История создания сказки конек горбунок ершова кратко

Обновлено: 02.07.2024

Деление ершовской сказки на части явно выражает три различные фазы какого-то процесса. В первой части изображается жизнь Ивана в достаточно замкнутом кругу традиционной крестьянской семьи. Семья кормится своим трудом, охраняет результаты труда и продает их согласно природно-календарному циклу. Во второй части Иван переводится автором в совсем иную среду. Это отношения хозяина и вассала. Здесь идет борьба за контроль над участком, дарованным хозяином в управление (линия Спальник − Иван), вассал полностью зависит от воли и слова хозяина под угрозой наказания и должен демонстрировать лояльность, выполняя даваемые поручения. При этом во второй части пространство среды за счет путешествий Ивана за Жар-птицей и за Царь-Девицей существенно расширяется, разрывается, становится неоднородным. То есть герой выполняет пространственные действия, которые диктуются чужой волей, строго не связаны с необходимостью жизнедеятельности данной среды и собственно его обязанностями. Здесь Иван решает не собственно материальные сверхзадачи. В третьей части, путешествуя за перстнем Царь-Девицы, Иван соприкасается с небесным и подводным пространствами, проходит смертельное испытание купанием в котлах с кипятком и со студеной водой. Если во второй части движение мотивировалось мстительными доносами Спальника Царю, то в третьей − требованиями Царь-Девицы к Царю и желанием последнего купить ее любовь за счет выполнения этих требований.

«Вздумал в семьдесят жениться

На молоденькой девице!

Да стою я крепко в том −

Поэтому смерть Царя в котлах вполне можно воспринимать как предсказанное природное наказание, а выбор Ивана Девицей в качестве Царя − как обручение его с природой. Напомним, что в третьей части сказки прямо проговаривается связь природного и религиозного рядов. Вот диалог Царь-Девицы с Царем:

«Не растут зимой цветы:

Ведь нельзя перемениться;

В финале у Ершова подручные Царицы не безмолвствуют, а приветствуют новую государыню:

«Люба, люба − все кричат,

За тебя хоть в самый ад!

Твоего ради талана

Признаем Царя − Ивана!

Царь Девицу тут берет,

«На печи в углу поет

Изо всей дурацкой мочи:

«Что есть силы в дверь стучится,

Так что кровля шевелится,

И кричит на весть базар,

«Как завоет тут Иван,

«Все пустяк для дурака!

Он садится на Конька.

«Из-за братьев выступает

«Только, чур, со мной не драться

И давать мне высыпаться,

Сторожить вора в поле Иван отправляется только после обещания отца:

«Я нашью тебе обнов,

Служить Царю он соглашается также за материальный посул:

«Во дворце я буду жить,

Буду в золоте ходить,

В красно платье наряжаться,

Словно в масле сыр кататься!

Весь конюшенный завод

Царь мне даром отдает;

То есть я из огорода

Единственное непослушание Коньку (взятие пера Жар-птицы) также является следствием аффектированной силовой материальной реакции:

«Говори ты! Как не так! −

Таков внутренний монолог Ивана в первой части сказки.

1. П. П. Ершов. Конек-горбунок. Стихотворения. / Библиотека поэта. Вступ. статья И. П. Лупановой. Составление, подготовка текста и примечания Д. М. Климовой. Л., 1976.

3. Здесь и далее первая редакция сказки цитируется по изданию: П. Ершов. Конек-Горбунок. М., 1997 − с указанием страницы в скобках.

конек горбунок сказка

Петру Ершову исполнилось всего восемнадцать лет, и он в 1834 году был студентом историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, когда он задумал написать свое произведение. За образец молодой автор, вероятно, взял литературные сказки Пушкина, а того, в основном, питали истории няни Арины Родионовны.

В дальнейшем Ершов стал автором нескольких десятков прозаических и стихотворных произведений, но они не вызвали интереса читателей. На протяжение полутора веков сказка переиздавалась множество раз в России и в переводе за рубежами. К примеру, в Советском Союзе произведение переиздавали около 130 раз.

Помимо коня, герою помогают и иные животные: Серый Волк, Золотая Рыбка, Щука и прочие звери и птицы, которые за его доброту и бескорыстие отвечают ему тем же. В финале сказки герой обретает мудрость и красоту, добивается своей цели и женится на прекрасной девушке.

По мотивам сказки Ершова создано множество произведений иных жанров: картин, балетов, опер, мультипликационных и художественных фильмов.

История первых публикаций сказки:

Записи сказки Петр Ершов показал трем своим друзьям: Александру Пушкину, Василию Жуковскому и Петру Плетневу.

Доктор Плетнев читал отрывки из сказки на собственных лекциях в институте, этим он и несомненно помог начинающему создателю опубликовать манускрипт: в 1834 году ее выпустил ближайший приятель Плетнева, издатель и книготорговец Александр Смирдин.

Впрочем к печати не разрешили: цензоры вырезали кое-какие куски, в коих создатель сатирически откликался о царе и церкви. Лишь только в 1856 году притча вышла всецело.

Магический жеребец, жар-птица, Царь-девица: аналогичные сюжеты в этнических притчах

Конёк Горбунок

Весной 1834 года профессор изящной словесности Санкт-Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, поднявшись на кафедру, объявил студентам, что вместо лекции прочтёт сказку в стихах, которую считает образцовым произведением этого жанра.

Петр Ершов фото

Фото Петра Ершова (Википедия)

Преодоление огромных сибирских просторов для жителей Зауралья – дело обычное. Из деревни Безруковка, в которой Пётр родился, он переезжает в Петропавловск, затем – в Омск, где его отец служит исправником. Оттуда – за две тысячи вёрст в северный Берёзов, потом возвращается в Тобольск, а на летние каникулы – снова в Омск. В этих бесконечных перемещениях шло его детство. Когда мальчик жил в Тобольске у своего дяди, сибирского богача Н.С. Пиленкова, он общался с торговыми людьми, чьи караваны ходили до долин Тянь-Шаня для торговли с азиатскими купцами. Общался он также и с сослуживцами по Бухторминской таможне Филиппа Ефремова, прошедшего всю Центральную Азию и побывавшего на Тибете и в Индии. Это тоже возьмём на заметку.

Окунёвский ковчег и Конек-Горбунок

В Омской области есть местность с необычным названием Окунёвский ковчег. Этого названия вы не найдёте на географической карте, однако знают о нём далеко за пределами Сибири и даже России. Окунёвский – потому, что находится он в районе деревни Окунёво. Почему Ковчег? Вот об этом разговор.

О державном ките и православном кресте

Мы уже отмечали глубокий символизм персонажей сказки. Одним из самых удивительных персонажей, на мой взгляд, является рыба-кит, которого Ершов почему-то называет державным. Вот что он о нём пишет:

Все бока его изрыты,

Частоколы в рёбра вбиты,

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит;

Мужички на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут,

А в дубраве, меж усов,

Ищут девушки грибов.

Только, братцы, я узнал,

Что Конёк туда вбежал,

Где (я слышал стороною)

Небо сходится с землёю…

Прибыв на небо, Иван восклицает:

Видишь, вон где, на восток,

Словно светится зарница…

Чай, небесная столица…

Что же отвечает ему Конёк-Горбунок?

«Это терем Царь-девицы,

Нашей будущей царицы,

По ночам здесь Солнце спит,

А полуденной порою

И, наконец, подлетев к терему, они видят:

«На серебряных там ветках,

В раззолоченных во клетках

Птицы райские живут,

Песни царские поют.

А ведь терем с теремами

Будто город с деревнями;

А на тереме из звезд

Православный русский крест.

«Эй, послушайте, миряне,

Коль не хочет кто из вас

К водяному сесть в приказ,

Убирайтесь вмиг отсюда.

Здесь тотчас случится чудо:

Море сильно закипит,

Кристалл или перстень?

Существует легенда о какой-то мистической связи Шайтан-озера с озёрами Линёво и Данилово. На озере Данилово я побывала в 1998 году. Вода озера хранится у меня дома в бутылке и не портится уже 6 лет.

…Недавно установлены целебные свойства воды озёра Линёво… Выяснилось, что даже фотографии озёр Линёво и Данилово обладают целебной силой…

…По поверьям, для того чтобы вернуть здоровье, нужно последовательно искупаться в каждом озере. То есть, буквально, можно стать добрым молодцем, что и случилось с Иваном, когда он искупался последовательно, как научил его Конёк-Горбунок, в трёх котлах (правда, не в пяти, как рассказывают про озёра). После купания неказистый Иван становится красавцем и женится на Царь-девице.

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Но вернёмся к Окунёвскому феномену.

Интерес к Окунёвскому феномену стремительно растёт в США, Германии, Голландии, Бельгии, не говоря уже об Индии.

Тяжёл сей камень, чтоб вы знали!

И не поднимет его, не возьмёт

Купно весь человеческий род,

Который свои прегрешения множит!

Лишь чистая дева поднять его может!

Дай-то бог, чтобы эта её догадка подтвердилась!

Слово академику

С моими книгами ознакомился академик Лев Николаевич Мельников. И написал такой отзыв.

Я от души поздравляю Михаила Речкина с этой книгой. Читать её интересно. Местами занимательно. А иногда и полезно: она действительно расширяет кругозор даже человека, не чуждого этой тематики, и заставляет о многом задуматься людей, приученных думать и размышлять.

Хорош язык автора. Некоторые страницы просто захватывают: те, что связаны с экспедиционной работой, личными впечатлениями, собственным опытом наблюдения аномальных явлений.

В художественном плане как фантастика, сказка, эпос – всё это замечательно.

Одновременно, книга – научное исследование и журналистское расследование тайн природы.

Книга посвящена основной гипотезе, в случае её подтверждения рискующей перевернуть все наши представления об окружающем мире. А если ещё и будет найден физический объект – Магический Кристалл пришельцев – люди получат в свои руки невиданное в нашей повседневной жизни средство.

Кардинально изменятся наши представления о прошлом, настоящем и будущем Земли.

Как спастись? Выход – разыскать спрятанный где-то глубоко под землёй сверкающий гранями предмет – и все проблемы человечества будут решены. Пусть будет так!

Михаил Речкин уверен (исходя из общения с контактёрами), что этот замечательный предмет находится где-то на его малой родине, недалеко от деревни Окунево. Пусть и это будет так.

И автор с упорством неофита новой религии ищет следы этого предмета инопланетного происхождения, организуя в соответствующей местности одну экспедицию за другой.

Честь ему и хвала за это.

И главное, он находит спонсоров для организации своих замечательных поисков.

Этот сюжет напоминает многовековые попытки найти Чашу Грааля. Относительно неё теперь известно, что это не физическое, а духовное явление, и сию редкость следует искать каждому в своей душе путём трудного и кропотливого самосовершенствования. Достижение его и означает обладание Чашей Грааля. И вне человека нет такой Чаши.

Лицо, созерцающее все эти феномены, может оказаться единственным и драгоценным носителем эзотерического и метафизического знания о них, которым не смогут воспользоваться другие люди.

Следует отметить отменную эрудицию автора в рассматриваемой нами области и умелое использование непростой для систематического анализа литературы.

В описании же своих выдающихся экспедиций Михаил Речкин проявил себя искусным и упорным природоведом, в искренность и честность которого охотно веришь, ибо автор бескомпромиссно препарирует свои собственные наблюдения.

Описания этих путешествий по замечательным местам Западной Сибири воскрешают в памяти традиции изучения загадок Земли знаменитыми русскими путешественниками и исследователями родного края и далёких земель.

Эти страницы книги действительно замечательны.

Читайте также: