Избирательная процедура и избирательная кампания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Избирательная кампания – это комплекс мероприятий (политических, организационных, информационно-пропагандистских и агитационных), который проводится с целью ознакомления избирателей с кандидатами, партиями и их политическими программами.

↑ Этапы проведения избирательной кампании в РФ

1. Назначение даты выборов. Так, выборы Президента РФ назначает Совет Федерации, а выборы депутатов Государственной думы нового созыва – Президент РФ. В субъектах Российской Федерации дату выборов законодательного органа власти назначает глава субъекта. Такой же порядок действует и в муниципальных образованиях. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

2. Выдвижение кандидатов. Политические партии, имеющие право принимать участие в выборах выдвигают список кандидатов в депутаты Государственной Думы. Президента РФ могут выдвигать как партии, так и сам кандидат при поддержке избирателей (проводится сбор подписей избирателей).

4. Утверждение избирательных округов. Во время выборов Президента РФ (по мажоритарной системе) и выборов депутатов (по пропорциональной избирательной системе) территория страны становится единым избирательным округом, который делится на избирательные участки.

Во время проведения выборов парламента (по мажоритарной системе) и многомандатные округа также делятся на избирательные участки. Чтобы каждый избиратель имел возможность посетить избирательный участок, они функционируют в каждом квартале города. Кроме того, возможно проведение досрочного голосования для граждан, которые не могут посетить избирательный участок в день выборов.

6. Предвыборная агитация. Предвыборная агитация – это деятельность граждан в период избирательной кампании, направленная на привлечение избирателей к участию в выборах.

Каждый кандидат стремится довести до избирателей информацию о себе, своей программе и её преимуществах по сравнению с другими, ответить на критику со стороны своих оппонентов. В период предвыборной агитации проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции. Широко используется политическая реклама, показываются видеофильмы о кандидатах, распространяются листовки и другие агитационные материалы.

При проведении агитации всем кандидатам, политическим партиям должны быть обеспечены равные условия. С этой целью им предоставляется одинаковый объём бесплатного эфирного времени на каналах радио и телевидения, а также одинаковый объём печатной площади в периодических изданиях.

Агитационный период в РФ начинается со дня выдвижения кандидатов и прекращается за сутки до голосования.

Предвыборная агитация позволяет избирателям познакомиться с программой кандидатов и сделать обдуманный выбор.

7. Голосование. Избирательная комиссия через СМИ оповещает граждан о месте и времени проведения голосования. Избиратель получает бюллетень (документ, посредством которого гражданин выказывает свою волю, выбирая кандидата) для участия в голосовании, проходит в специально оборудованную кабину, где и осуществляет свой выбор (тайное голосование). Избиратель имеет право голосовать только за себя. Для граждан, не имеющих возможности проголосовать на участке, организуют посещение на дому с переносными урнами для голосования.

8. Определение результатов выборов. Сразу после окончания голосования начинается подсчет голосов избирателей. Он проводится без перерыва и осуществляется открыто и гласно с оглашением результатов.

Результаты выборов определяются в зависимости от избирательной системы: при пропорциональной системе выборов партии, прошедшие заградительный барьер (5%), получают возможность сформировать фракции в Государственной Думе.

В прошлой статье " Чем отличается избирательная система от избирательного процесса " я пыталась объяснить, что избирательный процесс является одной из важнейших составных частей избирательной системы.

Что такое избирательный процесс?

Избирательный процесс – это совокупность действий по избранию депутатов представительных органов и выборных должностных лиц.

Избирательный процесс организуется и реализуется на основе избирательного права. Он включает в себя несколько стадий (этапов):

Рисунок 1. Материал составлен автором на основе школьного учебника под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой

Рисунок 1. Материал составлен автором на основе школьного учебника под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой

Каждая из стадий избирательного процесса имеет чёткие правовые основы, образующие динамику избирательных действий всех участников избирательной кампании.

Почему существует подмена понятий?

В нашей стране многие используют понятия "избирательный процесс" и "избирательная кампания" как синонимы. Это связано с тем, что избирательная кампания включает в себя стадии избирательного процесса:

Рисунок 2. Материал составлен автором на основе школьного учебника под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой

Рисунок 2. Материал составлен автором на основе школьного учебника под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой

Подобная подмена понятий связана с тем, что в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.06.2021) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в статье 2 нет определения "избирательного процесса", а вот понятие "избирательная кампания" в этом законе имеет несколько определений.

Что такое избирательная кампания?

Основные подходы к определению я собрала на одном листе и выделила ключевые позиции, которые отражают суть этого понятия:

Основные понятия: выборы, значение выборов, классификации выборов, избирательная система, компоненты избирательной системы, избирательное право, избирательная кампания, избирательный процесс, стадии (этапы) избирательного процесса, избирательный округ, избирательный участок, избирательная комиссия, предвыборная агитация, предвыборная программа, основные принципы демократического избирательного права, типы избирательных систем, мажоритарная система, пропорциональная система, мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система

Выборы — это избрание должностных лиц и руководителей организаций, а также депутатов в представительные органы власти, осуществляемое при помощи голосования.

Значение выборов

  • Являются важным средством систематического обновления властных структур
  • Выявляют реальные интересы и потребности народа
  • Способствуют приобщению граждан к политике
  • Придают власти легитимный характер

Классификации выборов

Основа классификации

Виды выборов

Президентские; парламентские; местного самоуправления

Избирательная система — особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.

Компоненты избирательной системы

Комплекс правовых норм о порядке выборов

  • в узком смысле слова: политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право)
  • в широком смысле слова: избирательные законы и иные акты (например, инструкции, разъяснения)

Комплекс действий в процессе выборов

Избирательная кампания — деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчётов об итогах голосования и расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Избирательный процесс — практически-организационный компонент избирательной системы, базирующийся на избирательном праве и включающий несколько последовательно осуществляемых стадий (этапов).

Стадии (этапы) избирательного процесса

Началом официальной избирательной кампании является назначение даты выборов. В законах определено, что выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а выборы Государственной Думы — Президентом РФ. В субъектах Российской Федерации дату выборов законодательного органа власти назначает глава субъекта. Аналогичный порядок действует и в муниципальных образованиях. Здесь главы муниципалитетов (высшие должностные лица) назначают дату выборов представительного органа власти.

  • Образование избирательных округов и избирательных участков

Избирательные округа — территория, от которой непосредственно гражданами избирается депутат (депутаты) или выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

Избирательные округа могут быть многомандатными (от каждого округа выбирается несколько депутатов) и одномандатными (от каждого округа избирается только один депутат). Выборы Президента РФ, равно как и выборы депутатов Государственной Думы (согласно закону от 2005 г.), осуществляются по единому избирательному округу, которым является вся территория страны. Этот единый избирательный округ получил название федерального округа.

Избирательный участок — это территориальная единица, образуемая для проведения голосования и подсчёта голосов.

Участки создаются в пределах избирательного округа и не должны пересекать его границ. Они обычно располагаются в каком-либо общественном здании, чаще всего в здании школы. Избирательные участки должны включать не более 3 тыс. избирателей. В местах временного пребывания избирателей (в больницах, санаториях и пр.), в труднодоступных районах, на судах, находящихся в плавании, могут образовываться небольшие избирательные участки. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Однако в некоторых воинских частях, согласно закону, могут создаваться и отдельные участки. Каждому избирательному участку присваивается определённый номер.

Подготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии:

Центральная избирательная комиссия (ЦИК, Центризберком) РФ

избирательные комиссии субъектов РФ

территориальные (районные, городские и др.) комиссии

избирательные комиссии муниципальных образований

участковые избирательные комиссии

Они формируются в основном органами государственной власти или местного самоуправления, но действуют независимо и самостоятельно от этих органов при их активной поддержке. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством ЦИК РФ. Она назначается сроком на пять лет и включает 15 членов. ЦИК: помогает другим комиссиям, контролирует их; распределяет выделенные государством для выборов финансовые средства, а также эфирное время между соперниками на федеральных выборах.

Все граждане-избиратели заносятся в списки по участкам, которые составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и т. д. Эти сведения направляются в участковые избирательные комиссии, проверяются и уточняются, после чего представляются для публичного ознакомления. Каждый гражданин может быть включён только в один список избирателей.

  • Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность

Право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы обладают политические партии, имеющие право участвовать в выборах. Допустимо самовыдвижение граждан, если это разрешено законом субъекта РФ.

Партии выдвигают кандидатов (списки кандидатов) на своих съездах и конференциях.

Предвыборная агитация — это деятельность, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов, те или иные списки кандидатов или против них.

Кандидат, политическая партия выдвигают свою предвыборную программу (обещания) — совокупность положений, направленных на решение важных проблем страны, региона и др. Она даёт представление избирателю о том, в каком русле будет осуществляться работа по улучшению его жизни в случае победы кандидата, партии на выборах. Каждый стремится довести до избирателей положительную информацию о себе, своей программе и её преимуществах по сравнению с другими, ответить на критику со стороны своих оппонентов. Проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции и т. д. Широко используется политическая реклама, показываются видеофильмы о кандидатах, распространяются листовки и другие агитационные материалы.

При проведении агитации всем кандидатам, политическим партиям должны быть обеспечены равные условия. С этой целью им предоставляется одинаковый объём бесплатного эфирного времени на каналах радио и телевидения, а также одинаковый объём печатной площади в периодических изданиях.

Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования.

  • Голосование и установление результатов голосования

Избиратель в день голосования приходит на избирательный участок, получает избирательный бюллетень и отмечает в нём тех, кого желает избрать. Бюллетени опускаются в урну для голосования. После завершения времени, отведённого на голосование, участковая избирательная комиссия под контролем наблюдателей распечатывает урны и производит подсчёт голосов.

Результаты выборов определяются в зависимости от избирательной системы: при пропорциональной системе выборов партии, прошедшие заградительный барьер (5%), получают возможность сформировать фракции в Государственной Думе. Итоги голосования официально публикуются соответствующей избирательной комиссией, в масштабе России — Центризбиркомом РФ. Избранные депутаты регистрируются и им выдаются удостоверения.

  • Финансирование выборов и представление отчётов о расходовании средств на эти цели

Подготовка и проведение выборов финансируются за счёт средств государственного бюджета (федерального или субъектов РФ). Кроме этого, каждый кандидат, политическая партия для проведения избирательной кампании создают свой избирательный фонд. Таким образом, в России установлено как государственное финансирование выборов, так и использование средств из негосударственных источников. Государственные средства делятся на две части. Одна используется избирательными комиссиями непосредственно или по их указаниям. Другая может передаваться партиям и кандидатам в их избирательные фонды. Избирательный фонд формируется: из собственных средств кандидата, политической партии; из средств, выделенных кандидату выдвинувшей его партией; из добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.

Избирательные комиссии, кандидаты, партии обязаны вести учёт всех поступлений и расходов. Закон устанавливает предельную сумму фонда, которую можно израсходовать кандидату или партии, в том числе при повторном голосовании.

Демократическое избирательное право предполагает обязательное соблюдение ряда принципов.

Основные принципы демократического избирательного права

Все избиратели и кандидаты имеют в процессе выборов равные права. Так, каждый депутат представляет равное число граждан. Все кандидаты должны иметь равные финансовые и прочие возможности. Каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общий результат выборов.

Любой дееспособный гражданин имеет право быть как избирающим, так и избираемым. Ограничения, накладываемые на действие данного принципа, называют цензами. В российском избирательном праве действуют два основных ценза — возрастной ценз (в выборах в качестве избирателей могут принимать участие все граждане, достигшие 18 лет, а в качестве избираемых в органы местного самоуправления — лица, достигшие 18 лет, в Государственную Думу — достигшие 21 года) и ценз гражданства (в выборах могут принимать участие только лица, которые являются гражданами РФ). Остальные цензы (например, имущественный, половой, образовательный) в настоящее время практически нигде не применяются.

Все выборы проводятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе.

Обеспечивается возможность свободного изъявления воли избирателя и исключается возможность давления на него.

Избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика, который впоследствии будет голосовать за кандидата.

Выборы проводятся на альтернативной основе, то есть избиратель должен иметь возможность выбора. Никто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам.

Общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках.

Любой гражданин участвует в выборах добровольно, и никто не имеет права оказывать на него давление.

Выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин, предусмотренных законодательством.

Представительная демократия выработала два основных типа формирования гражданами органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы.

Типы избирательных систем

Мажоритарная (от лат. majorite — большинство) система — система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов.

    Относительного большинства — победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. Для победы на таких выборах число набранных голосов может быть менее 50%.

Применяется в Индии, Канаде, США и др.

Применяется при выборах Президента в России и во Франции

Достоинства

Недостатки

  • Могут участвовать независимые кандидаты.
  • Возникает личностная связь кандидата с избирателями.
  • Отсутствует ярко выраженное давление партийных интересов.
  • Устанавливается прямая ответственность избранного депутата перед своими избирателями и населением округа.
  • Обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте, позволяющее при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство
  • Получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах.
  • Может искажаться реальная картина соотношения сил в политической структуре общества.
  • Создаётся почва для непредсказуемости действий депутатов.
  • Имеет место частая нерезультативность выборов, которая приводит либо к повторному, либо альтернативному голосованию.
  • Практически исключает возможности победы на выборах мелких партий

Пропорциональная система — система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах.

Применяется при выборах в Израиле, Италии и др.

Достоинства

Недостатки

  • Представляет широкий спектр политический партий, тем самым отражая волю меньшинства.
  • Демонстрирует объективную ситуацию расстановки сил партий и организаций.
  • Даёт возможность избирателю легче разобраться в политической позиции кандидата.
  • Результаты голосования в парламенте по отдельным вопросам становятся более предсказуемыми.
  • Является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий
  • Существует монополия политической партии на выдвижение кандидатов.
  • Избранные по партийным спискам депутаты не столько ответственны перед избирателем, сколько перед самой партией.
  • Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своём ему не известны.
  • В парламент не допускаются партии, чьи списки не набрали определённого процента голосов.
  • Иногда возникает необходимость объединяться в блоки даже в ущерб партийным интересам.
  • Депутат может переложить ответственность за те или иные решения на позицию партии.
  • Появляется в парламенте множество мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений

Мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система — часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной избирательной системой, а другая часть — в соответствии с пропорциональной избирательной системой.

Применяется при выборах депутатов российской Государственной Думы

Достоинства

Недостатки

  • Формируется действительно представительный парламент.
  • Имеет место обязательное введение нижнего предела, который препятствует прохождению в парламент слишком мелких партий
  • В большей степени благоприятна для столичных партий, чем для местных политических объединений и независимых кандидатов.
  • Партии не отражают в полном объёме интересы своих избирателей

В зависимости от исторических особенностей, содержания и однородности социокультурной среды, избирательные системы различными путями стараются обеспечить политическую стабильность в обществе.

Избирательный процесс занимает достаточно длительное время и включает осуществление ряда необходимых и обязательных процедур. Эти избирательные процедуры регулируют и регламентируют весь ход избирательного процесса. Они включают:

- создание избирательных органов, ответственных за их проведение;

- организацию избирательных округов, районов, участков;

- регистрацию кандидатов в депутаты;

- агитационно-пропагандистскую избирательную кампанию;

- подведение итогов голосования.

Старт избирательному процессу любого уровня дает назначение выборов и определение их даты. В разных странах это осуществляется по-разному, в Украине - Указом Президента. Дата выборов Президента - постановлением Верховной Рады.

Избирательные комиссии - это один из ключевых институтов избирательного процесса. Они могут оказать большое влияние на ход и характер выборов. Поэтому важно обеспечить формирование независимых беспристрастных и компетентных избирательных комиссий (начиная с ЦИК). Функциями ЦИК (Центральной Избирательной Комиссии) и нижестоящих комиссий является толкование избирательного закона, определение правил и процедур проведения выборов, организация избирательных округов и участков, проверка подписей в поддержку кандидатов, регистрация кандидатов, проведение мероприятий по информированию избирателей, составление, печать и доставка избирательных бюллетеней на участки, подбор аппарата, необходимого для проведения выборов, общий контроль за проведением выборов, подсчет результатов выборов и объявление их результатов.

Важное место в избирательном процессе занимает институт регистрации избирателей. Это - составление списков избирателей и их проверка, чтобы руководители избирательных комиссий и члены этих комиссий могли установить личность голосующего, имеет ли он право голоса, является ли он избирателем данного округа.

Институт регистрации претендентов на депутатские мандаты или на должность. Для получения регистрации и внесения в бюллетень, надо чтобы кандидаты отвечали всем требованиям, которые установлены законом к претендентам на депутатство или на должность.

Избирательная кампания представляет собой комплекс организационных, информационных и агитационно-пропагандистских мероприятий по обеспечению избирательного процесса.

Первый шаг избирательной кампании - выдвижение кандидатов на депутатские мандаты или на должность и обеспечения их регистрации.

При мажоритарной системе выдвижение осуществляется партиями, общественно-политическими движениями, организациями, группами граждан, отдельными лицами, которые собрали необходимое количество подписей в их поддержку.

При пропорциональной системе выдвижение осуществляется самими партиями и организациями, которые обеспечивают сбор подписей в свою поддержку и вносят регистрационный взнос (денежный залог).

Выдвижение кандидатов завершается их регистрацией. Агитационно-пропагандистская кампания начинается после регистрации и представляет собой действия непосредственных участников выборов - сторон, которые соперничают на выборах, по обеспечению своей победы. Главные условия демократичности агитационно-пропагандистской кампании:

- примерное равенство или хотя бы справедливое распределение ресурсов среди всех участников избирательной компании;

- нейтралитет государственных органов и их невмешательство в ход избирательной кампании;

- лояльность кандидатов по отношению друг к другу, недопущение фальсификаций, оскорблений, пренебрежения соперников и т.д.

Для организации избирательной кампании того или иного кандидата создается штаб - команда профессионалов по обеспечению победы на выборах. В этот штаб должны входить специалисты по изучению соперников, их сильных и слабых сторон и анализа положения в избирательных округах, связи со СМИ и поиск источников финансирования, имиджмейкеры и тому подобное.

Определенное значение имеют личные встречи с избирателями, поведение кандидатов во время этих встреч, автографы, почтовые отправления, плакаты, бигборды и др. Особенно СМИ: телевидение, радио, газеты.

Главной задачей всех этих стратегических и тактических средств является создание привлекательного образа (имиджа) кандидата.

Агитационно-пропагандистская кампания, как правило, заканчивается за сутки до голосования.

Процесс голосования строго регламентируется нормативными актами и важно обеспечить его четкое исполнение. Для этого существует институт наблюдателей. Наблюдатели состоят из представителей кандидатов, партий, неправительственных международных организаций. Их главная задача - не допустить фальсификаций, давления на избирателей, нарушений при подсчете голосов, своевременность предоставления результатов.

Итоги выборов объявляются в установленном законом порядке. В Украине - не позднее, чем на 5-й день после выборов.

В целом соблюдение всех норм и принципов избирательного процесса обеспечивает адекватное выражение политической воли народа.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое выборы?

2. Почему выборы являются важнейшим институтом волеизъявления народа и легитимности власти?

3. Социальное назначение выборов.

4. Чем отличается деятельность оппозиции в ваших странах и в Украине?

5. Что такое референдум, для чего он проводится?

6. В чем сущность избирательного права?

7. Назовите и объясните основные демократические принципы избирательного права.

8. Какие из цензов являются дискриминационными? Почему?

9. Назовите и обоснуйте принципы организации демократических выборов.

10. Что представляет собой избирательная система?

11. Достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

12. По какой избирательной системе избирается президент, глава правительства в вашей стране?

13. Основные процедуры избирательного процесса.

Задания для самостоятельной работы.

1. Ознакомиться с законами о выборах главы государства, парламента и местных органов самоуправления в своих странах.

Чем различаются избирательная процедура и избирательная кампания.


Как уже говорилось, избирательная процедура составляет практически - организационную часть избирательной системы.

Следует отличать такие нередко отождествляемые понятия, как “избирательная процедура” и “избирательная кампания”.

Избирательная процедура - это мероприятия государства по организации и проведению выборов, “избирательный закон в действии”.

Избирательная кампания - это действия непосредственных участников выборов, соперничающих на выборах сторон (партий, различных общественных организаций, самих кандидатов ).

Кроме того, избирательная процедура как совокупность организационных правил может сохраняться в относительно неизменном виде довольно длительное время, в течение которого произойдет не одна избирательная кампания.

Избирательная процедура регулирует и регламентирует избирательную кампанию, подобно полицейскому на уличном перекрестке, регулирующему движение автопотока.

Избирательная процедура включает в себя назначение выборов ; создание избирательных органов, ответственных за их проведение ; организацию избирательных округов, районов, участков ; регистрацию кандидатов в депутаты ; определенную финансовую поддержку выборов ; охрану порядка в ходе их проведения ; определение результатов голосования.

Избирательная кампания предусматривает выдвижение кандидатов противоборствующими политическими силами, агитацию за них и т.

П. Наряду с выражением “избирательная кампания” часто используется и другое “предвыборная кампания”, смысл которого в свете вышесказанного достаточно ясен.

Читайте также: