Бразилия во второй половине 20 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

В 1934 году, когда режим Жетулиу Варгаса окреп, была принята новая Конституция, которая расширила право голоса и позволила голосовать женщинам.

Несмотря на свою недолговечность, она впервые была написана избранными представителями народа на практически справедливых многопартийных выборах. Вследствие этого она содержала ряд усовершенствований политической, социальной и экономической жизни, например, независимость судебной власти, предоставление выборных прав женщинам, создание веток судебной власти для контроля над выборами и трудовыми отношениями, провозглашение свободы слова, религии, передвижений и митингов. С другой стороны конституция содержала и некоторые элементы европейского фашизма и давала Варгасу контроль над рабочими союзами.

Многие положения новой конституции так никогда и не осуществились на практике. После 1934 года режим стал очень реакционным и характеризовался почти полным подавлением оппозиции, что не давало возможности исполнять многие требования конституции. Во главе репрессивного аппарата стоял начальник полиции Рио-де-Жанейро Филинто Мюллер, симпатизировавший Третьему рейху. Как стало видно уже несколькими годами позднее, Варгас просто собирал силы, чтобы уничтожить демократические учреждения и установить фашистский диктаторский режим.

В ноябре 1935 года левые силы начали восстание, которое было подавлено.

В конце 1937 года, перед президентскими выборами, горячая политическая ситуация и внутренний раскол во власти вынудили Жетулиу Варгаса объявить в стране чрезвычайное положение. За этим объявлением последовал роспуск Конгресса. Особым декретом Варгас наделил себя чрезвычайными полномочиями для управления страной. Несмотря на тяжёлое время, были приняты некоторые важные политические решения, например, принято лейбористское законодательство и прогрессивная система социального обеспечения, намечена реформа системы образования; были приняты меры, приведшие к существенным изменениям в индустриализации страны (например, построен первый в Бразилии сталелитейный завод (1942—1946)).

С приближением конца войны в Европе Варгас был вынужден отказаться от своей должности, назначив выборы нового президента. Избиратели отдали большинство голосов генералу Эурику Гаспару Дутре, министру обороны в правительстве Варгаса во время войны. Новая Конституция была принята в 1946 году и действовала до 1967 года. Срок полномочий Дутры закончился в 1951 году. В это время Варгас, который находился в ссылке на своей фазенде в Риу-Гранди-ду-Сул, готовился к выборам. После окончания президентского срока Дутры Варгас был новоизбранным президентом республики, но в 1954 году, в разгар тяжёлого политического кризиса — спровоцированного покушением на лидера оппозиции Карлоса Ласерду, организаторами которого были младший брат президента Бенжамин Варгас и начальник президентской охраны Грегорио Фортунато — он покончил жизнь самоубийством.

Во время правления Жуселину Кубичека(1956—1961), основателя современной столицы — Бразилиа, страна переживала быстрый экономический рост.

После него президентом стал Жаниу Куадрос, который подал в отставку менее чем через год после выборов, и тогда обязательства президента перешли к вице-президенту Жуану Гуларту. Гуларт дал президентскую присягу после того, как Конгрессом срочно была принята парламентская система правления, в соответствии с которой серьёзно ограничивались президентские полномочия. Результат плебисцита, проведённого через четыре месяца, показал, что народ выбирает старую систему президентского правления. Высокий уровень инфляции и политическая поляризация левых и правых сил привели страну к социально-политической нестабильности, которая продолжалась два с половиной года и привела к экономическому кризису. 31 марта 1964 года военные при поддержке гражданских консерваторов, возглавляемых Карлосом Ласердой, сбросили Гуларта и захватили власть.

В декабре текущего года заканчивается второй (и последний) мандат нынешнего президента Бразилии Луиса Инасио Лулы да Силва. До избрания Лулы пост президента в течение 8 лет занимал его предшественник — Фернандо Энрике Кардозу. По международным меркам все это выглядит весьма рутинно. Но с точки зрения истории Бразилии ХХ века последние 15 лет выглядят как уникальный по продолжительности период политической, да и экономической стабильности.

За это время Бразилия очень существенно продвинулась в своей экономической и политической модернизации и обеспечила себе на будущее длительный период стационарного политического развития и экономического роста. Я назвал бы прошедшие 15 лет “эпохой двух президентов”, так как Ф.Э.Кардозу и Лула наложили серьезный личностный отпечаток на этот период. В нынешней политической палитре Бразилии не просматриваются новые фигуры подобного масштаба.

Экономическая и политическая нестабильность Бразилии в ХХ веке

История Бразилии, начиная с 20-х гг. прошлого века представляется стороннему наблюдателю чередованием периодов авторитаризма и эпизодов крайне нестабильных демократических режимов.

На самом деле и периоды авторитаризма с трудом могут быть отнесены к стабильным. В период “Нового Государства” Ж.Варгаса (1930-1945) страну сотрясали попеременно попытки левых и правых переворотов. Период военной диктатуры (1964-1984 гг.) стал временем городской герильи, деятельности эскадронов смерти и массовых рабочих выступлений.

Если же говорить о периоде демократии, то до 1994 г. только два избранных президента — О.Дутра и Ж.Кубичек — пробыли на посту весь конституционный срок. Будучи уже избранным президентом, Ж.Варгас покончил с собой в 1954 г., Ж.Куадрос ушел в отставку в 1961, Ж.Гуларт был свергнут в 1964 г. военными. Первый президент после правления военных Т.Невес умер сразу после вступления в должность, а первый президент, избранный по новой конституции 1988 г., Ф.Коллор, был подвергнут в 1992 г. импичменту.

В экономической сфере начатая в 50-е годы форсированная индустриализация страны почти немедленно привела к всплеску инфляции. Перефразируя известное изречение Жуселину Кубичека “пройти пятьдесят лет экономического развития за пять”, его критики говорили, что за пять лет его правления цены выросли настолько, насколько они обычно растут за пятьдесят. Жесткая позиция МВФ, призванного спасать экономику, воспринималась почти по всему политическому спектру как происки американского империализма. Приход военного правительства несколько снизил темпы инфляции, но уже в 70-е годы на фоне роста нефтяных цен и долгового кризиса инфляция превратилась в проблему номер один.

Год Инфляция (средний темп прироста ИПЦ* за год)
1950-1955 17,8
1955-1960 22,5
1960-1965 60,5
1965-1970 25,6
1970-1975 22,3
1975-1980 55,3
1980-1985 146,2
1985-1990 673,0
1990-1995 736,9

* до 1980 года цены производителей
Источник: IFS

В течение 80-х гг. инфляцию пытались лечить с помощью т.н. гетеродоксных программ, предусматривающих замораживание цен и зарплат. При этом фундаментальный инфляционный фактор, а именно — бюджетная несбалансированность — оставался неизменным, а гиперинфляция после шоков замораживания возобновлялась с новой силой. Финальным аккордом стабилизационных мер стал план президента Ф.Коллора 1991 г., когда были одновременно заморожены текущие счета физических лиц и долги — что вызвало волну недовольства и стало важным фактором в процессе его импичмента.

Подобная политическая и экономическая нестабильность является характерной чертой государств Латинской Америки и других развивающихся стран, проходящих через процессы урбанизации и индустриализации. Демократический режим в постимперской Бразилии 1890- 1930 г. был демократией для немногих — в выборах принимало участие 10-15% граждан — и фактически служил лишь фасадом для олигархического режима. Такая система с трудом выдерживала вовлечение в реальный политический процесс растущего городского населения.

В условиях мирового экономического кризиса 1929-1932 гг., краха сырьевых рынков и роста протекционизма она была обречена, и ее заменил авторитарный режим “Нового Государства”. Последующее развитие страны шло под флагом импортозамещающей индустриализации, причем политические курсы авторитарных и демократических режимов в этой сфере не слишком различались.

Особенности Бразилии в сравнении с другими странами Латинской Америки проявились в двух моментах — с одной стороны, индустриализация Бразилии шла по форсированному сценарию и с привлечением иностранного капитала, что позволило создать весьма диверсифицированный, хотя и неэффективный индустриальный сектор. С другой стороны, авторитарные режимы в Бразилии отличались сравнительной мягкостью и не затрагивали глубоко повседневную жизнь рядовых граждан.

Старт преобразований — план Реал

Начало коренных реформ бразильской экономики относится к 1993 г. Стоит представить себе это время глазами бразильцев. В стране вот уже почти десять лет очень высокая инфляция — до 30% в месяц. Экономика сильно индексирована, при этом больше всего страдают беднейшие слои населения, неспособные защитить от инфляции свои доходы. Децильный коэффициент (соотношение доходов 10% богатейших к 10% беднейших) достигает предельного в бразильской истории уровня.

Социальное расслоение в Бразилии

С 1987 г. Бразилия перестала обслуживать свой внешний долг и оказалась отрезана от международного рынка капитала. Экономический рост практически остановился. Политическая жизнь в стране серьезно дезорганизована после скандального импичмента президента Ф.Коллора по коррупционным обвинениям, в то время как его преемник И.Франко (бывший вице-президент) не имеет достаточной легитимности. Эйфория первых лет демократического режима прошла, но проблемы остались, в том числе чудовищный уровень городской преступности — в первую очередь, в Рио-де-Жанейро, но также и в других крупных городах. Для стороннего наблюдателя в это время Бразилия действительно могла выглядеть как “страна, где очень много диких обезьян”, страна, не способная решать свои долгосрочные проблемы.

Среди всеобщего уныния и пессимизма в 1993 г. министром финансов Бразилии был назначен известный леволиберальный социолог и интеллектуал Фернанду Энрике Кардозу. Сформированная им группа либеральных технократов поставила задачу вывести страну из кризиса — и основным рычагом антикризисных мер должна была стать эффективная стабилизация национальной валюты. Так родился знаменитый план “Реал”. Суть его была довольно проста, но оригинальна. Наряду с действующей национальной валютой — крузейро — была введена счетная единица стоимости — “Unidade Real do Valor”, URV, в буквальном переводе — реальная единица стоимости, равная одному доллару. Все цены должны были номинироваться в крузейро и URV. Поскольку в условиях высокой инфляции доллар имеет тенденцию к укреплению, то цены, номинированные в URV были довольно стабильными. И с 1 июля 1994 г. была введена новая валюта страны — реал, цены теперь номинировались только в реалах, и инфляция сошла на нет в течение нескольких месяцев.

В отличие от предыдущих стабилизационных программ, Кардозу не прибегал к административным мерам типа замораживания цен, заработных плат и банковских счетов. Зато он использовал такие социальные меры, как бойкот магазинов, повышающих цены, номинированные в реалах, соглашения отраслей промышленности о сдерживании цен, а также сделал подготовку стабилизационной программы минимально открытой для общества.

В результате в октябре 1994 г. Фернандо Энрике Кордозу был избран президентом Бразилии. Одновременно большинство в парламенте получила праволиберальная коалиция, которая обеспечивала поддержку дальнейшим реформам. В течение короткого периода в экономике возобновились инвестиции, началось нормальное кредитование производства, прошла дедолларизация и восстановилось доверие к национальной валюте. Страна возвратилась к нормальной жизни после длительного периода высокой инфляции.

В первые годы правительства Кардозу проблеме бюджетного дефицита уделялось недостаточно внимания. Только после мирового финансового кризиса 1997-1998 гг., когда произошла существенная девальвация реала, правительство в рамках совместной программы с МВФ приступило к фундаментальным изменениям в этой сфере.

Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного.

На первых после 1960 года прямых президентских выборах, состоявшихся в 1989 году, победил кандидат от широкой коалиции правых сил Фернанду Коллор ди Мелу. Он выдвинул план борьбы с инфляцией, включавший прекращение выплат субсидий, замораживание банковских счетов, приватизацию государственных компаний и другие меры, которые диктовались необходимостью переговоров с кредиторами ввиду огромного внешнего долга (свыше 110 миллиардов долларов США). Однако его политика привела к спаду промышленного производства и росту инфляции (в отдельные годы она превышала 1 000 %). Высоким оставался и уровень безработицы, что являлось причиной роста социальной напряжённости. В сентябре 1992 года Палата депутатов проголосовала за импичмент президенту, который был обвинён в коррупции. Сам Коллор подал в отставку ещё до завершения процедуры импичмента в Сенате. В течение двух последующих лет президентский пост занимал вице-президент в президентство Коллора Итамар Франку, при котором ситуация в экономике ухудшилась.

В 2005 году Партия трудящихся оказалась замешанной в крупном коррупционном скандале, затронувшем некоторых ближайших соратников Лулы. Однако скандал практически не сказался на популярности президента. В результате на президентских выборах 2006 года Лула да Силва вновь одержал убедительную победу.

Одной из острейших проблем Бразилии является высокий уровень преступности. После переизбрания администрация Лулы обращает особое внимание на проблему нарушения прав человека. В 2007 году были проведены рейды против торговцев людьми, официально признаны случаи грубого нарушения прав человека военными режимами в 1964–1985 годах.

Во втором туре президентских выборов в конце октября 2010 года победу с результатом 56 % одержала кандидат от Партии трудящихся, бывшая глава администрации президента Лулы да Силвы Дилма Руссеф.

На первых после 1960 года прямых президентских выборах, состоявшихся в 1989 году, победил кандидат от широкой коалиции правых сил Фернанду Коллор ди Мелу. Он выдвинул план борьбы с инфляцией, включавший прекращение выплат субсидий, замораживание банковских счетов, приватизацию государственных компаний и другие меры, которые диктовались необходимостью переговоров с кредиторами ввиду огромного внешнего долга (свыше 110 миллиардов долларов США). Однако его политика привела к спаду промышленного производства и росту инфляции (в отдельные годы она превышала 1 000 %). Высоким оставался и уровень безработицы, что являлось причиной роста социальной напряжённости. В сентябре 1992 года Палата депутатов проголосовала за импичмент президенту, который был обвинён в коррупции. Сам Коллор подал в отставку ещё до завершения процедуры импичмента в Сенате. В течение двух последующих лет президентский пост занимал вице-президент в президентство Коллора Итамар Франку, при котором ситуация в экономике ухудшилась.

Латинская Америка является общим названием региона, который включает в себя территории южной части Северной Америки, всю Центральную и Южную Америку, а также Вест-Индию.

Социально-экономическое развитие.

В ХХ в. по-прежнему сохранялась традиционная ориентация экономики латиноамериканских государств на экспорт продовольствия и сырья. Тем не менее мировые экономические кризисы вынудили их обратиться к созданию собственного промышленного производства. В результате экономического подъема 1960-х гг. крупная промышленность была создана во всех больших латиноамериканских странах — Мексике, Бразилии, Аргентине и Чили. Однако ориентация Латинской Америки на североамериканский рынок и зависимость от капитала США сохранялись.

Индустриализация же не поспевала за урбанизацией. Число мигрантов в семь раз превышало количество создаваемых в городах рабочих мест. Следствием этого стали появление трущоб на окраинах городов, рост безработицы, детской беспризорности и преступности.

Крайне острыми проблемами для Латинской Америки, связанными с обнищанием больших масс населения в ходе либеральных реформ, стали наркобизнес и терроризм.

Политическая жизнь.

На протяжении всего ХХ в. в Латинской Америке сосуществовали, боролись и сменяли друг друга консервативная, реформистская и революционная модели развития. Нередко они чередовались в одной и той же стране при самом активном участии военных кругов.

Консервативные режимы стремились сохранить у власти традиционную буржуазно-помещичью олигархию. Массовые национал-реформистские партии и движения выступали в послевоенный период за социальный и экономический прогресс, а также построение справедливого процветающего общества на основе классового сотрудничества и единства нации.

Характерной особенностью общества Латинской Америки до сих пор остается глубокая политическая и социальная поляризация, и такое положение дел выглядит отнюдь не оптимистично.

Реформы, военные диктатуры и революции
(Мексика, Куба, Чили, Бразилия).

Реализацию консервативной, реформистской и революционной моделей развития можно проследить на примере отдельных государств.

Мексика. В истории Латинской Америки ХХ в. Мексика занимает особое место. После Второй мировой войны началось создание разветвленной промышленной инфраструктуры. Экономический подъем, который Мексика пережила в 1970-х гг. как нефтедобывающая страна, подтолкнул правительство к затратным инвестициям и дорогостоящей социальной политике. Это привело в 1980-х гг. к чрезвычайно высокой государственной задолженности.

Чили. Государство относится к разряду относительно развитых стран Латинской Америки. После кровопролитной гражданской войны, закончившейся в 1891 г., и вплоть до 1973 г. (за исключением военного правления 1927—1931 гг.) в стране проводились регулярные парламентские выборы, обеспечивался мирный переход власти от одной коалиции к другой.

Однако политически прогрессивная система находилась в противоречии с отсталой экономической и социальной структурой. В сельском хозяйстве все еще доминировало крупное землевладение. Мелкие же хозяйства были непроизводительными. Следствием стали излишек сельскохозяйственных рабочих и высокий уровень безработицы. Экономика после Первой мировой войны зависела от добычи меди и иностранного капитала.

В 1970 г. в результате демократических выборов Президентом страны стал лидер блока нескольких левых партий и организаций (Народное единство) социалист Сальвадор Альенде. Его правительство национализировало добывающую промышленность, принадлежавшую иностранным компаниям, и банковскую систему. Под контроль государства перешла внешняя торговля. Ускоренными темпами была проведена аграрная реформа, покончившая с господством латифундизма. Во внешней политике стало развиваться сотрудничество с социалистическими странами. Победа Народного единства на парламентских выборах ускорила выступление правой оппозиции. При поддержке армии и США 11 сентября 1973 г. правые подняли вооруженный мятеж. Президент Альенде погиб на своем посту с оружием в руках. К власти пришла военная хунта во главе с генералом Аугусто Пиночетом.

Военная диктатура сумела улучшить экономическое положение в стране, сократить безработицу, реально повысить жизненный уровень населения. Чили стала лидером Латинской Америки по темпам роста внутреннего валового продукта. С середины 1980-х гг. началось некоторое смягчение военно-авторитарного режима. На президентских выборах 1989 г. победу одержал представитель оппозиции, которому Пиночет передал власть.

Бразилия активизировала свои усилия по освоению космоса, активно ведет работы по наращиванию ядерного потенциала. Она играет ведущую роль в интеграционных процессах в Латинской Америке, имеет все основания стать постоянным представителем в Совете Безопасности ООН.

Латинская Америка во второй половине XX века

Читайте также: