Выделение человека из животного мира кратко

Обновлено: 14.05.2024

Возникновение человеческого общества.

Эпоха формирования и развития первобытно-общинных отношений имеет огромное значение в истории человечества. Она начинается с выделения человека из мира животных. На протяжении этой эпохи были заложены основы всего дальнейшего развития материальной и духовной культуры человеческого общества.

Первые два этапа являются временем выделения наших древнейших предков из мира животных. Они стали вследствие этого и поворотным пунктом в истории нашей планеты, открыв длительный, тяжёлый и сложный, но великий путь развития труда и общества, который шёл от бессилия перед природой ко всё возрастающей власти человека над ней.

Чтобы полнее представить ход событий на этих первых этапах истории человека, а также и на всём протяжении первобытной истории, необходимо прежде всего иметь в виду ту естественно-географическую обстановку, те события в истории земного шара, на фоне которых происходили изменения в жизни наших отдалённых предков, во многом тесно связанные с изменениями в окружавшей их природе.

Ближайшие предки человека

Третичный период по сравнению со всей историей человека длился чрезвычайно долго. Начался он около 70 млн. и закончился примерно 1 млн. лет тому назад.

Значение третичного периода в истории Земли, особенно её животного и растительного мира, очень велико. За это время произошли большие перемены в облике земного шара. Образовывались обширные горные области, моря и заливы, менялись очертания целых материков. Возникли горы Кавказа, Карпаты и Альпы, поднялась центральная часть Азии, увенчанная горными цепями Памира и Гималаев.

Одновременно происходили не менее важные изменения в растительном и животном мире. Древнейшие растения, в том числе гиганты-саговники, древовидные папоротники и гигантские хвощи, давно уже уступили место более совершенным построению покрытосеменным растениям. Началось время господства млекопитающих животных. Совершилось, наконец, и важнейшее в истории развития жизни на земле обытие, подготовленное всей прогрессивной в целом эволюцией животного и растительного мира: в конце третичного периода в результате процесса длительного развития появляются ближайшие предки человека.

Материалистически мыслящие естествоиспытатели, особенно Чарлз Дарвин, собрали к середине XIX в. громадный материал, позволяющий в общих чертах представить облик тех древних антропоидных (человекообразных) обезьян, которые должны были явиться непосредственными предками человека. Учёные выяснили основные черты образа жизни антропоидов и те биологические предпосылки, которые в ходе борьбы за существование подготовили переход от обезьяны к человеку путём естественного отбора.

Открытие костей дриопитека явилось блестящим подтверждением материалистической теории Дарвина о происхождении человека от древней человекообразной обезьяны, так как впервые дало конкретное представление о том, как на самом деле должны были выглядеть эти обезьяны — предки человека.

Причина перехода австралопитеков к прямохождению объясняется общими условиями их жизни и борьбы за существование. В течение предшествующих сотен тысячелетий обезьяны в отличие от животных, ведущих наземный образ жизни, были четверорукими существами, широко применявшими свои конечности, в первую очередь передние, именно для хватательных движений. Н о в отличие от других обезьян, которые жили на деревьях в тропическом лесу, передвигаясь по деревьям при помощи всех четырёх конечностей и хвоста, австралопитек жил в местностях, уже в те далёкие времена почти безлесных и полупустынных — на западе и в центре Южной Африки. Эти условия предопределили переход от лазаний по деревьям к наземной жизни, к передвижению с помощью одних нижних конечностей.

На это указывает строение костей верхних конечностей австралопитека. Его большой палец противопоставлялся остальным пальцам и в отличие от большого пальца у современных антропоидов был относительно велик. Поэтому австралопитеки вполне могли выполнять своими руками такие хватательные операции, которые затруднительны или недоступны для современных нам высших обезьян.

Следующей важной особенностью австралопитека, тоже неразрывно связанной с прямохождением, являются черты строения черепа, указывающие на более вертикальную, чем у других антропоидов, посадку головы. Это видно из того, что на значительной части затылка австралопитека не было уже сильных шейных мышц , которые должны были удерживать голову на весу при горизонтальном её положении. Такая посадка головы австралопитека должна была способствовать в дальнейшем. более ускоренному развитию мозга и черепа предков человека.

Все эти взаимно связанные особенности, сложившиеся на протяжении сотен тысяч лет в условиях наземной жизни, поставили обезьян типа австралопитека в особое по сравнению с другими человекообразными обезьянами положение, открыли перед ними совершенно новые возможности в борьбе за существование. Освобождение передних конечностей от опорных функций и расширение их хватательной деятельности сделали возможным развитие деятельности австралопитека по совершенно новому пути — по пути всё более и более расширяющегося и систематического употребления различных предметов, в первую очередь палок и камней, как естественных орудий.

Постоянное употребление мяса животных этими древними обезьянами в отличие от тех обезьян, которые жили на деревьях и питались преимущественно растительной пищей, содействовало их ускоренному прогрессивному развитию. Мясная пища позволила предкам человека быстрей и полней совершенствоваться из поколения в поколение, так как оказала большое влияние на развитие их мозга, .доставляя мозгу необходимые для его развития вещества в большем количестве, чем раньше, и в более концентрированном, легче усвояемом виде. Усиленное снабжение мозга веществами, нужными для его роста, являлось совершенно необходимым. Борьба за существование была сопряжена с применением первичных .необработанных орудий, она требовала непрерывного развития и усложнения .условно-рефлекторной деятельности, роста сообразительности и находчивости.

Роль труда в выделении человека из животного мира

Обезьяны типа австралопитека под давлением борьбы за существование в корне изменили свой образ жизни, перейдя в поисках пищи от лазания по деревьям тропического леса к наземной жизни. Одновременно открылисьи совершенно новые возможности для развития мозга этих обезьян, определявшиеся переходом к прямой походке, а также тем, что голова стала постепенно приобретать вертикальное положение.

Но самое существенное, решающее, заключалось при этом вовсе не в одних только чисто биологических предпосылках становления человека, блестяще вскрытых Дарвином.

Позднетретичные обезьяны типа австралопитека ещё не умели выделывать искусственные орудия и пользовались лишь готовыми, имеющимися в природе,— палками и камнями. Но они, повидимому, уже не могли существовать без употребления таких, хотя бы вначале данных самой природой, орудий, потому что не имели естественного вооружения, которое могло бы противостоять естественному вооружению их кровожадных противников из мира хищных зверей — у них не было ни острых когтей, ни таких зубов, как у хищников.

Но зато в постоянном употреблении, а затем в изготовлении орудий (сначала в виде простых палок и острых камней) зарождалась трудовая деятельность, на первых порах ещё в значительной мере инстинктивная, затем всё более систематическая и осознанная. Трудовая деятельность была не индивидуальной, а коллективной, объединявшей и сплачивавшей стадные группы наших отдалённейших предков такими крепкими и гибкими узами, каких не знает и не может знать никакое другое животное, также ведущее стадный образ жизни.

В процессе закрепления, развития и усложнения этой первичной трудовой деятельности столь же медленно, но неудержимо и последовательно изменялся весь организм наших предков. В первую очередь всё более и более развивались их руки, а вместе с ними и мозг. Углублялась и расширялась высшая нервная деятельность.

На начальном этапе формирования человека, к которому относится появление обезьян типа австралопитека, назревали, разумеется, только предпосылки для возникновения трудовой деятельности. Но именно отсюда, из отдалённей шей глубины тысячелетий, начинается дорога к труду в настоящем смысле этого слова, к намеренному изготовлению искусственных орудий первобытными людьми.

Значение второго этапа, связанного с изготовлением орудий труда, исключительно велико. С ним начинается развитие человека в собственном смысле этого слова, а вместе с тем — история общества, история человеческого мышления и речи. Правда, первые выделившиеся из животного царства люди были ещё, по словам Энгельса, так же не свободны, как и сами животные. Но каждый шаг в развитии труда был шагом к освобождению человека от полного подчинения стихийным силам природы.

В труде, в добывании средств существования при помощи искусственно произведённых людьми орудий труда возникали и укреплялись социальные связи: стадо обезьян, взявших палки, постепенно и очень медленно превращалось в человеческий коллектив — в общину первобытных людей.

Питекантроп

Большим достижением передовой науки в конце XIX в. явились находки останков ещё более высокоорганизованных существ, чем австралопитек. Останки эти датируются уже целиком четвертичным периодом, который делится на два этапа: плейстоцен, продолжавшийся примерно до VIII—VII тысячелетий до н. э. и охватывающий доледниковое и ледниковое время, и современный этап (голоцен). Открытия эти целиком подтвердили взгляды передовых естествоиспытателей XIX в. и теорию Ф. Энгельса о происхождении человека.

В 1936 г. в Моджокерто, также на Яве, был найден череп ребёнка питекантропа. Там же оказались кости животных, в том числе, как полагают, несколько более древних, нижнеплейстоценового времени. В 1937 г. местные жители доставили в Бандунгскую геологическую лабораторию из Сангирана наиболее полную крышку черепа питекантропа, с височными костями, а затем в Сангиране же были обнаружены и другие останки питекантропа, в том числе ещё два черепа. Всего в настоящее время известны останки по крайней мере семи особей питекантропа.

Как показывает само его название, питекантроп (обезьяночеловек) связывает древних высокоразвитых обезьян типа австралопитека с первобытным человеком более развитого типа. О таком значении питекантропа наиболее полно свидетельствуют черепа из находок в Триниле и Сангиране. В этих черепах сочетаются специфические обезьяньи и чисто человеческие черты. К первым относятся такие особенности, как своеобразная форма черепа, с резко выраженным перехватом в передней части лба, около глазниц, и массивным, широким надглазничным валиком, следы продольного гребня на темени, низкий свод черепа, т. е. наклонный лоб, и большая толщина черепных костей. Но в то же время питекантроп был уже вполне двуногим существом. Объём его мозга (850—950 куб. см) был в 1,5—2 раза больше, чем у современных нам человекообразных обезьян. Однако по общим пропорциям и степени развития отдельных долей мозга питекантроп больше приближался к антропоидам, чем к человеку.

Судя по остаткам растений, в том числе превосходно сохранившимся листьям и даже цветам, найденным в отложениях, непосредственно перекрывающих костеносный тринильский слой, питекантроп жил в лесу, состоявшем из деревьев, которые и сейчас растут на Яве, но в условиях несколько более прохладного климата, существующего ныне на высоте 600—1 200 м над уровнем моря. В этом лесу произрастали цитрусовые и лавровые деревья, фиговое дерево и другие растения субтропиков. Вместе с питекантропом в тринильском лесу обитало множество разнообразных животных южного пояса, кости которых уцелели в том же костеносном слое. При раскопках больше всего найдено рогов антилоп двух видов и оленя, а также зубов и обломков черепов диких свиней. Там же оказались кости быков, носорогов, обезьян, гиппопотамов, тапиров. Нашлись также останки древних слонов, близких к европейскому древнему слону, хищников — барса и тигра.

Как полагают, все эти животные, кости которых найдены в тринильских отложениях, погибли в результате вулканической катастрофы. Во время извержения вулкана лесистые склоны возвышенностей были засыпаны и обожжены массой раскалённого вулканического пепла. Затем дождевые потоки проложили в рыхлой толще пепла глубокие каналы и вынесли в тринильскую долину кости тысяч погибших животных;так образовался костеносный слой Триниля. Нечто подобное имело место во время извержения вулкана Клут в восточной части Явы в 1852 г. По словам очевидцев, огибавшая вулкан большая судоходная река Бронтас вздулась и высоко поднялась. В её воде было не менее 25% вулканического пепла, смешанного с пемзой. Цвет воды был совершенно чёрным, и она несла такую массу сваленного леса, а также трупов животных, в том числе буйволов, обезьян, черепах, крокодилов, даже тигров, что был сломан и полностью уничтожен стоявший на реке мост, самый большой из всех мостов на острове Ява.

Вместе с другими обитателями тропического леса жертвой подобной катастрофы в глубокой древности стали, очевидно, и питекантропы, кости которых обнаружены в Триниле. Эти особые условия, с которыми связаны тринильские находки, как, вероятно, и находки костей питекантропов в других местах на Яве, объясняют, почему там не оказалось никаких признаков употребления питекантропами орудий.

Если бы костные останки питекантропов были найдены в местах временных стоянок, то наличие орудий труда было бы весьма вероятным. Во всяком случае, судя по общему уровню физического строения питекантропа, следует предполагать, что он уже изготовлял орудия и постоянно пользовался ими, в том числе не только деревянными, но и каменными. Косвенным доказательством тою, что питекантроп изготовлял каменные орудия труда, служат грубые изделия из кварцита, обнаруженные на юге острова Ява, вблизи Патжитана, вместе с останками тех же самых животных, кости которых найдены у Триниля в одной толще отложений с костями питекантропа.

Можно, таким образом, сделать вывод, что с питекантропом и близкими к нему существами заканчивается начальный период в формировании человека. Это было, как мы видели, то отдалённейшее время, когда наши предки вели стадный образ жизни и лишь начинали переходить от употребления готовых предметов природы к изготовлению орудий труда.

Современный тип человека – homo sapiens – человек разумный – появился 50–40 тыс. лет назад.

Выделение человека из животного мира было обусловлено целым рядом природно-биологических и социальных факторов. Под влиянием природно-климатических условий (изменение климата, исчезновение тропических лесов на обширных территориях) некоторые виды человекообразных обезьян были вынуждены резко изменить свой образ жизни. Они перебрались с деревьев на землю, что привело к освобождению рук, усвоению прямохождения. Постепенно развивающиеся руки становились органом для производства и использования орудий труда.

Так, наряду с природными вступают в силу и социальные факторы антропогенеза, и, прежде всего – трудовая деятельность. Изготовление простейших, а затем и более сложных орудий труда имело огромное значение для становления человека. В ходе трудовой деятельности человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями. Совершенствуя орудия труда, человек развивался одновременно и сам. Благодаря труду, изменяется физиология древних людей, развивается мозг, гортань, органы чувств, видоизменяется форма черепа.

Трудовая деятельность способствовала развитию общения между людьми. Усложнение коммуникативного взаимодействия, потребности обмена информацией обусловили появление языка и речи. Развитие речевого общения было одним из важных факторов антропогенеза.

Труд и членораздельная речь вели к совершенствованию головного мозга человека. Орудия рыболовства и охоты давали возможность перейти от употребления исключительно растительной пищи к потреблению мяса. Мозг получил все необходимое для питания и быстрого развития. Употребление мяса привело также к использованию огня и приручению животных.

Существенное значение в процессе антропогенеза имело изменение и регулирование семейно брачных отношений. Животное стадо гоминидов основывается на эндогамии – близкородственных половых связях внутри стада. Антропогенез привел к запрету близкородственных отношений внутри стада и переходу к экзогамии – установлению брачных отношений с членами других общин. Экзогамия способствовала переходу от животного стада к самой простой из форм человеческого сообщества – первобытно-родовой общине.

Табу на близкородственные отношения, на кровосмесительство – первый в ряду простейших социально-нравственных запретов, возникших в глубокой древности. Помимо этого уже самым примитивным сообществам были известны абсолютный запрет на убийство соплеменника, требование поддержания жизни любого из соплеменников, независимо от его физической приспособленности к жизни. Данные запреты касаются всех членов родовой общины и имеют характер обязательств, требований, нарушение которых влечет за собой наказание – остракизм. Эти запреты имеют надбиологический, социальный характер, способствуют переходу к человеческому нравственному существованию и потому выступают как еще один важный фактор становления человека.

Завершающей стадией антропосоциогенеза стала так называемая "неолитическая революция", ознаменовавшая переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, от присваивающей экономики к производящей. Совершенствование орудий труда, переход к оседлому образу жизни (формирование крупных племенных объединений), начало социального расслоения общества, дифференциация форм сознания, появление письменности и др., создавали предпосылки для перехода человеческого общества из первобытного состояния в цивилизованное.

Человек – это физическое тело со специфическими земными свойствами, целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух – природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид – это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство приводящее к возникновению новой качественной ступени – человеческой личности.

С одной стороны, Человек разумный (Нота sapieпs) – это результат биологической эволюции, ее усложнения и видоизменения. Однако отличия человека от животного очень существенны. Животное, рождаясь на свет, обладает определенным набором инстинктов, которые задают поведенческие стереотипы и одновременно вариации этого поведения. Животные просто обречены вести себя тем или иным образом и не могут выйти за рамки своего вида.

У человека ситуация совершенно иная. Человечество развивается на протяжении 40 тысяч лет, имеет приблизительно около 1200 поколений, относится к одному биологическому виду (Ното sapieпs), но тем не менее обнаруживает потрясающее многообразие в процессе поведения.

Маркс прокомментировал эту ситуацию так: "Человек может вести себя по мерке любого вида".

Среди представителей Ноmо sapiens присутствует индивидуальная вариативность поведения, которая неизвестна животному миру. Человеческая способность к преобразованиям неиссякаема. Биологические предпосылки поведения животных зафиксированы в молекулах ДНК. Поведение людей определяет членораздельная речь, показ и пример. Функции врожденных инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами) и преемственностью в поведении. И если говорить о программировании поведения человека, то его определяет культура. Она является своеобразной программой поведения человека.

Однако культура порождена социальным статусом индивида и не имеет прямого отношения к его биологическим характеристикам. Именно способность созидать "вторую природу" и культурные ценности и является исходным отличительным признаком того типа сообщества, который характерен для Ното sapieпs.

Таким образом, человек – это существо биосоциальное, особый вид сущего, живое телесное существо, субъект исторического развития общества.

Выделение человека из природы произошло благодаря:

– умению производить орудия труда;

– обладанию членораздельной речью;

– наличию сознания и разума;

– способности быть нpaвcтвeнным, подниматься над своими естественными влечениями и осуществлять свободный выбор.

С другой стороны, человек существо социальное. Он представитель определенной нации, государства, класса, сословия; он – член семьи, каких-либо сообществ и коллективов. Человек преобразует природные объекты, Т. е. занимается производством, предметно-практической деятельностью. Именно в ходе этой деятельности человек формируется как социальное существо.

Впервые это определение было дано Аристотелем, который назвал человека "общественным животным". С течением времени возникла масса других определений человека, которые акцентируют тот или иной аспект его жизнедеятельности. Примером могут служить такие рассуждения: человек – это существо моральное, свободное, обладающее самосознанием и пр.

При анализе соотношения биологического и социального начал в человеке существуют вопросы, которые являются предметом неутихающих дискуссий, споров и обсуждений. Что определяет сущность человека: его биологическое происхождение или социальный статус? Какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей? В зависимости от ответа на эти вопросы получают одобрение или осуждение проявления расизма и шовинизма, решаются вопросы женского равноправия и пр.

Существуют разные точки зрения на вопрос о том, какой фактор оказал решающее воздействие на эволюцию человека и формирование столь разительных отличий человека от животных. Это деятельностный подход (т. е. роль деятельности, труда), социализирующей (т. е. роль игры, общения), культурологический (роль становления и развития языка, сознания, нравственности) и т. д. Комплексный подход учитывает все эти факторы и исходит из того, что биологическая эволюция человека происходила вместе с социальной и культурной эволюцией. Так, в результате длительной биологической, социальной и культурной эволюции появился человек как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда, преобразующего природу.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием духовного и телесного, биологического и социального. Биологический уровень человека включает в себя такие компоненты как темперамент, пол, возраст, состояние здоровья, рост, вес, внешность. Таким образом, каждый из нас, относясь к виду Homo sapiens (человек) является ещё и индивидом.

Индивид (от слова – неделимое, особь)это человек как единичный, индивидуально-целостный, неповторимый представитель человеческого рода, который является конкретным носителем всех физиологических и социальных черт человечества.

Индивид выступает в качестве:

– носителя предметно-традиционного действия;

– выразителя некоего слитного родового сознания.

Индивидом может быть любой человек, которого мы пpocто выделяем из человеческого сообщества.

Биологическое и социальное в человеке не два параллельных и независимых друг от друга фактора: они воздействуют на человека одновременно и комплексно, причём интенсивность и качество их воздействий бывают разными и зависит это от многих обстоятельств.

Цель: дать студентам общее представление об истории первобытного общества.

1. Антропосоциогенез и его факторы.

2. Основные этиапы антропосоциогенеза.

3. Жизнь человека в эпоху палеолита.

4. Неолитическая революция: причины и последствия.

История, как известно, изучает прошлое человека и общества. В частности, историческую науку интересуют условия их появления. Процесс зарождения, развития человека и общества называется антропосоциогенезом: антропогенез – процесс зарождения и развития человека, социогенез – зарождение и развитие общества. В исторической науке выделяют следующие его факторы:

1) Фактор естественного отбора. Согласно учению Ч. Дарвина, в природе господствует закон естественного отбора: выживает сильнейший, то есть тот, кто быстрее всех смог адаптироваться к окружющей среде;

2) Трудовая теория. Ф. Энгельс, создавая свое учение, опирался на теорию Ч. Дарвина. Как считал Энгельс, древнейшие предки человека были вынуждены заняться трудовой деятельностью. Труд он рассматривал в единстве с сознанием, мышлением и речью;

3) Радиация, которая является сильнейшим мутогенным фактором. Ученые обратили внимание, что тот регион, где происходил антрпосоциогенез, является регионом повышенной радиоактивности. По археологическим данным, новые виды человека появлялись в периоды геомагнитных инверсий – смен полюсов Земли, которые происходят раз в сотни тысяч лет. Суть геомагнитных инверсий состоит в том, что один раз в сотни тысяч лет происходит смена полюсов Земли, то есть северный и южный полюс меняются местами, в результате чего повышается уровень радиации из-за воздействия космических лучей. Возможно, именно радиация вызвала изменения в анатомии, что и привело к появлению человека;

4) Среди факторов антропосоциогенеза – табуирование – введение системы запретов. В первую очередб эти запреты касались половых отношений. Ученые предполагают, что вначале у человекообразных обезьян – гаремные семьи: только вожак и его приближенные участвуют в размножении, используя самок всей группы. У древних людей половые отношения – форму промискуитета – беспорядочные половые отношения, при которых каждый мужчина считался мужем каждой женщины. Позже появилась экзогамия – запрет на вступление в брак внутри родовой общины;

5) Прямохождение, освободившее передние конечности для трудовой деятельности.

Антропогенез – длительный процесс. Согласно данным исторической науки, он продолжался около трех миллионов лет. За это время в природе не раз происходили радикальные перемены: четыре крупных оледенения, а внутри ледниковых и теплых эпох свои потепления и похолодания.

Таким образом, в исторической науке нет единой точки зрения относительно фактров антопосоциогенеза. Однако отметим, что современная генетика отрицает возможность закрепления в организме приобретенных в ходе жизнедеятельности качеств, если их появление не связано с мутациями. Как известно, сильнейшим мутогенным фактором является радиация.

История первобытного общества делится на эпохи. В основе деления – материал изготовления орудий труда. Исследователи выделяют каменный век, который подразделяется на палеолит, мезолит и неолит; бронзовый век, железный век.

Кратко история антропосоциогенеза, опираясь на сведения ахеологии и антропологии, может быть представлена в следующем виде:

1) В Восточной Африке и на Аравийском полуострове были найдены останки общих предков обезьян и человека. Датировка – 30-40 млн лет назад;

2) В Восточной и Южной Африке обнаружены останки наиболее вероятного предка человека – австралопитека. Возраст останков – 4 – 5,5 млн лет. Австралопитеки, скорее всего, не умели изготовлять орудий из камня;

3) В Восточной Африке найдены останки древнейшего человека, который умел изготавливать орудия труда. В исторической науке он получил название человек умелый – homo habilis. Наиболее характерными орудиями человека умелого являлись каменные гальки. Датировка – 2,6 млн лет;

4) В Восточной Африке найдены останки древнейшего человека, который был уже прямоходящим. В исторической науке он получил название homo erectus – человек прямоходящий. Возраст останков – 1,7 млн лет назад. Человек прямоходящий был близок по росту современному человеку, объем его головного мозга был достоаточно велик. Человек прямоходящий – первый человек, который вышел за пределы Африки. Возрастом около 1 млн лет датируются останки древнешего человека, наеденных в Европе и Азии. Это: останки древнейшего человека, найденных на острове Ява – питекантроп, или обезяночеловек, а также фрагменты останков недалеко от Пекина – синантропы – китайские люди. Человек прямоходящий вымер примерно 300 тыс. лет назад;

5) На смену человеку прямоходящему пришел человек разумный – homo sapiens. Существовало два вида человека разумного: а) неандертальцы – появились около 130 тыс. лет назад и заселили всю Европу и значительную часть Азии. Низкий лоб, валик. Главная особенность: наличие захоронений. В Ираке, в пещере Шанидар – девять скелетов неандертальцев. Рядом – изделия из камня, остатки цветов. Вывод: религиозные прнедставления, мышление, речь, социальная организация; б) кроманьонцы (останки древнейших людей в Кроманьоне, во Франции). 40-35 тыс. лет назад неандертальцы уступили место кроманьонцам. Дальнейшая эволюция – к появлению человека современного вида. С появлением кроманьонцев заканичвается процесс антропогенеза.

О социальных отношениях в эпоху палеолита судить сложно: фрагментарность исторических источников, отсутствие письменности. Этнографические сведения могут помочь лишь частично: даже самые отсталые племена (австралийские аборигены, бушмены) находились на этапе мезолита.

На основе археологических, этнографических источников – предположение: кроманьонцы жили родовыми общинами или родами. Род – это основа общественной организации первобытного человека, коллектив кровных родственников, которые вели свое происхождение от общего предка. Численность родовой общины – 100 – 150 человек.

Родовые общины объединились в племена. Первоначально в племени – два рода, затем – гораздо больше.

В качестве материала для орудий труда кроманьонцы использовали кремень. Делали рубило, скребки. В эпоху палеолита – половозрастное разделение труда. 40 тыс. лет назад началось заселение Америки.

Первобытные люди много знали о мире: о повадках животных, делали хирургические операции, в частности, вскрывали череп, чтобы удалить опухоль. Наблюдение за природными явлениями, размышления о жизни людей – к появлению религии. С религией связано первобытное искусство. Религия и искусство – один из способов осмысления мира. Памятники палеолита – наскальная живопись. Пещерные рисунки – 30 – 20 тыс. лет назад. Искусство представлено и скульптурой: фигурки животных из кости и камня, палеолитические венеры – статуэтки женщин, 5- 15 см в длину, обычно обнаженных. Статуэтки – в Западной Европе, под Воронежем, в Прибайкалье.

Неолитическая революция – это коренные изменения, коренной переворот в обществе, который произошел в неолите – новом каменном веке, и выразившийся в том, что около 10-11 тыс лет назад на смену присваивающему хозяйству (охота, собирательство, рыболовство, бортничество) пришло производящее хозяйство (земледелие, скотоводство). Люди начали самостоятельно производить необходимые для жизни продукты, зависимость от природы уменьшилось.

Причины неолитической революции:

1) Объективная причина - экологический кризис - климатические изменения. Около 12 тыс лет назад закончилось оледенение, началось потепление, вымерли мамонты и другие крупные животные, загонная охота стала не нужна, в эпоху мезолита – лук и стрелы, ловушки, капканы, бумеранг, резкое сокращение численности животных, засуха, животные стали заходить в поселдения людей, люди стали искать новые источники существования;

2) Появление новых орудий труда, наблюдательность людей, то есть развитие их сознания, мышления – субъективный фактор. Например, был изобретен серп, который изготавливался из дерева, кости, камушек (микролиты); люди начали приучать, одомашнивать животных – начался процесс домисификации. Собака была одомашнена в эпоху палеолита, в 10 – 9 тыс. до н.э. – овцы и козы, в 8 – свиньи и коровы.

Значение неолитической революции: зародилось производствот или производящее хозяйство.

Последствия неолитической революции:

1) Появился прибавочный продукт, сельское хозяйство;

2) Развивалось ремесло (изобретение гончарного круга);

3) Появилась ирригационная система – оросительные сооружения для полива полей;

4) Произошло первое разделение труда (отделение земледелия от скотоводства), второе разделение труда (отделение ремесла от земледелия и скотоводства), третье разделение труда (выделение торговли);

5) Дальнейшее развитие техники и технологий: появление изделий из меди, железа;

6) Период мезолита и неолита – эволюция социальных отношений: на смену родовой общине пришла соседская община. Жилище, орудия труда, рабочий скот – собственность отдельных семей. Однако пахотная земля, иная земля – в общинной собственности. На пашне – отдельная семья, но расчиска полей, ирригационные работы – все члены сосоедской общины;

7) Стали создаваться предпосылки для появления государств: наростало неравенство в сфере управления, племена – в союзы племен, вожди – концетрация власти, сосредоточение в своих руках жреческих функций, рост межплеменных войн, появление рабства;

8) Зарождение городов (8 тыс до н.э. – древнейшее поселение – Палестина, Малая Азия). Дома из глины, улиц не было, двери – на крыше домов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План урока №2

Тип: лекция с элементами беседы.

Вид: традиционный.

Рассказать ученикам с демонстрацией иллюстрированного материала об эволюции человека с древнейших времен.

Выявить основные факторы эволюции.

Задачи урока:

Образовательные:

Рассказать о версиях появления человека (божественная, космическая, эволюционная).

Проинформировать учащихся о природных условиях в период появления человека на Земле и основных этапах эволюции человека.

Дать представление о первых орудиях труда древних людей и их занятиях (палка-копалка, чоппер, рубило и т.д.).

Раскрыть 3 признака человеческого стада.

Развивающие:

Развивать навыки работы с учебно-методической литературой

Развивать способности мышления, обобщения и толкования терминов.

Воспитательные:

Довести до сведения учащихся важность труда в эволюции человека.

Пояснить студентам роль коллективизма процессе становления человека человеком.

Проверка домашнего задания:

Что такое история и историческое знание?

Что относится к историческим источникам? Какие источники наиболее информативны?

Особенности исторического пути России, перечислить.

Роль государства в становлении нашей страны.

Спрогнозировать дальнейшее развитие России.

Организационный момент:

Человек населяет нашу планету уже 3 миллиона лет, но до сих пор между учеными идут споры о возникновении человеческого вида. На этот счет выдвигаются различные гипотезы, теории, концепции, но ни одна из них пока не получила однозначного признания. Проблема здесь заключается не только в научном аспекте познания, но и морально-этическом, что значительно усложняет исследование в данной сфере. В ходе своего развития человек совершенствовался биологически и, параллельно, приспосабливал к себе окружающую среду с помощью орудий труда и организации трудовой деятельности.

Появление человека:

С момента зарождения жизни на планете до появления человека прошли сотни миллионов лет. В обозримом космосе ученые до сих пор не обнаружили проявления разумной жизни. Если обнаружили, то не поняли. На данный момент есть несколько теорий происхождения человека: божественная, космическая и эволюционная. Сейчас наибольшим авторитетом в кругах ученых пользуется последняя.

Эволюция – развитие, процесс постепенного количественного изменения чего-либо, подготавливающий качественные изменения.

Климатические условия:

Прежде чем перейти непосредственно к изучению эволюции человека, необходимо рассмотреть климатические условия, в которых он формировался на ранних этапах своего развития.

Судя по результатам геологических исследований, условия для проживания на территории Восточной Африки несколько миллионов лет назад являлись вполне комфортными, так как ее северная часть еще не успела стать пустыней и являлась саванной – границей между лесом и пустынными зонами, где в изобилии водилась разнообразная живность, лес снабжал растительной пищей. На крайний случай можно было съесть своего сородича или падаль. Климат на планете был теплым, что позволяло человеку обходиться без каких-либо дополнительных приспособлений (одежда, жилища и т.д.).

Основные этапы развития человека:

Гоминидысамое высокоорганизованное семейство человекообразных обезьян.

1,6 миллиона лет назад на смену австралопитеку приходит питекантроп или homo erectus – человек прямоходящий. Его отличал больший размер мозга по сравнению с предшественником и меньший размер клыков, что в дальнейшем станет характерной чертой эволюции человека. Способность договариваться и самоорганизовываться не требует проявления агрессии.

1,2 миллиона лет назад человек прямоходящий вышел за пределы Африки, заселив Южную Азию (синантроп) и Европу.

В промежутке от 500 тыс. до 130 тыс. лет до н.э. на Земле проживало достаточно разнообразное население с разными чертами, прогрессивными или не очень. Упрощенно их называют неандертальцами . Примерно около 40 тыс. лет назад они исчезают, чему есть несколько версий :

Частично смешались с кроманьонцами.

Кроманьонцы истребили неандертальцев.

Параллельно с существованием неандертальцев на территории Восточной Африки появляется новый вид людей – кроманьонцы или homo sapiens (человек разумный), который 40 тыс. лет до н.э. заселил территорию Европы.

Человеческое стадо:

Основной формой совместного проживания первобытных людей являлось человеческое стадо – первобытный человеческий коллектив, занимавшийся собирательством и охотой.

Признаки человеческого стада:

Низкий уровень развития производительных сил.

Примитивный уровень орудий труда.

Вывод: Таким образом, процесс выделения человека из животного мира растянулся на миллионы лет, в ходе которого слабые виды не выживали, но служили основой для появления новых. Наряду с человеком совершенствовались орудия труда, предметы быта. Основным залогом выживания людей на протяжении эволюции являлось существование в коллективе, что позволяло адекватно отвечать на вызовы окружающего мира.

Читайте также: