Избирательное право германии кратко

Обновлено: 05.07.2024

государственная власть осуществляется не только через представительные, но и через другие органы государства, в том числе исполнительные и судебные. Кроме того, в конституции содержат­ся отправные положения, касающиеся трех основных форм непосредст­венной демократии, служащих целям реализации государственной влас­ти: выборов, референдума и народной инициативы. Предусмотрена также возможность народного опроса при изменении территориального деления федерации, что, по существу, является особым случаем рефе­рендума.

На выборах в парламент ФРГ, а именно в его нижнюю палату (верх­няя не избирается), действует смешанная избирательная система, соеди­няющая элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе по одноман­датным избирательным округам, другая половина — по спискам полити­ческих партий. Причем кандидаты от партий не образуют общефедераль­ного списка, а создают свои списки в каждой земле, т.е. в каждом субъ­екте федерации. Избиратель имеет два голоса: один подает за кандидата в избирательном округе (голосуя по одному из бюллетеней), а другой — за кандидатов той или иной партии (в целом за ее список по другому бюллетеню). Итоги голосования по первому бюллетеню подводятся по мажоритарной системе относительного большинства, по второму бюлле­теню — по пропорциональной системе. При этом, если во втором случае партия получит менее 5% голосов избирателей в целом по стране, она отстраняется от распределения мест в порядке пропорции и по этой части голосования депутатских мандатов не получает (это так называе­мый заградительный барьер, или заградительный пункт).

Референдум, народный опрос, народная инициатива. В соответст­вии с конституцией и законом 1949 г., который детально регулирует эти конституционно-правовые институты, референдум проводится в двух или нескольких землях и возможен только в связи с изменениями границ земель и образованием новой земли. Это изменение производится феде­ральным законом, который и выносится на референдум, проводимый в землях или на территориях, из коих должна быть образована новая земля.

Народная инициатива также связана с изменением границ земель. Процедура начинается со стадии получения права на ходатайство о пере­ходе территории от одной земли к другой. Для получения такого права необходимо собрать подписи не менее 1 % избирателей, участвовавших в последних выборах в бундестаг на данной территории. Вопрос в хода­тайстве должен быть сформулирован так, чтобы избиратель мог дать однозначный ответ. Вслед за этим осуществляется так называемая реги­страция — сбор подписей избирателей за предложение или против него. Он длится в течение двух недель. Вопрос решается на тех же условиях, что и при референдуме и народном опросе.




государственная власть осуществляется не только через представительные, но и через другие органы государства, в том числе исполнительные и судебные. Кроме того, в конституции содержат­ся отправные положения, касающиеся трех основных форм непосредст­венной демократии, служащих целям реализации государственной влас­ти: выборов, референдума и народной инициативы. Предусмотрена также возможность народного опроса при изменении территориального деления федерации, что, по существу, является особым случаем рефе­рендума.

На выборах в парламент ФРГ, а именно в его нижнюю палату (верх­няя не избирается), действует смешанная избирательная система, соеди­няющая элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе по одноман­датным избирательным округам, другая половина — по спискам полити­ческих партий. Причем кандидаты от партий не образуют общефедераль­ного списка, а создают свои списки в каждой земле, т.е. в каждом субъ­екте федерации. Избиратель имеет два голоса: один подает за кандидата в избирательном округе (голосуя по одному из бюллетеней), а другой — за кандидатов той или иной партии (в целом за ее список по другому бюллетеню). Итоги голосования по первому бюллетеню подводятся по мажоритарной системе относительного большинства, по второму бюлле­теню — по пропорциональной системе. При этом, если во втором случае партия получит менее 5% голосов избирателей в целом по стране, она отстраняется от распределения мест в порядке пропорции и по этой части голосования депутатских мандатов не получает (это так называе­мый заградительный барьер, или заградительный пункт).

Референдум, народный опрос, народная инициатива. В соответст­вии с конституцией и законом 1949 г., который детально регулирует эти конституционно-правовые институты, референдум проводится в двух или нескольких землях и возможен только в связи с изменениями границ земель и образованием новой земли. Это изменение производится феде­ральным законом, который и выносится на референдум, проводимый в землях или на территориях, из коих должна быть образована новая земля.

Народная инициатива также связана с изменением границ земель. Процедура начинается со стадии получения права на ходатайство о пере­ходе территории от одной земли к другой. Для получения такого права необходимо собрать подписи не менее 1 % избирателей, участвовавших в последних выборах в бундестаг на данной территории. Вопрос в хода­тайстве должен быть сформулирован так, чтобы избиратель мог дать однозначный ответ. Вслед за этим осуществляется так называемая реги­страция — сбор подписей избирателей за предложение или против него. Он длится в течение двух недель. Вопрос решается на тех же условиях, что и при референдуме и народном опросе.

В Бундестаг выборы проходят каждые четыре года, выборы прямые. Возможно проведение досрочных выборов. Выборы проходят по одномандатным округам и партийным спискам.

На выборах каждый избиратель отдает два голоса:

  • Первый голос (Erststimme) отдается за депутата в одномандатном округе;
  • Второй голос (Zweitstimme) отдается за партийный список.

Вся территория страны разделена на 299 одномандатных округа. В Бундестаг избирается по одному депутату от каждого округа. В 16 многомандатных округах проходит голосование по партийным спискам.

Каждая федеральная земля является отдельным многомандатным округом, от которого выдвигается определенное число кандидатов согласно количеству населения федеральной земли. В каждом отдельном многомандатном округе политические партии предоставляют отдельные партийные списки. То есть каждая партия формирует 16 партийных списков (на каждый округ – по одному).

Готовые работы на аналогичную тему

При выборах в Европейский парламент По данной теме мы уже выполнили реферат Европейский парламент подробнее используется пропорциональная избирательная система. Формируются земельные и общенациональные списки. Заградительный порог составляет 5%. На региональном уровне используется кумулятивное голосование.

Прямые и дополнительные мандаты

В одномандатных округах выборы строятся по мажоритарной избирательной системе. Побеждает тот кандидат, у которого набирается наибольшее число голосов. Прямые мандаты (Direktmandate) – это депутатские кресла, полученные по одномандатным округам.

Активное и пассивное избирательное право

Для того, чтобы обладать активным избирательным правом, возрастной ценз должен составить 18 лет. Гражданин должен иметь так называемый ценз оседлости, то есть постоянно проживать на территории страны или иметь постоянное жилище сроком не менее 3-х месяцев. В общинах и уездах (на местном уровне) могут участвовать в выборах граждане стран – членов Европейского союза По данной теме мы уже выполнили реферат Право Европейского Союза подробнее .

Избирательных прав лишены лица, находящиеся под опекой, в отношении которых вынесен судебное решение о лишении прав избирателя, или лица, помещенные в соответствии с Уголовным кодексом По данной теме мы уже выполнили курсовую работу уголовное право подробнее страны в психиатрическую лечебницу.

Участие в выборах могут принять только граждане, включенные в списки избирателей или имеющие открепительное удостоверение.

Возрастной ценз при пассивном избирательном праве составляет 18 лет (для Бундестага). В отдельных федеральных землях этот возраст может быть увеличен до 25 лет (Бавария).

Пассивное избирательное право служащих публичной службы, чиновников, военных может быть ограничено законодательством.

Выделяют избирательные органы следующих уровней:

  • Первый уровень. Федеральный избирательный комитет По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федеральный законодательный процесс подробнее , федеральный руководитель выборов и его заместитель (руководитель назначается Федеральным министерством внутренних дел По данной теме мы уже выполнили реферат Министерство внутренних дел РФ подробнее ).
  • Второй уровень. Земельный избирательный комитет и земельный избирательный начальник (назначается правительством федеральной земли).
  • Третий уровень. Окружной избирательный комитет и окружной избирательный начальник (назначается правительством федеральной земли или ими определенными органами)
  • Четвертый уровень. Избирательные правления и избирательные начальники на избирательных участках (назначаются с учетом мнения партий окружными избирательными начальниками).

Члены избирательных органов любого уровня исполняют свои обязанности на общественных началах.


Как устроена избирательная система в Германии? Почему немцы голосуют дважды? Как организованы выборы в период пандемии? Кто может занять место Ангелы Меркель? Сегодня поговорим об этом и многом другом.

Рука опускает бюллетень в корзину для голосования, фото

26 сентября 2021 года в Германии пройдут выборы в бундестаг 20-го созыва. От данного выбора также будет зависеть, кто станет следующим канцлером Германии. Кто же придет на смену Ангеле Меркель?

Что такое бундестаг

Итак, пожалуй, стоит начать с того, что же такое бундестаг (Bundestag), какие задачи на него возложены.

Помимо принятия законов, бундестаг уполномочен выполнять следующие задачи:

  • выбор канцлера,
  • контроль деятельности правительства,
  • участие в выборах Федерального президента, судей в Федеральный конституционный суд и т.д.

Парламент должен всегда действовать в интересах народа, поэтому и избирается им напрямую.

Рейхстаг, фото

Заседания бундестага проходят в Берлине, в здании Рейхстага (Reichstagsgebäude). Но и для туристов двери Рейхстага открыты. Ежегодно на крышу парламента поднимаются до трех миллионов человек. Притягивает гостей и жителей города стеклянный купол здания, откуда открывается прекрасный панорамный вид на город.

Рядом с Рейхстагом располагаются остальные парламентские здания: Пауль-Лёбе-Хаус (Paul-Löbe-Haus), Мари-Элизабет-Людерс-Хаус (Marie-Elisabeth-Lüders-Haus) и Якоб-Кайзер-Хаус (Jakob-Kaiser-Haus). Подробнее о достопримечательностях Берлина мы писали в нашей более ранней статье.

Мечтаете выучить немецкий, чтобы разговаривать на нем в путешествиях? А может, вам нужен деловой немецкий для общения с немецкими партнерами? Марафоны немецкого языка в Deutsch Online - это три дня обучения в прямом эфире с преподавателем для уровней A1 (начинающие), А2 и В1. Стоимость - 500 рублей, а заниматься можно онлайн из любой точки мира. Количество мест ограничено, запишитесь прямо сейчас, позвонив по телефону 8 (800) 350 03 83 (звонок по России бесплатный) или пройдите по ссылке для записи онлайн.

Кнопка записи

Выборы в Германии 2021

Выборы в бундестаг проходят раз в четыре года. Проголосовать могут все граждане Германии старше 18 лет. В этом году право голоса получат 60,4 миллиона избирателей.

Выборы обязательно должны отвечать следующим принципам:

  • они должны быть всеобщими (все граждане, достигшие 18 лет, избирают и могут быть избраны),
  • прямыми (выбор из списка кандидатов),
  • свободными,
  • равными
  • и тайными.

Как организованы выборы в период пандемии

В период пандемии актуальным стал вопрос голосования без необходимости идти на избирательный участок. У немцев есть возможность проголосовать по почте, если они не могут или не хотят нарушать режим самоизоляции. Не все немцы доверяют данному способу голосования, так как возникают вопросы, дойдет ли письмо, куда нужно, не потеряется ли оно, засчитан ли будет такой голос и так далее.

Несмотря на это, около 20% избирателей проголосовали на прошлых выборах, не покидая свой дом. Власти также обещают, что проголосовать смогут все граждане Германии, вне зависимости от того, привиты ли они, переболели и т.д. Обязательным условием будет, конечно, ношение защитных масок.

По-иному выглядит и предвыборная агитация. В период пандемии партии сделали ставку на размещение агитационных материалов в СМИ и социальных сетях, ведь собирать толпы людей на площадях уже не представляется возможным. Отсюда возникают попутные проблемы: не все партии располагают средствами для проведения такой агитационной кампании. Крупные партии оказываются в более выигрышном положении.

Список и ручка, фото

Как распределяются места в бундестаге

Бюллетени для голосования разделены на две половины, поэтому можно сказать, что немцы голосуют дважды.

В левой части они выбирают прямого кандидата от округа (Erststimme), а справа – партию (Zweitstimme). Кандидаты, получившие в своем округе большинство первых голосов, попадают в бундестаг по прямому мандату. Очень важно, сколько процентов голосов набрала партия, так как от этого будет зависеть, сколько мест в парламенте она получит.

Но всё не так просто. Изначально в бундестаге 598 мест, однако их количество возрастает по ряду причин.

Бундестаг 19-го созыва стал самым многочисленным за всю историю выборов и состоял он из 709 депутатов.

Всё дело в том, что существуют дополнительные (Überhangmandate) и уравнивающие (Ausgleichsmandate) мандаты. Места в парламенте заполняются депутатами, выбранными в округах. Если их недостаточно, чтобы заполнить все отведенные партии места, то остальные места распределяются по партийному списку. Бывает также, что избранных депутатов по первым голосам больше, чем выделено мест по подсчетам вторых голосов, тогда для них создают дополнительные места.

Плюс, если в какой-то партии слишком мало представителей по сравнению с общим количеством депутатов, то партии дают уравнивающие мандаты, чтобы сравнять силы в парламенте. В 2017 году, например, было выдано 46 дополнительных и 65 уравнивающих мандатов. Вот почему бундестаг становится всё более многочисленным.

Часто партии объединяются в коалиции. Так, например, в 2018 году коалиционный договор заключили партии CDU, CSU и SPD. Это способствует ведению единой, целенаправленной политики, а также помогает избежать раздробленности в парламенте. Конечно, объединиться в коалицию могут только те партии, которые имеют схожие политические взгляды.

Как выбирают канцлера

После формирования состава бундестага начинается выбор канцлера. Он/она обычно (но не строго обязательно) является лидером главной партии коалиции и избирается большинством голосов в парламенте. Так как в прошлый раз победу одержала фракция CDU/CSU, то канцлером была назначена Ангела Меркель – лидер партии CDU. Но в 2021 году выборы особенные, так как Ангела Меркель покидает пост канцлера.

Ангела Меркель, фото

Рассмотрим основных кандидатов на её место:

Предварительные опросы перед голосованием в 2021 году

Результаты опросов, проводимых немецкими изданиями, показывают, что немцы готовы к переменам. За партию SPD, а также за ее лидера намерены отдать свои голоса примерно столько же избирателей, сколько и за партию CDU. Но это только предварительные данные, показывающие примерную расстановку сил. Ангела Меркель считает Армина Лашета достойной кандидатурой на должность канцлера. Но это и понятно, ведь Армин Лашет – представитель от партии CDU, как и она сама.

Кстати, помимо канцлера, в Германии есть существует должность бундеспрезидента. О том, в чем заключаются полномочия бундеспрезидента, читайте в нашей статье по ссылке (текст на немецком языке).

Тест "Какая партия подходит вам"

Важно! Так как этот тест создан для того, чтобы помочь самим немцам определиться с выбором, он составлен полностью на немецком языке. Соответственно, вам понадобятся хорошие знания языка, чтобы понять вопросы и ответить на них.

Сегодня мы с вами рассмотрели, как выглядят выборы в бундестаг в Германии. На первый взгляд кажется, что всё слишком запутанно и сложно, но, на самом деле, система давно налажена и проверена временем. А нам с вами остается следить за развитием событий.

Избирательная система Германии

Избирательная система Германии построена на Конституции ФРГ от 1949 года, а также на Федеральном законе о выборах 1993 года. Кроме того, есть ещё нормативно-правовые акты земель. Однако они в большей степени повторяют соответствующие федеральные законы.

Выборы в стране бывают 3 уровней. Это:

  1. Местные. Выбирают бургомистров городов, а также уездные, земские и общинные советы.
  2. Региональные. Речь идёт о гражданских собраниях земель-городов и о ландестагах, то есть высших органах земельной ассоциации. Соответствуют землям.
  3. Федеральных. Это выборы в Бундестаг и в Европейский парламент.

Необходимо уточнить, что такое Бундестаг. Это орган народного представительства, который является также однопалатным собранием. Формируется по принципу мандатов. Принимает законы, выбирает федерального канцлера, а также осуществляет контроль за работой правительства. Депутаты ограничены только законом и собственной совестью.

По Конституции ФРГ новые выборы должны проходить в период с 45 по 47 месяц после того, как начала работать легислатура. Партия имеет право на распределение мандатов при получении не меньше 5% за свой список по стране. Другой вариант – это не меньше 3 депутатов, которые выиграли на одномандатных округах в ФРГ.

Избирательная система Германии

Выборы назначаются Президентом. Голосование происходит с 8 утра в течение 10 часов. Всё проходит либо в воскресенье, либо в другой нерабочий день. Страна разделена на 299 округа, откуда в Бундестаг выбирают депутатов. По спискам голосуют в 16 случаях. Количество депутатов зависит от размеров населения округа. Партии должны предлагать отдельные списки для каждого из округов. Один состав Бундестага работает в течение 4 лет, после чего назначаются новые выборы.

Кто выбирает канцлера?

Обратите внимание: федеральный канцлер в стране выбирается не гражданами напрямую, а Бундестагом. Причём кандидат предлагается федеральным президентом. И, как правило, речь о представителе правящей партии. Данный механизм является важным элементом контроля за ситуацией в стране со стороны Бундестага. Очередные выборы в парламент, а затем и канцлера пройдут в сентябре 2017 года.

Избирательная система Германии: особенности

Немецкую избирательную систему иногда называют смешанной, потому что часть депутатов проходит по одномандантным округам, а часть – по спискам. Однако на самом деле при выборах в Бундестаг используется принцип пропорции. И половину состава парламента избиратели определяют лично (299 из 598).

Избирательная система Германии

Каждый в итоге отдаёт 2 голоса: один – за депутата, второй – за список. И с этим нужно разобраться. Итак, первые голоса определяют, какой политик станет депутатом от конкретного округа. Через прямые мандаты распределяется 50% всех мест в Бундестаге. Вторые голоса отдаются партийным спискам. В Германии они считаются более важными, потому что определяют политическую обстановку в стране, а также косвенно влияют на то, кто именно будет канцлером (кандидат от какой партии).

Кто может голосовать в Германии?

Право голосовать получает гражданин Германии с 18 лет. С этого же возраста он может выдвигать свою кандидатуру в качестве потенциального депутата (в некоторых землях есть своя специфика). Ограничения довольно стандартные: нахождение под опёкой, психические заболевания, постановление суда, ценз осёдлости, который на данный момент составляет 3 месяца.

Выборы проходят при равном прямом тайном добровольном голосовании. Определённого порога явки нет, но в Германии в этом плане активно большинство населения. Допускается голосование по почте.

Выборы в Европейский парламент

Для выборов в Европейский парламент создаются земельные и общенациональные списки. При этом есть заградительный барьер: 5%. Стоит отметить, что у ФРГ самое большое представительство в Европарламенте (99 депутатов).

Региональный уровень

При проведении выборов на местах могут применяться и другие системы, например, кумулятивное голосование. Здесь дают о себе знать отличия регионального законодательства от федерального.

Довольно активно применяются технические средства для сбора и подсчёта голосов. Но в последнее время стало возникать всё больше опасений по поводу возможного влияния на этот процесс со стороны хакеров. В результате последние выборы в Бундестаг проводились без электроники.


Немецкая избирательная система представляет собой несколько членов пропорциональной системы голосования , где часть мест заполняется через первый мимо поста .

В большинстве земель действуют аналогичные законы о выборах. Только Бремен , Гамбург и Саар не забивают первый мяч.

Резюме

Общая операция

Избирательная система Германии представляет собой многомандатную пропорциональную систему голосования , некоторые места в которой заполняются через механизм первого прошедшего поста .

Конкретно, избиратель имеет два голоса, что отражено в двух столбцах бюллетеня для голосования.

  • При первом голосовании (в немецком языке : Erststimme или Wahlkreisstimme ), он голосует в пользу кандидата в его избирательном округе.
  • При повторном голосовании (на немецком языке : Zweitstimme или Listestimme ), он голосует за список кандидатов , представленных партией или объединением избирателей.

По окончании голосования все места для заполнения распределяются пропорционально вторым голосам. Следовательно, речь не идет о смешанной системе голосования, когда только часть депутатов избирается пропорциональным представительством.

В Баден-Вюртемберге и Сааре избиратель имеет только один голос. В Баварии пропорциональное распределение осуществляется путем сложения вторых голосов, полученных каждой партией, и первых голосов, полученных всеми кандидатами. В Бремене у избирателя пять голосов. В Гамбурге у него десять голосов.

Система распределения и распределения

Мандаты округа (на немецком языке : Direktmandate ) заполняются первым прошедшим пост в одном раунде : побеждает кандидат, который выиграл, независимо от количества набранных голосов. Таким образом, на выборах в федеральные законодательные органы 24 сентября 2017 г. Ева Хёгль ( СДПГ ) была избрана в Бундестаг с 23,5% голосов в 75- м федеральном округе .

Распределение мест происходит в два этапа:

Дополнительные мандаты

Дополнительные мандаты весьма вероятны на выборах в ландтадж в Северном Рейне-Вестфалии и Нижней Саксонии, поскольку их доля одномандатных мандатов составляет 71% и 66% соответственно. Итак, поскольку 1994 г. , Ландтаг Нижней Саксонии никогда не считал количество мест, установленное законом о выборах.

В результате этой системы Вольфганг Бёмер ( ХДС ), министр-президент земли Саксония-Анхальт, входит 2002 г. а также 2011 г. , терпит неудачу в 2002 г. тогда 2006 г. быть избранным в ландтаг : хотя он подавал заявку только во главе списка своей партии, последний получил дополнительные мандаты, и поэтому кандидаты из списка не должны заполнять ни одно место.

История и будущее системы голосования

Реформировать проекты

В Баварии избиратель имеет преимущественный голос, который он может присвоить кандидату из списка, причем места в списке распределяются в приоритетном порядке среди кандидатов, имеющих наибольшее количество предпочтительных голосов. Кроме того, пропорциональное распределение осуществляется путем сложения первого и второго голосов, что придает одинаковую важность голосам избирателей и спискам.

В Бремене избиратель имеет пять голосов, которые он может распределить между одним или несколькими списками или кандидатами (в последнем случае голос также учитывается в списке). Места распределяются в приоритетном порядке среди кандидатов, набравших наибольшее количество голосов.

В Гамбурге каждый избиратель имеет десять голосов. Он распределяет пять на одного или нескольких кандидатов от своего избирательного округа (который имеет несколько мест для заполнения в соответствии с системой плюриноминального большинства ) и пять на один или несколько списков или кандидатов (в последнем случае голосование также учитывается для списка) при городской уровень. Городские места распределяются в первую очередь среди кандидатов, набравших наибольшее количество голосов.

Федеральные выборы

Округа

Германия разделена на 299 округов в соответствии со следующими правилами, изложенными в пункте 3 Закона о выборах. 23 июля 1993 г. ( Bundeswahlgesetz ).

  • Ни один округ не может объединять части двух разных земель .
  • Количество избирательных округов в каждой земле должно быть равно доле ее населения немецкой национальности.
  • Немецкое население каждого избирательного округа должно составлять от 75% до 125% от среднего населения всех избирательных округов. Предпочтительно, чтобы оно составляло от 85% до 115%.
  • Избирательные округа не должны включать анклавы или эксклавы .
  • По возможности необходимо соблюдать границы районов и коммун.

Границы округов устанавливаются законом Российской Федерации. 11 марта 2005 г. (Вестник Федерального закона, раздел I, стр. 674):

Земля Числа Число
Шлезвиг-Гольштейн От 1 до 11 11
Мекленбург-Передняя Померания С 12 до 17 6
Гамбург 18–23 6
Нижняя Саксония 24–53 30
Лещ 54 и 55 2
Бранденбург 56–65 10
Саксония-Анхальт 66–74 9
Берлин От 75 до 86 12
Северный Рейн-Вестфалия 97 к 150 64
Саксония 151 по 166 16
Гессе 167–188 22
Тюрингия 189 к 197 9
Рейнланд-Пфальц 198 по 212 15
Бавария 213 по 257 45
Баден-Вюртемберг 258 по 295 38
Саар 296–299 4

Условия формирования депутатской группы

Парламентская группа ( Fraktion ) в Бундестаге может быть сформирована не менее чем пятью процентами членов парламента, принадлежащих к той же партии. Партии с аналогичными программами, которые не конкурируют ни в одной из земель (в настоящее время ХДС и ХСС), считаются одной партией. Для формирования парламентской группы, не соблюдающей эти правила, требуется разрешение Бундестага .

Читайте также: