Онтология эпохи возрождения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Философия эпохи Возрождения — самое главное кратко. Это тема для данной статьи в продолжение цикла статей по философии. В статье также есть список книг по философии Возрождения и видео с кратким описанием главных представителей и главных идей философии Возрождения.

Философия эпохи Возрождения — самое главное кратко

Примерно с 14-го века в Западной Европе начинается эпоха Возрождения, которая оказала огромное влияние на все развитие человеческой цивилизации и становления культурной и социальной жизни общества. Основной чертой того времени стало резкое снижение влияния церкви на все политические и социальные процессы в обществе. Эпоха Возрождения связана с возвращением мыслителей к идеям античности, с возрождением римской и древнегреческой философии.

Этапы философии эпохи Возрождения

  • Гуманистический этап — середина 14 века – 1-я половина 15 века. Характеризуется переходом к антропоцентризму от теоцентризма.
  • Неоплатонический этап – 2-я половина 15 века – 1-я половина 16 века. Характеризуется изменением мировоззренческих взглядов.
  • Натурфилософский этап – 2-я половина 16 века – 1-я половина 17 века. Характеризуется попытками внести изменения в картину мира.

Исторические предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения

  • Феодальные отношения изжили себя к 14 веку. Начали быстро расти города и самоуправление в них. Особенно в Италии, где не были утрачены традиции автономии больших городов, таких как Венеция, Рим, Неаполь, Флоренция. Италия была образцом для других стран Европы.
  • К 14 веку монархи стали тяготиться влиянием католической Церкви во многих сферах жизни. Горожане и крестьяне также устали от налогов духовенства. Это привело к борьбе за реформы Церкви и к расколу на протестантизм и католичество.
  • 14-16 века ознаменовались великими географическими открытиями. Требовалась систематизация естественнонаучных знаний. Ученые стали все смелее заявлять о том, что мир устроен рационально.

гуманизм философии эпохи возрождения

Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения

В основу всего были положены антропоцентризм и гуманизм. Согласно антропоцентризму, человек — самое главное, центр всего мироздания. Согласно гуманизму, как ответвлению антропоцентризма, у каждого человека есть право на свою свободу и развитие.

Против аскетичности и жесткого диктата церкви были выдвинуты жизнь, полная удовольствия и собственные интересы человека. Этому посвятили свои работы многие писатели и философы того времени.

Представители философии эпохи Возрождения

Петрарка в своих сонетах призывал всех в своей стране исцелиться от злобы и забыть о вражде среди горожан.

Боккаччо очень резко критиковал церковных служителей, которые ничего не делали для просвещения, а только богатели, обличал дворян, неспособных к созиданию, и выдвигал на первое место разум человека и намерение получить от жизни как можно больше радости и удовольствия.

Эразм Роттердамский в своих глубоко христианских философских трудах показывал, что гуманизм должен быть основой всего и старая идеология феодализма ничего не может дать человеку.

Леонардо да Винчи внес значительный вклад в развитие гуманизма в своих произведениях и научных трудах.

Джордано Бруно и Галилео Галилей, Николай Коперник в своих трудах по естествоиспытаниям и философии стали отождествлять Бога не просто с природой, а с бесконечным Космосом и Вселенной.

Можно сказать, что практически вся литература и философия того времени были сосредоточены на признании права человека на свою жизнь, на развитие и творческое самовыражение.

Философия была наполнена признанием права человека на счастье, свое самоопределение и возможности для своего развития. Человек стал важнее всего, в том числе и государства, как такового.

Философия эпохи Возрождения кратко

Основные направления философии эпохи Возрождения

  • Гелиоцентризм — это гелиоцентрическая система мира, представляющая Солнце центром, вокруг которого вращается Земля. Гелиоцентризм происходит из античности и получает широкое распространение в 16 -17 вв.
  • Гуманизм происходит от латинского слова humanus (человечный) и означает этическую позицию о праве людей свободно определять форму и смысл собственной жизни.
  • Неоплатонизм — это направление в философии, которое зародилось еще в античной философии в 3 веке и опиралось на идеи Платона: запредельное единое первоначало, космическую иерархию, восхождение души к первоистоку.
  • Секуляризм — утверждение, что нормы права и правительство должны быть отделены от религий.

Характерные черты философии Возрождения

  • Свобода высказываний против бессмысленной религиозной схоластики и доминирования церкви во всех сферах.
  • Литература и философия все больше внимания уделяют ценности человека.
  • Новые тенденции в культуре и философии стали все больше проникать в европейские государства и постепенно стали основой всей философии в то время.
  • Наиболее характерными чертами этой эпохи можно назвать полное отрицание бесполезных книжных споров, которые ни к чему не приводят, а только запутывают человеческий разум.
  • Помимо этого, в философии все больше доминировали идеи естественнонаучного познания мира и человека. Упор делался на труды философов античных времен, которые предпочитали материализм.
  • Философия постепенно стала выдвигать человека, как главную движущую силу и основу всего окружающего мира.

Философия Макиавелли кратко

Никколо Макиавелли был первым философом того времени, кто полностью отвергал теократию, как основу всего строя. Он считал, что нужно строить страну только по светскому принципу и согласно его мировоззрению, основой всей жизни человека является исключительно эгоизм и желание обогатиться. Чтобы обуздать дурную природу человеческой сущности нужно использовать силу, которая может быть предоставлена только государством.

Порядок в социуме может создать только юриспруденция и соответствующее мировоззрение каждого члена общества, и все это может сделать исключительно государственная машина, а не церковь с ее предрассудками. Макиавелли изучал очень много вопросов, которые касались устройства государства и власти, взаимодействия человека и власти, методов противодействия насилию и коррупции в стране и так далее.

Книги по философии эпохи Возрождения

  • Горфункель А. Философия эпохи Возрождения.
  • Перевезенцев С. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения (здесь можно читать книгу онлайн)

ВИДЕО Философия эпохи Возрождения за 15 минут

Резюме

Этап философии в эпоху Возрождения можно кратко охарактеризовать, как пробуждение от непросвещенности, признание ценности каждого человека. Представители эпохи Возрождения — это философы и естествоиспытатели, такие как Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник. Они в своих трудах стали отождествлять Бога не просто с природой, а с бесконечным космосом и вселенной. Они устремили свои взоры в небо.

Философия эпохи Возрождения включает в себя не только натурфилософские идеи и идеи пантеизма, но и гуманистические взгляды. Философия этого периода требует от человека постоянного самосовершенствования, смелости в поиске смысла земного бытия, божественного начала во всем сущем.

Всем желаю неутолимой жажды познания себя и окружающего мира, вдохновения во всех Ваших делах!

Эпоха Возрождения характеризуется в истории философии как культурно-исторический феномен, зародившийся в Италии в XIV веке и продолжавшийся до XVI. Этот период рассматривается как переходный этап между средневековьем и эпохой Нового Времени. Основными отличительными чертами является возвращение авторитета античности в сферу искусства, гуманизм как возвышение человеческого достоинства, индивидуальности, тенденция к стремлению воспитания и образования человека (антропоцентризм), начало автономности деятельности человеческого разума. В эпоху Возрождения на основании диалектических идей Н. Кузанского, открытий в естествознании Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея формируется концепция о множественности и бесконечности систем в природе и о наличии Бога не вне мира как его творца, а в самом природном мире, что придавало смысл и единство бытию. Николай Кузанский (1401-1464) крупнейший представитель философской мысли Возрождения. Бог в философии Кузанского это абсолют, бесконечность. Отношение Бога и сотворенного мира понимается им как тождество, поэтому концепция Кузанского является пантеизмом. Следуя традиции платоновской философии Кузанский определяет Бога как актуальную бесконечность которой противостоит мир, который есть все, что не-Бог. Если Бог это актуальная бесконечность, то универсум - потенциальная бесконечность, которая познаваема. Утверждается принцип единства бесконечного и конечного.

Тенденция натурализации бытия завершается конструированием механической картины мира в Новое время, в основе которой были положены идеи Исаака Ньютона и Пьер-Симона де Лапласа. Эскиз ее прост: мир состоит из материальных систем, перемещающихся в пространстве и взаимодействующих между собой по законам механики. В этом мире Бога нет, у него только одна роль – придать материи движение в виде первотолчка, исходного импульса энергии. И с этого момента мир уже существует и изменяется в силу жестокой естественной причинности.

Лекция 3. Онтологические представления эпохи Нового времени.

Наряду с этой линией, отождествляющей бытие с природной, физической реальностью и исключающей там самым сознание из бытия, в Новое время формируются другие варианты толкования категории бытия, исходя из решения центральной проблемы философских исследований – разработки универсальных методов истинного познания. И рационализм, и эмпиризм, несмотря на существенные разногласия в вопросах познания, приходят к идее необходимости построения такой концепции бытия, которая обосновывала бы научные знания и развитие науки. Понятие бытия здесь осмысливается в контексте анализа сознания познающего субъекта и субстанциональных основ, гарантирующих, в конечном счете, объективность (истинность) получаемого знания. Представленность, заданность объекта в мыслительных или чувственных актах сознания субъекта становится критерием, удостоверяющим бытийственность вещи.

Аннотация: В данной лекции рассмотрены основные представители, идеи, концепции и исторические предпосылки формирования эпохи Возрождения.

Цель лекции: познакомить студента со спецификой философии эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения начинается с XIV в и заканчивается в XVI в. Эпоха Возрождения связана с разложением феодального строя, формированием буржуазного общества, периодом ранней индустриализации и наступлением городов. Значительные изменения, которые происходили в окружающей жизни людей, должны были сказаться и на развитии философской мысли. Догматическая христианская философия тормозила общественное развитие и движение научной мысли и не могла идти в ногу со временем. В результате развития городов феодализм подходит к вершинам своего развития. В городах активно развиваются ремесла, строятся первые мануфактуры, население обогащается и начинается накопление капитала. Формируется новый социальный слой - буржуазия, которая больше не находится под гнетом феодалов и не нуждается в религиозной философии как средстве утешения и спасения. Именно этот новый слой является последователем и носителем новой более свободной и светской идеологии Ренессанса. Буржуазия стремилась к дальнейшему обогащению, а церковная идеология и феодальный строй ей мешали. Философия Эпохи Возрождения является анти-феодальной. Богатые мещане, церковная интеллигенция, аристократы стали развивать философскую мысль в новом перспективном направлении, которая повлияла не только на историю философии, но и на весь общественно-исторический процесс. Философия Ренессанса является воплощением анти-феодальной борьбы против дворянства, церкви и феодалов.

Отсюда вытекают основные черты философской мысли Эпохи Возрождения

  • Переход от теоцентрической философии к антропоцентрическому принципу. Превознесение способностей человека, признание безграничного творческого потенциала человека
  • Вместо теократии приходит идеал наукократии и технократии
  • Отказ от сакрализации знания и над-индивидуальных истин. Стремление к популяризации знания
  • Принцип утилитаризма. Ориентации на реальный мир, чем внеземные реальности
  • Признание "божественной сущности" человека

Однако недостатком философии Эпохи Возрождения является элитарность. Если приобщиться к христианской религиозной философии могли все, даже самые бедные слои населения, то для того, чтобы воплощать в жизнь идеи Ренессанса нужно было обладать хорошими научно-теоретическими знаниями, которые в то время были доступны далеко не всем.

Центральной категорией философии Ренессанса является понятие " гуманизм ". В переводе с латыни humanus - человеческий, человечный. Следуя строгому формальному определению, гуманизм означает исторически меняющуюся систему воззрений, признающую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающую благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношения между людьми 1 Большая советская энциклопедия т.7, стр. 1323 .

Принцип гуманизма исходил из необходимости создания хороших условий жизни для человека, в которых мог бы полностью раскрываться творческий потенциал . Философская мысль за много веков впервые обращается к человеку, его внутреннему миру, потребностям, желаниям, возможности творческой самореализации. Так если в средневековье господствовала мысль, что земная жизнь не имеет такой ценности, как загробная жизнь в Горнем Мире. Человеческое существование на Земле рассматривалось как испытание души, которое надо выдержать с достоинством, чтобы вступить в истинное царство божие. Ренессанс смотрит на ситуацию иначе. Сама жизнь и человек становятся непреклонной ценностью. Жизнь - это редкий удивительный шанс для воплощения своей мечты, своего творческого потенциала, божественной сущности, которой обладает каждый от природы. Человек - центральная категория философии Ренессанса.

Основные идеологи эпохи Ренессанса Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Георгис Гелистос, Марсилио Фичино, Помпонаций, Мишель Монтень, Пико делла Мирандола и др.

Великий итальянский поэт и гуманист Данте Алигьери (1265-1321) рассматривал сущность человека дуалистически. Он не отрицал божественного детерминизма в человеческой судьбе, но признавал также и природный детерминизм. Он постулировал безграничный потенциал человека и верил в силы человека, которые противостоят всему мирозданию. Задачу человека Данте А. видел в реализации возможностей разума, т.е. теории знаний. Данте был воинствующим критиком церкви и ее права вмешиваться в дела человека и общества.

С трудов Данте начинает постулироваться новая светская, а не религиозная философская мысль.

Франческо Петрарка также последовательно формулировал основные принципы философии Ренессанса в своих литературных трудах. Творчество Петрарка антропоцентрично и наполнено непреклонной верой в человека и его способности. Он восхищался глубиной мысли античной философии и критиковал христианскую теологию, которая обросла догматами и религиозными мифами.

В период Ренессанса возрождается интерес к философии Платона и неоплатонизму. Это связно с необходимостью и большим желанием мыслителей Ренессанса опровергнуть схоластику, которая базировалась на трудах Аристотеля. Так итальянский мыслитель Георгиос Гелистос в стремлении низвергнуть христианскую теологию обращается к неоплатонизму и пантеону Богов. Пантеон Богов противопоставлялся христианскому монотеизму и был главным ударом по христианской идеологии. Главным Богом в его пантеоне был Зевс. Зевс воплощал абсолютное бытие. Мир был всегда, и не было начала или конца этого мира.

Марсилио Фичино ( 1433-1499 ) также обращается к идеям политеизма античности в начале своего творчества, однако затем выходит на концепцию пантеизма. Бог, по мнению Фичино, содержит в себе весь мир. Когда-то давно бог сотворил мир, а теперь он растворен в природе. Бог постоянно проявляет себя через силы природы. Так, Фичино хотел преодолеть христианский дуализм, который объективизировал бога и отделял его от окружающего мира, помещая в мир Горний.

Идею пантеизма развивает итальянский философ Пико делла Мирандола (1463-1494). Наиболее его известный философский труд "Речь о свободе и достоинстве человека". Он выделяет иерархию в построении мира, где высшей сферой было божественное и ангельское бытие, а низшей телесный материальный мир. Основой бытия является, по мнению Мирандолы, высшее бестелесное божественное начало. Из этого начала возник весь мир. Мир возник в начале времен из хаоса, который потом был упорядочен божественным принципом. Бог постоянно присутствует в природе, он растворен в природе, Бог является образующей и завершающей сущностью мира. В этических взглядах Мирандола постулировал принцип гуманизма. Судьба человека - это результат естественной свободной активности человека. Человеческое существование определено только его поступками и его мыслями. Целью человеческой жизни должно быть стремление к божественному совершенству.

Пьетро Помпанаций (1462-1526) развивал этические взгляды Эпохи Возрождения. Он считал, что целью человеческого существования является достижение блаженства на основе рационального познания. Человек в отличие от животного обладает не только чувственным, но и рациональным познанием. Рациональное познание позволяет мыслить абстрактно общими категориями. Такое мышление делает человека бессмертным, так как общие категории являются высшим знанием. Постижение высшего знания освобождает и возрождает душу человека.

Натурфилософия Ренессанса

Большое место в философии Эпохи Возрождения уделено натурофилософии. К этому времени естественные науки достигли определенного успеха в познании. Натурофилософия Ренессанса опирается на научное знание и делает новые шаги к объяснению сущности мира, которые существенно отличаются как от античной философии, так и от средневекового знания. Основными идеологами натурофилософского знания являются Николай Кузанский, Галилео Галилей, Джордано Бруно, Леонардо Да Винчи, Б. Телезео, Франческо Патрицы. Рассмотрим основные идеи натурофилософии.

Николай Кузанский (1401-1464).

Основной труд "Об ученом незнании". Главная философская проблематика - онтология и гносеология.

Онтология.Кузанский Н. разработал концепцию "docta ignorantia", которая противопоставляется религиозной схоластике. Философия Кузанского Н. идеалистична. Он не отказывается от категории Бога как идеального начала сущего. Однако Бог Кузанского Н. - это не есть персонофицированный Бог христианской схоластики. Кузанский Н. придерживается пантеистических взглядов. Пантеизм (от греч. pan - все и theos - бог)- это философское учение, отождествляющее бога и мир 2 Большая советская энциклопедия т.19, стр. 436 , считающее, что бог слит с природой, разлит в окружающем мире и пронизывает его. Он считал, что Бог бесконечно распространяется во вселенной. В бесконечном космосе (макромире) и в человеке (микромире) развертывается бесконечное божественное начало. Человек может накапливать это божественное начало, хотя этот процесс ограничен. Абсолютное накопление и слияние божественного и человеческого начала возможно только во Христе, который сочетал божественную сущность и человеческую. Кузанский последовательно опровергал теорию креационизма. Он считал, что Бог не может существовать вне мира, следовательно, нет объективного персонифицированного Бога, который однажды сотворил все из ничего. Бог такая же часть этого мира, как и все остальное.

Космогония. Мир в представлении Кузанского - это бесконечный шар, который расширяется. Однако определенного центра мира нет. Абсолют этого мира - бесконечность.

Гносеология.Кузанский был сторонником рационалистического познания. Предметом познания является Бог, который постижим только разумом. Основным методом познания он считал математику. Познание конечных вещей возможно с помощью символов, основой которых является математика. Н.Кузанский натолкнулся на противоречие между человеческим познанием, которое имеет пределы и бесконечным Богом как предмет философии. Человеческий разум подчинен противоположностям, для него постоянно существуют дихотомичные категории "за" и "против", "да" и "нет". В концепции docta ignorita противоположности сливаются. Воплощением такого абсолюта, в котором сочетаются противоположности является Бог, так как бог объединяет абсолютно малое и абсолютно большое.

Этика. Кузанский Н. как представитель Ренессанса уже не рассматривал человека как слабовольное запуганное божьим гневом существо. Если Бог Кузанского Н. это уже не Бог христианства, то и человек Кузанского Н. - это не человек религиозных догматов. Человек в философии Кузанского обладает свободой воли и свободой мысли. Он является центром природы и венцом природного творения. Земля является не только местом обитания человека, но близка к центру Вселенной.

Такая концепция человека и вселенной соответствовала геоцентрической системе небесной механики и космогонии Птолемея (90-160 г. н.э.). Птолемей считал, что земля - центр вселенной, а вокруг нее вращаются звезды, солнце, другие планеты.

Однако геоцентрическая система Вселенной в Эпоху Возрождению пересматривается. На место нее приходят гелиоцентрические космогонические системы Н. Коперника ( 1473-1543). В начале идеи Коперника Н. поддерживались не только светской наукой, но и церковью. Расчеты Коперника о движении небесных тел помогли провести реформу календаря. Однако, учение Коперника противоречило догматам церкви, в соответствии с которыми человек и наш мир есть центр божественного творения. Учение Коперника предполагало, что наша земля такая же, как и другие планеты, и земля больше не была центром Вселенной. Учение Коперника Н. предали церковной анафеме на долгое время. Однако концепция Коперника Н. позволила по-новому взглянуть на место человека в мире и дала новый толчок для развития гуманистических идей эпохи Ренессанса. Философия человека стала опираться на научное знание и приобрела материалистический характер.

Онтология. Вселенная была создана божественным началом. Пра-основой бытия в философии Бруно была материя. Материальная субстанция являлась неразвернутой причиной всего сущего. Материя является формой всех форм, субстанциональной возможностью всех вещей. Мир удерживается в единстве и разнообразии за счет души мира. Это мировая душа является формообразующим принципом для материи. Мировая душа - это ум вселенной. Дж. Бруно пытался преодолеть не только идею креационизма, но и христианского дуализма. Это привело к идее одушевленности и одухотворенности материи, которая в философии получила название - панпсихический материализм.

Материя в философии Дж. Бруно - это активный творческий принцип, который существует в слиянии с формой. Материя рассматривается как потенция, которая есть причина и возможность всего сущего. Мир состоит из множества единичных вещей, которые происходят из одушевленной активной материальной субстанции. Бруно отождествляет природу и мировую душу. Его философия исходит из принципа пантеизма. Однако пантеизм Бруно ближе к материализму, чем идеализму, несмотря на признание Мировой Души.

Космогония. Дж. Бруно развивал идею атомизма. Космос состоит из атомов. Атомизм Бруно проявляется в его концепции максимумов и минимумов. Атом - это физический минимум, точка -материальный минимум, монада - метафизический минимум. Космос - это пустая и наполненная бесконечность. Космос - это все бытие. Бесконечность космоса можно познать только философским разумом.

Гносеология. Дж. Бруно стоял на позициях рационального познания. Цель рационального познания он видел в проникновении в глубины природы. А в глубине природы лежит божественный принцип, мировая Душа, которая и является истинным предметом познания. Чувственное познание является только первой ступенью познания. Высшей ступенью познания является разум. Познание окружающего мира должно быть научно-философским, а не теологическим. Бруно был гносеологическим оптимистом, считал, что Мировая Душа познаваема. Он не терпел скептических аргументов и предпосылок в познании. Он считал, что право на существование имеет только истина научного знания, базисом которой является научный опыт.

Этика. Целью человеческой жизни была борьба за добро и благо. Борьба за возвышенные цели требует жертв. Этическим идеалом Бруно был духовный борец за добро и общечеловеческое благо. Мерилом нравственности выступали поступки и ценности человека. Он был противником как аскетического образа жизни христианства, так и гедонизма Эпикура.

Одним из величайших мыслителей Эпохи Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1519).

Гносеология. Да Винчи считал, что научное знание должно опираться на опыт, а не научные авторитеты. Это сильно тормозит научное знание, по мнению Да Винчи. Опыт является важным условием для достижения объективной научной истины. Опыт, постулируемый мыслителем, отличался от созерцательного наблюдения эпохи античности. Опыт, о котором говорил, Да Винчи - это был целенаправленно проведенный эксперимент. Однако для достижения истины опыт необходимо сочетать с теоретическим знанием . Теоретическое (рациональное) знание, опирающееся на опыт, есть основа научной истины. В теоретическом знании Леонардо Да Винчи уделял особое место математике, которая является высшим уровнем абстрактного знания, а значит и научного поиска. Математика является инструментом для осмысления результатов эксперимента.

Леонардо да Винчи считал, что в познании окружающего мира необходимо объединять аналитический и синтетический методы.

При этом предметом познания должен быть окружающий мир и природные закономерности, которые поддаются наблюдению, экспериментальному и теоретическому осмыслению.

Идею экспериментального знания развивал также Галилео Галилей - великий ученый, мыслитель философ Эпохи Возрождения. Галилей был последним представителем натурофилософии Ренессанса. Его деятельность пришлась на рубеж двух Эпох - Эпохи Возрождения и Эпохи Нового Времени. Его считают основателем экспериментально-математического естествознания Нового Времени.

Галилей изменил средневековую концепцию двух истин - истины веры и истины разума. Эта концепция была заменена на концепцию двух книг. Книга священного писания - содержала божественное откровение, а книга природы содержит суть божественного творения. Философия должна изучать книгу природы, а теология, основываясь на божественном писании должна обучать морали, показывать добродетель и благо. Основой познания книги божественного писания - это герменевтика- интерпретация библейских текстов, основой познания природы является эксперимент. Эксперимент должен быть осмыслен разумом. Галилей выделял интенсивное и экстенсивное научное познание. Первое связано с увеличением познанных объектов, второе ориентировано на глубину познания научных истин.

Галилей, также как и Леонардо да Винчи считал, что в познании необходимо сочетать синтетический и аналитические методы. Такой метод построения научной теории в гносеологии называется гипотетико-дедуктивный.

Идеи Дж. Бруно, Леонардо да Винчи, Галилея и их единомышленников были основой для создания экспериментальной науки и эпохи Нового Времени.

Все французские материалисты, несмотря на различные оттенки, придерживались единого материалистического взгляда на природу, хотя материальный элемент, который они признавали основой, источником и происхождением всего сущего, интерпретировался по-разному.

Ламерри и Дидро приняли концепцию единого материального вещества.

Вселенная или природа, по Хольбаху, является колоссальным соединением всего, что существует, и повсюду раскрывает нам только материю и движение. Центральное понятие материалистической философии, понятие Вещественности, определяется им следующим образом: «Все, что действует на наши чувства, есть Материя; вещество без расширения или без свойств Вещественности не может производить в нас ощущений и поэтому дает нам ощущения или идеи….. «Подчеркивая объективность материи, ее независимость от субъекта, ее ощущения, восприятия, Хольбах выступал против субъективно-идеалистической трактовки понятия материи Дж.

Материя, как считал философ, вечна, не создана и нерушима. Все бесконечное разнообразие природных явлений порождается взаимодействием различных молекул и атомов, которые являются элементами структуры материи.

Онтология и философия возрождения

Бытие как действие познающего субъекта

Необходимость этой деятельности прямо или косвенно признается всеми мыслителями европейского Средневековья, поскольку человек никогда не сможет непосредственно ощутить полноту божественного всеведения: между этой полнотой и человеческим познанием, каким бы совершенным оно ни было, стоит тленная природа человека, которая характеризуется недостатком, присущим всем тленным вещам. Человек преодолевает этот недостаток через усилие веры, которое включает в себя когнитивное усилие. Познание, данное человеку откровением, требует от него не пассивного принятия, а деятельности, которая носит сложный характер.

Очевидно, что продуктом этой сложной деятельности когнитивного сознания человека могут быть только знания, имеющие статус вероятностных знаний. Поскольку человек оказывается в созданном мире, концепция которого ему неизвестна — во всей ее полноте — он может полагаться только на более или менее убедительные предположения и принимать их на веру. Именно вера делает гипотетические человеческие знания пригодными для практического применения.

Проблема бытия в истории философской мысли

Как и любая философская проблема, проблема бытия понимается в контексте культуры своего времени. В истории философской мысли выдвигались различные концепции бытия, и развитие доктрин бытия перешло от чрезвычайно общих и абстрактных идей к все более конкретным и значимым интерпретациям бытия.

Первое понятие бытия как философской проблемы в европейской философии было сформулировано древнегреческим философом Парменидесом. Его представление о том, что универсальным свойством мира является простота, поэтому он считал себя неизменным, недвижимым и вечным:

Онтология Платона и Аристотеля оказала формирующее влияние на всю западноевропейскую онтологическую традицию. Христианские мыслители средневековья умело адаптировали древнюю онтологию для решения богословских задач.

Средневековый схоластизм противопоставил абсолютное и относительное бытие (бытие Бога и бытие мира) и ввел разграничение между действительным (то, что актуализируется Божьим провидением) и потенциальным бытием (будущее бытие, которое уже существует как божественная мысль). Фома Аквинский ввел в средневековую онтологию плодотворное разграничение между сущностью и существованием, а также подчеркнул момент творческой эффективности бытия, которое полностью сосредоточено в существе Божьем как чистое действие.

Стремясь придать своим эпистемологическим концепциям универсальный характер, позитивизм не воздерживается от утверждения универсальных принципов, законов или методов получения знаний. Но эпистемология, утверждающая универсальность своих определений, невозможна без онтологического обоснования: она либо формулирует их явно, либо подразумевает их, либо сама становится онтологией. Универсальность принципов, законов и методов, на которые претендуют позитивисты, подразумевает наличие метафизического содержания в их доктринах, включая некоторые онтологические предположения, касающиеся как фундаментальных основ бытия, так и природы человека.

Позитивистские взгляды графа и мельницы возникли в атмосфере острого интеллектуального противостояния доминирующей традиции идеализма гегелевской школы. В гегелианстве основатели позитивизма видели закономерность этой спекулятивной метафизики, преодоление которой они считали своей главной задачей. Однако при анализе философских концепций следует обращать внимание не столько на те идеологические конструкции, которые их создатели открыто выдвигают и защищают, сколько на их скрытые предпосылки, которые часто оказываются общими даже для конкурирующих систем и бессознательно разделяются адептами явно несовместимых доктрин. Обычно эти помещения выглядят настолько самоочевидными, что не требуют никакой внешней экспозиции, и настолько общими, что они немыслимы никаким другим образом. Они так же незаметны, как воздух, которым мы дышим, и только актуальная история развития конкурирующих концепций раскрывает те же базовые предпосылки в их истоках. Все серьезные изменения в философии, науке и человеческой культуре в целом, как правило, связаны с открытием и пересмотром таких основных предпосылок.

Развитие онтологии в средние века и новое время

Возникающая догматическая теология выявляет две проблемы, касающиеся онтологии.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: