Создание текстов разных стилей и жанров кратко

Обновлено: 06.07.2024

Функционально-смысловые типы речи:
1. Повествование.
Повествование — последовательный рассказ о событиях.

  • определяется время и место действия;
  • определяется действующее лицо;
  • видна хронология происходящего;
  • характерно употребление глаголов совершенного вида в прошедшем времени.

2. Описание.
Описание — словесное изображение чего-то или кого-то: пейзаж, портрет, интерьер и т. п.

  • присутствует описываемый объект или явление;
  • представлена статическая картина;
  • присутствует ряд характеризующих объект признаков.

3. Рассуждение. Рассуждение — последовательное изложение мыслей, умозаключений; приведение аргументов, оценка, выражение отношения.

  • как правило, имеет структуру: тезис, доказательства, вывод;
  • содержит мысли и умозаключения.

В этом отрывке присутствует повествование с элементами описания.

Стили речи - система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения.

1. Научный стиль
Научный стиль - система речевых средств, использующаяся для передачи научной информации.

  • строгий отбор языковых средств;
  • употребление специальных терминов;
  • нейтральная лексика;
  • характеризуется логичностью и четкостью изложения;
  • характерен прямой порядок слов;
  • отсутствует образность и эмоциональность.

2. Деловой стиль
Деловой стиль - система речевых средств для передачи деловой информации.

  • чаще используется в письменной речи;
  • чаще всего представлен в форме официальных документов (писем, заявлений, договоров и т. п.);
  • сжатость изложения;
  • наличие речевых штампов, клише;
  • наличие специальной терминологии, аббревиатур;
  • характерны безличные конструкции;
  • характерно употребление отглагольных существительных и глаголов повелительного наклонения.

3. Публицистический стиль
Публицистический стиль - система речевых средств, которая используется для средств массовой информации (печатные издания, новостные тексты), рекламной и агитационной информации.

  • кроме информации, может содержаться и отношение автора;
  • строгая логичность изложения;
  • наличие точных фактов;
  • может иметь эмоциональную окраску;
  • разнообразие лексики;
  • частое употребление восклицательных и вопросительных предложений.

4. Разговорный стиль
Разговорный стиль - система речевых средств, использующаяся для общения в неофициальной обстановке.

  • нет строгого отбора языковых средств;
  • наличие речевой ситуации;
  • эмоциональность, выразительность лексики;
  • может встречаться нелитературная лексика;
  • характерно употребление обращений, повторов слов, вводных и вставных конструкций, неполных предложений.

5. Художественный стиль
Художественный стиль - система речевых средств, характерная для художественной литературы.

В каждой из сфер общественной жизни используется своя разновидность литературного языка — тот или иной стиль речи. Стиль создаётся сочетанием нейтральных языковых средств и средств, употребляемых преимущественно в данном стиле.

Особенности создания текстов различных стилей

Функциональные стили речи

В зависимости от сферы употребления выделяют следующие функциональные стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.

При определении функциональных стилей речи учитывается следующее:

  • сфера человеческой деятельности (наука, право, политика, искусство, быт);
  • специфическая роль автора текста (учёный, гражданин, журналист, писатель, юрист, родитель и т. д.);
  • специфическая роль адресата текста (ученик, учреждение, читатель газет, взрослый, ребёнок и т. д.);
  • цель стиля (обучение, установление правовых отношений, воздействие и т. д.);
  • преимущественное использование определённого типа речи (повествование, описание, рассуждение);
  • преимущественное использование той или иной формы речи (письменной, устной);
  • вид речи (монолог, диалог, полилог);
  • тип общения (частное или общественное);
  • набор жанров (для научного стиля — реферат, учебник и т. п.; для официально-делового — закон, справка и т. п.);
  • характерные черты стиля;
  • типичные для стиля языковые средства.

Функционально-смысловые типы текстов

Объектами наших высказываний являются окружающие предметы, явления, люди, животные; различные понятия и жизненные ситуации. В зависимости от этого тексты делятся на три функционально-смысловых типа: описание, рассуждение и повествование.

Описание — смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, человека, животных. Описание может либо начинаться с общего признака, либо заканчиваться им. Описательный текст может быть оформлен в любом стиле.

Рассуждение — смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. Рассуждение строится по следующему плану: 1) тезис; 2) аргументы; 3) вывод. Текст-рассуждение чаще бывает в форме научного стиля и его разновидностей.

Повествование — смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности. В повествовательных текстах обычно используются разговорный и художественный стили. Художественный повествовательный текст строится по следующей схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Особенности создания текстов различных стилей

Примеры текстов разных стилей

Основные стили текста в русском языке:

Научный стиль

Вода при комнатной температуре – прозрачная жидкость, не обладающая ни вкусом, ни цветом, ни запахом, при отрицательной температуре – лед или снег, в газообразном состоянии – водяной пар. И в условиях Земли она может одновременно находиться во всех трех состояниях: снег на горных вершинах, реки у их подножья и облака в небесах. Вода без жизни возможна, а вот жизни без воды нет.

Официально-деловой стиль

По настоящему Договору теплоснабжающая организация обязуется подавать Потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в сетевой воде из системы централизованного теплоснабжения и горячую воду из системы централизованного горячего водоснабжения, а Потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию, горячую воду и теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный Договором режим их потребления.

Публицистический стиль

Художественный стиль

Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на одно отдаленное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и, казалось, со вниманием всматривался в эту воду. (Ф. Достоевский)

Разговорный стиль

Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто!

Создание текстов различных стилей и типов требует соблюдения правил, соответствующих определенной сфере.

В зависимости от того, какой группе читателей адресован текст, он может быть различным по стилю изложения. От стиля текста зависит результат воздействия на читателя. Поговорим о различиях, о том, как правильно подобрать стиль повествования, где и какой уместно использовать.

Что такое стиль текста

Стиль текста — это система средств выразительности языка, которую принято использовать в определённой коммуникативной среде.

Его применение зависит от:

  • ситуации, в которой используется текст;
  • аудитории читателей;
  • целей повествования.

Об одном и том же явлении можно написать совершенно по-разному. Вот пример описания дождя в разных стилях:

  1. МЧС предупреждает, что в ближайшие сутки ожидаются сильные дожди с градом и порывами ветра до 20 м/с.
  2. За окном лил первый осенний дождь. В лужах отражалась желтеющая, а местами ещё зелёная листва. Ветер обнажал тёмные ветви деревьев и рвал пожухлые листья. Тротуары походили на бушующие реки, выходящие из берегов.

В первом случае использован официально-деловой стиль. Он рассчитан на широкую аудиторию. Его цель — сухо и лаконично донести информацию без использования средств выразительности, предупредить читателя о непогоде.

Какие существуют стили в русском языке

В русском языке выделяют 5 стилей повествования:

  1. Официально-деловой.
  2. Публицистический.
  3. Разговорный.
  4. Художественный.
  5. Научный.

Стили отличаются сферой употребления, целью изложения, лексическими особенностями и построением предложений.

Рассмотрим подробнее характеристики каждого вида.

Научный

Сфера употребления — обучающая литература, исследования, диссертации, дипломные работы, научные статьи.

Цель — доказательное изложение научного материала, описание закономерностей явлений.

Научный стиль отличается предварительным обдумыванием высказывания, строгим отбором языковых средств. Для лексики характерны:

Научному стилю присущи точность, строгая логичность, чёткость изложения.

Научный стиль речи

Официально-деловой

Этот стиль используют для написания документов, законов, официальных бумаг и писем, приказов, постановлений, уведомлений, жалоб, заявлений, отчётов, накладных. Цель — точная передача деловой информации.

  • отсутствие эмоционально-окрашенной лексики,
  • стандартизированные обороты речи — канцеляризмы;
  • устойчивые выражения — штампы.

Стилю присуща шаблонность конструкций, чёткая последовательность изложения.

Официально-деловой стиль речи

Художественный

Используется в художественных произведениях: романах, рассказах, стихах, поэмах. Это язык писателей и поэтов.

Цель — воздействие на воображение и чувства читателя, а также информирование его о чём-нибудь. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику, нейтральные слова.

Главные особенности стиля:

  • использование большого количества средств выразительности;
  • употребление слов в переносном смысле;
  • иносказательность, метафоричность;
  • обилие эпитетов и прилагательных;
  • образность и эмоциональность.

Помимо информации текст несёт эстетическую функцию.

Разновидности художественного стиля

Публицистический

Это стиль газет, журналов, новостных порталов, то есть СМИ. Цель текста — воздействовать на эмоции читателя, привлечь внимание к определённой проблеме или явлению.

Для публицистического стиля характерны:

  • общественно-политическая лексика;
  • логичность;
  • образность;
  • эмоциональность;
  • оценочность;
  • призывность.

Отличается разнообразием тем, обычно актуальных в данный момент времени: политических, нравственных, социальных, бытовых. Текст содержит призыв к разуму и чувствам читателя. Рассчитан на широкую аудиторию.

Жанры публицистического стиля

Разговорный

Разговорный стиль используется в повседневной жизни. Люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам, используют разговорную и просторечную лексику.

Это стиль, который в письменном виде отражает речь людей. Лексика взята из повседневной жизни, содержит обилие просторечных и разговорных слов. Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Используется для создания непринуждённой обстановки.

Для этого стиля характерны:

  • эмоциональность;
  • образность;
  • разговорная лексика;
  • текст без подбора слов;
  • просторечные слова;
  • сленг.

Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Яркий пример — диалог.

Функции разговорного стиля

Как определить стили текста

Если вы внимательно ознакомились с особенностями каждого стиля текста, то сможете его распознать без особого труда. Для этого необходимо:

  1. Понять, где написан текст и кому он адресован. Если перед вами художественная книга, то стиль будет художественным. Если статья в научном журнале или учебнике, то, скорее всего, текст написан в научном стиле. Публицистический стиль можно увидеть на новостном портале, в популярном журнале, газетной заметке. В официальной документации и деловых бумагах может быть использован только официально-деловой стиль.
  2. Обратите внимание на лексику. Если видите сленг или просторечные слова, то стиль текста разговорный. Специальные термины встречаются в научном тексте, а канцеляризмы — в официально-деловом.
  3. Определитесь с целью текста. Учебный материал призван логично донести знания до читателя. Если цель текста — донести определённую идею, мысль, обсудить злободневную тему, то перед вами, скорее всего, публицистика. Художественный текст имеет цель создать у читателя образ, картину описываемого явления или события. Цель делового документа — донести информацию в сжатом виде, максимально конкретно.

Схема определения стиля речи

Обычно на третьем шаге можно с уверенностью сказать, текст какого стиля находится перед читателем.

В этом чате можно задать вопросы, которые касаются стилей текстов, или поделиться своими знаниями:

Примеры текстов разных стилей

Чтобы лучше понять, как выглядит текст каждого стиля, приведём наглядные примеры.

Научный

Вот небольшой текст из учебника физики:

Научный стиль

Здесь мы видим специальную лексику:

Официально-деловой

Пример официально-делового стиля — инструкция по заполнению договора купли-продажи авто:

Официально-деловой стиль

Лексика этого текста сухая, без эпитетов и яркой эмоциональной окраски. Аудитория узкая — участники сделки или тот человек, который будет заполнять документ. Договор также составлен в официально-деловом стиле.

Художественный

Художественный стиль

В тексте множество эпитетов и прилагательных, сравнение, метафора, иносказание. Дуб сравнивается со стариком, а ветви — с корявыми пальцами.

Публицистический

Пример публицистики — описание реализованного проекта на новостном портале:

Публицистический стиль

Текст эмоциональный, оценочный, призывный. Видна точка зрения автора. Обращён к широкой аудитории читателей. Поднимает злободневную тему переработки отходов. Всё это — признаки публицистического стиля.

Разговорный

В качестве примера разговорной речи, оформленной в текст, приведём описание к известному клавиатурному тренажёру Stamina. Автор сделал инструкцию в виде блога, общается с читателями простым разговорным языком с юмором, сленгом и яркой эмоциональной окраской речи:

Разговорный стиль

Типы речи

Тип речи — это способ изложения информации, построения слов и предложений в логическом порядке.

Выделяют три типа речи:

  • повествование;
  • описание;
  • рассуждение.

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование

Рассказ о каком-либо событии, явлении. Основные черты:

В результате повествования читателю становится понятно, что, где и с кем произошло. Для повествования характерны завязка, развитие и развязка событий. Используется в письмах, мемуарах, воспоминаниях, дневниковых записях.

Описание

Цель описания — словесно передать явление, рассказать о качествах предмета, признаках, создать у читателя зрительный или чувственный образ. Описывать можно людей, животных, определённое место, событие, явление, внутреннее состояние человека и любое другое явление.

  • общей характеристики предмета, общего впечатления;
  • признаков, деталей;
  • общей оценки предмета.

В речи преобладают прилагательные, наречия, существительные. Минимум глаголов, в отличие от повествования, текст статичен. Может использоваться в различных стилях речи, чаще всего в художественном и научном. В последнем важна точность и детальность, в художественном — создание определённого образа перед читателем, описываются только самые яркие моменты.

Рассуждение

  • тезиса — мысль, которую нужно доказать;
  • обоснования тезиса, подтверждающих аргументов с примерами, доказательствами;
  • резюме — итогов, выводов.

Часто встречается в научной и художественной литературе, философских трактатах.

Сравнительные таблицы стилей и типов речи

Чтобы быстро определить стиль и тип речи, воспользуйтесь таблицами.

Стиль текстаОписание стиляФункцииГде используется
1. Научный стильЛогичен, направлен на описание законов, закономерностей, взаимодействий явлений и предметов. В лексике преобладают специальные термины, общенаучные слова, существительные, в основном, абстрактные.Информационная, обучающая, доказательная.Учебная литература, методический материал, научные работы, справочники.
2. Публицистический стильПризван влиять на разум и чувства читателей. Предназначен для донесения информации до широкой публики в СМИ. Лексика общественно-политическая, эмоционально окрашенная.Информационная, мотивационная.Статьи, очерки, репортажи, фельетоны, интервью.
3. Официально-деловой стильСлужит для информирования в официальной обстановке. Используется в законодательстве, делопроизводстве, административно-правовой деятельности. Содержит штампы, информация передана в сжатом виде.ИнформационнаяОфициальные документы: нормативно-правовые акты, заявления, информационные письма, жалобы, приказы, справки.
4. Художественный стильХудожественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей. Характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи.Информационная, эстетическая.Стихи, поэмы, романы, пьесы, сценарии.
5. Разговорный стильПередаёт речь людей в неформальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.ИнформационнаяДиалоги, личный блог

Как реализовать творческий потенциал обучающихся через систему работы по написанию текстов разных жанров.

ВложениеРазмер
sozdanie_tekstov_raznykh_zhanrov_kak_sredstvo_dlya_realizatsii_tvorcheskogo_potentsiala_obuchayushchikhsya.docx 27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Создание текстов разных жанров как средство для реализации творческого потенциала обучающихся.

Одной из основных задач современной школы является формирование креативного мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе.

Методологической основой для системы творческих заданий является теория художественной деятельности, разработанная и принятая современной эстетикой. Эта теория рассматривает художественную деятельность как взаимосвязанное единство трёх составляющих: писатель – произведение – читатель. Причём творчество – необходимый критерий всех трёх составляющих художественной деятельности, который, в сущности, предопределяет эстетический характер всего процесса.

Кроме этого, система творческих заданий выступает как методический инструмент формирования литературно-художественных умений школьников.

К данным умениям отношу следующие:

  • определять границы темы;
  • выделять основные признаки жанра;
  • отбирать и систематизировать материал;
  • использовать средства художественной выразительности, характерные для данного жанра;
  • строить текст в определённой композиционной форме, выражать мысли в соответствии с нормами литературного языка;
  • совершенствовать написанное.

Учащиеся знают критерии оценок и виды ошибок. В течение периода обучения с 5 по 8 класс мои воспитанники учились создавать тексты почти в 20 жанрах!

сказки по пословице

сказки на новый лад

С целью достижения результата при организации работы над текстом использую следующие способы мотивации деятельности учащихся:

  • чётко определяю цель деятельности ученика и её приятие им;
  • определяю объём, способ, время выполнения работы и возможность увидеть процесс;
  • сопровождаю деятельность ученика – опора на доверие, вера в успех;
  • определяю перспективы личного роста, личного интереса, повышение социального статуса в коллективе;
  • нацеливаю на рефлексию – осознание значимости деятельности для себя и для окружающих (сочетание оценки и самооценки);
  • учитываю доступность литературоведческого материала, его понимание.

Представляю этапы формирования умений и навыков обучающихся:

Обучающиеся впервые получают знания о новом способе деятельности:

- о содержании способа

учебной работы, о порядке выполнения.

Знакомый приём учебной работы находит применение в новых условиях:

-когда осваивается ка- чественно новый материал или источник знаний,

-когда перед учащимися ставятся новые задачи

Ученики усваивают все действия, составляющие способы деятельности в результате их много-кратного повторения и осознанного применения в ходе работы с материалом более сложного характера.

  1. учёт возрастных возможностей школьников, уровня их знаний и умений при выборе того или иного вида творческих заданий;
  2. учёт эмоционально-волевой готовности учеников к выполнению предложенной работы;
  3. разумное соотношение репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся в рамках художественной деятельности;
  4. последовательный и вариативный подбор разнообразных усложняющих видов творческих заданий и упражнений.

Для успешного выполнения творческих заданий огромное значение имеет создание особой психологической ситуации общения, при которой стремление ребят высказаться становится мощным стимулом развития речевых умений школьников. Это возможно в том случае, если ученики почувствовали интерес к заданию, непосредственно связанному с вниманием со стороны учителя.

Этапы совместной деятельности учителя и учащихся:

I. Начальный этап.

Цель : знакомство с новым жанром литературных произведений, с видовыми признаками, выделение жанровых особенностей в тексте.

  • воспринимают и осмысляют полученные сведения;
  • записывают видовые признаки в тетради;
  • анализируют тексты, выделяют жанровые признаки;

Дом.задание: составляют словарики

II. Промежуточный этап.

Цель : создание собственного произведения определённого жанра.

1) ставит цель, напоминает критерии оценивания:

а) наличие характерных признаков
жанра;

в) внимание к деталям;

г) использование изобразительно-
выразительных средств;

2) проверяет прочность усвоения теоре-тических сведений:

а) фронтальный или индивидуальный
опрос;

б) терминологический диктант;

3) отслеживает ход работы и контролирует.

  • повторяют теоретические све-дения, полученные на пред-шествующих уроках;
  • систематизируют и обобщают накопленный опыт (например:

тема: борьба Руси за свою

событие: бой, война

а) положительный (-ые): бога-тырь, воин;

б) отрицательный (-ые): Соловей-разбойник, Змей, другая нечистая сила, внешние враги;

  • создают собственные произве-дения данного жанра.

Цель : анализ написанных работ, редактирование.

1) анализирует тексты, созданные обуча-ющимися, отмечает положительные стороны, а затем недостатки, встречаю-щиеся в работах (зачитывает неудачные примеры, заранее выписанные из сочинений учащихся), разбираются виды ошибок;

  • ищут и исправляют ошибки и недочёты в отрывках, предло-женных учителем

б) работая в парах;

2) раздаёт обучающимся тетради для озна-комления с результатами; нацеливает на редактирование;

3) контролирует ход работы.

  • самостоятельно анализируют свои сочинения, совершен-ствуют написанное

Начиная изучать со школьниками какой-либо раздел программного материала, сразу даю установку на то, что результатом нашей совместной деятельности будет создание каждым обучающимся текста, относящегося к пройденному жанру.

В 5 классе, ещё не зная в полном объёме творческих возможностей детей, начинаю с небольших заданий, например, загадок. Работу строю следующим образом:

  • домашняя работа (индивидуальная): подобрать загадки определённой тематической группы;
  • классная работа (коллективная): зачитать загадки, сравнить, выявить общие черты, с помощью учителя сформулировать видовые признаки (краткость, метафоричность, поэтическая образность);
  • классная работа (индивидуальная): самостоятельно сочинить загадку на заданную тему.

По мере изучения новых жанров, творческие задания усложняются и требуют значительных подготовительных упражнений.

Былины и баллады (6 класс) – это целые эпохи с присущими им художественными образами, оборотами речи, лексикой. Следовательно, сочинения школьников должны быть проникнуты духом времени, герои должны говорить, действовать, выглядеть так, как их реальные или вымышленные предшественники.

Именно поэтому предлагаю обучающимся составить небольшой словарик, куда они записывают названия элементов одежды, снаряжения, бытовых предметов, синонимические ряды слов, изобразительно-выразительные средства.

Для выявления лексического значения неизвестного слова использую следующие формы работы:

1) групповая: один ученик выясняет лексическое значение, морфологические признаки слова, указывает специальные пометы (если они есть); другой ученик приводит примеры употребления слова в различных художественных произведениях;

2) индивидуальная: задание выполняется одним учеником.

Таким образом, начиная с 7-го класса, работы школьников с сочинительского уровня постепенно переходят на аналитический.

Опираясь на результаты анализа детских работ, выделяю группы учеников по степени овладения навыками создания текстов разных жанров:

  • на минимальном (репродуктивном) уровне: учащиеся действуют по шаблону, по образцу (за основу берут авторские произведения, меняют слова и отдельные предложения);
  • на общем (частично-поисковом) уровне: учащиеся имеют минимальный уровень с явными ассоциативными связями (создают свои тексты, используя сюжет, образы и отдельные фразы из уже имеющихся произведений);
  • на продвинутом (креативном) уровне: учащиеся имеют явные и латентные ассоциативные связи (придумывают свой сюжет, героев, пишут сочинения самостоятельно, без опоры на ранее прочитанные произведения).

Система работы по написанию собственных текстов разных жанров позволяет мне создать условия для реализации творческого потенциала обучающихся, а школьникам продвигаться от минимального уровня к общему, а затем к продвинутому, причём каждый ребёнок движется по своей траектории.

Читайте также: