Этика 20 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Современная этика насилия. Выражателями идей насилия стали: Карл Маркс, Ф. Ницше и Е. Дюринг. Дюринг и Ницше отводили насилию решающую роль в истории человечества. Они считали оправданными жертвы при смене власти и строя, считали, что человек вправе коренным образом изменять общественную жизнь, если она не отвечает его устремлениям, а тех, кто не хочет этого можно под угрозой насилия заставить делать то, чего они не хотят. Маркс и Энгельс, которые вели полемику с Дюрингом относительно отрицания насилия, тем не менее, стали основателями практики насилия, возвели его в ранг действующего закона любой революции. Уничтожение людей имеет место быть при смене общественного устройства. Этика насилия продолжила развиваться в трудах Ленина, и была им применена непосредственно на практике – диктатура пролетариата. Эта этика породила самые кровавые диктатуры 20 века – сталинизм и гитлеризм.

Современная этика ненасилия. Возникла она в противовес этике насилия, которая нашла широкое распространение в 20 веке. Главный этический принцип этого направления – отсутствие любого насилия над личностью и морального и физического. Через это человек строит отношения с природой и окружающими людьми.

Значимая роль в разработке этических категорий ненасилия принадлежит Льву Толстому. Он считал, что через насилие люди оправдывают наличие у них самых отрицательных пороков: зла, корысти, зависти, властолюбия. Но эти качества разрушительны, прежде всего, для их носителя. Следует менять свои моральные ценности, приходить к Богу и принимать главный принцип христианства – нельзя отвечать злом на насилие.

Известность приобрели идеи и другого гуманиста 20 века – Ганди. Он боролся за независимость своей страны исключительно мирным путем. Ганди считал, что принципы ненасилия присущи только сильным людям, воспитавшими их посредством разума. Законы любви также действенны в мире, как и законы гравитации – любящий человек получает многое взамен. Гармония разума и любви в человеке – вот настоящий фундамент ненасилия.

Вершиной этики ненасилия стало направление этики благоговения перед жизнью, разработанной Альбертом Швейцером. Воспитание в душе любви, прощения, уважения к окружающим возможно через созерцания совершенства устройства природы и человека Создателем. Этика Швейцера – практична, она предусматривает воспитание в себе необходимых качеств, которые внесут гармонию в жизнь человека.

Этические принципы прошедшего века то объявляли себя абсолютно новыми, передовыми, стремясь к окончательному разрыву с традиционными нормами, то заявляли о своей полной консервативности и традиционности. Так, пестрота и обилие ликов, масок этического сознания ХХ века попросту поража–ют наше воображение.

1. Этические искания в экзистенциальной философии

К ее наиболее известным представителям относят: М. Хай-деггера и К. Ясперса в Германии; А. Камю, Ж.-П. Сартра, Г. Марселя во Франции, а к предшественникам – С. Кьеркего-ра (Дания); Н. Бердяева, Л. Шестова (Россия). Необходимо отметить, что экзистенциальная философия не выделяется своей идейной монолитностью, напротив, она неоднородна и противоречива, тем не менее можно коротко описать ее об–щие этические принципы.

Новаторство экзистенциального мировоззрения по отно–шению к предшествующей этической традиции проявилось по многим вопросам.

Во-первых, следует отметить его тематическую особен–ность, а именно необыкновенную сосредоточенность на смы-сложизненных вопросах. Главными проблемами, которые волнуют философов и широко обсуждаются, становятся: судь–ба человека, выбор, смерть, смыслоутрата, вина.

Размышление над этими проблемами строится вопреки всем академическим правилам, которые использовали ранее философы. Философствование приобретает необычную для классического мышления, очень подвижную, причудливую форму, которая близка к художественной, а иногда она плав–но в нее перетекает.

Кроме того, истинность в этом процессе размышления связывается не с полученными результатами научно-теорети–ческого познания, а исключительно с субъективным состояни–ем сознания, которое отражается в чувствах, эмоциональных переживаниях главным образом отрицательного спектра – от–чаянии, тревоге, страхе, скуке, отвращении.

Необходимо отметить, что данная позиция таит в себе очень глубокое противоречие, которое проявляется в экзи–стенциальном истолковании всех этических проблем: после–довательность в проведении релятивистской установки при–водит к проблематичности значения морали как регулятора, способного ориентировать человека в социальном мире.

Начальным принципом человеческого существования счи–тают свободу, по поводу которой экзистенциализм выдвигает немало интересных, хотя иногда спорных идей. Главным об–разом, подчеркивается неразрывное единство экзистенции и свободы: самосозидание возможно только как полное осво–бождение от всех внешних воздействий.

Полная и бесповоротная ответственность каждой личности логически вытекает из интерпретации свободы в экзистенциа–лизме и вызывает к жизни множество парадоксов. Так, в част–ности, осуждая немецкую оккупацию Франции, Сартр при–знает, по сути, свою ответственность за нее. Груз глобальной ответственности, который взваливает человек на свои плечи, порождает хроническое чувство вины и усугубляет чувство то–ски и тревоги.

В результате неправильно говорить о разных уровнях сво–боды и ее содержательном наполнении: разрешено все, по–скольку только я сам являюсь причиной избираемого замысла или способа его осуществления. Однако обыкновенный чело–век не может быть целиком и полностью изолированным от внешних обстоятельств, поэтому свободу он проявляет внутри каждой конкретной ситуации, предлагаемой извне.

Основой для выбора, таким образом, выступает наиболь–шая искренность экзистенциальных порывов и сама готов–ность принять на себя ответственность за все случающееся. Раздумья экзистенциалистов до предела заострили, во многом благодаря неповторимому художественно-философскому сти–лю, целый ряд проблем этического направления, осветив их под другим, по сравнению с классической традицией, углом зрения, и приковали внимание именно к тем вопросам, кото–рые в свое время недооценивались или вовсе не обсуждались.

2. Аналитическая философия. Анализ морального языка

Отталкиваясь от анализа особенности моральных сужде–ний, обнаруживающейся именно в том, что, обладая назида–тельным характером, они включают ответы на утилитарные вопросы, Р. Хеар обращает внимание на практический смысл моральной философии.

При этом данное положение находится в прямом противо–речии с другими его идеями, которые сводят на нет значи–мость всего универсального в сфере нравственности. Так, в частности, говоря о выборе человеком тех или иных мо–ральных принципов, Р. Хеар настаивает на полной добро–вольности такого выбора, который должен опираться только на личную психологическую приемлемость.

Однако финальная оторванность от нравственных реалий метаэтики, оказавшейся способной только объяснять их язы–ковые отражения, очень одномерное, упрощенное предста–вление о действительности не разрешили этическому мышле–нию прошедшего столетия долгое время задерживаться на этом, направляя его к поиску новых вариантов.

3. Принципы справедливости Дж. Ролза

Справедливость в этике рассматривают прежде всего как проблему равенства. Самое простое понятие принципа спра–ведливости и заключается в требовании соблюдения равен–ства. Связь справедливости и равенства значительно уточня–ется Дж. Ролзом, который анализирует справедливость как принцип социальной организации. Он вводит понятие равен–ства в определение справедливости.

Необходимо отметить, что в это определение им включено также понятие неравенства. Справедливость, таким образом, выступает критерием равенства и критерием неравенства между людьми.

Люди, конечно, должны быть равны в своих правах, и это равенство должно быть закреплено законом. Они обязаны быть равны при разделении социальных ценностей.

При этом справедливым будет и неравенство, но когда оно будет являться таким неравным распределением, которое да–ет преимущество каждому.

В соответствии с этим определение справедливости, кото–рое дает Дж. Ролз, можно разделить на два принципа:

1. Любой человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной системы равных основных свобод, совме–стимой с подобными свободами для всех остальных людей.

2. Экономические и социальные неравенства должны быть организованы таким образом, чтобы от них можно было бы действительно ожидать преимуществ для всех и доступ к поло–жениям и должностям был открыт для всех.

По всей видимости, равенство не всегда и не для всех высту–пает приоритетом и является предпочтительным. Так, равен–ство в социально-экономической сфере, если оно достигается ценой ограничения экономической активности и принуди–тельно низким уровнем жизни большинства граждан, не мо–жет считаться благом.

Наоборот, неравенство в богатстве является основой воз–мещающих преимуществ для каждого человека (например, выплата высокого прогрессивного налога, которым облагает–ся богатство), и в этом случае оно, конечно, справедливо.

Уже очень долгое время этот принцип в большей или мень–шей степени остается основой системы социальной справед–ливости для многих стран со смешанной экономикой (напри–мер, для Канады, Норвегии, Нидерландов, Швеции).

Но при тех же условиях данное неравенство будет неспра–ведливым по отношению к богатым налогоплательщикам, если достаточно высокий уровень компенсирующих преиму–ществ не будет объяснять социально-экономическую или хо–зяйственную активность тех, кто получает эти преимущества.

Таким образом, согласно выводам Дж. Ролза, соотношение равенства и справедливости необходимо значительно уточ–нить: справедливо равенство в распределении прав и обязан–ностей и соответственно общедоступности справедливости людям; справедливо функциональное неравенство – в рас–пределении благ. Дж. Ролз рассматривает также справедли–вость во взаимоотношениях между людьми.

Как правило, и обязанность справедливость – отрицатель–на. Она выступает против эгоистических мотивов и удержива–ет человека от причинения им другому вреда, страдания Справедливость призывает уважать права другой личности и, таким образом, не посягать на чужую собственность, свобо–ду. Что такое покушение на собственность, не требует особых разъяснений. Необходимо отметить, что в понятие посяга–тельства на собственность включают не только ее кражу или разрушение, но и присвоение или удерживание найденной ве–щи, а также временное пользование собственностью другого человека без специального на то разрешения или сверх отдан–ного разрешения.

Специфичными по своему характеру посягательствами на собственность являются также нарушения авторского права, которые могут и не наносить прямого материального ущерба его обладателю и от этого не восприниматься как несправед–ливость и нарушение прав личности.

Посягательство на личность состоит в нанесении ей не только физического вреда, но также и нравственного оскор–бления и обиды. Оно может быть выражено в различной форме: досады, беспокойства, подозрения, оскорбления или клеветы. А также к посягательству на личность относят перекладывание на других, используя хитрость и насилие, собственных забот и обязанностей.

Особым видом нарушения обязанностей можно считать измену, которая у философов получила название двойной несправедливости.

Она имеет место в тех случаях, когда некоторые люди, вступая в соглашение и принимая на себя какие-либо обяза–тельства, не просто нарушают их, а еще и используют данное соглашение и даваемые им права, особое свое положение, на–нося партнеру ущерб именно в том, в чем он был призван его оберегать.

Этические принципы прошедшего века то объявляли себя абсолютно новыми, передовыми, стремясь к окончательному разрыву с традиционными нормами, то заявляли о своей полной консервативности и традиционности. Так, пестрота и обилие ликов, масок этического сознания ХХ века попросту поража–ют наше воображение.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Этика

Этика Много писалось об этических нормах древних египтян. Мы знаем, что с древнейших времен жители этой страны отличались высокими моральными принципами. Первым было моральное обязательство по отношению к богу, но, поскольку царь и бог были едины, значит, моральное

Этика применения

Этика применения Духи наносятся на кожу, а не на меха, одежду или украшения. Только к вечернему платью допустимо попадание капли духов на одежду. Духи принято наносить за ушами, на сгибы рук, виски, в углубление на груди.Количество использованных духов должно создавать

ЛЕКЦИЯ № 23. Культ прекрасной дамы в средние века

ЛЕКЦИЯ № 23. Культ прекрасной дамы в средние века Средневековье знает два полярных взгляда на положение женщины – женщина предстает: 1) либо воплощением греховности, она изначально порочна; 2) либо в образе святой небесной красоты, Культ Прекрасной Дамы является ее

6. Этика секса

6. Этика секса Эротический этикет не так строг, как этикет в других областях человеческой жизни. Однако как мужчины, так и женщины должны отвечать за свои поступки. Если женщина сексуально привлекательна, она должна соблюдать определенные правила, которые помогут ей

ЛЕКЦИЯ № 2. Античная этика

ЛЕКЦИЯ № 3. Этика Средневековья

ЛЕКЦИЯ № 3. Этика Средневековья 1. Основные положения христианской этики Средневековое этическое мышление отрицало положения античной моральной философии прежде всего потому, что ос–новой для толкования нравственности в ней выступает не ра–зум, а религиозная вера.

ЛЕКЦИЯ № 4. Этика Возрождения

ЛЕКЦИЯ № 4. Этика Возрождения 1. Антихристианская этика Э. Роттердамского Главной темой в этических произведениях Эразма Рот–тердамского стала проблема соотношения веры и знания. Ка–кова же позиция Эразма по этому вопросу?Мыслитель не противопоставляет веру и знание.

ЛЕКЦИЯ № 5. Этика Нового времени

ЛЕКЦИЯ № 5. Этика Нового времени Новое время преимущественно ориентировано на выявле–ние натуралистического основания морали, на поиск гармо–нии между объективными и субъективными факторами.Новые идеи мыслителей Нового времени весьма значи–тельны и не только

ЛЕКЦИЯ № 10. Политическая этика

ЛЕКЦИЯ № 10. Политическая этика 1. Мораль и политика Политическая этика – это особенная составная часть обще–ственной нравственности, социальной этики. Она начала скла–дываться на рубеже Нового времени, когда в результате дезинте–грации ранее сплоченного социума и

ЛЕКЦИЯ № 11. Хозяйственная этика

ЛЕКЦИЯ № 11. Хозяйственная этика 1. Предпринимательская (деловая) этика Предпринимательская (деловая) этика – специфическая подсистема прикладной этики, связанная с хозяйственной деятельностью в условиях рыночной экономики. Ее также на–зывают этикой бизнеса.

ЛЕКЦИЯ № 12. Экологическая этика

ЛЕКЦИЯ № 12. Экологическая этика 1. Природа и общество: эволюция взаимоотношений Экологическая этика – это направление междисциплинар–ных исследований, предметом которых являются нравствен–ные и духовные стороны отношений человека и общества к природе. В

9. Этика Аристотеля

2.4. Этика слушания

2.4. Этика слушания Как утверждают психологи, человеческое общение состоит на три четверти из речевого. Важную роль в нем играет умение слушать и слышать, что тебе говорят. Этому умению необходимо учиться. Неумение слушать является основной причиной многих

Неофрейдизм – современное направление в философии, социологи и психологии США, теоретической исходной базой которого является психоаналитическая теория австрийского психолога Зигмунда Фрейда. Фрейд оторвал человеческие действия, поступки и отношения, в том числе и нравственные, от материальных условий и причин, их порождающих, и дал психоаналитическое истолкование всех человеческих поступков как проявление бессознательных, прежде всего сексуальных влечений, как компромиссный результат борьбы между аморальной инстинктивностью и сверхстрогими велениями морали.

Следуя этой психоаналитической тенденции, представители неофрейдизма – Хорни, Салливен, Фромм и другие исходят из решающей роли среды в формировании нравственности. Поэтому центр тяжести в исследовании ими проблем нравственности переносится с внутрипсихических процессов на межличностные отношения. Однако эти отношения изображаются ими таким образом, что оказываются метафизически разорванными и противопоставленными друг другу природа и культура, среда и человеческая личность.

По теории экзистенциализма, чтобы встать на путь свободного, подлинно человеческого бытия, человеку достаточно, не меняя внешних условий, изменить лишь внутреннюю установку сознания с таким расчётом, чтобы его бытие выступило перед ним как его собственное творение. Нравственность в этом смысле перестаёт быть поведением, отличным от безнравственного. Она превращается всего лишь в особую форму умонастроения, освоения в сознании человеком своего места и значения в мире.

Этика неопротестантизма представлена таким течением как неоортодоксия (Барт, Бруннер, Тиллих). Радикальный пересмотр традиционного христианства, иррационалистическая ориентация, использование идей экзистенционализма. Главные установки: абсурдность мира, трагизм человеческого существования, разорванного на две части, что определяет две моральные ориентации; неискоренимая греховность человеческой природы, определяющая постоянное чувство вины; подлинная мораль рационально невыразима и нереализуема в мирской жизни – приоритет веры над делами; Абсолютная противопоставленность бога и человека.

Одним из магистральных направлений научного поиска в современной этической теории и одновременно важнейшей практической задачей на пути глобализации современного мира является создание универсальной (глобальной, планетарной, общечеловеческой) этики.

Под последней понимается система ценностей, которая могла бы стать основой для единого культурного пространства всего человечества в будущем или, по крайней мере, в рамках которой уже сейчас приходится вести так называемый диалог цивилизаций. Иными словами, глобальная этика призвана найти такие безусловные ценности, которые содержатся во всех культурах и принимаются представителями всех этносов, социальных групп и классов, как верующими разных конфессий, так и атеистами.

Можно сформулировать главную задачу универсальной этики и по-другому: она должна выработать такие определения добра и зла, которые были бы приемлемы для всех людей, ибо на данный момент то, что признаётся добром в одном обществе, может оказаться злом в другом, и наоборот, а это, в свою очередь, чревато нарастанием различных видов экстремизма (в чём мы достоверно убеждаемся в последние годы) и с лёгкостью может перерасти в Третью мировую войну.

Особое место среди тех, кто разрабатывал основания новой этики, занимает Альберт Швейцер, которого называли последним гуманистом нашей эпохи. Одним из первых А. Швейцер приходит к мысли о глубоком кризисе европейской культуры, поставившем человечество на грань гибели. Его проявление — нынешний экологический кризис и цепь отчуждений человека от произведенных им продуктов, человека от общества и самого страшного - человека от природы. В итоге человек утратил свое значение как носитель культуры, сегодня он экономически несвободен, разобщен, потерял духовную независимость, став жертвой поверхностных суждений, неверных оценок фактов и событий, национализма, оскудения человеческих чувств.

Швейцер упорно ищет пути решения этой проблемы. Спасти современное общество, по его мнению, может только переход к универсальной этике, которая заключается в том, чтобы проявлять равное Благоговение перед Жизнью как по отношению к своей воле, так и по отношению к любой другой. Постулаты общечеловеческой этики были сформулированы И. Кантом в виде категорического императива, который в развернутой форме включает три положения: никогда не используй другого человека как средство, но всегда как цель; желай ближнему своему то, что пожелал бы себе; всегда поступай так, чтобы твой поступок мог стать нравственным образцом для всех.

Альберт Швейцер требует сделать следующий логический шаг — включить в сферу морального все живые существа. Швейцер отмечал, что универсальная этика имеет древние корни — индийская и китайская философии на заре своего существования рассматривали этику как учение о доброжелательном отношении ко всем существам.

Многие видят насущную необходимость универсальной этики в первую очередь в том, чтобы навести мосты понимания между исламским миром и западной цивилизацией ввиду усиления экстремистских настроений в среде мусульман.

Ненасилие подразумевает отказ от силового решения социальных и личных проблем, но оно не тождественно простому отказу от силового воздействия. Идея ненасилия была выработана в духовной практике человечества с целью обуздать зло противоположными ему методами. Непротивление злу насилием не подразумевает пассивного, примиренческого отношения к злодеяниям. Оно включает в себя:

а) отказ подчиняться несправедливости, духовное сопротивление; б)отказ прибегать к ответному насилию;

Практика ненасилия не подразумевает отказа от государства и права. К числу ненасильственных методов изменения социума относятся демонстрации, митинги и пикеты, бойкоты определённых общественных мероприятий. Забастовки, ненасильственные заграждения. Ненасильственные действия требуют подготовки, но производят долгосрочный эффект. Ещё одним позитивным моментом ненасильственной борьбы является то, что её организаторы рискуют собой, а не другими. Большой вклад в формирование идеи ненасилия как идеала поведения личности внесли мировые религии. В восточной духовной традиции считается, что непричинение зла всему живому является обязательным условием правильной, нравственно совершенной жизни. Для улучшения общественного порядка люди должны внутренне освободиться от невежества и страстей, порождающих насилие. В западной традиции идея ненасилия была глубоко обоснована в христианстве, которое считает самопожертвование и любовь к ближнему идеалом человеческих отношений.

Во-первых, мировые проблемы стали глобальными, и если раньше один народ мог достигнуть своих целей за счёт интересов другого, то сейчас отрицательные последствия применения силы больно сказываются на самом нападающем.

Во-вторых, экологические проблемы заставили человечество пересмотреть свои отношения с природой и перейти от идеологии её насильственного преобразования к идее сотрудничества в целях выживания.

В-третьих, обоснованию ненасилия послужила идея прав человека, в число которых входит право на свободное самостоятельное развитие и защиту от незаконных посягательств.

Наконец, стала очевидной не только безнравственность, но и неэффективность силового решения проблем, а практика ненасильственных действий была опробована как успешная политическая технология. Свидетельством тому – деятельность Махатмы Ганди, который организовал в 40-х гг. ХХ в. ненасильственное сопротивление индийского народа британским колонизаторам, в результате чего Индия обрела независимость. Другим примером может служить борьба за гражданские права негров в США под руководством Мартина Лютера Кинга.

Читайте также: