества и взаимопомощи государств мировойсистемы социализма. В 1949 г. была создана межправительственная экономическая организация социалистических стран - Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).Параллельно шел процесс распада мировой колониальной системы, многие освободившиеся страны шли насотрудничество с СССР.

В результате в мире сложилось два центра силы.НАТО (1945 г.) и Организация Варшавского договора(1955 г.), противостояние которых было названо холодной войной, сопровождавшейся гонкой вооружений подпостоянной угрозой атомной войны с участием главных≪действующих лиц≫ - США и СССР.

С окончанием войны произошла и перестройка государственного аппарата:в феврале 1946 г. проводятся выборы в ВерховныйСовет СССР, годом позднее - в Верховные советы союзных и автономных республик;упраздняются чрезвычайные и военные органы, ихфункции передаются отраслевым органам;с 1946 г. СНК СССР, совнаркомы союзных и автономных республик переименовываются в соответствующиеСоветы министров, а наркоматы - в министерства.

Реорганизация системы управления характеризуетсявведением наряду с отраслевым и территориального,межотраслевого принципа - для более оперативногоуправления региональными предприятиями. В этих целяхпроводится разукрупнение министерств.Создаются новые министерства, например, Министерство по строительству предприятий тяжелой индустрии,Министерство по строительству топливных предприятий.

Репрессии имеют место, но становятся узконаправленными и не такими массовыми (≪ленинградское дело≫,≪дело врачей≫),С окончанием войны была ликвидирована Ставка Верховного Главнокомандования. С 1946 г. Красная Армиястала называться Советской Армией, сократилась ее численность.

Судебные органы перестраиваются на работу в мирных условиях, применяется обычный процессуальный порядок. Были проведены выборы в народные суды.

Развитие права в послевоенный период отражало изменения, проводимые государством для перехода к мирному существованию.

В декабре 1947 г. была проведена денежная реформа путем деноминации - замены прежних денег на новыев соотношении 10:1. При этом денежные вклады населения в сберкассах не пострадали, т. к. были пропорционально увеличены государством. Рубль становился неконвертируемой валютой, соотносился не с долларомСША, с золотым запасом страны. Это позволило государству поддерживать низкие цены, снижать их и не допускать инфляции.

В гражданском и хозяйственном праве снова возрастаетроль договорных отношений. Договорпризнается единственно правильной формой взаимоотношениймежду хозяйственными органами.

Государство разрешает индивидуальное строительство, граждане приобретают право строить илиприобретать на праве личной собственности один жилойдом общей площадью не более 60 кв.м.В семейном праве с 1948 г. вводится запрет на заключение браков с иностранцами.

В уголовном праве четко прослеживается тенденцияна усиление уголовной репрессии. Усиление уголовногонаказания связано с ростом преступности в условиях послевоенной разрухи и трудностями перехода к мирнойжизни.Усиливается ответственность по важнейшим государственным преступлениям: восстанавливается смертнаяказнь за измену Родине, шпионаж, диверсии. Жестче карается разглашение государственной тайны и утрата документов, ее содержащих.

Повышается наказание за имущественные преступления, касающиеся не только общественной, но теперь ужеи личной собственности.

Издаются Указы≪Об уголовной ответственности за изготовление и продажу самогона≫, ≪Об усилении уголовной ответственности за изнасилование≫, ≪Об усиленииуголовной ответственности за нарушение правил безопасности ведения работ в угольных и сланцевых шахтах≫.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Реорганизация советского государственного аппарата в послевоенные годы

После окончания войны указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1945 г. был упразднен Государственный комитет обороны СССР. Власть перешла к конституционным органам государственной власти и управления, хотя стиль руководства страной мало в чем изменился. Сталин сохранил в своих руках всю полноту власти, являясь одновременно Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), Председателем Совета министров СССР и министром обороны СССР (20 марта 1947 г.).

В феврале 1946 г. состоялись выборы в Верховный Совет СССР , в феврале 1947 г. — в верховные советы союзных республик. Однако Верховный Совет СССР на сессии собирался нерегулярно, по одному разу в год — для утверждения бюджета СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР сократил число членов своего Президиума с 24 до 16 человек.

В феврале 1947 г. каждая из палат Верховного Совета СССР утвердила Положение о комиссии законодательных предположений и образовала такую комиссию. На них возлагались обязанности разрабатывать законопроекты по поручению соответствующей палаты Верховного Совета СССР или в порядке собственной законодательной инициативы, давать заключения по представленным в Верховный Совет СССР законопроектам. Это не соответствовало Конституции СССР 1936 г., которая не определяла круг субъектов, наделенных правом законодательной инициативы — в ней лишь отмечалось, что обе палаты Верховного Совета СССР в равной мере обладают этим правом.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял Закон об образовании Правительства СССР — Совета министров СССР. Совет народных комиссаров СССР был преобразован в Совет министров СССР , а Советы народных комиссаров союзных и автономных республик — в Советы министров соответствующих республик (при этом наркоматы стали именоваться министерствами). Всего в Совет министров СССР в 1946 г. входило 49 министерств (30 общесоюзных и 19 союзно-республиканских).

Первые послевоенные выборы в местные Советы депутатов трудящихся состоялись лишь в конце 1948 г. Однако на сессии местных Советов выносились в основном мелкие, второстепенные вопросы. Сессии Советов проводились нерегулярно, активность депутатов была невысокой. Список выступающих готовился заранее. Местное население не привлекалось к работе Советов и их постоянных комиссий.

Судебная система. После окончания войны судебная система СССР стала приводиться в соответствие с Законом о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик 1938 г.: была сокращена сеть военных трибуналов (утратили свои чрезвычайные полномочия); военные трибуналы на транспорте были реорганизованы в линейные суды железнодорожного и водного транспорта; с декабря 1948 по февраль 1949 г. в РСФСР и других союзных республиках были проведены выборы народных судей и народных заседателей.

Важным фактором усиления независимости судей явилось Положение о дисциплинарной ответственности судей, утвержденное указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июля 1948 г. Ранее в РСФСР право привлечения судей к дисциплинарной ответственности принадлежало министру юстиции РСФСР, начальникам управления Министерства юстиции РСФСР при исполкомах краевых, областных Советов депутатов трудящихся, хотя такой порядок и противоречил закрепленному в Конституции СССР 1936 г. принципу независимости судей. По новому Положению устанавливался исключительно судебный порядок наложения судебных взысканий на судей: для рассмотрения дисциплинарных поступков, совершенных судьями, создавались дисциплинарные коллегии в краевых, областных судах, судах автономных областей, военных трибуналах округов и флотов, верховных судах союзных и автономных республик, Верховном Суде СССР. Дисциплинарные коллегии действовали в составе председателя суда или его заместителя и двух членов по назначению председателя суда и рассматривали дисциплинарные проступки, совершенные судьями нижестоящих судов.

19 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял Закон о присвоении Прокурору СССР наименования Генеральный прокурор СССР.

Были реорганизованы органы управления Вооруженными силами СССР. Наркомат обороны СССР был преобразован в Наркомат Вооруженных сил, который осуществлял управление и армией, и флотом (при этом Наркомат ВМФ был упразднен). При создании Совета министров СССР Главное управление контрразведки (СМЕРШ) и его органы были преобразованы в особые отделы и подчинены Министерству государственной безопасности СССР.

В этот период принимались меры по повышению боеготовности и укреплению воинской дисциплины: в 1946 г. были утверждены новый Устав Вооруженных сил СССР и новый Дисциплинарный устав.

Министерство государственной безопасности СССР (МГБ СССР). Было образовано в марте 1946 г. Из МВД некоторые подразделения были переданы в органы госбезопасности: внутренние войска (1947 г.), транспортная милиция (1947), войска по охране особо важных объектов и железных дорог (1948): спецпоселения (1950). Вместе с тем в 1947 г. МГБ СССР было лишено функции осуществления внешней разведки. Все разведывательные ведомства и службы СССР (1-е Главное управление МГБ СССР, Главное разведывательное управление Министерства Вооруженных сил СССР, разведывательные и информационные структуры ЦК ВКП(б), МИД, Минвнешторга и т.д.) были объединены в Комитете информации при Совете министров СССР (в 1951 г. внешняя разведка была возвращена в МГБ СССР).

В послевоенные годы в связи с ростом преступности возникла необходимость наделения функцией предварительного расследования органов милиции. В феврале 1948 г. в составе Главного управления милиции МВД СССР, управлений милиции республик, краев и областей были созданы следственные отделы. На них возлагалась задача расследования уголовных дел, возбуждаемых оперативными отделами милиции.

В связи с осложнением криминогенной обстановки (одной из причин которой стала амнистия в честь победы в войне в 1945 г.) в 1947 г. на особое положение были переведены подразделения милиции Москвы, столиц союзных республик, Ленинграда, Архангельска, Мурманска и Владивостока. Подразделения милиции в этих городах строились по войсковому принципу, на них были распространены уставы Советской армии.

В 1948 г. был принят новый Дисциплинарный устав милиции и Устав постовой и патрульной службы милиции.

В октябре 1949 г. в целях улучшения работы и укрепления кадрового состава милиции она была передана в ведение МГБ СССР.

17 января 1946 г. был издан приказ НКВД СССР об усилении борьбы с преступностью, предусматривавший комплекс мер по активизации работы аппаратов уголовного розыска и БХСС в масштабах страны. Он требовал повысить качество оперативной работы с тем, чтобы добиваться предупреждения и своевременного раскрытия преступлений, не допускать формирования преступных группировок. Всем органам уголовного розыска предписывалось в двухмесячный срок пересмотреть дела по нераскрытым убийствам, грабежам, разбоям и крупным кражам, выделить для их раскрытия наиболее опытных сотрудников. Также надлежало проверить состав негласного аппарата.

В марте 1946 г. состоялось совещание министров внутренних дел республик, начальников УВД краев и областей, на котором прозвучало предложение о выделении из состава милиции специальной криминальной милиции. Однако решено было пойти по пути укрепления уголовного розыска. В июле 1946 г. отдел уголовного розыска Главного управления милиции МВД СССР был реорганизован в Управление уголовного розыска. Его деятельность строилась по территориальному принципу и преследовала цель организации борьбы со всеми видами уголовной преступности в масштабах СССР. За счет сокращения должностей технического состава увеличились штаты оперативных работников. В июне 1947 г. подобная реорганизация была осуществлена и в отношении аппарата БХСС.

В 1951 г. был вновь учрежден институт сыщиков в уголовном розыске (переименованного в уголовный сыск). Институт сыщиков был призван повысить эффективность борьбы с преступным элементом, активизировавшимся в военные и послевоенные годы.

Комплектовались сыщики из числа офицеров милиции и органов государственной безопасности. Сыщики должны были изучать и знать повадки и жаргон уголовных преступников, способы совершения ими преступлений и места сбыта краденого, умело производить осмотр места преступления и вести слежку, соблюдать конспирацию, в совершенстве владеть научно-техническими методами раскрытия преступлений. Им разрешалось производить вербовку агентуры, предписывалось для выполнения оперативных заданий в соответствующих местах (пивных, ресторанах, скупочных и т.д.) иметь осведомителей. При совершении преступлений сыщики собирали необходимые сведения на месте и приступали к розыску преступников, широко используя средства маскировки. В связи с реорганизацией деятельности аппарата уголовного сыска институт сыщиков был упразднен приказом МВД СССР от 30 января 1954 г.

В послевоенные годы основными задачами государства были восстановление разрушенного народного хозяйства, его дальнейшее развитие и перестройка военной промышленности на производство мирной продукции.

В результате изменения международной обстановки резко возросла внешнеполитическая и внешнеэкономическая активность СССР, повысился его международный авторитет, развиваются дипломатические отношения.

Возникает новая система государств - социалистический лагерь, основой которого становится развитие сотрудничества и взаимопомощи государств мировой системы социализма. В 1949 г. была создана межправительственная экономическая организация социалистических стран - Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

Параллельно шел процесс распада мировой колониальной системы, многие освободившиеся страны шли на сотрудничество с СССР.

С окончанием войны произошла и перестройка государственного аппарата:

- в феврале 1946 г. проводятся выборы в Верховный Совет СССР, годом позднее - в Верховные советы союзных и автономных республик;

- упраздняются чрезвычайные и военные органы, их функции передаются отраслевым органам;

- с 1946 г. СНК СССР, совнаркомы союзных и автономных республик переименовываются в соответствующие Советы министров, а наркоматы - в министерства.

Реорганизация системы управления характеризуется введением наряду с отраслевым и территориального, межотраслевого принципа - для более оперативного управления региональными предприятиями. В этих целях проводится разукрупнение министерств.

Создаются новые министерства, например, Министерство по строительству предприятий тяжелой индустрии, Министерство по строительству топливных предприятий.

С окончанием войны была ликвидирована Ставка Верховного Главнокомандования. С 1946 г. Красная Армия стала называться Советской Армией, сократилась ее численность.

Судебные органы перестраиваются на работу в мирных условиях, применяется обычный процессуальный порядок. Были проведены выборы в народные суды.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Развитие советского права в 1945—1955 гг.

В послевоенный период в сфере хозяйственного права договор стал одним из важнейших рычагов управления.

Обязательными элементами договора, были следующие: количество, ассортимент, качество, цена, порядок, сроки исполнения и формы ответственности сторон.

В мае 1955г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, в соответствии с которым расширялись права руководителей ведомств в области распоряжения материальными ресурсами и денежными средствами, ограниченные с февраля 1941 г.

23 июня 1945 г. был принят Закон о демобилизации, в соответствии с которым местные органы власти и руководители предприятий были обязаны предоставить работу демобилизованным военнослужащим в течение одного месяца.

В феврале 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров между администрацией предприятий и профсоюзами.

Большое внимание уделялось охране труда и здоровья трудящихся. В соответствии с Инструкцией Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС, принятой 21 июня 1949 г., на предприятиях с вредными условиями труда устанавливался обязательный медицинский осмотр всех работающих. На сверхурочные работы не допускались беременные женщины, подростки и некоторые другие категории трудящихся.

Для разрешения трудовых споров в соответствии с Положением о порядке разрешения трудовых споров, принятым в 1957 г., на предприятиях создавались комиссии по трудовым спорам. Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем в суде.

14 июля 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях, которым устанавливались единые критерии для назначения пенсий: возраст (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин), трудовой стаж (25 лет для мужчин, 20 лет для женщин), среднемесячный размер заработной платы. Закон вводил минимум и максимум пенсионных выплат, для категорий низкооплачиваемых работников повышались пенсионные ставки.

С 1958 г. вместо обязательных поставок сельхозпродукции и натуроплаты был установлен порядок закупки сельхозпродукции государством. Одновременно с этим были изменены принципы оплаты труда в колхозе.

В области уголовного права в послевоенное время кардинальных изменений не происходит. Основные изменения касались круга субъектов, видов наказания, отмены чрезвычайных положений закона и др.

Читайте также: