Балтийский флот в годы вов кратко

Обновлено: 08.07.2024

Действия Северного и Балтийского флотов в годы Великой Отечественной войны

22 июня началась Великая Отечественная Война. У меня нет цели, подробно описывать ход действий на море, проведу кратко анализ действий каждого из флотов и отдельно флотилий. Но в начале, хочу развеять один из мифов, что только флот встретил нападение Германии, во всеоружии.

Главными проблемами, с которыми наши моряки столкнулись в 1941-43г.г. были следующие:

-слабость корабельного ПВО, из-за нехватки зенитных автоматов, крупнокалиберных пулеметов и устаревших систем управления зенитным огнем, а так же слабость нашей истребительной авиации. В тоже время именно немецкая авиация стала главным противником советского флота, особенно на Черном море.

-неэффективность тактики подводных лодок, СССР, имея самый большой в мире подводный флот и 131 подводную лодку в Европейских морях не смогла нанести флотам противника серьезный ущерб, за весь 1941г. удалось потопить около 15 немецких кораблей и судов, при этом погибло около 40 подводных лодок!

-провал советской военно-морской разведки, которая безбожно завышала силы противника, сообщала непроверенную информацию о входе итальянского флота в черное море, совершенно не объективно велся учет немецких потерь, они завышались, чуть ли не в 5 раз!

-потеря или блокада основных военно-морских баз: Либавы, Усть-Двинска, Таллинна, Ленинграда-Кронштадта, Ханко, Измаила, Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска, а вместе с ними и огромного количества военно-морского имущества, судоремонтных заводов.

-утрата, остановка или перевод на выпуск сухопутной продукции целого ряда судостроительных заводов в Ленинграде, Николаеве, Севастополе, Горьком (Красное Сормово).

-использование личного состава флота, кораблей, береговой артиллерии, морской авиации для решения задач на суше. Из личного состава флотов в годы войны было сформировано 40 морских стрелковых бригад, флот передал армии 337 тысяч человек личного состава. Кроме того тысячи моряков погибли, защищая свои базы с суши, сражаясь как пехотинцы и артиллеристы, морская авиация в основном дралась над сушей, а корабли береговая артиллерия в основном использовались для обстрела немецких войск. В Ленинграде и Севастополе именно флот стал основой обороны города, для действий на море часто сил просто не оставалось.

-ошибка в использовании минного оружия: русские моряки всегда были мастерами минного дела, но в Великую Отечественную войну они использовали мины по старому шаблону, еще Первой Мировой войны. Не учитывалось, что морские силы немцев и их союзников были слабыми, часто задействовались на других ТВД. Единственный разумный способ применения мин –активные постановки у берегов противника, силами эсминцев, быстроходных тральщиков, подводных лодок и самолетов. Оборонительные минные заграждения были нужны только в управляемых вариантах или для обороны баз оставшихся глубоко в тылу противника, например Моонзундских островов. Во всех остальных случаях минные заграждения были вредны, т.к. затрудняли советское судоходство, маневр советских боевых кораблей, приводили к потерям на своих минах. Намного важнее было сорвать вражеские минные постановки у наших берегов или в Финском заливе.

Северный флот был самым молодым и слабым флотом СССР, он не имел кораблей крупнее эсминца, а его морская авиация практически не имела ударных самолетов. Тем не менее, именно это флот действовал удачнее всех, решив пусть и не совсем удачно большинство поставленных задач. Первой по важности задачей для Северного флота стала оборона Мурманска и Полярного от наступления 20-й немецкой армии. Флот активно прикрывал фланг советских войск, обстреливал немецкие войска и высаживал десанты, которые сковывали действия немцев. В результате немецкое наступление захлебнулось на рубеже реки З. Лица, причем часть советских войск были отрезаны на полуострове Рыбачий. Овладеть им немцы не сумели, в результате гарнизон полуострова целых три года оборонялся в тылу у немецкой группировки, регулярно получая снабжение и подкрепления по морю. Ценность этого полуострова объяснялось наличием на его территории 130мм береговых батарей, которые могли обстреливать немецкие конвои, идущие в Петсамо и другие порты. Вплоть до конца боев в Заполярье наши береговые батареи обстреливали немецкие конвои, нанося иногда повреждения или даже топя корабли и суда противника, а так же вели постоянные артиллерийские дуэли с немецкой артиллерией.

Вообще, недостатки базирования Северного флота, в годы ВОВ стали вдруг достоинствами: из 3-х воюющих флотов именно этот мог получать военную помощь по Ленд-лизу непрерывно, потом наши моряки полностью сохранили систему базирования и судоремонта, опиравшуюся на мощный судостроительный завод в Молотовске (Северодвинске). Лидер, несколько эсминцев и подлодок были получены с Тихого Океана. В общем, Северный флот в годы войны постоянно увеличивался в размерах и улучшался технически, именно он имел самую совершенную импортную радиолокационную и гидроакустическую аппаратуру. В 1944г. СФ получил по Ленд-лизу даже линкор и легкий крейсер.

Из наступательных задач нашего Северного флота главными были действия на коммуникациях противника и высадка десантов. Для борьбы с немецким судоходством активно применялись подводные лодки, морская авиация, торпедные катера и огонь береговой артиллерии. Нужно отметить, что немцам были нанесены довольно серьезные потери в корабельном составе, но полностью нарушить снабжение немецких сил на Севере, а также вывоз сырья наши моряки так и не смогли. Так морская авиация основные силы бросала на атаки конвоев, тогда как наиболее эффективными были удары по портам, да и удары по ним наносились без учета их значимости и реального грузооборота. Удивительно, но самый большой из выведенных из строя немецких транспортов, был уничтожен ночным налетом устаревшего гидросамолета-разведчика МБР-2. Так же сложно понять, почему наша авиация вплоть до середины 1944г. не бомбили важнейший завод по обогащению рудного концентрата, расположенный в Киркенесе. С конвоями эффективней всех боролись наши подводные лодки, правда, неся очень большие потери на минах и от действий кораблей сопровождения. К сожалению действия подводников не были подкреплены действиями боевых кораблей. Торпедные катера на этом ТВД отсутствовали до середины войны, считалось, что условия Севера не позволят их применять. Только получив мощные мореходные ленд-лизовские торпедные катера, Северный флот начал совершать катерные атаки на конвои. В основном от этих атак немцы теряли небольшие прибрежные корабли.

Десантные операции в 1941г. способствовали остановке немецкого наступления на Мурманск, в 1942г. была проведена Мурманская десантная операция, которая закончилась неудачно из-за снежного бурана и неудачных действий войск Карельского фронта, которые не смогли прорвать немецкую оборону, и соединится с десантом, в итоге десантников пришлось эвакуировать. Потом до осени 1944г. наши моряки ограничивались заброской диверсионных групп. А в октябре-ноябре 1944г. во многом благодаря эффективным действиям Северного флота, его десантам, была успешно проведена Петсамо-Киркенесская операция, в ходе которой было нанесено серьезное поражение немецкой группировке на Севере, немцы были выбиты из советского Заполярья, Петсамо и Северной Норвегии, причем немцы лишились возможности вывозить стратегически важный никель из Петсамо.

В целом надо признать, что только Северный флот действовал так эффективно, как позволял его боевой состав, не было допущено крупных ошибок в планировании операций, а недостаточный ущерб немцев можно объяснить объективными причинами – недостаточными ресурсами, устаревшей техникой или отсутствием должного опыта у личного состава.

Оценивать действия Балтийского флота сложнее, чем Северного. С одной стороны, это был самый большой и подготовленный флот Страны Советов, с другой стороны именно ему пришлось действовать в самых страшных, тяжелых условиях.

На Балтике нам пришлось иметь дело с частью немецкого флота и ВМФ Финляндии, но главным противником моряков-балтийцев стали Люфтваффе и Группа Армий Север, финская армия. К сожалению, стремительное наступление Вермахта быстро поставило крест на всех наступательных планах Балтийского флота, немцы в течение первых 10 дней войны взяли Либаву и Ригу, а уже к осени Таллинн и обложили Ленинград. Балтийский флот был загнан в Финский залив, а потом, по сути в устье Невы и Кронштадте, причем подвергался постоянным воздушным и артиллерийским ударам немцев. Флот понес огромные людские и материальные потери, сорвались все планы действий на немецких коммуникациях, более того наши моряки были заперты в Ленинграде и на море сплошными немецкими, финскими, да и нашими минными заграждениями. Тем не менее, Балтийский флот решил ряд важных задач: удалось эвакуировать массу советских войск из осажденного Таллинна, Ханко, а так же вывезти наши окруженные войска с Карельского перешейка.

К сожалению, эти эвакуации сопровождалась большими потерями, так при Таллиннском переходе погибло 66 наших транспортов и боевых кораблей, погибло до 25 тысяч наших солдат и эвакуирующихся гражданских. С другой стороны десятки тысяч спасенных советских солдат стали ключом к успешной обороне Ленинграда. Впрочем, были допущены и серьезные ошибки, так были эвакуированы гарнизоны островов в Финском заливе, что привело в дальнейшем к его полному блокированию немцами и финнами.

Не удалось предотвратить высадку финнов, в тыл к нашим войскам на Карельском перешейке, из-за чего финны взяли Выборг, прорвались к Ленинграду, будучи остановлены только на расстоянии 30 км от города. Была провалена оборона Моонзундских островов, их гарнизон был разбит по частям, и это на фоне блестящей обороны Ханко.

Решающее для судьбы Балтийского флота стали оборонительные действия по защите своих баз, а главное Ленинграда. Корабельная и береговая артиллерия, а так же морская авиация и морские стрелковые части стали костяком в обороне Либавы, Таллина, Ханко, Моонзунда, Ленинграда. Если бы не активные действия наших моряков эти базы были бы взяты с ходу, а Ленинград был во многом удержан благодаря Балтийскому флоту. Была создана мощнейшая артиллерийская группировка из всех крупных боевых кораблей, в том числе и строящихся, а так же береговых и железнодорожных батарей, опираясь на огонь сотен орудий калибра 100-356мм, удалось нанести тяжелые потери наступающим немцам, подавлять их артиллерию и выбивать танки. Благодаря большой дальнобойности морских орудий стало возможно держать под постоянным обстрелом тыловые железнодорожные станции, через которые осуществлялось снабжение наступающих немецких частей, а так же немецких аэродромов. Так же по наступающим немецким частям регулярно применялась и морская авиация. Остановив противника под Ленинградом, флот спас и себя от затопления.

Еще одной стороной деятельности Балтийского флота стало создание Ладожской флотилии, которая сыграла важную роль в эвакуации советских войск с Карельского перешейка и берегов Ладожского озера, обстреливала наступающие финские войска.

Затем Ладожская флотилия организовала снабжение заблокированного Ленинграда осенью 1941г., необходимо понимать, насколько это было сложным мероприятием: осень – период сильнейших штормов на Ладожском озере, оно до войны считалось в это время не судоходным, корабли шли по Шлиссельбургскому каналу. Но в сентябре 1941г, канал был перерезан, и снабжать пришлось по бурному Ладожскому озеру, притом, что не было, ни нормальных портов, ни должного количества мореходных судов, а немцы регулярно обстреливали и бомбили наши суда и порты на Ладоге. Тем первая блокадная навигация была осуществлена, пусть и с большими жертвами. Так на одной из затонувших в шторм барж погибло до 1000 эвакуирующихся ленинградцев.

Такие итоги первого года войны на Балтике. С одной стороны Балтийский флот понес огромные потери, провалил свои операции на коммуникациях противника, не смог сорвать немецко-финские минные постановки в Финском заливе, преждевременно сдал немцам острова на подступах к Кронштадту. Но были и успехи: эвакуация десятков тысяч советских солдат, а так же успешная оборона Ленинграда силами морской артиллерии, так во многом благодаря флоту мы не проиграли одну из важнейших битв войны, ведь потеря Ленинграда приводила СССР к военной катастрофе: мы теряли в случае падения города целый фронт, Балтийский флот, многочисленные части ПВО. Это была катастрофа сопоставимая с Киевской или Вяземской. Не факт, что удалось бы в этом случае удержать Москву.

В 1942-43г.г. Балтийский флот продолжал заниматься в основном задачами обороны Ленинграда: снабжение города весной-осенью через Ладожское озеро и защита своих коммуникаций от финско-немецкой озерной флотилии; борьба с немецкой осадной артиллерией и удары по аэродромам немецкой авиации; поддержка советских войск в попытках прорвать блокаду.

Главным безусловно было снабжение, после таянья льда на озере именно налаживание судоходства через Ладогу было вопросом жизни и смерти. Были построены многочисленные баржи разных размеров, в том числе и способные, перевозить вагоны и паровозы. Еще строились тендеры, небольшие мотоботы, предназначенные для перевозки груза и людей, так же они могли использоваться в качестве десантных катеров. Немцы пытались сорвать наши озерные перевозки силами авиации, артиллерии, а с лета и вражеская флотилия. Наибольший урон нашим морякам нанесли налеты на ладожские порты, но упорство советских моряков и способности быстро восстанавливать разрушенные портовые сооружения, не позволили немцам прервать снабжение. Попытка немцев захватить остров Сухо в Ладожском озере закончилась провалом и разгромом флотилии.

Действия на коммуникациях противника в 1942-43г.г. были слабые: немцам и финнам удалось создать мощный противолодочный барьер в Финском заливе, состоящий из минных и сетевых заграждений, массы противолодочных кораблей и катеров, финских подводных лодок и патрульной авиации. Подводные силы КБФ базировались в условиях блокадного Ленинграда, их базы подвергались постоянным обстрелам, да и нормальное снабжение и ремонт было сложно организовать. Тем не менее, в 1942г. наши подводники устроили настоящую панику на немецких коммуникациях, потопив около 30 судов, но нарушить серьезно морские перевозки Германии с Финляндией и Швецией не сумели, при этом погибло несколько субмарин. В 1943г. прорвать противолодочный барьер вообще не получилось, погибли и были повреждены несколько наших подлодок, а выйти в открытое море не получилось. В 1943г. на коммуникациях начали работать наша морская авиация, правда от нее больше всего страдали немецкие и финские противолодочные корабли и тральщики.

Осенью 1944г. ситуация на Балтике резко изменилась: Финляндия, признав поражение, вышла из войны и предоставила свои порты для базирования нашего флота, Красная армия освободила Эстонию, Литву и большую часть Латвии. Большая часть Группы армий Север была отрезана в Курляндии. В этих условиях для немцев резко возросло значение коммуникаций и флота, соответственно и наш флот получал шанс отомстить немцам за все унижения и бедствия 1941г.

Немецкий флот решал 3 основные задачи: снабжение своих отрезанных группировок в Курляндии, а потом и Восточной Пруссии; эвакуация раненых, гражданского населения и части войск из вышеуказанных группировок, а так же Восточной Померании и Прибалтики; поддержка своих войск артогнем крупных надводных кораблей. Нужно признать, что пусть и с большими потерями противник эти задачи решил, так огромная группировка в Курляндии сдалась уже после общей капитуляции Германии, немцам удалось эвакуировать до 2-х миллионов жителей Восточной Пруссии и Померании, а так же вывезти много войск и более 100 тысяч раненых.

Балтийский флот воевал в основном силами морской авиации, подлодок, катеров, кроме того немецкие порты на Балтике постоянно бомбила английская авиация, которая так же ставила огромное количество морских мин. Немецкий торговый флот нес большие потери от действий наших подлодок, так только на 3-х транспортах потопленных нашими подлодками С-13 и Л-3 погибло до 15 тысяч немецких солдат и мирных жителей, потери боевых частей немецкого флота были много меньше, так в советской зоне погибло только 2 эсминца, причем на своем же минном заграждении, только в мае 1945г. мы добили немецкий эскадренных броненосец времен Цусимы.

В общем, Балтийский флот способствовал освобождению Прибалтики и занятию Восточной Пруссии, но решить полностью свои задачи он не смог, и то опять же воевали в основном летчики, а из морских сил – только подводники и катерники.


Лето 1941 года стало чёрным периодом в истории Краснознамённого Балтийского флота. Выяснилось, что советские моряки к войне не готовы, а тем более не готовы действовать в условиях, в которые их поставил противник. Главным противником Балтийского флота оказались не вражеские надводные корабли, а самолёты люфтваффе, прочно захватившие господство в воздухе, и немецкие сухопутные войска, шаг за шагом занимавшие морские базы.

Балтика-1941: силы и планы немецких ВМС


Основной ударной силой кригсмарине на Балтике стали торпедные катера: здесь удалось собрать более половины боеспособных кораблей этого класса. Относительно большое водоизмещение (до сотни тонн), высокая дальность хода и хорошая мореходность позволили им атаковать советские конвои даже в Финском заливе.

​Дислокация советского, немецкого и финского флотов перед началом войны (по советским данным). Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Балтийском море и Ладожском озере. Выпуск 1, 1945 - Чёрное лето 41-го: Балтийский флот идёт в бой | Warspot.ru

Дислокация советского, немецкого и финского флотов перед началом войны (по советским данным).
Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Балтийском море и Ладожском озере. Выпуск 1, 1945

Возможности советского Балтийского флота: мифы и реальность

В составе Краснознамённого Балтийского флота (КБФ) имелось всего 12 быстроходных эскадренных тральщиков, способных сопровождать в походе крупные боевые корабли. Не хватало и тихоходных тральщиков, несмотря на мобилизацию гражданских судов, проведённую ещё во время Финской войны, их (вместе с катерными тральщиками) насчитывалось всего 20. В ходе войны мобилизация продолжилась, но теперь для новых тральщиков не хватало ни оружия, ни обученных экипажей; вдобавок основная масса подлежавших мобилизации мелких судов имела скорость 5–6 узлов и была совершенно не приспособлена для боевой службы.

КБФ к началу войны имел на Балтике всего две канонерских лодки, переоборудованных из грунтовозных шаланд, а немцы — 5 плавбатарей с аналогичным вооружением, также переоборудованных из гражданских судов. Плавбазы торпедных катеров и тральщиков кригсмарине также представляли собой серьёзные боевые корабли, часть из них строилась специально для флота и несла 105-мм артиллерию.

Таким образом, для действий в прибрежной зоне от Либавы до устья Финского залива противник имел гораздо больше возможностей, чем советский флот. Особенно это касалось Рижского залива, на материковом побережье которого с начала июля по конец августа 1941 года проходила линия фронта, постепенно сдвигавшаяся к северу. В таких условиях добиться перевеса можно было только одним способом — бросив на чашу весов эсминцы.

Минная война и первые потери

Справедливости ради стоит отметить, что немцы ставили мины в нейтральных водах ещё до начала войны (что являлось грубейшим нарушением международного права), а также базируясь в финских портах, что являлось актом войны со стороны Финляндии. Выяснилось, что к борьбе с минной опасностью советский флот тоже не готов, несмотря на опыт Первой мировой, показавший, что мелководная Балтика со множеством заливов, островов и узостей является удобнейшим местом для минной войны.

Потеря сухопутных баз

Ситуацию на море определяло развитие боевых действий на суше. Уже 23 июня двигавшаяся на север вдоль балтийского побережья 291-я пехотная дивизия вермахта атаковала Либаву. На следующий день город был полностью блокирован, но окончательно захватить его удалось только к вечеру 29 июня после того, как часть гарнизона (67-я стрелковая дивизия, моряки и местное ополчение) прорвалась в сторону Риги.

​Оборона Либавы. Морской атлас. Том III. Военно-исторический. Часть вторая. ГШ ВМФ, 1963 - Чёрное лето 41-го: Балтийский флот идёт в бой | Warspot.ru

Оборона Либавы.
Морской атлас. Том III. Военно-исторический. Часть вторая. ГШ ВМФ, 1963

Стоит также отметить, что оборона Либавы (вкупе с упорным стремлением немцев взять её как можно скорее) полностью отвлекла внимание врага от расположенной севернее Виндавы, где находилось множество советских гражданских судов. В результате этот незащищённый порт удалось эвакуировать почти без потерь.

Начало операций в Рижском заливе

За всё это немцы заплатили сравнительно малую цену: 23 июня в районе Ирбенского пролива выскочил на мель и получил повреждения торпедный катер S-103, а 26 июня у мыса Тахкауна (остров Хийумаа) погибли на минах катера S-43 и S-106, прикрывавшие минную постановку.

Флот уходит в Муху-вяйн

18 июля совместным наступлением с суши и десантом с моря был отбит Виртсу, советские войска вышли к Пярну. Советские морские силы вернулись в оставленный ранее Рохукюля, и проход через устье пролива Муху-вяйн вновь сделался безопасным.

В этом вопросе много нового не скажешь. Хотя, если вы начнёте искать ответы на данный вопрос, то увидите, что в разных источниках цифры, пусть и незначительно, но расходятся. Хотя, казалось бы, чего уж проще, если требуется пересчитать крупные корабли.

Но вообще поводом для написания статьи было то, что мне попались архивные документы по корабельному составу флота и его авиации, и я решил вас с ними (документами) познакомить. Ибо любой первоисточник завсегда лучше любых справочников и исследований.

Впрочем, документы я, как обычно, приложу в конце, пока же давайте посмотрим состав Балтийского флота к началу войны. Полезно изложить эти данные, вдруг кому-то пригодятся.

В море

Что касается эсминцев, то вот по ним данные часто расходятся, где пишут про 17, где про 19, бывает и 21.

А ещё 28 тральщиков, 44 торпедных катера, 4 бронекатера, 17 малых охотников, 15 катерных тральщиков, 65 подводных лодок и вспомогательные корабли. Всех просто не хватит места подробно перечислить.

В небе

К началу Великой Отечественной войны ВВС Балтийского флота в своём составе имели:

По количеству самолётов много разных данных, у каждого автора свои. Есть версия про 709 (707) самолётов, в том числе: 367 (368) истребителей, 211 (188) бомбардировщиков и торпедоносцев, 131 (151) гидросамолёт-разведчик. Есть версия про 656 боевых самолётов, из них: бомбардировщиков — 172, разведчиков — 131, истребителей — 353. Порядок примерно один.

Я же приведу данные, которые просто более подробно дают информацию по типам самолётов, а порядок цифр примерно тот же:

  • истребителей всего 294, в том числе: И-15 — 37, И-153 — 96, И-16 — 185, МиГ-1 — 6, МиГ-3 — 7
  • бомбардировщиков и торпедоносцев 184, в том числе: Ар-2 — 18, СБ — 78, ДБ-3 — 49, ДБ-3Ф — 35, ТБ-3 — 4.
  • разведчиков 167, в том числе: МБР-2 — 125, МДР-6 — 5, КОР-1 — 6, Р-6 — 16, Р-5 — 12, С-2 — 3

Всего 679 боевых самолётов. К этому можно добавить 11 транспортных и санитарных, и 120 учебных самолётов.

На берегу

Береговая оборона флота, наиважнейшая составляющая, тем более для Великой Отечественной войны.

В первую очередь это оборона баз, коих на Балтийском флоте было четыре: Главная (Таллин), Кронштадтская, Прибалтийская и Ханко.

Количество орудий береговой артиллерии в разных источниках часто не совпадает, что в первую очередь вызвано процессом постройки и оборудованием новых батарей. А потому считать всегда можно по-разному.

Для удобства я свёл данные по количеству береговых орудий в таблицу:

К стационарным орудиям надо не забыть ещё и железнодорожные установки, которых к началу войны имелось 3 356-мм, 3 305-мм, 9 180-мм и 4 152-мм.

В целом береговая артиллерия Балтийского флота представляла серьёзную силу, и, главное, внушала уважение немецкому командованию.

Намного слабее выглядела система противовоздушной обороны баз. В её составе имелось шесть полков, восемь дивизионов и три отдельных батареи зенитной артиллерии. В их составе было 439 зенитных орудий. Вроде и немало, учитывая, что все эти силы сосредоточены в районе Таллина и Кронштадта. Но в числе этих орудий всего 18 37-мм автоматических пушек. Среди остальных 25 85-мм орудий, прочие же калибра 76 мм, причём 72 орудия — это зенитки обр. 1914/15 времён Первой Мировой.

В составе Балтийского флота была единственная советская бригада морской пехоты. В составе четырех стрелковых батальонов, артиллерийского дивизиона, отдельной танковой и разведывательных рот. По штату бригада имела около 6000 человек.

Кроме того, оборону баз обеспечивали более мелкие (от роты до батальона) стрелковые и пулемётные подразделения.

Действия Краснознамённого Балтийского флота по защите Ленинграда в 1941 году

Как известно, город Ленинград в годы Великой Отечественной войны оказался на переднем плане величайшей битвы народов за свободу и независимость. В ЦВММ им. императора Петра Великого в экспозиции 11 зала представлены предметы, модели и картины, повествующие нам о героическом участии КБФ в обороне города Ленинграда.


Зал № 11. Великая Отечественная война. ВМФ СССР в 1941 г.

22 июня 1941 года началась война. Базой Балтийского флота в те дни был город Таллин. Советское командование не предполагало готовить город к обороне с суши и с моря, поскольку он находился далеко от границы.

5 августа по решению командующего Балтфлотом вице-адмирала Трибуца создан штаб обороны главной базы. Вопрос об эвакуации флота из Таллина поднимался ещё с начала июля 1941 года, но встречал категорический отказ со стороны главнокомандующего Северо-Западным направлением К. Е. Ворошилова. Он требовал нанесения сильных контрударов по войскам врага. Разрешение на эвакуацию флота было получено 26 августа. Прорыв флота начался 28 августа в составе четырёх конвоев: 107 кораблей и судов, 62 корабля охранения. Всего из Таллина в поход 28 августа 1941 года вышли 225 кораблей и судов.


30 августа 1941 года до Кронштадта дошли 163 единицы:

  • 132 военных корабля;
  • 29 вспомогательных судов;
  • 2 транспорта.

Во время перехода погибли 62 корабля и судна:

  • 19 боевых кораблей и катеров;
  • 25 вспомогательных судов;
  • 18 транспортов.
  • 8600 военнослужащих флота;
  • 1740 бойцов РККА;
  • 4628 гражданских лиц.

Балтийский флот был составной частью сил, оборонявших Ленинград. В боевом составе военно-воздушных сил флота насчитывалось 707 самолетов, в том числе 188 торпедоносцев и бомбардировщиков, 386 истребителей и 151 гидросамолёт-разведчик. 1528 орудий береговой артиллерии, 45 — калибра 356 мм.

В это время формировали Онежскую, Чудскую и Ильменскую военные флотилии (МОЛиОР). 1 октября 1941 года МОЛиОР переформировали в Ленинградскую военно-морскую базу (командир — контр-адмирал Ю. А. Пантелеев).

В августе Краснознамённый Балтийский флот сформировал отдельную авиагруппу — 126 самолетов, которые с 8 по 21 августа произвели около 1700 вылетов. Уже 8 августа 1941 года советские лётчики с аэродрома Кагул на о. Эзель (1-й авиационный минно-торпедный полк под командованием полковника Преображенского) на дальних бомбардировщиках Ил-4 сбрасывали бомбы ФАБ-2 на Берлин и другие города Германии.


Корпус фугасно-авиационной бомбы ФАБ-500

8 сентября фашистам удалось выйти к истокам Невы и захватить Шлиссельбург, лишив Ленинград сухопутной связи с Большой землёй. Но путь к правому берегу Невы — навстречу финским войскам — им преградили артиллеристы 409-й батареи флота, её возглавляли капитан П. Н. Кочапенков и политрук А. Г. Морозов, форпостом которых была крепость Орешек, расположенная на острове.

В отражении сентябрьского наступления немцев участвовала корабельная и береговая артиллерия (свыше 400 морских орудий крупного калибра) и вся флотская авиация. Авиация флота за период оборонительных боёв за Ленинград произвела 5000 вылетов, уничтожив до 340 танков, 1200 автомашин, 170 полевых и зенитных орудий и 3000 солдат и офицеров противника.

В сентябре 1941 года был нанесён контрудар в направлении на Красное Село — во фланг и тыл ударной группировки противника, рвавшейся в город через Урицк. Контрудар заставил немецкое командование повернуть свои силы на Петергофское направление с целью ликвидировать приморский плацдарм. Это дало возможность советскому командованию создать непреодолимую оборону на непосредственных подступах к городу.

В августе — сентябре 1941 года гитлеровцы потеряли под Ленинградом убитыми и ранеными более 190000 солдат и офицеров, 500 орудий и 700 танков. Финская Юго-Восточная армия, наступавшая на Карельском перешейке, к этому времени была остановлена на линии старой государственной границы с Финляндией (в районе Белоострова).

4 сентября 1941 года немцы, сосредоточив под городом около 500 орудий, начали артиллерийский обстрел, а 6 сентября на него обрушились вражеские авиационные бомбы.


Модель немецкого истребителя Мессершмитт Bf-109 или Ме-109, одномоторный поршневой

В сентябре советское командование предприняло попытку прорвать блокаду Ленинграда в районе Синявино, Мга. Войска фронта должны были форсировать Неву в районе Невской Дубровки и после захвата плацдарма развивать наступление на Мгу. В ночь на 20 сентября через реку в район Московской Дубровки скрытно переправился батальон капитана В. П. Дубика, затем был переброшен батальон морской пехоты. После мощной артиллерийской подготовки, с участием морской артиллерии, начали переправу 115-я стрелковая дивизия (командир — генерал-майор В. Ф. Коньков) и 4-я отдельная бригада морской пехоты (командир — генерал-майор Б. Н. Ненашев). Обеспечивал форсирование реки специальный отряд моряков, командир капитан 2 ранга В. Ф. Зозуля. В результате на левом (южном) берегу Невы был создан плацдарм около одного километра по фронту и до 900 метров в глубину (Невский пятачок). Ожесточённая борьба за этот небольшой плацдарм продолжалась беспрерывно в течение 7,5 месяца.


В сентябре же при содействии Ладожской флотилии были высажены десанты на южное побережье озера. Однако войска 54-й армии Волховского фронта не смогли прорвать вражескую оборону и выйти на соединение с десантниками.

Хотя первая попытка прорыва блокады не имела успеха, она позволила задержать намечавшуюся переброску трёх дивизий из-под Ленинграда на московское стратегическое направление.

В октябре Военный совет Ленинградского фронта провёл новую операцию по деблокаде Ленинграда с суши. В ходе подготовки её флот скрытно перевёз с ораниенбаумского плацдарма в район предполагаемого удара стрелковую дивизию и усилил фронтовую артиллерийскую группу.

О. В. Филатов — старший научный сотрудник ЦВММ имени императора Петра Великого

Читайте также: