Ахматова и блок кратко

Обновлено: 05.07.2024

Краткий очерк жизни, этапы личностного и творческого становления известного российского поэта Александра Блока. Тематика его произведений, анализ наиболее выдающихся из них. Стихи, посвященные Ахматовой Блоку, оценка влияния его творчества на поэтессу.

Рубрика Литература
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 12.05.2015
Размер файла 55,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Воспоминания о Блоке

блок ахматова поэт стих

В черновых планах статьи перечислены все встречи Ахматовой с поэтом, они даже пронумерованы (девять номеров, однако список не доведен до конца).

В образной форме эта мысль воплощена в одном из более поздних стихотворений Ахматовой (1946), посвященных исторической роли поэта, ее современника: Как памятник началу века, Там этот человек стоит…

2. Начало. Десятые годы

В дальнейшем, как мы увидим, тема глаз станет лейтмотивом в стихотворной перекличке Блока и Ахматовой.

Муза - сестра заглянула в лицо,

Взгляд ее ясен и я р о к.

И отняла золотое к о л ь ц о,

Первый весенний п о д а р о к… (№3, стр. 67)

заставляет вспомнить стихи Блока:

… Я бросил в ночь заветное кольцо

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное л и ц о… (1908) (№5, стр. 162)

… Открой, ответь на мой вопрос:

Твой день был я р о к?

Я саван царственный принес

Тебе в п о д а р о к! (1909) (№5, стр. 265)

Первая строфа блоковского стихотворения:

Есть в напевах твоих сокровенных

Роковая о г и б е л и весть,

Есть проклятье заветов священных,

П о р у г а н и е с ч а с т и я есть… (№5, стр. 233)

в свою очередь заставляет вспомнить ахматовское:

Муза! ты видишь, как с ч а с т л и в ы в с е

Девушки, женщины, вдовы…

Лучше п о г и б н у н а колесе,

Только не эти оковы… (№5, стр. 67)

Вместе с тем блоковское:

Так за что ж п о д а р и л а мне ты

Луч с цветами и твердь со звездами

Все проклятье твоей красоты? (№5, стр. 233)

И т а к а я м о г у ч а я с и л а

Зачарованный голос влечет,

Б у д т о там впереди не могила,

А таинственной лестницы взлет.

И т а к а я в л е к у щ а я с и л а,

Что готов я твердить за молвой,

Б у д т о ангелов ты низводила,

Соблазняя своей красотой… (№5, стр. 233)

… Оба мы в страну обманную

Забрели и горько каемся… (№5, стр. 56)

… Любовь покоряет обманно… (там же, стр. 54).

Я о б м а н у т, слышишь, унылой,

Переменчивой злой судьбой… (там же, стр. 58)

О б м а н у ли его, о б м а н у ли? - не знаю.

Только ложью живу на земле… (там же, стр. 56)

… Мой друг - влюблен в луну - живет ее обманом… «(№3, стр. 168)

… Этот воздух так гулок,

Так заманчив о б м а н.

В дымно-сизый туман… (№3, стр. 168)

«От тебя приходили ко мне тревога

И уменье писать стихи. " (№10, стр. 328)

Двустишие, вставленное в кавычки, представляет, очевидно, цитату, - однако трудно сказать, откуда: из неизвестного нам стихотворения самой Ахматовой или из другого источника, также пока не разысканного. Первое более вероятно, так как стихи имеют метрическую форму дольника, неупотребительную в классической поэзии; кавычки встречаются у Ахматовой и в автоцитатах. Стихотворение говорит о старшем поэте как об учителе и вдохновителе младшего.

К кому могли быть обращены эти стихи, открывающие новый поэтический сборник Ахматовой?

К В.В. Голенищеву-Кутузову, предмету первой любви Ани Горенко, с которым Ахматова рассталась в 1905 г. и могла встретиться вновь, вернувшись в Петербург в 1910?

К Н.В. Недоброво, с которым она познакомилась в начале 1913?

Или, может быть, все-таки к А. Блоку?

В пользу последнего предположения можно высказать ряд соображений.

1. Некоторые строки цикла звучат как реплики в начавшемся двумя годами раньше диалоге Блока и Ахматовой. Вторая строчка второго стихотворения:

…. Я поглядела в глаза его… (№3, стр. 94)

…. Лишь смех в глазах его спокойных,

Под легким золотом ресниц… (там же, стр. 95)

…. На глаза осторожной кошки

Похожи твои глаза. (там же, стр. 95)

… Ах, не трудно угадать мне вора,

Я его узнала по глазам. (там же, стр. 96)

…. И дал мне три гвоздики,

Не подымая глаз… (там же, стр. 96)

…. Безвольно пощады просят Глаза.

Что мне делать с ними… (там же, стр. 97)

…. Покорно мне воображенье

В изображеньи серых глаз… (там же, стр. 97)

…. Словно тронуты черной, густой тушью

Тяжелые веки твои… (там же, стр. 98)

…. Как я знаю эти упорные.

Несытые взгляды твои… (там же, стр. 99)

…. Но мне понятен серых глаз испуг… (там же, стр. 99)

…. И со мной сероглазый жених… (там же, стр. 100)

3. Поэма без героя

У шкатулки тройное дно…

… Я согласна на неудачу

И смущенье свое не прячу…

У шкатулки ж тройное дно.

Но сознаюсь, что применила

Я зеркальным письмом пишу,

И другой дороги нету -

Чудом я набрела на эту

И расстаться с ней не спешу.

Из года сорокового

Как с башни, на все гляжу…

В ее ушах - нездешний, странный звон:

То кости лязгают о кости.

Вижу танец придворных костей…

И всегда в духоте морозной,

Предвоенной, блудной, грозной,

Жил какой-то будущий гул,

Но тогда он был слышен глуше,

Он почти не потревожил души

И в сугробах невских тонул.

А по набережной легендарной

Приближался не календарный

Настоящий Двадцатый Век.

Ср. у Блока в начале его поэмы проникнутую глубокой безнадежностью, характерной для него в годы безвременья, философскую и социально-историческую картину смены тех же двух веков: Век девятнадцатый, железный, Воистину жестокий век!

Еще страшнее бури мгла.

(Еще чернее и огромней

Тень Люциферова Крыла).

Пейзажным фоном поэмы Ахматовой, образный смысл которого вполне очевиден, являются зимний заснеженный Петербург, снежная вьюга за тяжелыми портьерами шереметьевского дворца (Фонтанного дома), где происходит новогодний маскарад. В первой главе эта тема едва намечена:

За окошком Нева дымится,

Ночь бездонна - и длится, длится

В черном небе звезды не видно,

Гибель где-то здесь, очевидно,

Но беспечна, пряна, бесстыдна

Видишь, там, за вьюгой крупчатой

Затевают опять возню?

В главе третьей занавес наконец раздвигается и открывается картина морозной зимней ночи с характерными для дореволюционного Петербурга кострами, разведенными на площадях:

Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведомому теченью

По Неве иль против теченья…

Ветер, полный балтийской соли,

Бал метелей на Марсовом поле

И невидимых звон копыт…

Следует сцена самоубийства.

В первоначальной версии не ясно даже, является ли он счастливым соперником драгуна - Пьеро, Сцена их встречи до 1959 г. читалась так:…

с улыбкой жертвы вечерней

И бледней, чем святой Себастьян,

Весь смутившись, глядит он сквозь слезы,

Как тебе протянули розы,

Как соперник его румян.

Однако лишь в 1962 г. появились опознавательные строчки:

Это он в переполненном зале

Слал ту черную розу в бокале…

Как соперник его знаменит.

Отрывок о Блоке в окончательной редакции расширен добавлением восемнадцати стихов, слагавшимся постепенно: 1956:

Но такие таятся чары

В этом страшном дымном лице:

Плоть, почти что ставшая духом,

И античный локон над ухом-

Все таинственно в пришельце.

Это он в переполненном зале

Слал ту черную розу в бокале,

Или все это было сном?

С мертвым сердцем и мертвым взором

Он ли встретился с Командором,

В тот пробравшись проклятый дом?

И его поведано словом,

Как вы были в пространстве новом,

Как вне времени были вы,

И в каких хрусталях полярных,

И в каких сияньях янтарных

Там у устья Леты Невы.

Словно мы- в пространстве новом,

Словно- в новых временах.

Там, у устья Леты-Невы.

Из страны блаженной, незнакомой, дальней

Слышно пенье петуха.

Что изменнику блаженства звуки?

Миги жизни сочтены…

Ср. неслучайный отголосок этого мотива в поэме Ахматовой:

Крик петушиный нам только снится,

За окошком Нева дымится

Ночь бездонна и длится, длится

Настежь дверь. из непомерной стужи,

Словно круглый бой ночных часов

Бой часов: «ты звал меня на ужин.

Я пришел. А ты готов?

Я, к стеклу приникшая стужа…

Вот он, бой, крепостных часов

Выходи ко мне смело навстречу

Гороскоп твой давно готов…

У Блока: бьют часы в последний раз

Не последние ль близки сроки…

А часы все еще не бьют…

В час рассвета холодно и странно

В час рассвета - ночь мутна.

Не предчувствием ли рассвета

По рядам пробежал озноб…

В пышной спальне страшно в час рассвета…

Холодно и пусто в пышной спальне

Настежь дверь из непомерной стужи

В зеркалах отражены?

Скоро ль видеть неземные сны…

Нет ответа - тишина.

Анна! Анна! - Тишина.

За ночным окном туман.

Спальню ты убрала как беседку…

В дверь мою никто не стучится,

Только зеркало зеркалу снится,

Тишина тишину сторожит.

А часы все еще не бьют

Дева Света! Где ты, Донна Анна?

Анна! Анна! Тишина.

Далее хотелось бы отметить ряд не отмеченных до сих пор приемов, перекличек и цитации блоковских текстов в поэме.

С детства ряженых я боялась,

Мне всегда почему-то казалось,

Что какая-то тень

Затесалась. (3, стр. 39).

И дождался он. Стройная маска

Возвратилась домой… не одна!

Сквозь косое пламя костра

Он увидел… (№3, стр. 49)

Мимо, тени! - Он там один.

На стене его профиль.

Гавриил или Мефистофель

Твой, красавица, паладин?

Демон сам c улыбкой Тамары,

Но также таятся чары

В этом страшном дымном лице

Плоть, почти что ставшая духом,

И античный локон над ухом,

Все таинственно в пришельце.

Это он в переполненном зале

Слал ту черную розу бокале

Или все это было сном?

С мертвым сердцем и мертвым взором

Он ли встретился с Командором,

В тот пробравшись проклятый дом?

И его поведаным словом,

Как вы были в пространстве новом,

Как вы были в пространстве новом,

Как вне времени были вы,

И в каких сияньях янтарных

Там. у устья Леты - Невы.

Окончательное уточнение содержится в стихах:

Побледнев, он глядит сквозь слезы,

Как тебе протянули розы

И как враг его знаменит. (№3, стр. 47)

Лето 1914 года оправдало все дурные предчувствия Блока. Началась война. Это печальное событие застало поэта в любимом Шахматове, где он занимался перестройкой имения. Но, как ни странно, известие о вступлении России в военные действия против Германии не повергло Блока в депрессию, как того можно было ожидать. Скорее для него это было досадной нелепостью. Именно нелепостью, а не трагедией. Блок не верил в настоящую вражду между двумя странами. Возможно потому, что сам очень любил Германию. Ее литературу, философию, университеты, весь уклад жизни. Он искренне не понимал, почему два народа, у которых столько всего общего, должны воевать друг с другом в угоду своим правителям.

Блок пишет жене нежные и теплые письма, а еще рассказывает, что сейчас в Петербурге как никогда сильны акмеисты с их лидером Николаем Гумилевым. Мы подошли, пожалуй, к одной из самых загадочных страниц в жизни Блока. А именно – к его отношениям с Анной Ахматовой.

Была ли любовь? Может, все придумано? Гумилев был уверен в последнем. Конечно, это можно было бы объяснить иллюзией мужа, не желавшего верить в чувства жены к другому мужчине. Или упрямством, столь свойственным Гумилеву, не желавшему признавать неумолимых фактов. Тем более что и сами отношения Гумилева с Ахматовой были весьма непростыми. Действительно, они давали друг другу свободу, характерную для того времени, и старались быть выше мимолетных романов с одной и с другой стороны. Гумилев мирился со многими увлечениями Ахматовой, но не мог простить ей платонического чувства к Блоку. Хотя речь о физической близости не заходила никогда. Возможно, именно тщательно скрываемая и загоняемая как можно глубже ревность породила сложное отношение Гумилева к Блоку. Однажды он признался Ирине Одоевцевой: «Только не подумайте, что я хочу хоть как-то умалить Блока. Я отлично понимаю, какой это огромный талант. Возможно, лучший поэт нашего века. Он, а не как большинству кажется, Сологуб. Ни у кого со времен Лермонтова „звуки небес“ не звучали так явственно.

Блок – загадка. Его никто не понимает. О нем судят превратно. Не только враги и хулители, у него их немало, но и самые пламенные его поклонники. Мне кажется, я разгадал его. Блок совсем не декадент, не „кошкодав-символист“, как его считают. Блок романтик. Романтик чистейшей воды, и к тому же немецкий романтик.

И все-таки у Гумилева и Блока было гораздо больше общего, чем различного. Они оба были рыцарями своей эпохи. Поэтому Ахматова в итоге и ответила на любовь Гумилева и… через всю жизнь пронесла чувство к Блоку.

Под беломраморным обличьем андрогина

Он стал бы радостью, но чьих-то давних грез.

Стихи его горят – на солнце георгина,

Горят, но холодом невыстраданных слез.

Ведь недаром мать Блока написала письмо, которое мы приведем полностью. Письмо о прелестной девушке, влюбленной в ее сына.

«Я все жду, когда Саша встретит и полюбит женщину тревожную и глубокую, а стало быть, и нежную… И есть такая молодая поэтесса, Анна Ахматова, которая к нему протягивает руки и была бы готова его любить. Он от нее отвертывается, хотя она красивая и талантливая, но печальная. А он этого не любит. Одно из ее стихотворений я Вам хотела бы написать, да помню только две строки первых:

Слава тебе, безысходная боль, —

Умер он – сероглазый король.

На самом деле отношения и Блока к Ахматовой, и Ахматовой к Блоку совершенно не укладываются ни в одну схему. И уж тем более в такую простенькую и банальную.

В комнате моей живет красивая

Медленная черная змея;

Как и я, такая же ленивая,

И холодная, как я.

Вдобавок ко всему Чулков славился тем, что с энтузиазмом продвигал новые дарования в печать. Все это в совокупности явно не украшало биографию начинающей поэтессы… И все же Ахматова не скрывала эту связь. Она вообще не терпела, когда из нее пытались сделать живую икону:

Оставь, и я была как все,

И хуже всех была,

Купалась я в чужой росе,

И пряталась в чужом овсе,

В чужой траве спала.

А потом между ними случилось нечто. О чем оба не очень-то любили и хотели говорить. И уж тем более писать. Судите сами… О том, как Блок провожал ее после вечера на Бестужевских курсах, Ахматова охотно рассказывала. А вот о том, что произошло после – молчала. Но… Исходя из характера Блока, вполне можно предположить, что он не отпустил молодую женщину ночью в непогоду, а пригласил к себе.

Как мальчик, шаркнула; поклон

И звякнул о браслет жетон

В общем, между ними возникло не взаимное притяжение, а напротив, взаимное замешательство. И тогда Блок решил воспользоваться давно отработанным сценарием для начинающих поэтов. Заключался он в том, что Александр Александрович, не умевший и не любивший проявлять себя в разговоре, сначала предлагал визитерам что-нибудь почитать, затем следовало предложение рассказать о себе.

Прикинувшись солдаткой, выло горе,

Как конь, вставал дредноут на дыбы,

И ледяные пенные столбы

Взбешенное выбрасывало море

До звезд нетленных из груди своей,

И не считали умерших людей…

Словом, несмотря на тень великого старца, беседа состоялась. И домой Ахматова возвращалась явно в воодушевленном настроении. Она даже твердо решила попробовать написать поэму.

И в Киевском храме Премудрости Бога,

Припав к солее, я тебе поклялась,

Что будет моею твоя дорога.

Где бы она ни вилась.

То слышали ангелы золотые

И в белом гробу Ярослав.

Как голуби, вьются слова простые

И ныне у солнечных глав.

И если слабею, мне снится икона

И девять ступенек на ней.

И в голосе грозном софийского звона

Мне слышится голос тревоги твоей.

10 июля Ахматова была уже в Слепневе. Теперь она уже точно напишет о своем Херсонесе, о дикой девочке, которая знает о море все, и напишет так, как хочет… Завтра! Но завтра уже была ВОЙНА.

Мы на сто лет состарились, и это

Тогда случилось в час один:

Короткое уже кончалось лето,

Дымилось тело вспаханных равнин.

Вдруг запестрела тихая дорога,

Плач полетел, серебряно звеня…

Закрыв лицо, я умоляла Бога

До первой битвы умертвить меня.

Из памяти, как груз отныне лишний,

Исчезли тени песен и страстей.

Ей – опустевшей – приказал Всевышний

Стать страшной книгой грозовых вестей.

Но и Блок, должно быть, все-таки заподозрил что-то неладное. Через два дня после визита Ахматовой были написаны более чем странные стихи:

Тем и страшен невидимый взгляд,

Что его невозможно поймать;

Чуешь ты, но не можешь понять,

Чьи глаза за тобою следят.

Не корысть – не влюбленность, не месть;

Так – игра, как игра у детей:

И в собрании каждом людей

Эти тайные сыщики есть.

Ты и сам иногда не поймешь,

Отчего так бывает порой,

Что собою ты к людям придешь,

А уйдешь от людей – не собой.

На стене его твердый профиль.

Гавриил или Мефистофель

Твой, красавица, паладин?

Демон сам с улыбкой Тамары,

Но такие таятся чары

В этом страшном дымном лице:

Плоть, почти что ставшая духом,

И античный локон над ухом -

Все – таинственно в пришельце.

Это он в переполненном зале

Слал ту черную розу в бокале,

Или все это было сном?

С мертвым сердцем и мертвым взором…

Вот, пожалуй, и ответ на вопрос, что же было между Блоком и Ахматовой. А было необъяснимое притяжение между двумя великими поэтами. Притяжение, которое, возможно, могло бы привести к сильному глубокому чувству, настолько не похожему на то, что было у них до и после, что они оба предпочли не переступать черту… И еще… Вопреки расхожему мнению, последняя запись Блока говорит о том, что он как раз таки видел в Ахматовой недюжинный талант и предъявлял к ней соответственно куда более высокие требования.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава восьмая. Ташкент. Ахматова

Глава восьмая. Ташкент. Ахматова Почти от залетейской тени В тот час, как рушатся миры, Примите этот дар весенний В ответ на лучшие дары, Чтоб та, над временами года, Несокрушима и верна, Души высокая свобода, Что дружбою наречена, — Мне улыбнулась так же кротко, Как

17. Анна Ахматова

17. Анна Ахматова Я разговаривала с Ахматовой по телефону. Минимум необходимых слов. Очень холодно.Н. В., приехав в Ленинград, зашла к Ахматовой передать привет из Москвы и письмо. Она была принята так, что, неловкая и смущенная, поспешила удалиться.Раиса Гинцбург[186] давала

Глава восьмая ТАШКЕНТ. АХМАТОВА

Глава восьмая ТАШКЕНТ. АХМАТОВА Почти от залетейской тени В тот час, как рушатся миры, Примите этот дар весенний В ответ на лучшие дары, Чтоб та, над временами года, Несокрушима и верна, Души высокая свобода, Что дружбою наречена, - Мне улыбнулась так же кротко, Как тридцать

Глава ХIX В зеркалах: Блок

Глава ХIX В зеркалах: Блок Бродили ночью со Спекторским по Варшаве. А. Блок. Записные книжки; 1 декабря 1909 г. 1 Личного общения между ними почти не было, если не считать единственной краткой встречи в Политехническом музее 5 мая 1921 года. Пастернак хотел познакомиться еще на

Глава XLVI В зеркалах: Ахматова

Глава XLVI В зеркалах: Ахматова 1 Рассмотреть отношения Пастернака с Ахматовой мы решили именно сейчас, когда зашел разговор о последних годах Пастернака. Именно тут выявились различия, которые в тридцатые и даже сороковые годы еще затушеваны; именно тут обнажилось все

Ахматова и власть

Ахматова и власть Виктор Топоров в статье 2003 года пишет:Сталин писал стихи. <…> Но и чужие стихи он любил. А уж прозу… А уж драматургию… Сталин знал русскую, создаваемую им в колбе советскую литературу с точностью и дотошностью академика отечественной словесности.

АХМАТОВА Анна

АХМАТОВА Анна АХМАТОВА Анна (поэтесса; скончалась 5 марта 1966 года на 77-м году жизни). У Ахматовой было больное сердце, и в последние годы ее жизни у нее случилось четыре инфаркта. Последний – в январе 66-го, после чего она угодила в Боткинскую больницу в Москве. Пробыв там

Глава восьмая Ташкент. Ахматова

Глава восьмая Ташкент. Ахматова Почти от залетейской тени В тот час, как рушатся миры, Примите этот дар весенний В ответ на лучшие дары, Чтоб та, над временами года, Несокрушима и верна, Души высокая свобода, Что дружбою наречена, – Мне улыбнулась так же кротко, Как

Анна Ахматова

Глава 14 Анна Ахматова, Татьяна Ларина и дочь Мельника

Глава 14 Анна Ахматова, Татьяна Ларина и дочь Мельника При мысли о всяком поэте представляется больше или меньше личность его самого… У одного Пушкина ее нет. Что схватишь из его сочинений о нем самом? Поди улови его характер как человека! Н. В. Гоголь Многие биографы

АННА АХМАТОВА

АННА АХМАТОВА Я не была близко знакома с Ахматовой. Я видела ее один раз, но она цельно и художественно раскрылась даже в этой единственной встрече. Не помню, кто меня к ней привел или замолвил словечко, но было мне позволено переступить порог сумрачно-петербургской

Ахматова

Ахматова Придя на могилу Ахматовой в Комарове, я вспоминала о встречах с этим неповторимым человеком. В последний раз я ей звонила по телефону Д30743 в Москве, когда приехала из Англии и привезла сувениры от председателя Пушкинского комитета. Сувениры были присланы

АХМАТОВА

АХМАТОВА Ахматова заболела скарлатиной, и шлейф из дам около ее дома исчез. Я скарлатиной болела в детстве. Я скарлатины не боялась, и из-за этой скарлатины я перестала бояться и Ахматову. Каждый вечер в назначенный час, когда темнело, Надя Мандельштам кричала сверху:

Ахматова. Отражение

АННА АХМАТОВА

АННА АХМАТОВА Однажды Есенин в компании ленинградских имажинистов неожиданно забрел в Фонтанный дом, в гости к Анне Ахматовой.Они никогда не были особенно близки. Личного контакта между ними не возникало. Есенин хорошо помнил свой первый приезд в Царское Село,

Анна Ахматова

Внимательный читатель обязательно увидит ту самую связующую нить в стихотворениях двух великих современников — поэтов Серебряного века Александра Блока и Анны Ахматовой.



Юрий Анненков. Портрет Анны Ахматовой. 1921


Однако, по словам самой Ахматовой, её встречи с Блоком были немногочисленны и всегда происходили в присутствии посторонних. Но при всей мимолетности этих встреч для поэтессы они всегда были чем-то очень важным, значительным. Таким, что все детали, даже, на первый взгляд, самые незначительные, глубоко отпечатывались в памяти.



Юрий Анненков. Портрет Анны Ахматовой. 1921

Я пришла к поэту в гости.
Ровно в полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом…
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен;
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы

Второе стихотворение было написано уже после смерти Блока, в августе 1921 года. Если точнее, после его похорон на Смоленском кладбище. Три последних стихотворения были написаны в 1944—1960 гг.



Константин Сомов. Портрет Александра Блока. 1907

Живой журнал

Блок не любил Ахматову. Вся история их личных отношений — а они были знакомы друг c другом около десяти лет и жили в одном городе — Петербурге — представляет собой историю уклонения Блока от всякого более короткого знакомства. Когда через 40 лет после смерти Блока Ахматова обратилась к своей памяти, оказалось, что ей нечего сказать o Блоке. И это не слу­чайно, и возникло по причине самого Блока, а не Ахма­товой. Историки литератypы и литературоведы пыта­ются затушевать это обстоятельство биографии двух поэтов и совершенно напрасно.

Почему Надежда Яковлевна c такой настойчивостью заставляет думать о старческом склерозе, считая нуж­ным упомянуть c первой фразы знакомства:

— Вы знаете, конечно, что существует два акмеиз­ма: один Гумилева и Городецкого, другой — Ахма­товой и Мандельштама. Так вот мы — из этого второго течения.

Девяносто процентов русских лирических стихотво­рений написано ради последней строфы.

Возвращается сила Блока в мое сердце, которое не могли отравить никакие акмеистические яды.

Читайте также: