Успение богоматери феофан грек кратко

Обновлено: 02.07.2024

АССУНТА ИЛИ УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ

28 августа (15 августа по старому стилю) православная церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Успение Богородицы – праздник, посвященный событию, которое не описывается в Библии, но о котором известно благодаря преданию церкви. Чудо необычайной кончины Богородицы – Успение или Ассунта – на протяжении многих веков является темой художественного исследования великих живописцев – Корреджо, Караваджо, Тициана, Ван Дейка, Эль Греко, Рубенса, Мурильо и др. Обращался к этому сюжету и Себастьяно Риччи – знаменитый венецианец, произведение на тему Успения именно венецианской школы хранится в Большом собрании изящных искусств ASG.

Успение Божией Матери — один из двенадцати великих праздников христиан – католиков и православных. Им завершается годичный круг великих праздников и посвящен он окончанию земной жизни Богородицы. По самому древнему и общепринятому преданию церкви, событие это представляется не как трагическая кончина, а как светлый праздник воссоединения на небесах Матери и Сына.

В самый страшный момент своего земного служения Спаситель, уже страдая на Кресте, позаботился о том, чтобы Его Мать не оказалась одинокой, поручив заботу о Ней апостолу Иоанну Богослову. После вознесения на небо Иисуса Христа Пресвятая Дева постоянно пребывала в подвиге поста и молитвы и в живейшем желании созерцать Сына, сидящего одесную Бога Отца. День кончины ее был открыт Ей от Господа. В этот день апостолы были восхищены на облаках из разных стран земли и поставлены в Иерусалиме. Согласно воле Пресвятой Девы, тело ее было погребено близ Иерусалима, в Гефсимании, между гробами ее родителей и обручника. На третий день, когда не бывший при кончине Богоматери апостол Фома пришел ко гробу, тела ее уже не было в гробнице. Церковь всегда веровала, что оно было взято на небо. Праздник Успения Богоматери восходит к древнейшим временам христианства. В IV веке он является уже повсеместным, как это видно из свидетельства Григория Турского и из упоминания его во всех древнейших календарях.

Первоначально праздник Успения совершался 18 января, празднование его 15 августа установлено при императоре Маврикии (582 год).

Церковь ставит мать Иисуса Христа, Богородицу, выше всех святых, выше всех ангелов. Богородице хватило веры, чтобы не усомниться в Своем предназначении, у Нее было достаточно духовных сил, чтобы не возгордиться, и достаточно смирения, чтобы нести Свой крест. Ведь она с самого начала знала, что земное служение Ее Сына окончится трагически. И как верующий человек, и как Мать Она перенесла немыслимые страдания.

Смерть Девы Марии образует цикл сцен, которые широко изображались в христианском искусстве, особенно в церквах, посвященных Богоматери. Сама сцена смерти соединялась со сценой Взятия на небо (Успение) Девы Марии. Со времени распространения особого культа Пресвятой Девы (XIII век) в изобразительном искусстве этот сюжет воспроизводится очень часто в шести вариациях: ангел предвещает Марии ее кончину и вручает ей пальмовую ветвь; Мария прощается с апостолами; успение Марии, взятие ее души на Небеса; процессия, идущая с телом Марии к месту захоронения; положение ее тела во гроб; душа Марии воссоединяется с ее телом, и Мария в теле возносится на Небеса.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится полотно, выполненное современниками знаменитого венецианца Себастьяно Риччи – крупнейшего представителя рококо. Сюжет картины вполне традиционен, у опустевшего гроба находятся потрясенные апостолы и убитая горем женщина, а сама Богородица возносится на небеса, сопровождаемая ангелами. Как и в картине Риччи, позы героев выразительны и несколько театральны, идентично решение образа Богородицы: экстатичный взгляд, раскинутые для объятий с Сыном руки…



Венецианская школа живописи XVIII в.
Ассунта (Успение Девы Марии)
Холст, масло, 193х336 см
БСИИ ASG, инв. №04-3293

Резко отличает произведение из БСИИ и картину Риччи колорит, у Риччи он образован чистыми сочными красками, что добавляет произведению декоративности, тогда как произведение венецианской школы из БСИИ в основном имеет зеленовато-охристые оттенки. Вполне вероятно, что таким его сделало время, поступившая в собрание картина нуждалась в серьезной реставрации.



Картина до реставрации

Состояние картины на момент реставрации было удручающим: сетчатый кракелюр по всей поверхности картины, множественные прорывы и последствия неудачной предыдущей реставрации.



Множественные прорывы различных форм, многочисленные
осыпи и утраты красочного слоя вплоть до холста в местах
соединений частей картины, средне-сетчатый кракелюр —
результат плохой натяжки холста причиной которой явился
деформированный и обветшавший подрамник



Послойное утоньшение и выравнивание лаковой пленки,
которая со временем приобрела неравномерность и жухлый,
грязно-желтый цвет покрытия, во многих местах утратившего блеск и прозрачность

Подведение и выравнивание реставрационного грунта
в местах утрат авторского грунта, прорывов, трещин и потертостей

Выполнение тонировок по подведенному грунту в местах
потертостей и других утрат авторского красочного слоя

Успение, Феофан Грек, 1392

Начало его деятельности на Руси связано с Новгородом. Здесь Феофан Грек, один из величайших мастеров монументальной живописи, выполнил великолепные фрески, например в Спасо-Преображенском соборе на Ильинской улице.

В Москву Феофан Грек переехал в конце XIV века — в период сложения города как общерусского центра. Здесь он работал над росписями кремлевских храмов, писал иконы.

Лежащая на светлом ложе Богоматерь в темно-вишневой одежде олицетворяет величие и строгость смерти, ее вечный покой. Четкой, непрерывной линией очерчивает художник фигуру умершей. В энергичном движении, словно устремленный вверх, возникает над Марией огромный Христос, божество, принявшее ее душу и возносящее ее на небо. Он изображен на фоне темно-синего ореола — небесной сферы, которую венчает ярко-красный серафим с распростертыми крылами. По контрасту с могучей, исполненной внутренней силы фигурой Христа апостолы у ложа Марии кажутся маленькими и слабыми. Их лица и жесты выражают смятение, испуг, жалость, ощущение бессилия человека перед лицом смерти и даже непонимание ее. Группа апостолов поражает жизненностью типов. Трепетность и живость изображению придают световые блики, быстрыми движениями нанесенные художником на лица и на ткани одежд.

Описание картины Успение Феофан Грек

Будучи уже зрелым, сложившимся художником, он оказал огромное влияние на развитие русского искусства. Начало его деятельности на Руси связано с Новгородом. Здесь Феофан Грек, один из величайших мастеров монументальной живописи, выполнил

В Москву Феофан Грек переехал в конце XIV века — в период сложения города как общерусского центра. Здесь он работал над росписями кремлевских храмов, писал иконы. Кисти Феофана принадлежит замечательная двусторонняя икона.

Четкой, непрерывной линией очерчивает художник фигуру умершей. В энергичном движении, словно устремленный вверх, возникает над Марией огромный Христос, божество, принявшее ее душу и возносящее ее на небо. Он изображен на фоне темно-синего ореола — небесной сферы, которую венчает ярко-красный серафим с распростертыми крылами.

УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ИКОНА 1546 Г. АФОН. МОНАСТЫРЬ СТАВРОНИКИТА

УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ИКОНА 1546 Г. АФОН. МОНАСТЫРЬ СТАВРОНИКИТА

Первые изображения вознесения Марии были сделаны на саркофаге, находившемся в церкви Санта Энграсиа в Сарагоссе (начало IV в.), известен также барельеф VI века в базилике Болнисский Сион в Грузии. Этот барельеф с вознесением Марии помещен напротив другого барельефа, изображающего Вознесение Христа.

Праздник Успения получает всеобщее распространение в Византийской империи в начале VII столетия апокрифы единогласно говорят о смерти Девы Марии во Иерусалиме, затем о Ее погребении в Гефсимании, Евангелия и Деяния Апостолов молчат об этом. Однако иное место успения и погребения Ее было бы немыслимо.

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ЦЕРКОВЬ САНТА МАРИЯ МАДЖОРЕ. РИМ. 1296 г.

УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ. ФРЕСКА XII в. СИНАЙ

УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ. ФРЕСКА XII в. СИНАЙ

УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ. ФРЕСКА ЦЕРКВИ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. СПОЧАНЫ. СЕРБИЯ. 1265 г.

УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ. ФЕОФАН ГРЕК. XIV в.

УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ. ФЕОФАН ГРЕК. XIV в.

УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ГРЕЧЕСКАЯ ИКОНА XV .

УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ИКОНА 1546 Г. АФОН. МОНАСТЫРЬ СТАВРОНИКИТА

УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ИКОНА 1546 Г. АФОН. МОНАСТЫРЬ СТАВРОНИКИТА

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ИКОНА XVI В. ИЗ МОНАСТЫРЯ ХИЛАНДАР. АФОН

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ИКОНА XVI В. ИЗ МОНАСТЫРЯ ХИЛАНДАР. АФОН

Чудотворная Донская икона Божией Матери, фото № 1

Не один год длится полемика искусствоведов по этому вопросу, но не она важна для нас. Космическая мощь кисти Феофана пережила века и осталась с тем народом, к которому пришел он, принеся с собой великое искусство Константинополя. Кто видел фрески Феофана в Новгородской церкви Спаса на Ильиной улице, уже никогда не забудет их. Заказчиками Феофана были жители Великого Новгорода, московские князья и митрополиты. Деисус его письма украшает Благовещенский собор Московского Кремля. Там же, в местном ряду, слева от царских врат, была поставлена и чудотворная Донская. Ныне она находится в Третьяковской галерее.
Многие чудеса проистекали от этого образа. В 1591 году вторглись в русские пределы крымские татары, подошли к самой Москве и раскинули шатры свои на Воробьевых горах. В то время почти все русское войско стояло в Великом Новгороде, защищая его от шведов. Столица оказалась беззащитной. Царь Федор Иоаннович, уповая на помощь свыше, повелел совершить вокруг городских стен крестный ход с Донской иконой, а затем поставить ее посреди малочисленного московского воинства. Ночью после усердной молитвы царь получил откровение от явившейся ему Богоматери, а утром устрашенные неведомой высшей силой татары покинули поле битвы и стали спасаться бегством, бросив множество раненых и весь свой стан.
В воспоминание столь дивной победы, дарованной чудотворным образом, царь в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла тогда Донская икона. Монастырь, так и названный Донским, хранил в своих стенах список с Чудотворной. Ежегодно 19 августа сюда шел из Кремля крестный ход.
7 мая 1686 года князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход на Крым, взял с собой чудотворную Донскую икону. По возвращении ее встречали государи Иоанн, Петр и царевна Софья.
Все возвращается на круги своя. В Донском монастыре, месте погребения святителя Тихона, где неугасимо горят лампады перед списком с чудотворной иконы, вновь звучит пение иноков. К православной России вернулся и другой чтимый список Донской Богоматери, исполненный уже в 1920-х годах замечательным изографом — новомучеником Владимиром Комаровским: этот образ пребывает в нижнем храме собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря.
Придет время — и, веруем, скоро — когда вновь зазвонят колокола в ознаменование возобновленного крестного хода. И опять засияет дивным светом над склоненными головами православных людей чудотворная икона Божией Матери Донской, и восславят они Ее в своих молитвах

Тропарь

Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и Чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако ныне нас от всяких бед и напастей милостиво избави и спаси души наша, яко Милосердая

Читайте также: