Способы и оценка спортивных соревнований кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Система непосредственного определения мест участников соревнования путем ранжирования результатов применяется при проведении личных и лично-командных соревнований по большинству видов спорта, в которых результаты соревнующихся участников оцениваются метрическими единицами (легкая атлетика, велосипедный, конькобежный и лыжный виды спорта, плавание и др.) или суммой баллов, присуждаемых за качественное и технически эстетичное исполнение упражнений (акробатика, гимнастика, фигурное катание и др.).

2. Круговая система основывается на принципе последовательных встреч каждогоучастника (команды) со всеми остальными и применяется главным образом в спортивных играх и единоборствах. При круговой системе итоговое место участника или команды определяется по количеству набранных в соревновании очков. В игровых видах спорта при равенстве очков у одной или нескольких команд для определения победителя могут применяться следующие критерии: - разница забитых и пропущенных мячей или шайб; - количество забитых мячей или шайб; - результат конкретной игры; - жеребьевка. Порядок встреч (игр) по круговой системе определяется жеребьевкой номеров команд или участников. На основании определившихся номеров составляется календарь встреч. Для определения количества игр при проведении соревнований по круговой системе в один круг используют формулу.

Спортивное соревнование — состязание среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания, проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту).

В понимании соревнования широко представлен подход, при котором оно рассматривается как одна из форм социальной оценки на основе сравнения результатов деятельности человека с определенным стандартом, в качестве которого может выступать другой человек, группа, прошлая деятельность того же индивида или некоторый идеализированный уровень деятельности.

Комплексный анализ поведения человека в процессе сопоставления и оценки своих качеств и способностей с соответствующими качествами и способностями других людей, с самим собой в прошлом или с идеальным эталоном выявляет широкий круг различных объективных и субъективных аспектов данной процедуры (ситуации).

Прежде всего, процедура сопоставления качеств (способностей) может быть элементом различной деятельности человека. Так, она может быть вплетена в процесс познания, когда человек изучает себя (или себя и других людей), сопоставляя те или иные качества (способности), выявляемые в ходе этого анализа. Сравнивая себя с другими людьми, с самим собой в прошлом или с идеальным эталоном, стандартом, он стремится выяснить, есть ли в этом плане какие-то отличия и если есть, то как их можно оценить — как позитивные или как негативные. В этом случае сопоставление выступает как субъективная процедура сопоставления определенных качеств (способностей).

  • сопоставление качеств (способностей) осуществляется в процессе борьбы соперников;
  • цель, которую участники этого процесса (по крайней мере один из них, если речь идет, например, о борьбе с силами природы) ставят перед собой, - добиться превосходства над своим соперником, быть первым, лучшим по сравнению с другими, одержать победу над ними.

Таковы лишь некоторые примеры игровой культуры, которая более ориентирована на сотрудничество, нежели на конкуренцию и соперничество. Такая ее направленность вытекает из общественных ценностных ориентаций и культурных стандартов, в соответствии с которыми гуманные отношения людей друг с другом, гармония и сотрудничество ценятся выше, чем успех отдельных лиц, особенно успех тех, кто питает чувство превосходства над другими.

Существуют многообразные формы и виды соревнований. Они отличаются друг от друга по различным параметрам (показателям).

К их числу относятся:

Ответ на вопрос о том, что такое спортивные соревнования и чем они отличаются от других соревнований, существенно облегчается, если обратиться к роли и значению соперничества людей в тех или иных жизненных ситуациях.

Соперничество, безусловно, играет определенную позитивную роль в жизни людей. Как уже отмечалось, при определенных условиях оно позволяет человеку сравнить, сопоставить свои способности со способностями других людей, выяснить, в чем он превосходит их или, напротив, уступает им. Тем самым состязание побуждает людей к активности, к формированию, развитию, совершенствованию своих способностей.

Но соперничество может иметь и негативные последствия. В разнообразных формах состязания, борьбы, конфликтов, постоянно возникающих в жизни людей, соперничество нередко унижает достоинство личности, наносит вред здоровью и даже заканчивается трагически, по крайней мере, для одной из соперничающих сторон. Наиболее ярким примером соперничества с таким его последствием является война. Кроме того, во многих жизненных ситуациях - например, в процессе трудовой или познавательной деятельности людей ~ затрудняется объективная сравнительная оценка способностей, поскольку у разных людей их деятельность, как правило, проходит в различных условиях.

В связи с этим возникает важная социальная задача: найти пути, формы, методы для того, чтобы сохранить, максимально полно использовать позитивные стороны соперничества, устранить (хотя бы смягчить) его негативные стороны, т. е. содействовать гуманизации соперничества (повышению его гуманистической ценности для личности и отношений между людьми).

Вместе с тем найден магистральный путь решения обсуждаемой проблемы: замена обычных соревновательных ситуаций жизнедеятельности людей на искусственно созданные, игровые (условные) с целью создать равные условия для соперников и тем самым обеспечить возможность унифицированного сравнения, объективной оценки качеств и способностей участников соперничества, а также обезопасить их здоровье и достоинство личности, т.е. обеспечить гуманный характер соперничества.

Все эти изменения позволяют использовать соперничество в широких социокультурных целях для решения комплекса социально-педагогических задач, т.е. содействует повышению его значения для личности и общества в целом.

В рамках такой организации соперничества людей и возникает спортивное соревнование.

Они проходят в искусственно созданных ситуациях указанного типа, предусматривают соблюдение определенных правил, в том числе правил-запретов, а также наличие судей, объективно оценивающих те или иные способности соперников.

Значит, по отношению к обычным жизненным соревновательным ситуациям спортивное соревнование выступает как их гуманная модель. Ее гуманность состоит в том, что в соперничестве не ставится задача ранить, уничтожить соперника, унизить его достоинство, все соперники действуют в одинаковых условиях, по одним и тем же правилам, и само соперничество призвано дать им возможность объективно оценить свои способности и содействовать развитию их личностных качеств. Именно этими качествами, например, спортивное соревнование по фехтованию отличается от боевого сражения на шпагах, саблях и т.д., а спортивное соревнование в боксе - от уличной драки.

Каждое спортивное соревнование завершается тем или иным спортивным результатом. По определению Л. П. Матвеева (1999), спортивный результат представляет собой показатель реализации спортивно-достиженческих возможностей спортсмена или команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям и являющийся количественным выражением итогов соревновательной деятельности.

Под спортивно-достиженческими возможностями здесь понимается совокупность способностей, навыков, умений и знаний, которые в комплексе позволяют осуществлять принятые в избранном виде спорта соревновательные действия и добиваться реально доступного для конкретного спортсмена (команды) исхода состязаний.

Спортивные результаты измеряются и оцениваются спортивными арбитрами по некоторым внешним признакам – критериям, позволяющим получить количественную оценку итогов соревновательной борьбы. Принятые в различных видах спорта критерии оценки результатов имеют, естественно, свои отличия. В целом их можно условно подразделить на: объективные, субъективные и смешанные. Условность такого разграничения в том, что момент объективности и субъективности есть почти во всей совокупности практических критериев оценки спортивных результатов, но в разных соотношениях.

Объективные критерии – сопряжены с замером некоторых физических параметров: длины или высоты прыжка; дальности полета снарядов; времени преодоления дистанции – в беге, плавании, лыжных гонках; веса поднимаемого спортивного снаряда – в тяжелой атлетике; и т. п. При их измерениях используется относительно точный инструментарий. При этом результат можно получить независимо от оценивающих его лиц.

Смешанные критерии – те, в которых приблизительно в одинаковой мере сочетаются объективные и субъективные слагаемые оценки. В спортивных играх и единоборствах результаты оцениваются по точности выполнения определенных действий: попадание мячом, шайбой и т. п. в целевую мишень (корзину, ворота и др.), выполнением определенного приема, точного и сильного удара и т. п. Вместе с тем исход эпизодов и всего состязания оценивается арбитрами в немалой зависимости от субъективных особенностей их восприятия и оценочных суждений качества исполнения действий.

Следует отметить, что эволюция критериев в целом шла и идет по пути их объективизации и увеличения степени точности оценочных процедур. Этому в настоящее время способствуют разработка определенных количественных методов оценки результатов, внедрение новых технических средств объективного контроля, скомпонованных с компьютерами, телевизионной и иной аппаратурой.

Спортивным достижением отдельного спортсмена или команды можно назвать те результаты, которые превосходят предыдущие и характеризуются занятием более высоких мест в состязании, выполнением определенного норматива спортивной классификации, завоеванием почетного звания и т. п.

С ростом популярности спорта спортивные достижения получают все более широкую общественную оценку. Их значимость повышается в связи с тем, что их уровень в определенной мере отождествляется с уровнем развития культуры общества, государства и его социальной системы. Вполне очевидно, что спортивные достижения в массовом спорте обеспечивают оценку динамики общей подготовленности занимающихся на уровне массовых разрядов. Спорт высших достижений ориентирован на абсолютный максимум достижений. Поэтому спортивный результат как количественная характеристика спортивного достижения имеет самостоятельную ценность для человека. Спортивное достижение оценивается как спортсменом, так и обществом в соотношении с масштабом и рангом соревнований, квалификацией соперников, условиями проведения соревнований и, особенно, в его сопоставлении с рекордом.

Рекорды – это спортивные результаты, превышающие все ранее достигнутые на официальных соревнованиях определенного ранга.

Рекорды регистрируются только в тех видах спорта, в которых спортивный результат может быть определен в стандартных условиях и количественных единицах измерения: веса, расстояния, времени, количества попаданий и т. п. В других случаях результаты, превышающие ранее достигнутые, определяются как высшие достижения. Различают рекорды и высшие достижения – мировые, олимпийские, континентальные и т. п. Отдельно фиксируются рекорды для мужчин и женщин, а также в различных возрастных группах (юноши, юниоры, взрослые, ветераны).

Спортивные результаты и достижения неотделимы от субъекта деятельности (спортсмена), свидетельствуют об уровне развития прогрессивных сил индивида, его способностей в избранной сфере. При этом высшие достижения и рекорды служат интегральными критериями спортивной культуры, наглядным примером качества системы подготовки в конкретном виде спорта, сложившейся в той или иной стране, и в какой-то мере характеризуют уровень культуры общества.

Соревнования это особая сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать его способности при их максимальном проявлении. Это специально организованные мероприятия, участники которых в ходе неантагонистического соперничества сравнивают свой уровень подготовленности в каком-либо виде спорта в строго регламентированных условиях борьбы за первенство.

ВложениеРазмер
klassifikatsiya_sorevnovaniy.docx 18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности.

Соревнования это особая сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать его способности при их максимальном проявлении. Это специально организованные мероприятия, участники которых в ходе неантагонистического соперничества сравнивают свой уровень подготовленности в каком-либо виде спорта в строго регламентированных условиях борьбы за первенство.

В соревновательном упражнении совокупность двигательных действий (движений) направлена на достижение максимально возможного спортивного результата. В одном случае результат – это секунды, метры, килограммы, очки, при этом способ выполнения хотя и обусловлен, но не оценивается. В другом, результатом является сам процесс выполнения соревновательного упражнения, который оценивается в баллах.

Сущность соревнования (соревновательной деятельности) заключается в установлении сильнейших спортсменов или команд и распределении их по ступеням иерархической лестницы от первого места до последнего.

Проводятся соревнования в пределах утвержденного кодекса правил под контролем специальных лиц (членов жюри, спортивных судей). Результаты участников и занятые ими места составляют продукт соревнования.

Классификация соревнований осуществляется на основе правил, положений и календарей соревнований.

По цели соревнования могут быть основными, подводящими, отборочными, контрольными, зрелищными, массовыми, коммерческими.

По составу соревновательных действий существуют соревнования по отдельным видам спорта (плаванию, волейболу и др.) или комплексные (Спартакиады).

По масштабу: ДЮСШ, районные (городские), региональные (областные), межрегиональные, всероссийские, международные);

По форме зачета существуют личные, командные и лично-командные соревнования.

По контингенту соперников проводят деление соревнований по квалификации, полу, возрасту (детские, юношеские). По территориальной принадлежности соревнования могут быть Краевые, Республиканские, Европейские.

По характеру организаци и соревнования могут быть открытые, закрытые, традиционные матчевые.

По условиям проведения соревнований выделяется признак периодичности (ежегодно, один раз в два года и т.п.) и признак места проведения (в закрытых помещениях, на открытом воздухе, на равнине, высокогорье).

Официальные соревнования (мероприятия) – соревнования (мероприятия), включенные в календарные планы: Федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта,
органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, имеющих право присваивать спортивные разряды.

Грубо говоря, это соревнования, которые включены в календарный план мероприятий федераций по видам спорта.

Командные соревнования – вид программы с участием трех и более спортсменов (групп, экипажей, пар и т.д.) в каждой из противоборствующих сторон, результаты которых суммируются с целью определения команды-победительницы.

Командный зачет – ранжирование сборных команд – участниц соревнований
с учетом итогов выступления спортсменов во всех видах программы соревнований. В командном зачете медали не разыгрываются.

Чемпионат – соревнование с участием сильнейших спортсменов (команд) без ограничения верхней границы возраста . Чемпионаты проводятся по территориальному принципу (среди муниципальных образований, субъектов Российской Федерации, федеральных округов). В игровых командных видах спорта чемпионаты могут проводиться среди сильнейших команд физкультурно-спортивных объединений (клубов).

Розыгрыш Кубка – соревнование с участием спортсменов (команд) без ограничения верхней границы возраста. Розыгрыш Кубка, как правило, проводится в несколько этапов и вручается он победителю в командных соревнованиях или командном зачете.

Первенство – соревнования среди детей, подростков и молодежи с ограничением возраста участников соревнований. Первенства проводятся по территориальному принципу.

Уровень соревнований: международный, всероссийский, межрегиональный (федерального округа), субъекта Российской Федерации, муниципального образования; физкультурно-спортивных организаций, имеющих право присваивать спортивные разряды.

Зональные соревнования – соревнования, проводимые с участием спортсменов более чем из одного федерального округа и являющиеся отборочными к чемпионату, первенству, розыгрышу Кубка России. По своему уровню приравниваются к федеральному округу.

1 олимпийские игры, паралимпийские игры, сурдолимпийские игры, чемпионат мира, всемирные игры, розыгрыш Кубка мира, первенство мира, другие официальные международные соревнования,

2 чемпионат Европы, розыгрыш Кубка Европы, первенство Европы, чемпионат России, розыгрыш Кубка России, первенство России, другие официальные всероссийские соревнования,

3 чемпионат федерального округа Российской Федерации, первенство федерального округа Российской Федерации, чемпионат субъекта Российской Федерации, розыгрыш Кубка субъекта Российской Федерации, первенство субъекта Российской Федерации, другие официальные соревнования субъекта Российской Федерации,

4 чемпионат муниципального образования, первенство муниципального образования, другие официальные соревнования муниципального образования,

соревнования физкультурно-спортивных организаций, имеющих право присваивать спортивные разряды.

Чемпионат и первенство гг. Москвы и Санкт-Петербурга по рангу приравниваются соответственно к чемпионату и первенству федерального округа Российской Федерации.

Если перевести все из вышесказанного на нашу спортивную школу, то можно сделать вывод, что соревнования, в которых участвуют спортсмены необходимо четко разделять по рангу, целям и уровням.

Например, если соревнования называются областными, то и должны участвовать соперники как минимум из 4 городов, и спортсмены, которые имеют разряды, хотя бы не ниже 3 юношеского.

Так же я считаю, что нужно учитывать и специфику вида спорта, если велоспорт в Иркутской области культивируется всего в 4 – городах, то легкая атлетика есть практически в каждом городе…

Присвоение разрядов проходит согласно Единой всероссийской спортивной классификации по видам спорта. Изучайте ее внимательно.

Читайте также: