Политическое лидерство в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Главная особенность в процессе формирования современного политического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой - унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.

Номенклатурное прошлое, усугубляемое отсутствием социального контроля, ярко проявляется у посткоммунистических российских лидеров, которые воспроизводят некоторые формы и методы деятельности номенклатурной системы. В этом отношении российские политические лидеры ближе к номенклатурному, чем к западному типу лидерства.

Особенностью современных российских лидеров является и то, что они зачастую совмещают роль владельца средств производства, выполняющего функции организатора производства, и роль политика, выполняющего функции организатора политической жизни. Согласно региональному законодательству, запрет на совмещение депутатского мандата с предпринимательской деятельностью распространяется только на депутатов, работающих на постоянной основе, чем активно пользуются представители крупного бизнеса. Стоит отметить, что в странах Западной Европы большинство политических лидеров являются профессиональными политиками, а в США политические лидеры зачастую совмещают роль собственника и политика.

Политические реформы В.В. Путина способствовали ослаблению негативного влияния региональных политических лидеров на экономическую и политическую ситуацию в стране, поставили их в зависимость от федерального центра.

Исследователи, основываясь на мировом опыте, полагают, что в России возможны, по крайней мере, три сценария дальнейшего развития событий.[4]

3. Процесс демократизации общества идет дальше, осуществляется коренная реформа политической системы. Устанавливается устойчивый, самовоспроизводящийся институт политического лидерства: разветвленная по вертикали и горизонтали своеобразная сеть политических лидеров различных уровней и масштабов. Соперничая и сотрудничая друг с другом, они способствуют осуществлению контроля за деятельностью всех элементов власти (в том числе и высшего), включению различных групп общества в политический процесс.

Испытание властью - тяжелейшее испытание. Важно, чтобы современные политические лидеры концентрировали внимание не столько на использовании ее как таковой, сколько на формировании с ее помощью мотивов активной деятельности людей, здоровой общественной атмосферы, направленной на раскрытие потенциала личности. Незнание или деформации содержания и методов политического руководства служат показателем некомпетентности лидеров.

Заключение

Существует несколько теорий, объясняющих происхождение политического лидерства.

Теория черт. Суть этой теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами личности.

Более современной теорией является факторно-аналитическая концепция. Она различает чисто индивидуальные качества лидера и характерные для него черты поведения, связанные с достижением определенных политических целей.

Факторно-аналитическая концепция вводит в теорию лидерства понятие целей и задач, связанных с определенной ситуацией. В результате взаимодействия индивидуальных качеств лидера и стоящих перед ним целей вырабатывается стиль его поведения (стиль лидерства).

Идею зависимости лидерства от определенных социальных условий развивает и обосновывает его ситуационная концепция. Она исходит из относительности, флюидности и множественности феномена лидерства.

Уточнением, развитием и качественным обогащением ситуационной концепции явилась теория, объясняющая феномен лидера через его последователей и конституентов. Именно последователь воспринимает лидера, воспринимает ситуацию и в конечном счете принимает или отвергает лидерство. Достоинством такого подхода к лидеру является его рассмотрение как особого рода отношений между руководителем и его конституентами, выступающих в виде цепочки взаимосвязанных звеньев: конституенты – последователи – активисты – лидер.

Прояснить субъективные механизмы политического лидерства помогают психологические концепции лидерства.

Совокупность различных интерпретаций политического лидерства позволяет видеть его разнообразные стороны, аспекты, однако еще не дает целостной картины этого феномена.

Попытку решить эту задачу, осуществить комплексное исследование лидерства представляет собой его интерактивный анализ. Он учитывает четыре главных момента лидерства: черты лидера; задачи, которые он призван выполнять; его последователей и конституентов; систему их взаимодействия, механизм взаимоотношения лидера и его конституентов.

И все же создать единую, универсальную концепцию лидерства, по всей вероятности невозможно, поскольку само это явление чрезвычайно многообразно по своему проявлению и функциям, зависит от исторических эпох, типов политических систем и др. факторов.

Существуют разнообразные классификации лидерства. В зависимости от отношения руководителя к подчиненным оно делится на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их участии в управлении.

Одна из наиболее распространенных типологий лидерства дана М. Вебером. Он подразделял лидеров на традиционных (вожди племен, монархи и т.п.) – их авторитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных, или рутинных – это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических, наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, способностями к руководству.

Список литературы

1. Блондель Ж. Политическое лидерство. М.: НОРМА, 2002.

2. Гроджилов М.И. Политическое лидерство. // Соц.-полит. журн. - № 12. – 2001.

3. Демидов А.И. Долгов В.М., Малько А.В. Политология: учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 397 с.

4. Мухаев Р.Т. Теория политики: Учебник для вузов. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2006. – 523 с.

5. Общая и прикладная политология: Учебное пособие. / Под ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 2005. – 992 с.

6. Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2004. – 588 с.

7. Политология. Учебное пособие. / Под ред. Б.И. Краснова. М.: НОРМА-ИНФРА, 2001. – 458 с.

8. Урнов М., Касамара В. Современная Россия: вызовы и ответы. Сборник материалов. – М.: Закон, 2005. – 363 с.

[1] Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М., 2005. С.346.

[2] Урнов М., Касамара В. Современная Россия: вызовы и ответы: Сборник материалов. М., 2005. С.27

Российская политика персонифицирована: отношение народа к процессам, происходящим в ней, строится на отношении к личности политических лидеров. Политический лидер – это личность, возглавляющая какую-либо политическую организацию и играющая существенную роль в политических процессах благодаря наличию у нее политической власти или возможности воздействовать на власть. Статья посвящена видным политическим деятелям современной России.


Кого можно считать политическими лидерами современной России

После распада Советского Союза Россия переживает длительный и трудный период перехода от посттоталитарного режима к демократическому. Главным шагом на этом пути было принятие в 1993 году новой Конституции, в которой были закреплены основные принципы демократии:

  • принцип разделения властей;
  • принцип многопартийности;
  • политическое и правовое равенство всех граждан.

Разделение властей необходимо для того, чтобы не допустить узурпации власти одним человеком или органом. Три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная уравновешивают и контролируют друг друга. Глава государства – Президент РФ возглавляет государственную исполнительную власть, координирует работу ее органов.

Президент Российской Федерации В.В. Путин – безусловный политический лидер страны. Одержав победу на выборах 2000 года, он стал руководителем государства, почти 10 лет существовавшего в условиях тяжелейшего экономического кризиса. Массовая безработица, война в Чечне, высокий уровень организованной преступности, внутренние политические конфликты и огромный внешний долг – это неполный перечень проблем, которые предстояло решить новому президенту России. За годы своего правления В. В. Путину удалось:

  • стабилизировать экономику, повысить благосостояние граждан;
  • остановить войну и потушить очаг терроризма в Чечне;
  • укрепить обороноспособность страны, вернуть армии престиж;
  • организовать эффективную борьбу с организованной преступностью, бандитизмом, коррупцией;
  • снизить зависимость экономики от импорта;
  • укрепить авторитет России на международной арене;
  • вернуть в состав России Крым и Севастополь.

В. В. Путин достойно представляет Россию на мировой политической арене, последовательно отстаивает национальные интересы в международных отношениях, принимает политические решения и проводит в жизнь политические программы, направленные на улучшение уровня и качества жизни граждан.

Г.А. Зюганов – лидер Коммунистической Партии РФ, Председатель Центрального Совета Союза Коммунистических партий – КПСС, член Парламентской ассамблеи Совета Европы, депутат Государственной Думы.

В.В. Жириновский – лидер ЛДПР, депутат и руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе. Баллотировался на пост президента 6 раз. Публичная деятельность Жириновского сопровождается регулярными скандалами и потасовками. Активный оратор, участник митингов протеста.

Заключение

Политическое лидерство – сложное взаимодействие лидера и его последователей. Быть лидером – значит пользоваться у них авторитетом и вызывать доверие. Быть политическим лидером – значит использовать данные народом возможности для выражения его интересов в политике. Политические лидеры современной России – первое лицо государства и главы политических партий, выполняют эту функцию в силу имеющихся у них ресурсов.

Особенно велика роль политических лидеров для тех стран, в которых происходят радикальные преобразования. Поэтому проблема лидерства в современной России представляет особый интерес. Дело в том, что в переходных обществах именно политические лидеры выступают инициаторами преобразований в стране и формируют стратегию и тактику достижения поставленных целей. В связи с этим встаёт вопрос, какими же качествами должен обладать политический лидер в России, чтобы превратить её в могучую и процветающую страну?

Прежде всего, у политического лидера должна быть собственная политическая программа преобразований в стране. Лидер является генератором новых политических инициатив, привлекающих людей, заставляющих их участвовать в политике.

Кроме того, политический лидер должен суметь реализовать свою программу. Поэтому очень важны и личные качества лидера: воля, целеустремлённость, настойчивость в осуществлении своей цели.

При этом истинный политический лидер, имеющий и отстаивающий свою программу, считается таковым независимо от своих официальных постов. Так, генерал де Голль был политическим лидером всю жизнь, даже тогда, когда он не был президентом Франции. Другой пример уже из нашей жизни. Б.Ельцин в 1987-1989 гг. не занимал высоких официальных постов, но оставался популярным политическим лидером. Одним из важнейших условий политического лидерства является популярность. Настоящий лидер не только выдвигает и защищает собственную программу, он ещё должен суметь завоевать массы, повести их за собой.

Говоря о качествах политического лидера, нужно иметь в виду, что это только идеальный вариант, а в реальной жизни не всегда эти качества сочетаются в одном политическом лидере. И это можно проследить на примере современных политических лидеров России.

Так, несомненной заслугой М. Горбачева является то, что он выдвинул саму идею перестройки, обосновал её необходимость и заставил поверить в неё не только значительную часть партийно-государственного аппарата, но и народа. На первом этапе своей деятельности он, несомненно, пользовался большой популярностью. М.Горбачёв много ездил по стране, часто выступал по телевидению, произносил много ярких и для большинства населения убедительных речей. Однако ему не хватило настойчивости и целеустремлённости в проведении реформ, а зачастую у него не было ясной программы преобразования в стране. Всё это приводило к колебаниям, попыткам найти опору то среди демократов, то среди консерваторов. Такая непоследовательность, а зачастую беспринципность привели к тому, что М.Горбачёв потерял доверие и у тех, и у других, а в конечном итоге и у народа.

Велика была роль Б.Ельцина в разрушении старой коммунистической системы, но как созидатель новой демократической, процветающей России он оказался несостоятельным. Итоги правления Б.Ельцина всем известны. Экономический кризис, падение жизненного уровня большинства россиян, гигантский внешний долг, рост преступности и коррупции. Беда Б.Ельцина в том, что у него, как и у М. Горбачева, не оказалось чёткой и ясной программы проведения рыночных реформ в стране. А это грозит ему тем, что в историю России он войдёт не как великий реформатор, а как политический авантюрист: наобещал много, а ничего не получилось.

Именно поэтому поиск лидера, способного вывести нашу страну из кризиса и превратить Россию в процветающее и демократическое государство, является сегодня одной из центральных задач. Нам сегодня крайне необходимо найти такого лидера, каким был де Голль для Франции, М.Тэтчер для Англии, Дэн Сяопин для Китая. Станет ли таким лидером президент В. Путин, покажет время.



Лекция 8. ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ

Особенно велика роль политических лидеров для тех стран, в которых происходят радикальные преобразования. Поэтому проблема лидерства в современной России представляет особый интерес. Дело в том, что в переходных обществах именно политические лидеры выступают инициаторами преобразований в стране и формируют стратегию и тактику достижения поставленных целей. В связи с этим встаёт вопрос, какими же качествами должен обладать политический лидер в России, чтобы превратить её в могучую и процветающую страну?

Прежде всего, у политического лидера должна быть собственная политическая программа преобразований в стране. Лидер является генератором новых политических инициатив, привлекающих людей, заставляющих их участвовать в политике.

Кроме того, политический лидер должен суметь реализовать свою программу. Поэтому очень важны и личные качества лидера: воля, целеустремлённость, настойчивость в осуществлении своей цели.

При этом истинный политический лидер, имеющий и отстаивающий свою программу, считается таковым независимо от своих официальных постов. Так, генерал де Голль был политическим лидером всю жизнь, даже тогда, когда он не был президентом Франции. Другой пример уже из нашей жизни. Б.Ельцин в 1987-1989 гг. не занимал высоких официальных постов, но оставался популярным политическим лидером. Одним из важнейших условий политического лидерства является популярность. Настоящий лидер не только выдвигает и защищает собственную программу, он ещё должен суметь завоевать массы, повести их за собой.

Говоря о качествах политического лидера, нужно иметь в виду, что это только идеальный вариант, а в реальной жизни не всегда эти качества сочетаются в одном политическом лидере. И это можно проследить на примере современных политических лидеров России.

Так, несомненной заслугой М. Горбачева является то, что он выдвинул саму идею перестройки, обосновал её необходимость и заставил поверить в неё не только значительную часть партийно-государственного аппарата, но и народа. На первом этапе своей деятельности он, несомненно, пользовался большой популярностью. М.Горбачёв много ездил по стране, часто выступал по телевидению, произносил много ярких и для большинства населения убедительных речей. Однако ему не хватило настойчивости и целеустремлённости в проведении реформ, а зачастую у него не было ясной программы преобразования в стране. Всё это приводило к колебаниям, попыткам найти опору то среди демократов, то среди консерваторов. Такая непоследовательность, а зачастую беспринципность привели к тому, что М.Горбачёв потерял доверие и у тех, и у других, а в конечном итоге и у народа.

Велика была роль Б.Ельцина в разрушении старой коммунистической системы, но как созидатель новой демократической, процветающей России он оказался несостоятельным. Итоги правления Б.Ельцина всем известны. Экономический кризис, падение жизненного уровня большинства россиян, гигантский внешний долг, рост преступности и коррупции. Беда Б.Ельцина в том, что у него, как и у М. Горбачева, не оказалось чёткой и ясной программы проведения рыночных реформ в стране. А это грозит ему тем, что в историю России он войдёт не как великий реформатор, а как политический авантюрист: наобещал много, а ничего не получилось.

Именно поэтому поиск лидера, способного вывести нашу страну из кризиса и превратить Россию в процветающее и демократическое государство, является сегодня одной из центральных задач. Нам сегодня крайне необходимо найти такого лидера, каким был де Голль для Франции, М.Тэтчер для Англии, Дэн Сяопин для Китая. Станет ли таким лидером президент В. Путин, покажет время.


Институт политического лидерства – новое явление для России. Вместе с тем этот феномен и в нашей стране имеет свою предысторию и традиции.

Лидерство имеет объективную и субъективную стороны. Оно коренится в самой природе человека и общества, основывается на сущностных потребностях сложно организованных систем в целях обеспечения их функциональной способности. Известно, что ни один политический процесс невозможен без участия политических лидеров. Очень часто именно они определяют содержание и характер политических событий.

Политические процессы в России имеют более чем тысячелетнюю историю. Творцами российской истории выступали легендарные герои, монархи, полководцы. Основной тенденцией было возрастание роли личности первого лица государства.

Отличительной чертой, главным ингредиентом политического лидерства является его неразрывная связь с феноменом власти. Политическое лидерство – это личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических, психологических взаимоотноше-ний и ориентацией в группе, организации, обществе. Лидерство не существует само по себе. Это всегда взаимодействие, прежде всего речь идет о внутреннем взаимодействии лидера и его соратников, лидера и населения. На протяжении многих веков формируются эти отношения под взаимным влиянием множества факторов.

В современной науке политическое лидерство характеризуется неоднозначно, но, прежде всего как разновидность власти и форма признания авторитета. В России все властвующие персоны наделялись авторитетом.

Традиции политического лидерства в первую очередь лучше рассматривать с точки зрения времени и пространства. Под временем понимается модернизация или регресс политического режима, влияние социально-экономической, культурно-психологической среды на формирование лидера в тот или иной момент истории. В этом случае глава государства в рамках системы социального действия выполняет функцию целедостижения, поддержания определенного порядка совместного сущест-вования, позволяющего согласовывать свои индивидуальные и групповые действия и обеспечивать эффективное использование имеющихся в их распоряжении ресурсов.

В пространстве политический лидер формируется и изменяется под влиянием географической и геополитической сред.

Одной из особенностей России является то, что на протяжении всей истории для российского государства было характерно либо смена, либо слияние демократических и автократических традиций. Этот симбиоз автократии и демократии порождал следующее: в течение истории нашего государства демократия, не уравновешенная автократией, обычно превращалась в охлократию, а автократия, не уравновешенная демократией, — в деспотию (неограниченную единоличную власть).

Автократические традиции сформировали у населения привычку персонифицировать власть и делать ставку на сильных (волевых) руководителей государства. Русский народ требовал сильной личной власти, особенно в грозные и смутные времена. Хотя в спокойные годы мог обходиться без автократии. С сильной личной властью связана эффективная государственная власть. Именно сильные личности могут заставить почувствовать свою власть (Александр Невский, покинувший Новгород). Огромной силой обладали реформаторы и самодержцы – Иван IV, Петр I, Сталин. Их особенность: опора на массы, борьба с элитой, переделка государства на свой лад. В массовом сознании представление о российской государст-венности до сих пор связано с обликом популярного и сильного государя и вождя.

Автократы пользовались такой популярностью в России из-за низкой политической мобильности демократических институтов, а это, в свою очередь, было обусловлено качественной неоднородностью населения страны. Именно из-за качественного многообразия страны властную функцию могут осуществлять лишь единовластные правители. Любопытно, что легитимация их власти всегда осуществлялась на моральной основе (по типу ценностно-рационального социального действия в теории М. Вебера). Автократы России выдвигались на руководящие должности из рядов политической элиты на основе личного превосходства, а правили — на основе личного примера. Они лучше всех делали сами то, что требовали от других, демонстрируя всему населению страны в соответствующие ситуации образец (стандарт) поведения.

В России с точной периодичностью ослабление позиций политического лидерства сменялось жесткой харизматической монопольной властью. Именно монополизм власти определил ту непомерно высокую цену, которую пришлось заплатить обществу за достижение определенных целей в развитии статуса государства.

Достаточно глубокое влияние на формирование политического лидерства в России оказал социально-экономический фактор. Обладая безграничным ресурсным потенциалом, многообразием ландшафтных и климатических типов, наличия на всей территории огромного количества наций и этносов, наша страна нуждалась в таком правителе, который бы смог максимально, но при этом рационально использовать весь потенциал страны, увеличивая вес Отечества на международной сцене и повышая статус Державы.

Размер страны обусловливает наличие приграничных территорий: выход к морям, соседство с другими государствами. При этом в любой момент со стороны приграничных территорий можно ожидать агрессии. В таких ситуациях политический лидер должен выполнять функцию мобилизации населения. Состояние страха вынуждает население выбирать главу государства, способного на немедленную реакцию и координацию действий подчиненных.

Политика в России всегда была персонифицирована, а массовое сознание ориентировалось на личность.

На стиль политического лидерства оказывает влияние множество факторов: культура, установки, характер, опыт, знания самого лидера. Но особое влияние оказывает история формирования взаимоотношений общества и государства. В тех случаях, когда в возникновении государства решающая роль принадлежит внешнему завоеванию, чаще всего возникает авторитарная доминанта политике и соответствующий ей этико-культурный принцип («страх).

Наиболее распространенным стилем политического лидерства в России был авторитарный (директивный). Он ориентирован на жесткое руководство с акцентом на административное принуждение и эгоцентризм лидера при выработке решений

Вместе с тем, по другим критериям – уровню активности личности в исполнении функций и отношению к выполняемым обязанностям — можно отметить, что для России характерны и такие стили, как активно-позитивный, т.е. ориентированный на достижение (Петр I, Ленин); активно-негативный, направленный на удовлетворение личного самолюбия; пассивно-позитивный, характеризующийся привязанностью к занимаемой должности. Если анализировать стиль политического лидерства по критерию психологических черт, качеств поведения лидера, то в России наиболее распространенным будет параноидальный (лидер-хозяин).

Политические лидеры России не владеют методами когнитивного стиля руководства, который определяется по критерию уровня восприятия явлений и процессов, образующих объекты профессиональной деятельности.

Политические лидеры в России очень слабо исполняют свои функциональные обязанности. Важнейшими из них являются: диагностическая, стратегическая и прагматическая — выработка курса развития; интегративная и мобилизационная – объединение масс вокруг общих целей и ценностей; координационная — осуществление взаимодействия власти и общества, защита общества от беззакония и самоуправства бюрократии, и т.п. Конструктивную функцию – выражение интересов общества в конкретной программе — в России стремился реализовать каждый значимый лидер. Но большинству это не удавалась. Они заняты преимущественно тем, что реагируют на уже свершившиеся события.

Политико-культурная ориентация российских лидеров на власть как главную ценность служит проявлением их эгоцентризма. Они ориентируют власть на себя, на удовлетворение преимущественно своих личных потребностей. При отсутствии собственной социальной базы целью их политической деятельности оказывается укрепление верховной власти, концентрация политического господства.

Необходимо также отметить, что крайняя и максимально завышенная оценка функций и эффективности политического лидера проявляется в культе личности. Чрезмерное возвеличивание и даже обожествление человека также имело место в истории России.

Для России наиболее распространенными являются следующие типы политического лидерства:

— по критерию выполнения функций (Платон) — лидерство военачальников, хорошо знающих свое дело;

— в зависимости от характера цели и воздействия на общество – и консервативное, и реформаторское, и революционное;

Лидерство может быть формальным и неформальным. В России наиболее распространенным было неформальное лидерство, которое характеризовало субъективную способность, готовность и умение выполнять роль лидера (Александр Невский, Пожарский и Минин), а также признание за ним права на руководство со стороны членов общества, и основывается на авторитете, приобретенном в результате обладания определенными личными качествами. Хотя в политике формальный, институциональный аспект является ведущим, поскольку здесь реализация потребностей в самоорганизации и упорядочении деятельности огромного количества людей зависит не столько от индивидуальных качеств, сколько от силы и влияния организации.

Для России более присущ вождизм, а не лидерство. Поскольку в российской политике лидера доминируют подбор и укрепление преданного ему окружения, а эффективность измеряется прочностью земляческих связей; сложный механизм власти заменяется приказами, желаниями вождя и повиновением последователей; общество отождествляется с государством, политика — с идеологией, воля вождя – с волей народа, истории; восприятие действительности становится иррациональным. Иррациональным становится стремление окружения наделить вождя необыкновенными способностями, необычайной мудростью и прозорливостью, знанием всего того, что должны знать страна и народ. Новый вождь невольно наследует технологию власти своих предшественников. А так как среди них обычно бывает один, наделенный необыкновенными качествами и овеянный легендарной славой, то новый вождь стремится уподобиться его образу. В советской и постсоветской России именно вожди олицетворяли персонифицированные формы власти, представляя собой феномен подданнической политической культуры.

В современных условиях, казалось бы, многие признаки персонифицированной власти в России трансформировались из вождизма в политическое лидерство. Однако изменились преимущественно внешние атрибуты личной власти, правила ее формирования. В действительности концентрация в руках Президента такого объема законодательных, исполнительных и представительских полномочий (не считая военных), отсутствие реальных правовых рычагов контроля за его деятельностью сохраняют вождизм как сущность персонифицированной власти, хотя и облеченной в цивилизованную форму.

В традициях России, особенно в кризисные времена — приглашение неизвестных (или малоизвестных), со стороны на властвование, на политическое лидерство.

Спецификой российского лидерства является и персонализация власти. Российские правители по-разному пользовались властью. Одни были озабочены общим благом, другие – удовлетворением собственных прихотей.

Для России характерно полное отождествление власти божественного и земного царя. Становясь великим вождем, этот реальный субъект верховной власти приобретал право на высшее уважение, становясь священным и неприкосновенным. Преступления против него строго карались. А высшее лицо, не имеющее над собой высшего судьи, безответственно, ибо всякая ответственность предполагает еще более высокое лицо. Поэтому самодержавные правители признавались ответственными только перед Богом. Будучи безответственной, верховная власть и в царской России, и в СССР признавалась непогрешимой, и прежде всего в юридическом смысле.

Все эти особенности политического лидерства в России являются следствием того обстоятельства, что политика в нашей стране никогда не была профессией. Поэтому в ней царят дилетантизм и элементарная политическая неграмотность.

Лидерство – это способ организации власти в гражданском обществе с развитым политическим сознанием большинства его социальных слоев. Поскольку такое общество в России только формируется, поэтому и политическое лидерство находится в стадии становления. Но не учитывать имеющиеся традици.

Читайте также: