Иоганн пахельбель биография очень кратко

Обновлено: 02.07.2024

Алина Голубо

Иоганн Пахельбель (нем. Johann Pachelbel) (август 1653 — 3 марта 1706) — знаменитый немецкий композитор и органист эпохи барокко, творчество которого является одной из вершин южнонемецкой органной музыки. Он сочинил огромное количество светских и церковных произведений, а его вклад в развитие форм фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко.

Из музыкального наследия Пахельбеля наибольший интерес представляют его органные и клавирные сочинения, и прежде всего органные обработки протестантских хоралов. Кроме хоральных обработок Пахельбель оставил виртуозные прелюдии, токкаты, фантазии. Среди них выделяются так называемые Orgelpunkt-Toccaten, в которых виртуозные пассажи звучат на фоне протяженных органных пунктов в педали. Творчество Пахельбеля – важный этап в эволюции формы фуги. Его лучшие органные фуги, хотя и невелики по масштабам, но отличаются композиционной стройностью и .во многом предвосхищают фугированные формы баховской поры.
Музыкальному стилю Пахельбеля в целом чужд драматический пафос. Его музыка всегда прозрачна, уравновешенна, отличается гармонической ясностью, мелодичностью, соразмерностью пропорций.

Пахельбель был хорошо знаком с отцом И. С. Баха и обучал игре на органе его старшего брата – Иоганна Кристофа. Великий мастер еще с юности переписывал и серьезно изучал произведения своего старшего современника.

Традиции музыкального наследия Пахельбеля оказали большое влияние на И. С. Баха, были восприняты и развиты его всеобъемлющим гением.

Светлана Луч

Пахельбель был одним из наиболее значительных немецких композиторов добаховской эпохи. Его творческое наследие достаточно обширно и разнообразно. В нем представлены традиционные жанры вокальной церковной музыки (мотеты, духовные концерты и арии, магнификаты, мессы и др.), инструментальные ансамблевые сочинения (в т.ч. 6 партит для 2 скрипок и basso continuo). Однако важнейшее место занимают произведения для клавишных инструментов. В их числе около 70 органных хоральных обработок (написаны в основном в Эрфурте), 95 органных фуг на Магнификат для вечерней церковной службы (созданы в последние годы жизни), а также около 100 органных сочинений, не имевших прямого литургического назначения (токкаты, фуги, прелюдии, фантазии, ричеркары, чаконы). Довольно много написано композитором для клавесина — 21 танцевальная сюита и более 15 вариационных циклов (в т.ч. 7 циклов хоральных вариаций). Именно органная и клавирная музыка Пахельбеля во многом повлияла на становление оригинального стиля И. С. Баха.

Светлана Луч

Несколько сотен лет люди не забывают этого композитора, чья музыка, как и тогда, еще в добаховское время, продолжает волновать их сердца. Наверное, навсегда останется вечным памятником композитору его знаменитый Канон ре мажор.

Немецкий композитор Иоганн Пахельбель родился в 1653 году в Нюрнберге. Еще в раннем детстве, присутствуя на церковных богослужениях, впечатлительный ребенок с необычным восторгом воспринимал органную музыку. Первоначальное музыкальное образование Иоганн получил у кантора церкви св. Себальда Генриха Швеммера0, а уроки игры на органе мальчик освоил с помощью органиста этой же церкви Георга Каспара Веккера. В 1669 году будущий композитор стал студентом университета в Альтдорфе и органистом местной церкви Лоренцирхе. Однако недостаток средств заставил юношу спустя неполный год оставить учебу в университете. В 1670 году Пахельбель переехал в Регенсбург, где поступил в Gymnsium Poeticum и продолжил обучение музыке у К. Пренца и Ф.И. Зойлина. Трудолюбивый и талантливый юноша на удивление быстро усвоил уроки своих учителей, что позволило ему уже в 1673 году переехать в Вену, куда он был приглашен в качестве второго органиста в собор св. Стефана. Первым органистом там был тогда знаменитый композитор И.К.Керль. Пять лет прослужил здесь Пахельбель. К этому периоду относятся и его первые опыты по созданию своих сочинений. В 1677 году уже достаточно хорошо известный музыкант был приглашен занять должность придворного органиста в Эйзенах. Здесь в Эйзенахае Пахельбель подружился с Амброзиусом Бахом, стал крестным отцом его дочери Иоганны Юдифи и обучал его сына Иоганна Кристофа, старшего брата Иоганна Себастьяна Баха. Всего около года прослужил у герцога Георга Пахельбель. Неожиданно умер брат герцога, и в связи с объявленным трауром, было сокращено количество музыкантов при дворе. В июне 1678 года Иоганн Пахельбель вынужден был переехать в Эрфурт, где его назначили органистом Предигеркирхе.

Светлана Луч

Этот период жизни композитора продлился двенадцать лет и принес Пахельбелю широкую известность в музыкальном мире.

Прекрасный органист и композитор, он был еще и талантливым педагогом. Одним из его учеников, как уже упоминалось выше, был Иоганн Кристоф Бах, старший брат и учитель великого Баха.

В 1681 году Пахельбель женился на Барбаре Габлер. Судьба к ней не была милосердна; свирепствовавшая в 1683 году в Европе чума унесла ее вместе с сыном в могилу. Через год композитор женился на Юдифи Дроммер. От этого брака родились две дочери, и пять сыновей.

В 1690 по приглашению герцогини Магдалены Сибилы, в надежде найти лучшую работу, и, таким образом, материально обеспечить большую семью, Пахельбель становится придворным органистом и музыкантом при Вюртембергском дворе в Штутгарте. Условия оказались и на самом деле гораздо лучше прежних. Но вскоре, в связи с угрозой французского вторжения, композитор вынужден был срочно покинуть Штутгарт и переехать в Готу, где он занял вакантную должность городского органиста.

Весной 1695 года умирает первый учитель Пахельбеля, органист церкви св. Себальда, Георг Каспар Веккер. Городские власти Нюрнберга не захотели видеть на этом месте никого другого, кроме его ученика – Иоганна Пахельбеля, отказавшись, вопреки обычаю, даже устраивать конкурс на эту должность. Посланное властями официальное приглашение было принято Пахельбелем, и летом 1695 года он вернулся в Нюрнберг. Больше композитор никуда не уезжал.

Иоганн Пахельбель умер в Нюрнберге 3 марта 1706 года. Ему было 52 года. Замкнулся круг, длиною в целую жизнь.

Светлана Луч

В чрезвычайно большом наследии Иоганна Пахельбеля преобладают произведения для клавишных инструментов: это около 70 органных хоральных прелюдий, 95 органных фуг к Магнификату, созданных для вечерних служб храма св. Себальда. Целый ряд пьес, не предназначенных для церковной службы, - токкат, прелюдий, фуг и фантазий. Среди совсем немногочисленных камерно – инструментальных произведений композитора особо выделяется его знаменитый Канон ре мажор. Любимый всеми и поныне, Канон этот довольно часто звучит, как в оригинальном исполнении, так и в различных современных импровизациях.

Следует здесь напомнить также и о том, что Иоганн Пахельбель первым в истории музыки заметил, что она способна передавать различные оттенки человеческих чувств в зависимости от тональности. К примеру, минорная тональность, по его мнению, была созвучна чему – то печальному, в то время, как мажор, знаменовал собой чувство радости. Сегодня нам кажется, что по - другому и быть не может, однако в ту далекую, еще добаховскую пору, это было достаточно смелым и новаторским утверждением.

Своими произведениями Иоганн Пахельбель оставил о себе вечную память. Вот уже несколько сотен лет звучат они, по - прежнему удивляя и восхищая благодарных слушателей.

Иоганн Пахельбель – композитор и органист, который привлекает внимание как один из величайших немецких авторов музыки для органа эпохи барокко. Самые крупные его произведения созданы в сфере духовной музыки.

Содержание статьи

Пахельбель Иоганн: биография, карьера, личная жизнь

  • Пахельбель Иоганн: биография, карьера, личная жизнь
  • Где и когда родился Л.В. Бетховен
  • Иоганн Гутенберг: биография, творчество, карьера, личная жизнь

БИОГРАФИЯ

Место рождения будущего композитора – Нюрнберг. Музыковеды, отталкиваясь от даты крещения, предполагают, что, вероятно, месяц рождения Иоганна Пахельбеля – август 1653 года.

Преподавателями музыки у будущего знаменитого композитора на начальном этапе были руководитель хора Генрих Швеммер и исполнитель на органе Георг Каспар Веккер, которые служили в церкви, посвященной св. Себальду.

В 1668 году Иоганн попадает в Альтдорфский университет. С целью обеспечить себя, Иоганн устроился органистом в церковь, но не избежал денежных проблем. Композитор бросил университет на первом курсе. С 1673 года Иоганн служит исполнителем на органе в венском соборе Св.Стефана.

Прожив там в течение 4-х лет, композитор уехал в Эйзенах. Там герцог Саксен-Эйзенахский предложил ему работу исполнителем на органе. Однако через год герцог уволил часть музыкантов из-за смерти своего родственника, и композитор лишился работы. За год до этого с Пахельбелем подружился Иоганн Амброзий Бах – отец И. С. Баха. Пахельбель преподавал азы музыки детям своего друга. Дружеские отношения не разорвались, когда композитор перебрался в Эрфрут: ему досталось место исполнителя на органе в Предигеркирхе. Там с 1678 года Иоганн служил на протяжении 12 лет и отличился как совершенный исполнитель и сочинитель музыки для органа.

С 1690 года композитор служил в Штутгарте при Вюртемберском дворе, но вскоре уехал в Готу. Через пять лет ему было предложено вакантное место исполнителя на органе в церкви, посвященной св. Себальду. Иоганн согласился на эту работу и прожил в Нюрнберге до самой смерти.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Впервые Пахельбель женился на Барбаре Габлер в 1681 году, однако жена и сын погибли от чумы через два года. Во втором браке (1684 год) с Юдифью Дроммер появились на свет 5 мальчиков и 2 девочки. Вильгельм Иероним и Карл Теодор сочиняли органную музыку, Иоганн Михаил мастерил инструменты для музыкантов. Дочь Амалия стала художником и гравером.

ТВОРЧЕСТВО

Композитор создал больше 200 органных сочинений. Среди клавирных сочинений встречаются сюиты и клавесинные вариации. Есть и сочинения для голоса: множество арий, магнификатов, мотетов, концертов. Чаще всего Пахельбель обращался к вариациям. Серьезное воздействие на творческий стиль Пахельбеля оказали композиторы из Италии и Южной Германии.

Иоганн Пахельбель — PianoKafe.com

Иоганн Па́хельбель (нем. Johann Pachelbel, 1 сентября 1653 года, Нюрнберг - 3 марта 1706 года, там же) - немецкий композитор и органист. Творчество Пахельбеля - одна из вершин южнонемецкой органной музыки периода барокко. Наиболее значителен вклад Пахельбеля в развитие протестантской церковной музыки.

Биография

Пахельбель родился в Нюрнберге и был крещён 1 сентября 1653 года. Точная дата его рождения неизвестна, но, видимо, родился он в августе. Первоначальное музыкальное образование ему дали Генрих Швеммер, кантор церкви св. Себальда, и Георг Каспар Веккер, органист в той же церкви. В 15 лет Иоганн поступил в Альтдорфский университет. Во время обучения он работал органистом в одной из церквей. Однако он вынужден был бросить университет, не проучившись и года, из-за финансовых затруднений.

Позже Пахельбель стал учеником заведения Gymnasium poeticum в Регенсбурге, где дирекция школы, впечатлённая способностями Иоганна, разрешила ему изучать музыку вне гимназии под руководством Каспара Пренца, ученика Иоганна Каспара Керля. В 1673 году Пахельбель стал вторым органистом собора Св. Стефана в Вене.

Проведя несколько лет в Вене, в 1677 году Пахельбель переехал в Эйзенах, где получил должность придворного органиста Иоганна Георга, герцога Саксен-Эйзенахского. В Эйзенахе он сблизился с семьёй Бахов, стал близким другом Иоганна Амброзия Баха, отца Иоганна Себастьяна Баха и обучал его детей. Дружба между Бахами и Пахельбелем сохранилась и после переезда последнего в Эрфурт: Пахельбель стал крёстным дочери Иоганна Амброзия, Иоганны Юдифи, и обучал его сына Иоганна Кристофа.

В июне 1678 года он получил должность органиста в эрфуртской Предигеркирхе, где проработал 12 лет. Заслужив репутацию совершенного органиста и композитора, Пахельбель стал одним из самых известных немецких композиторов во время работы в Эрфурте (возможно, потому, что ему по должности приходилось сочинять хоральные прелюдии и другую музыку).

Во время пребывания в Эрфурте Пахельбель дважды вступал в брак. Первой его женой (свадьба состоялась 25 октября 1681 года) стала Барбара Габлер, но она умерла вместе с сыном во время чумы 1683 года. Во второй раз Пахельбель женился на Юдифи Дроммер (24 августа 1684 года). У них родилось 5 сыновей и 2 дочери. Двое из сыновей Пахельбеля, Вильгельм Иероним и Карл Теодор, также стали композиторами, авторами органной музыки, а ещё один сын, Иоганн Михаил, стал мастером музыкальных инструментов. Одна из его дочерей, Амалия, заслужила признание как художник и гравёр.

Несмотря на то, что Пахельбель был очень успешен как органист, композитор и преподаватель, он попросил разрешения на увольнение, видимо, в надежде найти лучшую работу. Разрешение было дано 15 августа 1690 года; не прошло и трёх недель, как он стал придворным органистом и музыкантом при Вюртембергском дворе в Штутгарте под патронатом герцогини Магдалены Сибиллы. Это место было лучше предыдущего, но вскоре Пахельбель вынужден был бежать из-за угрозы французского вторжения. Он возвратился в Нюрнберг, а оттуда переехал в Готу, где стал городским органистом 8 ноября.

Бывший учитель Пахельбеля и органист церкви св. Себальда Георг Каспар Веккер умер 20 апреля 1695 года. Городские власти настолько хотели, чтобы вакантное место занял Пахельбель, что вопреки обычаю не стали устраивать конкурс, а направили ему официальное приглашение. Пахельбель согласился и вернулся в Нюрнберг летом 1695 года; здесь он прожил остаток жизни. Похоронен на нюрнбергском кладбище Rochusfriedhof.

Известность

Творчество

Обзор творчества

При жизни Пахельбеля наибольшую известность приобрели его органные произведения (всего более 200). Кроме того, Пахельбель - автор многих духовных и светских сочинений в самых различных музыкальных формах: сюиты и вариации для клавесина, вокальные арии, магнификаты, мотеты, концерты. Большинство камерных произведений написаны в форме партит.

Как композитора Пахельбеля больше всего интересовали вариационная форма и другие схожие с ней формы. Первой опубликованной работой Пахельбеля стал сборник хоральных вариаций. Эта же форма используется и во многих произведениях для органа. Знаменитый Канон ре мажор также написан в форме вариаций.

Клавирное творчество

Бо́льшая часть церковной органной музыки Пахельбеля, в особенности, хоральные прелюдии, относительно проста и написана только для мануалов, педали органа здесь не используются. Отчасти это обусловлено лютеранской традицией пения хоралов, которое сопровождалось игрой на домашних музыкальных инструментах (вёрджинелах и клавикордах). Произведения Пахельбеля часто перелагались для исполнения на этих инструментах без педальной клавиатуры, которая отсутствовала у этих инструментов, композитор облегчал задачу аранжировщиков. Также простота произведений объясняется качеством имеющихся в распоряжении органов. Ни один из тех органов не сохранился до наших дней, но известно, что у эрфуртского инструмента было 27 регистров и 2 мануала (например, знаменитые органы Зильбермана имели иногда более 50 регистров и 3 мануалов). В церкви же св. Себальда в Нюрнберге у органа было только 14 регистров при двух мануалах.

Хоралы

Пахельбель ввёл в употребление новую музыкальную форму - небольшую хоральную фугу (фугу, в которой тема является частью хоральной мелодии - обычно, первой фразой), за которой следует трёх- или четырёхголосный хоральный cantus firmus. Фразы хоральной мелодии появляются постепенно, иногда побочные голоса предвосхищают появление следующей фразы.

Фуги и ричеркары

В последние годы жизни Пахельбель сочинил более 95 небольших фуг (фугированных прелюдий) для магнификатов. Обычно пение магнификата (на вечерне) либо сопровождалось игрой органиста, либо предварялось небольшой органной прелюдией, которая задавала тон хору. Пахельбель выбрал второй вариант, при этом большинство его фуг основаны на оригинальных мелодиях, а не на стандартных мелодических формулах магнификата.

Эти фуги объединены в группы соответственно восьми церковным ладам: 23 первого тона, 10 второго тона, 11 третьего тона, 8 четвёртого тона, 12 пятого тона, 10 шестого тона, 8 седьмого тона и 13 восьмого тона. Все эти фуги являются оригинальными сочинениями, кроме четырёх фуг пятого тона, которые являются транспонированными версиями фуг третьего тона. Большинство произведений трёхголосны, есть двух- и четырёхголосные фуги. Почти все фуги непродолжительны и просты по строению; среди исключений встречается несколько двойных фуг. Темы фуг варьируются от простых однотактных до длинных секвенций, как в случае фуги к магнификату шестого тона (№ 10):

У многих фуг Пахельбеля есть общая черта - использование тем, в которых встречаются цепочки повторяющихся нот. Этот приём нередко применялся и до него, но Пахельбель часто доводил повторение до нескольких тактов.

Ещё более обширное применение этого приёма можно найти в фугах к магнификатам: тема фуги четвёртого тона (№ 4) содержит 8 повторяющихся нот, а фуги восьмого тона (№ 6) - 12 нот. Даже фуга со вполне обычной темой может содержать цепочки повторяющихся нот, как это происходит, например, в фуге восьмого тона (№ 12).

Пахельбель сочинил 3 ричеркара. Все три являются многотемными и содержат пометку alla breve. Ричеркар до минор наиболее популярен в наши дни и чаще всего исполняется и записывается. Ричеркар фа-диез минор намного более интересен с музыкальной точки зрения: он написан в тональности, которая редко используется в барочной музыке по причине неприспособленности распространённой тогда системы настройки для игры в такой тональности. Используемый ныне равномерно темперированный строй начал входить в употребление немного позже. Возможно, это означает, что Пахельбель использовал свою систему настройки, о которой ничего не известно. Ричеркар до мажор, вероятно, является ранним произведением и содержит чередующиеся терции и сексты, так же, как и некоторые токкаты.

Чаконы и вариации

Большинство произведений Пахельбеля написаны для органа, поэтому неудивительно, что его приверженность вариационной форме лучше всего проявляется в органных произведениях, особенно в 6 чаконах для органа. Эти произведения более сложны и обладают более чётким строением, чем более ранние произведения в этом жанре, хотя и не так виртуозны и сложны гармонически, как, например, чаконы Букстехуде. Из всех произведений Пахельбеля для органа чаконы - одни из самых известных. Чакону фа минор называют одним из лучших его органных произведений.

Токкаты

Большинство токкат Пахельбеля (а всего их около 20) состоят из быстрых пассажей в обеих руках, играемых при удерживаемых на педальной клавиатуре нотах или аккордах. В таком же стиле писали токкаты Фрескобальди и Фробергер. Таким пассажам обычно предшествует простой музыкальный текст, который по природе тоже является импровизаторским, - как, например, в начале Токкаты ми минор, более известного произведения Пахельбеля. Однако позднейшие произведения Пахельбеля используют более простую технику, когда только два голоса взаимодействуют при удерживаемой педали, и само их взаимодействие относительно просто, а иногда вообще сводится к последовательностям терций, секст или децим.

Иногда один-два такта последовательно идущих интервала украшают в целом существенно более сложную токкату, иногда попадаются длинные цепочки таких интервалов, и существует даже несколько произведений, полностью основанных на такой технике. В целом токкаты Пахельбеля относительно просты и доступны, но токкаты ми минор и до минор, которым уделяется больше внимания, чем остальным, являются более сложными.

Фантазии

Пахельбелю принадлежат 6 фантазий. Три из них (ля минор, до мажор и одна из написанных в дорийском ре) написаны в размере 3/2, их части не соединены тематически. Другая фантазия в дорийском ре является отголоском одной из фуг магнификат, в ней одну тему сопровождают две побочных. Фантазии ми-бемоль мажор и соль минор являются вариациями итальянского жанра toccata di durezze e ligature. Оба произведения мягки, непринуждённы и текучи, со сложными пассажами в обеих руках и множеством хроматизмов. Они похожи на музыку Фрескобальди или Джованни де Мака.

Прелюдии

Почти все произведения, обозначенные как прелюдии, очень напоминают токкаты, поскольку в них тоже присутствуют виртуозные пассажи для обеих рук при удерживаемой педали. Однако большинство прелюдий намного короче токкат: изображённая ниже Прелюдия ля минор содержит всего 9 тактов, а Прелюдия соль мажор - 10. Единственное исключение - одна из прелюдий ре минор, которая похожа на поздние токкаты Пахельбеля и имеет намного бо́льшую длительность, чем все остальные прелюдии. В Прелюдии ля минор токкатного стиля не заметно.

Другие клавирные произведения

Пахельбелю приписывают более 20 сюит, хотя только в отношении трёх (написанных около 1683 года) авторство Пахельбеля доказано. В сюитах очевидно французское влияние, а также (в структуре) влияние Фробергера. Гармонически они очень разнообразны: в них задействованы 17 тональностей, в том числе фа-диез минор, редко используемый в барочной музыке. Эта тональность была неудобной из-за принятой в то время системы настройки инструментов. Другие произведения Пахельбеля в этой тональности - ричеркар для органа и камерная сюита.

Все сюиты выстроены по типичной немецкой модели (аллеманда, куранта, сарабанда, жига), но иногда между курантой и сарабандой вставлена дополнительная часть, обычно гавот или balletto. Последние менее сложны, чем основные, но содержат яркие и запоминающиеся темы.

Наслаждайтесь нотами с командой PianoKafe!

Каждый день мы выполняем огромную работу, чтобы вы наслаждались любимой музыкой в качественной аранжировке.

Иога́нн Пахе́льбель (нем. Johann Pachelbel ) (август 1653 — 3 марта 1706) — знаменитый немецкий композитор и органист эпохи барокко, творчество которого является одной из вершин южнонемецкой органной музыки. Он сочинил огромное количество светских и церковных произведений, а его вклад в развитие форм фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко.

Содержание

Биография


Пахельбель родился в Нюрнберге и был крещён 1 сентября 1653 г.; таким образом, точная дата его рождения неизвестна, но, видимо, родился он в августе. Первоначальное музыкальное образование ему дал Генрих Швеммер, кантор церкви св. Себальда, и Георг Каспар Веккер, органист в той же церкви. В 15 лет Иоганн поступил в Альтдорфский университет. Во время обучения он работал органистом в одной из церквей. Однако он вынужден был бросить университет, не проучившись и года, из-за финансовых затруднений.

Позже Пахельбель становится учеником заведения Gymnasium poeticum в Регенсбурге, где дирекция школы, впечатлённая способностями Иоганна, разрешила ему изучать музыку вне гимназии под руководством Каспара Пренца, ученика Иоганна Каспара Керла. В 1673 г. Пахельбель становится вторым органистом собора св. Стефана в Вене.

Проведя несколько лет в Вене, в 1677 г. Пахельбель переезжает в Эйзенах, где он получает должность придворного органиста Иоганна Георга, герцога Саксен-Эйзенахского. В Эйзенахе он сблизился с семьёй Бахов, став близким другом Иоганна Амброзия Баха, отца Иоганна Себастьяна Баха, и обучая его детей. Дружба между Бахами и Пахельбелем сохранилась и после переезда последнего в Эрфурт: Пахельбель стал крёстным дочери Иоганна Амброзия, Иоганны Юдифи, и обучал его сына Иоганна Кристофа.

В июне 1678 г. он получил должность органиста в эрфуртской Predigerkirche, где проработал 12 лет. Заслужив репутацию самого совершенного органиста и композитора своего времени, Пахельбель стал одним из самых известных немецких композиторов во время работы в Эрфурте (возможно, потому что ему по должности приходилось сочинять хоральные прелюдии и другие произведения).

Во время пребывания в Эрфурте Пахельбель дважды женился. Первой его женой (свадьба состоялась 25 октября 1681 г.) стала Барбара Габлер, но она умерла вместе с сыном во время чумы 1683 г. Во второй раз Пахельбель женился на Юдифи Дроммер (24 августа 1684 г.). У них родилось 5 сыновей и 2 дочери. Двое из сыновей Пахельбеля, Вильгельм Иероним и Карл Теодор, также стали композиторами органной музыки, а ещё один сын, Иоганн Михаил, стал мастером музыкальных инструментов. Одна из его дочерей, Амалия, заслужила признание как художник и гравёр.

Несмотря на то, что Пахельбель был очень успешен как органист, композитор и преподаватель, он попросил разршения на увольнение, видимо, в надежде найти лучшую работу. Разрешение было дано ему 15 августа 1690 г.; не прошло и трёх недель, как он уже был придворным органистом и музыкантом при Вюртембергском дворе в Штутгарте под патронажем герцогини Магдалены Сибиллы. Это место было лучше предыдущего, но вскоре Пахельбель вынужден был бежать из-за угрозы французского вторжения. Он возвратился в Нюрнберг, а оттуда перехал в Готу, где стал городским органистом 8 ноября.


Бывший учитель Пахельбеля и органист церкви св. Себальда Георг Каспар Веккер умер 20 апреля 1695 г. Городские власти настолько хотели, чтобы вакантное место занял Пахельбель, что, вопреки обычаю, не устраивали конкурса, а направили ему официальное приглашение. Пахельбель согласился и вернулся в Нюрнберг летом 1695 г.; здесь он прожил весь остаток жизни.

Известность

Десятилетие 1850е 1860е 1870е 1880е 1890е 1900е 1910е 1920е 1930е 1940е 1950е 1960е 1970е 1980е 1990е
Число упоминаний Пахельбеля в Нью-Йорк Таймс 0 0 1 0 0 1 4 3 29 39 57 100 237 347 217

Творчество

Обзор

В свою эпоху наиболее известной частью творчества Пахельбеля были органные произведения. Их он написал более 200, как духовных, так и светских, используя большинство существующих к тому моменту музыкальных форм. Его произведения для клавира включают сюиты и вариации для клавесина. Пахельбель сочинял и вокальную музыку: арии, магнификаты, мотеты, концерты. Большинство камерных произведений написаны в форме партит.

Как композитора Пахельбеля больше всего интересовали вариационная форма и другие схожие с ней формы. Первой опубликованной работой Пахельбеля стал сборник хоральных вариаций. Эта же форма используется и во многих произведениях для органа. Знаменитый канон ре мажор также написан в форме вариаций.

Клавирное творчество

Больша́я часть церковной органной музыки Пахельбеля, в особенности, хоральные прелюдии, относительно проста и написана только для мануалов, педали органа здесь не используются. Отчасти это обусловлено лютеранской традицией пения хоралов, которое сопровождалось игрой на домашних музыкальных инструментах (вёрджинелах и клавикордах). Произведения Пахельбеля часто перелагались для исполнения на этих инструментах — не используя педальную клавиатуру, которой на этих инструментах не было, Пахельбель облегчал задачу аранжировщиков. Также простота произведений объясняется качеством имеющихся в распоряжении органов. Ни один из тех органов не сохранился до наших дней, но известно, что у эрфуртского инструмента было 27 регистров и 2 мануала (сравните со знаменитыми органами Зильбермана, в которых иногда более 50 регистров и 3 мануалов), а в церкви св. Себальда в Нюрнберге у органа было только 14 регистров при двух мануалах.

Некоторые произведения (несколько хоралов, все ричеркары, некоторые фантазии) написаны с использованием белой мензуральной нотации. В этой системе записи все головки нот пустые и нет тактовых черт. Такая система широко распространилась в XV веке, но в течение XVI—XVII веков была постепенно вытеснена современной системой. Обычно Пахельбель использовал мензуральную систему для записи проиведений, написанных в старых стилях. Существует также версия, согласно которой такая нотация применялась Пахельбелем, чтобы исполнители, часто не знакомые с новой системой, смогли прочесть ноты.

Хоралы


Фуги и ричеркары

В последние годы жизни Пахельбель сочинил около 90 фуг для пения магнификатов на вечернях. Обычно пение магнификата либо сопровождалось игрой органиста, либо предварялось небольшой органной прелюдией, которая задавала тон хору. Пахельбель выбрал второй вариант, поэтому большинство его фуг основаны на оригинальных мелодиях, а не на стандартных напевах, и по природе являются прелюдиями.

У многих фуг Пахельбеля есть общая черта — использование тем, в которых встречаются цепочки повторяющихся нот. Этот приём нередко применялся и до него, но Пахельбель часто доводил повторение до нескольких тактов. Вот, например, тема его фуги соль минор с 6 повторяющимися нотами:

Тема фуги соль минор

Ещё более обширное применение этого приёма можно найти в фугах-магнификатах: тема фуги quarti toni № 4 содержит 8 повторяющихся нот, а фуги octavi toni № 6 — 12 нот. Даже фуга со вполне обычной темой может содержать цепочки повторяющихся нот, как это происходит, например, в фуге octavi toni № 12:

Пахельбель сочинил 3 ричеркара. Все три являются многотемными и содержат пометку alla breve. Ричеркар до минор наиболее популярен в наши дни и чаще всего исполняется и записывается. Ричеркар фа-диез минор намного болеее интересен с музыкальной точки зрения: он написан в тональности, которая редко используется в барочной музыке по причине неприспособленности распространённой тогда системы настройки для игры в такой тональности. (Используемый ныне равномерно темперированный строй начал входить в употребление немного позже.) Возможно, это означает, что Пахельбель использовал свою систему настройки, о которой ничего не известно. Ричеркар до мажор, вероятно, является ранним произведением и содержит чередующиеся терции и сексты, так же, как и некоторые токкаты (см. ниже).

Чаконы и вариации

Большинство произведений Пахельбеля написаны для органа, поэтому неудивительно, что его приверженность вариационной форме лучше всего проявляется в органных произведениях, особенно в 6 чаконах для органа. Эти произведения более сложны и обладают более чётким строением, чем более ранние произведения в этом жанре, хотя и не так виртуозны и сложны гармонически, как, например, чаконы Букстехуде. Из всех произведений Пахельбеля для органа чаконы — одни из самых известных. Чакону фа минор называют одним из лучших его органных произведений.

Токкаты

Большинство токкат Пахельбеля (а всего их около 20) состоят из быстрых пассажей в обеих руках, играемых при удерживаемых на педальной клавиатуре нотах или аккордах. В таком же стиле писали токкаты Фрескобальди и Фробергер. Ниже приведён типичный пример такого пассажа из Токкаты ре мажор:


Таким пассажам обычно предшествует простой музыкальный текст, который по природе тоже является импровизаторским, — как, например, в начале Токкаты ми минор, более известного произведения Пахельбеля. Однако позднейшие произведения Пахельбеля используют более простую технику, когда только два голоса взаимодействуют при удерживаемой педали, и само их взаимодействие относительно просто, а иногда вообще сводится к последовательностям терций, секст или децим, что можно увидеть в следующем примере:


Вступительные такты Токкаты до мажор. Двухголосная интерлюдия, основанная на мелодии из первого такта, сводится к последовательности терций в последних двух тактах. Продолжение произведения такое же: чередуются двухголосные интерлюдии и последовательности терций или квинт.

Иногда один-два такта последовательно идущих интервалов украшают в целом существенно более сложную токкату, иногда попадаются длинные цепочки таких интервалов, и существует даже несколько произведений, полностью основанных на такой технике. В целом токкаты Пахельбеля относительно просты и доступны, но токкаты ми минор и до минор, которым уделяется больше внимания, чем остальным, являются более сложными.

Фантазии

Пахельбелю принадлежат 6 фантазий. Три из них (ля минор, до мажор и одна из написанных в дорийском ре) написаны в размере 3/2, их части не соединены тематически. Другая фантазия в дорийском ре является отголоском одной из фуг магнификат, в ней одну тему сопровождают две побочных. Фантазии ми-бемоль мажор и соль минор являются вариациями итальянского жанра toccata di durezze e ligature. Оба произведения мякги, непринуждённы и текучи, со сложными пассажами в обеих руках и множеством хроматизмов. Они похожи на музыку Фрескобальди или Джованни де Мака.

Прелюдии

Почти все призведения, обозначенные как прелюдии, очень напоминают токкаты, поскольку в них тоже присутствуют виртуозные пассажи для для обеих рук при удерживаемой педали. Однако большинство прелюдий намного короче токкат: изображённая ниже Прелюдия ля минор содержит всего 9 тактов, а Прелюдия соль мажор — 10. Единственное исключение — одна из прелюдий ре минор, которая похожа на поздние токкаты Пахельбеля и имеет намного бо́льшую длительность, чем все остальные прелюдии. В Прелюдии ля минор токкатного стиля не заметно:


Текстура похожей плотности присутствует в окончании одного из произведений ре минор (более короткого), когда три голоса участвуют в имитационном контрапункте.

Другие клавирные произведения

Пахельбелю обычно приписывают 21 танцевальную сюиту, которые были сочинены около 1683 г., хотя только про три сюиты можно сказать наверно, что они принадлежат Пахельбелю. В этих произведениях видно французское влияние. Также строение этих сюит указывает на возможное изучение Пахельбелем клавирных сюит Фробергера. Гармонически сюиты очень разнообразны: в них задействованы 17 тональностей, в том числе фа-диез минор, редко используемый в барочной музыке. (Эта тональность была неудобной из-за принятой в то время системы настройки инструментов. Другие произведения Пахельбеля в этой тональности — ричеркар для органа и камерная сюита.)

Все сюиты выстроены по типичной немецкой модели (аллеманда, куранта, сарабанда, жига), но иногда между курантой и сарабандой вставлена дополнительная часть, обычно гавот. Эти части менее сложны, чем основные, но содержат яркие и запоминающиеся мелодии. Все части написаны в двухчастной форме, кроме двух тем.

Читайте также: