Реформа сената екатерины 2 кратко

Обновлено: 30.06.2024

Одним из первых мероприятий Екатерины II в сфере управления стало реформирование Сената в 1763 г. Во главе Сената теперь стоял генерал-прокурор, в подчинении которого находились шесть обер-прокуроров, управляющих каждый своим департаментом в составе Сената.

В целом полномочия Сената оказались урезаны. В частности, Сенат лишался законодательной инициативы и превращался в орган контроля за государственным аппаратом, сохраняя за собой функции высшей судебной инстанции. Законотворческая деятельность еще больше сосредотачивалась в руках императрицы и ее приближенных.

Одним из самых ярких событий первых лет правления императрицы, когда Екатерина была еще молода и, вероятно, искренне верила в возможность реализации идей Просвещения в России, стал созыв Уложенной комиссии ( 1767-1768 гг. ).

Замысел по созыву Уложенной комиссии был вполне разумный: выявить основные проблемы и самые болезненные трудности разных сословий и на основе этих данных провести широкомасштабные реформы, систематизировать законодательство.

Уже в 1766 г. Екатерина II опубликовала Манифест о созыве комиссии. Предполагалось провести выборы депутатов от всех сословий, кроме крепостных крестьян. Всего по стране было избрано около 600 депутатов, большую часть которых составляли дворяне и горожане. Интересы сельского населения (крестьяне, казаки) было представлены примерно 20% депутатов. Присутствовали на комиссии представители и от духовенства.

Первое заседание комиссии прошло в Москве, остальные были перенесены в Санкт-Петербург.

Некоторые историки утверждают, что вся комиссия была лишь пропагандистским мероприятием, направленным на создание возвышенного и прогрессивного образа императрицы как в России, так и за рубежом.

Тем не менее, почти полтора года работы Уложенной комиссии не прошли зря. Многие дальнейшие реформы императрицы, в частности губернская реформа, опирались на некоторые итоги и выводы, сделанные Уложенной комиссией.

Упомянутая выше губернская реформа имела большое значение для страны. Реформа отчасти была спровоцирована пугачевским восстанием ( 1773-1775 гг. ), которое вскрыло низкую эффективность административно-территориальной системы страны. Губернии в России впервые ввел еще Петр I , разделив страну на 8 крайне неравномерных губерний, которые делились на уезды, провинции, доли и прочие единицы, соотношение между которыми постоянно менялось, что создавало немалую путаницу. В период Эпохи дворцовых переворотов количество губерний возросло до 23, но они всё равно оставались крайне неравномерными по количеству населения, что не придавало эффективности системе местного управления.

В 1775 г., в результате губернской реформы Екатерины II, Российская империя была поделена на 53 губернии (или наместничества), в каждой из которых проживало примерно по 300-400 тысяч человек. Губернии, в свою очередь, делились на уезды с населением приблизительно по 20-30 тысяч человек каждый (то есть, как правило, одна губерния состояла из 10-12 уездов). Такая система административно-территориального устройства с незначительными изменениями сохранялась в России вплоть до 1917 г.

Центром каждой губернии (наместничества) должен был быть крупный город. На все 53 губернии крупных городов не хватало, поэтому Екатерина II переименовала крупные села в города. Так в России значительно возросло количество городов, однако, рост этот был лишь на бумаге.

Каждой губернией управлял губернатор (наместник), а объединением из нескольких губерний руководил генерал-губернатор, сосредотачивавший в своих руках огромную власть. Генерал-губернаторы подчинялись напрямую императрице, но назначил их Сенат.

Во главе каждого уезда стоял капитан-исправник, избираемый местным дворянством на три года.

Города были превращены в отдельные административные единицы с довольно жестким полицейским контролем.

Губернская реформа Екатерины II вызвала немало критики как у современников, так и у исследователей. В качестве недостатков реформы отмечается тот факт, что новое деление страны не учитывало ни реальных экономических связей, ни национального фактора. Реформа значительно увеличила расходы казны на внутреннее управление.

Благодаря успешной внешней политике Россия при Екатерине II получила выход к Черному морю и присоединила Крым. В связи с этим Запорожская сечь потеряла свою особую значимость для российских властей как некая защитно-буферная зона между Россией и ее внешнеполитическими врагами (крымские татары, Турция). Более того, казаки Запорожской сечи с их свободолюбивым образом жизни и особыми традициями порой доставляли немало хлопот правительству России. Так, в 1775 г., параллельно с губернской реформой, Екатерина II приказала ликвидировать Запорожскую сечь .

Запорожское казачество было расформировано и распущено, однако, спустя 12 лет из бывших запорожцев было создано Войско верных запорожцев , известное в дальнейшем как Черноморское казачье войско. В 1792 г. запорожские казаки переселились в Кубань, где и основали город Екатеринодар – современный Краснодар.

Таким образом, реформы Екатерины II в сфере управления являют собой классический пример того, когда идея была хорошей, а практическая реализация оказалась далека от задуманного идеала. "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". В наибольшей степени это касается работы Уложенной комиссии. Из всех реформ императрицы в сфере управления, наиболее полезной, видимо, оказалась лишь губернская реформа.

В следующей статье рассмотрим развитие отечественной литературы в годы правления Екатерины II.

Обязательно вступайте в нашу группу в vk ! Там еще много интересного и полезного для подготовки к ЕГЭ по истории!

После проведенной реформы сената основная законодательная власть перешла к правящей императрице. Сам сенат был разделен на 6 подразделений.

Реформа сената

Сенат был создан в 1711 году как высший государственный орган по вопросам законодательства, финансов и администрирования. Понятно, что он ограничивал абсолютную власть монарха, и с сенаторами приходилось делить властные полномочия. Так было до 1763 года, пока престол не заняла Екатерина Алексеевна, чьей главной целью было закончить эпоху дворцовых переворотов путём усиления абсолютизма и большего сосредоточения власти в одних руках. Сенат, конечно же, не мог остаться существовать в той форме, которой он существовал во времена прошлых властителей.

Попытка сохранения старого сената

Дипломат Никита Иванович Панин, понимая, что реформа сената Екатерины II неизбежна, предложил ей проект своего видения роли данного органа в государстве. По его проекту, императрица должна была делить государственную власть с рядом чиновников из сената, достаточно компетентными, чтобы давать советы правителю и всячески помогать в управлении.

Но у только взошедшей на престол монархини были совсем другие взгляды на власть и, вместе с тем, на сенат. Ей не нужны были помощники в управлении страной, а потому проект Панина был отклонен. Более того, была проведена реформа, цели которой были полностью противоположными проекту старого дипломата.

Рисунок 1. Заседание сената

Окончательное решение вопроса Сената

26 декабря 1763 года по личному приказу Екатерины сенат был переорганизован, его функции и задачи сильно изменились. По содержанию реформы он перестал быть единым органом и был разделён на 6 подразделений, каждое из которых отвечало за свою часть государственного управления. Во главе каждого стоял обер-прокурор, во главе первого департамента и всего сената — генерал-прокурор. Функции каждого департамента были следующие:

  • первый отвечал за государственную политику в Санкт-Петербурге;
  • второй занимался судебными делами столицы;
  • третий осуществлял контроль над наукой, культурой и образованием;
  • четвертый заведовал военными и морскими делами;
  • пятый был ответственен за государственную политику в Москве;
  • шестой, закономерно, разбирал судебные дела по Москве.

В каждом департаменте заседало 3-4 человека, а решения принимались единогласно. Если же согласия не было, то вопросы разрешались заседанием всех членов сената.

Результат и историческое значение реформы

Политической целью и сутью реформы было как можно большее ослабление влияния сената на политику страны, из-за чего в результате преобразований роль этого учреждения в государственном аппарате была понижена до минимума. Военные и морские коллегии, которые раньше находились под контролем этого органа, стали обособленными, а учреждение губерний заставляло чиновников считаться еще и с губернаторами, забравшими часть сенаторских полномочий себе. Но самой больной раной является ликвидация сената как законодательного органа, императрица возложила эти обязанности на себя.

Рисунок 2. Абсолютная монархиня Екатерина Алексеевна

Вместе с тем реформа ускорила данное учреждение, решение принимались быстрее, а наиболее важные вопросы решали прокуроры, которые конкурировали за милость монархини.

Сутью преобразования сената была ликвидации слишком широких властных полномочий, сделав правительственный аппарат целиком и полностью зависящим от монарха. Это усилило самодержавие в России, доверив императору все рычаги управления без ограничения. К сожалению, это сыграло злую шутку в дальнейшем, когда стране были необходимы реформы и делегирование властных полномочий, попытки реформирования привели к тяжелым последствиям.

Реформа Сената Екатерины II – это реформа организации Сената, проведенная Екатериной II.

Сенат до реформы Екатерины

Правительствующий Сенат – это высший орган законодательной, исполнительной и судебной власти Российской империи, который подчинялся императору.

Сенат был создан в правление Петре I в 1711 г. как высший орган государственной и законодательной власти, для решения всевозможных дел определенной группой лиц в отсутствие Петра. Этот орган был выборным, и туда входили ближайшие сподвижники царя, который контролировал их действия. Сначала по главе Сената стоял обер-секретарь, но позже функции контроля за порядком на заседаниях были переданы гвардейским штаб-офицерам. Они, в свою очередь, в 1722 г. заменились прокуратурой (прокурор во главе).

После Петра Сенат потерял многие функции, поскольку при Екатерине I и Петре II главным органом государственной власти являлся Верховный Тайный совет, который впоследствии забрал у Сената почти все его права и функции. Анна Иоанновна же Верховный тайный совет упразднила и восстановила в функциях Сенат. Значительные изменения в деятельности Сената произошли при Екатерине II.

Реформа Екатерины

При Екатерине II Сенат возвращает себе положение высшего государственного учреждения в стране, а Императорский Совет ликвидируется. Однако значение Сената в системе государственного управления меняется, поскольку Екатерина с недоверием относилась к Сенату с традициями елизаветинского времени. В 1763 г. выходит указ, согласно которому Сенат делится на 6 департаментов (4 из них находятся в Петербурге, а 2 в Москве). Распределение функций было следующее:

Готовые работы на аналогичную тему

  • I департамент: внутренние и политические дела;
  • II департамент: судебные вопросы;
  • III департамент: дела губерний, которые находятся на особом положении (Малороссия, Лифлиндия, Эстляндия, Нарва, Выборгская губерния);
  • IV департамент: военные и морские дела;
  • V департамент: административные вопросы;
  • VI департамент: судебные дела.

Генерал-прокурор и обер-прокуроры получили намного больше возможностей влиять на решение дел в Сенате. Так, при каждом департаменте, кроме I, с 1763 г. учреждался свой обер-прокурор, а при I департаменте он был учрежден в 1771 г. (до этого обязанности были возложены на генерал-прокурора).

Разделение Сената на департаменты имело положительное воздействие, поскольку это ускорило процесс делопроизводства Сената, который обычно проходил достаточно медленно.

Кроме того, у Сената были отняты те дела, которые представляли настоящую государственную важность; в ведении Сената остались лишь суд и простая административная деятельность. Значимым ударом по роли Сената оказалось лишение его законодательных функций. Раньше он являлся законосовещательным органом, а в большинстве случаев именно от него исходила инициатива принятия новых законов. В правление же Екатерины большинство важных законодательных мероприятий (губернская реформа, городская реформа, Жалованная грамота дворянству) проводились без участия Сената. Он был даже отстранен от участия в работе Уложенной комиссии.

Таким образом при Екатерине у Сената осталась малая часть его былых функций - пополнение мелких пробелов в законах, не имеющих особого значения, причем эти положения надо было посылать на утверждение высшей власти.

Вероятно, что Екатерина особо не доверяла тем, кто находился в Сенате, и понимала абсолютную зависимость этого органа от его же канцелярии и неспособность вести активное делопроизводство. Кроме того, она видела, что многие части управления Сенат довел до беспорядка, требующего немедленного устранения. Таким образом, те дела, которым Екатерина придавала особое значение, передавались отдельным лицам, которым императрица доверяла. Среди этих лиц большую роль играл генерал-прокурор А. А. Вяземский, что значительно расширило его влияние. Он фактически был и министром финансов, и юстиции, и внутренних дел, и государственным контролером. Появлялись целые ведомства, главы которых подавали дела императрицу непосредственно, в обход Сената.

Большим ударом по Сенату стало и вывод из-под его ведения военной и морской коллегии, что особенно сильно отразилось на его III и IV департаментах. Губернская реформа также умалила значение Сената, ибо создание новых государственных учреждений в губерниях отняло у Сената еще часть его функций. Ему приходилось создавать новую систему отношений с губернскими органами, но они не соответствовали реальности. Несогласованность действий Сената и губерний в итоге вытекла в том, что генерал-губернатор мог приносить императрице дела непосредственно, не посредством Сената, который оказался среди мелких административных дел, присылаемых ему с губернских правлений и казенных палат.

При этом значение Сената возросло в сфере судопроизводства, и он стал, в большинстве своем, судебным органом. И все же значение сенаторов снижалось под влиянием двух основных факторов:

  • огромное влияние на дела обер-прокуроров и генерал-прокуроров;
  • повсеместное допущение всеподданейших жалоб не только на департаменты, но и на общие собрания Сената.

Итак, была проведена масштабная реорганизация сенатских структур. Ответственность сенатских подразделений была разделена, многие функции вышли из-под ведения Сената, перейдя к другим государственным учреждениям. Роль Сената в государственной системе свелась лишь к устранению недосмотров в сфере законодательства, а также к контролю за исполнением законов и процессом судопроизводства.

Реформы Екатерины 2 затронули все аспекты внутренней политики. Она реформировала страну, создавая централизацию власти в Петербурге, а также воздействуя на социальную структуру страны для формирования сильной элиты в государстве.

Реформы Екатерины 2 таблица

Открытие дворянского и Купеческого банков.

Создание системы образовательных учреждений/

Создана Комиссия об учреждении училищ, в составе которых работал специально приглашенный из Австрии известный педагог В.И.Янкович де Мириево. Комиссия разработала план создания двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В их программы были включены математика, история, география, физика, архитектура, русский и иностранный языки. Были изданы ряд пособий для учителей, инструкции, учебники.

В результате всех этих мер в Росси впервые возникла единообразная система учебных заведений с общей методикой преподавания и организации учебного процесса, основанного на классно-урочном обучении. Народные училища были бессословными, но существовали они лишь в городах и это практически закрывало доступ к обучению в них крестьянских детей.

Секуляризационная реформа

Финансовая реформа

В 1769 году были открыты Ассигнационные банки в Санкт-Петербурге и Москве, получившие право выпускать бумажные ассигнации взамен металлических денег. С 1770 года банки стали не только выдавать ссуды представителям всех сословий, но и брать деньги на хранение с выплатой процентов вкладчикам. В 1786 году на базе Санкт-Петербургского и Московского банков основывается единый Государственный заемный банк.

Губернская реформа

В соответствии с губернской реформой от 7 ноября 1775 года, Россия была разделена на 50 губерний (вместо 15); трехуровневое административно-территориальное деление (губерния - провинция - уезд) заменялось двухуровневым: губерния и уезд. Реальная власть на местах перешла к дворянству, представители которого становились правительственными чиновниками. Появились независимые суды разных инстанций по уголовным и гражданским делам.

Градостроительная реформа

Последующие тридцать лет оказались для комиссии весьма плодотворными - для 419 из 497 русских городов (существовавших по данным на 1787 год) были подготовлены генеральные планы на основе образцовых проектов.

Полицейская реформа

Жалованная грамота дворянству

Итоги реформ императрицы Екатерины II

Реализованные Екатериной Великой административные, экономические и социальные реформы явились мощным толчком для дальнейшего развития России в XVIII веке, способствовали формированию Российской империи как сильного государства.

Читайте также: