Библейская история кратко в таблице

Обновлено: 06.07.2024


Библейская хронология — внутренняя последовательность и датировка событий, описанных в Библии, и наука, исследующая эту последовательность.

Содержание

Общая характеристика источников

Авторитетные источники

Следует отметить, что в библейской хронологии существует значительное различие между версиями Священного Писания.

Времена от Адама до потопа по версии Септуагинты на 586 лет дольше еврейского текста и Вульгаты [4] и на 935 лет дольше самаритянского. [5]

Библейские времена (хронология)

По этой теме существует как минимум две точки зрения, христианская и традиционного иудаизма. По многим вопросам библейской хронологии до рождения Иисуса Христа эти точки сходятся, а после рождения Иисуса Христа расходятся.

Библейское повествование охватывает времена:

  • Шесть дней творения (шестоднев): от начала сотворения мира до сотворения первого человека — Адама;
  • от Адама до Потопа;
  • от Потопа до рождения Иисуса;
    • от Потопа до Исхода из Египта
    • от Исхода из Египта до Завоевания Ханаана
    • Период Первого Храма
    • начало Периода Второго Храма
    • от рождения Иисуса до апостола Павла в христианстве, а также пророчества о будущем развитии мира вплоть до прихода Мессии в иудаизме.

    Восьмой день.

    От начала первого дня Сотворения мира до начала седьмого дня (до Адама)

    Эти времена описаны в первой книге Библии — Бытие.

    От сотворения человека (Адама) до Авраама

    Поколения от Адама до Авраама

    Тора и Вульгата Септуагинта
    Год рождения
    от Сотворения Адама
    Год смерти
    от Сотворения Адама
    Возраст
    к рож­де­нию сы­на
    лет
    жизни
    лет
    жизни
    Возраст
    к рож­де­нию сы­на
    Год рождения
    от Сотворения Адама
    Эпоха творения (Быт. 5:1-32)
    Адам 0 930 130 930 930 230 0
    Сиф (Шет) 130 1042 105 912 912 205 230
    Енос (Энош) 235 1140 90 905 905 190 435
    Каинан (Кенан) 325 1235 70 910 910 170 625
    Малелеил (Мехалалель) 395 1290 65 895 895 165 795
    Иаред (Яред) 460 1422 162 962 962 162 960
    Енох (Ханох) 622 987 65 365 365 165 1122
    Мафусаил (Метушелах) 687 1656 187 969 969 167 1287
    Ламех 874 1651 182 777 753 188 1454
    Ной (Ноах) 1056 2006 500 950 950 500 1642
    1656 Всемирный потоп 2242
    Эпоха расселения (Быт. 11:10-26)
    Сим (Шем) до 1558 2158 100 600 600 102 2142
    Арфаксад (Арпахшад) 1658 2096 35 438 565 135 2244
    Каинан - - - - 460 130 2379
    Сала (Шелах) 1693 2126 30 433 460 130 2509
    Евер (Эвер) 1723 2187 34 464 504 134 2639
    Фалек (Пелег) 1757 1996 30 239 339 130 2773
    Рагав (Реу) 1787 2026 32 239 339 132 2903
    Серух (Серуг) 1819 2049 30 230 330 130 3035
    Нахор 1849 1997 29 148 208 79 3155
    Фарра (Терах) 1878 2083 70 205 275 70 3244
    Авраам 1948 2123 100 175 175 100 3314

    Разночтения и толкования

    Между допотопными хронологиями церковно-славянского и современного греческого текстов Септуагинты есть одно разночтение — возраст, в котором Мафусал родил Ламеха: 167 или 187 лет. Из-за этого дата Потопа смещается на 20 лет. Вероятно, это различие связано с разными списками Септуагинты, с которых делался перевод. Например, согласно Ватиканскому кодексу (ок. 350 г.) Септуагинты Всемирный потоп был в 2242 г. от с.м (как в современном греческом тексте Септуагинты), а согласно Александрийскому кодексу Септуагинты (ок. 420 г.) Всемирный потоп был в 2262 г. от с.м. (как в церковно-славянском переводе). В Синайском кодексе эти главы Книги Бытия не сохранились.

    Кроме того, Евсевий, используя иную редакцию Септуагинты, не называет имя Каинана и указывает, что от потопа до рождения Авраама прошло 942 года, а не 1072. Иосиф Флавий [8] , в целом следующий данным Септуагинты, тоже пропускает Каинана, но добавляет в сумме 41 год ко времени рождения сыновей у других патриархов.

    Ещё в поздней античности было высказано мнение, что огромная продолжительность жизни патриархов на самом деле говорит о том, что 10 лет нужно считать за год [12] , что маловероятно, так как 1/10 года (36,5 суток) очень плохо связана с лунным календарём, которым пользовались в те времена; также излагалось мнение, что допотопные времена нужно считать в лунных месяцах [13] [14] . Однако, такие огромные числа (и даже бо́льшие) и представление о долгожительстве первых людей вполне типичны и для шумерских царских списков, и для других описаний мифических эпох (например, в Индии или Японии).

    Патриархи и пребывание в Египте

    Хронология легендарного периода

    Датирование Исхода

    Согласно еврейскому тексту 3Цар.6:1, Исход из Египта случился за 480 лет до закладки Храма Соломона в Иерусалиме (в тексте Септуагинты здесь указаны 440 лет). Обратив внимание на это противоречие, Евсевий указывает и на другое: что только время правления судей вплоть до Илия дают 450 лет (причём этот срок указан в речи апостола Павла в Деян.13:20), кроме того, 40 лет скитаний по пустыне, 27 лет Иисуса Навина, 40 лет Саула, 40 лет Давида и 4 года Соломона дают 601 год в сумме от Исхода до начала строительства Храма. Произведя сравнительный анализ, он предлагает устранить из общего подсчёта срок в 120 лет как указанный для правления чужеземцев в книге Судей, и принимает в итоге за истинный срок в 480 лет.

    Сейчас общепринято относить начало строительство этого Храма к 960-970 гг. до н. э., что дает около 1445 г. до н. э. как дату исторического Исхода. Эта дата, однако, является противоречивой внутри самого религиозного летоисчисления, поскольку воцарению Соломона предшествовала как эпоха Судей, так и царствование его отца — царя Давида. Даже только эти два периода в совокупности лет превосходят упомянутые 480, даже не принимая в расчёт ни годы странствий евреев по пустыне (40 лет), ни время правления самого царя Соломона. Кроме того, если следовать только данным Библии, нужно отнести строительство Храма Соломона в XI век до н. э.

    С другой стороны, используя как позднюю, так и раннюю датировку Древне-египетской хронологии, 1445 г. до н. э. приходится на время правления Тутмоса III, который, согласно археологическим данным, был известен своими завоевательными походами в Ханаан, что не могло принести ему столь быстрого владычества над огромным количеством евреев-рабов.

    И наконец, указанная дата не удовлетворяет результатам археологических раскопок, относящихся к периоду завоевания евреями Ханаана: раскопки в Хацоре показали смену материальной культуры его жителей от кнаанейской на культуру древних евреев относящуюся к 1250—1150 гг. до н. э.; в Лахише подобный же переход датируется 1150 до н. э.; в Мегиддо — ок. 1145 г. до н. э.;

    Помимо религиозной историографии, высказывалась теория, которая относила дату Исхода ко времени изгнания гиксосов из Египта. К таким выводам приходили как древние историки (Манефон, Иосиф Флавий), так и некоторые современные исследователи-египтологи. Следуя этой теории, время прибытия патриарха Иакова в Египет приходится на период правления гиксосов, приблизительно на 1730 до н. э. и, отнимая от этой даты 400 лет египетского плена, мы получаем ок. 1350 до н. э. приблизительным годом Исхода из Египта. Трудно, однако, допустить, что изгнанные из Египта гиксосы и послужили прообразом упоминаемых в Библии евреев уже хотя бы потому, что первые правили Египтом, как минимум, на протяжении двух столетий, тогда как евреи покидали Египет в статусе только что отпущенных рабов.

    Те исследователи, которые всё же представляют Исход реальным историческим фактом, часто относят его ко времени правления Рамзеса II, то есть к периоду между 1279 и 1212 гг. до н. э. (или между 1290 и 1224 гг. до н. э. по другой версии древне-египетской хронологии); другая теория связывает его со смутами в конце XIX династии (начало XII века до н. э.). Несмотря на то, что эта датировка мало согласуется с религиозной, многие исследователи утверждают, что для такого значительного события просто не остаётся другого приемлемого времени в ходе современной истории.

    Приложение 2. Хронологическая таблица основных периодов и важнейших событий Библейской истории Ветхого Завета.

    I. Творение Богом Мира И Человека.

    II. Жизнь Первых Людей В Раю. Грехопадение.

    III. Допотопный Период.

    Потоп.

    ИЗБРАННЫЕ МЕСТА из СВЯЩЕННОЙ ИСТОРИИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

    ИЗБРАННЫЕ МЕСТА из СВЯЩЕННОЙ ИСТОРИИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА Сотворение мира В начале всех времен Бог сотворил небо и землю.Земля, исходя из ничтожества, была совер­шенно пуста - без дерев, без плодов, без всякого украшения; тьма была над бездною вод, которы­ми земля была, как бы

    VII. Хронологическая таблица

    VII. Хронологическая таблица Полагая год смерти блаженного Иоанна Мосха в 622 году, предполагая, что он скончался в почтенной старости, мы, при перечислении современных ему событий, ограничимся пределом времени от половины VI столетия до 622

    Приложения дополнительных замечаний по отдельным вопросам из Библейской истории Ветхого Завета

    Приложения дополнительных замечаний по отдельным вопросам из Библейской истории Ветхого Завета I. Дни творения С историей творения мира связывается вопрос, что собственно нужно разуметь под теми днями, которыми обозначаются отдельные акты творческой деятельности

    XIV. Синхронистическая таблица важнейших событий от исхода израильтян из Египта

    XIV. Синхронистическая таблица важнейших событий от исхода израильтян из

    IX. Хронология важнейших событий новозаветной истории

    IX. Хронология важнейших событий новозаветной истории Полагая Рождество Христово в 750 году от основания Рима, т. е. на четыре года раньше принятой эры, можно составить следующую таблицу важнейших событий новозаветной истории:Смерть Ирода Великого . . . . . . . . . . .

    Хронологическая таблица [6]

    Хронологическая таблица [6] Повествование Деяний от Р. X. Римская империя от Р. X. 30 14–37 Распятие, воскресение и вознесение Иисуса Христа (1:1–11); Пятидесятница (2:1–41) Тиберий, император 26–36 Понтий Пилат, проконсул Иудеи 32, 33 Стефан забит камнями (7:54— 60); Савл обратился

    §13 Краткий очерк ветхозаветной истории и истории создания Ветхого Завета (по данным современной библеистики)

    §13 Краткий очерк ветхозаветной истории и истории создания Ветхого Завета (по данным современной библеистики) 1. Почему Завет был дан в рамках одного народа. Книги Св. Писания не были созданы одной из прославленных и могущественных цивилизаций, но явились Откровением,

    §32 Обетование и исполнение (обзор важнейших тем и символов Ветхого Завета в связи с Новым)

    §32 Обетование и исполнение (обзор важнейших тем и символов Ветхого Завета в связи с Новым) 1. Бог призывает. В ветхозаветном Откровении начало диалогу между Богом и человеком полагает Сам Господь. Именно Он призывает избранников на служение, порой даже не посвящая их в

    Хронологическая таблица

    Хронологическая таблица Греческая историяГреческая философия и литератураВостокVIII в. Начало великой эллинской колонизацииЗавершение Гомерова эпоса. ГесиодАссирийская империя Амос и Исайя в Иудее621 — Драконово законодательствоАрхилох. Лирики Фалес — 625—545621 —

    Хронологическая таблица

    Хронологическая таблица ИНДИЯКИТАЙЗАПАДIX-VIII в. Образование царства Магадхи.Эпоха могущества брахманов.1122 — падение царстваШань (Инь). ЦарствоЧжоуХ в. Царь ДавидVIII в. Илиада. Гесиод. Пророки Амос и Исайя.Веды (самхиты, брахманы, араньяки). Ранние Упанишады.Основа «Ши

    Хронологическая таблица

    Хронологическая таблица До нашей эры от 500 000 или ранее Аббевильская (поздний палеолит) культура в Арменииот 400 000 Ашельская (поздний палеолит) культура100 000-40 00 °Cредний палеолит (мустьерская культура)40 000-12 000 Верхнепалеолитические культуры12 000-6000 Мезолитические

    Хронологическая таблица

    Хронологическая таблица (Приведенные даты следует рассматривать как приблизительные) *Некоторые египтологи считают, что эпоха Рамсесидов длилась на 20 лет

    V. Хронологический список константинопольских патриархов, византийских императоров и основных событий, имеющих отношение к истории Русской Православной Церкви

    V. Хронологический список константинопольских патриархов, византийских императоров и основных событий, имеющих отношение к истории Русской Православной Церкви 30 — Крестная смерть, Воскресение и Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Сошествие Святого Духа на

    Приложение 2. Хронологическая Таблица Важнейших Событий.

    Приложение 2. Хронологическая Таблица Важнейших Событий. Годы до н. э. — События и лица143-63 — Хасмонейская династияОк. 140 — Основание ессейской общины63 — Помпеи присоединяет Иудею к Римской империи44 — Убийство Юлия Цезаря37 — Ирод Великий становится царем

    II. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

    II. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ВЕТХОГО ЗАВЕТА В древности вопрос о том, кто и когда писал книги Ветхого Завета, не представлялся спорным. По традиции считалось, что автором всего Пятикнижия был Моисей, всей Псалтири — Давид, а писания пророков целиком приписывались тем

    Структура Библии. Инфографика

    Структура Библии. Инфографика

    Также вы можете воспользоваться этим материалом в формате текста:

    Структура Священного Писания

    Священное Писание включает в себя Ветхий и Новый Завет.

    Книги Нового и Ветхого Завета вместе составляют канон Священного Писания.

    Книги Ветхого Завета: 39 книг.

    Книги, написанные до Рождества Христова. Они приготовляли людей к приходу Спасителя.

    5 книг (Пятикнижие Моисеево):

    Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.

    Знакомят с историей творения мира и человека, а также включают Закон, который Бог дал людям для их жизни.

    12 книг:

    Две книги Паралипоменон, 1-я книга Ездры, Неемия, Есфирь, Иисус Навин, Судьи Израилевы, Руфь, Четыре книги Царств

    Содержат историю народа Израиля до прихода в мир Спасителя.

    5 книг

    Екклесиаст (Проповедник), Песнь Песней, Иов, Псалтирь, Притчи Соломоновы

    Содержат учение Божие о благочестии, праведности, мудрости и любви.

    17 книг

    Исаия, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия, Иеремия, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Плач Иеремии, Иезекииль, Даниил, Осия, Иоиль.

    Написаны пророками Божиими, которые говорили народу Израиля о будущем приходе в мир Христа Спасителя.

    Книги Нового Завета: 27 книг

    Книги, написанные после Рождества Христова и Его служения людям. Включают учение Христа и Его ближайших учеников о спасении и Царствии Небесном.

    4 книги (Евангелия)

    Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна.

    Включают рассказ апостолов о жизни Иисуса Христа, Его страданиях, смерти и воскресении, а также раскрывают Его учение – Евангелие (Благую весть).

    21 книга (7 Соборных посланий и 14 Посланий апостола Павла)

    Два послания ап. Павла к Коринфянам, послание ап. Павла к Галатам, послание ап. Павла к Ефесянам, послание ап. Иакова, два послания ап. Петра, три послания ап. Иоанна, послание ап. Иуды, послание ап. Павла к Римлянам, послание ап. Павла к Филиппийцам, послание ап. Павла к Колоссянам, два послания ап. Павла к Фессалоникийцам, два послания ап. Павла к Тимофею, послание ап. Павла к Титу, послание ап. Павла к Филимону, послание ап. Павла к Евреям.

    Содержат учение апостолов о Боге, Церкви, вере, а также различные духовно-нравственные наставления.

    1 книга

    Деяния святых апостолов

    Рассказывает о сошествии Святого Духа на апостолов, рождении Церкви и первоначальном распространении христианства по миру.

    1 книга

    Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)

    Рассказывает о будущих судьбах Церкви и мира.

    Второканонические

    Второканоническими (или неканоническими) называются книги, которые не включены Церковью в общий канон.

    Три книги Маккавейские, Послание Иеремии, Премудрость Соломона, Варух, Премудрость Иисуса, сына Сирахова, Товит, 2-я и 3-я книги Ездры, Иудифь.

    Библейские сказания

    История

    Более половины населения Земли исповедует религии, основанные на Библии. Образовательные программы СССР ограничивались лишь общим упоминанием о кочевниках-семитах и еврейских царях. Современная школа предлагает полноценный урок истории в 5 классе по библейским сказаниям, где учащиеся знакомятся с сюжетами и терминологией текстов, прочно вошедших в культуру европейских народов.

    Этапы библейской истории

    Библейские сказания описывают появление человечества и особую роль еврейского народа в отношениях с Богом. Можно выделить несколько основных этапов:

    1. Сотворение Адама и Евы, изгнание из рая.
    2. Всемирный Потоп.
    3. Избрание Авраама.
    4. Переселение евреев в Египет.
    5. Исход, 10 Заповедей.
    6. Строительство храма, цари и пророки.

    Создание человека

    Бог создаёт мир в течение семи дней. Некоторые исследователи считают библейские сутки образным понятием, включающим длительный промежуток времени. Сотворив небо, землю, море, растения и животных, Бог наслаждается красотой мира и скорбит об одном: Ему не с кем разделить эту радость. На шестой день Он создаёт человека из земного праха и вселяет в него душу. Так появляется первый мужчина Адам.

    Создание человека

    Первородный грех и изгнание

    Первородный грех и изгнание

    После разоблачения люди изгоняются из рая и обрекаются на самостоятельное существование, полное труда и скорбей. Начинается история поиска человеком Бога и возможности вернуться в райский сад.

    Всемирный Потоп

    Первые люди жили долго и имели много детей, чтобы как можно быстрее заселить землю. Новые поколения, не знающие Бога, скоро развратились.

    Всемирный Потоп

    Появление еврейского народа

    Появление еврейского народа

    Согласно библейскому учению, евреи происходят от праведного старца Авраама и его жены Сарры. Супруги были родом из древних семитских племён — халдеев. Они уже не могли иметь детей, поэтому рождение сына Исаака было Божьим чудом. Ради веры в единого истинного Бога Авраам оставил своё отечество и идолов, которых почитали его соплеменники. Господь дал обещание, что произведёт из потомков Авраама великий народ.

    Обетование начало сбываться на внуке Авраама Иакове. У него родились 12 сыновей, от которых вели родословные 12 колен (родов) еврейского народа.

    Переселение в Египет

    Старшие сыновья Иакова завидовали младшему, Иосифу, которого отец любил больше других. Однажды они подстерегли брата в поле и, связав, продали в рабство проезжим египетским купцам. Отцу же сообщили, что его любимца растерзали дикие звери.

    Но Бог уготовал Иосифу особую роль. Его праведность и вера поразили египетского фараона и он приблизил его к себе в качестве советника. В голодные годы Иосиф мудро распределял запасы зерна, спасая людей от смерти. В Египет пришли и его братья с отцом в поисках пропитания. Их радости и изумлению не было предела, когда они узнали в египетском вельможе своего брата и пропавшего сына.

    Фараон позволил Иакову и его большой семье остаться в плодородной дельте Нила. Так евреи оказались в Египте.

    Исход в Землю Обетованную

    Евреи прожили в долине Нила около 200 лет. За это время народ умножился, а династия фараонов сменилась. Новый владыка Египта опасался иноземцев и старался унизить их, привлекая к тяжёлым работам. Чтобы ограничить численность пришельцев, он тайно приказал умерщвлять рождающихся младенцев мужского пола.

    Зная о бесчеловечном распоряжении, одна еврейка тщательно скрывала от соседей новорождённого сына. Когда мальчику исполнилось 3 месяца, старшая сестра положила его в люльку и спрятала в зарослях камыша. Она знала, что туда обычно приходит купаться дочь фараона со служанками.

    Исход в Землю Обетованную

    Вскоре придворные дамы обнаружили ребёнка и принесли своей госпоже. Та сжалилась над младенцем и пожелала его усыновить. Мальчик получил имя Моисей и стал воспитываться при дворе. Повзрослев, он узнал своё происхождение и проникся сочувствием к рабскому положению евреев.

    Однажды Моисею явился Сам Бог, призывая его вывести евреев из Египта в Землю Обетованную, которая была обещана Аврааму и его потомкам. Это место находилось в стране Ханаана — Палестине.

    Последней каплей божьего гнева стала смерть всех первенцев в египетских семьях, включая царского сына. После этого фараон приказал евреям во главе с Моисеем удалиться из страны. В течение одной ночи весь народ поспешно покинул ненавистный Египет.

    Наутро фараон пожалел о потере и послал войско задержать беглецов. К этому времени евреи уже достигли берегов Красного моря. Бог повелел Моисею ударить по волнам жезлом. Вода расступилась и люди перешли на другой берег по сухому дну. Когда войско египтян бросилось за ними, вода сомкнулась и потопила воинов с колесницами.

    Этому библейскому сюжету в христианстве и иудаизме придаётся особое значение. Исход символизирует освобождение от рабства греха и является началом новой жизни под управлением Бога.

    Десять Заповедей

    Чтобы выделить евреев, как Божий народ, из среды остальных народов, Бог повелевает Моисею одному взойти на гору Синай, где среди молний и грома вручает ему каменные скрижали с десятью заповедями. Для моральных и нравственных представлений языческого времени эти заповеди были странными и неприемлемыми. Потребовалось много веков, чтобы они стали нормой человеческой жизни.

    Еврейские пророки

    Библия содержит ряд пророческих книг. Пророками называли людей, кто непосредственно общался с Богом и передавал Его волю народу. Их судьбы были трагичны: часто евреи не желали слушать их и даже предавали смерти. За это народ постигала Божья кара.

    Наиболее известными авторами пророчеств являются Моисей, Илия, царь Давид, а также Исайя, подробно предсказавший пришествие Христа.

    Тема Библии в учебном процессе

    В условиях светской школы евреи и Библия рассматриваются в сравнении с культурами других народов, допускается критический подход к описаниям чудесных событий. Особо рассматривается значение Закона как средства сплочения и выживания общины.

    Тема Библии в учебном процессе

    Эти задачи успешно решают планы-конспекты урока по ФГОС, разработанные опытными преподавателями истории и литературы. В результате дети должны научиться:

    • работать с исторической картой;
    • замечать сходства и отличия между религиями разных народов;
    • усвоить значения слов завет, скрижали, ковчег, закон, единобожие;
    • определять произведения искусства на темы библейских сказаний.

    Главный вопрос, решаемый в процессе урока: почему религия небольшого народа завоевала весь мир?

    План урока

    Вначале учитель цитирует высказывания великих людей о Библии. Выясняет, какие библейские сюжеты уже известны слушателям.

    Ветхий Завет иллюстрации

    Бо́льшая часть урока посвящена краткому изложению основных сказаний. Для иллюстраций используются слайды с произведениями живописи. Допустимо выбрать мультфильмы по теме. Учитель обращает внимание детей на изображения скрижалей, ковчега, книжных свитков и других исторических предметов.

    На основе полученных знаний ученикам предлагается найти главное отличие еврейских преданий о сотворении мира с мифами других народов (ответ — единобожие). Как малочисленной и слабой общине удалось выжить среди сильных и агрессивных соседей? Ответ: строгое соблюдение заповедей и вера в одного Бога. Как люди спасаются при пожаре, следуя инструкции, так и евреям удалось обрести землю обетованную, исполняя Божий Закон.

    В заключение учитель обращает внимание на актуальность библейских норм в настоящее время. Какие заповеди соблюдают даже неверующие люди? (Ответ: не убивай, не кради, не развратничай). Откуда пошла традиция выходного дня в конце недели? (Ответ: в день седьмой Бог отдыхал после сотворения мира).

    Составление тестов

    1. Состав Ветхого Завета, значение слова Библия.
    2. Имена библейских персонажей в связи с их деятельностью: Ной — праведник, Авраам — отец еврейского народа, Моисей — освободитель от египетского плена.
    3. Определения слов ковчег, скрижали, завет, единобожие.

    Домашнее задание

    В процессе дальнейшего изучения истории и литературы следует возвращаться к сюжетам и цитатам из Библии. Образованный человек во всех отраслях знаний должен чувствовать связь с основами величайшей из мировых культур.

    Хотя порядок исторических книг (Судей Израилевых книга) и датирование большинства Пророков книг указывает на хронологический подход, в Библии отсутствует единая и целостная хронологическая картина. Лишь в эллинистическую эпоху, когда библейский канон был уже установлен и когда был введен метод исчисления лет по эрам (см. ниже, а также Календарь. Летосчисление), были предприняты первые попытки интегрировать разрозненные хронологические данные в единую систему.

    Трактовка библейской хронологии в Юбилеев книге необычна своей чрезвычайно свободной датировкой событий и основана главным образом на солнечном календаре с 52-недельным годом, состоящим из 364 дней. Эпохи считаются по субботним и юбилейным циклам (например, Иаков прибыл в Египет в первый день 4-го месяца 3-го года 3-го субботнего цикла 45-го юбилейного цикла от сотворения мира; Юб. 45:1). Раннехристианские авторы впервые ввели практику корреляции библейских дат с секулярными календарями (например, Юлий Африканский, а вслед за ним Евсевий часто соотносят библейские события с греческим календарным счетом лет по Олимпиадам).

    Библейский рассказ о древнейшем периоде истории повествует о двух разделенных потопом эпохах, каждая из которых насчитывает десять поколений. Длительность первой эпохи — 1656 лет, второй — 290 лет.

    Эти числа, как кажется, не обнаруживают внутренней системы и трудно поддаются объяснению. Вместе с тем очевидно, что библейская периодизация начального исторического периода глубоко укоренена в ближневосточной традиции. Так, например, согласно шумерской легендарной традиции, длительность жизни первых царей мира — десятки тысячелетий, в то время как продолжительность жизни послепотопных царей, хотя и велика, но значительно меньше.

    Следует обратить внимание также на следующие числовые симметрии: Авраам прожил 75 лет с отцом и 75 лет с сыном Исааком; Иаков прожил с сыном Иосифом 17 лет в Ханаане и 17 лет в Египте.

    Продолжительность скитаний израильтян по пустыне составляет 40 лет (Чис. 32:13). Число прожитых Моисеем лет — 120 (полная мера человеческой жизни), из них 80 лет до того, как Бог возложил на него миссию вывести израильтян из египетского рабства, и 40 лет после Исхода. В течение пяти лет Иехошуа бин Нун возглавлял войны израильтян в Ханаане (ИбН. 14:10). После того, как, разделив страну между собой, колена Израилевы поселились каждое в своем наделе, началась так называемая эпоха Судей, характеризующаяся чередованием периодов угнетения израильтян их соседями и их избавления Судьями.

    Эти данные наводят на предположение, что хронология книги Судей использует два вида чисел — схематические (10, 20, 40, 80), основанные на отсчете поколений (типично библейская длительность поколения — 40 лет), и точные (3, 22, 23 и т. п.), почерпнутые библейскими редакторами из неизвестного источника. Общая продолжительность эпохи — 410 лет (299 + 111) представляется нереальной, что наводит исследователей на предположение, что синхронные периоды представлены редактором книги Судей как последовательные.

    Объединенное царство

    Семь с половиной лет царствования Давида в Хевроне и 33 года в Иерусалиме округлены до схематической цифры 40 (II Сам. 5:4). 40-летнее правление Соломона (I Ц. 11:42) также выглядит как схематическая цифра, хотя тот факт, что его наследник взошел на трон в возрасте 41 года (II Ц. 14:21), указывает на длительность его царствования. Для периода Объединенного царства нет абсолютных дат кроме, возможно, даты начала строительства Храма в четвертый год царствования Соломона (I Ц. 6:1), который совпадает с 12-м годом правления в Тире царя Хирама. Согласно Иосифу Флавию, Хирам взошел на престол за 155 лет до основания Карфагена. Однако некоторые исследователи подвергают сомнению достоверность хронологической информации Иосифа Флавия, и существуют разногласия относительно даты основания Карфагена (814 г. или 825 г. до н. э.). Поэтому абсолютная хронология эпохи Объединенного царства может быть реконструирована лишь весьма приблизительно.

    В отличие от этого библейская хронология периода Иудейского и Израильского царств допускает абсолютную датировку путем ее соотнесения с внебиблейскими датами. Наиболее достоверны ассиро-вавилонские даты в списках царей, хрониках и списках годичных эпонимов. Что касается египетских дат, часть из них до сих пор служит предметом дискуссии. Ниже приводится список 20 внебиблейских хронологических корреляций эпохи Первого храма, почерпнутых из ассирийских и вавилонских источников. Датировка событий в этих источниках хронологически абсолютна (в датах юлианского календаря), поскольку ассирийская и вавилонская хронологии 1 тыс. до н. э. основаны на непрерывном счете лет вплоть до эллинистического и римского периодов и доступны проверке путем астрономических вычислений.

    Внебиблейские хронологические корреляции являются ключевыми при реконструкции абсолютной хронологии периода Царей. Эта реконструкция основывается на двух посылках:

    а) библейские данные о продолжительности царствования израильских и иудейских царей и хронологические корреляции между ними в конечном счете восходят к царским спискам и синхронической хронике. По-видимому, хронологический материал, касающийся Израильского царства, достиг Иерусалима в уже обработанной форме вскоре после падения Самарии в 722 г. до н. э. Иудейские царские архивы были доступны во время подготовки первой редакции книги Царей — предположительно, в царствование Иошияху. Стремление библейского редактора объединить эти два столь разнородных источника и при этом сохранить верность приводимым ими данным объясняет ряд хронологических противоречий в тексте книги Царей;

    б) некоторые хронологические корреляции между годами правления царей Израильских и Иудейского царств, по-видимому, основаны на вычислениях библейского редактора, сведения которого об истории Израильского царства были из вторых рук.

    Хронология эпохи царств делится на три периода: 1) от распада царства Соломона до восстания Иеху, 2) от переворота Иеху до падения Самарии и 3) от падения Самарии до разрушения Первого храма.

    1. От распада царства Соломона до восстания Иеху

    2. От переворота Иеху до падения Самарии

    3. От падения Самарии до разрушения Первого храма

    Дата падения Иерусалима и разрушения Первого храма вызывает дискуссии среди исследователей. Иерусалим был взят вавилонянами в 11-й год царствования Цидкияху (II Ц. 25:2). Согласно вавилонской хронике, Цидкияху был поставлен царем над Иудеей в седьмой год царствования Навуходоносора (597 г. до н. э.), следовательно, Иерусалим был взят вавилонянами в 587 г. до н. э.. Однако если, как сообщает II Ц. 24:12, Иехояхин был уведен в плен в восьмой год царствования Навуходоносора (596 г. до н. э.), то 11-й год царствования Цидкияху приходится на 586 г. до н. э.

    Учитывая все вышесказанное, абсолютная хронология периода царств может быть реконструирована следующим образом (звездочкой отмечены царствования, включающие период соправительства):

    Вавилонское пленение и восстановление Храма

    Еврейские изгнанники в Вавилонии вели счет лет от пленения Иехояхина Навуходоносором весной 597 г. до н. э. (Иех. 1:1,2; 3:16; 8:1; 20:1; 24:1; 26:1 и т. д.). Согласно II Хр. 26:33, когда в первый год своего царствования персидский царь Кир дал разрешение восстановить Иерусалимский храм, это было свершением пророчества Иеремии о 70 годах изгнания (Иер. 25:11–12). Поскольку вавилонские источники ведут счет царствования Кира со времени его воцарения в Вавилоне в 539 г. до н. э., то прошло менее 50 лет со времени разрушения Храма. Очевидно, что под 70 годами II Хр. 26:33 подразумевает период от разрушения Первого храма до освящения Второго храма (Эз. 6:15, ср. Зх. 1:12), которое было приурочено к окончанию предсказанного Иеремией 70-летнего периода запустения (см. также Хаггай).

    Читайте также: