Познание и знание кратко

Обновлено: 18.05.2024

Знание — объективная реальность, данная в сознании че­ловека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание - обусловленный практикой процесс при­обретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодейст­вие объекта и субъекта, результатом которого является но­вое знание.

Термин знание употребляется в трех основных аспектах: 1) способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности; 2) любая познавательно значимая ин­формация; 3) особая познавательная единица, существую­щая во взаимосвязи с практикой. Второй и третий аспекты и есть предмет исследования особой философской дисципли­ны - теории познания, гносеологии.

На ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, это сведения о природе, людях, ус­ловиях их жизни, общении, социальных связях и т. д. Осно­вой данной формы познания были опыт повседневной жиз­ни и практика. Одной из исторических форм было игровое познание. В ходе игры человек осуществляет активную по­знавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний. Важную роль на) начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание. Оно пред­ставляет собой фантастическое отражение реальности, яв­ляется бессознательно-художественной переработкой при­роды и общества народной фантазией. В рамках мифологий вырабатывались определенные знания о природе и людях.

Внутри мифологии зародилась художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наиболь­шее развитие в искусстве. Древнейшими формами познания являются философское и религиозное познание.

Важнейшей формой познания является научное позна­ние. Наука - это форма духовной деятельности людей, на­правленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании.

Наука имеет цель: постижение истины и открытие объ­ективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции раз­вития действительности и способствовать их изменению.

Уже античные философы стремились выявить специфи­ку познавательного процесса, его уровни, формы и проти­воречия. Аристотелем была создана формальная логика, Ге­раклит и Платон разработали диалектику, исследовались проблемы истины и заблуждения.

Большой шаг в развитии теории познания и методологии был сделан в философии Нового времени. Процесс по­знания стал предметом специального исследования таких философов, как Локк и Лейбниц. Ими были разработаны эмпирический, рационалистический и универсальный мето­ды, заложены основы математической логики, сформулиро­ван ряд диалектических идей.

Главное достижение немецкой классической философии - диалектика: трансцендентальная логика Канта его учение о категориях и антиномиях, антитетический метод Фихте, диалектическая натурфилософия Шеллинга. Гегель представил диалектику как систему категорий, обосновал поло­жение о совпадении диалектики, логики и теории познания, дал систематическую критику метафизического метода мышления.

Много продуктивных мыслей, связанных с разработкой теории познания, содержится в русской философии. Это идеи о роли практики в знании, о совпадении форм мышле­ния с формами бытия, о значении философии для научного познания (Чернышевский), В.Соловьев занимался вопроса­ми различий между философской и формальной логикой, о формах знания и истине.

В современной западной философии проблемами познания занимаются представители постпозитивизма, струк­турализма, аналитической философии, герменевтики, эво­люционной эпистемологии. Содержательно и адекватно проблемы познания решает диалектико-материалистическая гносеология.

Знание — объективная реальность, данная в сознании че­ловека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание - обусловленный практикой процесс при­обретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодейст­вие объекта и субъекта, результатом которого является но­вое знание.



Термин знание употребляется в трех основных аспектах: 1) способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности; 2) любая познавательно значимая ин­формация; 3) особая познавательная единица, существую­щая во взаимосвязи с практикой. Второй и третий аспекты и есть предмет исследования особой философской дисципли­ны - теории познания, гносеологии.

На ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, это сведения о природе, людях, ус­ловиях их жизни, общении, социальных связях и т. д. Осно­вой данной формы познания были опыт повседневной жиз­ни и практика. Одной из исторических форм было игровое познание. В ходе игры человек осуществляет активную по­знавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний. Важную роль на) начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание. Оно пред­ставляет собой фантастическое отражение реальности, яв­ляется бессознательно-художественной переработкой при­роды и общества народной фантазией. В рамках мифологий вырабатывались определенные знания о природе и людях.

Внутри мифологии зародилась художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наиболь­шее развитие в искусстве. Древнейшими формами познания являются философское и религиозное познание.

Важнейшей формой познания является научное позна­ние. Наука - это форма духовной деятельности людей, на­правленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании.

Наука имеет цель: постижение истины и открытие объ­ективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции раз­вития действительности и способствовать их изменению.

Уже античные философы стремились выявить специфи­ку познавательного процесса, его уровни, формы и проти­воречия. Аристотелем была создана формальная логика, Ге­раклит и Платон разработали диалектику, исследовались проблемы истины и заблуждения.

Большой шаг в развитии теории познания и методологии был сделан в философии Нового времени. Процесс по­знания стал предметом специального исследования таких философов, как Локк и Лейбниц. Ими были разработаны эмпирический, рационалистический и универсальный мето­ды, заложены основы математической логики, сформулиро­ван ряд диалектических идей.

Главное достижение немецкой классической философии - диалектика: трансцендентальная логика Канта его учение о категориях и антиномиях, антитетический метод Фихте, диалектическая натурфилософия Шеллинга. Гегель представил диалектику как систему категорий, обосновал поло­жение о совпадении диалектики, логики и теории познания, дал систематическую критику метафизического метода мышления.

Много продуктивных мыслей, связанных с разработкой теории познания, содержится в русской философии. Это идеи о роли практики в знании, о совпадении форм мышле­ния с формами бытия, о значении философии для научного познания (Чернышевский), В.Соловьев занимался вопроса­ми различий между философской и формальной логикой, о формах знания и истине.

В современной западной философии проблемами познания занимаются представители постпозитивизма, струк­турализма, аналитической философии, герменевтики, эво­люционной эпистемологии. Содержательно и адекватно проблемы познания решает диалектико-материалистическая гносеология.

Ученый с микроскопом

Познание — это совокупность процессов, методов и процедур по получению знаний об окружающем нас мире. К его главной цели относят выявление закономерностей, регулирующих процессы и явления происходящие в мире, социуме и внутри отдельных людей. Все сведения, получаемые людьми посредством органов чувств, систематизируются головным мозгом и сохраняются в сознании, что помогает человеку значительно упростить собственное существование на Земле.

Основной задачей познания является достижение объективной истины. Усваивая информацию об окружающей реальности, человек приобретает необходимый ему багаж знаний и начинает лучше понимать суть происходящего вокруг него. Впоследствии приобретенные знания используются людьми на практике для преобразования окружающей действительности и удовлетворения собственных потребностей. Следовательно, получение знаний и их дальнейшее практическое применения для преобразования человеком социума и природы представляет собой единое целое, а познавательная деятельность неотрывно связана с практическим применением накопленных знаний, без которого она теряет смысл.

Различия между знанием и познанием минимальны, они отличаются друг от друга лишь как процесс и его итоговый результат или некая фиксация полученного результата, готового к практическому использованию. Субъектом деятельности по сбору знаний признается познающий окружающий мир индивид либо группа индивидов, объектом является предмет или явление окружающего мира. Если смотреть на приобретение и накопление знаний максимально широко, то его объектом является вся окружающая нас действительность.

Одной из важнейших характеристик познание, которое помогает лучше понять всю специфику этого процесса, является наличие 2-х уровней познания: чувственного и рационального. Рассмотрим каждый из уровней познания более подробно.

Уровни (ступени) познания

Итак, специалисты выделяют два основных уровня познания — чувственное (с помощью органов чувств) и рациональное (осмысление и переработка полученного знания). Это 2 ступени, которые имеют принципиальные отличия, но при этом они тесно связаны друг с другом. Остановимся более подробно на каждой из форм.

Чувственное познание

Чувственное познание основано на восприятии человеком информации с помощью органов чувств, иными словами – при помощи зрения, слуха, обоняния. Эта разновидность познавательного процесса достигается посредством:

  • Ощущения, т.е. отражения определенных свойств предметов материального мира и его явлений путем их воздействия на органы чувств. Данное воздействие позволяет людям ощущать различные свойства вещей, в частности, их форму, цвет, запах и т.д.
  • Восприятия, создающего на основе чувств целостные образы вещей, явлений и процессов. Восприятие помогает сформировать представление.
  • Представления — т.е. получаемый при помощи органов чувств обобщенный и наглядно сформированный образ определенной вещи, процесса либо явления, впоследствии сохраненный в человеческом сознании и воспроизводимый им уже без участия органов чувств.

Более подробно о чувственном познании читайте в этой статье.

Рациональное познание

Рациональное познание относят к достаточно сложным способам отражения реальности, оно осуществляется с помощью разума и им наделены исключительно люди. К его главным механизмам относят сравнения, обобщения, отвлечения и уподобления. Формами указанной разновидности познавательной деятельности являются:

  • Понятия, т.е. мысли, утверждающие общие и существенные характеристики вещей.
  • Суждения – мысли, утверждающие либо отрицающие что-либо о предмете.
  • Умозаключения, под которыми подразумеваются мысленные связи между несколькими суждениями с выведением из них уже принципиально нового суждения. Выводы бывают индуктивными (их получают методом развития частных суждений к общим), дедуктивными (здесь развитие мысли наоборот, идет от общего к частному) и полученными по аналогии.

Более подробно о рациональном познании читайте в этой статье.

Формы познания

Познание разделяют на научное и ненаучное, при этом в состав ненаучной познавательной деятельности входят обыденная, художественная, мифологическая и религиозная формы. Кратко опишем каждую из них, а затем более подробно рассмотрим научное познание.

  • Научным познанием называют научно обоснованное получение объективных знаний, отражающих законы, по которым развивается и функционирует окружающая реальность. Данная форма объединяет в себе описание, объяснение и предсказание различных процессов, наблюдаемых и отмечаемых исследователями по мере накопления знаний.
  • Суть обыденной формы сводится к получению знаний посредством наблюдения за каким-либо явлением. Получаемая информация представляет собой совокупность различных данных, не сводимых в единую систему. Целью подобной познавательной деятельности является применение полученных знаний на практике.
  • Художественным (или творческим) познанием называют способ отражения действительности с помощью художественной символики и образов.
  • Философская форма познавательной деятельности формируется вокруг стремления ученых найти разумные и логичные объяснения явлениям, происходящим в нашем мире, одновременно определив место человека в окружающей действительности.
  • Религиозную форму познания относят к самопознанию, с ее помощью индивид изучает религиозные моральные основы, а также познает Бога.
  • Мифологическое познание было характерно для первобытного общества, с его помощью люди могли объяснить непонятные им явления вмешательством высших сил.
  • Самопознанием называю процесс узнавания человеком самого себя, своих личных качеств, свойств и особенностей. К основным методам самопознания относят самоанализ, сравнительный анализ, проводимый индивидом при сравнении себя с окружающими, наблюдение человека за собой и собственным поведением и др.

Научное познание

Итак, научное познание — это одна из разновидностей познавательной деятельности, направленная на выявление сути вещей и явлений окружающей действительности, на открытие связей между ними а так же законов, определяющих их развитие. Итогом указанного вида деятельности становится сформированная система знаний о природе, людях и социуме, с возможностью описания, пояснения и предсказания дальнейшего развития событий. Предметом подобного исследования может стать любой предмет либо явление, к примеру, общество, государство, отдельный природный процесс, экономическая деятельность человека, закономерности функционирования психики людей и т.д. К его ключевым признакам относят:

  • истинность и объективность полученных знаний;
  • получение информации сопровождается применением специальных методов, характерных для научной деятельности;
  • у исследователя есть возможности проверить добытые им знания;
  • исследование характеризуется высокой степенью теоретической обобщенности.

Уровни научного познания

Специалисты выделяют эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Эмпирическим (или опытным) уровнем обеспечивается работа исследователей по выявлению объективных фактов и присущих им скрытых связей и взаимоотношений между явлениями и вещами в окружающей действительности. Субъект на данном уровне получает правильное описание интересующих его процессов и явлений. К методам эмпирической познавательной деятельности относят научные наблюдения и эксперименты.

Более подробно об эмпирическом познании читайте в этой статье.

На теоретическом (или рациональном) уровне научно-познавательной деятельности происходит раскрытие внутренних связей, сложившихся между различными предметами и явлениями. Именно на этом уровне учеными выдвигаются гипотезы и теории, к основным методам рационального уровня относят идеализацию, абстрагирование, аналогию, анализ и синтез, дедукцию и индукцию. На практике оба описанных выше уровня тесно связаны между собой, они постоянно дополняют друг друга.

Формы научно-познавательного процесса

Основными формами научного познания являются:

Методы научного познания

К основным методам научно-познавательной деятельности относят:

  • Научные наблюдения, т.е. организованную и целенаправленную работу по восприятию исследователем вещей и явлений с получением объективных сведений о них;
  • Эксперименты представляют собой исследования определенных явлений в специализированных, искусственно созданных для этого условиях. Они производятся для проверки уже выдвинутых гипотез и теорий либо для сбора данных, необходимых для начала научного поиска;
  • Анализ способствует мысленному либо реальному разложению конкретной вещи на образующие ее элементы для их детального изучения;
  • Синтез противоположен анализу, с его помощью ученые объединяют различные составные элементы определенного предмета для выявления связей между ними в составе целостной вещи;
  • Моделирование призвано воспроизвести характеристики конкретного предмета с помощью другого предмета, создаваемого специально для этой цели;
  • Метод аналогии заключается в выдвижении исследователем предположения о сходстве двух внешне разных вещей по причине сходства некоторых свойств и признаков данных вещей;
  • Абстрагирование основано на мысленном отвлечении от перечня свойств предмета для понимания сути одного, важнейшего для исследования свойства указанного предмета;
  • Формализация отображает результаты познавательного процесса с помощью формул, понятий и утверждений;
  • Идеализация призвана помочь исследователю мысленно создать не существующий в реальности, но необходимый для исследования абстрактный объект;
  • Математизация помогает выразить свойства изучаемого объекта числовым способом посредством использования разнообразных измерительных методов;
  • Дедукция позволяет ученым делать выводы, двигаясь от общего к частному;
  • Индукция, наоборот, основывается на выводах, сделанных от частного к общему.

Функции познания

Познанию отведены две важнейшие для общества и каждого отдельного человека функции. Первая из них заключается в формировании у индивида с помощью познавательной деятельности собственного мировоззрения, а также стратегии и принципов по взаимодействию с другими людьми и миром. Благодаря этому люди смогли не только адаптироваться к условиям окружающей их среды, но и начали преобразовывать ее.

Вторая ключевая функция познания заключается в формировании у человека в процессе познавательной деятельности критического подхода к собственной личности, что со временем становится главнейшим условием для саморазвития индивида, его становления и самосовершенствования. А движение вперед отдельных людей постепенно приводит в движение все общество.

Заключение

Таким образом, под познавательной деятельностью понимают способность отдельной личности воспринимать своим разумом исходящую извне информацию, а затем – анализировать и обрабатывать ее, делая логические выводы на основе полученных фактов. Главной целью познавательного процесса является не только изменение человеком окружающей среды, но и изменение отдельно взятой личности с помощью получения и применения ею новых знаний.

Познание и знание - взаимосвязанные понятия.

Содержание

Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира [1] [2] (природы [3] ).

Зна́ние — результат процесса познавательной деятельности (познания) [4] [5] [6] .


Познавая мир, человек приобретает знания [7] .


Процесс познания является основным предметом теории познания - гносеологии [8] .

Знание как таковое является предметом теории знания - эпистемологии [9] .

Говоря о формах познания, выделяют прежде всего научное и ненаучное познание [10] , причём к последнему относятся обыденное и художественное познание [11] , а также познание мифологическое и религиозное [12] .

Отдельно выделяют философское познание мира [13] .

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания — это процесс получения объективного знания, направленного на отражение закономерностей действительности [14] .

Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений наблюдаемой действительности [15] .

Художественное познание - это отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

Мифологическое познание характерно для первобытной культуры.

Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни.

Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность.

Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер.

Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём.

Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках.

В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.


Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образцовую основу [16] .

К исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание (строится на основе условно принимаемых правил и целей, позволяет возвыситься над повседневным бытием, не заботиться о выгоде, вести себя в соответствии со свободно принятыми игровыми нормами). Возможен обман партнёра и сокрытие истины. Носит обучающе-развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения [16] .

Выделяют различные виды знания: научное, вненаучное, обыденно-практическое (обыденное, здравый смысл), интуитивное, религиозное и др.

Обыденно-практическое — знание, существовавшее ещё на ранних этапах человеческой истории и доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности (т. н. здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции и т. п.), носит несистемный, бездоказательный, бесписьменный характер [16] . Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия.

Научное — знание, основанное на рациональности, характеризуется объективностью и универсальностью, и претендует на общезначимость. Научное познание — процесс получения объективного, истинного знания. Его задача — описать, объяснить и предсказать процесс и явление действительности. Научные революции, происходящие в ходе развития научного познания и приводящие к смене теорий и принципов, сменяются периодами нормального развития науки (углубление и детализация знаний) [16] .

Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.

Форма научного знания младше многих форм вненаучного знания [16] .


Знания могут быть

Декларативные знания содержат в себе лишь представление о структуре неких понятий. Эти знания приближены к данным, фактам. Например: высшее учебное заведение есть совокупность факультетов, а каждый факультет, в свою очередь, есть совокупность кафедр.

Процедурные же знания имеют трансформационную и управляющую природу. В них представлены средства и пути преобразования, проверки, управления информацией и знаниями, способы генерации и получения новых знаний. Это алгоритмы разного рода. Например: метод мозгового штурма для поиска новых идей.

Знания могут быть научными и вненаучными.

Научные знания могут быть

  • эмпирическими (на основе опыта или наблюдения)
  • теоретическими (на основе анализа абстрактных моделей).

Научные знания в любом случае должны быть основанными на эмпирической или теоретической доказательной основе.

Теоретические знания — абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и природу процессов изменения объектов, протекающих в предметной области. Эти знания объясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов.

Вненаучные знания могут быть [16] :

Народная наука — особая форма вненаучного и внерационального знания. Прежде была привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода, ныне стала делом отдельных групп или субъектов (знахарей, целителей, экстрасенсов) [16] .

Выделяют: личностные (неявные, скрытые, пока не формализованные) знания и формализованные (явные) знания.


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Концепции современного естествознания: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 2. Знание и познание

1. Научное знание и его критерии

Для естествознания, как и для философии в целом, большое значение имеет такой критерий, как знание. В словаре русского языка Ожегова С. И. даются два определения понятия знания:

1) постижение действительности сознанием;

2) совокупность сведений, познаний в какой-нибудь области. Давайте определимся, что такое знание в философском смысле.

Знание — это многоаспектный проверенный практикой результат, который был подтвержден логическим путем, процесс познания окружающего мира. Многоаспектность философского знания, как уже было сказано выше, вытекает из того, что философия состоит из множества наук.

Можно назвать несколько критериев научного знания:

1) систематизированность знания;

2) непротиворечивость знания;

3) обоснованность знания.

Систематизированность научного знания означает, что весь накопленный опыт человечество приводит (или должно приводить) к определенной строгой системе.

Непротиворечивость научного знания означает, что знания в различных областях науки дополняют друг друга, а не исключают. Этот критерий непосредственно вытекает из предыдущего. Первый критерий в большей мере помогает устранять противоречие — строгая логичная система построения знания не даст одновременно существовать нескольким противоречивым законам.

Обоснованность научного знания. Научное знание может подтверждаться путем многократного повторения одного и того же действия (т. е. эмпирически). Обоснование научных концепций происходит путем обращения к данным эмпирического исследования либо путем обращения к возможности описывать и предсказывать явления (проще говоря, опираясь на интуицию).

2. Познание. Методы познания

Выделяют следующие виды познания:

1) житейское познание;

2) художественное познание;

3) чувственное познание;

4) эмпирическое познание.

Житейское познание — это опыт, накопленный за многие века. Заключается оно в наблюдении и смекалке. Данное познание, без сомнения, приобретается только в результате практики.

Чувственное познание — это то, что мы воспринимаем с помощью органов чувств (например, я слышу звонок мобильного телефона, я вижу красное яблоко и т. д.).

Главное отличие чувственного познания от эмпирического заключается в том, что эмпирическое познание осуществляется с помощью наблюдения или эксперимента. При проведении эксперимента используется компьютер или другой прибор.

Методы познания:

Индукция — это умозаключение, сделанное на основе двух и более предпосылок. Индукция может приводить как к верному, так и к неверному выводу.

Дедукция — это переход, сделанный от общего к частному. Метод дедукции, в отличие от метода индукции, всегда ведет к истинным выводам.

Анализ — это деление изучаемого объекта или явления на части и составляющие.

Синтез — это процесс, противоположный анализу, т. е. соединение частей объекта или явления в единое целое.

3. Средства научного познания

Средства научного познания написаны на языке науки. Все ученые-философы подмечают, что большинство средств научного познания происходит из математики (Галилей даже утверждал, что книга природы написана на языке математики). Поэтому математику сложно назвать отдельной наукой, она соприкасается со многими науками: физикой, химией, астрономией и т. д.

Читайте также: