Механизмы реализации принятых решений оон кратко

Обновлено: 30.06.2024

Осуществляя деятельность в защиту прав человека, мы используем совершенно разные механизмы и процедуры, как на национальном уровне, так и на международном. Неправительственные организации, деятельность которых направлена на достижение системных изменений в стране, активно используют механизмы защиты прав человека в системе Организации Объединенных Наций. Использование этих механизмов являются одним из способов влияния на политику государства в области прав человека, дает неправительственным организациям уникальную возможность довести свою озабоченность положением с правами человека в стране до сведения международных правовых органов.

Защита прав человека в системе ООН может быть подразделена на две основные части: а) механизмы, которые действуют в рамках уставных органов ООН; и, б) договорные (конвенционные) механизмы защиты прав человека.

Особенностью уставных органов по правам человека является то, что эти механизмы сформированы и созданы на основе Устава ООН и распространяются на все страны-члены ООН. Для того, чтобы механизм заработал для страны, нет требования ратификации международного документа, что дает широкие возможности для гражданского общества по использованию этих механизмов.

Договорные (конвенционные) механизмы защиты прав человека имеют более жесткие требования, государство должно принять на себя обязательства по их выполнению через ратификацию договора или конвенции. При работе с конвенционными механизмами, необходимо убедиться, что ваша страна является страной-участницей данного документа.

Настоящая публикация предназначена для тех, кто впервые сталкивается с системой защиты прав человека ООН и пытается сориентироваться во всех документах, механизмах и процедурах. В ней приводиться краткий обзор всех основных механизмов в системе ООН, кратко описываются возможности для неправительственных организаций, а также предоставляется список рекомендуемых для чтения материалов.

Мы также рекомендуем вам ознакомиться со следующими публикациями, в которых более подробно описаны все перечисленные ниже механизмы защиты прав человека:

Как работать по программе ООН в области прав человека (справочник для гражданского общества).

Руководство для гражданского общества по использованию механизмов договорных органов Организации Объединенных Наций

Среди Уставных органов по правам человека особое место занимает Совет по правам человека, вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, учрежденный в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи 60/251, он заменяет и принимает на себя большинство мандатов, механизмов, функций и полномочий, которые ранее были возложены на Комиссию по правам человека. В состав Совета входят 47 государств – членов ООН.

Совет рассматривает ситуации, связанные с нарушением прав человека, включая грубые и систематические нарушения, и дает по ним свои рекомендации. Он должен также содействовать эффективной координации и интеграции деятельности, касающейся прав человека, в рамках системы Организации Объединенных Наций.

Универсальный периодический обзор (УПО)

УПО – это механизм Совета по правам человека, созданный 5 марта 2006 года в соответствие с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 60/251, в рамках которого проводятся регулярные обзоры (каждые четыре года) выполнения государствами-членами ООН обязательств в области прав человека. Благодаря УПО происходит обмен примерами наилучшей практики в области прав человека по всему миру. При проведении обзора анализируется информация от соответствующего государства (национальный доклад); от структур ООН и информация, предоставленная другими заинтересованными сторонами, в том числе неправительственными организациями и национальными правозащитными учреждениями.

После проведения обзора разрабатывается итоговый документ (рекомендации) при участии рассматриваемого государства и содействии УВКПЧ ООН. Он включает в себя вопросы, заключения и рекомендации, сделанные государствами во время обзора, а также ответы рассматриваемого государства. Особенностью механизма является то, что государство имеет возможность принять или отказаться от принятия той или иной рекомендации. Это дает основание полагать, что если государства согласились принять рекомендации, то соответственно они будут прилагать все усилия для их реализации. В тоже время, государства-участницы Совета по правам человека могут вернуться к непринятым рекомендациям и поднять отдельные вопросы прав человека в ходе следующего цикла обзора.

Каковы возможности для НПО :

В процессе подготовки национального доклада и выполнения рекомендаций УПО, государство должно проводить консультации с гражданским обществом. НПО могут активно вовлекаться в процесс обсуждения национального доклада, а также в процессы разработки национальных планов действий по реализации рекомендаций.

  • НПО самостоятельно или совместно с другими институтами гражданского общества могут предоставить свой доклад (5 страниц для тематического доклада и 10 страниц для коалиционного доклада). Доклад должен содержать информацию о соблюдении отдельных прав человека, а также комплекс рекомендаций для государства.
  • Для продвижения своих рекомендаций НПО могут проводить брифинги для дипломатических представительств стран-участниц Совета по правам человека в своей стране и в Женеве.
  • После принятия рекомендаций, важно проводить мониторинги процесса реализации рекомендаций УПО в целом или по отдельным правам человека.

Где найти необходимую дополнительную информацию:

Процедура подачи жалобы[1] Совета по правам человека

В соответствие с Резолюцией 5/1, был учрежден новый порядок предоставления жалоб с целью рассмотрения грубых и достоверно подтвержденных нарушений всех прав человека и всех основных свобод, совершаемые в любой части мира и при любых обстоятельствах. Данная процедура является усовершенствованной процедурой 1503 Комиссии по правам человека. Новая процедура сохраняет свой конфиденциальный характер с целью более тесного сотрудничества с государством.

  1. a) Прекратить рассмотрение ситуации, если основания для ее дальнейшего рассмотрения или действий отсутствуют;
  2. b) Продолжать держать ситуацию в поле зрения и запросить соответствующее государство предоставить дополнительную информацию в разумные сроки;
  3. c) Продолжать держать ситуацию в поле зрения и назначить независимого и высококвалифицированного эксперта для наблюдения за ситуацией и представления доклада Совету;
  4. d) Прекратить рассмотрение вопроса в соответствии с конфиденциальной процедурой рассмотрения жалоб, с тем чтобы приступить к открытому рассмотрению этого вопроса;
  5. e) Рекомендовать УВКПЧ оказать соответствующей стране техническое содействие, помощь в укреплении ее потенциала или консультативные услуги.

Каковы возможности для НПО :

Где найти необходимую дополнительную информацию:

Мандаты по странам изучают, проводят мониторинг, консультирование и представляют открытой для публики информацию о положении в области прав человека в конкретных странах или на конкретных территориях, а тематические мандаты – случаями нарушений прав человека во всем мире. Специальные процедуры могут предпринимать различные действия, включая ответы на жалобы отдельных лиц, проведение исследований, предоставление консультаций по вопросам технического сотрудничества на национальном уровне, а также участие в общей поощрительной деятельности.

Специальные процедуры означают либо отдельное лицо (именуемое “Специальный докладчик”, “Специальный представитель Генерального секретаря”, “Представитель Генерального секретаря” или “независимый эксперт”), или рабочую группу, состоящую обычно из пяти членов (по одному от каждого региона), которые назначаются Советом по правам человека и действуют в личном качестве.

В рамках своей деятельности большинство специальных процедур осуществляют следующую деятельность:

Визиты в страны: Мандатарии специальных процедур совершают поездки в различные страны с целью оценки ситуации в области прав человека на национальном уровне. Мандатарии обычно направляют письмо правительству с просьбой о посещении страны, и, если правительство соглашается, оформляется приглашение на посещение страны. Некоторые страны выдают постоянные приглашения, что означает, готовность всегда принимать любого мандатария специальных процедур. Из стран Центральной Азии на начало 2015 года только Казахстан (с 2009 г.) выдало постоянное приглашение всем специальным процедурам.

В ходе таких посещений, эксперты оценивают общую ситуацию с правами человека в данной стране, а также конкретную институциональную, правовую, судебную, административную ситуацию в этом государстве в рамках своих мандатов. Во время своего визита они встречаются с местными властями, включая сотрудников судебных органов и парламентариев, с членами национальных правозащитных институтов, представителями неправительственных организаций, организаций гражданского общества и жертвами нарушений прав человека, агентствами ООН и другими межправительственными организациями в этих странах, а также со СМИ в рамках пресс-конференции по завершении миссии. На основании собранной информации мандатарии специальных процедур представляют доклад Совету по правам человека, в который включаются рекомендации государству.

Каковы возможности для НПО :

Где найти необходимую дополнительную информацию:

Одним из достижений ООН явилось создание всеобъемлющей нормативной базы в области прав человека. Впервые был сформирован всеобщий свод законов, касающихся защиты прав человека, к которому могли бы присоединиться все государства. В настоящее время в ООН действует более 100 отдельных конвенций, в числе которых наибольшее значение приписывается тем, которые создали органы, контролирующие исполнение государствами-участниками положений данных конвенций:

  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) и Факультативный протокол к нему;
  • Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) и два ФП к нему;
  • Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (КПП) и ФП к ней;
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (КЛРД);
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) и ФП к ней;
  • Конвенция о правах ребенка (КПР), и Первый Факультативный Протокол к КПР, касающейся участия детей в вооруженных конфликтах и Второй Факультативный протокол к КПР, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии;
  • Международная конвенция о праве всех трудящихся мигрантов и членов их семей;
  • Конвенция о правах лиц с инвалидностью и ФП к ней;
  • Конвенция о защите всех лиц от насильственных исчезновений.

Международные договоры о правах человека создают для государств-участников юридические обязательства поощрять и защищать права человека на национальном уровне. В соответствии с каждым договором создается международный комитет (Комитеты по правам человека) независимых экспертов для наблюдения за осуществлением его положений с использованием различных методов.

Каждый комитет состоит из независимых экспертов (от 10 до 23 человек), обладающих признанной компетентностью в области прав человека, которые назначаются или избираются государствами-участниками на четырехлетний срок с правом переизбрания.

Обязательство государств представлять доклады

Каждое государство-участник, обычно в течение одного или двух лет после вступления в силу договора в отношении этого государства, должно представить первоначальный доклад. Затем оно должно периодически представлять доклады в соответствии с положениями договора о дальнейших мерах по выполнению договора.

В докладах должны быть перечислены юридические, административные и судебные меры, принятые соответствующим государством для введения в действие положений договора, а также должны указываться любые факторы или трудности, которые встретились при обеспечении соблюдения прав. Чтобы добиться надлежащего составления докладов, позволяющего комитетам выполнять свою работу, каждый договорный орган подготовил руководящие принципы в отношении формы и содержания докладов государств.

Итогом рассмотрения доклада является принятие “заключительных рекомендаций”, цель которых состоит в предоставлении соответствующему государству практических рекомендаций и поощрении его к принятию дальнейших мер по осуществлению прав, содержащихся в договоре. В своих заключительных замечаниях договорные органы признают позитивные шаги, предпринятые государствами, и выявляют те области, в которых следует принять дополнительные меры для полного приведения в действие договорных положений.

Государствам предлагается публиковать заключительные рекомендации в своей стране в целях информирования общественности о путях более эффективного осуществления договоров о правах человека.

После получения заключительных рекомендаций Комитетов, государства должны принимать меры по их реализации. Для этого рекомендуется принятие планов действий, в котором определены действия и сроки, необходимые для реализации рекомендаций, ответственные государственные органы, а также план мониторинга выполнения рекомендаций. В помощь государствам-участникам, Управлением Верховного Комиссара ООН по правам человека по просьбе Председателей договорных органов ООН был разработан доклад о показателях контроля над соблюдением международных договоров по правам человека[3], который включает в себя информацию об индикаторах, концептуальных и методологических рамках, а также конкретные примеры планов.

Каковы возможности для НПО :

Предоставление альтернативной отчетности. Параллельно с представлением национального доклада, гражданское общество может подготовить свой отчет (альтернативный) о соблюдении государством международного договора. Комитеты по правам человека при выполнении своих контрольных функций по принятию и рассмотрению отчетов государств-участников, приветствуют направление письменной информации международными, региональными, национальными и местными организациями. Подобные отчеты позволяют всесторонне рассмотреть существующее положение вещей и задать правительству важные уточняющие вопросы.

Брифинг с членами Комитета. Те НПО, которые представили письменную информацию (альтернативный отчет) в соответствующий Комитет, могут встретиться с членами Комитета на официальном закрытом заседании. Эти встречи проводятся до начала диалога с делегацией государства-участника для всех представителей НПО по странам, доклады которых будут заслушаны на этой сессии.

Возможности для продвижения прав человека на национальном уровне. Подготовка и представления национальных докладов в договорные органы ООН дает хорошие возможности для продвижения системных изменений представителям гражданского общества. При этом процессы продвижения могут происходить на всех стадиях подготовки и предоставления докладов, а также после получения заключительных рекомендаций Комитетов ООН.

Мониторинг за выполнением рекомендаций Комитетов ООН. Неправительственные организации могут осуществлять деятельность по продвижению принятия плана действий по реализации рекомендаций Комитета на правительственном уровне, а также осуществления систематического мониторинга выполнения заключительных рекомендаций. При разработке планов мониторингов выполнения заключительных рекомендаций (или международных обязательств), рекомендуется выходить за пределы заключительных замечаний одного лишь Комитета, а рассматривать этот вопрос через призму полученных рекомендаций различных органов ООН, такие как УПО, специальные процедуры и договорные органы. Систематизация рекомендаций и контроль над их выполнением дают возможности НПО или коалиций НПО лоббировать системные изменения в области прав человека, готовить аналитические документы одновременно для различных органов ООН, что повышает эффективность их деятельности.

Расследования

Три договорных органа – Комитет против пыток, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин и Комитет по насильственным исчезновениям – могут по своей собственной инициативе начать расследование в случае получения надежной информации с обоснованными утверждениями о серьезных, тяжких или систематических нарушениях конвенций каким-либо государством-участником. Расследования могут проводиться только в отношении государств-участников, признавших компетенцию соответствующего комитета на проведение расследований. Данная процедура может быть инициирована, если Комитет получает достоверную информацию о систематическом нарушении закрепленных в Конвенции прав каким-либо государством-участником. Комитет может инициировать посещение страны для проведения конфиденциального расследования и срочного представления ему соответствующего доклада. Процедура является конфиденциальной, и на протяжении всей работы должны приниматься меры по установлению сотрудничества с государством-участником.

Замечания общего порядка

Каждый из договорных органов публикует свое толкование положений договоров о правах человека, за осуществлением которых он наблюдает, в форме замечаний общего порядка. Замечания общего порядка договорных органов охватывают широкий спектр вопросов – от всестороннего толкования основных положений договоров (отдельных прав человека), до общих указаний относительно информации, которая должна быть представлена в докладах государств.

Где найти необходимую дополнительную информацию:

[1] См. Резолюция 5/1. Институциональное строительство Совета по правам человека Организации Объединенных Наций.

[3] International Human Rights Instruments. Report on indicators for monitoring compliance with International Human Rights Instruments. HRI/MC/2006/7, 11 May 2006.


Отсутствие возможностей принудительного осуществления решений договорных органов ООН по правам человека до сих пор остается одной из главных, если не главной лакуной в системе процедур рассмотрения жалоб. Это хорошо объясняет, почему жители европейских стран предпочитают направлять жалобы в Европейскую Комиссию или в Европейский суд по правам человека, где положительное решение по их жалобе будет исполнено в принудительном порядке. Единственный инструмент, имеющийся сегодня в распоряжении договорных органов ООН, — публичность решений: все решения, особые мнения и точки зрения публикуются в Ежегодных отчетах соответствующего органа Генеральной Ассамблеи ООН, а большинство из них сегодня помещаются на web-сайтах или публикуются в серьезных научных журналах. Вместе с тем лозунг “Застыдить правительство до того, чтобы оно подчинилось решению” — лозунг, которым часто пользуются и столь же часто злоупотребляют — далеко не всегда приводит к желаемому результату. Чтобы добиться перемен, необходимы более решительные меры — такие, например, как публикация в своих годовых отчетах “черных списков” стран, не желающих считаться с мнением соответствующего органа: к подобной мере в последнее время широко прибегают Комитет по правам человека и Комитет по правам ребенка.

Однако, хотя решения договорных органов не имеют обязательной юридической силы для стран участниц и не подлежит принудительному исполнению, они ни в коей мере не лишены юридического значения. Так, многие страны учли точку зрения Комитета по правам человека, внеся поправки в законы, признанные несовместимыми с положениями Пакта; освобождая политических заключенных; выплачивая компенсацию жертвам политических репрессий; восстанавливая потерпевших на гражданской службе или предоставляя иные формы удовлетворения. Все эти факты, безусловно, следует приветствовать, но они целиком определяются доброй волей соответствующих правительств. В законодательстве стран-членов ООН все еще редко можно встретить нормы, которые сообщали бы решениям органов ООН и региональных органов по защите прав человека статус судебных решений, подлежащих принудительному исполнению. Перу приняло подобное законодательство в 1985 г., чтобы отменить в 1996. В 1996 г. подобное же законодательство приняла Колумбия; в настоящее время такую возможность обсуждает Аргентина.

С 1990 г. договорные органы, и прежде всего Комитет по правам человека, стараются укрепить авторитет своего мандата, которому квази-судебный статус этих органов наносит несомненный ущерб. Для этого они пытаются учредить механизмы, позволяющие отслеживать исполнение их решений странами-членами. К этому же их подталкивает и явная недостаточность информации об исполнении решений, поступающей от самих стран-членов. Летом 1990 г. Комитет по правам человека учредил должность Специального докладчика по мерам, принимаемым в связи с высказанными Комитетом мнениями, и с тех пор члены Комитета постоянно требовали наделить Специального докладчика полномочиями, достаточными для эффективного выполнения мандата. В 1994 г. эти полномочия были формальным образом “прописаны” в регламенте. В 1995 г., прибегнув к доктрине “подразумеваемых правомочий”, Комитет сделал следующий шаг и одобрил введение специального контрольного механизма для установления и оценки фактов, который впервые был применен в ходе миссии в Ямайку в 1995 г.

Важный показатель эффективности процедур рассмотрения жалоб в договорных органах — частота и успешность так называемых требований “временных мер по защите”. Такие требования выдвигаются в случаях приговоров к высшей мере наказания, экстрадиции, депортации. За прошедшие десять лет Комитет по правам человека и Комитет по предотвращению пыток потребовали применить подобные меры защиты более чем по 200 делам (в основном по отложению исполнения приговора или временной приостановке действия распоряжений об экстрадиции или депортации). Лишь в пяти случаях эти требования не были удовлетворены. Такой высокий уровень исполнения требований укрепляет статус квази-судебных процедур рассмотрения жалоб.

Чтобы процедуры рассмотрения жалоб были достаточно эффективны, необходимо соответствующее современному уровню и постоянно совершенствующееся организационное обеспечение и техническая поддержка со стороны секретариата ООН. Некоторые из договорных органов в своих ежегодных докладах Генеральной Ассамблее выражали сожаление, что неудовлетворительное организационное и кадровое обеспечение со стороны Секретариата не позволяет им выполнять их мандат в полном объеме и с необходимой эффективностью. Что касается обеспечения и обслуживания работ по подготовке периодических отчетов и рассмотрения индивидуальных жалоб, положение, действительно, серьезное: объем работы договорных органов за последние десять лет возрос в гигантских. Но страны, предоставляющие основную долю средств для бюджета ООН, не желают санкционировать значительный рост бюджетных расходов. Это приводит к неутешительному выводу: договорным органам в обозримом будущем придется смириться с существующим положением дел. Разумеется, они должны сопротивляться дальнейшему сокращению доступа к услугам вспомогательных служб, но в то же время им придется подумать об альтернативных механизмах финансирования технического обслуживания. Здесь можно упомянуть программу финансирования странами-членами ООН работы своих граждан в этих органах на должностях т. н. “младших специалистов” или получение грантов от крупных фондов или научных учреждений для финансирования программ долгосрочной стажировки молодых специалистов в договорных органах ООН.

Следует заметить, что современные достижения информационной технологии и работы с электронными базами данных заметно повышают эффективность работы договорных организаций. В Управлении Верховного комиссара ООН по правам человека с 1997 г. создается база данных по поступившим документам. Когда эта работа будет закончена, секретариат сможет автоматически отслеживать состояние каждой жалобы и получать информацию о необходимых действиях в отношении любого дела, находящегося в производстве, и данные мониторинга результатов каждого принятого решения. Возможности поиска по полным текстам документов позволят и экспертам, и техническим работникам действовать эффективнее. Практически уйдут в прошлое трудоемкие разыскания в сфере сравнительного правоведения и мучительные сверки материалов дел.

Каковы же в свете сказанного перспективы процедур рассмотрения жалоб в договорных органах? То, чего уже удалось достичь в этой области, впечатляет: с принятыми в рамках этих процедур решениями уже сегодня достаточно серьезно считаются. Однако положение можно еще улучшить. Сами органы должны добиваться дальнейшего упрощения процедур и совершенствовать механизмы принятия решений. С другой стороны, они должны получать больше помощи от технических и вспомогательных служб ООН — как в виде услуг технического персонала, так и в виде современной информационной технологи. В будущем двухгодичные бюджеты Управления Верховного комиссара ООН по правам человека должны предусматривать выделение на эти цели дополнительных ресурсов. С тем большим основанием эту рекомендацию можно отнести ко всей работе по мониторингу исполнения вынесенных решений — работе, которая до сих пор вообще не финансировалась из бюджета.

В Венской декларации и Программе действий есть несколько параграфов, которые могут послужить отправными точками для повышения статуса договорных органов и авторитетности их решений. Не имеет никакого смысла договариваться о принятии Дополнительных протоколов к другим конвенциям и пактам ООН по правам человека и создавать новые механизмы подачи и рассмотрения жалоб, если решения органов, рассматривающие эти жалобы, не имеют обязательной силы. Бессмысленно множить механизмы подачи и рассмотрения жалоб, если шансы на исполнения решений исходно невелики, — а именно так может произойти с решениями Комитета по экономическим, социальным и культурным правам в рамках готовящегося Дополнительного протокола к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах.

В 1993 г. Комитет по правам человека предложил Международной конференции по правам человека дополнить ст. 5 Дополнительного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах следующим параграфом: “Страны-участницы обязуются исполнять решения комитета”.

В Вене это предложение даже не обсуждалось в комитете по подготовке проекта решения, и, видимо, это — весьма долгосрочная задача. И по сей день на пути к принятию подобного предложения стоят гигантские политические препятствия. Можно с полным основание ожидать, что большинство стран-членов будет возражать против такого положения. Но все это вовсе не означает, что данное предложение не нужно обсуждать.

Другое, еще более радикальное предложение состоит в учреждении одного постоянно действующего органа, полномочного рассматривать жалобы и выносить решения по всем существующим процедурам. Сегодня лишь немногие страны готовы одобрить создание подобного постоянно действующего органа. Для многих еще более пугающей является перспектива создания в рамках ООН мощного судебного органа, полномочного выносить обязательные к исполнению решения. Однако время работает на эти проекты. В сфере прав человека никакие действия не могут приносить быстрых результатов. И тем не менее, за истекшие 50 лет уровень и масштаб вопросов, по которым члены международного сообщества сумели прийти к консенсусу, неуклонно рос. Отцы-основатели ООН вряд ли могли даже вообразить нынешнее состояние. Государства все больше признают компетенцию органов ООН по правам человека выносить решения по индивидуальным ходатайствам и жалобам. Перед лицом таких перспектив и имея за собой такие достижения, договорные органы ООН по правам человека вполне способны будут взять на себя новую, более широкую ответственность.

Решения комитета представляют собой авторитетное толкование рассматриваемого договора. Они содержат рекомендации для государства-ответчика, но они не являются юридически обязательными для государств. Все комитеты разработали процедуры контроля за тем, выполняют ли государства их рекомендации (так называемые последующие процедуры), поскольку, по мнению комитета, приняв данную процедуру, государства-участники также соглашаются уважать выводы комитета.

Под общепризнанными принципами МП понимаются основополагающие императивные нормы МП, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам МП относится принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Если комитет делает вывод о том, что имело место нарушение договора, государству предлагается представить в течение 180 дней информацию о шагах, предпринятых для выполнения рекомендаций. Ответ государства затем передается заявителю, чтобы у него была возможность прокомментировать этот ответ. Если государство не предприняло надлежащих действий, дело остается на рассмотрении комитета в рамках последующей процедуры. Таким образом, продолжается диалог с государством, и дело остается открытым до тех пор, пока не будут предприняты удовлетворительные меры. Информация, связанная с последующей процедурой в отношении мнений комитета и его рекомендаций, не является конфиденциальной, и заседания, в ходе которых эта информация обсуждается, являются открытыми.

Основные термины (генерируются автоматически): орган, договорной орган ООН, комитет, решение, Дополнительный протокол, ежегодный отчет, Международный пакт, обязательная сила, последующая процедура, Специальный докладчик.

В структуру ООН входят: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Международный суд и Секретариат ООН.

Генеральная Ассамблея ООН — учреждённый в 1945 году в соответствии с Уставом ООН главный совещательный, директивный и представительный орган Организации Объединённых Наций. Ассамблея состоит из 193 членов Организации Объединённых Наций и служит форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, отражённых в Уставе. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости.

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций Генеральная Ассамблея ООН имеет следующие функции и полномочия:

  • Рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в вопросах разоружения, и делать соответствующие рекомендации.
  • Организовывать исследования и готовить рекомендации в целях содействия международному политическому сотрудничеству, развития и кодификации международного права, осуществления прав человека и основных свобод и содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях и в области культуры, образования и здравоохранения.
  • Получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов ООН.
  • Рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов.
  • Избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов ООН и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.

Каждое государство имеет в Ассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети государств-членов; решения же по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.

Генеральная Ассамблея имеет в своем составе Генеральный комитет, Комитет по проверке полномочий и 6 специализированных комитетов:

  • Генеральный комитет — выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы.
  • Комитет по проверке полномочий — представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей.
  • Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет) занимается вопросами разоружения и соответствующими вопросами международной безопасности.
  • Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет) занимается экономическими вопросами.
  • Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет) занимается проблемами социального и гуманитарного характера.
  • Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвертый комитет) занимается разнообразной политической тематикой, не входящей в круг ведения Первого комитета, а также вопросами деколонизации.
  • Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет) занимается административными вопросами и бюджетом Организации Объединенных Наций.
  • Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет) занимается международными правовыми вопросами.

В состав Совета Безопасности ООН входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 членов каждый год. 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:

  • Пять — от государств Африки и Азии.
  • Один — от государств Восточной Европы.
  • Два — от государств Латинской Америки.
  • Два — от государств Западной Европы и других государств.

Непостоянными членами СБ ООН в 2012-2013 гг. были Австралия, Гватемала, Марокко, Пакистан и Того, в 2013-2014 гг. – Азербайджан, Аргентина. Люксембург, Руанда и Республика Корея.

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) — один из главных органов Организации Объединённых Наций, который координирует сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и её специализированных учреждений.

Уставом Организации Объединенных Наций ЭКОСОС учреждён в качестве главного органа, отвечающего за координацию деятельности 14 специализированных учреждений ООН, девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий в экономической и социальной сфере. Совет является также центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций, получая доклады от 11 фондов и программ ООН.

В сферу деятельности Экономического и Социального Совета входят:

  • Содействие экономическому и социальному прогрессу, в том числе повышению уровня жизни и полной занятости населения.
  • Выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения.
  • Содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования.
  • Создание условий для всеобщего уважения прав человека и его основных свобод.

ЭКОСОС проводит или организует исследования по вопросам, входящим в сферу его деятельности, публикует доклады по этим вопросам. Он также оказывает содействие в подготовке и организации проведения международных конференций по экономическим и социальным проблемам, способствует осуществлению решений этих конференций. Для реализации своих полномочий в распоряжение Совета выделено более 70 процентов людских и финансовых ресурсов всей системы ООН.

Свои функции в сфере экономического и социального международного сотрудничества ЭКОСОС осуществляет через пять региональных комиссий:

  • Европейская экономическая комиссия (ЕЭК).
  • Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО).
  • Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА).
  • Экономическая комиссия для Африки (ЭКА).
  • Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК).

Международный суд - главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Стороной дела данного Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.

Секретариат ООН обеспечивает повседневную работу Организации, ее главных органов и реализует принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. Штат Секретариата ООН насчитывает порядка 44 тысяч международных чиновников.

Секретариат выполняет разнообразные функции — от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе Организации Объединённых Наций; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов Организации Объединённых Наций и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.

В структуру Секретариата ООН входят:

  • Канцелярия Генерального секретаря ООН (КГС)
  • Управление служб внутреннего надзора ООН (УСВН)
  • Управление по правовым вопросам ООН (УПВ)
  • Департамент по политическим вопросам ООН (ДПВ)
  • Управление по вопросам разоружения ООН (УВР)
  • Управление операций ООН (УО)
  • Департамент полевой поддержки ООН (ДПП)
  • Управление по координации гуманитарных вопросов ООН (УКГВ)
  • Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ)
  • Департамент по делам Генеральной Ассамблеи и конференционному управлению (ДГАКУ)
  • Департамент общественной информации ООН (ДОИ)
  • Департамент по вопросам управления ООН (ДУ)

Центральные учреждения ООН расположены в Нью-Йорке, отделения - в Женеве, Вене и Найроби. Отделение ООН в Женеве служит центром дипломатических совещаний и форумом для обсуждения проблем разоружения и прав человека. Отделение ООНаций в Вене является штаб-квартирой Организации в части международного контроля за употреблением наркотиков, предупреждения преступлений и уголовного судопроизводства, мирного использования космического пространства и международного торгового права. Отделение ООН в Найроби служит центром деятельности Организации Объединённых Наций в области населенных пунктов и охраны окружающей среды.

ООН – международная организация, созданная в 1945 году с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. ООН является важнейшей площадкой для согласования позиций по ключевым вопросам международного взаимодействия. ООН инициировала заключение международных соглашений по целому ряду направлений, включая противодействие коррупции.

В организацию входит 193 страны. Руководство организацией осуществляет Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей ООН из представителей стран ООН на пять лет, с возможностью переизбрания. С 1 января 2017 года должность Генерального секретаря занимает Антониу Гутерреш (Португалия). Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке.

Работа ООН в сфере противодействия коррупции строится, в первую очередь, вокруг имплементации Конвенции ООН против коррупции. Конвенция была принята Генаральной Ассамблеей ООН в 2003 г. (вступила в силу в 2005). В настоящий момент к Конвенции присоединилось 189 государств, в том числе и Россия (с 2006 г).

Конвенция ООН является самым широким по содержанию международным соглашением в сфере противодействия коррупции и охватывает пять основных тем: предупреждение коррупции, криминализация коррупционных деяний и правоохранительная деятельность, международное сотрудничество, возврат активов, полученных преступным путем, техническая поддержка и информационное взаимодействие.

Методическое и организационное сопровождение реализации Конвенции осуществляет Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН). УНП ООН, в частности, разрабатывает рекомендации по применению Конвенции, готовит аналитические материалы по различным вопросам противодействия коррупции, ведет базу данных антикоррупционного законодательства стран-участниц, организует мониторинг соблюдения Конвенции странами-участницами и т.д.

Основные вопросы применения Конвенции, в том числе результаты мониторинга, обсуждаются на регулярных встречах нескольких рабочих групп. Ключевые решения по дальнейшему внедрению Конвенции принимаются на проходящей один раз в два года Конференции стран-участниц.

Для отслеживания процесса имплементации Конвенции станами-участницами существует специальный оценочный механизм, принятый в 2009 году. Мониторинг выполнения странами-участницами требований Конвенции состоит из 2 стадий, на каждой из которых рассматривается реализация отдельных разделов Конвенции. Первая стадия мониторинга, в ходе которой оценивалось выполнение частей III и IV Конвенции, проходила в 2010-2015 годах. Второй оценочный цикл, охватывающий части II и V Конвенции, начался в 2016 году.

По результатам проведенной оценки готовится страновой доклад, содержащий информацию о практике применения Конвенции, а также рекомендации по устранению выявленных недостатков. Резюме странового доклада размещается в публичном доступе. Страна-участница может по своему желанию опубликовать полный текст отчета.

Все резюме и профили стран можно посмотреть здесь.
Отчет по России можно посмотреть здесь.

При том разнообразии государств, которое характерно для нынешней ООН, их сотрудничество в принятии согласованных решений всегда представляет собой очень сложную формулу действий, позиций и компромиссов. Но движение к этой формуле происходит в рамках Устава ООН и её правил процедуры, которые устанавливают нужные соотношения прав и обязанностей, сохраняющие баланс политического влияния разных государств и их групп. При этом всегда соблюдается норма свободы для всех государств мира и норма контроля над международными отношениями в области поддержания мира и международной безопасности со стороны великих держав. Достаточно посмотреть на основные положения Устава ООН, чтобы оценить степень достигнутого в нем баланса между этими двумя началами.

Создание ООН: Устав ООН вступает в силу после сдачи на хранение ратификационных грамот пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств, подписавших Устав.

Прием новых членов ООН: производится постановлением Генеральной Ассамблеи ООН по рекомендации Совета Безопасности (то есть при согласии великих держав).

Исключение из ООН её членов, нарушающих принципы Устава: производится Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

Состав Совета Безопасности: пять постоянных членов и десять других членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на два года с учетом степени их участия в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей ООН, а также справедливого географического распределения.

Избрание Генерального секретаря ООН: избирается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

Принятие решений в Совете Безопасности: решения Совета Безопасности, кроме процедурных, считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включающие голоса всех постоянных членов Совета. Воздержание постоянного члена Совета при голосовании не означает применение им права вето.

Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи.

Генеральная ассамблея уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и делать в отношении этих принципов рекомендации.

Однако любой такой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается Генеральной Ассамблеей Совету Безопасности.

Прерогативы Совета Безопасности и ограничение прав Генеральной Ассамблеи: когда Совет выполняет возложенные на него функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Генеральная Ассамблея не может давать какие-либо рекомендации, касающиеся данного спора или ситуации, если Совет Безопасности не попросит об этом. Генеральный секретарь, с согласия Совета Безопасности, уведомляет Генеральную Ассамблею на каждой её сессии о всех вопросах, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, находящихся на рассмотрении Совета.

Таким образом, обе группы государств – великие державы и остальные страны – контролируют, каждая со своей стороны, создание ООН, прием в неё новых членов, исключение из ООН государств, нарушающих её принципы, состав Совета Безопасности, избрание Генерального Секретаря ООН, принятие решений в Совете Безопасности, решение вопросов, по которым необходимо предпринять действия, и, наконец, любые изменения Устава ООН.

Все эти права одних государств и ограничения других, прерогативы одного органа и ограничения другого представляют собой не ущемление чьих-либо интересов, а, напротив, создание баланса интересов во имя общего блага, каковым является принятие уравновешенного и реалистического решения. Устав ООН и её процедура дают гарантию принятия именно такого решения. Они создают для этого механизм. Уклонение от использования данного механизма, нарушение Устава ООН поведет к нарушению баланса в ту или иную сторону, к нарушению прав и ущемлению чьих-то интересов, и, следовательно, будут ослаблять моральную, политическую и правовую силу принятого решения. Такие отдельные случаи были в истории Организации Объединенных Наций

Читайте также: