Сенсуализм это в обществознании кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сенсуализм — это направление в теории познания, представляющее восприятие и ощущения главным источником достоверного знания.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основные положения и принципы сенсуализма

В теории сенсуализма выделяют два направления:

  1. Умеренный сенсуализм, признающий влияние разума на процесс познания.
  2. Крайний, представители которого считают единственным источником знаний чувственное взаимодействие с внешним миром.

При этом в той или иной мере сторонники теории признают следующие положения:

Отталкиваясь от этих постулатов, представители течения склонны утверждать первозданность ощущений и вторичность мысли, преувеличивать значение восприятия и принижать значимость разума.

Познавательная теория сенсуализма

Познавательная теория сенсуализма наиболее точно отображена в научных трудах английского философа 18 века Джона Локка.

Джон Локк оказал сильное влияние на развитие европейской социальной философии, а также на американское общество. В частности, его идеи были использованы в процессе создания конституции США.

Видные деятели сенсуализма

Помимо Локка основателями сенсуализма считаются британский философ Джордж Беркли и шотландский психолог Дэвид Юм.

Позиция Джорджа Беркли

Отличие позиции Джорджа Беркли заключается в отрицании объективности первичных качеств. По его мнению, все качества следует считать вторичными.

Масса предмета одному человеку может показаться незначительной, в то время как для другого она окажется достаточно большой. То же самое с размером: ребенку дерево кажется очень высоким, взрослый воспринимает эту высоту как нечто усредненное. А это, по убеждению Беркли, может означать одно: все качества вторичны.

Философ настаивал, что любой объект — это комплекс ощущений, а материальное бытие обусловлено возможностью восприятия. При этом он допускал возможность существования вещей, которые человек не способен воспринимать и ощущать. Поэтому многие критики относят Беркли к противникам классического материализма и сторонникам субъективно-идеалистического сенсуализма.

Убеждения Дэвида Юма

В своей стране Дэвид Юм считался ярким представителем субъективно-идеалистического сенсуализма. Однако современные философы считают, что его позиция была намного менее категоричной, нежели позиция Джорджа Беркли.

Юм считал, что человек не может судить о мире только по своим ощущениям, так как в этом случае невозможно установить реальные факты. Также ученый высказывал сомнения насчет мистических и религиозных концепций, настаивая на том, что люди не могут достоверно установить существование божественных существ и явлений.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

(франц. sensualisme, от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно которому чувственность является гл. формой достоверного познания. В противоположность рационализму С. стремится вывести всё содержание познания из деятельности органов чувств. С. бли-зок эмпиризму, признающему чувств. опыт единств. источником достоверного знания.

Виднейшими представителями материалистич. С. бы-ли франц. материалисты 18 в. Ламетри, Гельвеций, Д идро, Тольбах, которые связывали ощущения как основу всех знаний с объективным миром — их источником. В созерцательном сенсуализме Кондильяка наметилась агностическая и позитивистская тенденция. Материа-листич. сенсуализм Фейербаха в противоположность умозрительно-спекулятивному идеализму, господствовавшему в нем. философии кон. 18 — нач. 19 вв., утверждал непосредств. достоверность чувств. познания. Однако С. франц. материалистов и Фейербаха страдал ограниченностью, связанной с непониманием специфи-ки рациональной ступени познания.

Диалектич. материализм, исходя из признания общественно-практич. природы познания, связывает воедино, чувственную и рациональную форму познанияя, раскрывает диалектику их_ взаимодействия.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

(лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение) – направление в теории познания, согласно к-рому в отличие от рационализма чувственность является гл. формой познания. С. стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств, а также свести все содержание сознания к их показаниям как первоначальным элементам.

В истории философии вопрос о роли разума и чувств в процессе познания возник как только встала проблема генезиса человеч. сознания. Первоначально и еще недостаточно четко идеи С. формулируются в индийской философии (в учении чарвака), в китайской философии (в учении моистов), в древнегреческой философии (Гераклит, отчасти Демокрит и Аристотель, являющийся в целом рационалистом).

В дальнейшем ходе истории философии определяются материалистич. и идеалистич. направления С. Материалистич. С. усматривает в чувств. деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств – отражение этого мира. Идеалистич. С. видит в чувств. деятельности некую самостоятельную и самосущую сферу. Идеализм наметился уже в С. Протагора с его релятивистской и субъективистской тенденцией, усилившейся у Аристиппа и его последователей из основанной им киренской школы. Провозглашая чувств. восприятие единств. источником наших знаний, эти философы вместе с тем утверждали, что оно сообщает людям данные только относительно их собств. состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся их причинами (Секст Эмпирик, Adversus mathematicos, VII, 191 и сл.). Последние непознаваемы, и понятие истины применимо только к изменениям нашего собств. существа (там же, а также Diag. L. 11, 192). Впрочем С. киренских философов представлял собой не столько положение теории познания, сколько положение развитой ими этики гедонизма.

Система материалистич. С. была сформулирована Эпикуром, являвшимся гл. представителем этого направления в античности и одним из наиболее последовательных сенсуалистов в истории философии.

Более умеренный С. был разработан стоицизмом уже в древней его фазе. В отличие от эпикурейцев стоики признавали истинным не каждое чувств. восприятие, а только те из них, к-рые возникают в человеч. сознании при определенных условиях ("каталептические образы"). Отвергая взгляд, по к-рому понятия ума имеют внеопытное происхождение, стоики пришли к концепции, согласно к-рой человеч. сознание первоначально представляло собой "чистую доску" (tabula rasa), заполняемую в процессе жизненного опыта образами и понятиями. К гносеологии стоицизма восходит и мысль, к-рая была сформулирована С. как положение о том, что нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувстве (nihil est in intellectu quod non sit us in sensu). Элементы С. имелись и в номинализме.

В эпоху Возрождения, когда передовые философы выступали с решительной критикой схоластики и стали подчеркивать необходимость опытного исследования природы, С. снова приобрел значительное влияние (Телезио, Кампанелла, Ф. Бэкон и др.).

Видными представителями материалистич. С. в 17 в. являлись Гассенди и Гоббс. Последний исходил из древней формулы С., считая, что ". нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах о щ у щ е н и я" (Избр. произв., т. 2, М., 1964, с. 50). Локк, исходя из основоположных формул С., предпринял попытку вывести из чувств. опыта все содержание человеч. сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта.

Непоследовательность локковского С. была использована Беркли, к-рый полностью отбросил внешний опыт и стал рассматривать ощущения ("идеи") как достояние только человеч. сознания, т.е. интерпретировал С. идеалистически. Однако берклианский субъективно-идеалистич. С. не выдерживал своего исходного принципа, вводя идею бога, не воспринимаемого ни в каком чувств. опыте. Именно деятельность бога объясняет, по Беркли, возникновение всех идей человеч. духа. Более последователен Юм в своем субъективно-идеалистич. С., основанном на агностицизме и не апеллировавшем к богу. Идеи Юма заложили фундамент субъективно-идеалистич. феноменализма, к-рый составляет основу таких влиятельных направлений бурж. идеализма 19–20 вв., как позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм.

Виднейшими представителями матери-алистич. С. были франц. материалисты 18 в. Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах.

Преодолевая непоследовательность Локка и отвергая идеализм Беркли, они последовательно связывали ощущения, как основу всех знаний, с объективным миром, как их источником. Материалистич. сенсуализм Гельвеция стал фундаментом разработанной им этико-социологич. доктрины с ее центр. утверждением о том, что внешняя среда играет решающую роль в формировании человеч. сознания. Эта идея Гельвеция оказала большое влияние на Оуэна и нек-рых др. представителей утопического социализма.

Обстоятельную разработку гносеологии С. произвел Кондильяк, хотя он и проявлял тенденцию к агностицизму.

В истории С. немаловажную роль сыграла материалистич. гносеология Фейербаха. В противоположность умозрительно-спекуля-тивному идеализму, господствовавшему в нем. философии конца 18 – нач. 19 вв., Фейербах подчеркивал непосредств. достоверность чувств. познания. Вместе с тем Фейербах понимал, что оно составляет только исходный пункт познания, сложный процесс к-рого с необходимостью включает в себя деятельность рассудка и разума.

Диалектический материализм в своей теории познания исходит из высокой оценки роли чувств. познания. Но он считает, что домарксовский С. был созерцательным и индивидуалистическим, поскольку в подавляющем большинстве домарксистских гносеологич. построений субъектом познания выступал индивидуальный, а не обществ. человек. Сознание такого человека обычно рассматривалось как внеисторич. феномен. Преодолевая эти пороки, вскрывая роль практики в познании и его обществ. сущность, марксизм-ленинизм глубоко увязывает чувств. и рациональную формы познания, вскрывая диалектику их взаимодействия как в истории человеч. познания, так и в индивидуальной деятельности.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus — чувство, ощущение) — теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания. Наиболее развитую форму сенсуализм получил в философии Нового времени и в течение длительного периода был главной формой эмпиризма. Однако последовательное осуществление позиций сенсуализма оказалось непростой задачей. Так, Дж. Локк, один из главных представителей сенсуализма, давший с этих позиций критику рационалистического учения о врожденных идеях, признавал наряду с ощущениями и второй источник знаний — рефлексию, внутренний опыт разума о собственной деятельности. Такой сенсуалист, как Дж. Беркли, считал несомненным существование множества душ, воспринимающих ощущения и несводимых к последним. Гораздо последовательнее сенсуализм Д. Юма, который и само Я попытался свести к совокупности ощущений. Одним из наиболее систематических выразителей сенсуализма был Э. Коидильяк. В “Трактате об ощущениях” он предпринял попытку вывести из ощущений все содержание знания и психическую жизнь. Так, восприятия, по Кондильяку, — это ассоциации ощущений (здесь он использует идеи Юма), представления — след от ощущений, чувства удовольствия и неудовольствия тоже производны от них; точно так же он рассматривал мышление и эмоции. Сенсуалистской является теоретико-познавательная концепция Э. Маха; вместе с тем она ярко демонстрирует невозможность осуществления программы сенсуализма, в частности тогда, когда Мах пытается представить волю как комбинацию ощущений и представлений (последние — сохраняемый в памяти след от предыдущих ощущений) или же найти ощущения пространства.

Сенсуализм потерпел неудачу, пытаясь интерпретировать восприятие как. комбинацию ощущений. Тем более ему не удалось свести к ощущениям содержание знания в целом. В нач. 20 в. сенсуализм был вытеснен другими видами философского эмпиризма.

Между тем в отечественной литературе в течение длительного периода официально признанной была позиция сенсуализма — как результат некритического отношения к положениям В. И. Ленина в книге “Материализм и эмпириокритицизм”, хотя в реальной практике исследований ряд философов по существу не придерживались этой точки зрения.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Джон Локк

В философии есть два противоборствующих направления теории познания — сенсуализм и рационализм. Если сенсуализм признаёт основным источником познания органы чувств, то рационализм отдаёт предпочтение разуму. В этой статье мы сосредоточим внимание на сенсуализме — рассмотрим ключевые идеи данного направления, познакомимся с его основными представителями.

Что такое сенсуализм?

Помимо того, что сенсуализм – это направление в теории познания, сам он также подразделяется на два направления:

  • Крайний сенсуализм. Сторонники данного направления исходят из того, что все знания без исключения являются следствием чувственного опыта, и никакого познания не может быть без взаимодействия с внешним миром.
  • Умеренный сенсуализм. В данном направлении признаётся влияние разума на процесс познания. Разуму отдаётся систематизирующая роль, кроме того, допускается, что не всякий чувственный опыт даёт достоверные знания, и критическое осмысление разумом помогает установить его истинность.

Когда говорят о сенсуализме вообще, чаще всего подразумевают крайнюю его форму. В ней принято отталкиваться от следующих постулатов:

Основные идеи сенсуализма

Основные идеи сенсуализма были сформулированы тремя британскими философами: Джоном Локком (1632-1704), Джорджем Беркли (1685-1753) и Дэвидом Юмом (1711-1776). Чтобы лучше понять, что такое сенсуализм и в чём заключаются его основные идеи, давайте подробно ознакомимся со взглядами каждого из этих трёх мыслителей.

Сенсуализм Джона Локка

Джон Локк

Согласно теории познания Джона Локка, любая простая идея, возникающая в нашей голове, является продуктом чувственного опыта. При этом чувственный опыт может быть внешним (при восприятии внешнего мира) или внутренним (при исследовании собственной души). Примером внутреннего опыта является рефлексия, которая также может порождать новые простые идеи, несмотря на то, что человек при этом никак не взаимодействует с внешним миром (точнее, взаимодействует с ним в своём воображении).

Сложные идеи формируются на основе размышления – процесса, представляющего собой всевозможные взаимодействия простых идей. В результате их объединения возникают сложные идеи, которые не могут быть получены посредством чувственного опыта. К примеру, представление об определенном объекте является сложной идеей, которая формируется на основании простых знаний о его свойствах.

Важным аспектом в теории познания Джона Локка является разделение качеств на первичные и вторичные. К первичным относятся объективно существующие качества: форма, масса, размер. Вторичные качества связаны со спецификой наших органов чувств (цвет, вкус, запах и прочие свойства, зависящие от восприятия). К примеру, глядя на головку камамбера (популярный сорт сыра с плесенью), люди могут по-разному воспринимать её вид и запах. Одни будут находить её аппетитной, другие – не очень. Но оспаривать её форму и размер никто не станет.

Сенсуализм Джорджа Беркли

Джордж Беркли

Если сенсуализм Локка тяготеет к материализму, то Джордж Беркли был сторонником идеализма. В частности, Локк признаёт объективность первичных качеств, Беркли же исходит из утверждения, что все качества являются вторичными. Свою точку зрения он аргументирует тем, что качества, первичные по Локку, не всегда являются объективными.

К примеру, предмет, кажущийся тяжёлым одному, будет лёгким для другого. А нечто большое на расстоянии выглядит гораздо меньшим. Более того, для ребёнка большим выглядит предмет, кажущийся небольшим взрослому человеку (то есть, дело именно в субъективности восприятия, а не только в расстоянии или ракурсе). А значит, и здесь присутствует зависимость от органов чувств. Основываясь на этих аргументах, Беркли приходит к выводу, что все качества вторичны.

Сенсуализм Дэвида Юма

Дэвид Юм

Как и Джордж Беркли, Дэвид Юм придерживался идей субъективно-идеалистического сенсуализма. Однако если Беркли считал, что материального мира не существует вообще, то позиция Юма была менее категоричной. Он пришёл к выводу, что мы не можем однозначно судить по одним только ощущениям как о том, что материальный мир существует, так и о том, что его не существует.

То есть, имея в своём распоряжении только ощущения, мы не можем установить реальные факты. Кроме того, Юм отрицает религиозные и мистические концепции, утверждая, что мы никак не можем установить достоверно, существует ли Бог (и другие божественные и мистические существа и явления) или нет. В связи с этим многие современные исследователи называют Юма агностиком.

Сенсуализм в философии Новейшего времени

Ещё одним известным сторонником был австрийский физик и философ-позитивист Эрнст Мах. Изучая, как работают слух, зрение и другие чувства, он пришёл к выводу, что наши представления об окружающем мире не особо точно отражают его природу, многие из них являются вымышленными или несущественными, в то же время существенные свойства мы часто никак не воспринимаем. Позже на основе исследований Маха возникли такие учения как неореализм, бихевиоризм и нейтральный монизм.

Чем отличаются эмпиризм и сенсуализм?

В 17-18 веке философы осознали, что пришло время переосмыслить критерии истины. В связи с этим бурно развивались рационализм, эмпиризм и сенсуализм. При этом эмпиризм и сенсуализм во многом похожи между собой. Они базируются на общих положениях, в каждом из них за источник всех знаний принимается чувственное познание.

Ключевые отличия между эмпиризмом и сенсуализмом сформулировал английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626).

Фрэнсис Бэкон

Он привёл следующие тезисы:

  • В эмпиризме принимается, что чувства являются источником знаний, но и разум также важен.
  • В эмпиризме для извлечения знаний из чувственного опыта необходимо взаимодействие чувств и разума.
  • Сенсуализм ориентирован на пассивное созерцание. В эмпиризме поощряется вмешательство в изучаемые процессы.

Также, разницу между сенсуализмом, рационализмом и эмпиризмом можно объяснить тремя метафорами:

Заключение

Сенсуализм – это концепция, рассматривающая чувственное познание в качестве единственного источника знаний. При этом разум считается лишь продуктом чувственного опыта. В умеренном сенсуализме ему приписывают функцию систематизации и анализа достоверности. В крайнем сенсуализме роль разума вторична, и единственным источником истины считаются чувства. Так или иначе, сенсуалисты считают, что ощущения формируют разум, а не наоборот.

Сенсуализм - это одно из направлений, выделяющихся в теории познания. Согласно ему, восприятия и ощущения являются основной формой достоверного знания. Сенсуализм - это направление, противоположное рационализму. Главный принцип его состоит в том, что в разуме нет ничего того, чего нельзя отыскать в чувствах. Таким образом, сенсуализм - это чувственная форма познания. Кроме восприятия и ощущения, в нее входит также представление.

сенсуализм нового времени

Представители сенсуализма многочисленны, однако среди них можно выделить следующих крупных философов: древнегреческого мыслителя Протагора (на фото выше), Эпикура, Дж. Локка, а также Этьена Бонно де Кондильяка.

Понятие "сенсуализм"

Кузен ввел во всеобщее употребление сам термин "сенсуализм". Он противопоставил его идеализму. Таким образом, под этим термином Кузен обозначил направление, которое сегодня мы называем материализмом. Однако данное значение термина не закрепилось. Сегодня сенсуализм - это направление в гносеологии, противоположное рационализму и интеллектуализму.

Основные положения, сенсуализм и материализм

Основные положения интересующего нас направления следующие. Прежде всего отрицается существование врожденных идей. Другими словами, за разумом признается только производное значение, а не первоначальное. Таким образом, сенсуализм и рационализм в философии противоположны. Все знание представители сенсуализма сводят к ощущению. Все свое содержание разум получает именно из ощущений, а последние - из опыта. Следовательно, внешний мир - и критерий, и источник познания. В этом состоит и различие, и сходство сенсуализма с материализмом. Представители обоих этих направлений утверждают, что внешний мир является источником нашего познания. Однако сам он понимается ими различно. Представители материализма верят в то, что имеется частичное или полное тождество ощущений с качествами того или иного предмета. С этим не соглашаются сенсуалисты.

Мнение Кондильяка

сенсуализм это

В своем труде "Трактат об ощущениях" Кондильяк заявляет, что одаренная обонянием статуя воспринимает исключительно субъективное состояние, когда нюхает розу. Кондильяк занимает принципиальную позицию в вопросе, касающемся отношения ощущений к качествам того или иного предмета. Он считает праздным этот вопрос и воздерживается от высказывания определенного суждения о нем. Философский сенсуализм, таким образом, не ведет нас к материализму. Наоборот, из него легче получить субъективизм (отрицание того, что внешний мир можно познать).

Сенсуализм и субъективный идеализм

Сенсуализм родственен субъективному идеализму (к примеру, Фихте). Однако и между ними есть различие. Оно состоит в том, как понимается деятельность производящего ее субъекта. Сущность сознания для субъективного идеализма заключается в синтетической деятельности человеческого разума. При этом ощущение является только одной, низшей ступенью данной деятельности. Напротив, для сенсуализма именно в нем и заключается вся активность нашего сознания. Из ощущения выводится мышление и т. д. Из этого отождествления мышления и ощущения можно заключить, что нет никаких законов мысли.

Мнение Кондильяка о соотношении ощущений и мышления

Кондильяк уделил этому вопросу большое внимание. Он подробно рассказал, как из ощущений появляются внимание, память и мышление. Кондильяк показал, как создается иллюзия духовных процессов, протекающих самостоятельно, независимо от ощущения. Необходимость мысли в действительности - это ассоциация или привычка, из-за частого повторения ставшая неразрывной. В основе любого знания находится известное ощущение. Это означает, что знание является частным. Ничего реального обобщениям не соответствует. В то же время источник знания определяет и его границы, и его характер. Таким образом, этот источник - критерий истины. Поскольку ощущение зависит от идущих извне впечатлений (положение, принимающееся на веру сенсуалистами), а любой опыт - это что-то относительное, иррациональное, случайное, то относительный и случайный характер следует приписывать и всему знанию в целом.

Определение предмета с точки зрения сенсуализма

Исходя из определенных психологических фактов, Милль следующим образом определяет материю (предмет): это постоянная возможность ощущений. Такое представление находится в рамках сенсуализма. Уже у Кондильяка мы встречаем намеки на него. С точки зрения этого мыслителя, предмет является совокупностью представлений о плотности, величине, твердости и т. д. Другими словами, это соединение представлений, которые получены нами из различных категорий ощущений, в основном осязания. Следовательно, для того чтобы составить определенное понятие о предмете, не нужно для этого мыслить субстрата или носителя качеств. Такова гносеология сенсуализма, представленная в общих чертах.

Критика сенсуализма

Этому направлению можно поставить в заслугу то, что его представители обратили особое внимание на психологический анализ различных фактов восприятия и ощущения. Они постарались определить, насколько ощущения значимы в познании и какую роль играют отдельные их категории. Особенного внимания в данном отношении заслуживают труды Кондильяка.

представители сенсуализма

Психологический анализ этого направления, однако, имеет и свои недостатки. Он смотрит на подлежащие анализу факты с предвзятой точки зрения. Подобно фокуснику, сенсуализм вкладывает в ощущение то, что ему не свойственно. Это с торжеством извлекается затем из него. Вовсе не ощущение создает нашу память, сознание, мышление, воображение. Напротив, синтетическая деятельность нашего сознания проявляется в перечисленных выше формах. Их набор зависит от материала, с которым приходится работать. Представители сенсуализма принижают, механизируют деятельность сознания. Они пытаются по элементарному ее обнаружению судить о его деятельности в целом. Неправильные гносеологические выводы соответствуют неверному психологическому анализу. Интересующее нас направление ограничивает область знания, превратно объясняет его особенности (к примеру, это касается характера математического знания), предоставляет ложные критерии истины. Такова, вкратце, его критика.

Сенсуализм и другие направления

Сенсуализм в философии - это направление, которое исторически проявлялось в различные времена и весьма разнообразно. Оно переплеталось с эмпиризмом, материализмом, субъективным идеализмом. Из-за этого написать его историю нелегко, не внеся при этом чуждых ему элементов. Материалистический сенсуализм парадоксален, поскольку уже возможность ощущения сама по себе (и это прекрасно понимал Кондильяк) неизбежно исключает материализм. Ведь она предполагает наличие способности духа. Смысл материалистического сенсуализма, таким образом, трудно однозначно определить. А как же обстоит дело с другими направлениями? Сенсуализм сам по себе является формой субъективного идеализма, которая противоположна направлению, где сущность духа видится в деятельности человеческого разума (один из представителей - Фихте-старший). Что касается эмпиризма, сенсуализм схож в нем в использовании психологического анализа. Кроме того, оба эти направления имеют одинаковый взгляд на то, какое значение в познании имеет опыт.

Эпикуреизм и стоицизм

сенсуализм в философии это

Сенсуализм в древности представлен в системах стоиков и Эпикура (на фото выше). По мнению последнего, ощущения формируются благодаря тому, что образы отделяются от предметов. Они попадают в органы наших ощущений и затем насильно воспринимаются ими. Эпикур считал, что любое ощущение является истинным. Именно в нем находится критерий истины. Все то, что не согласуется с ним, ложно.

Стоицизм как направление развивался в непрестанной полемике с эпикуреизмом. Тем не менее у них есть много общего. По мнению стоиков, душа материальна. Однако материализм этот содержит в себе элементы пантеизма. Именно они позволяют говорить о единстве души, а также о том, что сила разумной деятельности является основной чертой души человека. Согласно стоикам, душа не пассивна, как считали эпикурейцы. Напротив, она деятельна. Стоики в своем учении об ощущении делают существенное добавление к эпикурейской теории. Они говорят о том, что все появляется из ощущений (так же, как и эпикурейцы), однако в них душа проявляет свою деятельность. По их мысли, из единичного образуется все общее. Из ощущений появляются все представления.

Сенсуализм в философии нового времени

материалистический сенсуализм

В философии нового времени распространению интересующего нас направления способствовал Локк (портрет его представлен выше). Несмотря на то что он считал себя эмпириком и отчасти учеником Декарта, его труд "Опыт о человеческом разумении", безусловно, способствовал развитию сенсуализма. Локк из двух источников нашего познания - рефлексии и ощущений - более подробно рассмотрел последний. Учение этого мыслителя о рефлексии несколько неопределенно. Это же можно сказать и о его рассуждениях о субстанции. Поэтому из размышлений Локка легко выводится сенсуалистическое учение.

смысл материалистического сенсуализма

И в сочинениях Кондильяка (на фото выше) мы находим последовательный сенсуализм нового времени. Несмотря на то что психологический метод этого мыслителя был несовершенным, а в его исследованиях не было экспериментального характера (они были построены на априорных, умозрительных предположениях), его работы имеют большое значение в истории психологии. Сенсуализм нового времени получил дальнейшее развитие в последующие годы. Новейшим временем называется период с 1918 года по сегодняшний день. Скажем пару слов и о том, как развивалось интересующее нас направление после революции.

Сенсуализм в новейшее время

В новейшее время Тольбе защищал сенсуализм в философии. Это направление в трудах данного мыслителя вновь совершает поворот от феноменализма, свойственного Кондильяку, к материализму. Это объясняется тем, что в 1960-1970 годы материалистические тенденции существенно усилились в различных областях знания.

сенсуализм и рационализм в философии

Разновидностью сенсуализма в 20 веке является эмпириокритицизм. Это направление было разработано Э. Махом (на фото выше) и Р. Авенариусом. Мыслители полагали, что ощущения, лежащие в основе чувства, настроения и проявлений нашей воли - форма приспособления к среде. Они являются результатом эволюции.

Читайте также: