Изменения в государственном аппарате россии в годы гражданской войны кратко

Обновлено: 30.06.2024

Развитие государственного аппарата в годы Гражданской войны определялось закономерностями переходного периода от капитализма к социализму, при этом определенную роль сыграли условия Гражданской войны и интервенции.

Общая структура высших органов власти и управления осталась такой, какой она сложилась в пору образования Советского государства и была закреплена в Конституции РСФСР.

Конституция РСФСР не регламентировала правовое положение Президиума ВЦИК. VII и VIII Всероссийские съезды Советов уточнили его компетенцию: Президиум должен был готовить материалы для заседаний ВЦИК, вносить проекты декретов, имел право утверждать и приостанавливать постановления Совнаркома, назначать по представлению Совнаркома наркомов.

Гражданская война (ГВ) - это вооруженная борьба за государственную власть между различными социальными классами людей.

Предпосылки ГВ: насильственное смещение Временного правительства, разгон Учредительного собрания, национализация промышленности, ликвидация частной собственности, чрезвычайные декреты советской власти, заключение невыгодного для России Брестского мира.

Особенность ГВ в России - наличие военной интервенции стран Антанты, имевшей целью предотвращение распространения социалистической революции по всему миру.

В условиях ГВ возникла реальная угроза существованию советской власти, что заставило большевиков внести изменения в государственный механизм в обход Конституции для того, чтобы приспособить государственный аппарат для своих политических нужд.

Были созданы следующие органы: Совет рабоче-крестьянской обороны (СРКО), который сосредоточил всю власть в области обороны, занимался вопросами мобилизации, вооружения, снабжения и руководства армией.

В апреле 1920 г. СРКО был преобразован в Совет труда и обороны- СТО, входивший в СНК на правах комиссии, который стал заниматься планированием народного хозяйства.

Революционный военный совет Республики (Реввоенсовет) создан в сентябре 1918 г. Осуществлял руководство всеми органами военных ведомств и учреждений. Революционные комитеты создавались для поддержания революционного порядка и ликвидации угрозы советской власти. Являлись временными и чрезвычайными органами в районах, где было объявлено военное положение.

Существовало три вида ревкомов: ревкомы в местностях, освобожденных от неприятеля, имели статус временного органа, который осуществлял государственную власть; ревкомы прифронтовой полосы, создаваемые Реввоенсоветом армии совместно с губернскими исполкомами; ревкомы, создаваемые специальным решением СТО.

Ревкомы оказывали содействие военным властям по вопросам обороны и обеспечения армии, имели право реквизиции имущества, продовольствия для нужд армии.

В период ГВ продолжали созываться Всероссийские съезды Советов, усилилась политическая роль Президиума ВЦИК и СНК.

Характерной чрезвычайной мерой стало законодательное введение красного террора, направленного на ликвидацию политически неугодных и сопротивляющихся режиму граждан.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Экономическая и административная система, сложившаяся в условиях ГВ, получила название военного коммунизма.

Государственный аппарат в годы гражданской войны

В декабре 1919 г. был установлен сессионный порядок работы ВЦИК. Каждые два месяца созывались плановые сессии. По мере необходимости по инициативе Президиума ВЦИК, СНК или трети членов ВЦИК могли созываться чрезвычайные сессии.

С сессионным порядком работы ВЦИК изменился и характер деятельности его Президиума: он был наделен правом руководить заседаниями ВЦИК, наблюдать за выполнением его постановлений, назначать наркомов, инструктировать центральные и местные органы, отменять постановления СНК и др. В декабре 1920 г. Президиум ВЦИК был наделен законодательными полномочиями.

Другим высшим органом государственного управления стал Совет рабоче-крестьянской обороны (СРКО), сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в области обороны.

Перед СРКО ставились следующие задачи: мобилизация, вооружение, продовольственное снабжение и оперативное руководство армией.

В апреле 1920 г. Совет рабоче-крестьянской обороны был преобразован в Совет труда и обороны (СТО), действовавший на правах комиссии при СНК. Возглавлял Совет председатель Правительства РСФСР.

9 апреля 1919 г. ВЦИК было принято Положение о государственном контроле. В соответствии с декретом ВЦИК от 8 февраля 1920 г Наркомат государственного контроля был преобразован в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). РКИ выполняла следующие функции: наблюдение за законностью, охрана государственной собственности, борьба с бюрократизмом и злоупотреблениями в госаппарате и хозяйственных органах и др. РКИ основывалась на принципах выборности ее членов и на местах опиралась на ячейки содействия РКИ.

Изменения в государственном аппарате России в годы гражданской войны

В условиях гражданской войны и иностранной интервенции первостепенное значение приобрели такие функции государства, как подавление сопротивления бывших эксплуататорских классов и обеспечение защиты страны от нападения внешних врагов. Для этого создавались чрезвычайные государственные органы, которые полностью или частично подменяли действовавшие органы власти и управления. Кроме того, предоставлялись широкие полномочия функционировавшим в стране правоохранительным и судебным органам, прежде всего ВЧК. Большое внимание уделялось органам и учреждениям, обеспечивавшим централизованное распределение ресурсов между предприятиями и отраслями народного хозяйства, а также отдельными регионами.

2 сентября 1918 г. ВЦИК принял решение о введении в стране военного положения, в соответствии с которым в армии, на транспорте, в сфере военной промышленности и снабжения продовольствием устанавливался военный режим.

В постановлении ВЦИК от 30 ноября 1918 г. указывалось, что решения Совета рабочей и крестьянской обороны обязаны были беспрекословно выполнять все ведомства, учреждения, организации и граждане. Были также предоставлены широкие полномочия Президиуму ВЦИК. Так, на VII Всероссийском съезде Советов он получил право обеспечивать проведение заседаний ВЦИК, контролировать выполнение его постановлений, утверждать по представлению СНК в должности наркомов, давать методические указания центральным и местным органам власти и управления. На VIII Всероссийском съезде Советов Президиум ВЦИК получил право отменять постановления СНК, а также принимать от имени ВЦИК постановления и законодательные акты общегосударственного значения.

В начале апреля 1920 г. в связи с победами Красной Армии над белогвардейцами и иностранными интервентами, отпала необходимость в широком применении чрезвычайных мер на европейской части страны. Поэтому ВЦИК преобразовал Совет рабочей и крестьянской обороны в Совет труда и обороны (СТО). Приоритетным направлением в деятельности его стали вопросы экономического развития. В состав его вошли наркомы земледелия и труда, председатель Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ), а также представитель Центрального статистического управления (ЦСУ). Функции его на местах выполняли Экономические совещания (ЭКОСО).

17 февраля 1919 г. ВЦИК принял постановление о правах ВЧК и ревтрибуналов, по которому право вынесения приговоров по делам, рассматриваемым чрезвычайными комиссиями, передавались революционным трибуналам. В нем указывалось также, что срок следствия по таким делам не должен был превышать один месяц. Однако уже в январе 1919 г. в связи с некоторым улучшением внутриполитической обстановки в стране были ликвидированы уездные чрезвычайные комиссии.

В этой инструкции нашли отражение следующие требования, предъявлявшиеся к сотрудникам милиции: они должны были быть гражданами РСФСР, достигшими 21 года; грамотными; признавать Советскую власть; обладать избирательным правом. В губерниях и уездах органы милиции находились в ведении местных советов, но подчинялись НКВД. Таким образом, милицейские учреждения имели двойное подчинение. С одной стороны, они подчинялись соответствующему местному совету, с другой, — вышестоящему органу милиции.

Для общего руководства милицией в стране было образовано Управление советской рабоче-крестьянской милиции, которое возглавил член коллегии НКВД. Затем оно было преобразовано в Главное управление милиции.

В условиях гражданской войны и иностранной интервенции необходимо было создать многочисленную и боеспособную армию. Для общего руководства армейскими частями еще 2 сентября 1918 г. был образован Революционный военный совет республики, а управление армией было возложено на главнокомандующего, правовой статус которого был установлен в декрете СНК от 5 декабря 1918 г. Кроме того, учреждались Революционные военные советы фронтов и армий, члены которых назначались РВСР.

После введения всеобщей мобилизации в сентябре 1918 г. численный состав Красной Армии достиг 1,5 млн человек. Для морального поощрения военнослужащих в сентябре 1918 г. был учрежден орден Красного Знамени, которым награждались граждане РСФСР, проявившие храбрость и мужество на фронтах гражданской войны. В ноябре 1918 г. в Красной армии было введено единое обмундирование, а в январе 1919 г. были установлены знаки различия для командного состава. В апреле 1919 г. Всероссийское бюро военных комиссаров было преобразовано в Политический отдел РВСР, который вскоре получил название Политического управления РВСР.

Таким образом, в РСФСР условиях гражданской войны и иностранной интервенции были созданы следующие чрезвычайные органы: Совет рабочей и крестьянской обороны, Революционный военный совет республики, революционные трибуналы, революционные комитеты, комитеты бедноты и другие. Однако в этот период продолжали функционировать и такие конституционные органы власти, как Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, СНК, местные Советы и их исполкомы. Причем Президиум ВЦИК и ВЧК получили в этот период более широкие полномочия.

37. Изменение государственного аппарата в период Гражданской войны.

Развитие государственного аппарата в годы Гражданской войны определялось закономерностями переходного периода от капитализма к социализму, при этом определенную роль сыграли условия Гражданской войны и интервенции.

Общая структура высших органов власти и управления осталась такой, какой она сложилась в пору образования Советского государства и была закреплена в Конституции РСФСР. Военная обстановка не вызвала свертывания деятельности конституционных органов, регулярно созывались всероссийские съезды Советов, правда теперь они собирались раз в год.

Конституция РСФСР не регламентировала правовое положение Президиума ВЦИК. VII и VIII Всероссийские съезды Советов уточнили его компетенцию: Президиум должен был готовить материалы для заседаний ВЦИК, вносить проекты декретов, имел право утверждать и приостанавливать постановления Совнаркома, назначать по представлению Совнаркома наркомов.

Постановление VIII съезда Советов установило, что Совнарком рассматривает и утверждает все декреты и общегосударственные мероприятия, не терпящие отлагательства, в том числе по делам военным, и все мероприятия, влекущие за собой обязательства для РСФСР в международных отношениях.

Условия интервенции и гражданской войны потребовали создания специализированного органа – Совета Рабочей и Крестьянской Обороны, учрежденного Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 г. Совет объединял работу военного и важнейших хозяйственных ведомств, обеспечивал военный режим в промышленности, на транспорте, в продовольственном деле. Совету Рабочей и Крестьянской Обороны была предоставлена вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств для обороны страны. В апреле 1920 г. этот Совет был преобразован в Совет Труда и Обороны.

VIII съезд Советов подтвердил, что законодательными органами являются Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Никто кроме них не имел права издавать законодательные акты общегосударственного значения.

В 1920 г. был регламентирован статус низового звена Советов: ВЦИК издал Положение о волостных исполкомах и сельских Советах. В ходе Гражданской войны формы управления промышленностью не раз менялись, но при всех условиях местные Советы участвовали в нем.

Развитие государственного аппарата в годы Гражданской войны определялось закономерностями переходного периода от капитализма к социализму, при этом определенную роль сыграли условия Гражданской войны и интервенции.

Общая структура высших органов власти и управления осталась такой, какой она сложилась в пору образования Советского государства и была закреплена в Конституции РСФСР. Военная обстановка не вызвала свертывания деятельности конституционных органов, регулярно созывались всероссийские съезды Советов, правда теперь они собирались раз в год.

Конституция РСФСР не регламентировала правовое положение Президиума ВЦИК. VII и VIII Всероссийские съезды Советов уточнили его компетенцию: Президиум должен был готовить материалы для заседаний ВЦИК, вносить проекты декретов, имел право утверждать и приостанавливать постановления Совнаркома, назначать по представлению Совнаркома наркомов.

Постановление VIII съезда Советов установило, что Совнарком рассматривает и утверждает все декреты и общегосударственные мероприятия, не терпящие отлагательства, в том числе по делам военным, и все мероприятия, влекущие за собой обязательства для РСФСР в международных отношениях.

Условия интервенции и гражданской войны потребовали создания специализированного органа – Совета Рабочей и Крестьянской Обороны, учрежденного Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 г. Совет объединял работу военного и важнейших хозяйственных ведомств, обеспечивал военный режим в промышленности, на транспорте, в продовольственном деле. Совету Рабочей и Крестьянской Обороны была предоставлена вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств для обороны страны. В апреле 1920 г. этот Совет был преобразован в Совет Труда и Обороны.

VIII съезд Советов подтвердил, что законодательными органами являются Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Никто кроме них не имел права издавать законодательные акты общегосударственного значения.

В 1920 г. был регламентирован статус низового звена Советов: ВЦИК издал Положение о волостных исполкомах и сельских Советах. В ходе Гражданской войны формы управления промышленностью не раз менялись, но при всех условиях местные Советы участвовали в нем.

Читайте также: