Право древней спарты кратко

Обновлено: 05.07.2024

В Спарте преобладало обычное право. Здесь очень долго сохранялась общественнаясобственность на землю. Общинная земля делилась на наделы, которые нельзя было отчуждать. В то же время признавалось право передачи земельных участков по наследству. Наследование по завещанию отсутствовало. С 4 века до нашей эры стало допускаться дарение и завещание домов и земельных участков. Продажа не допускалась, однако дарение открывало возможность для перехода имущества из рук в руки. Право собственности на движимое имущество ограничивалось личным пользованием. Запрещался обмен, торговля приобретение предметов роскоши. Рабы являлись коллективной собственностью.

Обязательственное право.

Обязательственное право в силу особенностей общественного строя отличалось неразвитостью. Основной формой договора был устный договор, а обязательственные отношения возникали в среде периэков. Особенностью было также непризнание правоспособности иностранцев, которым даже не разрешалось проживать на территории Спарты и ввозить предметы роскоши. В то же время спартиатам под страхом смерти запрещалось жить за пределами Спарты.

Брачно-семейные отношения.

Главной целью семьи было непрерывное воспроизводство здорового мужского населения, то есть будущих воинов и граждан. Больных детей убивали. Существовал парный брак, который был видоизменен государством в соответствии с местными обычаями и во многом напоминал групповой брак.

Например, несколько братьев могли иметь общую жену. Считалось возможным предоставлять жену постороннему мужчине если от него можно было ждать здорового потомства. Существовала упрощенная процедура расторжения бездетного брака. Женщина была политически неравноправна.

Преступление и наказание.

Нормы уголовного права ограничивались указаниями на наказуемость тех или иных деяний, а определение размера наказания зависело полностью от судей. Наиболее тяжкими преступлениями были преступления против государства и воинские преступления. Слабо регламентировались имущественные преступления и преступления против личности. Основными видами наказаний были: казнь, атимия, изгнание из рода и штрафы.

Илотов убивали без суда и следствия. К периэкам также применяли внесудебную расправу.

Государство древних афин.

Афинское государство образуется виде полиса (город-государство). В VIII веке до н.э вокруг Афин происходит объединение родовых общин. Этот процесс назывался Синойкизм (совместное поселение) и приписывается легендарному Тезею. Он упразднил самоуправление родовых поселков и сосредоточил управление в Афинах. В древнейший период во главе государственных образований стоял Базилевс. Это был военный руководитель, верховный жрец и верховный судья. Должность базилевса была выборная, но со временем наследственно закрепилась в одной семье. Базилевс не обладал неограниченной властью. В этот период имелось народное собрание и совет старейшин, который назывался Булэ. Народное собрание одобряло или отвергало решения базилевсов и булэ. Всё население делилось на 4 племени, которые назывались филы. Фила состояла из трех фратрий, а фратрия из 30 родов. В этот преиод выделяются 3 социальные группы:

Эвбатриды - родовая знать.

Геоморы – земледельцы.

Темиурги – ремесленники.

Только эвбатриды могли занимать должности.

Дальнейшим шагом в образовании государства стало ликвидация власти базилевса в её прежнем значении и создание коллегии архонтов, состоящей из 9 человек. Сначала архонты избирались пожизненно, а затем на 10 лет. Первый архонт –эоним– стоял во главе коллегии, имел полномочия по надзору за внутренним управлением. Второй архонт -базилевс– сохранил только жреческие функции. К третьему архонту -полемаху– отошла военная власть. Остальные шесть архонтов выполняли в основном судебные функции. Совет старейшин был вытеснен новым контролирующим органом, который называлсяареопаг. В него зачислялись по истечении срока полномочий архонты.

Вводилось ограничение процента по ссудам. В результате:

Быстро распространялся рабский труд в экономике.

Все население делилось на 4 разряда по имущественному признаку. От принадлежности к разряду зависел объем политических прав и военных обязанностей. Государственные должности могли занимать граждане первых трех разрядов, а высшие должности граждане первого разряда. Граждане четвертого разряда участвовали в народном собрании.

Создание совета было уступкой родовой знати, однако уступкой демосу стало создание коллегии судей, которая называлась гелиэя. Она состояла из 6 тысяч человек. Туда избирались представители всех четырех разрядов. Реформы Солона положили начало формированию принципиально нового типа государственного управления, в которое вовлекались широкие слои населения. Такой строй назывался народовластие или демократия. Однако Солон сохранил родовое устройство деления общества на 4 племени и не уничтожил до конца остаток родоплеменной организации.

Двойственный характер реформ Солона предопределил продолжение борьбы аристократии и демоса. Лишь в 509 году до нашей эры при Клисфене реформы получили завершение.

Особенностью правовой системы Спарты стало существование жестоких морально-этических норм, облеченных в форму обязательного для исполнения закона.

Письменные законы были официально запрещены, основные юридические нормы передавались устно.

Право собственности. Частная собственность на землю отсутствовала. Вся земля принадлежала государству.

Право собственности на движимое имущество ограничивалось личным пользованием. Любой гомей, находясь в доме или на клере своего согражданина, имел право пользоваться всем его имуществом и рабами.

Со временем главными крупными собственниками земли становились женщины, так как мужчинам обычай запрещал заниматься коммерческими и финансовыми делами.

Особенность брачно-семейных отношений состояла в том, что основной целью брака признавалось непрерывное воспроизводство здорового мужского населения. До 30 лет каждый спартанец должен был вступить в брак. Если же он этого не делал, то его на одном из религиозных праздников избивали женщины. Брак был парным, но женщине разрешалось не сохранять супружескую верность (т.к. основное требование к женщине – родить больше здоровых мальчиков). Предельно простой являлась процедура расторжения бездетного брака.

Женщина в Спарте была политически неполноправна, зато пользовалась гражданскими правами. Если дочь была единственной наследницей в семье, то она становилась гарантом неделимости родовой собственности.

Право наследования по закону в первую очередь имели сыновья (в том числе и внебрачные).

Судебные органы не отделялись от администрации. Герусия являлась судом по уголовным делам и должностным преступлениям. Суд по гражданским делам осуществляла коллегия эфоров.

Судебный процесс для полноправных граждан носил состязательный характер. По отношению к илотам и периэкам применялась также внесудебная расправа.

Описание законов Древней Спарты не дошли до нашего времени. Многие писатели античности наблюдали за жизнью Спарты со стороны, но некоторые современные ученые несколько скептически относятся к их трудам. Из-за этого некоторые моменты истории этого государства и по сей день являются пищей для споров историков.

Основные законы Древней Спарты

По мнению древних греков основателем Спарты был законодатель Ликург. Плутарх, начиная свое повествование об этом правителе, оговаривается, что особо достоверных сведений о нем сообщить не является возможным. Однако, по мнению знаменитого писателя и историка, Ликург был выдающейся исторической личностью. Часть же современных считает Ликурга никогда не существовавшей личностью, а строй Спарты — результатом сохранения первоначальных форм человеческого общежития. Остальные — целиком не отрицают сказания о становлении Спарты, путем государственного переворота. Так же существует и третья группа ученых, выступающих за то, что опережение реформ на два века в Спартанском государстве в отличии от остальных районов Греции, обусловлено достаточно тяжкой ситуацией, имеющей в то время место в Лаконии. Дорийцы, явившиеся сюда в качестве завоевателей, и им было необходимо создать специальные учреждения, для удержания завоеванных ахейских племен.

Законы Древней Спарты, которые установил Ликург, вызывали в равной степени и осуждение, и поддержку. Среди самых первых законов в Древней Спарте была реформа об организации управления гражданской общины. Был организован совет старейшин — герусия, состоящий из 30 участников. 28 геронтов, или старейшин, избирались среди граждан не моложе 60-ти лет народным собранием. Так же, в совет входили два царя, в обязанности которых входило управление армией на войне. Но спустя некоторое время власть перешла к коллегии эфоров, включающих в себя пятерых участников.

Ради соблюдения в спартанкой общины мира и согласия, Ликург решил избавиться от богатства и бедности и ввел закон, чтобы общинная земля была поделена на примерно равные части, клеры. 9 тысяч из них было отдано во владение спартанцам, 30 тысяч — пэрикам, так называемым окрестным жителям. Они не в ходили в спартанскую общину, а следовательно по закону древней Спарты не имели гражданских прав. Землю, которая была выдана, запрещалось кому-либо продавать или дарить. Ее обработкой занимались рабы илоты, а ремеслом занимались пэрики. Спартанцы, же, считавшие любое дело, кроме военного, позорным, спокойно занимались подготовкой к войне, обеспеченные трудом илотов.

Чтобы сохранить всеобщее равенство, Ликург ввел закон запрещающий употребление внутри государства как золотых, так и серебряных монет, имевшие широкое применение по всей Греции. Альтернативой стали железные монеты. На них можно было приобрести только продукцию, произведенную на территории Спарты. Образ жизни спартанцы должны были вести один и тот же, не зависимо от социального статуса, будь то царь или простой гражданин. Вся жизнь каждого спартанца контролировалась от его рождения и до его смерти. Дома должны были строиться по определенным канонам. Подобные каноны существовали на ношение одежды и даже на применение пищи.

Об исторически значимом городе-государстве Древняя Спарта знает практически каждый человек. Одно название страны отождествляется с невероятным мужеством, силой и гордостью людей, ее населявших. Ученые на протяжении нескольких тысячелетий изучают культуру и историю Спарты, пытаются выяснить причины падения, казалось бы, непобедимой и могучей державы.

  • Особенности географического положения
  • Основание страны
  • Законы в древней державе
  • Семейная жизнь
  • Аскетизм как принцип жизни
  • Государственное устройство
  • Герусия и народные собрания
  • Могущество эфоров
  • Суть древнегреческой империи
  • Спартанские крестьяне
  • Отношение к культуре

Древняя Спарта

Особенности географического положения

Рассматривая успешное политическое, экономическое и социальное положение Спарты со своим флагом и языком, нельзя оставить без внимания ее выгодное местонахождение на современной карте мира. Она располагалась в южной части Пелопоннесского полуострова, а именно в области Лакония (Греция).

Географическое положение

Государство омывалось Ионическим и Егейским морями, которые и открыли легкие пути спартанцам для совершения военных походов и переправы на родину добытых богатств. В период расцвета территория могучей державы охватывала около 8 000 кв. км. Она считалась непобедимой и могучей в те времена, сохраняя подобное звание на протяжении нескольких веков. Удивительно, но побережья не были укреплены оборонительными стенами, настолько спартанцы были уверены в своей неуязвимости.

Основание страны

Название города произошло от известного мифологического персонажа Лакедемона, вернее, в честь его жены Спарты. В своих древних документах философ Плутарх дал краткую информацию о том, что этот воин в свое время царствовал в Лаконии на протяжении длительного периода, однако о его выдающихся военных и политических успехах мало что известно. Считается, что родителями Лакедемона являлась плеяда Тиагеда и Зевс.

Афины

Законы в древней державе

Правовая система империи связана с именем общественного деятеля Ликурга. Его жизнь мало описана, но законы, им изданные в древности, обговариваются и сегодня. Именно они были положены в основу правового спартанского института. Законами выступали ретры — это правовые короткие изречения, которые изучались наизусть и передавались из уст в уста. Всего известна 1 большая ретра и 3 малых.

Законы

В одной из последних говорилось про запрет создания письменных законов. Таким способом правящая аристократия уходила от рамочных ограничений прописанного текста. Ретры Ликурга контролировали всю жизнь спартанцев. Ограничения заключались в том, что воинам запрещалось пользоваться денежной единицей. Любая материальная сделка предполагала проведение обмена.

Недопустимо было осуществление коммерческих операций, связанных с земельными участками. Чтобы спартанцы не сошли с пути истинного, ретры запрещали им пользоваться предметами роскоши, украшениями, заниматься изготовлением таких вещей.

Семейная жизнь

История древней Спарты гласит, что законами Ликурга контролировались и личные отношения. По обычаю, в 16 лет мужчина имел право жениться, но со своей семьей он не проживал постоянно. Основное его назначение состояло в несении воинской службы. Рождающиеся дети не принадлежали своим родителям. В возрасте 7 лет они изымались из семьи и воспитывались в специальных казармах. Воспитание боевого духа буквально зашкаливало:

Семейная жизнь

  • плохое питание;
  • выдача одного хитона на протяжении года;
  • по окончании школы сдача экзамена на выносливость.

Стоит отметить, что своеобразная проверка представляла собой порку, при которой кричать разрешалось, но нельзя было просить о пощаде.

В брачно-семейном праве Спарты имело место понятие развода. Но его мог затребовать только мужчина, уличив жену в измене, или если она являлась бесплодной.

Аскетизм как принцип жизни

Жизненный уклад государства подлежал жесткому контролю и соблюдению порядка во всем. О его аскетизме и в настоящее время ходят легенды. Девочки воспитывались в атмосфере, где их готовили в качестве жен и будущих матерей для бойцов. Спартанцы же во время сражений всегда использовали только темно-красные хитоны, которые при ранении скрывали кровопотерю. Между помощью от рук медика и смертью на поле боя выбор воина оставался за последним.

Принцип жизни

Суровое воспитание прослеживалось в сдержанности, выносливости и неиссякаемой силе духа. Известно, что при рождении отбирались только сильные малыши. Слабые же дети сбрасывались со скалы, считалось, что им нет места в обществе. Однако эта легенда имеет противоречивые отзывы со стороны ученых.

Государственное устройство

История Спарты указывает на то, что создание управленческой лестницы также принадлежит Ликургу. Многие историки называют воинов малограмотными. Несмотря на это, государственная форма их державы была намного более продвинутая в сравнении с другими.

Во главе находилось 2 царя, это были представители отдельных династий, к которым подданные проявляли уважение. Владыки совместно управляли действующим войском, однако на сражения отправлялся только один монарх — архегат. Обязанностью второго из них — басилея — являлось:

Государственное устройство

  • управление мирной жизнью города;
  • обеспечение провизией в достаточном количестве всего тыла;
  • подготовка оружейных запасов в случае необходимости подкрепления армии.

Правители были членами собрания старейшин — герусии, на котором интересующие проблемы государственной важности обсуждались совместно. Цари, представляющие враждующие семейства, с течением времени на фоне постоянных ссор утратили доверие подданных. Их обязанности преобразовались в представительную монархию, реальная же власть находилась у эфоров. Тем не менее спартанские цари всегда оставались в почете и получали определенные доходы от населения в виде:

Земельный налог

  • благотворительных денег;
  • жертвенной пищи;
  • земельных налогов.

Герусия и народные собрания

Управление государства было особенным. Герусия состояла из 28 мужчин возрастом старше 60 лет. В их обязанности входило обсуждение государственных проблем. В отдельные периоды старейшины наделялись правом наложения вето на указы царя и пользовались этим.

Народное собрание

Постепенно такой законодательный орган утратил силу воздействия на политическую систему, плотно занявшись судебной практикой. Совет занимался определением уголовных дел, вел обсуждения относительно наказания для виновного, выносил приговоры. С особой жестокостью наказывались изменники родины.

Имели свою силу и апеллы, так назывались народные собрания. Они состояли из мужчин старше 30 лет, которые были выходцами из аристократических семей. Характерной чертой являлось то, что на подобных собраниях избирались эфоры, при отсутствии престолонаследника решался вопрос о том, какой из царей останется на месте, а какой отправится на сражение. Здесь же принимались окончательные решения относительно изменников, которых лишали гражданства.

Апеллы имели право присваивать человеку звание спартанца при условии, если он изъявил такое желание. Но голосования проходили не совсем честно. Прав оказывался тот, кто крикнет или переманит на свою сторону других представителей собрания. Честное голосование отсутствовало.

Могущество эфоров

Эти представители власти в количестве 5 человек избирались на 8 лет. Чтобы эфоры были прославлены на века, апеллы называли календарные годы их именами. Правители имели контроль над всеми представителями власти и контролировали любой вид деятельности.

Могущество эфоров

Когда назревало военное сражение, эфоры сопровождали царя, который мог нажиться на военных делах или проявить трусость во время боя. Нередко из таких управленцев выходили настоящие диктаторы, чувствующие безнаказанность за свои действия из-за отсутствия письменных законов. Эфоры наделялись правом изгнания царя, чем и пользовались, чтобы не выполнять его приказы.

Суть древнегреческой империи

Войны Спарты — то, чем она прославилась на весь мир. Здесь впервые была разработана и задействована на практике схема по тактическому размещению солдат, которая часто решала исход битвы. Только появившись на свет, спартанцы воспитывались для войны. В зрелом возрасте на сражение они отправлялись с венком на голове. Погибнув, они подвергались погребению с достоинством. Отважным бойцам чужда была слабодухость, трусость, безразличное отношение к стране.

Древнегреческая империя

Дезертиры подвергались гонениям, но им сохраняли жизнь, чтобы они мучились из-за содеянного, а именно из-за предательства родины. Отличительным признаком предателей являлись специальные прически, повязки, и с такими людьми никто даже не разговаривал.

Что касается детей дезертиров, они автоматически приравнивались к изменникам Спарты, не имели права заводить семьи. Удивительно, но обычные люди, проявляющие интерес к искусству или книгам, считались трусами, изгоями. Наверное, по этой причине из известного древнегреческого государства не вышел ни один философ или художник.

Спартанские крестьяне

Илоты — так принято называть местное население, плененное завоевателями еще в период образования государства. Спартанцы постоянно увлекались военными походами, сражениями. Основное же занятие крестьян заключалось в работе на государевых землях, они растили и собирали урожай. Однако они отдавали в государство только часть сборов, которая была строго фиксированной. Не сохранились точные сведения про размер так называемого налога. Илотам оставалась часть сборов, которая не давала им умереть с голода.

Спартанские крестьяне

Крестьянами управлял хозяин, что касается прав и обязанностей таких людей, они регламентировались на государственном уровне. Илот отличался от раба тем, что ему позволено было заводить семью, он мог копить деньги для своих нужд. В собственности мог быть дом, передающийся по наследству.

Что касается уголовного права, в этой сфере с аграриями не церемонились. Он мог быть высечен, казнен, за малейшую оплошность следовала ампутация части тела. Спартанцы относились к пахарям как к внутренним врагам, поэтому контролировали их численность, которая никогда не превышала полумиллиона.

Отношение к культуре

В Древней Спарте скудным было развитие той или иной сферы деятельности. Люди, по каким-либо причинам не способные заниматься боевыми искусствами, высмеивались. Презиралось увлечение письмом, искусством, философией.

Культура Древней Спарты

Спартанцы отличались малограмотностью, хотя в военных школах будущим воинам преподавалось письмо с чтением. Но они часто пропускали уроки из-за оттачивания навыков для будущих походов и укрепления физических сил. Основной культурный элемент заключался в патриотических песнях. Однако их исполняли далеко не все. В каждой фразе песни прослеживалась поддержка человека, идущего в бой.

Немаловажный культурный атрибут — религия. В Спарте существовала вера в древнегреческих богов. Каждый поход, любая битва сопровождались особенным культом. Богам подавались жертвоприношения, считалось, что так они будут охранять бойцов в сражениях. Каким бы ни был итог схватки, обязательно воспевалась хвала богам.

Государство и традиции Древней Спарты прошли нелегкий путь, залитый кровью. Но благодаря этому, мир увидел неповторимое достижение человечества — бесстрашных и сильных духом воинов, которые с честью погибали за свою родину.

Чтобы понять, кто такие спартанцы, стоит побывать на месте некогда процветавшего города-государства, соприкоснуться с историей их родной земли, осмотреть руины, оставшиеся на месте поселения.

Читайте также: