Италия 90 х кратко

Обновлено: 05.07.2024

После признания 15 января 1992 г. Европейским Сообществом независимости Словении и Хорватии началось бурное развитие событий в бывшей Югославии, ввергнутой в кровавые военные столкновения. Италии пришлось вести активную внешнюю политику в отношении стран бывшей СФРЮ, а затем и Албании, из которой после потрясших страну событий в Италию начали прибывать потоки беженцев. В период бомбардировок Югославии авиацией стран НАТО в итальянской политике проявились глубокие разногласия по поводу отношения к этим действиям. Тогдашний премьер-министр Д'Алема с удовлетворением неофита подчеркивал, что Италия входит в привилегированный клуб держав вместе с США, Германией, Великобританией, Францией. "Я не знаю слов, которые столь ясно отразили бы последовательную череду амбиций, разочарований и нервного тика итальянской внешней политики в период от объединения до наших дней", - замечает Романо

Ситуация изменилась в начале 2003 г. На пост министра иностранных дел был назначен Франко Фраттини, бывший куратор разведслужб в правительстве страны. Учитывая исторически очень тесные связи, существующие между разведывательными сообществами Италии и США, неудивительно, что именно Фраттини стал идеальным кандидатом для того, чтобы проводить в жизнь открыто проамериканский курс правительства Берлускони в преддверии войны в Ираке. В результате заявления итальянских представителей по Ираку приобрели крайне жесткий характер. 21 января Ф. Фраттини провел первую встречу с госсекретарем США К. Пауэллом, после чего заявил, что Италия была и остается верным союзником США в борьбе с терроризмом. Он ушел от прямого ответа на вопрос журналистов, поддержит ли Италия операцию в Ираке без санкции СБ ООН, но подчеркнул при этом, что в случае войны Италргя будет на стороне США.
19 марта 2003 г., буквально накануне войны, в итальянском парламенте состоялись масштабные дебаты по ситуации в Ираке. Правительство страны в конечном итоге приняло решение не посылать свои войска в зону конфликта и ограничиться политической поддержкой США. Юридическим основанием для этого стала ст. 11 конституции Италии, которая разрешает правительству начинать военные действия только, если сама Италия или ее союзники подверглись атаке. Некоторые правые депутаты, впрочем, говорили о том, что предыдущее левоцентристское правительство уже нарушило эту норму в ходе войны в Косово в 1999 г.
Основной проблемой, столкнувшей правительство и оппозицию, стал вопрос о предоставлении итальянских баз в распоряжение американских войск для военных действий в Ираке. Правительство запросило согласия у парламента на разрешение США пользоваться базами и воздушным пространством страны, ссылаясь на существующие двусторонние договоры. Левые фракции парламента выступили с резкой критикой этого проекта. Тем не менее, проправительственное большинство одержало верх и дало согласие правительству на предоставление военных баз и воздушного пространства страны для американцев.

Ряд важных инициатив был выдвинут итальянским правительством в первые месяцы 2003 г. и применительно к отношениям России и ЕС. Так, Ф. Фраттини заявил о настроенности итальянского правительства максимально учесть и претворить в жизнь в период своего президентства в ЕС российские предложения и пожелания по взаимодействию с Евросоюзом. В частности, одной из задач он назвал качественное продвижение проекта по созданию единого экономического пространства между Россией и ЕС.
Таковы основные особенности, которые определяют внешнюю политику Италии на современном этапе. Как представляется, они должны быть приняты во внимание Россией в целях более успешной реализации ее национальных интересов в Европе и других регионах мира.

После признания 15 января 1992 г. Европейским Сообществом независимости Словении и Хорватии началось бурное развитие событий в бывшей Югославии, ввергнутой в кровавые военные столкновения. Италии пришлось вести активную внешнюю политику в отношении стран бывшей СФРЮ, а затем и Албании, из которой после потрясших страну событий в Италию начали прибывать потоки беженцев. В период бомбардировок Югославии авиацией стран НАТО в итальянской политике проявились глубокие разногласия по поводу отношения к этим действиям. Тогдашний премьер-министр Д'Алема с удовлетворением неофита подчеркивал, что Италия входит в привилегированный клуб держав вместе с США, Германией, Великобританией, Францией. "Я не знаю слов, которые столь ясно отразили бы последовательную череду амбиций, разочарований и нервного тика итальянской внешней политики в период от объединения до наших дней", - замечает Романо

Ситуация изменилась в начале 2003 г. На пост министра иностранных дел был назначен Франко Фраттини, бывший куратор разведслужб в правительстве страны. Учитывая исторически очень тесные связи, существующие между разведывательными сообществами Италии и США, неудивительно, что именно Фраттини стал идеальным кандидатом для того, чтобы проводить в жизнь открыто проамериканский курс правительства Берлускони в преддверии войны в Ираке. В результате заявления итальянских представителей по Ираку приобрели крайне жесткий характер. 21 января Ф. Фраттини провел первую встречу с госсекретарем США К. Пауэллом, после чего заявил, что Италия была и остается верным союзником США в борьбе с терроризмом. Он ушел от прямого ответа на вопрос журналистов, поддержит ли Италия операцию в Ираке без санкции СБ ООН, но подчеркнул при этом, что в случае войны Италргя будет на стороне США.
19 марта 2003 г., буквально накануне войны, в итальянском парламенте состоялись масштабные дебаты по ситуации в Ираке. Правительство страны в конечном итоге приняло решение не посылать свои войска в зону конфликта и ограничиться политической поддержкой США. Юридическим основанием для этого стала ст. 11 конституции Италии, которая разрешает правительству начинать военные действия только, если сама Италия или ее союзники подверглись атаке. Некоторые правые депутаты, впрочем, говорили о том, что предыдущее левоцентристское правительство уже нарушило эту норму в ходе войны в Косово в 1999 г.
Основной проблемой, столкнувшей правительство и оппозицию, стал вопрос о предоставлении итальянских баз в распоряжение американских войск для военных действий в Ираке. Правительство запросило согласия у парламента на разрешение США пользоваться базами и воздушным пространством страны, ссылаясь на существующие двусторонние договоры. Левые фракции парламента выступили с резкой критикой этого проекта. Тем не менее, проправительственное большинство одержало верх и дало согласие правительству на предоставление военных баз и воздушного пространства страны для американцев.

Ряд важных инициатив был выдвинут итальянским правительством в первые месяцы 2003 г. и применительно к отношениям России и ЕС. Так, Ф. Фраттини заявил о настроенности итальянского правительства максимально учесть и претворить в жизнь в период своего президентства в ЕС российские предложения и пожелания по взаимодействию с Евросоюзом. В частности, одной из задач он назвал качественное продвижение проекта по созданию единого экономического пространства между Россией и ЕС.
Таковы основные особенности, которые определяют внешнюю политику Италии на современном этапе. Как представляется, они должны быть приняты во внимание Россией в целях более успешной реализации ее национальных интересов в Европе и других регионах мира.

Флаг Италии

Правление фашистов и война нанесли огромный ущерб экономике Италии и ее положению на международной арене. В годы войны погибло и пропало без вести около 500 тыс. человек. Разрушено 20% промышленных предприятий, 40% железных и шоссейных дорог. Объем промышленного производства сократился на 50%, а сельскохозяйственной продукции — на 40% по сравнению с довоенным уровнем. Большой ущерб экономике Италии нанесли реквизиции материальных ценностей, производимые английскими и американскими оккупационными властями. Свирепствовала инфляция. Ощущался острый недостаток продовольствия, жилья. Около 2 млн человек не могли найти работу.

Уже в годы войны антифашистские партии создали комитеты национального освобождения, ставшие фактически органами власти на местах. В июне 1945 г. они сформировали правительство, в которое вошли представители всех политических сил, принимавших участие в разгроме фашизма и ликвидации его последствий.

По мирному договору, подписанному в Париже 10 февраля 1947 г., Италия потеряла свои колонии и должна была выплатить значительные репарации.

Итальянская коммунистическая партия (ИКП), свыше 23 лет боровшаяся против фашизма, заслужила доверие народа. Совместная борьба укрепила союз коммунистов с социалистической партией (ИСП). В 1946 г. между двумя партиями был подписан пакт о единстве действий.

Коммунисты подчеркивали, что конечной целью развития прогрессивной демократии является социализм, но социализм итальянских коммунистов в корне отличался от российского. Он основывался на демократических принципах гуманизма и предусматривал в высшей степени цивилизованное общество без произвола диктатуры пролетариата, чуждое беззаконию и однопартийному всевластию.

Лидером итальянских коммунистов был Пальмиро Тольятти (1893—1964), выдающийся деятель международного рабочего движения.

Наиболее крупной буржуазной партией в послевоенной Италии стала католическая Христианско-демократическая партия (ХДП), созданная в 1944 г. Она представляла общество как единый организм, в котором труд и капитал выполняют одинаково полезную роль. Своей идеологической основой она объявляла христианство как высший нравственный закон. Программа партии предусматривала проведение частичной аграрной и промышленной реформы, участие рабочих в управлении предприятиями путем покупки акций, развитие кооперативного строительства и т. д.

ХДП пользовалась поддержкой католической церкви. С помощью приходских священников ХДП охватила своим влиянием значительную часть населения страны. Бессменным лидером ХДП был Алчидо де Гаспери.

В Италии сложилась многопартийная система, в которой действовало 9 общенациональных и множество региональных партий. Это приводило к неустойчивости правительств и к частым политическим кризисам.

Алчидо де Гаспери (1881—1954) — председатель ХДП с 1944 г. С декабря 1945 по 1953 г. — глава правительства. При де Гаспери Италия вступила в НАТО (1949 г.).

Провозглашение республики

2 июня 1946 г. состоялся референдум и одновременно прошли выборы в Учредительное собрание. На референдуме 12,7 млн человек отдали голоса за республику а 10,7 млн — за монархию. Италия была объявлена республикой, хотя большое число поддерживающих установление монархии свидетельствовало о том, что в стране большую силу представляют консервативно настроенные элементы. Это показали и выборы в Учредительное собрание: большинство мест получила ХДП (8,1 млн голосов), 4,7 млн — социалисты и 4,3 млн — коммунисты. Все три партии образовали правительство, которое возглавил Алчид де Гаспери.

Правительство провело ряд важных реформ: необрабатываемые помещичьи земли были переданы крестьянской бедноте, введена подвижная шкала заработной платы (она периодически пересматривалась и повышалась пропорционально росту стоимости жизни), было запрещено увольнение трудящихся без согласия профсоюзов, на предприятиях созданы рабочие советы.

1 января 1948 г. вступила в силу новая конституция, которая провозглашала свободу слова печати, собраний, право на труд и его справедливую оплату, необходимость аграрной реформы и участия рабочих в управлении предприятиями, запрещала дискриминацию по политическим или религиозным мотивам. Существование и деятельность фашистских организаций запрещались. Членам королевской семьи не разрешалось возвращаться в Италию из эмиграции. Вводились суд присяжных и принцип полной независимости судебной власти.

По конституции законодательная власть принадлежала парламенту, избираемому на 5 лет всеобщим голосованием и состоящему из двух палат — палаты депутатов и сената. Правительство формирует один из лидеров партии, получившей абсолютное или относительное большинство мест в палате депутатов; обычно оно состоит из представителей нескольких партий и находится у власти, пока пользуется поддержкой парламента. Президент республики избирается на совместном заседании обеих палат сроком на 7 лет. Его полномочия ограничены, фактически исполнительная власть принадлежит Совету министров.

В апреле 1948 г. состоялись парламентские выборы. ИСП, ИКП и другие левые партии и организации объединились в Народно-демократический фронт (НДФ), собравший свыше 8 млн голосов. Но наибольшего успеха добилась ХДП (12,7 млн голосов), она получила абсолютное большинство мест в палате депутатов, и де Гаспери возглавил однопартийное правительство. Период становления Итальянской республики завершился. Отныне и до 1994 г. ХДП в той или иной коалиции, а чаще единолично возглавляла правительства страны.

Сотрудничество с мафией ХДП, а также социалистической партии привело к ослаблению в Италии демократических институтов.

Восстановление экономики страны

Умелое использование внутриполитической ситуации и сочетание парламентских и непарламентских методов борьбы позволили ХДП осуществить практически все их планы во внутренней и внешней политике.

В начале 50-х годов правительство де Гаспери приступило к проведению аграрной реформы, сводившейся к отчуждению за выкуп части помещичьих земель. При всей ее ограниченности реформа подорвала позиции крупных латифундистов на юге Италии и положила начало бурному развитию экономики в южных провинциях.

Вступление Италии в НАТО

Правительство де Гаспери Взяло курс на интеграцию с ведущими индустриальными державами. В апреле 1949 г. Италия стала членом НАТО. Это вызвало бурные протесты по всей стране.

Особенно бурную реакцию вызывали статьи 4 и 5 договора с НАТО. Статья 5 предусматривала коллективную ответственность за безопасность, т. е. в случае угрозы для одной из стран все остальные должны были оказать ей помощь. По статье 4 угроза безопасности могла быть вызвана событиями внутри страны (забастовка, демонстрация, социальный конфликт) и послужить поводом для интервенции. Однако парламентское большинство проголосовало за присоединение к НАТО.

В Неаполе, Вероне, Флоренции и других городах расположились штабы различных подразделений НАТО.

Однако пронатовская политика итальянского правительства дорого стоила ему. В результате выборов, состоявшихся 7 июня 1953 г. на основе нового избирательного закона, принятого в апреле 1953 г., по которому партии, набравшие свыше 50% голосов, получают две трети мест в палате депутатов, правительственные партии не сумели собрать необходимое число голосов, и де Гаспери ушел в отставку.

Экономика страны 50—60-е годы

Европейская экономическая в интеграция стала важным стимулятором развития итальянской экономики.

С конца 50-х годов в Италии начался интенсивный экономический подъем, росла производительность труда, доля страны в промышленном производстве развитых стран повышалась. Развернулась научно-техническая революция, шел процесс модернизации и автоматизации в металлургии, автомобильной и химической промышленности, появились новые отрасли, связанные с высокой технологией. Италия вошла в семерку наиболее развитых передовых индустриальных держав мира. Из аграрно-индустриальной страны она превратилась в индустриально-аграрную. В 50—60-е годы темпы роста итальянской индустрии были самыми высокими в мире (без учета Японии). Валовой внутренний продукт страны вырос за эти годы в 5,4 раза.

Карта Италии

Отличительной чертой развития итальянской индустрии является высокий уровень государственного сектора. Через финансовые организации государство контролирует многие акционерные предприятия. В его собственности находятся предприятия электроэнергетической, горнодобывающей, военной промышленности, а также предприятия электроэнергетики, связи, железные дороги.

Политическая жизнь в Италии в 60—80-х годах

Самым заметным явлением в политической жизни Италии в 60—80-х годах таился рост годах влияния ИКП и ослабление позиций ХДП.

Руководство ИКП постоянно подчеркивало возможность различных путей строительства социализма и отвергало попытки навязывания советского метода. Оно отстаивало принцип полицентризма, заключавшийся в существовании различных региональных интересов и в связи с этим различных подходов в оценке международных проблем.

Деклассированные элементы — люди, оказавшиеся вне общества: без работы, определенного места жительства и профессии, которых легко вовлекать в стихию террора и беззакония.

Одновременно активизировались и неофашистские террористические группы, стремившиеся запугать власти и дестабилизировать политическую ситуацию. Все усилия властей, направленные на борьбу с террористами, не дали результатов: террористические организации, как правые, так и левые, были тщательно законспирированы и легко уходили от правосудия.

В марте 1978 г. Альдо Моро заключил с ИКП соглашение, по которому депутаты-коммунисты обязались поддерживать правительство при условии, что оно будет проводить согласованную обеими партиями программу.

После смерти А. Моро в ХДП верх взяли противники сотрудничества с коммунистами, отказавшиеся выполнять соглашение с ними. ИКП вышла из парламентского большинства.

Моро Альдо (1916—1978) — с 1948 г. по 1978 г. — депутат итальянского парламента. С 1963 по 1968 г. и с 1974 по 1976 г. был премьер-министром Италии, с 1969 по 1972 г. являлся и министром иностранных дел. Один из самых авторитетных политических деятелей Италии.

Борьба продолжается

Общенациональный скандал, связанный с коррупцией среди депутатов парламента, привел к выдвижению требований об изменении избирательной системы.

В августе 1993 г. итальянский парламент и сенат приняли закон о новой избирательной системе, по которой 75% мест в парламенте предоставлялось кандидатам, набравшим большинство голосов в избирательных округах, а остальные 25% — партиям, преодолевшим 4-процентный барьер.

Убийсиво Альдо Моро

Однако и новая система не гарантировала от злоупотреблений при отсутствии общественного контроля и сильной оппозиции, в руках которой были бы влиятельные независимые средства массовой информации. Политическая борьба, разгоревшаяся в Италии после принятия нового избирательного закона, убедительно продемонстрировала это.

Приход к власти С.Берлускони

В марте 1994 г. к власти в Италии пришло правительство во главе с премьер-министром Сильвио Берлускони.

Придя к власти, С. Берлускони сменил руководство государственной телевизионной компании РАИ, которая занималась разоблачением преступной деятельности мафии, начал кампанию за отмену закона 1992 г. и добился решения парламента, запрещающего предварительное задержание по подозрению в коррупции.

Разразившиеся скандал привел в палате депутатов к вотуму недоверия правительству С.Берлускони. Это была внушительная победа демократических сил.

Р. Проди. Попытки решения проблем страны

Выборы, состоявшиеся в 1995г. привели к власти новое Правительство, глава которого Романьо Проди пошел на смелый эксперимент — привлечь к управлению страной коммунистов.

Перед новым правительством встали две главные проблемы: огромный бюджетный дефицит, который составил в 1995 г. около 7,7 млрд долларов, и сепаратистское движение на севере страны, центром которого является Тревисо — небольшой город к северу от Венеции, где проживает около 250 тыс. чел.


Экономическое развитие Италии

К началу 1990-х годов Италия являлась развитой индустриальной страной, занимающей 5 место в мировом рейтинге по объему ВВП. При страна держала уверенные позиции в машиностроении, в частности станкостроении, занимая 4 место по объему производства различных станков.

Несмотря на высокий рост и устойчивую динамику, в экономике Италии были и проблемы. Сюда относятся межотраслевые и межрегиональные диспропорции, высокий уровень безработицы (по состоянию на 1993 год достигал 10%), высокий рост стоимости жизни, отставанием в наукоемких сферах.

Также сюда стоит добавить высокий государственный долг, постоянную инфляцию, дефицит бюджета и значительный государственный сектор (около 70% банков и до 50% экономики находились под государственным контролем). При этом за период с окончания Второй Мировой войны в стране сменились 55 правительств, отправлявшихся в отставку одно за другим после обвинений в коррупции и скандалах.

Смена политических сил

В начале 1990-х годов после системного политического кризиса итальянская политическая сцена кардинально преобразилась. Христианско-демократическая партия после нескольких пережитых расколов потеряла своим ведущие позиции.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

В результате коррупционных скандалов центристские партии, традиционно составлявшие большинство в парламенте, после выборов в 1994 году не сумели набрать достаточного количества голосов, чтобы пройти барьер.

В целом итальянская партийная система оказалась в глубочайшем кризисе. Она не реформировалась со времен окончания Второй Мировой войны. Лены партий пользовались многочисленными льготами и все дальше отдалялись от простого народа. Все это привело к краху традиционных партий и поставило перед другими политическими силами вопрос о необходимости реформирования избирательной системы.
По инициативе ряда ведущих политиков вопрос об избирательной реформе был вынесен на всенародный референдум, где положил поддержку большинства граждан страны.

После острого кризиса, вызванного внутренними и внешними факторами, многие политологи с уверенностью заявили о крахе Первой республики и переходу ко Второй республике.

Трудности в дальнейшем реформировании и победа левых сил

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Однако в итальянской экономике и в наши дни сохраняются негативные явления прошлых лет. К ним относятся региональные (север-юг) и межотраслевые диспропорции, высокие темпы роста стоимости жизни, безработицы, большие затраты на импорт сырья и энергоносителей, технологическая зависимость от более передовых стран.

Модернизация в Китае.

С конца 19 века Китай прошел длительный путь, мучительный путь в поисках моделей модернизации. Модернизация для Китая означает превращения его в государство с современными промышленностью, с/х, наукой культурой сферой услуг высоким уровнем жизни населения и достаточной обороной. Первоочередной задачей модернизации в китае считают ликвидацию бедности и нищеты безграмотности, преодоление резкого разрыва в уровнях культуры между городом и деревней.

Что касается города и промышленности, то здесь была сильно ограничена роль государственного плана и централизованного регулирования, созданы возможности для развития кооперативного и индивидуального секторов, изменена вся система административных связей (вводилась практика трудовых договоров между рабочими и администрацией, между директором и местными органами власти). Предприятия получили право привлекать средства населения путем выпуска акций. Важное значение придавалось привлечению иностранного капитала, особенно путем создания в приморских районах специальных экономических зон с льготными условиями для зарубежных предпринимателей. В промышленности делался упор на производство бытовой техники. Результаты реформ сказались так быстро, что это удивило весь мир. Резко возросло производство продовольствия и доход крестьян (в 2-3 раза к середине 80-х годов). Темпы экономического роста в 80-е — начале 90-х годов составляли 12-18 % , доход на душу населения вырос вдвое — с 250 до 500 долл., хотя этот уровень еще оставался одним из самых низких в мире, учитывая огромное население. Был налажен выпуск миллионов автомобилей, телевизоров, холодильников, стиральных машин. Изменился и общий стандарт поведения людей: отбросив скованные доктриной принципы жизни, они стали свободнее в образе мышления, поведения, в стремлении к основам гражданского общества и правового государства.

Читайте также: