Джеймс уистлер биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Джеймс Эббот Макнейл Уистлер родился в России в 1844 году. То есть, конечно, найдутся зануды-биографы, которые поправят: не в России, а в американском городе Лоуэлл (штат Массачусетс) и не в 44-м, а на десять лет раньше. Но сам Уистлер (в те времена еще не Джеймс Эббот Макнейл, а просто Джимми) часто говорил, что родился - как художник и личность - когда приехал к отцу, военному инженеру, проектировавшему в Петербурге Николаевскую железную дорогу.

В 11 лет он начал брать уроки рисования у Александра Корицкого – папиного подчиненного, студента Императорской академии художеств. Корицкий водил мальчика в музеи, возил его в Петергоф, знакомил с петербургской архитектурой. В доме Уистлеров часто бывал наставник Корицкого – Карл Брюллов, за ужином взрослые много и с удовольствием спорили об искусстве. Плотность прекрасного вокруг была столь высока, что дальнейшая судьба Джеймса Уистлера была предопределена – у него было другого выбора, кроме как стать великим художником.

В 12 лет Джеймс, подававший большие надежды, был зачислен в Академию художеств – сразу на второй курс и за казенный счет. Увы, на его пути вскоре возникло неожиданное препятствие. Опасаясь, что эпидемия холеры (свирепствовавшая в те годы в России) доберется до столицы, Джордж Уистлер отослал сына в Штаты.
Опасения не были напрасными: Джордж умер от осложнений холеры в 1849 году. По настоянию матери, рассчитывавшей, что Джеймс продолжит дело отца, юноша поступил в военную академию Вест-Пойнт.

В конце концов, Уистлер завалил экзамен по химии, и был отчислен из Вест-Пойнта – к немалому своему облегчению.

Едва дождавшись совершеннолетия, Джеймс Уистлер отправляется в Париж – город, в котором (как ему кажется) никто не станет наказывать его за детей, мирно удящих рыбу с моста.

В Париже Уистлер учится у Шарля Глейра – преподавателя, в чьей мастерской в разные времена занимались Сислей, Ренуар, Моне. Он вращается в богемных кругах, живет на широкую ногу, никогда не отказывает себе в удовольствии украсить интерьер дорогим веером или ориентальной ширмой (увлечение Уистлера японской культурой приобретает в те годы характер одержимости). Равно как и в каких-либо других удовольствиях.

В 1857 году Уистлер едет в Англию, которая производит на него могучее впечатление. По возвращению в Париж, он работает над циклом офортов, изображающих Темзу, а в 62-м участвует в выставке в Лондонской королевской академии. В декабре 62-го Джеймс Уистлер в компании своей подруги Джоанны Хифферман покидает Париж, чтобы навсегда поселиться в Лондоне. И, возможно, совершает одну из главных своих ошибок.

Сейчас в это трудно поверить, но не менее эпатирующими современники находили и его картины. После переезда в Лондон, Уистлер часто бывал в Париже, можно сказать, что он жил на две столицы. И в обеих успевал получить свою порцию тумаков от критиков и публики.

Через 10 лет после парижского Салона отверженных в Лондоне состоялась первая персональная выставка Уистлера. И обернулась для него финансовым крахом.

Вопреки неудачам Уистлер продолжал сражаться с реальностью по обе стороны холста.

Разумеется, дело было в творческом мировоззрении. Однако, описывая войну, которую Уистлер вел с реализмом, нельзя не упомянуть один вполне житейский нюанс.

В конце концов, Уистлера признали. Признали коллеги, критики, публика. Признали – что важно - при жизни. Его картины удостаивались высоких наград по обе стороны Атлантики. В 1884-м его избрали почетным членом Академии художеств в Мюнхене. В 92-м наградили Орденом Почетного Легиона в Париже. И все же признание оказалось запоздалым – в письмах друзьям Уистлер все чаще жаловался на душевный износ и физическое истощение.

В 1903 году Уистлер – уже тяжело больной - готовил большую ретроспективную выставку своих картин, по обыкновению работая над каждой мелочью. До открытия он не дожил – ретроспектива состоялась лишь через два года после его смерти.

Можно спорить о том, какая из его картин имеет больший вес для истории живописи. Но главное наследие Уистлера – пожалуй, его приверженность идее, что мир можно сделать красивее и лучше, двигаясь от малого к большому. От рамы – к картине. От картины – к стене, на которой она висит. От стены – к фасаду, улице, кварталу, городу, стране, планете, мирозданию. Судя по нынешнему облику мироздания, Уистлер многое не успел. Но он, по крайней мере, пытался.

Джеймс Эббот Макнил Уистлер (англ. James Abbot McNeill Whistler, 1834—1903) — англо-американский художник, мастер живописного портрета в полный рост, а также офорта и литографии. Один из ключевых тоналистов — предшественников импрессионизма и символизма.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился 10 июля 1834 в Лоуэлле (шт. Массачусетс).

В 1850-е годы Уистлер начал делать офорты, первая серия которых была опубликована в 1858.

В 1855 он уехал в Париж, где учился живописи у Шарля Глейра. Среди живописных произведений раннего периода творчества Уистлера – У фортепиано; Побережье Бретани; Голубая волна. В 1860 он закончил вторую серию офортов – Темза, за которую получил премию Бодлера.

С конца 1850-х годов Уистлер жил главным образом в Англии; принимал участие в революционных событиях в Чили (в период Тихоокеанской войны 1864–1866 против Испании) и в 1866 в Вальпараисо написал свое первое произведение Ноктюрн. После этого в жизни художника наступило самое продуктивное время (1862–1878), он исполнил несколько прекрасных портретов, включая знаменитый Портрет матери (1872, Париж, Музей Д’Орсе), а также портреты Томаса Карлейля (1872–1873, Глазго, Городской музей и картинная галерея) и Розы Кордер (1872–1877).

Лишившись средств после судебного процесса против критика Джона Рёскина, Уистлер отправился в Венецию, где сделал серию изысканных и тонких офортов.

Отчасти поправив материальное положение и утвердив свою репутацию, он стал в 1886 президентом Общества английских художников, но постоянное стремление к полемике и новациям привело к тому, что он был вынужден уйти с этого поста.

Картины, выполненные маслом, которые Уистлер начал писать с конца 1870-х годов, не принесли ему признания. Он разводил краску до очень жидкой консистенции, пытаясь следовать рецептам японских живописцев, и его полотна темнели.

В офортах Голландской серии, выполненной в 1890-х годах, Уистлер вновь продемонстрировал свое поэтическое видение мира. Он совершил несколько путешествий за границу, а также преподавал в академии Кармен в Париже.

ТВОРЧЕСТВО

At the Piano 1859 Harmony in Green and Rose: The Music Room 1861 Symphony in White no 1 (The White Girl) 1862

Nocturne in Grey and Gold: Chelsea Snow 1876 Nocturne Grey and Gold — Canal 1884 Nocturne Trafalgar Square Chelsea Snow 1877

МАТЬ УИСТЛЕРА

Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника, 1871

Для картины позировала мать художника Анна Макнейл Уистлер (Anna McNeill Whistler), жившая в Лондоне с сыном. Есть несколько версий создания картины, по одной из них Анна Уистлер послужила в качестве замены для другой модели, в последний момент. По другой версии предполагалось, что первоначально модель Уистлера должна была позировать стоя, но, для пожилой матери долгое позирование стоя было очень обременительно. Впервые картина была представлена на 104-й выставке Королевской академии искусств в Лондоне (1872), но была отклонена Академией.

Этот эпизод усугубил разрыв между Уистлером и британским миром искусства, это была последняя картина представленная художником на утверждение академии.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ

Родился 10 июля 1834 в Лоуэлле (шт. Массачусетс). В 1850-е годы Уистлер начал делать офорты, первая серия которых была опубликована в 1858.

В 1855 он уехал в Париж, где учился живописи у Шарля Глейра. Среди живописных произведений раннего периода творчества Уистлера – У фортепиано; Побережье Бретани; Голубая волна.

В 1860 он закончил вторую серию офортов – Темза, за которую получил премию Бодлера.

С конца 1850-х годов Уистлер жил главным образом в Англии; принимал участие в революционных событиях в Чили (в период Тихоокеанской войны 1864-1866 против Испании) и в 1866 в Вальпараисо написал свое первое произведение Ноктюрн.

После этого в жизни художника наступило самое продуктивное время (1862-1878), он исполнил несколько прекрасных портретов, включая знаменитый “Портрет матери” (1872, Париж, Музей Д`Орсе), а также портреты Томаса Карлейля (1872-1873, Глазго, Городской музей и картинная галерея) и Розы Кордер (1872-1877).

В 1878 Уистлер предъявил иск в 1000 фунтов стерлингов знаменитому критику Джону Рёскину, допустившему оскорбительное высказывание о его творчестве. Судебный процесс разорил художника, в качестве компенсации он получил всего лишь один фартинг. Этот случай Уистлер описал в своей книге “Изящное искусство создавать себе врагов” (The Gentle Art of Making Enemies, 1890).

Лишившись средств, Уистлер отправился в Венецию, где сделал серию изысканных и тонких офортов.

Отчасти поправив материальное положение и утвердив свою репутацию, он стал в 1886 президентом Общества английских художников, но постоянное стремление к полемике и новациям привело к тому, что он был вынужден уйти с этого поста.

Картины, выполненные маслом, которые Уистлер начал писать с конца 1870-х годов, не принесли ему признания. Он разводил краску до очень жидкой консистенции, пытаясь следовать рецептам японских живописцев, и его полотна темнели.

В офортах Голландской серии, выполненной в 1890-х годах, Уистлер вновь продемонстрировал свое поэтическое видение мира.

Он совершил несколько путешествий за границу, а также преподавал в академии Кармен в Париже.

Близкая тема:
Афоризмы и цитаты Джеймса Уистлера

Джеймс Эбот Мак-Нейл Уистлер, (1834-1903), американский художник В молодости Уистлер хотел поступить в военную академию, но провалился на вступительном экзамене по химии. Позже он заметил по этому поводу: «Если бы кремний был газом, я был Читать дальше…

Осенью 1843 года Джеймс приехал в Санкт-Петербург вместе с отцом - инженером-путейцем, которого пригласило русское правительство для строительства железной дороги, которая должна была соединить две столицы.

Годы детства и юности, проведенные Джеймсом в России, оказались самыми безоблачными и светлыми в его полной потрясениями жизни. Снежная русская зима с катанием на коньках по льду Невы, прогулки по Царскому Селу и Петергофу - ярчайшие детские впечатления художника.

Автопортрет. Институт искусств в Детройте.

Но в апреле 1849 года скоропостижно умирает отец. Мать с детьми и гробом мужа возвращается на родину, в Америку. Приходит конец систематическим занятиям искусством. Отдав дань семейным традициям, Уистлер учится три года в Уэст-Пойнтской военной академии, затем работает чертежником в Геодезическом управлении, где овладевает техникой офорта, необходимой для изготовления карт.

Уистлер занимался своими офортами в самых различных условиях, рисуя прямо на меди, без всякой подготовки или предварительных набросков. Для него медная доска и острие были тем, что бумага, перо или карандаш для других. Поэтому так редки его карандашные рисунки на бумаге, тогда как количество гравюр весьма значительно.

Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника, 1871. Музей Орсе, Париж

Начиная с 1859 года, в течение нескольких лет Уистлер кочевал между Лондоном и Парижем. В Лондоне он останавливался у своей сестры, леди Хейден, на улице Слоан. Иногда он приводил туда своих друзей.

Уистлера привлекала своеобразная прелесть Лондона. Он понемногу совсем обосновался в Лондоне и до самой смерти всегда возвращался туда.

Розово-серый ноктюрн. Портрет леди Мё

История жизни Джеймса Эббота Макнила Уистлера

Композиция в черном, № 5: леди Ме

Выздоравливающая

В том же году Уистлер уехал из Лондона в Венецию, заключив договор с Обществом изящных искусств на создании серии из двенадцати офортов этого знаменитого города. Ему приходилось в Италии очень туго, и иногда он попадал в тягостное положение из-за отсутствия денег, но художник хранил все созданное, собираясь сделать хорошую выставку по возвращении в Лондон. И действительно, выставка венецианских работ прошла с большим успехом, что, впрочем, лишь увеличило враждебность со стороны критики.

Корте дель Парадизо

Читайте также: