Итоги выступление старообрядцев кратко

Обновлено: 04.07.2024

К этому выступлению привела Церковная реформа патриарха Никона. Это движение объединило самые различные социальные слои. Разнообразными были и меры протеста: от самоубийств (в ходе которых только за 20 лет погибло до 20000 старообрядцев) до вооружённого сопротивления царским войскам. Крупнейшие из последних:

Движение раскольников во время Московского восстания (1682г.).

Выступление на Дону (70е-80е года столетия).

Выступления старообрядцев проходили до конца века, даже когда на престол вступил Пётр I.

Для разнообразия переведу. Кхмм:
The uprising was crushed. All Old Believers began to be persecuted. Supporters of the old faith fled to the north, in the Volga region, where they formed communities (monasteries) isolated from the world. Protopop Avvakum was exiled to Siberia, and later, along with his supporters, was burned at the stake.
Nikon, who claimed a special role in the state, actively defended the idea that “the priesthood is higher than the kingdom”, intervened in the solution of political issues, and demanded that he be called the “great sovereign”. As a result, a conflict arose between the king and the patriarch. In 1658, Nikon arbitrarily left the patriarchal throne. In 1666, Nikon was deprived of the patriarchal rank at the cathedral and exiled to the monastery.
However, the persecution of the Old Believers continued. The conflict went beyond the narrow church dispute and turned into one of the forms of social protest of the masses.

Акция! Тепрерь и на немецком

Der Aufstand wurde unterdrückt. Alle Altgläubigen begannen zu verfolgen. Anhänger des alten Glaubens flohen nach Norden in die Wolga-Region, wo sie von der Welt isolierte Gemeinschaften (Sketen) bildeten. Protopop Avvakum wurde nach Sibirien verbannt und später zusammen mit seinen Anhängern auf dem Scheiterhaufen verbrannt.
Nikon, der eine besondere Rolle im Staat beanspruchte, verteidigte aktiv die Idee, dass "das Priestertum höher ist als das Königreich", griff in die Lösung politischer Probleme ein und forderte, dass er "der große Souverän" genannt werde. Infolgedessen entstand ein Konflikt zwischen dem Zaren und dem Patriarchen. 1658 verließ Nikon freiwillig den patriarchalischen Thron. 1666 wurde Nikon in der Kathedrale seiner patriarchalischen Würde beraubt und in ein Kloster verbannt.
Die Verfolgung der Altgläubigen ging jedoch weiter. Der Konflikt ging über den engen kirchlichen Streit hinaus und wurde zu einer der Formen des sozialen Protests der Massen.

Главные события выступления старообрядцев

Основные выступления старообрядцев в 1660-1680 годах

Движение старообрядцев объединяло представителей разных социальных слоев. Они по-разному реагировали на церковную реформу патриарха Никона. Некоторые группы старообрядцев совершали коллективные самоубийства (всего за 20 лет таким способом ушло из жизни около 20 тысяч человек). Другие – оказывали вооруженное сопротивление правительственным войскам.

Старообрядцы

Всего было три случая вооруженных выступлений старообрядцев:

Даже после воцарения Петра I выступления старообрядцев продолжались, хотя таких крупных восстаний больше не было.

Во время выступления старообрядцев

Главные события

Выступления старообрядцев во многом носили хаотичный характер. Но определенную последовательность проследить можно, по крайней мере, в крупнейшем восстании, которое происходило на севере, в Соловецком монастыре. События развивались так:

  1. В ходе русско-шведской войны 1656-1658 годов Соловецкий монастырь становится важнейшим военным форпостом. Его укрепляют по всем правилам фортификационной науки, здесь имеется все необходимое вооружение. Все насельники монастыря — это не мирные люди, но воины. На случай блокады в монастыре имеются съестные припасы, также его снабжают продуктами поморы – монастырь для своего времени был очень влиятельным,
  2. В 1657 году в монастырь присылают из Москвы новые церковные книги для службы, в которые внесены изменения, принятые Никоном. Соборные старцы приказывают запечатать эти книги, а службы проводят по старым,
  3. В 1666-1667 году монахи Соловецкого монастыря пишут и отправляют в Москву пять челобитных – они выступают перед царем в защиту старых обрядов,
  4. В 1667 году церковь созывает Московский собор, на котором старообрядцев предают анафеме, а старый богослужебный чин вовсе отменяется,
  5. В июле 1667 года в Соловецкий монастырь назначают нового настоятеля – отца Иосифа. Он полностью поддерживает церковные преобразования, и предполагается, что он сможет навести порядок и в монастыре. Однако монахи созывают свой собор и отказываются принять нового настоятеля, более того – его изгоняют из монастыря. Новым настоятелем выбирают архимандрита Никанора. Московские власти рассматривают акт неповиновения как настоящий бунт,
  6. Май 1668 года – царь направляет на Соловки стрельцов. Войском командует стряпчий Игнатий Волохов. Считается, что стрельцы смогут привести насельников обители к повиновению. Но увещания посла, которого стрельцы направили в монастырь, на монахов не подействовали. А когда войско попыталось взять обитель силой, его защитники начали стрелять из пушек, и стрельцы вынуждены были отступить.
  7. 1667-1672 годы. Осада Соловецкого монастыря. На самом деле войско вело осаду довольно вяло. Московские власти надеялись на то, что ситуацию получится урегулировать мирным путем. По сути, осаду вели только в летние месяцы, когда стрельцы пытались заблокировать монастырь, оборвать его связи с материком. Зиму войско проводило в Сумском остроге, причем часть стрельцов (тех, что были из местных) распускали по домам,
  8. Лето 1672 года. Власти присылают нового командующего (К. Иевлева) и подкрепление. Теперь монастырь осаждали более 700 человек, но без особого результата,
  9. В сентябре 1673 года опять сменился командующий. Теперь им стал воевода Иван Мещеринов. Московские власти приказали ему переходить к более активным действиям, и он начал обстреливать монастырь из пушек. До этого царь пробовал решить проблему без кровопролития. Всем, кто придет с повинной, обещали прощение,
  10. Зимой 1674 года рано наступили холода, стрельцы были вынуждены опять отступить в Сумский острог. Но на следующий год численность войска была удвоена. Любопытно, что даже в этот, уже более тяжелый период осады, монахи Соловецкой обители молились о здоровье царя Алексея Михайловича. Они перестали молиться за него только в январе 1675 года,
  11. Летом 1675 года военные действия против монастыря возобновились и ужесточились. Обе стороны несли потери. Мещеринов приказал окружить монастырь земляными городками, и под их прикрытием стрельцы начали делать подкопы под укрепление. В августе прибыло подкрепление, и воевода решил не снимать осаду на зиму, хотя стрельцы несли большие потери,
  12. В январе 1676 года воевода предпринял попытку штурма монастыря, но она оказалась неудачной.
  13. В феврале 1676 года один из перебежчиков из монастыря рассказал воеводе о том, что в одной из башен есть слабое место – заложенное кирпичами окно, через которое можно проникнуть за час до рассвета, потому что в это время как раз происходит смена караула. Через две недели несколько десятков стрельцов проникли через это окно на территорию монастыря и открыли ворота войску. Почти все защитники обители погибли в бою, из уцелевших многие были казнены на месте или чуть позднее.

Всего из 500 насельников монастыря выжило 14 человек, в основном их разослали по другим острогам.

Восстание старообрядцев

Последствия выступлений старообрядцев

Ответ на - Выступления старообрядцев при Петре 1, итоги?

Помощь школьнику - Выступления старообрядцев при Петре 1, итоги?

Выступления старообрядцев начались спустя 2 десятилетия после проведения церковной реформы и продолжились и в правление Петра 1. В 1682 году (формально это было правление Петра 1, но из-за малолетства царя, правительницей была его старшая сестра Софья) был принят царский указ 12 статей, который разрешал казнить и пытать сторонников старообрядчества.

Это привело к тому, что целые поселения старообрядцев уходили в глухие леса и жили там, не общаясь с внешним миром. Гонения на них они считали доказательством близкого конца света. В среде старообрядцев возникает идея, что спастись и обрести вечную жизнь можно приняв мученическую смерть. С конца 17 века старообрядцы практикуют массовые самосожжения и доведения себя до голодной смерти. Активного сопротивления со стороны старообрядцев не было. Итогом этого церковного явления было массовое переселение старообрядцев либо на окраины России, либо за ее пределы. Те, кто не бежали, предпочитали коллективные самоубийства.

Читайте также: