Каково различие в декоративном оформлении интерьеров во французском и итальянском ренессансе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Французский ренессанс , другими словами , культура Франции в эпоху , так называемого , возрождения ( 15 – 17 века ). В эту эпоху процветали идеи гуманизма , в архитектуре прослеживалось сильное влияние итальянцев , замки строились в готическом стиле , часто украшались различными фигурами ( античными ), интерес , именно , к человеку был высок и в изобразительном искусстве , был популярен потрет , литература того времени отражала идеи устного народного творчества , описывая быт и нрав народа , зачастую, с юмором .


Ренессанс революция одновременно влияет на искусство , науку , философию и организацию общества. Она начинается в начале XV - го века в Италии . Ренессансные идеи будут распространяться во многих странах Европы , особенно с XVI - го века . Во Франции Ренессанс развивался в четыре первоначальных этапа, начиная с конца правления Карла VIII (с 1495 г.) и постепенно заканчивая смертью Генриха IV (1610 г.).

Резюме

Сегментации в истории искусств

Италия

В Италии стиль Возрождения делится на века:

  • Треченто и итальянская доренессансной , период конца византийского стиля и утверждаемая власти Флоренции .
  • Кватроченто или XV - го века с строительством собора Санта - Мария - дель - Фьоре во Флоренции , начатой Арнольфо ди Камбио в XIII - м веке . Он будет завершен Филиппо Брунеллески (1377-1446) и его часовней Пацци в 1429 году, а также дворцом Медичи (1444-1464) Бартоломео ди Микелоццо .
  • С Cinquecento начинается классический тренд от начала XVI - го века с Браманте в архитектуре и Леонардо да Винчи и Рафаэля живописи. Эти художники демонстрируют математическую строгость с большим прогрессом в области перспективы, строгой композиции и поиска совершенства. Человек становится мерилом, и все создается для него и его видения мира.

Полагая, что совершенство достигнуто, сменившие их художники меняют направление, и это является проявлением гораздо более театральной маньеристической тенденции : формы преувеличены, декорации перегружены; мы даже говорим о боязни высоты.

  1. Первое Возрождение (Quattrocento)
  2. Высокое Возрождение (1500-1530)

Франция: четыре фазы Возрождения (1495- начало XV II - го века )

Возрождение во Франции можно разделить на четыре части. Первый акт - это стиль Людовика XII (около 1495-1530 гг.), Образующий переход между стилями готики и ренессанса . Этот первый стиль, однако, ослаб с 1515 года, особенно в долине Луары , где полное принятие итальянского Возрождения почувствовалось быстрее. Как и в Италии , три фазы затем выделяется до начала XV II E века , первый затем Второй французский ренессанс заканчивая маньеризмом .

Предыдущие или уже существующие стили

Стиль Ренессанс решительно отворачивается от средневекового стиля. Даже если мы сохраним некоторую готическую мебель, для ее удобства в нее добавлены классические украшения итальянского Возрождения.

Эстетический

Основные показатели

  • стиль Ренессанс включает пять классических порядков греко-римской архитектуры ( дорический , тосканский , ионический , коринфский и композитный )
  • К открытым или занятым колоннам мы добавляем пилястры, выполняющие только декоративную функцию.
  • богатый декор: узоры напоминают сцены того времени или вдохновлены мифологией.

Украшения


  • балясины
  • Листва : Обмотки высаженными и знакопеременных аканта, легче , чем античность
  • В Putti : ангелочки или цифры , полученные из амура
  • Архитектурные рамы
  • Тондо : круглый стол или медальон
  • Арабески : симметричный растительный состав света листвы вокруг центрального мотива, часто очень тонкий стебель, связали ленты, таз или канделябры
  • Гротеск : без симметрии, в отличии от арабесков, они могут включать в себя животное или мифические мотивы, они также часто легче. Во Франции мы будем чаще говорить о гротесках, чем о арабесках.
  • Маскарон
  • Оболочки , декоративный мотив в полукуполе , не связанном с гребешком .

Мебель


Итальянская мебель заимствует свои формы из древней архитектуры: фронтон, антаблемент, колонна, пилястра, аркада и т. Д. Мотивы орнамента разнообразны: путти, маски, патроны, резаная кожа, медальоны, зеркала, гирлянды, узелковые ленты, переплетение, корзины с цветами и т. Д. фрукты, падающие пиастры, .

Общая мебель

Сиденья

  • С высокой спинкой стула: этот монументальный стул часто имеет фронтон. Он содержит сундук на своем сиденье, но теряет навес. Спинка состоит из соединенных досок, на которых развивается орнамент.
  • Sedia dantesca : рентгенорезист формы кресло из четырех стоек , которые пересекаются по два, образуя заостренную арку готического стиля; эта арка поддерживает сиденье из широкого кожаного ремня. Прямая спинка, два подлокотника и два полозья придают ему вид стула .
  • Sedia soaparola (или пинцет кресло): рентгенорезист в форме кресло от средневекового кресла. Он состоит из восьми параллельных стоек, создающих изогнутую арку, противодействуя изгибу. Спинка, характеризующаяся очень извилистым вырезом, часто украшена накладкой в ​​центре.

Новая мебель

  • Sgabello : мобильный стул довольно характерный для итальянского Возрождения. Как явствует из XV - го века . Сгабелло отличается необычной сборкой двух досок, слегка наклоненных к сиденью с трапециевидной спинкой. Украшение этого сиденья сделано из масок, завитков и вырезов.
  • Кресло : Спинка больше не выступает из головы, часто с мебелью с подвижными подушками; в конце XVI - го века , она будет покрыта кожей, гобелен или дамасская большие очки в Неаполе и даже атлас. В XVII - м веке , он будет носить имя стула , если в суде , где она примет имя стул . Его часто ассоциируют со стилем Генриха II .
  • Caquetoire : зарезервирован для женщин, она имеет фиксированный или поворотный трапециевидную место. С точки зрения комфорта, он знаменует собой прогресс, поскольку позволяет женщинам удобно расположиться, несмотря на их широкие нижние юбки, и опираться на его откинутую назад спинку. Он также легче, потому что ножки соединяются только поперечинами или H-образной проставкой, поэтому его легко перемещать для нужд разговора, отсюда и его название.
  • С высокой спинкой стула : он появился в Италии в первой половине XVI - го века и развивается очень быстро по всей Европе. Сиденье, как и спинка, выполнено из тисненой кожи, прошитой крупными золотыми заклепками. Под сиденьем две скульптурные ленты образуют украшение.

Материалы

В этот период в качестве материалов использовался камень для замков и домов среднего класса.

Техники и инструменты

Геометрическая тарсия:

Интарсия Geometrica является метод опрессовки знакомства с семнадцатого века. В то время маленькие деревянные ящики были покрыты геометрическими и прямолинейными формами по всей своей поверхности. Эта техника использовалась во времена правления Людовика XIV и Людовика XV.

Tarsia a toppo:

На лапке есть вставка сверху или блока для создания сетей шириной от 1 мм до 3 мм.

Для создания блока листы шпона склеиваются, их кладут под пресс.

Art gallery

Школа искусств

Omsk life

Поиск по сайту

Самое читаемое.

Мы в контакте

ФРАНЦУ́ЗСКИЙ РЕНЕССА́НС — эпоха Возрождения в культуре Франции XVI в. В отличие от Итальянского и Северного Возрождения , в данном случае органичнее звучит французская форма термина (франц. renaissance — "возрождение").

Искусство французского Ренессанса имеет существенные особенности, отличающие его от аналогичных тенденций в искусстве других стран, прежде всего Италии . Деятельность французских художников была тесно связана не с идеалами свободы городов-республик, а с интересами королевского двора и католической церкви .

Следующая особенность заключается в том, что французский Ренессанс развивался позднее, чем ренессансные тенденции в Нидерландах и Италии и поэтому носил в значительной мере вторичный характер. Идеи Возрождения зрели в средневековой Франции , но новые художественные формы привнесли во Францию итальянские мастера .

Итальянские художники опирались на античные традиции своей родины, для французов национальная традиция — готическое искусство. И хотя древние римляне оставили на территории Франции, в особенности южной — в Арле , Марселе , Ниме , Эксе , Авиньоне , значительное количество архитектурных памятников, составивших основу развития средневекового романского искусства , классицистические формы оставались для французов чужими.

Поэтому в искусстве французского Ренессанса XV—XVI в. и даже позднее сохранялись готические традиции. Более того, в архитектуре французского Ренессанса композиция зданий, и планировочные решения оставались традиционно-средневековыми, а на поверхность стен как бы накладывался ренессансный декор . Таким же образом отдельные "итальянизмы" проявлялись в оформлении интерьеров .

Челлини Бенвенуто. Нимфа Фонтенбло.

При французских королях Карле VII (1422—1461) и Карле VIII (1483—1498) влияние итальянского искусства было поверхностным. Когда же итальянские мастера непосредственно и активно работали при французском дворе (середина и вторая половина XVI в.), в Италии наблюдался спад художественной активности и идеалы Высокого Возрождения уступали место искусству Маньеризма . Поэтому именно маньеристский стиль, соединяясь с местными готическими традициями, и определял характерный "стиль школы Фонтенбло", или "французскую работу" (итал. opera francese).

Наряду с этим французскому Ренессансу присуща особая "joie de vivre" (франц., "радость жизни") — выражение, которое часто применяют для обозначения характерного галльского мироощущения , настроений куртуазности и рыцарских традиций эпохи поздней Готики .

В 1542 г. во Франции был издан трактат древнеримского зодчего Витрувия . В 1541—1543 гг. на службе у короля Франциска I состоял итальянский архитектор Дж. Виньола, автор трактата "Правило пяти ордеров архитектуры" (1562 ). С 1541 г. по приглашению короля Франциска I в Фонтенбло работал итальянский архитектор Себастьяно Серлио (1475—1554), у себя на родине строивший в "сельском стиле" . В Париже он опубликовал две книги о геометрии и перспективе (1545), трактаты "О храмах" (1577), "О порталах"(1551). В 1559 г. Ж.-А. Дюсерсо Первый, изучавший трактаты Серлио, издал собственную "Книгу об архитектуре".


Средневековые за́мки по течению р. Луары "одевались в ренессансные костюмы". Ренессансными по настроению, но готическими по форме являются французские отели , знаменитые постройки госпиталя в Бонэ (1443—1448) и дом банкира Ж. Кёра в Бурже (1445—1451). Архитектор П. Леско и скульптор Ж. Гужон в 1546—1555 гг. возводили новый, ренессансный западный фасад Лувра в Париже.

Фонтан Невиновных был придуман выдающимся французским деятелем эпохи Возрождения Пьером Леско и воплощён в камне Жаном Гужоном. Парижский Фонтан Невиновных.

Творчество Жана Гужона (1510—1570) представляет собой яркое воплощение духа античности . Знаменитая "Нимфа Фонтенбло", творение итальянца Б. Челлини (ныне в Лувре), украшала фасад замка в Анэ, построенного Филибером Делормом для Дианы де Пуатье в 1548 г. (фасад воссоздан во дворике Школы изящных искусств в Париже).

Творчество иных художников демонстрирует приверженность готическому мистицизму и, минуя ренессансный Классицизм, переходит в мрачную экзальтацию, свойственную католическому Барокко. Таковы произведения Лижье Ришье (ок. 1500 — ок. 1567) и Жермена Пилона (1535—1590).

Гробница Генриха II и Екатерины Медичи. 1563-1570 г. Аббатская церковь Сен-Дени в Париже. Пилон. Величайшим скульптором конца XVI столетия был Жермен Пилон (ок. 1535-1590).

В надгробии Генриха II и Екатерины Медичи в церкви аббатства Сен-Дени (1563—1570) архитектурная часть выполнена итальянцем Ф. Приматиччьо, а в скульптурах работы Пилона ощущается слияние готической традиции с Маньеризмом итальянцев школы Фонтенбло и даже опосредованное влияние гениального Микеланжело.

Родоначальниками французской портретной живописи были Жан и Франсуа Клуэ, Корнель де Лион, Жан Кузен Старший. Французский живописный портрет развивался под фламандским влиянием.

Выдающимся мастером — живописцем, архитектором, скульптором, писателем и математиком, типично ренессансной творческой личностью проявил себя Жан Перреаль, или "Жан из Парижа" (ок. 1455—1530). Последние годы жизни он провел в Лионе и стал главой местной художественной школы .

Знаменитый живописец Жан Фуке (1420—1481), придворный мастер Карла VII, был первым из французских художников, посетившим в 1445—1447 гг. Италию. После чего он работал в Туре — этот город в центре Франции, в долине р. Луары, являлся одним из главных центров французского Ренессанса. Не случайно Турень называют "французской Тосканой". Фуке выполнял книжные миниатюры, писал алтари в его произведениях заметно воздействие нидерландской масляной живописи Арс Нова, в частности Я. фан Эйка. Однако готическое воздействие столь значительно, что его картины кажутся раскрашенной скульптурой.

Художник школы Фонтенбло,

На парном портрете герцогини де Виллар и Габриэль д’Эстре (произведение неизвестного мастера школы Фонтенбло) две сестры, придворные дамы, показаны полуобнаженными в ванне. Живопись одновременно архаична , чувственна и натуралистична . Жест герцогини де Виллар, дотрагивающейся до соска груди сестры, означает скорое рождение сына у Габриэль, фаворитки короля Генриха IV. В руке Габриэль — кольцо Нострадамуса, подарок короля.


Работа итальянцев по оформлению интерьеров замков Фонтенбло и Блуа повлияла на стиль французской орнаментальной гравюры , произведения лепщиков, резчиков, живописцев - декораторов . Во Франции появились итальянские гротески , их с успехом использовали орнаменталисты Э. Делон, Ж.-А. Дюсерсо. Истинно ренессансной фигурой со всеми присущими этому понятию странностями был Б. Палисси . Французский Ренессанс прославили фаянсы Сен-Поршера , лиможские эмали , расписная майолика Невера , карандашные портреты семьи Дюмустье, миниатюры братьев Лимбург.

В отношении своеобразного стилистического сплава, называемого искусством французского Ренессанса, иногда используют определение: "превосходная сумма качеств и небольших мер". Этому искусству , несмотря на некоторую эклектичность , действительно удалось избежать разрушающих крайностей, свойственных, к примеру, итальянскому Маньеризму и Барокко . Чувство меры , легкость (франц. détente — "расслабление, разрядка"), изящество, тонкость вкуса , примиряющие противоборствующие стилистические тенденции, начиная с блестящей эпохи Ренессанса сопутствовали французскому искусству и далее, на протяжении XVII—XIX в.

Стиль ренессанс в интерьере

Ренессанс, это, пожалуй, первое направление в архитектуре и искусстве, сосредоточившее внимание не на фасадах зданий, а именно на интерьере.






История возникновения

Родиной течения считается Италия. Именно там зародился стиль ренессанс в интерьере и культуре в 14 столетии, сменив Средневековье. С Итальянского языка "Rinascimento" переводится как – возрождение, начало.

Новое направление возникло после того как чума забрала жизни миллионов людей. Количество населения существенно уменьшилось, и вместе с этим увеличились ресурсы для безбедного проживания – урожайные земли, полезные ископаемые, драгоценные металлы – все это дало новый виток в развитии человечества. Когда у людей появились все блага, они начали заниматься созданием новой культуры и усовершенствованием самих себя.

Окончание эпидемии чумы и уменьшение количества населения совпало еще с одним событием – падением Византийского государства. Бежавшие из Константинополя византийцы прихватили с собой немало исторических документов со сведениями об античной культуре, которая никогда не забывалась в Византии. Средневековая Европа высоко оценила содержание мемуаров и начала реализовывать новую культуру, овеянную античностью.

Активный период ренессанса длился до 17 века, после чего он начал трансформироваться в барокко, которое прочно вступило в свои права в 18 столетии.

Особенности стиля

Рассмотрим основные особенности стиля ренессанс:

  • Пропорциональные, гармоничные, изящные формы.
  • Геометрия – круги, ромбы, квадраты.
  • Выразительные, торжественные черты.
  • Симметрия, делающая интерьер легким для восприятия.
  • Ключевой центральный объект. Например, если это стол, то вокруг него сосредотачивается остальная композиция.
  • Античный орнамент на стенах, колонах, потолке – растительный узор, грозди винограда, венки на древнеримский мотив.
  • Изображения красивых людей с детальными чертами.
  • Античные скульптуры.
  • Шторы из блестящих тканей с вышивкой.
  • Драпировка, ламбрекены, аппликации на гладких тканях.
  • Мебель в стиле ренессанс выдержана в геометрических формах. Присутствует декор.
  • Керамика и фарфор с характерным для стиля декором, венецианское стекло.
  • Текстиль из натуральных тканей.
  • Цвета натуральные, умеренной яркости с преобладанием белого.














Ренессанс и античный стиль

Античный стиль один из древнейших. Он появился еще в VIII столетии до н. э. в Древней Греции и Риме. Несмотря на то, что ренессанс многое заимствовал у античного стиля, благодаря исторической документации, различия между направлениями существуют.

Античности свойственна лаконичность и небольшое количество текстиля. В качестве материалов используется гипс, натуральный камень. Преобладает белый цвет.

Для декора характерны амфоры, колонны, лепнина, фрески, отсылающие к мифологии Древней Греции. Иногда колонны искусственно состаривают. Популярный элемент античности – декор в виде плюща и винограда.

Стиль ренессанс более торжественный и пышный по сравнению с античностью – мебель с мягкой обивкой, разнообразие цветовых гамм, применение золочения, серебрения и патинирования.

Ренессанс и барокко

Как уже было сказано в разделе "История возникновения", стиль барокко сменил ренессанс. Люди все больше тяготели к роскоши, помпезности, выряжая стремления в интерьерах, порой доходящих до невероятной ослепительности и даже безвкусицы.

Если ренессансу свойственна интеллектуальная основа, геометрия, правильные пропорции, то для барокко характерна динамичность, игра контрастов, уход от естественных форм. Например, если колонны в стиле ренессанс имеют правильные вертикальные линии, то колонны барокко часто можно встретить закрученными с массивным декором в верхней и нижней части.

Актуален ли стиль сегодня?

В погоне за новыми идеями только в 20 столетии зародилось немало современных направлений в интерьере. Однако не всем по душе жить в окружении пластика, металла и бетона. Поэтому люди начали стремиться оформлять жилища, выдержанные в давно появившихся жанрах с многовековой историей.

Стиль дизайна ренессанс не исключение. Его часто предпочитают ценители истории Европы и культурных ценностей. Также он будет по душе тем, кто увлекается творчеством Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело.

Яркий пример стиля можно наблюдать в Ватикане, где сосредоточено немало оригинальных работ великих живописцев, скульпторов и архитекторов.

На сегодняшний день, ренессанс в интерьере реализуют в просторных квартирах и загородных домах. Оформлять жилище рекомендуется с помощью опытного дизайнера, чтобы правильно выразить его черты и не допустить сходства с похожими направлениями.

Оформление жилища в стиле ренессанс

Рассмотрим идеи, как можно реализовать ренессанс в современном интерьере.

  • Выполнены преимущественно в светлых тонах.
  • Чтобы стены не казались "холодными", оттенок может быть кремовым, светло-персиковым или светло-зеленым.
  • В качестве материалов используют натуральный камень, мрамор, венецианскую штукатурку или песчаник.
  • Допустимы вкрапления из дерева светлых и темных оттенков.
  • Отдельно предлагаем рассмотреть венецианскую штукатурку.
    В ее состав входят натуральные компоненты. Она ровно ложится на стены и красиво мерцает как при дневном, так и при вечернем освещении. Можно создать интересную фактуру.

Просторная гостиная в стиле ренессанс может быть дополнена настенными фресками – репродукциями популярных изображений великих мастеров эпохи Ренессанса.

  • Идеальный вариант пола – облицовка мрамором, натуральным камнем. В центре напольного покрытия и по периметру геометрический и симметрический узор.

Такое решение позволяет укладывать материалы в помещениях с повышенной влажностью (ванная, бассейн) и там, где пол быстро истирается (прихожая, кухня).

  • Более бюджетный вариант – керамическая плитка или керамогранит, имитирующий камень. Материал стойкий к истиранию и прочный.

Современные идеи для спальни в стиле ренессанс предусматривают и паркет из светлого дерева. Он нехолодный и приятный для ног. Художественный способ кладки паркетной доски позволяет реализовать характерный для ренессанса орнамент.

Полы при желании покрывают светлым ковром с низким ворсом в спальне и в обеденной зоне.

  • Для стиля характерны высокие потолки сводчатого и многоуровневого типа.

Чаще всего их оштукатуривают мраморной штукатуркой светлых тонов. Многоуровневые потолки сочетаются с лепниной или росписью в центре, сосредоточенной вокруг центрального освещения.

  • Лепнина необязательно должна быть белой, как в античности.

Она может быть патинированной или позолоченной. Допустимы небольшие по площади фрески, но без такого размаха, как в Сикстинской капелле.

Если в многоуровневый потолок встраивается точечное освещение, то вокруг него есть окантовка с геометрическим орнаментом или узором в виде плетущейся листвы.

  • Изготавливается преимущественно из темного дерева.

Формы выдержаны в симметрии и геометрии. Конструкции не содержат вычурных элементов, но поверхности оснащаются рельефным декором, часто золоченым.

Сейчас он носит декоративных характер, но в эпоху Ренессанс в нем хранили вещи вместо шкафов. Он представляет собой вместительную емкость с резным деревянным декором и изображениями в стиле великих художников ушедшей эпохи.

  • Актуальны для стиля обеденные массивные столы с мраморными поверхностями или деревянные круглые столы с грифонами вместо ножек.
  • Буфеты с геометрическим декором, оббитые парчой кресла, стулья, диваны.
  • Кровати – с массивным изголовьем и часто с балдахином.

Помещение не перегружено мебелью. Каждый предмет несет практическую функцию. Центр остается свободным.

Интерьер эпохи ренессанса сложно представить без декоративных элементов. Они должны быть правильно подобраны и не нести черты похожих течений.

  • На стенах вешают картины эпохи Ренессанса – репродукции известных художников.
  • Актуальны копии скульптур великих мастеров, необязательно полноразмерных.
  • Достаточно будет уменьшенной копии, которая займет почетное место на столе или полке.

Не менее актуальны колоны и пилястры с прямыми вертикальными линиями. Если в стенах есть ниши, в них делают фрески или помещают характерные для стиля статуэтки.

Дом или квартира в стиле ренессанс отличаются множеством архитектурных деталей, богатым убранством и безупречным вкусом. Если интерьер оформлен по всем правилам, создается впечатление, что он был создан не без помощи Бернини или Рафаэля, отголоски, деятельности которых ощущаются в каждой детали.

В нашей галерее множество ярких примеров интерьера в стиле Ренессанс – более 700 фото классического дизайна домов и ~ 500 фото классических интерьеров квартир →

Читайте также: