История создания сказки конек горбунок ершова кратко
Обновлено: 02.07.2024
Деление ершовской сказки на части явно выражает три различные фазы какого-то процесса. В первой части изображается жизнь Ивана в достаточно замкнутом кругу традиционной крестьянской семьи. Семья кормится своим трудом, охраняет результаты труда и продает их согласно природно-календарному циклу. Во второй части Иван переводится автором в совсем иную среду. Это отношения хозяина и вассала. Здесь идет борьба за контроль над участком, дарованным хозяином в управление (линия Спальник − Иван), вассал полностью зависит от воли и слова хозяина под угрозой наказания и должен демонстрировать лояльность, выполняя даваемые поручения. При этом во второй части пространство среды за счет путешествий Ивана за Жар-птицей и за Царь-Девицей существенно расширяется, разрывается, становится неоднородным. То есть герой выполняет пространственные действия, которые диктуются чужой волей, строго не связаны с необходимостью жизнедеятельности данной среды и собственно его обязанностями. Здесь Иван решает не собственно материальные сверхзадачи. В третьей части, путешествуя за перстнем Царь-Девицы, Иван соприкасается с небесным и подводным пространствами, проходит смертельное испытание купанием в котлах с кипятком и со студеной водой. Если во второй части движение мотивировалось мстительными доносами Спальника Царю, то в третьей − требованиями Царь-Девицы к Царю и желанием последнего купить ее любовь за счет выполнения этих требований.
«Вздумал в семьдесят жениться
На молоденькой девице!
Да стою я крепко в том −
Поэтому смерть Царя в котлах вполне можно воспринимать как предсказанное природное наказание, а выбор Ивана Девицей в качестве Царя − как обручение его с природой. Напомним, что в третьей части сказки прямо проговаривается связь природного и религиозного рядов. Вот диалог Царь-Девицы с Царем:
«Не растут зимой цветы:
Ведь нельзя перемениться;
В финале у Ершова подручные Царицы не безмолвствуют, а приветствуют новую государыню:
«Люба, люба − все кричат,
За тебя хоть в самый ад!
Твоего ради талана
Признаем Царя − Ивана!
Царь Девицу тут берет,
«На печи в углу поет
Изо всей дурацкой мочи:
«Что есть силы в дверь стучится,
Так что кровля шевелится,
И кричит на весть базар,
«Как завоет тут Иван,
«Все пустяк для дурака!
Он садится на Конька.
«Из-за братьев выступает
«Только, чур, со мной не драться
И давать мне высыпаться,
Сторожить вора в поле Иван отправляется только после обещания отца:
«Я нашью тебе обнов,
Служить Царю он соглашается также за материальный посул:
«Во дворце я буду жить,
Буду в золоте ходить,
В красно платье наряжаться,
Словно в масле сыр кататься!
Весь конюшенный завод
Царь мне даром отдает;
То есть я из огорода
Единственное непослушание Коньку (взятие пера Жар-птицы) также является следствием аффектированной силовой материальной реакции:
«Говори ты! Как не так! −
Таков внутренний монолог Ивана в первой части сказки.
1. П. П. Ершов. Конек-горбунок. Стихотворения. / Библиотека поэта. Вступ. статья И. П. Лупановой. Составление, подготовка текста и примечания Д. М. Климовой. Л., 1976.
3. Здесь и далее первая редакция сказки цитируется по изданию: П. Ершов. Конек-Горбунок. М., 1997 − с указанием страницы в скобках.
Петру Ершову исполнилось всего восемнадцать лет, и он в 1834 году был студентом историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, когда он задумал написать свое произведение. За образец молодой автор, вероятно, взял литературные сказки Пушкина, а того, в основном, питали истории няни Арины Родионовны.
В дальнейшем Ершов стал автором нескольких десятков прозаических и стихотворных произведений, но они не вызвали интереса читателей. На протяжение полутора веков сказка переиздавалась множество раз в России и в переводе за рубежами. К примеру, в Советском Союзе произведение переиздавали около 130 раз.
Помимо коня, герою помогают и иные животные: Серый Волк, Золотая Рыбка, Щука и прочие звери и птицы, которые за его доброту и бескорыстие отвечают ему тем же. В финале сказки герой обретает мудрость и красоту, добивается своей цели и женится на прекрасной девушке.
По мотивам сказки Ершова создано множество произведений иных жанров: картин, балетов, опер, мультипликационных и художественных фильмов.
История первых публикаций сказки:
Записи сказки Петр Ершов показал трем своим друзьям: Александру Пушкину, Василию Жуковскому и Петру Плетневу.
Доктор Плетнев читал отрывки из сказки на собственных лекциях в институте, этим он и несомненно помог начинающему создателю опубликовать манускрипт: в 1834 году ее выпустил ближайший приятель Плетнева, издатель и книготорговец Александр Смирдин.
Впрочем к печати не разрешили: цензоры вырезали кое-какие куски, в коих создатель сатирически откликался о царе и церкви. Лишь только в 1856 году притча вышла всецело.
Магический жеребец, жар-птица, Царь-девица: аналогичные сюжеты в этнических притчах
Весной 1834 года профессор изящной словесности Санкт-Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, поднявшись на кафедру, объявил студентам, что вместо лекции прочтёт сказку в стихах, которую считает образцовым произведением этого жанра.
Фото Петра Ершова (Википедия)
Преодоление огромных сибирских просторов для жителей Зауралья – дело обычное. Из деревни Безруковка, в которой Пётр родился, он переезжает в Петропавловск, затем – в Омск, где его отец служит исправником. Оттуда – за две тысячи вёрст в северный Берёзов, потом возвращается в Тобольск, а на летние каникулы – снова в Омск. В этих бесконечных перемещениях шло его детство. Когда мальчик жил в Тобольске у своего дяди, сибирского богача Н.С. Пиленкова, он общался с торговыми людьми, чьи караваны ходили до долин Тянь-Шаня для торговли с азиатскими купцами. Общался он также и с сослуживцами по Бухторминской таможне Филиппа Ефремова, прошедшего всю Центральную Азию и побывавшего на Тибете и в Индии. Это тоже возьмём на заметку.
Окунёвский ковчег и Конек-Горбунок
В Омской области есть местность с необычным названием Окунёвский ковчег. Этого названия вы не найдёте на географической карте, однако знают о нём далеко за пределами Сибири и даже России. Окунёвский – потому, что находится он в районе деревни Окунёво. Почему Ковчег? Вот об этом разговор.
О державном ките и православном кресте
Мы уже отмечали глубокий символизм персонажей сказки. Одним из самых удивительных персонажей, на мой взгляд, является рыба-кит, которого Ершов почему-то называет державным. Вот что он о нём пишет:
Все бока его изрыты,
Частоколы в рёбра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дубраве, меж усов,
Ищут девушки грибов.
Только, братцы, я узнал,
Что Конёк туда вбежал,
Где (я слышал стороною)
Небо сходится с землёю…
Прибыв на небо, Иван восклицает:
Видишь, вон где, на восток,
Словно светится зарница…
Чай, небесная столица…
Что же отвечает ему Конёк-Горбунок?
«Это терем Царь-девицы,
Нашей будущей царицы, –
По ночам здесь Солнце спит,
А полуденной порою
И, наконец, подлетев к терему, они видят:
«На серебряных там ветках,
В раззолоченных во клетках
Птицы райские живут,
Песни царские поют.
А ведь терем с теремами
Будто город с деревнями;
А на тереме из звезд –
Православный русский крест.
«Эй, послушайте, миряне,
Коль не хочет кто из вас
К водяному сесть в приказ,
Убирайтесь вмиг отсюда.
Здесь тотчас случится чудо:
Море сильно закипит,
Кристалл или перстень?
Существует легенда о какой-то мистической связи Шайтан-озера с озёрами Линёво и Данилово. На озере Данилово я побывала в 1998 году. Вода озера хранится у меня дома в бутылке и не портится уже 6 лет.
…Недавно установлены целебные свойства воды озёра Линёво… Выяснилось, что даже фотографии озёр Линёво и Данилово обладают целебной силой…
…По поверьям, для того чтобы вернуть здоровье, нужно последовательно искупаться в каждом озере. То есть, буквально, можно стать добрым молодцем, что и случилось с Иваном, когда он искупался последовательно, как научил его Конёк-Горбунок, в трёх котлах (правда, не в пяти, как рассказывают про озёра). После купания неказистый Иван становится красавцем и женится на Царь-девице.
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Но вернёмся к Окунёвскому феномену.
Интерес к Окунёвскому феномену стремительно растёт в США, Германии, Голландии, Бельгии, не говоря уже об Индии.
Тяжёл сей камень, чтоб вы знали!
И не поднимет его, не возьмёт
Купно весь человеческий род,
Который свои прегрешения множит!
Лишь чистая дева поднять его может!
Дай-то бог, чтобы эта её догадка подтвердилась!
Слово академику
С моими книгами ознакомился академик Лев Николаевич Мельников. И написал такой отзыв.
Я от души поздравляю Михаила Речкина с этой книгой. Читать её интересно. Местами занимательно. А иногда и полезно: она действительно расширяет кругозор даже человека, не чуждого этой тематики, и заставляет о многом задуматься людей, приученных думать и размышлять.
Хорош язык автора. Некоторые страницы просто захватывают: те, что связаны с экспедиционной работой, личными впечатлениями, собственным опытом наблюдения аномальных явлений.
В художественном плане как фантастика, сказка, эпос – всё это замечательно.
Одновременно, книга – научное исследование и журналистское расследование тайн природы.
Книга посвящена основной гипотезе, в случае её подтверждения рискующей перевернуть все наши представления об окружающем мире. А если ещё и будет найден физический объект – Магический Кристалл пришельцев – люди получат в свои руки невиданное в нашей повседневной жизни средство.
Кардинально изменятся наши представления о прошлом, настоящем и будущем Земли.
Как спастись? Выход – разыскать спрятанный где-то глубоко под землёй сверкающий гранями предмет – и все проблемы человечества будут решены. Пусть будет так!
Михаил Речкин уверен (исходя из общения с контактёрами), что этот замечательный предмет находится где-то на его малой родине, недалеко от деревни Окунево. Пусть и это будет так.
И автор с упорством неофита новой религии ищет следы этого предмета инопланетного происхождения, организуя в соответствующей местности одну экспедицию за другой.
Честь ему и хвала за это.
И главное, он находит спонсоров для организации своих замечательных поисков.
Этот сюжет напоминает многовековые попытки найти Чашу Грааля. Относительно неё теперь известно, что это не физическое, а духовное явление, и сию редкость следует искать каждому в своей душе путём трудного и кропотливого самосовершенствования. Достижение его и означает обладание Чашей Грааля. И вне человека нет такой Чаши.
Лицо, созерцающее все эти феномены, может оказаться единственным и драгоценным носителем эзотерического и метафизического знания о них, которым не смогут воспользоваться другие люди.
Следует отметить отменную эрудицию автора в рассматриваемой нами области и умелое использование непростой для систематического анализа литературы.
В описании же своих выдающихся экспедиций Михаил Речкин проявил себя искусным и упорным природоведом, в искренность и честность которого охотно веришь, ибо автор бескомпромиссно препарирует свои собственные наблюдения.
Описания этих путешествий по замечательным местам Западной Сибири воскрешают в памяти традиции изучения загадок Земли знаменитыми русскими путешественниками и исследователями родного края и далёких земель.
Эти страницы книги действительно замечательны.
Читайте также: