Эндопаразиты это в биологии 7 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Жизненный цикл печеночного сосальщика

Важно помнить, что не все сосальщики являются гермафродитами. Например кровяная двуустка – это раздельнополый организм, другое его название – шистосома. Этот паразит распространен в тропических странах, взрослая особи (по-другому – марита), раздельнополы, живут вместе. Более крупный самец держит самку у себя на брюшном желобке. Паразитируют в крупных венах, выделяя каждые 10 мин яйцо с шипами в кровоток. Яйца повреждают стенку мочевого пузыря и выходят вместе с мочой. Также яйца могут застрять в мелком сосуде, тогда они вызывают кровоизлияния и нарывы и выходят наружу вместе с гноем. Это очень трудноизлечимое заболевание, в мире им болеет примерно 200 млн человек.

Самец (крупный) и самка (мелкая) шистосомы

Жизненный цикл шистосомы

Класс ленточные черви (Cestoda).

Именно этих червей и называют в обиходе глистами и гельминтами. Также взрослые особи этих червей встречаются в основном поодиночке в организме хозяина, поэтому их называют солитерами (от фр. le solitaire — одинокий). Тело состоит из трех типов члеников: головки (сколекса), на котором расположены присоски или крючья. По наличию крючьев этих червей разделяют на вооруженных и не вооруженных, например, бычий цепень – невооруженный, а свиной – вооруженный. Затем идет шейка и длинное тело, состоящее из члеников – проглоттидов. Каждый членик – гермафродитный, но имеет разную степень развития женской и мужской половых систем. После того как произойдет оплодотворение и членик наполнится яйцами, он оторвется и будет выведен через заднюю кишку хозяина. Длина тела солитеров может достигать 30м. Основным хозяином цепней является человек, а промежуточным – крупный рогатый скот или свиньи. Из яйца выходит онкосфера – личинка с крючьями, она пробуравливает стенку кишечника, попадает в кровоток и оседает в печени, мышцах, мозгах. Затем онкосфера окружается пузырьком, становится финной. В таком состоянии человек и заражается ими, если употребит плохо прожаренное мясо. Стоит отметить, что свиной цепень более опасен для человека не только потому, что он вооруженный, но и потому, что яйца могут развиваться и в организма человека, если попадут через ротовое отверстие в кишечник (это связано с тем, что человек и свинья имеют сходные физиологические и биохимические особенности), и онкосферы могут осесть в мышцах и головном мозге, что очень опасно.

Еще одним опасным ленточным червем является эхинококк. Он мелкий, размером всего 5 мм. Основным хозяином являются псовые, а промежуточным – человек и крупный рогатый скот. Финны эхтнококка образуют большие пузыри, в которых образуются дочерние, как матрешка. Обычно финны оседают в печени, в более тяжелом случае – в мозге человека. Обычно их удаляют операционным путем. От хирурга требуется большое мастерство, так как если задеть этот пузырек, то финны разнесутся по всему организму и осядут в разных органах.

Жизненный цикл эхинококка

Следующий представитель ленточных червей обитает в тонкой кишке человека (окончательный хозяин), вызывает дифиллоботриоз, сопровождающийся болями в животе, анемией. Заражение происходит при употреблении рыбы, не прошедшей термическую обработку, а также сырой щучьей икры. Яйца, попадая в водоем, сохраняют жизнеспособность до 6 месяцев. Для развития ресничная личинка, вылупляющаяся из яйца должна быть проглочена водным рачком циклопом. В циклопе она трансформируется в процеркоида. Когда циклопа съедает рыба, паразит оседает у нее в мышцах и превращается в плероцеркоида, имеющего сколекс для прикрепления. Затем при плохой термической обработке рыбы паразит может попасть в кишечник человека, где трансформируется в половозрелую особь.

Жизненный цикл широкого лентеца

Класс Моногенеи (Monogenea)

Это плоские черви, имеющие на заднем конце тела прикрепительный диск – гаптор. Обычно обитают на коже и жабрах рыб и земноводных. Имеют присоски на переднем конце тела, которыми прикрепляются к хозяину во время питания. Жизненный цикл без смены хозяев, расселительная стадия – реснитчатая личинка онкомирацидий. Могут вызывать массовую гибель рыб, например, от удушья, когда они сотнями поселяются на жабрах. Интересным представителем является Monogenea gyrodactilys, которая представляет собой настоящую матрешку: внутри взрослой особи есть яйцо с эмбрионом, внутри которого развивается еще одно яйцо!

Класс Цестодообразные (Cestodaria)

Раньше представителей этого класс объединяли с цестодами (у них также отсутсвует пищеварительная система), однако впоследствии их выделили в отдельный класс, так как они имеют нерасчлененное тело, единичную половую систему, личинка имеет 10 крючков, а не 6, как у онкосферы цестод. Паразитируют на остеровых рыбах и химерах.

Поскольку паразит питается за чужой счёт, зачастую ему бывает не­выгодна смерть хозяина, что и отличает паразитизм от хищничества .

Явление паразитизма многообразно. В зависимости от формы взаимодействия паразита с организмом хозяина их делят на две группы: эктопаразиты и эндопаразиты. Иногда выделяют третью — полупаразиты.

Эктопаразиты

Эктопаразиты живут на поверхности тела хозяина.

Растения эктопаразиты

У эктопаразитов большая часть тела находится вне организма хозяина, а в него внедряются и вступают в контакт с живыми клетками только специальные органы-присоски (гаустории).

Из эктопаразитов наиболее известны растения из родов повилика (Cuscuta) и заразиха (Orobanche). Повилика европейская (Cuscuta europaea) (рис. 133) паразитирует на многих видах, но чаще всего поражает крапиву). Виды рода заразиха паразитируют прикрепляясь на корни многих культурных растений (подсолнечника, табака, конопли и др.) и дикорастущих (полынях, тысячелистнике, люцерне). На корнях деревьев и кустарников (ольхи, липы, клёна, лещины и др.) паразитирует Петров крест (Lathraea squamaria) - растение из семейства норичниковые. Он большую часть года ведёт подземный образ жизни, а надземные бледные мясистые побеги с тёмно-розовыми цветками появляются поздней весной под деревьями, поражёнными этим паразитом. После опыления образуются плоды-коробочки, и надземные побеги отмирают.

К растениям-эктопаразитам также относятся: омела, паразитиру­ющая на некоторых лиственных деревьях в умеренной зоне; большинство тропиче­ских лиан. В свою очередь, на лианах паразитирует самый экзотический представитель растений-эктопаразитов — раф­флезия. У неё самый крупный цветок на Земле, достигающий в диаметре 1 м и весящий до 15 кг. У растений-паразитов отсутствуют неко­торые органы. Так, у той же раффлезии, равно как и у нашей повилики (рис. 187), нет зелёных листьев, почти исчезли корни.

Животные эктопаразиты

Животные-эктопаразиты — это некоторые насекомые (вши, блохи; рис. 188), клещи, ра­кообразные. Особую группу составляют при­митивные грибы, которые вызывают грибко­вые заболевания (например, стригущий ли­шай и другие формы микозов).

Эндопаразиты

Эндопаразиты живут внутри тела хозяина. Многие болезни вызываются многочислен­ными вирусами, бактериями, простейшими, паразитическими червями и другими орга­низмами.

Растения эндопаразиты

Среди паразитов высших растений преоб­ладают вирусы , бактерии и низшие грибы . Они могут стать причиной таких болезней, как мучнистая роса, парша, серая гниль, фи­тофтора, головня.

У растений-эндопаразитов почти всё тело помещается в тканях хозяина, а наружу выставляются лишь органы размножения. Примерами эндопаразитов являются паразитические бактерии и низшие грибы, которые живут внутри клеток растения-хозяина, а также цветковые растения из рода раффлезия (Rafflesia) (рис. 132).

Животные эндопаразиты

Наиболее известны черви-паразиты, обита­ющие внутри тела хозяина, — гельминты . Их изучает специальный раздел биологии — гельминтология, основоположником которой является К. И. Скрябин (1878—1972).

II. Эволюция паразитизма
Паразитизм как одна из форм биотических связей организмов разных видов возник на том этапе эволюции, когда на Земле появились достаточно разнообразные живые организмы, отличающиеся размерами тела и образом питания. С появлением разнообразных форм жизни возникли первые биоценозы. Укрепление и расширение экологических связей в биоценозах, в первую очередь, пищевых и пространственных, привели к возникновению симбиозов. Симбиоз - любое совместное существование особей разных видов. Различают следующие виды симбиозов: синойкия, комменсализм, мутуализм, паразитизм. Таким образом, паразитизм как разновидность симбиоза возник в ходе эволюции от свободноживущих организмов и от других форм симбиоза. Переходу к паразитическому образу жизни способствовали следующие факторы: удлинение сроков контактов; уменьшение подвижности организмов; изменение размеров и формы тела; переход от полифагии к монофаги; изменение инстинкта откладывания яиц.
Паразиты человека эволюционировали совместно с эволюцией своего хозяина. Некоторые паразиты сохранили связи с прежними хозяевами - животными (токсоплазмоз, лейшманиозы, трипаносомозы и др.), однако многие стали строго специфичными только для человека (энтеробиоз, аскаридоз, педикулез и др.). О паразитах человека сущестуют многочисленные упоминания в письменных источниках, начиная с самого раннего периода цивилизации.

III. Классификация паразитов
В основу классификации могут быть положены несколько принципов:
1. Особенность жизненного цикла (облигатные, факультативные паразиты).
Облигатные паразиты - это такие организмы, которые часть своей жизни или всю жизнь являются паразитами. Значит, в жизненном цикле такого организма стадия паразитирования обязательна (дизентерийная амеба, сосальщики, аскарида, кровососущие насекомые).
Факультативные паразиты - обычно свободноживущие организмы, но при случайном проникновении в восприимчивый организм они могут переходить к паразитическому образу жизни (амебы группы Limax).
2. Локализация паразита (эктопаразиты, эндопаразиты).
Эктопаразиты - паразитирующие на покровах тела хозяина (кровососущие членистоногие).
Эндопаразиты - паразитирующие внутри организма хозяина. Они делятся на внутриклеточных (лейшмании, токсоплазма, малярийный плазмодий), тканевых (финны ленточных червей, личинки трихинеллы, f. magna дизентерийной амебы) и полостных (кишечные паразиты, легочный сосальщик).
3. Длительность контакта паразита с хозяином (постоянные, временные). Эта классификация касается эктопаразитов.
Постоянный паразит - это паразит, все стадии жизненного цикла которого проходят на хозяине (вши).
Временные паразиты - это паразиты, которые находятся в тесном контакте с хозяином только во время питания (блохи, комары, иксодовые клещи и др.).
4. Видовая специфичность паразитов. В зависимости от числа хозяев паразитов раднляют на моноксенных и эвриксенных.
Моноксенные паразиты - строго специфичны, имеют хозяев тольк одного вида (аскарида человеческая, вошь человеческая головная и др.).
Эвриксенные парзиты - могут паразитировать у широкого круга хозяев (токсоплазмы, трихинеллы, аргасовые и иксодовые клещи и др.)
Возбудители - являются непосредственной причиной заболевания (например, чесоточный клещ - возбудитель чесотки)
Переносчики - сами не являются непосредственной причиной заболевния, но могут передовать возбудителей от одного хозяина к другому.
Существуют специфические и неспецифические переносчики (например, иксодовые клещи - специфические переносчики вируса клещевого энцефалита). Специфические переносчики представляют гораздо большую эпидемиологическую опасность.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок биологии 7 класс

Тема. Паразитические беспозвоночные животные.

Образовательная: сформировать у школьников понятие о паразитических беспозвоночных, которые вызывают заболевания человека и животных, показать роль ученых в борьбе с паразитическими организмами;

Развивающая: развивать умение сравнивать биологические объекты и их значение для организмов, учитывая негативное влияние паразитических форм на здоровье человека, продолжать формирование логического мышления;

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к собственному организму и окружающим людям; воспитывать чувство ответственности за здоровье.

Базовые понятия и термины: паразиты, гельминты, промежуточный хозяин, окончательный хозяин, кутикула, гиподерма, личинка, миграция, финна, карпоид, чесотка, эктопаразиты, эндопаразиты.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Место урока в учебной теме. Текущий.

Межпредметные связи: экология, медицина.

И. организационный этап.

Поздравление. Подготовка класса к уроку.

ИИ.Актуализация опорных знаний.

Животный мир очень разнообразен.

Методом логической цепочки вспомнить, какие из них имеют негативное значение в природе и жизни человека.

Какие из них вызывают заболевание у человека?

Показать слайды (2 – 4) с представителями паразитических простейших, которые изучали в 6 – м классе.

Ученики вспоминают о заболеваниях, которые вызывают паразитические простейшие.

1.Ученик Малярийный плазмодий вызывает малярию, протекающую с приступами лихорадки, изменениями в крови, увеличением печени и селезенки. Источником болезни является больной малярией человек, а переносчиком - самка малярийного комара. Самка комара, заражая при сосании крови больного, становится способной передавать плазмодии. Здоровый человек заражается при укусе комара, инфицированного плазмодиями, с чьей слюной возбудители проникают в организм.

2.Ученик Лейшмания встречается в тропиках. Вызывает группу болезней - лейшманиозы, протекающие с поражением кожи и слизистых оболочек или внутренних органов. Переносчиком лейшманиоза являются москиты, которые заражаются при сосании крови больного человека или животного. Слайд № 3

Возбудитель проникает в организм человека при укусе москита.

Ученик Лямблии. Они паразитируют в тонкой кишке, иногда в желчном пузыре. Заражение происходит при употреблении загрязненных цистами продуктов и воды, а также через руки и предметы быта. Попав в желудочно-кишечный тракт человека, лямблии размножаются в тонкой кишке, иногда в большом количестве, вызывая раздражение слизистой оболочки. Появляются боли в верхней части живота или в области пупка, отмечаются вздутие живота, урчание, тошнота. Могут быть запоры, сменяющиеся поносами (с примесью слизи). Чаще всего болеют дети.

Профилактика: Личная гигиена, защита продуктов питания от загрязнения, борьба с мухами. Слайд № 4

3.Ученик Дизентерийная амеба - постоянный паразит человека, возбуждает амебиаз. Может образовывать цисты в толстой кишке человека. Их диаметр 8 - 15 мк. Она вызывает появление язв в толстом кишечнике. Эта амеба вызывает заболевание похожее на дизентерию.

4.Ученик Трипаносома (Сонная болезнь). Переносчиками трипаносом являются кровососущие насекомые: двукрылые — муха цеце. попав в организм позвоночных трипаносоми первые 9 — 10 суток размножаются под кожей, затем переносятся в лимфатической системе, из которой попадают в кровь, которая в свою очередь, разносит их во все ткани и органы. Преимущественно накапливаются в спинном и головном мозге. При этом возбудители разрушают ткани и клетки органов и отравляют организм своими токсинами. Слайд № 5.

III. Мотивация учебной деятельности.

Вместе с учениками составляется план изучения данной темы. (Слайд 6)

Что такое паразитизм?

А какие существуют паразитические животные?

Какие существуют паразитические организмы?

Каковы признаки паразитических организмов?

Какую опасность представляют для нас паразитические черви?

Как они приспособлены к жизни в других организмах?

Как уберечься от заражения этими червями?

На все эти вопросы мы будем отвечать в течение урока.

Перед вами на столах карточки, по ходу урока вы их должны заполнить.

IV. Восприятие и усваивание учениками нового материала.

1. Рассказ учителя.

Паразитизм - это форма межвидовых взаимоотношений двух организмов, при которых организм использует другой либо в качестве среды обитания, либо в качестве источника пищи. (Записать определение термина в тетрадь)

Паразитические организмы поражают все органы и ткани человека.

Какие организмы называются паразитами?

Паразиты, обитающие на наружных покровах (блохи, вши).

Экзопаразиты паразиты, обитающие в полостях тела - тканях (гельминты).

Эндопаразиты паразиты, обитающие в крови (малярийный плазмодий).

Паразиты могут быть временными, когда организм хозяина подвергается нападению на короткий срок или на время питания (клопы).

Есть и постоянные паразиты; к ним относятся простейшие – малярийный плазмодий, дизентерийная амеба, плоские черви, аскариды , членостоногие (вши), чесоточный зудень.

2. Паразитические черви

Рассказ учителя. Паразитические черви получили общее название — гельминты. Наука, изучающая паразитических червей, называется гельминтологией. (Записать определение термина в тетрадь).

Работа учащихся с учебником и дополнительной литературой.

Проработка материала учебника:

-паразитические формы плоских червей – сосуны и стьожаки;

-паразитические формы круглых червей – аскарида, гострик.

хозяин Окончательный хозяин Где паразитируют Пути заражения Профилактика

Ученики вместе проверяют таблицу.

Рассказ ученика о Печеночный сосальщиков ( просмотр слайда 7)

Рассказ ученика о Бычий цепень (просмотр слайдов 8 - 9)

Слайд №8 Слайд №9

Рассказ ученика о Кошачий сосальщики ( просмотр слайдів10)

Рассказ ученика об Эхинококке .( просмотр слайдів11 - 12)

Слайд № 11 Слайд № 12 Финны эхинококка

Рассказ ученика о круглых червях-аскариде, трихинелле, острике (просмотр слайдов13-15)

Слайд №13 слайд № 14 Слайд №15

Далее изучение циклов развития паразитических червей ( просмотр слайдів16 - 19).

Слайд № 16 Слайд №17 Слайд №18

Рассказ учителя с элементами беседы

Надо обратить внимание учеников на то, что все паразитические формы приобрели в процессе эволюции определенные приспособления к паразитизму.

Вместе с учениками определяем черты приспособления к паразитизму

(записать в тетради выводы):

— наличие защитного покрова (кутикулы) на теле паразита,

что препятствует перевариванию соками хозяина;

- разнообразные органы прикрепления к телу хозяина: присоски, крюки и др.;

- регрессивное развитие нервной системы и органов чувств;

- просто устроена пищеварительная система или ее отсутствие;

- чрезвычайно высокая плодовитость;

- усложнение цикла развития, заключающееся в чередовании

способов размножения и смене хозяев.

3. Проработка материала о паразитических беспозвоночных

Работа учащихся с учебником.

-паразитические ракообразные – коропоїди;

-паразитические паукообразные – клещи;

- паразитические насекомые-кровососы, жалоносные, переносчики возбудителей болезней.

Далее учащиеся определяют, какой вред оказывают паразитические беспозвоночные (просмотр слайдов 20 – 22).

Слайд №20 Слайд № 21 Слайд №22

V. осмысление объективных связей и взаимозависимостей в изученном материале.

Ученики отвечают на вопросы, которые задали в начале урока

1. Что такое паразитизм?

2. Каковы признаки паразитических организмов?

3. Какие паразитические черви вам известны?

4. каковы меры борьбы с паразитическими червями?

5. каков цикл развития печеночного сосальщика?

6. каков жизненный цикл кошачьего сосальщика?

7. какие приспособления плоских червей к паразитическому образу жизни вам известны?

9.Характерные признаки ленточных червей?

10. каков жизненный цикл бычьего цепня?

12. как предотвратить заболевания гельминтозом?

VI. Обобщение и систематизация знаний.

Методы борьбы и профилактика заражения паразитическими организмами.

Учащиеся составляют памятки

1.выявлять и лечить больных людей с обязательным обеззараживанием фекалий.

2.Сырые фрукты и овощи перед употреблением обдавать кипятком.

3. не пить сырую воду из рек или озер.

4. Вести борьбу с мухами.

5.не использовать мясо, которое не прошло ветеринарно-санитарного контроля.

6. Подвергать термической обработке мясо.

7. соблюдать правила личной гигиены.

8. проводить санитарно-просветительскую работу среди населения.

Работа с карточками, выполнение тестовой работы.

Урок биологии в 7 классе ПИ_____________________ Дата ______

Тема урока . Паразитические беспозвоночные.

хозяин Окончательный хозяин Где паразитирует Пути заражения Профилактика

1. Из приведенного перечня выбрать животные, которые не принадлежат к классу Ленточные черви:

А) Бычий цепень Б) Печеночный сосальщиков; В) Свиной цепень.

2. Из приведенного перечня выбрать животные, которые относятся к классу Сосуны:

А) Бычий цепень Б) Печеночный сосальщиков; В) Планария молочно-белая.

3. Из приведенного перечня выбрать животные, которые не принадлежат к типу Круглые черви:

А) Лейшмания; Б) Аскарида человеческая; В) Трихінела.

4. Бычий и свиной цепень:А) Не имеют специальных органов прикрепления к организму хозяина;

Б) имеют головку, шейку и членики: В) имеют тело покрытое ресничками.

5. Круглые черви дышат: А) Жабрами; Б) Через поверхность тела; В) Легкими.

Читайте также: