Теория парадоксальных изменений арнольда бейссера кратко

Обновлено: 07.07.2024

Psyhologies предложили мне сделать небольшой доклад на фестивале. Его выжимки выложу здесь, для всеобщего ознакомления. Заявленную тему считаю важной и злободневной.

Фридрих Перлз, основатель гештальт-подхода, не описал теорию парадоксальных изменений в явном виде, но именно его следует считать ее первым прародителем. Арнольж Бейсер осмыслил его работы, сформулировал концепцию и дал ей то имя, под которым она известна всем сейчас. Эта теория стала наиболее распространённой в настоящее время моделью изменений в гуманистической психотерапии.

Ее суть можно сформулировать так: парадоксальное изменение происходит тогда, когда человек становится тем, кем он на самом деле является, а не тогда, когда человек предпринимает попытки стать тем, кем он не является.

Пример. Вы решили бегать по утрам. Поговорили с собой вечером, договорились на завтра. Если при этом вы завтра действительно вышли из дома и побежали, значит, ваша идея (начать бегать) не наткнулась на внутреннее или внешнее сопротивление.

Но, наверное, многие сталкивались с тем, что благие идеи не всегда удаётся довести до воплощения. Вы хотели побежать, но не сделали этого завтра, послезавтра и чрез месяц тоже. При этом приятную мысль о себе бегающем, по-прежнему в своей голове держите.

Чем больше таких неосознаваемых расщеплений, тем выше напряжение: как я могу так себя же подводить? Почему не могу следовать намеченному? Выход из этого непродуктивного напряжение — признать истинную расстановку сил (на эту деятельность я не мотивируюсь ни страхом, ни возможной наградой, а обстоятельства не слишком жесткие, чтобы заставить меня извне).

Напряжение от расщепления подразумевает невозможность вернуть себе состояние устойчивости, которое было доступно до расщепления (постоянная утечка душевных сил) и невозможность развиваться дальше (поскольку направление движения выбрано тупиковое)

* уверенными, организованными, компетентными, привлекательными, интересными.

Кому кажется, что он не хочет хоть что-либо в себе изменить, тот хороший практик теории парадоксальных изменений.

Она всем знакома: приложи усилия, организуй свою деятельность, не ленись, не бойся, не откладывай на потом, пробуй новые способы для того, чтобы добиться того же самого, попроси помощи, почитай полезные книги об этом, просто заставь себя и не останавливайся.

Пример, поближе к повседневности. Вы студент, учитесь в ВУЗе и намереваетесь его закончить, возможно, у вас даже есть дополнительные требования к себе: закончить его хорошо (вам удалось себя убедить, что это поможет вам стать хорошим профессионалом или др.). Как и других студентов вас заваливают большим количеством заданий. Заданий больше, чем вы могли бы исполнить, следуя своему вдохновению и интересу. Остаётся одно средство: жёсткая дисциплина и планирование. Когда вы достаточно не устали для того, чтобы думать, вы делаете, не прислушиваясь к более привлекательным и осязаемым сиюминутным желаниям (погулять, поспать, пообщаться, вернуться к любимому хобби и пр.).

Если вы так себя проявляете как студент, значит, вы идёте традиционным путём к изменениям и достижениям. Когда эта дорога доступна, и вы не испытываете отчаянного дискомфорта от того, что прикладываете слишком много усилий без отдачи, к практике парадоксальных изменений обращаться может быть незачем.

А для каких ситуаций применима теория парадоксальных изменений и когда она незаменима?

Биография Арнольда Бейсера

Арнольд Бейссер не только преуспевал во врачебной практике как врач-психиатр, но и был успешным профессиональным теннисистом. В возрасте двадцати пяти лет жизнь его резко изменилась, и он заболевает полиомиелитом. Он становится полностью обездвижен и прикован к кровати.

Первые несколько лет Арнольд отчаянно не сдается и всеми силами, физическими нагрузками пытается поставить себя на ноги. Но усилия его безуспешны. Арнольда захлестывает отчаяние и депрессия. Он начинает горевать по тому, что уже не случится в его жизни никогда. Так, постепенно, к нему приходит принятие той ситуации, в которой он находится в настоящий момент. И среди всего разнообразия чувств рождается вопрос:

Что мне по-прежнему доступно?

Что может происходить в случаях прижизненно приобретённой инвалидности? Что случиться, если не признать свои ограничения?

Сначала могут быть надежды на восстановление утраченных функций, они подогревают к попыткам и усилиям. При этом в случае неудачи может наступить:

Арнольд Бейсер пошёл по другому пути. Он включается в горевание о невосполнимом и начинает осваиваться в новом статусе — человека с ограниченными возможностями движения. Он по-прежнему врач психиатр, умён, амбициозен, харизматичен, обладает всеми теми положительными человеческими качествами, которыми обладал до утраты подвижности.

Теория Бейссера становится полезной тогда, когда человек перепробовал все возможные общедоступные средства достижения цели. Важно вначале рискнуть, отважится действовать, а затем позволить себе взглянуть на результат своих усилий широко открытыми глазами.

В дальнейшей жизни Бейссера случились большие успехи, которые стали возможными вследствие четкого понимания того, кто он есть на самом деле — ограниченный в физических возможностях человек, но по-прежнему.

Когда человек обнаруживает и осмеливается сказать себе неудобную правду про себя, тогда он перестает себя мучить (виной, упреками, критикой), и у него появляется энергия, внутренняя устойчивость и, иногда даже, он начинает по-другому восприниматься окружающими.


Если вы хотите лучше узнать как происходят изменения и что такое гештальт-терапия, то лучше всего начать знакомство с данной статьи.

Предлагаю ознакомиться с данной статьей, которую публикую под катом.

Arnold R. Beisser

Парадоксальная теория изменений

На протяжении около полувека — основную часть своей профессиональной жизни — Фредерик Перлз конфликтовал с психиатрическим и психологическим истеблишментом. Он бескомпромиссно работал в своем собственном направлении, споря с приверженцами более традиционных воззрений. Однако в последние несколько лет жизни Перлз и его Гештальт-терапия пришли к гармонии с большой частью теории и практики в области психического здоровья. Это изменение произошло не из-за того, что Перлз изменил свои взгляды, хотя его работа и претерпела некоторые изменения, а потому, что направление и концепции теории поля стали ближе к нему и его работе.

Собственный конфликт Перлза с существующим порядком вещей содержал зерна его теории изменений. Он точно не определял эту теорию изменений, но она лежит в основе большей части его работы и подразумевалась в техниках Гештальт-терапии. Далее я буду называть ее парадоксальной теорией изменений по причинам, которые будут ясны позже. Короче говоря, она заключается в следующем: изменение происходит тогда, когда человек становится тем, кто он есть на самом деле, а не тогда, когда он пытается стать тем, кем он не является. Изменение не происходит через намеренную попытку изменить себя самого или кого-либо, но происходит тогда, когда человек старается быть тем, кто он есть на самом деле – быть полностью вовлеченным в настоящее. Отвергая роль агента по изменениям, мы делаем так, что значимое изменение может произойти.

Гештальт-терапевт также верит, что естественное состояние человека – это быть единым, целостным существом – не фрагментированным на две или более противостоящие части. В естественном состоянии происходит постоянное изменение, основанное на динамическом взаимодействии между личностью и окружающей средой.

Kardiner обнаружил, что разрабатывая свою структурную теорию защитных механизмов, Фрейд заменил процессы на структуры (например, процесс отрицания (denying) на отрицание (denial)). Гештальт-терапевт рассматривает изменение возможным, когда происходит обратное, то есть когда структуры преобразуются в процесс. Когда это происходит, человек открыт к взаимодействию с окружающей его средой.

Что же произошло в последние пятьдесят лет для того, чтобы эта теория изменений, имевшаяся в работе Перлза, стала приемлемой, современной и ценной? Утверждения Перлза не изменились, но изменилось общество. Впервые за всю историю человечества человек нашел себя в том положении, где вместо необходимости адаптации к существующему порядку вещей он должен был быть способным адаптировать себя к серии изменяющихся порядков. Впервые в истории человечества продолжительность жизни человека превысила промежуток времени, необходимый для того, чтобы произошли большие социальные и культурные изменения. Более того, скорость этих изменений возрастает.

Те терапевты, которые обращаются к прошлому и к истории индивидуума, делают это из предположения, что если однажды индивидуум разрешит вопросы относительно личного травматического события (обычно в младенчестве или в детстве), он все время будет готов ко встрече с миром, так как мир рассматривается в качестве стабильного образования. Сегодня, однако, есть проблема, связанная с тем, что человек находится в постоянно меняющемся обществе. Сталкиваясь с плюралистической, многоликой, изменяющейся системой, индивидуум вынужден уповать лишь на свои собственные силы, для того чтобы найти стабильность. Он должен делать это, двигаясь динамично и гибко, и временами руководствоваться внутренним гироскопом. Человек не может дальше жить с идеологиями, которые становятся абсолютными, но вынужден действовать, явно или неявно применяя теорию изменений. Цель терапии состоит не в том, чтобы выработать хороший фиксированный характер, а в том, чтобы помочь пациенту стать способным к изменению, при этом сохраняя некоторую индивидуальную стабильность.

В дополнении к социальным изменениям, которые привели современные взгляды в соответствие с теорией изменений, упрямость Перлза и его нежелание быть тем, кем он не являлся, позволили ему быть готовым для общества, когда оно наконец было готово воспринять его теорию. Перлз должен был быть тем, кем он был, несмотря на, или даже, может, благодаря оппозиции общества. Однако в своей жизни он был интегрирован со многими профессиональными силами в своей области, подобно тому, как индивидуум может стать интегрированным с отчуждавшимися частями, пройдя эффективную терапию.

Поле деятельности психиатрии сейчас расширяется за рамки индивидуума, так как стало ясно, что ключевой вопрос перед нами – это развитие общества, которое поддерживает индивидуума в его собственной индивидуальности. Я верю, что подобная теория изменений также применима к социальным системам, что правильные изменения в социальных системах происходят в направлении интеграции и холизма. Далее, я верю, что факторы, изменяющие социум, делают это наиболее эффективно, действуя таким образом, чтобы изменение протекало поэтапно – в соответствии с динамическим равновесием факторов как внутри, так и снаружи организации. Это требует, чтобы система была чувствительной к собственным, временно отчужденным, фрагментам, таким образом, чтобы возникала возможность включить их в функциональную активность, подобно процессу идентификации у индивидуума. Во-первых, внутри системы существует сознавание того, что отчужденный фрагмент существует. Во-вторых, этот фрагмент принимается как закономерный продукт развития функциональной потребности, которая становится явной и затем получает энергию, для того, чтобы действовать как явная сила. Это, в свою очередь, приводит к коммуникации с другими подсистемами и способствует интегрированному гармоничному развитию всей системы.

Вследствие экспоненциального роста социальных изменений для выживания человечества ключевым является вопрос определения точного метода социальных изменений. Предложенная здесь парадоксальная теория изменений вышла из психотерапии. Она была разработана на основе диадных терапевтических отношений. Однако предполагается, что эти же принципы подходят и к социальным изменениям, что процесс изменения индивидуума всего лишь микрокосм процесса социальных изменений. Абсолютно разные дезинтегрированные воюющие элементы представляют серьезную угрозу обществу, так же, как и в случае с индивидуумом. Разделение пожилых и молодых, богатых и бедных, белых и черных, умных и глупых и т. д., отделение людей друг от друга по возрастным, географическим и социальным признакам представляет собой серьезную угрозу для выживания человечества. Мы должны найти пути для соединения этих разделенных фрагментов в виде уровней интегрированной и взаимосвязанной системы систем.

Предложенная здесь парадоксальная теория социальных изменений основана на стратегиях, предложенных Перлзом в его Гештальт-терапии. По предположению автора они применимы к организации общества, общественному развитию и другим процессам изменения, соответствующим демократическому принципу организации общества.

Arnold R. Beisser

Парадоксальная теория изменений

парадоксальная теория изменений

Парадокс — это что-то, что противоречит обычной логике причины и следствия. Прадоксальная логика — это наличие следствия и отсутствие причины, или нелогичное следствие.

Пример парадоксальной логики: если хочешь кого-то удержать — отпусти его.

В психотерапию приходят люди, желающие измениться. Они формулируют запросы, проговаривают их на сессиях, спрашивают терапевта, как. Меня в начале терапии сильно злил тот факт, что мой терапевт никогда прямо не отвечал на подобные вопросы, уходил в сторону. Сейчас уже мне становится понятно, что я хотел от терапевта невозможного. Я хотел получить какой-то набор техник, какие-то упражнения, методику, которую следует изучить, отработать, и всё получится — я избавлюсь от нежелательных качеств и приобрету желаемые.

По мере того, как рос мой интерес к психологии и к терапевтическим методикам, в особенности к гештальт-подходу, мне стало понятно, что прямое воздействие в целях изменений всегда эффективно в неживой природе, но далеко не всегда — с живыми существами, особенно с людьми.

Мы с самого детства привыкли быть теми, кого окружающие стремятся изменить. Родители хотят, чтобы мы наконец выросли и стали взрослее, учителя и преподаватели — чтобы не ленились и не ошибались, начальник — чтобы были смышленнее и продуктивнее, близкие — чтобы мы действовали в их интересах. Мы привыкли к тому, что для изменений нужен некий указ, воздействие, импульс извне. И мы транслируем эту технологию на всю оставшуюся жизнь, не замечая, что можно заставить делать, но почти невозможно заставить захотеть.

К примеру, что мы делаем, если хотим каких-то изменений в муже или жене. Сначала просим. Потом, не получив желаемого, начинаем применять какие-то приемы, которыми в детстве воздействовали на нас. Часто это уговоры, шантаж, требования, условия. Что мы на самом деле получаем? Близкий человек не меняется. Он просто старается как-то так подладиться, чтобы либо не сделать что-то, что тебе не нравится, либо не сделать ПРИ ТЕБЕ, чтобы ТЫ НЕ УЗНАЛ или НЕ УЗНАЛА. Можем ли мы тут говорить об изменениях? Мы просто вынуждаем человека это не делать или это делать. Большой вопрос, что происходит с отношениями, наполненными подобными напряжениями, усилиями и регламентами.

Как ни удивительно, с самим собой происходит тот же самый процесс. Что происходит с любовью к себе, когда человек требует от себя чего-то? Когда он хочет быть не самим собой, а другим? Любовь к себе — это не любовь к некому объекту, которым я хочу стать. Любовь к себе — это отношение с собой реальным и настоящим. Со мной сегодняшним. Таким, какой я на самом деле есть со всеми моими особенностями и несовершенствами.

Многие в этом месте воскликнут: как же можно любить несовершенное!? О, как это знакомо.

Суть парадоксальной теории изменений

Теория изменений Арнольда Бейссера звучит довольно запутано. Её смысл можно озвучить так:

изменения наступают только тогда, когда человек перестает стараться быть кем-то другим, кем он на самом деле не является. Изменения наступают тогда, когда человек становится самим собой, воссоединяется с собой.

В гештальт подходе внутренний рост или личностный рост рассматривается как процесс возникновения и удовлетворения потребностей, который происходит без сбоев, без прерываний, без остановок. Проиллюстрировать это можно к примеру так. Сегодня я хочу прочитать эту книгу. Я нахожу её, покупаю, прочитываю. Пока я её читаю, мне становится интересна какая-то тема из этой книги. Появляется желание как-то поглубже в неё вникнуть. Я ищу другие книги на эту тему или обсуждаю эту тему с знакомыми специалистами. Это и есть процесс возникновения и удовлетворения потребностей. Только следуя за собственным интересом человек и растет внутренне.

Стремиться к изменениям бесполезно?

Что происходит, когда мы делаем не то, что хотим, а то, что надо? Там нет искренности, там нет интереса, там нет вдохновения, там нет меня. Там есть критический и доминаторный взгляд на себя. Сейчас, пока я это не сделал, я некий нежеланный объект. Стану желанным тогда, когда я это сделаю. Беда в том, что этот взгляд на себя становится стереотипным, постоянным. Так как мне надо много чего делать, значит я просто не могу быть хорошим и желанным, ведь я пока этого всего не сделал.

Конечно, когда несколько лет назад я слышал или читал эти вещи, я, как скорее всего и Вы, дорогой читатель, негодовал и задавался вопросом, как можно принять себя? Что за мантру надо повторять? Большой соблазн как-то так исхитриться, убедить себя, что я люблю себя, и всё встанет на свои места. Не встанет. Психотерапия потому и появилась, что человек самостоятельно пройти этот путь не может. По крайней мере в подавляющем большинстве случаев.

Хорошая новость в том, что это совершенно реальная задача. Тут нет никакой мистики, нет никакой магии. На тему эффективности психотерапии написано много книг, это целая наука, профессия, искусство. От всех знакомых людей, кто проходил или проходит психотерапию (на группах встречаю и знакомлюсь с огромным количеством таких) я не слышал, чтобы кто-то жалел, что туда пошел. Есть вопросы выбора специалиста — но это уже совсем другая тема.


Десятилетия эта психологическая теория подвергалась сильнейшей критике, ведь в ее основе было противопоставление всем классическим законам психотерапии и психиатрии. Еще в конце прошлого века нельзя было и думать о том, чтобы в ходе сессии изменялся не только клиент, но и сам психолог.

Только сегодня начинается активное практическое развитие теории изменений, когда социум готов принять новые истины.

Готова ли ты подружить все части себя, чтобы стать по-настоящему свободной?

История теории изменений

девушка с таблеткой

Впервые психология услышала это новое понятие в 1970 году, когда вышла маленькая статья Фэджена и Шефард в сборнике по гештальт-терапии. Гештальт-терапия – это одно из классических направлений в психологии, которое предполагает работу с объединением, целостным образом: единство восприятия, единстве с окружающим миром, контакт с собой.

Теория изменений предполагает, что при достижении внутреннего единства человек научается изменяться, главный постулат – свобода и здоровье личности в возможности постоянно изменяться под новую реальность без вреда для себя.

Жесткому осуждению подверглась идея о том, что каждый здоровый человек планомерно изменяется и при взаимодействии с другими людьми. Да, даже сам психолог. Т.е. психотерапия становится процессом близкого общения двух людей, каждый из которых изменяется.

Это полностью противоречит идее о том, что психолог всегда остается непоколебимым, суровым хранителем спокойствия и постоянства.

Как работает психолог в концепции теории изменений

На сеансе психолог и клиент находят те разрозненные части, которые в структуре личности человека конфликтуют между собой. В первую очередь это то, к чему стремится человек, идеал, который он придумал, опираясь на существующие идолы в обществе.

Приверженцы теории изменений уверены: навязанные идеалы и стереотипы создают внутренний конфликт, нельзя изменять человека против природы, он сможет стать другим по-настоящему только когда обретет внутреннюю гармонию и поймет, что он такое.

Сложно? Изучи на примере.

Например, ты ставишь себе четкую цель к 30 годам стать классной бизнесвумен с тремя салонами красоты. Ты постоянно загоняешься на работе, страдаешь от тревожности и срываешься на окружающих.

Теория парадоксальных изменений

Теория парадоксальных изменений

Психоаналитик начнет работать с твоим детством и узнает, что родители хвалили тебя, только когда ты получала пятерки, и теперь ты постоянно неосознанно пытаешься удовлетворить их ожидания. И вы работаете с отпусканием детской ситуации.

Гуманистический психолог позволит тебе выговориться, начнет искать твои внутренние ресурсы для преодоления трудностей, поможет расставить приоритеты.

А согласно теории изменений все может пойти вообще по другому плану. Ты попытаешься понять, что ты на самом деле из себя представляешь, правда ли эти три салона красоты – это часть тебя, и как эта часть конфликтует с твоей личной жизнью, хобби, чувствами.

И окажется, что бизнес-цель – это навязанная чужая идея, а ты найдешь равновесие в домашнем уюте, работе на удаленке и возможности сменять города как перчатки.

И, что самое важное, психолог начнет изменяться, познавать что-то новое и озвучит это тебе. Ты почувствуешь себя не одинокой во внутреннем изменении, когда рядом с тобой изменяется и другой, мудрый и эмпатичный человек.

О собаках в теории изменений

Психолог встает в позицию эксперта, принижая клиента, а истинная гармония – в отношении равных людей.

Почему теория изменений обогнала время?

В 70-е общество было не готово к тому, что ценность психолога не в его профессионализме, а в возможности оставаться собой во время терапии, ведь это противоречит постулату о том, что он всегда занимает нейтральную позицию, в которую во время работы с клиентом как бы приглашает погрузиться и его.

Современный мир разогнался до небывалых скоростей. Гибкость и подстройка не делают сильнее, а лишь заставляют оглядываться назад и сожалеть о потерянном.

Жить сегодняшним днем – вот самый простой рецепт счастья в современном мире. И теория изменений по-своему сформулировала эту идею.

Будь самой собой в моменте, прямо сейчас, не оглядываясь на вчера. Тебе не придется изменяться насильно, когда ты знаешь, кто ты сейчас, в этих обстоятельствах и в это время. Мысля именно так, ты будешь готова к любым невзгодам и изменениям.

Читайте также: