Альтруизм это в обществознании кратко

Обновлено: 04.07.2024

  • Альтруи́зм (лат. Alter — другой, другие) — понятие, которым осмысляется активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага.

Связанные понятия

Самореализа́ция (от русского само- и лат. realis — вещественный, действительный) — реализация потенциала личности.

Инсти́нкт — совокупность врождённых тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения. В узком смысле совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях.

Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Индиви́д, индиви́дуум (лат. individuum — неделимый) — отдельный организм, который существует самостоятельно, в частности человек, личность, единичный представитель человеческого рода.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Убеждение — элемент (качество) мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности.

Жела́ние или вожделе́ние — средняя степень воли, между простым органическим хотением, с одной стороны, и обдуманным решением или выбором — с другой.

Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. Нравственность является предметом этики как учебной дисциплины, тем, что изучается этикой. В ряде философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя такая концептуализация носит авторский характер и не всегда соответствует обыденному словоупотреблению. В таком, более узком, смысле.

Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности.

Межли́чностные отноше́ния — совокупность взаимодействий между людьми. Эти отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.).

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Знание о себе формируется постепенно по мере познания внешнего мира и самого себя.

Во́ля — способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.Воля как активный процесс принятия решения противопоставляется пассивной неосмысленной реакции на окружающие раздражители.

Страда́ние — совокупность крайне неприятных, тягостных или мучительных ощущений живого существа, при котором оно испытывает физический и эмоциональный дискомфорт, боль, стресс, муки.

Разумный эгоизм — термин, часто используемый для обозначения философско-этической позиции, устанавливающей для каждого субъекта принципиальный приоритет личных интересов субъекта над любыми другими интересами, будь то общественные интересы, либо интересы других субъектов.

Уверенность — состояние ума, в котором он выражает согласие суждению без боязни возможности ошибки; состояние бытия без сомнения, свобода от сомнения. Отсутствие этого страха является негативным фактором уверенности; сознательно понятные причины для твердого согласия являются положительным фактором.

Честность — это одна из основных человеческих добродетелей, моральное качество, которое отражает одно из важнейших требований нравственности.

'Индивидуа́льность' (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психика и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в одежде (внешнем виде), в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования.

Удово́льствие — положительно окрашенная эмоция, сопровождающая удовлетворение одной или нескольких потребностей. Антонимом удовольствия являются страдание и боль. Понятие удовольствия в философии Эпикура отождествлено со счастьем. В дальнейшем такая позиция получила наименование гедонизм. Стоики, напротив, считали удовольствие страстью, вызывающей зависимость и привычку. Сейчас под удовольствием подразумевают контролируемые определённым участком головного мозга ощущения, создающие положительный эмоциональный.

Справедли́вость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём. В экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость.

Уважение является одним из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически (в соответствующих действиях, мотивах, а также в социальных условиях жизни общества) признаётся достоинство личности. Сложившееся в моральном сознании общества понятие уважения предполагает: справедливость, равенство прав, возможно более полное удовлетворение/учитывание интересов людей, предоставление/обеспечение им свобод; доверие к ним, внимательное отношение к их убеждениям.

Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.

Самоактуализа́ция (от лат. actualis — действительный, настоящий; самовыражение) — стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается на роль главного мотивационного фактора в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде. Подлинная самоактуализация.

Сочу́вствие, сострада́ние, сопережива́ние — один из социальных аспектов эмпатии (эмоционального состояния), формализованная форма выражения своего состояния по поводу переживаний другого человека (в частности, страдания).

Стыд — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество (философия) субъекта.

Социа́льные но́рмы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.

Гума́нность (лат. humanus — человечный) — любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому; человечность, человеколюбие. Система установок личности по отношению к человеку, группе, живому существу, обусловленная нравственными нормами и ценностями, представленная в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуемая в общении и деятельности в актах содействия, помощи.

Самоконтро́ль (англ. Self-control) — способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Самоконтроль основывается на воле — высшей психической функции, определяющей способность человека принимать осознанные решения и претворять их в жизнь. Самоконтроль тесно связан с понятием психической саморегуляции. Самоконтроль является важнейшим элементом в способности человека достигать поставленных целей. Уровень самоконтроля определяется как врождёнными генетическими характеристиками, так и психологическими.

Доверие в социологии и психологии — открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях.

Потре́бность, нужда́ — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.

Утилитари́зм (от лат. utilitas — польза, выгода) — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Под полезностью поступка подразумевается интегральное удовольствие или счастье, полученное всеми затрагиваемыми сторонами за время действия последствий поступка. Утилитаризм относится к консеквенциальной группе этических теорий, так как судит поступок не сам по себе, а по его результатам.

Добро — общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.

Социальная роль — образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса.

Оби́да — реакция человека на воспринимаемое как несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванные этим отрицательно окрашенные эмоции.

Воспитание относится к сильно политизированным понятиям, поэтому его определения сильно зависят от той научной (или псевдонаучной) школы, которая его определяет.

Точка зрения — жизненная позиция, мнение, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события.

О́пытное знание (опыт) — совокупность знаний и навыков (умений), приобретённых в течение жизни, профессиональной деятельности, участия в исторических событиях и т. п.

Упоминания в литературе (продолжение)

Подобный взгляд нельзя считать безупречным, так как возможно, что гуманистические устремления и альтруизм в некоторых случаях проявляются инстинктивно и естественно, то есть по зову природы. Таким образом, их нельзя причислить к этическим действиям. Примером является материнская любовь. Можем ли мы любовь матери, которую она проявляет по отношению к своим детям благодаря силе своего естества причислять к этическим действиям? Этическое ли подобное действие или оно всё-таки естественное? Мать по отношению к своему ребёнку инстинктивно испытывает огромную любовь, и на основе этого естественного чувства желает принести ему выгоду, защищая от убытков. Она при этом проявляет даже альтруизм: лишая себя, отдаёт всё ему. К тому же, материнская любовь – это удел не только человека, она присуща и животным.

В таком контексте ясно виден наш моральный императив. Настали времена, когда структура общества расползается все быстрее. Эгоизм, насилие и духовное убожество, похоже, разрушают социальное благополучие. Вот почему важно говорить об эмоциональном интеллекте: благодаря ему чувства, характер и внутренние нравственные стимулы оказываются тесно связанными. Становится все более очевидным, что фундаментальные этические установки вытекают из лежащих в их основе эмоциональных способностей. Порыв, например, есть средство выражения эмоций; источником всех порывов является чувство, выражающееся в действии. Для тех, кто пребывает во власти порывов, то есть для людей с недостаточным самоконтролем, характерно отступление от строгих принципов морали (ведь способность контролировать порывы составляет основу воли и характера). К тому же альтруизм проистекает из эмпатии – способности улавливать и расшифровывать эмоции других людей. Если нет понимания нужды или отчаяния другого человека, то и беспокоиться не о чем. И если в наше время требуются какие-либо моральные позиции, так именно эти две: сдержанность и сострадание.

Экономическая стоимость чьего-то труда определяется на свободном рынке по одному-единственному принципу – в соответствии с тем, много ли своего труда или своей продукции добровольно согласны отдать за него другие люди. Таково этическое значение закона спроса и предложения, отражающее решительный отказ от двух пагубных доктрин – первобытно-племенной аксиомы и альтруизма . Тем самым признается, что человек – не собственность и не слуга племени; он работает, чтобы поддерживать в себе жизнь, как и должен делать по своей природе, и поневоле руководствуется своей корыстью в ее разумном понимании. Если же он хочет вступать с другими в отношения обмена, то не должен рассчитывать на ритуальные жертвы, то есть надеяться, что получит нечто ценное, не отдавая взамен какого-то эквивалента. В данном контексте единственный критерий эквивалентности ценностей – свободное, добровольное, вынесенное без принуждения извне суждение участников обмена.

А. Маслоу считал стремление к гуманистическим ценностям необходимым условием здоровой личности. Он полагал, что самоактуализирующейся личности присущи такие качества, как принятие других, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм , желание улучшить человечество, склонность к творчеству (Маслоу, 2009). Фактически здесь перечислены признаки, черты творческой личности. Творчество же, понимаемое в самом широком смысле как взаимодействие, ведущее к развитию (Пономарев, 1976), – важнейшая составляющая жизни любого человека, стремящегося к познанию себя, окружающего мира и стоящего на пути самосовершенствования.

С. измеряется соответствующей шкалой в опроснике МАП (модели альтруистического поведения), разработанном В. Н. Куницыной. Согласно исследованиям В. Н. Куницыной, совестливые люди руководствуются альтруистическими и милосердными мотивами, безвозмездно, бескорыстно и самоотверженно помогают людям, нередко жертвуя своими интересами и благами; для них свойственно просоциальное поведение; они не относятся к скупым людям, не склонны к обману и вранью, аморальным установкам; важно отметить – у них отсутствует потребительское отношение к людям (соответствующая шкала в опроснике МАП). Совестливые люди отмечают у себя склонность к альтруизму . Однако заботу о себе они отодвигают на второй план; чрезмерная С. тормозит у них предприимчивость и сноровку, умение ладить с людьми; чаще эта черта встречается у зависимых, тревожных людей.

Натуралистическое направление в совокупности своих модификаций существует и по сегодняшний день, не составляя, однако, ведущей концепции в социальном познании. В XX в. громко заявила о себе социобиология. Ее новый синтез призван был дать универсальные ключи к пониманию единства природы и культуры через обнаружение универсальных принципов организации поведения живых систем. Исследуя проявления лидерства, агрессии, альтруизма и фиксируя их изоморфность в отношении аналогичных форм социальной активности, социобиология поворачивает социальное знание в сторону осмысления естественных детерминант поведения, доказывая его изначальную предзаданность природой. Предпринятое в ее границах установление сходных черт социального поведения людей и коллективного поведения животных, безусловно, способно предоставить ценные в эвристическом плане результаты. Но важно помнить, что обозначенная социобиологией проблема – гены-культура и расставленные ею акценты на исключительной значимости биологических инвариантов самоорганизации – не может быть отождествлена с социальным поведением человека.

Пренебрежительное отношение к научному исследованию искусства сохраняется именно потому, что искусство не социально. (Это еще одно проявление бесчеловечности альтруизма , его грубого безразличия к наиболее глубоким потребностям человека – реальной человеческой личности; бесчеловечности любой этической теории, рассматривающей нравственные ценности как чисто социальную сущность.) Искусство относится к не социализируемому аспекту действительности, универсальному (то есть применимому ко всем людям), но не коллективному, – к природе человеческого сознания.

Потребность в покровительстве или заботе о другом проявляется в стремлении кому – то в чем – то помочь и испытать при этом удовлетворение. Потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных ситуациях, возникающих в течение жизни, постепенно формирует альтруизм , человеколюбие. Для того, кто желает быть педагогом, врачом, необходимо стремиться быть альтруистом. В его общении эта мотивация всегда должна проявляться в ситуациях, когда кто – то нуждается в помощи.

В социальной и юридической психологии принято выделять семь доминирующих инстинктов – самосохранения, продолжения рода, альтруизма , исследования, доминирования, свободы, сохранения достоинства – и семь психотипов:

Эта личность представляет собою как бы две тесно связанные друг с другом совокупности следов, из которых одна теснее связана с органической, другая – с социальной сферой, причем в зависимости от большего или меньшего развития той или другой совокупности следов мы имеет преобладание в личности так называемого эгоизма или альтруизма .

Г. Бэйтсон и его коллеги предложили гипотезу сопереживания – альтруизма , согласно которой какая-то часть просоциального поведения мотивируется совершенно бескорыстным желанием помочь человеку, нуждающемуся в помощи.

Принцип альтруизма близок гуманизму и заключается в бескорыстной любви и заботе о благе другого человека, в готовности к самопожертвованию. Альтруизм противоположен эгоизму, ориентированному только на себя, в ущерб всем остальным.

Черты терпимости, гармонизующие общности, – кровнородственный и соседский альтруизм , склонность к индоктринации (усвоение общих целей как своих), ритуализация внутриобщинной агрессии. Черты, чреватые последующим расцветом насилия, – ксенофобия, производная от достигнутого высокого уровня теплоты и нежности к родственникам, территориальность и доминирование самцов.

АСКЕТИЗМ – сознательное ограничение, обуздание человеком своих сугубо плотских, животных потребностей, имеющее нравственное значение в соединении с альтруизмом , человеколюбием, жалостью и милосердием.

АЛЬТРУИ́ЗМ (франц. al­tru­isme, от лат. al­ter – дру­гой), бес­ко­ры­ст­ная за­бо­та о бла­ге и ин­те­ре­сах др. лю­дей. Тер­мин вве­дён в 19 в. О. Кон­том как про­ти­вопо­лож­ный тер­ми­ну эго­изм . Со­глас­но Кон­ту, А. на­рав­не с эго­из­мом из­на­чаль­но за­ло­жен в при­ро­де че­ло­ве­ка. В эпо­ху фор­ми­ро­ва­ния ра­цио­наль­но­го ин­дуст­ри­аль­но­го об­ще­ст­ва А., по его мне­нию, слу­жит про­ти­во­ве­сом ато­ми­за­ции со­циаль­ной , со­ли­да­ри­зи­ру­ет лю­дей в мас­шта­бах се­мьи, оте­че­ст­ва и, на­ко­нец, все­го че­ло­ве­че­ст­ва.

это нравственная норма и черта личности, проявляющаяся в бескорыстной заботе о благе окружающих, готовности жертвовать собственнымиинтересами в пользу другого человека или социальной общности.

Смотреть что такое АЛЬТРУИЗМ в других словарях:

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ

(франц. altruisme, от лат. alter — другой) нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами. смотреть

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ, -а, м. (книжн.). Готовность бескорыстно действовать напользу другим, не считаясь со своими интересами. II прил. альтруистический,-ая, -ое. смотреть

АЛЬТРУИЗМ

альтруизм м. Бескорыстная забота о благе других людей, готовность жертвовать собственными интересами (противоп.: эгоизм).

АЛЬТРУИЗМ

альтруизм м.altruism, unselfishness

АЛЬТРУИЗМ

альтруизм человеколюбие, самоотверженность, бескорыстие Словарь русских синонимов. альтруизм см. бескорыстие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. альтруизм сущ., кол-во синонимов: 3 • бескорыстие (10) • самоотверженность (12) • человеколюбие (13) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: бескорыстие, самоотверженность, человеколюбие Антонимы: эгоизм. смотреть

АЛЬТРУИЗМ

Альтруизм — см. Эгоизм.

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ (фр. altruisme от лат. alter — другой) — нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворени. смотреть

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ(лат. alter - другой). Чувство, противоположное эгоизму и возникающее под влиянием симпатии к другим людям.Словарь иностранных слов, вошедших . смотреть

АЛЬТРУИЗМ

франц. altruisme, от лат. alter – другой) – этич. принцип, заключающийся в бескорыстной заботе о "благе ближнего"; противопоставляется эгоизму. Термин "А." введен О. Контом. Элементы А. появляются в религ. морали древних индусов, затем в христ. морали (завет "Люби ближнего, как самого себя"). Религ. альтруистич. заповеди о "служении ближнему" затушевывали классовые антагонизмы обществ. морали. Позже это стало специфич. чертой этич. учений, основанных на А. А. как гл. принцип морального учения стал разрабатываться в 18 в. в бурж. этике англ. и франц. просветителями: Шефтсбери, Хетчесоном, А. Смитом, Руссо. Учение об А. пыталось противопоставить частным эгоистич. интересам другой, индивидуалистич. моральный принцип – заботу о благе другого и помощь ближнему; оно рассматривало обществ. отношения как отношения отд. личностей и предлагало путем альтруистич. воспитания смягчить эгоистич. стремления людей. В 19 в. учение об А., сознательно игнорирующее классовую природу морали, приняло лицемерный и ханжеский характер. Эгоистич. природу бурж. А. и его индивидуалистич. основу вскрыл Чернышевский ("Что делать?", 1863). Этика Ницше вообще отбросила принцип А. как "дарящую добродетель", "мораль слабых" и цинично противопоставила ему "право сильного" и "волю к власти". Марксизм-ленинизм, видя основу моральных принципов в материальных отношениях людей, показывает лицемерие альтруистич. морали в бурж. обществе и невозможность преодолеть противоречия между эгоизмом и А. в сфере морального сознания. Это преодоление возможно лишь при разрешении материальных противоречий общества; с уничтожением социальных антагонизмов между людьми и появлением новых моральных принципов коллективизма уничтожаются и противоречия между эгоизмом и А. ". Коммунисты не выдвигают ни эгоизма против самоотверженности, ни самоотверженности против эгоизма и не воспринимают теоретически эту противоположность..; они, наоборот, раскрывают ее материальные корни, с исчезновением которых она исчезает сама собой" (Маркс К. и ЭнгельсФ., Соч., 2 изд., т. 3, с. 236). В социалистич. обществе, где уничтожены классовые антагонизмы, отношения между личностями основываются на принципах коллективизма, сотрудничества и взаимопомощи, что снимает всякое противопоставление эгоизма и А. Коммунистическая мораль в основу поведения человека кладет труд не только на себя или в пользу "ближнего", но и "дальнего", труд "на пользу всего общества" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 29, с. 394; т. 31, с. 274). Лит.: Ленин В. И., Речь на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920, Соч., 4 изд., т. 31; Кареев Н., Мысли об основах нравственности. Пролегомены по этике, 3 изд., СПБ, 1905, гл. 3; Яpоцкий А. И., Альтруистическая мораль и ее индивидуалистическое обоснование, Юрьев, 1914; Спенсер Г., Основания науки о нравственности, СПБ, 1880, §§ 54–69, 75–81; Смит А., Теория нравственных чувств, СПБ, 1895, гл. 6; Dargun L., Soziologische Studien, H. l – Egoismus und Altruismus in der National?konomie, Lpz., 1885; Gusti D., Egoismus und Altruismus, Lpz., 1903; Kanal P. V., Altruism, Moga (Punjab, India), 1956. . смотреть

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ (altruism) Забота о благе или интересах других людей. Бытовое противопоставление альтруизма эгоизму приводит к различным толкованиям смысл. смотреть

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ

(от лат. alter — другой) — нравственно-филос. принцип, заключающийся в помощи и бескорыстной заботе о благе ближнего; противоположность эгоизма.Учение . смотреть

АЛЬТРУИЗМ

[лат. alter — другой] — система ценностных ориентаций личности, проявляющихся в актах заботы, милосердия, самоотречения, мотивом которых являются интересы другого человека или социальной группы. А. находит свое выражение в бескорыстном поведении, осуществляемом ради других людей и не способствующем повышению приспособляемости самой совершающей это поведение личности. Термин *А.* введен французским философом О. Контом как противоположный понятию *эгоизм*. Конт связывал понятие А. с формированием посредством воспитания у человека способности противостоять собственному эгоизму во имя интересов людей. В качестве морального принципа А. провозглашается некоторым к философско-религиозными учениями (буддизм, христианство), содержится в воззрениях многих мыслителей (Ж.-Ж. Руссо, И.-В. Гете, Л.Н. Толстой, Э. Фромм и др.). В психоанализе З. Фрейда А. рассматривается как невротическая компенсация т.н. первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению. В современной психологии и социобиологии ставится вопрос о филогенетических корнях самоотверженного поведения в животном мире, о *родословной А.*, (В.И. Эфроимсон), об альтруистической стратегии поведения особи как необходимой в целях выживания всего вида (Дж. Уилсон, П.В. Симонов). Механизм проявлений А. может быть различен. Как правило, акты А. определяются ситуативными альтруистическими установками, которые актуализируются в различных действиях субъекта в конкретных опасных ситуациях (например, спасение ребенка ценой собственной жизни). В том случае, когда А. определяется смысловой установкой, он становится осознанной ценностной ориентацией, определяющей поведение личности в целом. Тогда А. превращается в смысл жизни личности (например, мировоззрение и деятельность А. Швейцера). Проявления А. могут быть сопряжены с прямой угрозой для интересов личности и даже для ее жизни. Эти обстоятельства существенно затрудняют экспериментальное исследование феномена А. и вынуждают психологов обращаться к анализу внешних форм поведения — помощи, щедрости, заботы и т.д. — без глубокого проникновения в мотивационную сферу личности. Реальная значимость альтруистического поведения личности определяется характером тех ценностей, которые лежат в основе ее взаимоотношений с людьми. А. может выступать как важный момент социально-психологического проявления гуманных отношений. В.В. Абраменкова. смотреть

АЛЬТРУИЗМ

(франц. altruisme, от лат. alter - другой) — нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интере. смотреть

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ (от лат. alter — другой).1. Правило нравственной деятельности, признающее обязанностью человека ставить интересы др. людей и общее благо выше. смотреть

АЛЬТРУИЗМ

бескорыстная забота о благе других и готовность жертвовать для других своими личными интересами [11]. По [7]: ". альтруизм принципиально отличается от любви, взамен которой его придумали. Альтруизм требует любви к другому, абстрактному человеку по той только причине, что это другой человек. Таким образом, объектом альтруизма является неопределенный индивид, которого мы должны любить именно потому, что он чужд нам, что он от нас отличается. Любовь, напротив, испытывают всегда к конкретной личности, которую мы любим не потому, что она от нас отличается, а потому, что она нам близка, - и любим в той мере, в какой она нам тождественна. По-видимому, чувствуя это различие, Конт и придумал свой "альтруизм". Отождествление альтруизма с человеческой любовью является суеверием, и нет ничего более жалкого, чем проповедь альтруизма с церковных амвонов. Необходимо помнить, что в концепции Конта речь идет не о человеческом индивиде, а о так называемом "великом существе" (grand etre), т.е. о человечестве. Альтруизм связывает нас с "великим существом" и служит целям идолопоклонства, каковым является преклонение перед человечеством. Концепция альтруизма должна была заменить собой христианское учение о любви к ближнему". Несмотря на некоторую убедительность соображений Бохеньского необходимо отметить, что альтруизм как явление и состояние человека существовали и существуют независимо от того, придумали его или нет. Суть дела заключается в том, что реальные отношения между людьми гораздо богаче и разнообразнее, чем предписываемые религиозными или экономическими канонами. Общественная система решает гораздо более сложные задачи человеческих отношений, чем может представляться отдельному человеку. Элементы альтруизма (любви к своему виду) присущи многим животным, т.е. являются инстинктивными [5]. Ассоциативный блок. Опыт показывает, что "придумать что-либо и внедрить в практику" удается лишь тогда, когда есть в этом объективная необходимость. В связи с этим альтруизм в человеческих отношениях скорее всего существовал задолго до Конта, а Конт его лишь увидел. . смотреть

АЛЬТРУИЗМ

(altruism) — заинтересованность в благосостоянии скорее других, нежели в собственном. Альтруистическое поведение, следовательно, противоположно эгоистическому и включает в себя стремление помочь другим, когда речь идет о человеческом поведении. Но тот факт, что поведение некоторых животных оценивается как альтруистическое, указывает на две возможные основы определения термина: намеренность и поведенческие эффекты. Термин был введен Контом, считавшим, что под влиянием позитивизма общество развивается в направлении гуманистических ценностей. Раштон и Соррентино (1981) предлагают четыре объяснения альтруизма: (а)генетическое наследство, подтверждаемое примерами из мира животных, а также *эгоистической генной* теорией социобиолога Р. Доукина (1976), то есть альтруистическое поведение в отношении одного родственника (например, материнское поведение) имеет своим следствием сохранение некоторых общих генов; (б)когнитивное развитие: нравственное основание способность *принимать участие в другом* (см. Дж. Г. Мид) увеличиваются с возрастом; (в) социальный опыт: социализация влечет за собой усвоение опыта других посредством наблюдения и подражания; (г) благоразумное поведение: помощь другим может поощрять ответную помощь с их стороны (см. Теория обмена). Последнее скорее сомнительно альтруистическое, так как, вероятно, способно нести в себе расчет на личную или взаимную выгоду. При таких условиях вся человеческая деятельность могла бы рассматриваться как эгоистическая, но тогда было бы стерто всякое различие между альтруистическим и эгоистическим поведением. Психологи предложили личностный подход к альтруизму, ибо участливое поведение более выражено у одних людей, чем у других. Альтруизм по отношению к незнакомцам особенно влиятелен в философии государства всеобщего благоденствия и иллюстрируется Титмусом в исследовании деятельности службы переливания крови, где альтруизм — это обмен подарками и презентные отношения. См. Кооперативная организация и кооперативное движение. Ср. Конкуренция. смотреть

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ

сексуальный (франц. altruisme от лат. alter - другой), нравственный принцип поведения, предписывающий человеку подавление эгоистических тенденц. смотреть

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ (фр. altruisme, лат. alter - другой) - моральный принцип, основанный на признании естественной связанности людей через врожденное чувство сим. смотреть

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ

altruism), бескорыстная забота о благе др. людей или помощь, в т.ч. при стихийных бедствиях или несчастных случаях. Исторически известные формы А. очень разнообразны: от простого совета до помощи в опасных ситуациях. Большинство ученых рассматривают А. как форму скрытого эгоизма, ибо естественный отбор (Дарвин) должен поощрять поведение, к-рое направлено на приспособляемость и выживаемость организма в дарвиновском смысле. А. животных обычно объясняют существованием разного типа механизмов, к-рые в конечном счете помогают либо самому альтруисту, либо его потомкам — носителям его генов. Один из таких механизмов — взаимный А., к-рый поощряет сотрудничество, предполагающее врем, жертвы ради их возмещения в будущем. Другой тип, именуемый родственным отбором, подразумевает заботу родителей о потомстве, к-рая увеличивает шансы на выживание потомства этих альтруистов, а тем самым и их генов. В человеческом об-ве культурные ценности могут существенно влиять на подобные природные процессы. Однако большинство ученых считают людей изначально эгоистическими существами. Исследования 1980-х гг. тем не менее привели к предположению, что эмпатия может способствовать развитию природной неэгоистичности, что можно рассматривать как разновидность врожденного механизма. Люди (в любом из известных типов об-ва) незамедлительно отзываются на нужды ближнего. Разумеется, это не исключает известной расчетливости: готовность оказать помощь во мн. зависит от того, насколько привлекательным, заслуживающим содействия и не внушающим опасения является получающий ее. . смотреть

АЛЬТРУИЗМ

(фр. altruisme, лат. alter — другой) — моральный принцип, основанный на признании естественной связанности людей через врожденное чувство симпатии. При этом в другом, наделяемом статусом этической доминанты всего моего существования, видится воплощение общечеловеческого. А. отказывается от внутренней самооценки субъекта в попытке выйти за пределы эгоизма, безусловным этическим абсолютом которого являлся "единственно я сам". Нравственность обеспечивается оценкой извне, а потому А. вынуждает человека смотреть на собственные действия с точки зрения беспристрастного очевидца, что приравнивается суду совести. С позиции А. понятие долга естественно следует из чувств врожденной симпатии между людьми. Понятие А. введено Контом, как обобщение принципа "жить ради других", существенного для морали буддизма и христианства, позднее развитого английской этикой 18 в. (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон, Смит) и идеями французского Просвещения (Руссо). Идея особой самоценности, направленности на другого через сопереживание полнее всего была развита Шопенгауэром. С точки зрения самого Конта, следует различать инстинктивный А., объединяющий животных в род, и человеческий А., зарождающийся в условиях цивилизации и переходящий в спонтанное врожденное чувство. Ницше ставил вопрос о преодолении А. как уравнивающего чувства стада. Фрейд трактовал А. как невротическую компенсацию вытесненного первоначального эгоизма. Позднее возникают попытки устранить этическую оппозицию "А. — эгоизм" через рассмотрение другого как уникального Я, подобного моему. Д.В. Майборода. смотреть

АЛЬТРУИЗМ

самоотверженность, сознательное и добровольное служение людям, желание помогать другим, способствовать их счастью на основе мотива любви, преданности, верности, взаимопомощи, сочувствия, сострадания. В нек-рых случаях (при уходе за тяжелобольными, умирающими и т. п.) альтруист проявляет полное самопожертвование, самоограничение, отказывается от счастья, своих интересов и желаний. Противоположен эгоизму (см.), индивидуализму, предпочтению личных интересов. А. как добродетель составлял одно из важных требований в религиозной морали (буддизме, христианстве); как моральный принцип в стоицизме, в англ. этике XVIII в. (А. Шефтсбери, Д. Юм и др.), в этике Г. Лейбница, И. Канта, Л. Фейербаха. В современной социологии отношение альтруизм эгоизм рассматривается как неразрешимая антиномия, свойственная человеческой природе. В эмпирич. социологич. и соц.-психологич. исследованиях человеческое поведение тестируется на способность к А., к-рый выступает как: 1) критерий нравственности поведения (Дж. Райт Англия) и 2) высший этап нравственного развития личности (Л. Кольберг, Т. Лайкона США). В современной социологии много эмпирич. исследований А. и *помогающего поведения* (helping behaviour). Иногда они трактуются как альтернатива эгоистической морали и различн. формам соц. переустройства об-ва. Лит.: Berk R.A. Collective behaviour. Brown, 1979; Rushton J.Ph. Altruism, socialization and society. Prentice-Hall, 1980; Margolis H. Selfishness, altruism and rationality. Chicago, 1984; Bedchoc S. Problem of altruism. Oxford, 1986. JI.B. Коновалова. смотреть

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ

(лат. alter другой) – качество личности, проявляющееся бескорыстной заботой о благополучии других людей (О.Конт). Термин не содержит коннотации, согласно которой индивид не заботится о своих собственных нуждах или что он проявляет такую заботу вопреки своим убеждения. Некоторые исследователи предполагают, что альтуизм обусловлен преимущественно генетическими факторами, другие определёнными особенностями когнитивного, но в первую очередь нравственного созревания или благоприятствующим отказу от эгоизма социальным опытом (Раштон, Соррентино, 1981), третьи – принятием соответствующих религиозных предписаний. Не следует альтруизм смешивать с жертвенностью, расчётливым благоразумием и поведением помощи без всякого риска потерь для себя или поведением не вполне здоровых лиц, которые просто не дорожат тем, что они отдают другим, нередко совершенно случайным людям, часто в ущерб интересов собственной семьи и потребностей своих близких. Существуют психиатрические пациенты, большей частью, повидимому, это индивиды, страдающие шизофренией, которые проявляют выраженные альтруистические тенденции вне всякой патологической мотивации своего поведения. Так, пациент, однажды увидевший, как в канализиционный люк упал мальчик, затем несколько лет, начиная с раннего утра, обходил весь город и закрывал такие люки крышками или чем-то другим, если последние были украдены. смотреть

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ (франц. allruisme, от лат. alter — другой), самопожертвование (у животных), генетически обусловленная поведенческая реакция (обычно у взрос. смотреть

И весь накопленный в результате этой эволюции опыт аккумулирован в нашем генотипе. Мы унаследовали от предков те черты, которые позволили им выжить и дать потомство.

Альтруизм

Сегодня мы говорим про альтруистов и это очень важно, ибо именно такой тип поведения позволил вам и мне появиться на свет. Вряд ли мы бы жили, если все наши многочисленные предки были бы эгоистичны по отношению к своему потомству. Родительский альтруизм (бескорыстная забота о детях) является тем столпом, благодаря которому стало возможным существование человеческого рода и многих видов животных.

Что такое альтруизм

Польза от альтруизма

Альтруист — это человек, который интересы каких-то других людей ставит превыше своих (или наравне со своими). Обычно такое отношение распространяется на родственников, друзей, знакомых, соседей. Но есть варианты, когда альтруизм направлен на любых людей, которые нуждаются в помощи (можно сказать, что это филантропия).

Эгоист же — это противоположная модель поведения, когда человека мало волнуют другие люди или он их даже ненавидит, как недавно рассмотренный нами мизантроп. Но даже такие люди хотя бы в чьей-то судьбе принимают участие или хотя бы интересуются этим.

Эгоизм и альтруизм

Население же земли в большинстве своем находится где-то между этими двумя крайностями с большим или меньшим отклонением в ту или иную сторону.

Различают несколько вариаций альтруизма:

Родительский альтруизм

Альтруист — это очень дальновидный человек

Если капнуть поглубже и посмотреть на последствия проявления альтруизма в стратегическом плане (в долговременной перспективе), то можно увидеть что такая стратегия поведения оказывается во многих случаях более успешной, чем у эгоистов.

Эгоизм выгоден в краткосрочной перспективе (все только себе). Ты не потратился материально, физически или духовно, а значит сэкономил. Но в среднесрочной и долгосрочной перспективе ты подорвал себе репутацию и многое, что могли бы для тебя сделать другие, теперь они никогда не сделают.

Кстати, эту мысль хорошо подтверждает тот факт, что многим ушлым людям дивиденды альтруизма кажутся настолько значимыми, что они начинают заниматься им для получения выгоды (по сути, проводя саморекламу). Я уже писал, что в списке ведущих филантропов мира сейчас нет никого, у кого было бы меньше миллиарда зелени на счету.

Вообще, преобладание альтруистического типа поведения говорит о высокой степени просоциальности данной личности. Это способствует успешному существованию семьи и других социумов. В результате естественного отбора в основном выживали те, кто был настроен на нормальное сотрудничество и не чуждался взаимопомощи.

Альтруизм — это своего рода успешная генетическая программа, которая помогает выживанию вида. Это подтверждают исследования и многих других представителей животного мира. Самопожертвования пчел, муравьев или термитов для общего дела или просто кормление самками чужих детенышей.

Само собой, что у такого типа поведения есть и отрицательная сторона. Почти всегда найдутся паразиты, которые присосутся к альтруисту и будут его нещадно эксплуатировать, воспринимая все это как должное и не чувствуя себя ему чем-то обязанным. Это тоже способ выживания.

А вообще, альтруистическое поведение выгодно социуму и общество его всячески поощряет, тем более, что выгода тут все же чаще всего бывает именно взаимной. Эгоистическое же поведение порицается, да и само по себе оно не имеет под собой оснований, ибо его выгодность эфемерна и со временем приносит одни лишь убытки.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Всё это эгоизм, все делается для выгоды, даже если выгода – это лишь положительные эмоции. И это абсолютно нормально! Не надо этого стыдиться. Я тоже эгоист. Я занимаюсь волонтерством, чтобы мир стал лучше и МНЕ было комфортнее в нем жить. Недавно убирала мусор возле реки абсолютно бесплатно, потому что это помогает МНЕ чувствовать себя полезной для города.

Альтруизма не существует. Мы все эгоисты, просто не хотим это признавать. Не хотим из эгоизма – ведь мы хотим быть хорошими альтруистами, а не злыми плохими эгоистами.

Альтруизм – самая эгоистичная ложь, придуманная человеком.

Я думаю настоящие альтруисты существуют, но их настолько мало, что вы даже представить себе не можете. Все преследуют выгоду — это заложено в человеке. Пусть она затолкана в самый дальний уголок души, но она есть.

Ну вот пример перед глазами у меня был. Человек якобы бескорыстно помогал бабушке. Ходил в магазин, выносил мусор, просто так беседовать приходил. Ну вроде бескорыстно же? Но квартирку себе отписал потом. Может ничего плохого и не сделал в итоге, но это уже не альтруизм.

Его мне кажется можно встретить только в какой-то глухой тайге, а не в испорченной городской среде.

Здесь не следует впадать в крайность, плохо, когда всё себе и только себе, но ведь и когда делаешь только другим, тоже плохо, особенно если проявляешь свой альтруизм на благо эгоиста, тот на шею сядет и будет верхом скакать, чёрт его потом скинешь.

Из-за эгоистичной среды современного мира альтруизм, к сожалению, вымирает. Но такие люди всё таки есть! Я и сама лично в этом убедилась. Находясь в критической ситуации, всегда возле меня оказывались люди, которые готовы были пожертвовать своими интересами, чтобы помочь. Прочувствовав к себе такое отношение, побуждена делать тоже самое для других. И минимум, что может сделать каждый человек – быть щедрым на добрые слова.

Согласно одному исследованию, доброта к другому „активизирует область мозга отвечающее за удовольствие, умение ладить с людьми и доверие, что создаёт ощущение внутреннего уюта”. Это вторит словам Великого Учителя, который сказал: „Большее счастье давать, а не получать”. Прекрасный девиз!

Читайте также: