Юридическая рациональность в культуре возрождения кратко
Обновлено: 07.07.2024
Цель настоящей работы - охарактеризовать сущность и специфические особенности юридической рациональности в культуре возрождения.
Задачи работы: 1) изучить интеллектуальную культуру эпохи Возрождения; 2) рассмотреть эпоху Возрождения – важный этап развития юридической науки; 3) проанализировать особенности секуляризации юридической мысли.
1. Интеллектуальная культура эпохи Возрождения
Интеллектуальная культура эпохи Возрождения – этап развития научной рациональности, связанный, с критикой средневековых, повышенным вниманием к античным интеллектуальным традициям и становлением нового мировоззрения, новой системы ценностных ориентиров. Эпоха Возрождения открывает новую главу в европейской истории – с Возрождением связывают начало модернизационных процессов в Европе .
В социально-экономическом плане модернизация – это переход от аграрного традиционного общества к индустриальному модернизированному, соответственно от феодализма к капитализму. В эпоху Возрождения в Европе появляются зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры, начинается процесс накопления капитала, развивается банковское дело и торговля, закладываются основы экспериментального естествознания.
В культурологическом плане модернизация – это переход от традиционной, консервативной по своему духу культуры к культуре антиконсервативной - креативной. В сущности, модернизация есть процесс вытеснения статичной модели социального бытия мобильной. Целью модернизации, таким образом, является не столько новый совершенный порядок, сколько новая стратегия жизни, новый инновационный стиль мышления, в рамках которого смена культурных форм осмысляется как оптимальный способ социального бытия.
Гуманисты выступают с критикой норм средневекового образования и обучения, отстаивая принципы свободы педагогической и научной деятельности. Они выступают против церковной цензуры и сословной иерархии. Гуманисты представляют собой новый тип интеллектуалов – светскую интеллигенцию. Формой организации жизни светского сообщества интеллектуалов становятся кружки и академии, прообразом последних мыслится Академия Платона. Первые академии возникают в Италии в XVI веке. Важнейшее завоевание Ренессанса, пошатнувшее монополию церкви на книжное знание – демократизация книжного знания. Изобретение Гуттенбергом книгопечатания – достижение, значение которого трудно преувеличить. Распространившись по всей Европе типографии, превратились в центры свободомыслия.
1. Агафонова Т. П., Мамычев, А. Ю. Юридическая рациональность в контексте исторической эволюции [Текст] /Т. П. Агафонова, А. Ю. Мамычев, В. В. Попов. //Власть. -2009. - № 11. - С. 67 - 70
2. Боден Ж. Шесть книг о республике/ Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т. 2. М., 2009.
3. Кампанелла Т. Го¬род Солнца. М., 2001.
4. Полное собрание сочинений Макиавелли в переводе Ж. В. Периэ. М., 1998.
5. Мор Т. Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии. М., 2000.
6. Яркова Е.Н. История и методология юридической науки: учебное по¬собие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012.- С.77.
Эта работа не подходит?
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Интеллектуальная культура эпохи Возрождения – этап развития научной рациональности, связанный, с критикой средневековых, повышенным вниманием к античным интеллектуальным традициям и становлением нового мировоззрения, новой системы ценностных ориентиров. Эпоха Возрождения открывает новую главу в европейской истории – с Возрождением связывают начало модернизационных процессов в Европе.
В социально-экономическом плане модернизация – это переход от аграрного традиционного общества к индустриальному модернизированному, соответственно от феодализма к капитализму. В эпоху Возрождения в Европе появляются зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры, начинается процесс накопления капитала, развивается банковское дело и торговля, закладываются основы экспериментального естествознания.
В культурологическом плане модернизация – это переход от традиционной, консервативной по своему духу культуры к культуре антиконсервативной - креативной. В сущности, модернизация есть процесс вытеснения статичной модели социального бытия мобильной. Целью модернизации, таким образом, является не столько новый совершенный порядок, сколько новая стратегия жизни, новый инновационный стиль мышления, в рамках которого смена культурных форм осмысляется как оптимальный способ социального бытия.
Гуманисты выступают с критикой норм средневекового образования и обучения, отстаивая принципы свободы педагогической и научной деятельности. Они выступают против церковной цензуры и сословной иерархии. Гуманисты представляют собой новый тип интеллектуалов – светскую интеллигенцию. Формой организации жизни светского сообщества интеллектуалов становятся кружки и академии, прообразом последних мыслится Академия Платона. Первые академии возникают в Италии в XVI веке. Важнейшее завоевание Ренессанса, пошатнувшее монополию церкви на книжное знание – демократизация книжного знания. Изобретение Гуттенбергом книгопечатания – достижение, значение которого трудно преувеличить. Распространившись по всей Европе типографии, превратились в центры свободомыслия.
Эпоха Возрождения – важный этап развития юридической науки. Необходимо констатировать, что практическая юриспруденция в эту эпоху не получила существенных качественных изменений. В западноевропейской юридической практике развивались традиции, сложившиеся в позднем Средневековье. Это и не удивительно, поскольку позднее Средневековье хронологически совпадает с эпохой Возрождения. Что касается юридической науки, то в эпоху Возрождения появляется ряд важных тенденций, оказывающих серьезное влияние на становление юриспруденции как самостоятельной научной дисциплины, следовательно, ее отделение, как от теологии и философии, так и от юридической практики.
Одна из таких тенденций – гуманизация юридической мысли, ведущая к рождению важных в научном плане идей. Гуманизм в правовом плане означал признание достоинства и автономии личности, обеспечения условий для ее свободного развития. Одним словом, возрожденческий гуманизм закладывает мировоззренческий фундамент такому важнейшему, лежащему в основании современной юридической науки правовому принципу как принцип прав человека. Разумеется, этот принцип был сформулирован значительно позднее – в Новое время – в эпоху классической науки, но своим рождением он во многом обязан гуманистам Возрождения. Именно их усилиями формулируется идея самоценности человека, убеждение, что достоинства человека определяются не его сословной принадлежностью или конфессиональным статусом, но его деяниями и нравственным совершенством. Государство в таком контексте начинает осмысливаться как опирающееся на принципы равенства и справедливости республиканское устройство. Соответственно от теоцентрического – теократического понимания государства и права мыслители Возрождения переходят к социоцентрическому. Гуманистическая направленность правовой мысли побуждала обращаться к античной культуре в поисках идей созвучных идеалам Возрождения. Таковой была идея общественного договора, с помощью которой мыслители Возрождения объясняли происхождение государства. При этом они акцентировали в этом процессе такой аспект как свободное изъявление своей воли организующимися в государство людьми. Издание и соблюдение законов рассматривалось гуманистами Возрождения как гарантия свободы человека, равенства людей и справедливости. Таким образом, гуманизация правовой мысли вела к разрыву с феодальными представлениями и утверждению принципиально новых стратегий человеческого бытия.
Во-первых, в определении государства и права Боден, подобно ученым Нового времени, стоит на позициях социоцентризма – он полагает, что государство, возникает посредством договора, соответственно, его высшая цель заботиться об истинном счастье индивидов, заключающемся в познании Бога, человека и природы.
Исследование Бодена по дисциплинарной принадлежности есть государствоведение, не случайно Бодена считают одним из основателей политической науки. Тем не менее, как следует из вышеизложенного, Боденом было сделано немало для развития и юридической науки.
В рамках Реформации осуществляется критический пересмотр существующих религиозных учений и институтов. Реформация представляла собой буржуазное облеченное в религиозную форму движение против феодального строя и защищавшего этот строй католицизма.
Ведущий идеологом Реформации был немецкий теолог Мартин Лютер (1483–1546 гг.). Он сформулировал важнейшие религиозно-политические идеи, которые сыграли важную роль в процессах автономизации юридического знания как специфической формы интеллектуальной культуры. М. Лютер дискредитирует авторитет Римско-католической церкви и, тем самым, способствует освобождению юридической науки от ее догматов. Важнейшей частью лютеровской доктрины является представление о том, что спасение достигается не деяниями и верой, как утверждали католики, но только верой. Лютер полагал, что каждый верующий оправдываясь верой непосредственно перед Богом, является священником самому себе. Лютер провозглашает, что между человеком и Богом, человеком и Словом Божьим не должно быть специальных посредников, только Богу, утверждает Лютер, люди обязаны повиноваться и служить. Следовательно, услуги католической церкви излишни.
М. Лютер отделяет политико-правовую сферу жизни общества от духовной, религиозной. Он утверждает, что в границах мирских отношений, светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом, тогда как в границах духа, веры единственное руководство – вера, закон Божий. Лютер утверждает, что мирской порядок обеспечивается светской властью, которая опирается на естественное, но не божественное право. Естественное право качественно отлично от права божественного, поскольку первое управляет внешним поведением людей - имущественными отношениями, вещами; тогда как область действия другого – внутренний мир человека, его душа. Этот внутренний мир, согласно Лютеру, находится вне юрисдикции государства, он не подчинен его законам.
М.Лютер, опираясь на библейские идеи, формулирует антифеодальный, антисословный принцип равноправия людей, он утверждает, что все сословия одинаковы, никто из людей не имеет превосходства над себе подобными, церковники ничем не отличается от мирян. Идея равноправия, представленная Лютером в богословской форме, тем не менее, предвосхищала важнейшие положения классической юридической науки.
Таким образом, учение М. Лютера содержит целый ряд идей, которые были восприняты последующей юридической мыслью и ряд принципов, которые способствовали тому, чтобы юридическая мысль обрела статус юридической науки.
Не менее значимым деятелем Реформации был Жан Кальвин (1509–1564), который подобно Лютеру был сторонником идей социального равноправия и разграничения полномочий власти духовной и светской. В центре кальвинского учения – догмат о божественном предопределении. Суть этого догмата заключается в том, что Бог предопределил одних людей к спасению, других – к гибели. Спасение не обеспечивается принадлежностью к высшему сословию. Ж. Кальвин специфическими религиозными аргументами отстаивает представление о равноправии людей. Помимо этого он предпринимает коренную реформу церкви, внося в ее устройство элементы демократизма и лишая священников их особого статуса посредников между человеком и Богом.
Идеологи Реформации подготовили мыслительный материал, на почве которого в XVII–XVIII вв. сложилась классическая юридическая наука.
В целом, эпоху Возрождения в развитии юридической науки можно считать периодом, обобщающим достижения юридической мысли прошлых эпох и прокладывающим пути в будущее. Возрождение – это заря восходящей науки о праве. Интеллектуальная мысль эпохи Возрождения подготавливает почву для рождения научной рациональности. В ее пространстве сталкиваются две оппозиционные формы рациональности, два идеала знания – средневековый, монологический, доктринально-дисциплинарный и античный, диалогический креативно-гуманистический. Некоторые идеологи Ренессанса пытались примирить христианство с античностью, создать некоторую новую синтетическую религию. Однако снятие этой антитезы осуществляется уже в Новое время – время рождения европейской науки.
Важное место в интеллектуальной культуре Средневековья занимала алхимия, главной задачей которой был поиск субстанции, превращающей обычные металлы в золото и служащей средством бесконечного продления человеческой жизни. Алхимия представляла собой типичное порождение средневековой культуры, сочетая магическое и мифологическое видение мира с трезвым практицизмом и экспериментальным подходом.
Развитие юридической научной мысли в Средневековье определяется, в первую очередь, тем, что господствующей формой культуры становится религия, подчиняющая все иные ее формы. Юриспруденция обретает статус прикладной отрасли теологии, соответственно, юридический дискурс сплетается с богословским. Таким образом, наблюдается явный регресс в развитии юридической науки – рациональные формы юридического знания сжимаются под натиском образно-эмоциональных, сакральных. Особенно ярко эти особенности средневековой юриспруденции представлены в Творчестве Августина Аврелия (354-430 гг.). Основой правопонимания у Августина выступает теоцентризм – представление о Боге как главном источнике права. Августин выдвигает идею двух градов – земного человеческого и небесного Божиего. При этом Град Божий выступает как идеал, к которому следует стремиться людям, поскольку истинная справедливость существует только в Граде Божием.
Теоцентрического понимания права придерживается и Фома Аквинский (1225–1274) - доминиканский монах, ученый-богослов, один из главных идеологов римской католической церкви и создателей схоластики – теологической системы католицизма, главной задачей которой было обоснование постулатов веры средствами человеческого разума.
Аквинат выдвинул концепцию иерархии законов. Высшим законом является вечный закон – управляющий Вселенной Божий закон, от которого происходят все иные законы; вторым в иерархии выступает естественный закон, который есть не что иное, как отражение вечного Божиего закона в человеческом разуме, в сознании мыслящих существ; и, наконец, последний в иерархии - человеческий (позитивный) закон, который должен соответствовать естественному закону.
Помимо этого Фома Аквинский выделяет также позитивный Божественный закон, который, по его мнению, дан в Библии и учит правильному образу жизни. Библия, таким образом, рассматривается как главное руководство в жизни человека.
Апелляция к текстам Священного Писания как к решающим доказательствам правоты и догматизм – элементы схоластической манеры значительно тормозили развитие юридической науки. Однако в схоластике был и ряд положительных моментов. Схоласты проявляли большой интерес к вопросам логической техники: приемам классификации, формам ведения споров, искусству аргументации и т.д. В схоластике присутствовала ярко выраженная тенденция обеспечить строгость рассуждения, последовательность, непротиворечивость и ясность получаемых выводов. При соответствующих обстоятельствах акцентирование на собственно логических аспектах исследования открывало возможности перехода к рациональному изучению объектов, к рационалистической методологии.
Главными факторами развития юридической мысли в Средневековье был рост производительных сил, развитие ремесла и торговли, усложнение социальных связей, развитие городов. Именно они стимулировали постепенное расширение, углубление и специализацию знаний о праве и государстве, переход от богословского сакрального понимания права к научному - рациональному.
Однако подлинное возрождение дренеримской юриспруденции связано с деятельностью средневековых юристов. Развитие ремесла и торговли, рост городов и усложнение общества рождают настоятельную потребность в правовом регулировании. С этой целью реанимируется римское право, а также формируется сословие юристов. В средние века существовали три вида норм права, управлявших общественною жизнью: римское, каноническое и обычное право. Соответственно этому практиковали три разряда юристов.
Интерес к Римскому праву усиливается в XIV столетии, что было обусловлено не столько уважением к классической древности, сколько практической потребностью найти систему права, более соответствующую новым экономическим условиям, чем обычаи феодального строя. Возникает школа постглоссаторов или комментаторов, среди которых особенно выделяется юрист Бартоло да Сассоферрато (1314 – 1357 гг.). В отличие от школы глоссаторов, которая характеризовалась теоретическим интересом к Римскому праву, школа комментаторов характеризовалась практическим интересом к Римскому праву, стремлением приспособить его нормы к новым условиям жизни. Если глоссаторы признавали Римское право только в его чистом виде, т.е. для них каждая буква древнеримских источников была священна; то комментаторы стремились использовать авторитетные римские законы для регулирования жизненных отношений, не останавливаясь перед необходимостью изменять смысл этих законов применительно к новым требованиям жизни. В то время, когда вся образованность сосредоточивалась в лице монахов, легисты представляли светскую науку.
Третью группу юристов составили практики – знатоки обычного права, которые в процессе исполнения судебных обязанностей знакомились с действовавшими в их местности нормами. Деятельность этой группы юристов достигает апогея в XIII веке. Среди выдающихся юристов-практиков - Филипп да Бомануар, Эйке фон Репгоф.
Каждое из направлений юридической мысли западноевропейского Средневековья имело свой объект, свои исследовательские цели и практические задачи, однако в методологическом плане они были едины. Дух схоластической философии, с присущим ему авторитаризмом подчинил себе зарождающуюся науку о праве и сковал стремление средневековых юристов к свободомыслию. Авторитаризм выступал как особая манера доказывать истинность выдвигаемых положений ссылками на авторитеты. Для легистов главным авторитетом были пандекты классических юристов Рима. Для декретистов - творения отцов церкви, для практиков – традиции и обычаи старины. Необходимо, тем не менее, отметить, что, подчиняясь принципу авторитаризма, который составлял основу интеллектуальной культуры Средневековья, средневековые юристы, в частности, легисты и практики, отстаивали свои, отличные от авторитетов схоластики авторитеты. Это обстоятельство способствовало секуляризации юридического знания, вело к формированию светской интеллигенции. Представители схоластической философии, увидев в новой светской науке серьезную угрозу, пытались запретить ее преподавание. Например, Р. Бэкон полагал, что судьба христианства находится в опасности, если юриспруденция, основанная на Римском праве, не подчинится теологии.
Схоластический метод господствовал как в преподавании, так и в написании научной литературы. Подобно схоластической философии, средневековая юриспруденция базировалась на дедуктивных логических умозаключениях, состоящих из посылок, в качестве которых выступали правила, содержащиеся в римских источниках, или мнения авторитетных юристов, и выводов, которые составляли главную часть знаний. Этой, выработанной схоластикой схеме изложения, подчинялось преподавание Римского права. Его организация сводилась к чтению и толкованию авторитетного текста, а также иллюстрациям того, как должна применяться та или иная толкуемая норма. Письменные произведения средневековых юристов являли собой отражение устного преподавания. Подобно схоластике, средневековая юриспруденция тяготела к различного рода детализациям, классификациям, расчленениям понятий, определениям, уточнениям, что подавляло свободную мысль. Препятствовало развивтию свободомыслию также злоупотребление цитатами. Познания средневековых юристов в области филологии, истории, латыни были слабы, что вело к некорректным переводам и интерпретациям. Средневековые юристы мало интересовались вопросами теории права, они не стремились вникнуть в его сущность, определить его формы. Их правовое сознание было обращено в прошлое, которое почиталось как образец для подражания. Обновление системы юридико-нормативного регулирования осуществлялось за счет обращения к вечным и неизменным правилам.
Тем не менее, средневековые юристы внесли значительный вклад в развитие логики толкования норм Римского права. Их усилиями юридическое мышление было подготовлено к дальнейшей работе в области теории права. В рамках наполненной духом схоластики средневековой юриспруденции, западноевропейская юридическая мысль обретала логическую стройность и зрелость.
При всей склонности к авторитаризму деятельность средневековых юристов не была лишена творческих элементов. Творческая деятельность сторонников обычного права выразилась в составлении сборников обычного права. При этом работа составителей не была чисто механической, поскольку авторы выборочно относились к бытующим нормам и нередко исключали несправедливые нормы, заменяя их справедливыми. Зачастую сборник вследствие его практической эффективности приобретал силу авторитета и распространял свое действие на местности, в которых нормы, в него включенные, никогда не действовали.
Творческая активность легистов выразилась в распространении действия Римского права на отношения, не нормированные местным обычным правом, а также в видоизменении действовавшего права в духе Римского. Достижения легистов в области практической юриспруденции были значительными - они добились легальной возможности приобретать недвижимость для лиц, принадлежащих к бюргерскому сословию. Легисты способствовали передаче дела правосудия из рук отдельных сеньоров, римско-католической церкви в руки королевской, общегосударственной власти.
В Средневековье получает дальнейшее развитие юридическое образование. В период раннего Средневековья юридическое образование отсутствует, что было связано с закрытием языческих школ императором Юстинианом. Однако уже в X веке появляются школы, в которых преподается право. В XII веке появляются университетское юридическое образование. Например, в Болонском университете в середине XII века римскому праву обучались несколько тысяч студентов из разных стран Европы. В XII – XV веках возникают юридические факультеты в Кембриджском, Парижском, Падуанском, Оксфордском университетах. Юриспруденция становится частью Европейской культуры.
Подводя итог размышлениям о развитии юридической науки в Средневековье необходимо констатировать, что юридическая наука в Средневековье не была еще наукой в полном смысле этого слова. Это было обусловлено целым рядом причин. Во-первых, юридическая мысль носила авторитарный характер, постоянная апелляция к авторитетам душила свободомыслие. Схоластический метод, несомненно, способствовал развитию интеллектуальной культуры, но научным его назвать можно лишь с большими оговорками. Во-вторых, юридическая наука Средневековья не сформировалась как специфический социальный институт, с присущими ему особенностями. Средневековые объединения юристов напоминали скорее корпорации ремесленников, нежели сообщества ученых. Наконец, в-третьих, средневековая юриспруденция не разорвала связей с религией, оставаясь подотчетной церкви структурой.
Таким образом, развитие рационализма в Средневековье – сложный, нелинейный процесс. С одной стороны, очевидны регрессивные тенденции, связанные с ограничительным и, отчасти, репрессивным воздействием религиозной культуры, с другой стороны, налицо и важные позитивные сдвиги. Бесспорным достижением средневекового рационализма являются логические исследования, в рамках которых формируются, уточняются, детализируются общелогические методы исследования. Другим не менее важным открытием Средневековья является университет, который выступает как первый специализированный научный институт. Многие нормы университетского образования и науки были образованы в Средневековье и способствовали становлению научного рационализма как такового. Тем не менее, Средневековье – этап протонауки, средневековый научный рационализм не обрел самостоятельного социального и познавательного статуса, оставаясь частью религиозной культуры.
§6. Юридическая рациональность в культуре Возрождения
Интеллектуальная культура эпохи Возрождения – этап развития научной рациональности, связанный, с критикой средневековых, повышенным вниманием к античным интеллектуальным традициям и становлением нового мировоззрения, новой системы ценностных ориентиров. Эпоха Возрождения открывает новую главу в европейской истории – с Возрождением связывают начало модернизационных процессов в Европе.
В социально-экономическом плане модернизация – это переход от аграрного традиционного общества к индустриальному модернизированному, соответственно от феодализма к капитализму. В эпоху Возрождения в Европе появляются зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры, начинается процесс накопления капитала, развивается банковское дело и торговля, закладываются основы экспериментального естествознания.
В культурологическом плане модернизация – это переход от традиционной, консервативной по своему духу культуры к культуре антиконсервативной - креативной. В сущности, модернизация есть процесс вытеснения статичной модели социального бытия мобильной. Целью модернизации, таким образом, является не столько новый совершенный порядок, сколько новая стратегия жизни, новый инновационный стиль мышления, в рамках которого смена культурных форм осмысляется как оптимальный способ социального бытия.
Гуманисты выступают с критикой норм средневекового образования и обучения, отстаивая принципы свободы педагогической и научной деятельности. Они выступают против церковной цензуры и сословной иерархии. Гуманисты представляют собой новый тип интеллектуалов – светскую интеллигенцию. Формой организации жизни светского сообщества интеллектуалов становятся кружки и академии, прообразом последних мыслится Академия Платона. Первые академии возникают в Италии в XVI веке. Важнейшее завоевание Ренессанса, пошатнувшее монополию церкви на книжное знание – демократизация книжного знания. Изобретение Гуттенбергом книгопечатания – достижение, значение которого трудно преувеличить. Распространившись по всей Европе типографии, превратились в центры свободомыслия.
Эпоха Возрождения – важный этап развития юридической науки. Необходимо констатировать, что практическая юриспруденция в эту эпоху не получила существенных качественных изменений. В западноевропейской юридической практике развивались традиции, сложившиеся в позднем Средневековье. Это и не удивительно, поскольку позднее Средневековье хронологически совпадает с эпохой Возрождения. Что касается юридической науки, то в эпоху Возрождения появляется ряд важных тенденций, оказывающих серьезное влияние на становление юриспруденции как самостоятельной научной дисциплины, следовательно, ее отделение, как от теологии и философии, так и от юридической практики.
Одна из таких тенденций – гуманизация юридической мысли, ведущая к рождению важных в научном плане идей. Гуманизм в правовом плане означал признание достоинства и автономии личности, обеспечения условий для ее свободного развития. Одним словом, возрожденческий гуманизм закладывает мировоззренческий фундамент такому важнейшему, лежащему в основании современной юридической науки правовому принципу как принцип прав человека. Разумеется, этот принцип был сформулирован значительно позднее – в Новое время – в эпоху классической науки, но своим рождением он во многом обязан гуманистам Возрождения. Именно их усилиями формулируется идея самоценности человека, убеждение, что достоинства человека определяются не его сословной принадлежностью или конфессиональным статусом, но его деяниями и нравственным совершенством. Государство в таком контексте начинает осмысливаться как опирающееся на принципы равенства и справедливости республиканское устройство. Соответственно от теоцентрического – теократического понимания государства и права мыслители Возрождения переходят к социоцентрическому. Гуманистическая направленность правовой мысли побуждала обращаться к античной культуре в поисках идей созвучных идеалам Возрождения. Таковой была идея общественного договора, с помощью которой мыслители Возрождения объясняли происхождение государства. При этом они акцентировали в этом процессе такой аспект как свободное изъявление своей воли организующимися в государство людьми. Издание и соблюдение законов рассматривалось гуманистами Возрождения как гарантия свободы человека, равенства людей и справедливости. Таким образом, гуманизация правовой мысли вела к разрыву с феодальными представлениями и утверждению принципиально новых стратегий человеческого бытия.
Интеллектуальная культура эпохи Возрождения – этап развития научной рациональности, связанный, с критикой средневековых, повышенным вниманием к античным интеллектуальным традициям и становлением нового мировоззрения, новой системы ценностных ориентиров. Эпоха Возрождения открывает новую главу в европейской истории – с Возрождением связывают начало модернизационных процессов в Европе.
В социально-экономическом плане модернизация – это переход от аграрного традиционного общества к индустриальному модернизированному, соответственно от феодализма к капитализму. В эпоху Возрождения в Европе появляются зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры, начинается процесс накопления капитала, развивается банковское дело и торговля, закладываются основы экспериментального естествознания.
В культурологическом плане модернизация – это переход от традиционной, консервативной по своему духу культуры к культуре антиконсервативной - креативной. В сущности, модернизация есть процесс вытеснения статичной модели социального бытия мобильной. Целью модернизации, таким образом, является не столько новый совершенный порядок, сколько новая стратегия жизни, новый инновационный стиль мышления, в рамках которого смена культурных форм осмысляется как оптимальный способ социального бытия.
Гуманисты выступают с критикой норм средневекового образования и обучения, отстаивая принципы свободы педагогической и научной деятельности. Они выступают против церковной цензуры и сословной иерархии. Гуманисты представляют собой новый тип интеллектуалов – светскую интеллигенцию. Формой организации жизни светского сообщества интеллектуалов становятся кружки и академии, прообразом последних мыслится Академия Платона. Первые академии возникают в Италии в XVI веке. Важнейшее завоевание Ренессанса, пошатнувшее монополию церкви на книжное знание – демократизация книжного знания. Изобретение Гуттенбергом книгопечатания – достижение, значение которого трудно преувеличить. Распространившись по всей Европе типографии, превратились в центры свободомыслия.
Эпоха Возрождения – важный этап развития юридической науки. Необходимо констатировать, что практическая юриспруденция в эту эпоху не получила существенных качественных изменений. В западноевропейской юридической практике развивались традиции, сложившиеся в позднем Средневековье. Это и не удивительно, поскольку позднее Средневековье хронологически совпадает с эпохой Возрождения. Что касается юридической науки, то в эпоху Возрождения появляется ряд важных тенденций, оказывающих серьезное влияние на становление юриспруденции как самостоятельной научной дисциплины, следовательно, ее отделение, как от теологии и философии, так и от юридической практики.
Одна из таких тенденций – гуманизация юридической мысли, ведущая к рождению важных в научном плане идей. Гуманизм в правовом плане означал признание достоинства и автономии личности, обеспечения условий для ее свободного развития. Одним словом, возрожденческий гуманизм закладывает мировоззренческий фундамент такому важнейшему, лежащему в основании современной юридической науки правовому принципу как принцип прав человека. Разумеется, этот принцип был сформулирован значительно позднее – в Новое время – в эпоху классической науки, но своим рождением он во многом обязан гуманистам Возрождения. Именно их усилиями формулируется идея самоценности человека, убеждение, что достоинства человека определяются не его сословной принадлежностью или конфессиональным статусом, но его деяниями и нравственным совершенством. Государство в таком контексте начинает осмысливаться как опирающееся на принципы равенства и справедливости республиканское устройство. Соответственно от теоцентрического – теократического понимания государства и права мыслители Возрождения переходят к социоцентрическому. Гуманистическая направленность правовой мысли побуждала обращаться к античной культуре в поисках идей созвучных идеалам Возрождения. Таковой была идея общественного договора, с помощью которой мыслители Возрождения объясняли происхождение государства. При этом они акцентировали в этом процессе такой аспект как свободное изъявление своей воли организующимися в государство людьми. Издание и соблюдение законов рассматривалось гуманистами Возрождения как гарантия свободы человека, равенства людей и справедливости. Таким образом, гуманизация правовой мысли вела к разрыву с феодальными представлениями и утверждению принципиально новых стратегий человеческого бытия.
Во-первых, в определении государства и права Боден, подобно ученым Нового времени, стоит на позициях социоцентризма – он полагает, что государство, возникает посредством договора, соответственно, его высшая цель заботиться об истинном счастье индивидов, заключающемся в познании Бога, человека и природы.
Исследование Бодена по дисциплинарной принадлежности есть государствоведение, не случайно Бодена считают одним из основателей политической науки. Тем не менее, как следует из вышеизложенного, Боденом было сделано немало для развития и юридической науки.
В рамках Реформации осуществляется критический пересмотр существующих религиозных учений и институтов. Реформация представляла собой буржуазное облеченное в религиозную форму движение против феодального строя и защищавшего этот строй католицизма.
Ведущий идеологом Реформации был немецкий теологМартин Лютер(1483–1546 гг.). Он сформулировал важнейшие религиозно-политические идеи, которые сыграли важную роль в процессах автономизации юридического знания как специфической формы интеллектуальной культуры. М. Лютер дискредитирует авторитет Римско-католической церкви и, тем самым, способствует освобождению юридической науки от ее догматов. Важнейшей частью лютеровской доктрины является представление о том, что спасение достигается не деяниями и верой, как утверждали католики, но только верой. Лютер полагал, что каждый верующий оправдываясь верой непосредственно перед Богом, является священником самому себе. Лютер провозглашает, что между человеком и Богом, человеком и Словом Божьим не должно быть специальных посредников, только Богу, утверждает Лютер, люди обязаны повиноваться и служить. Следовательно, услуги католической церкви излишни.
М. Лютер отделяет политико-правовую сферу жизни общества от духовной, религиозной. Он утверждает, что в границах мирских отношений, светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом, тогда как в границах духа, веры единственное руководство – вера, закон Божий. Лютер утверждает, что мирской порядок обеспечивается светской властью, которая опирается на естественное, но не божественное право. Естественное право качественно отлично от права божественного, поскольку первое управляет внешним поведением людей - имущественными отношениями, вещами; тогда как область действия другого – внутренний мир человека, его душа. Этот внутренний мир, согласно Лютеру, находится вне юрисдикции государства, он не подчинен его законам.
М.Лютер, опираясь на библейские идеи, формулирует антифеодальный, антисословный принцип равноправия людей, он утверждает, что все сословия одинаковы, никто из людей не имеет превосходства над себе подобными, церковники ничем не отличается от мирян. Идея равноправия, представленная Лютером в богословской форме, тем не менее, предвосхищала важнейшие положения классической юридической науки.
Таким образом, учение М. Лютера содержит целый ряд идей, которые были восприняты последующей юридической мыслью и ряд принципов, которые способствовали тому, чтобы юридическая мысль обрела статус юридической науки.
Не менее значимым деятелем Реформации был Жан Кальвин (1509–1564), который подобно Лютеру был сторонником идей социального равноправия и разграничения полномочий власти духовной и светской. В центре кальвинского учения – догмат о божественном предопределении. Суть этого догмата заключается в том, что Бог предопределил одних людей к спасению, других – к гибели. Спасение не обеспечивается принадлежностью к высшему сословию. Ж. Кальвин специфическими религиозными аргументами отстаивает представление о равноправии людей. Помимо этого он предпринимает коренную реформу церкви, внося в ее устройство элементы демократизма и лишая священников их особого статуса посредников между человеком и Богом.
Идеологи Реформации подготовили мыслительный материал, на почве которого в XVII–XVIII вв. сложилась классическая юридическая наука.
В целом, эпоху Возрождения в развитии юридической науки можно считать периодом, обобщающим достижения юридической мысли прошлых эпох и прокладывающим пути в будущее. Возрождение – это заря восходящей науки о праве. Интеллектуальная мысль эпохи Возрождения подготавливает почву для рождения научной рациональности. В ее пространстве сталкиваются две оппозиционные формы рациональности, два идеала знания – средневековый, монологический, доктринально-дисциплинарный и античный, диалогический креативно-гуманистический. Некоторые идеологи Ренессанса пытались примирить христианство с античностью, создать некоторую новую синтетическую религию. Однако снятие этой антитезы осуществляется уже в Новое время – время рождения европейской науки.
Резюме
Вопросы для самопроверки
1. Каковы, на ваш взгляд, предпосылки формирования юридического рационализма как познавательной стратегии?
2. В чем заключаются особенности античного, средневекового, ренессансного юридического рационализма?
4. Как вы полагает, почему древнеримская юриспруденция рассматривается как протонаука?
6. Каков, на ваш взгляд, вклад средневековых юристов в современную юридическую науку?
Примечания
1. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. - М., 1994. - С.33
2. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: Ее генезис и обоснование. - М., 1988.- С. 136-138.
в качестве контрольных тема 2: 1. Юридическая мысль в культуре древней Греции и наука о праве в древнем Риме
2. Юридический рационализм средневековья и юридическая рациональность в культуре возрождение.
в качестве семинарских Тема 5. я и Марина берем: 1.Основные идеи и принципы герменевтики как методологии социально-гуманитарного познания.2. Герменевтика в истории методологической мысли.
Кристина, тема 8 делится на подвопросы, надо какой-то из подвопросов взять
Анастасия, я уже эту тему взяла,
Читайте также: