Причины обращения восточных славян к монотеизму кратко

Обновлено: 08.07.2024

Комментарии

Сети богословия

Мнение

К 30-летию обретения мощей патриарха Тихона
Святитель Тихон стал патриархом Московским и всея России в самую сложную для нашей Церкви эпоху. Христос обещал, что врата ада не одолеют Его Церковь. Но из истории мы знаем, что отдельные Поместные Церкви прекращали свое существование. Например, такая участь когда-то постигла древнюю Карфагенскую Церквь. Читать дальше

Тема недели: Патриаршество

Новые материалы

Автор статьи поднимает проблему религии восточных славян IX – X веков. Вопреки принятому в историографии мнению, что славяне накануне принятия христианства исповедовали политеизм и во главе пантеона богов был Перун, западные, восточные и древнерусские источники говорят иное: древние русы верили в единого бога-творца, которого называли двумя именами: Богом или Сварогом. Среди приводимых в пример источников – свидетельства Прокопия Кесарийского, немецкого миссионера Гельмонда. Мусульманские авторы – Ибн-Руст, Гардизи, Тахира ал-Марвази, Ибн-Фадлан пишут, что русы – “огнепоклонники”, то есть огонь имел большое значение в обрядах, ему даже покланялись, но в молитвах обращались к Единому Богу. Очевидно, в праславянской древности Богом-Творцом был Сварог. Об этом пишет Е.Е.Голубинский. На основании письменных свидетельств (византийских, немецких, арабских, древнерусских) делается вывод, что восточные славяне перед 988 годом верили в единого Бога-Творца, материальным воплощением которого являлся огонь.

Ничто не поражает так, как чудо, - разве только наивность, с которой его принимают на веру.

Марк Твен

принятие христианства на Руси

Принятие христианства на Руси – процесс, в ходе которого Киевская Русь в 988 году перешла от язычества к истинной христианской вере. Так, по крайней мере, говорят учебники по истории России. Но мнения историков расходятся в вопросе христианизации страны, поскольку значительная часть ученных уверяет, что события, которые описываются в учебнике, на самом деле происходили не так, или не в такой последовательности. В ходе данной статьи мы постараемся разобраться в этом вопросе и понять, как же на самом деле происходило крещение Руси и принятие новой религии – христианства.

Причины принятия христианства на Руси

Начать изучение этого важного вопроса следует с рассмотрения того, какой была религиозная Русь до Владимира. Ответ прост – страна была языческой. Кроме того часто такую веру называют ведической. Суть такой религии обуславливается пониманием, что, несмотря на обширность, существует четкая иерархия богов, каждый из которых отвечает за определенные явления в жизни людей и природы.

Другими словами, были главные боги, которые почитались, как истинные создатели (Род, Лада, Сварог), а были и второстепенные боги, которых почитала только небольшая часть людей. Владимир же в корне разрушил эту иерархию и назначил новую, где главным божеством для славян назначался Перун. Это полностью разрушило постулаты язычества. В результате поднялась волна народного гнева, поскольку люди, которые долгими годами молились Роду, отказывались принимать тот факт, что князь собственным решением утвердил Перуна главным божеством. Необходимо понять весь абсурд ситуации, которую создал Владимир Святой. Он фактически своим решением взялся управлять божественными явлениями. Мы не говоримо том, насколько эти явления были значимы и объективны, а просто констатируем факт, что киевский князь это сделал! Для того, чтобы стало понятно, насколько это важно, представьте, что завтра президент объявит, что Иисус это вовсе не бог, а богом является, например, апостол Андрей. Такой шаг взорвет страну, но именно на этот шаг и пошел Владимир. Чем он руководствовался, совершая этот шаг – неизвестно, но последствия этого явления очевидны – в стране начался хаос.

Именно такие события предшествовали крещению Руси и принятию новой веры. Давайте же теперь разбираться, почему большая половина историков критикует такое описание событий, как не достоверное.

Повесть временных лет - описания крещения

Однако, если посмотреть на вопрос принятия христианства с точки зрения церковной литературы, то мы увидим серьезные расхождения с версией из традиционных учебников. Для демонстрации рассмотрим Катехизис 1627 года.

Катехизис представляет собой книгу, содержащую основы христианского учения. Впервые Катехизис был опубликован в 1627 году при царе Михаиле Романове. В этой книге изложены основы христианства, а также этапы становления религии в стране.

Современная история достаточно неоднозначно трактует этот документ, говоря, что это не более, чем средневековые выдумки, и в данном случае Большой Катехизис искажает истинное положение дел 988 года. Но ведь это приводит к следующим выводам:

Православные или правоверные?

Православные христиане или правоверные

Возвращаясь к Повести временных лет, следует отметить, что многие историки скептически относятся к этому источнику. Причина в следующем: на протяжении всей повести постоянно подчеркивается, что князь Владимир Святой сделал Русь христианской и православной. В этом нет ничего необычного или подозрительного для современного человека, но есть очень важная историческая нестыковка - христиан начали называть православными только после 1656 года, а до этого название было другим – правоверные…

Изменение названия произошло в процессе церковной реформы, которую проводил патриарх Никон в 1653-1656 годах. Большого различия между понятиями нет, но есть опять же один важный нюанс. Если правоверными называли людей, которые правильно веруют в Бога, то православными называли тех, кто Бога правильно прославляет. А в древней Руси прославление фактически приравнивалось к языческим деяниям, и поэтому, изначально, применялся термин правоверные христиане.

Этот, на первый взгляд, незначительный пункт в корне меняет представление об эпохе принятия религии христианства у древних славян. Ведь получается, что если до 1656 года христиане считались правоверными, а в Повести временных лет используется термин православные, то это дает повод заподозрить Повесть в том, что она писал никак не в период жизни князя Владимира. Подтверждает эти подозрения тот факт, что впервые данный исторический документ появился только в начале 18 века (более, чем через 50 лет после реформы Никона), когда новые понятия уже плотно вошли в обиход.

Значение принятия христианства на Руси

Принятие христианства древними славянами – это очень важный шаг, который в корне изменил не только внутренний уклад страны, но и ее внешние отношения с другими государствами. Новая религия привела к изменению быта и образа жизни славян. Изменению подверглось буквально все, но это тема для другой статьи. в общем же мы можем говорить, что значение принятия христианства свелось к:

  • Сплочение народа вокруг единой религии
  • Улучшение международного положения страны, за счет прниятия релии, которая существовала в странах-соседях.
  • Развитие христианствкой культуры, которая пришла в страну вместе с религией.
  • Укрепление власти князя в стране

Мы же вернемся к рассмотрению причин принятия христианства и того, как это происходило. Мы уже отмечали, что поразительным образом за 8 лет князь Владимир превратился из убежденного язычника в истинного христианина, а вместе с ним и вся страна (об этом говорит официальная история). Всего за 8 лет такие изменения, причем путем проведения двух реформ. Так зачем же русский князь изменил религию внутри страны? Давайте разбираться…

Предпосылки принятия христианства

Значение принятия христианства на Руси

Существует множество предположений о том, кем был князь Владимир. Официальная история ответа на этот вопрос не дает. Нам доподлинно известно только одно – Владимир был сыном князя Святослава от хазарской девушки и с ранних лет жил с княжеской семьей. Братья будущего великого князя были убежденными язычниками, как и их отец – Святослав, который говорил, что христианская вера это уродство. Как же получилось так, что Владимир, который жил в языческой семье вдруг легко воспринял традиции христианства и за несколько лет изменил себя? Но пока необходимо отметить, что само принятие новой веры простыми жителями страны в истории описано крайне небрежно. Нам говорят, что без каких-либо волнений (незначительные мятежи были только в Новгороде) русичи приняли новую веру. Вы можете себе представить народ, который за 1 минуту отказался от старой веры, которой его учили столетиями, и принял новую религию? Достаточно перенести эти события на наши дни, чтобы понять абсурдность этого предположения. Представьте, что завтра Россия объявит своей религией иудаизм или буддизм. Волнения в стране поднимутся страшные, а нам говорят, что в 988 году смена религии прошла под овации…

В результате мы можем говорить, что, к большому сожалению, вопрос принятия веры христианской в Киевской Руси изучен историками очень плохо. Мы видим огромное количество нестыковок и объективного обмана. Нам представляют события, которые произошли в 988 году, как нечто важно, но вместе с тем, рядовое для народа. Данная тема весьма обширна для рассмотрения. Поэтому в следующих материалах, мы подробнее рассмотрим данную эпоху, чтобы разобраться досконально в тех событиях, которые происходили и предшествовали крещению Руси.

Становление и укрепление древнерусского государства, борьба с племенной раздробленностью, развитие феодальных отношений порождали необходимость в принятии новой идеологии. Так как изначально Древняя Русь была многонациональным государством, нужна мировая религия.
И здесь возникают противоречия по поводу того, кто первым принял христианство.

Содержание работы

1. Введение . ….…………………………………………………….………. 2
2. Причины принятия монотеистической религии в Древнерусском государстве. ……………………………………………..…………………..…….4
3. Языческая реформа князя Владимира: причины неудачи………………7
4. Взаимоотношения древнерусских князей с Византией………………. 9
5. Принятие христианства князем Владимиром……………………….….12
6. Историческое значение принятие христианства в Древнерусском государстве……………………………………………………………………….16
7. Заключение……………………………………………………………. 19
8. Список литературы………………………………..…………………………..20

Файлы: 1 файл

контрольная работа христианство.docx

  1. Введение . ….…………………………………………………….………. . 2
  2. Причины принятия монотеистической религии в Древнерусском государстве. ……………………………………………..…………………..…… .4
  3. Языческая реформа князя Владимира: причины неудачи………………7
  4. Взаимоотношения древнерусских князей с Византией………………. 9
  5. Принятие христианства князем Владимиром……………………….….12
  6. Историческое значение принятие христианства в Древнерусском государстве………………………………………………… …………………….16
  7. Заключение…………………………………………………… ………. 19
  8. Список литературы………………………………..……………… …………..20

Становление и укрепление древнерусского государства, борьба с племенной раздробленностью, развитие феодальных отношений порождали необходимость в принятии новой идеологии. Так как изначально Древняя Русь была многонациональным государством, нужна мировая религия.

И здесь возникают противоречия по поводу того, кто первым принял христианство.

Согласно В. Н. Татищеву (на основе спорной Иоакимовской летописи), симпатии к христианам и христианству проявлял киевский князь (972—978 или 980) Ярополк Святославич, убитый варягами по приказу своего брата Владимира Святого. .[2:187]

И хотя официальная дата принятие языческой Русью христианства 988 г. многие источники подтверждаю, что это был процесс, не одного года и предшественники Владимира делали маленькие шаги к крещению Руси, которое стало бесспорно одним из важнейших событий русской истории, сыгравшим огромную роль в последующем политическом, экономическом и культурном развитии страны.

Цель работы – выявить каковы были политические, социальные и культурные последствия принятие христианства в Древней Руси.

Причины принятия монотеистической религии в Древнерусском государстве

Принятие языческой Русью христианства в X веке стало бесспорно одним из важнейших событий русской истории, сыгравшим огромную роль в последующем политическом, экономическом и культурном развитии страны.

Исторический выбор древнерусским обществом в качестве государственной религии именно восточного христианства был продиктован не только политической мудростью князя Владимира и его сподвижников, но и предрасположенностью древней восточнославянской культуры именно к такому, а не иному выбору. [3:187]

Попробуем выяснить почему именно Византия стала тем государством , чей религиозный опыт решила перенять Древня Русь.

На первом плане как мне кажется, все таки была территориальная близость Византии как культурного, религиозного и политического центра. Именно Константинополь являлся во всех отношениях культурно-политическим и духовно-религиозным центром для Руси (не, нежели Иерусалим, Рим или аравийская Мекка.

По сути, Византийская империя была для русских не только богатым и могущественным соседом, она выступала как эталон, идеал государственного могущества, всемирной признанности, экономического и духовного богатства. Владимир желал, чтобы Русь стала державой, равновеликой Византии, была ее партнером, союзником, а может даже и конкурентом во всех международных делах.

Выбор православного христианства, вероятно, опирался и на религиозно-культурный опыт предков, освященный заветами отцов. Почитание предков, веками устоявшихся обычаев, укоренившихся в быту и образе жизни систем ценностей, было характерно для восточных славян. Поэтому коренное изменение системы ценностей и норм должно было опираться - хотя бы условно и частично - на традицию, на имеющийся опыт.

Западное христианство означало для Руси признание над собой власти папы, как духовной, так и политической, что противоречило стремлению древнерусских князей к государственной самостоятельности и независимости, к культурному и религиозному самоутверждению.

Следовательно, в лице Византии и восточно-христианской церкви древняя Русь получала модель преодоления язычества в формах христианства, притом в культурно-исторических условиях, максимально близких древнерусским.

Крещение Руси было вызвано целым комплексом факторов и причин. Среди них:

  • идеологические - необходимость обеспечить более прочное объединение племен на основе новой идеологии (религии);
  • политические - принятие любой монотеистической религии резко усиливает авторитет правящего слоя и правителя;
  • внешнеполитические — необходимость достижения международного равноправия. С принятием христианства появлялась возможность заключать политические союзы с другими странами путем династических браков;
  • культурные — культурное влияние более развитых стран, и прежде всего Византии.

Так же нельзя не учитывать личный фактор. Вероятно Владимира принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей по себе добрую память. Не исключено, что его греховное языческое прошлое, например, братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство, в итоге, заставили задуматься о духовном очищении, которое могло бы оставить о нем добрую память. Но, скорее всего, он действовал, исходя из прагматических соображений. Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а следовательно, укрепляло и княжескую власть. [4:115]

Таким образом, на мой взгляд, главная причина принятие христианства это, прежде всего желание князя Владимира укрепить свою власть за счет союза с Византией и за счет возвышения себя над остальными подданными.

Языческая реформа князя Владимира: причины неудачи

Мне кажется неудача этой реформы, прежде всего связана не с разложением племен на Руси, а в том, что Владимир данной реформой пытался возвысить одно племенное божество над другими, что привело к еще большему противоречию. К тому же сам божественный пантеон изживал себя, человечество и общество развивалось, появлялись новые ценности, новые знания и говорить о том, что идет дождь, потому что божество в гневе на людей было нелепо.

Взаимоотношения древнерусских князей с Византией

Новый этап византийско-древнерусских отношений приходится на время княжения Святослава - сына Игоря и Ольги. Разгром Хазарии и продвижение Руси в Причерноморье очень беспокоили Византию. Император Никифор II решил столкнуть между собой Русь и Дунайскую Болгарию, рассчитывая их взаимно ослабить.

Военные действия проходили с переменным успехом.

Киевскому князю пришлось согласиться на заключение договора. По этому договору Святослав терял все, что было завоевано им на Балканах. Русская дружина получила возможность вернуться на Русь со своим вооружением. По дороге домой на них напали печенеги, подкупленные византийской дипломатией. Святослав погиб в бою.

При Владимире отношения с Византией вступили в новый этап, ознаменованный принятием Русью христианства.

Византийский император Василий II обратился к Владимиру за помощью в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию и угрожал Константинополю. За это император пообещал отдать замуж за Владимира свою сестру Анну. Киевский князь выполнил условия договора, а вот император не спешил. Чтобы вынудить его соблюсти условия, Владимир осадил Херсонес и взял его. Императору пришлось выполнить соглашение.

Не было никакого перехода. Монотеистические религии победили в одном из регионов, а потом обитатели этого региона расселились и в другие регионы. В религиозной жизни Индии, Китая, Индокитая, большей части Тропической Африки до сих пор продолжают господствовать различные формы политеизма.

Почему именно в этом регионе [Европа, Ближний и Средний Восток] победил монотеизм и действительно ли он победил, это отдельный вопрос. Многие ведь отрицают, что, например, направления христианства, сформировавшиеся в период от Никейской эпохи до Реформации, являются строгим монтеизмом – из-за иконопочитания, культа святых и проч.

Закон эволюции бытия- это усложнение. От простых (эл.частиц) к сложным (многоклеточным организмам) посредством ОБЪЕДИНЕНИЯ простых в сложные конструкции. Всё мироздание стремится к единству. Это единство и есть Бог. Политеизм был при язычестве. Это было первое духовное постижение окружающей материи. Материя- это суть множественность. Поэтому пантеон богов. Потом люди. Читать далее

Сильно усложнились Боги из-за этого выбор пал на одного Бога Крест ь янского. Потом проявились всё тоже сложности. Но в новом свете. Больше люблю первых Богов. Один Бог не чего не построит толком , а вот много даже спустя много лет всё же та сила. Да и Бог когда то первым появился скорее на одну секунду потом со всеми поделился кто силы на это дал и появилось много. Читать далее

Перехода к монотеизму не происходило. Немного сократилось количество объектов поклонения, но ввести в обиход единого "бога" не получается. На данный момент их десяток: исус, отец (савоаф), св дух, богородица, яхве, аллах, вишну и пр. Не говоря уже о бесчисленной армии ангелов, диаволов, сатанов и прочих высеров людской фантазии.

Такшта политеизм прочно удерживает свои позиции

Вопрос о переходе политеизма в монотеизм нельзя считать разрешённым, поскольку не определён главный постулат : что возникло впервые - монотеизм или политеизм. Пока это предмет серьёзных научных дискуссий. Так как одни учёные - религиоведы полагают, что монотеизм является естественным для человека, но в результате грехопадения последнего, была утрачена связь с Богом, и человек стал поклоняться множеству самых разных божеств.
Что касается второй части вопроса об исчерпании политеизма, как религии, то следует иметь ввиду, что и индуизм, и джайнизм, и буддизм, а также синтоизм являются политеистическими верованиями. Но вот следует ли их считать религиями, вопрос не так однозначен.
Христианство и иудаизм рассматривают эти верования, как язычество, которое глубоко противно единобожию. Поэтому в Священном Писании язычество названо блудом. Поскольку Господь один, и церковь (имеется в виду не здание, а сообщество верных) должна быть одна. Поэтому в Писании Господь назван женихом, а церковь - невестой. Соединение верующих в делах милосердия по Истине названо супружеством или брачным пиром.
Так как христианство не признает многобожие, то оно и против многоженства.
А политеистические верования и культы вообще убрали Господа из своего вероучения, как, например синтоисты в Японии, буддисты или индусы.
Так, что политеизм до сих пор существует и имеет места поклонения в разных странах и у разных народов. Множество современных людей верят в природу, поклоняются камням, водам, деревьям.
Отдаление человека от Бога изменило его отношение и к сверхъестественному в целом. Многие свои проблемы человек пытается решить не с помощью молитвы, как это предписывает культ веры в Единого Бога, а путем магических обрядов, умилостивлением духов. Такие обряды существуют у многих народов Севера, у американских индейцев. Шаманские камлания тоже, по сути, часть обряда, принадлежащего политеизму.
Так, что он далеко себя не исчерпал, если немало людей на земле продолжают верить и поклоняться множеству божеств.
.

Потому как укрепление централизованной власти (вертикали власти) повлекло за собой посягательство на личное пространство каждого человека, понадобился единый бог и его земное воплощение, единый царь. Потом с развитием технической цивилизации запада с его наукой, в природе не осталось места для духов воды, гор, лесов и пр, а так же предков. Остался единый Бог, как нечто трансцендентное, которое можно постичь мистическим образом, вырастая духовно до его образа.

Если говорить о переходе к монотеизму греко-римского мира, то причина в развитии цивилизации, из-за которого слабели внутриобщинные и внутриродовые связи, и бытие каждого человека становилось всё более индивидуальным. Человек, предоставленный сам себе, испытывал чувство одиночества, затерянности во враждебном мире. Люди стали нуждаться в вере в мудрого Создателя, присматривающего за миром в целом и за каждым из живущих в частности. Им захотелось личных и доверительных отношений с любящим и всемогущим богом, воля которого приведёт мир к торжеству добра и справедливости. Мир, управляемый волей единого благого бога, казался не таким пугающим и непредсказуемым, как мир, в котором сталкиваются прихоти многих бессмертных и своевольных богов, духов и демонов.
Уже в конце VI века до нашей эры первые философы скептически относились к пантеону олимпийских богов в том виде, в каком он описан Гомером. Становление эллинистической цивилизации побудило философскую мысль искать благого Единого. А её кризис сделал эти поиски массовыми. Удовлетворить жажду благого единого бога в эпоху поздней античности пытались многие культы и учения, но в жёсткой конкурентной борьбе победило христианство. В дальнейшем выяснилось, что монотеизм удобен правящим элитам с политической точки зрения, и его стали насаждать целенаправленно.

Этого перехода формально не произошло. Даже в христианской церкви Бог - это Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Плюс архангелы, ангелы и нечистая сила во главе с Сатаной.

Хотя тенденция аналогичная объединению частных наук в Науку существует. Идея такая: есть Создатель (один или коллективный), сделал Мир и пошёл по другим делам. Всё объясняет.

Доказывать особо то нечего, либо соглашаться с учеными исследователями истории религий, либо с верующими поддерживать религиозный миф. Монотеизм с точки зрения разрешения вечного философского вопроса о добре и зле, окончательно зашел в тупик. В мифах анимистических религий, политеизма, монолатрии всё ясно и логично. Есть добрые боги и духи, и есть злые. Из за их разборок страдают люди. С приходом идеи всемогущего, всесильного, справедливого и милосердного творца, логика заканчивается. Либо он рукожопый творец, либо садист и извращенец. Ни а каком любящем вселенском боге стройной теории не построишь. Поэтому ни к чему разводить философию и домыслы. Монотеизма как стройной религии физически существовать не может. Софистика и краснобайство религиозных мыслителей и теологов, это попытка запудрить мозги. То что принято называть монотеизмом, всего лишь политический ход, способ создать из верховного священника или царя абсолютную власть. Но для этого было бы достаточно монолатрии, где верховный бог руководит сонмом богов, что прекрасно отражено в библии, т.е монотеизма в большей части Ветхого Завета не наблюдается. Это заимствовано из религии Ассирии, Мардук главный остальные подчиняются, Вавилонский верховный царь главный остальные вассалы. Но эта идея не катила в отношении маленького маргинального народа Израиля. Все их били кому не лень, грабили, расселяли. Возникал вопрос, и он звучит в библии, - куда смотрит Всемогущий Бог Израиля?. И пророки, которые в отличии от религиозного мифа, составляли теократическую верхушку Иудейского народа, нашли хитрый универсальный ответ. Бог иудеев, это Бог всего мира, сейчас он бьет их за не послушание(конечно же жреческой касте), а потом побьет и покорит все народы, а мелкие маргиналы в лице евреев будут управлять всеми народами. Это кое мелочное желание отмстить, и одновременно подчинить малое стадо. Что мы и наблюдаем сегодня в лице невежественных религиозных сообществ во всем мире. Ислам яркий тому пример. А идея богопочитания власти и сегодня востребована в мире политики. Сразу после смерти ап.Павла церковь повернула, в сторону построения монархической структуры.

По Древней Руси мы с вами дорогие друзья, говорили очень много. Но важно понимать, что школьные экзамены все также проверяют причинно-следственные связи. Подробнее о них вы можете узнать здесь. Причины принятия Христианства на Руси надо знать, равно как и причины остальных событий, явлений или процессов в истории России . В этой статье мы кратко их и разберем.

Важно понимать, что целевая аудитория этой статьи — будущие выпускники общеобразовательных школ, которые готовятся к ЕГЭ . Поэтому я кратко в своей манере изложу именно этот материал. Если вы — академик и у Вас диссертация написана на эту тему, то простите уж нам некоторые вольности.

Причины

На Руси в X веке протекало несколько исторических процессов. Одним из них — был переход от политеизма к монотеизму: от язычества к христианству, как мы сейчас уже знаем. Этот процесс шел в рамках другого процесса — образования государственности. И можно смело утверждать, что христианизация Руси — была одной из предпосылок образования государственности.

Почему же обязательно нужен был переход от язычества к Христианству? Неужели на базе язычества оно не могло существовать? Ведь были же Древняя Греция, Римская империя. Эти империи существовали на основе язычества — и ничего!

В чем были причины принятия Христианства? Вот они по пунктам:

  • Во-первых, язычество способствовало децентрализации государственной власти. Ядром этой децентрализации были языческие волхвы, которые непосредственно влияли на местных князей. Народ в древности в гораздо большей степени зависел от веры в божеств: нужно было как-то гарантировать хорошие урожаи, или хорошее поголовье скота, или благополучный исход сражения. Недостаток в знаниях восполнялся верой. И волхвы были тут как тут.
  • Во-вторых, каждое славянское племя верило в своего какого-то главного языческого бога. Новгородцы — , например, верили больше в Перуна, а дреговичи какого-нибудь бога болот. Это также децентрализовало власть и могло способствовать неподчинению власти киевского князя. Поэтому было стремление подчинить все эти племена в религиозном плане Киеву . На самом деле это ведь и произошло в ходе первой религиозной реформы Владимира Святого. Он попытался в 980 году учредить единый киевский пантеон богов. И никто из славянских племен не подчинился этому нововведению. Провал первой религиозной реформы и доказал такое положение вещей.
  • В-третьих, новая княжеская централизованная власть нуждалась в унифицированной и стройной религиозной системе. Один бог, один князь, одна церковь.
  • В-четвертых, все государства, окружавшие Древнюю Русь уже стали монотеистическими. Все поняли неиссякаемый потенциал монотеистической религиозной системы в подчинении населения. Например, монотеистическая религия обращается к населению с помощью писанного слова. А значит будет развиваться письменность — на то время — революционный канал пропаганды. А как вы думаете, почему большевики, как пришли к власти ввели обязательное общее образование? Одна из причин — научить людей читать, чтобы глаголом жечь их сердца. Так-то!
  • В-пятых, языческие государства — считались варварами. Слову князя-варвара нельзя доверять, ведь у нас с ним разные боги. А если бог один, то понятно, что и оснований для доверия больше.
  • В-шестых — личные мотивы Владимира. Он ведь был язычником, да еще братоубийцей. Плюс наложниц у него было немеряно. Вероятно, он задумался о том, как ему дальше жить.
  • В-седьмых — почему было принято именно восточное Христианство (разделение на Православие и Католичество будет только в XI веке)? Дело в том, что с Византией были давние военные и торговые связи. Плюс бабушка Владимира — княгиня Ольга — создала прецедент — лично приняла Христианство в Византии, да еще ее крестным отцом стали император Константин Багрянородный.

Кстати, про значение принятия Христианства и про его последствия писал в этой статье. Также скажу про еще такое последствие — больше идеологическое. Христианство действительно стало идеологией правящей власти на Руси. И не только в Древней Руси, но и далее — вплоть до краха монархии в России в ходе Февральской революции 1917 года. Оно сформировало моральный облик русского народа, и не только его.

В заключении привожу табличку-схему причин:

А на сегодня всё. Поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях. Напишите в комментариях, что думаете обо всем этом!

Кстати, если хотите подготовиться к реальному ЕГЭ по истории на максимальные баллы, то рекомендую наши курсы подготовки. Узнать больше=>>

Читайте также: