Инфраструктура воздушного транспорта кратко

Обновлено: 05.07.2024

АЭРОДРОМ – специально приспособленный земельный участок с комплексом сооружений и оборудования для обеспечения взлёта, посадки, стоянки и обслуживания.

Типы аэродромов:

основные, запасные и базовые

государственные (военные, учебные, спортивные),

частные аэродромы и летные поля.

Классификация в соответствии с документами ICAO (по длине взлётной полосы и размаху крыла транспортного средства)

Пример: Самолет Ил-62М с расчетной длиной взлета при стандартных атмосферных условиях 3280 м, размахом крыла 43,2 м и расстоянием между внешними колесами основного шасси 8,0 м соответствует по классификации аэродрому 4D.

Российская классификация аэродромов:

по длине взлётно-посадочной полосы и несущей способности покрытия (6 классов);

взлётной массе принимаемых самолётов (4 класса и категория вне класса – без ограничения массы).

АЭРОПОРТ – это транспортное предприятие, осуществляющее приём и отправку пассажиров и грузов, а также организацию и обслуживание полётов подвижного состава. Аэропорт представляет собой сложный инженерный комплекс сооружений, зданий, технических средств и оборудования, предназначенный для приёма, отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал и другие наземные сооружения и необходимое оборудование.

Класс аэропорта определяется годовым объёмом пассажирских перевозок (пассажирообменом), то есть суммарным количеством всех прилетающих и вылетающих пассажиров, включая транзитные рейсы (5 классов).

В аэровокзальном комплексе базируются большинство служб, обслуживающих пассажиров от момента входа на территорию аэропорта до вылета и от момента подачи трапа к самолёту до покидания аэропорта.

Управление воздушным движением (УВД) – совокупность служб, сооружений и технических средств на территории аэродрома, предназначенная для непосредственного обеспечения взлёта, посадки и руления воздушных судов, обеспечения порядка и безопасности полетов воздушных судов в воздушном пространстве

Задачи системы УВД:

проведение воздушных судов через зону своей ответственности, исключая их опасное сближение по горизонтали и вертикали;

регулирование потока воздушных судов и доведение необходимой информации экипажам, в том числе погодных сводок и навигационных параметров.

Комплекс УВД включает в себя следующие службы:

Служба организации воздушного движения (ОрВД).

Служба электрорадиотехнического обеспечения полётов.

Служба электросветотехнического обеспечения полётов. Сеть АФТН.

Служба аэронавигационной информации.

Сферы использования воздушного транспорта

Основная сфера применения воздушного транспорта – пассажирские перевозки.

особо ценные грузы,

в вооружённых силах (переброска войск, боеприпасов и обеспечения, контроль над операцией, связь, разведка, корректировка артиллерийского огня, поиск и уничтожение наземных и воздушных целей, подводных лодок; высадка десанта, охрана границ);

в полицейских операциях и операциях спецназа, при инспекции дорожного движения;

в медицине (срочная доставка пострадавшего в больницу);

в коммерческих перевозках (срочная доставка грузов);

при строительных работах (в случае строительства сооружений значительной высоты – колоколен, вышек, небоскрёбов; в труднодоступных горных условиях; при недостатке места для строительства с помощью наземных средств);

при специальных работах (сооружение магистральных газо- и нефтепроводов, линий электропередач; сельскохозяйственные работы; спасательные работы; пожаротушение; связь с удалёнными труднодоступными районами; аэрофотосъёмка; разведка недр и т.п.)

Технология работы воздушного транспорта

строго по расписанию, что связано со сложностью организации взлёта-посадки;

по системе выделения каждой единице подвижного состава своего коридора движения.

Проблемы и тенденции развития

повышение скорости движения

сокращения площади аэропортов

повышения уровня обслуживания пассажиров

повышение безопасности движения

создание самолётов короткого и вертикального взлёта-посадки

повышение прочности взлётно-посадочной полосы

разработка принципиально новых пилотажных систем и систем управления

внедрение автоматизированных систем продажи билетов и перевозки багажа

Преимущества и недостатки

Преимущества:

маневренность в организации перевозок;

большая беспосадочная дальность полета (до 10 тыс. км);

кратчайшие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с маршрутами на других видах транспорта;

возможность быстрой передислокации подвижного состава при изменении пассажиропотоков;

высокая себестоимость перевозок;

зависимость от погодно-климатических условии;

шум, производимый транспортными средствами при взлёте.

1709 г. – был запущен первый воздушный шар.

1852 г. – состоялся первый полет на аэростате с паровым двигателем, построенном французом А.Жиффаром.

1882 г. – построен в натуральную величину и запатентован самолёт Можайского А.Ф.

Научный подход к решению проблем полета стал возможен со становлением в XVIII в. фабричного производства, с интенсивным развитием науки и техники.

В начале XIX в. английский ученый и изобретатель Д. Кэйли построил и испытал модель планера. В России возможность полета на планере впервые обосновал Н.А. Арендт в 70-80-е годы XIX века.

1867 г. – артиллерийский офицер Н.А. Телешов предложил применить на самолете реактивный двигатель

Модели первых самолетов с неподвижным крылом сконструировал русский изобретатель Д.Ф. Можайский. В 1882 г. первый в мире самолет поднялся в воздух.

1909 г. – русское правительство поручило конструировать самолёты офицерам-воздухоплавателям М.А. Агапову, Б.В. Голубеву, Б.Ф. Гебауеру и А.И. Шабскому. Неудача.

4 июня 1910 г. – профессор Киевского политехнического института князь Александр Кудашев пролетел несколько десятков метров на самолёте-биплане собственной конструкции.

16 июня 1910 г. – молодой киевский авиаконструктор Игорь Сикорский впервые поднял свой самолёт в воздух

Регулярные воздушные перевозки впервые появились в Германии. Это был маршрут "Берлин – Лейпциг – Веймар", а перевозчик позднее стал известен как "Lufthansa".

1921 г. – был подписан декрет "О воздушных передвижениях в воздушном пространстве над территорией РСФСР и ее территориальными водами". Начали развиваться первые транспортные перелеты, международные авиационные связи.

1937 г. – появились первые грузовые самолёты, переоборудованные из бомбардировщиков.

История развития вертолета

Около 400 лет до н.э. Китайская летающая вертушка – палочка, к верхнему концу которой приделан пропеллер. Палочку раскручивали руками и отпускали.

1500-1600 гг. В трудах Леонардо да Винчи обнаружены чертежи машины, предназначенной для вертикального полета.

1754 г (Россия) М.В. Ломоносов 1784 г. (Франция) Лонуа и Бьенвеню. Модель винтокрылого летательного аппарата с приводом от пружины.

1790-е гг. (Англия) Сэр Дж. Кэйли сделал чертежи вертолетов и сконструировал модели с приводом от упругих элементов.

1850-1900 гг. Во второй половине XIX в. вертолетом занималось много изобретателей. Был достигнут некоторый прогресс, но пригодного для эксплуатации аппарата не появилось.

Август-сентябрь 1907 г. – первый в истории вертикальный полет. Вертолёт, построенный братьями Луи и Жаком Бреге под руководством профессора Шарля Рише, поднялся в воздух на 50 см.

13 ноября 1907 г. – Первый человек поднялся в воздух на вертолёте (французский производитель велосипедов Поль Корню)

18 мая 1911 года выдающийся инженер Б.Н Юрьев опубликовал «схему одновинтового вертолёта с рулевым винтом и автоматом перекоса лопастей. До настоящего времени этот механизм используется на большинстве вертолётов.

В 1922 году профессор Георгий Ботезат построил по заказу армии США первый устойчиво управляемый вертолёт.

В России Игорь Сикорский построил два вертолёта – в 1908 и 1909 годах. Первый более-менее завершённый летающий образец вертолёта Сикорского VS-300 (S-46) появился в 1939 году.

Май 1954 г. – введён в эксплуатацию первый серийный советский вертолёт – Ми-1 разработки ОКБ под руководством М.Л. Миля.

Совершенствование идеи вертолета можно считать полностью завершенным к началу 50-х годов ХХ века.

ВЗК РФ Статья 7.1. Объекты инфраструктуры воздушного транспорта

(введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 312-ФЗ)

1. К объектам инфраструктуры воздушного транспорта относятся следующие объекты:

1) аэродромы, вертодромы, обустроенные места для приводнения и причаливания воздушных судов, прочие объекты, необходимые для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

2) аэровокзалы (терминалы) и иные объекты, в том числе объекты капитального строительства, необходимые для посадки на воздушное судно и высадки из него пассажиров, погрузки, разгрузки и хранения грузов, перевозимых воздушным судном, обслуживания и обеспечения безопасности пассажиров и грузов;

3) объекты единой системы организации воздушного движения;

4) наземные объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции и ремонта аэропортов, аэродромов и вертодромов, подземные сооружения и инженерные коммуникации;

5) здания, сооружения, расположенные на территориях аэропортов, аэродромов, вертодромов и предназначенные для обеспечения авиационной безопасности, оказания услуг.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Особо опасными, технически сложными объектами инфраструктуры воздушного транспорта являются взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов и перроны аэродромов с искусственным покрытием с длиной взлетно-посадочной полосы 1300 метров и более, аэровокзалы (терминалы) пропускной способностью 100 пассажиров в час и более, региональные и районные диспетчерские центры единой системы организации воздушного движения, командно-диспетчерские и стартовые диспетчерские пункты высотой более трех этажей или площадью 1500 квадратных метров и более, за исключением командно-диспетчерских и стартовых диспетчерских пунктов модульного (контейнерного) типа, а также объекты инфраструктуры воздушного транспорта, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с настоящим пунктом к особо опасным, технически сложным объектам.

Авиацио́нная инфрастру́ктура — аэродромы, аэропорты, объекты единой системы организации воздушного движения, центры и пункты управления полетами летательных аппаратов, пункты приёма, хранения и обработки информации в области авиационной деятельности, объекты хранения авиационной техники, центры и оборудование для подготовки лётного состава, другие используемые при осуществлении авиационной деятельности сооружения и техника.

Официальное толкование

Правовые акты РФ

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Авиационная инфраструктура" в других словарях:

Авиационная инфраструктура — в РФ аэродромы, аэропорты, объекты единой системы организации воздушного движения, центры и пункты управления полетами летательных аппаратов, пункты приема, хранения и обработки информации в области авиационной деятельности, объекты хранения… … Финансовый словарь

Авиационная инфраструктура — аэродромы, аэропорты, объекты единой системы организации воздушного движения, центры и пункты управления полетами летательных аппаратов, пункты приема, хранения и обработки информации в области авиационной деятельности, объекты хранения… … Официальная терминология

АВИАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА — аэродромы, аэропорты, объекты единой системы организации воздушного движения, центры и пункты управления полетами летательных аппаратов, пункты приема, хранения и обработки информации в области авиационной деятельности, объекты хранения… … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства

Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Авиация — (фр. aviation, от лат. avis птица) теория и практика полёта в атмосфере, а также совокупное наименование связанных с ними видов деятельности. Для обеспечения полётов создаётся Авиационная инфраструктура. Содержание 1 История … Википедия

Воздушный флот — Авиация (фр. aviation, от лат. avis птица) теория и практика полёта в атмосфере, а также совокупное наименование связанных с ними видов деятельности. Для обеспечения полётов создается Авиационная инфраструктура. Содержание 1 История 2 Структура … Википедия

Макао (аэропорт) — У этого термина существуют и другие значения, см. Макао (значения). Координаты: 22°08′58″ с. ш. 113°35′29″ в. д. / 22.149444° с. ш. 113.591389° в. д … Википедия

Макау (аэропорт) — Координаты: 22°08′58″ с. ш. 113°35′29″ в. д. / 22.149444° с. ш. 113.591389° в. д. … Википедия

Международный аэропорт Макао — Координаты: 22°08′58″ с. ш. 113°35′29″ в. д. / 22.149444° с. ш. 113.591389° в. д. … Википедия

Международный аэропорт Макау — Координаты: 22°08′58″ с. ш. 113°35′29″ в. д. / 22.149444° с. ш. 113.591389° в. д. … Википедия


Согласно данному Закону, Воздушный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 7.1, в которой закреплен перечень объектов инфраструктуры воздушного транспорта. К таким объектам относятся:
• аэродромы, вертодромы, обустроенные места для приводнения и причаливания воздушных судов, прочие объекты, необходимые для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
• аэровокзалы (терминалы) и иные объекты, в том числе объекты капитального строительства, необходимые для посадки на воздушное судно и высадки из него пассажиров, погрузки, разгрузки и хранения грузов, перевозимых воздушным судном, обслуживания и обеспечения безопасности пассажиров и грузов;
• объекты единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД);
• наземные объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции и ремонта аэропортов, аэродромов и вертодромов, подземные сооружения и инженерные коммуникации;
• здания, сооружения, расположенные на территориях аэропортов, аэродромов, вертодромов и предназначенные для обеспечения авиационной безопасности, оказания услуг, обеспечения государственного контроля (надзора) в области использования воздушного пространства.

Отдельно выделена категория особо опасных, технически сложных объектов инфраструктуры воздушного транспорта, к которым относятся:
• взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов и перроны аэродромов с искусственным покрытием с длиной взлетно-посадочной полосы 1300 метров и более;
• аэровокзалы (терминалы) пропускной способностью 100 пассажиров в час и более;
• региональные и районные диспетчерские центры ЕС ОрВД;
• командно-диспетчерские и стартовые диспетчерские пункты высотой более трех этажей или площадью 1500 квадратных метров и более, за исключением командно-диспетчерских и стартовых диспетчерских пунктов модульного (контейнерного) типа;
• объекты инфраструктуры воздушного транспорта, в состав которых входят объекты, относящиеся к перечисленным особо опасным и технически сложным объектам.

Закон направлен на ограничение отнесения, в том числе, объектов инфраструктуры воздушного транспорта к особо опасным и технически сложным объектам. Согласно ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, все объекты инфраструктуры воздушного транспорта входят в перечень особо опасных и технически сложных объектов. Вместе с этим большинство из них не являются особо опасными и технически сложными объектами.

Читайте также: