Критерии взаимодействия национального права рф с международным правом кратко

Обновлено: 05.07.2024

Взаимодействие международного и внутригосударственного права

Связь внешней и внутренней государственной политики неизбежно влечет за собой взаимодействие международного и внутригосударственного (национального) права.

Огромную роль в вопросах поддержания и улучшения этого взаимодействия играет тот факт, что страны выступают в нормотворческих процессах одновременно как творцы внутригосударственных норм, так и международно-правовых норм. При этом если первые воплощают в основном личные интересы государства, то вторые - взаимосогласованные интересы . В соответствии с этим появляются:

  • с одной стороны, законы и другие нормативные акты,
  • с другой стороны - полноценные межгосударственные договоры, которые становятся ценным источником международного права.

Терминологическим выражением участия страны в функционировании определенной правовой системе актов считается их официальное обозначение; применительно к нашему государству - это законы РФ (ранее СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее ) и международные договоры России.

Деление на внутригосударственное и международное право как на две отдельных самостоятельных системы, вполне можно отнести и к способам нормотворчества, и к формам существования различных правовых норм, и к правоприменительной практике в целом. Но при этом данные системы весьма тесно взаимодействуют между собой практически до внедрения международно-правовых норм в области внутригосударственных взаимоотношений . Это позволяет говорить о том, что наметилась тенденция перехода норм одной системы в другую. Это иллюзорное представление породило концепцию трансформации международно-правовых норм в национально-правовые нормы, а международных договоров во внутригосударственное законодательство.

В соответствии с данной концепцией международные договоры вследствие их ратификации, утверждения либо просто официального опубликования преобразуются во внутригосударственные законы. Это характерно и для многих соответствующих норм .

Конституция РФ о международном праве

Действующая Конституция По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее РФ предполагает, что общепризнанные основы и нормы международного права и международные договоры РФ считаются значимой деталью ее правовой системы.

Готовые работы на аналогичную тему

С этой позиции формулировка Конституции России видится ощутимо другой, чем в иностранных конституциях, и выдает основания для такой прописки признанных норм, при которой они не вторгаются напрямую во внутригосударственный нормативный комплекс, в отечественное законодательство, а взаимодействуют с ним в правоотношениях, в правоприменительном процессе, в структуре правопорядка.

Функциональное назначение конституционной нормы видится в признании конкретного деяния международно-правовых норм в области внутригосударственной работы и внутригосударственной юрисдикции, в предписании конкретного использования данных норм различными субъектами, среди которых числятся:

  • суды,
  • иные государственные органы,
  • хозяйствующие субъекты,
  • должностные лица,
  • граждане.

Это обусловлено тем, что в Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее так или иначе закреплены общепризнанные международные нормы. Сама же Конституция в какой-либо отдельной своей части отражается в иных конституционных нормах и множественных законодательных актах РФ, которые учитывают их совместное с международными договорами использование.

Самостоятельное же юридическое положение международных норм, принципов и договоров подчеркивается их особенным статусом при приоритетном использовании порой несоответствующих и даже в чем-то противоречащих им норм и законов.

Соответствие законодательства России международным нормам

В законодательстве России (бывшего СССР) прочно утвердилось правило приведения национальных норм в соответствие с международными договорами и иными источниками международного права. В основу этого положен как отмеченный принцип, так и точные положения международных договоров, которые непосредственно ориентируют их участников на такие действия.

В связи с этим вполне можно выделить, с одной стороны, управомочивающие нормы, по которым принятие законов обусловлено усмотрением компетентных государственных органов, а с другой стороны, предписывающие нормы, которыми на правительство возлагаются сформулированные обещания.

Сегодня для приведения российского законодательства в соответствие с международными договорами используются такие формы, как:

Международное и внутригосударственное право - это самостоятельные, хотя и взаимосвязанные правовые системы, и они находятся в постоянном взаимодействии, осуществляя взаимное влияние друг на друга.

Механизмы воздействия международного и внутригосударственного права.

Влияние внутригосударственного права на формирование и осуществление норм международного права.

Наиболее типичной формой влияния выступает воздействие сложившихся во внутригосударственной сфере принципов и норм на международное право в рамках нормообразования последнего.

Изменение, углубление и развитие содержания, расширение сферы действия и повышение эффективности существующих международно-правовых норм под воздействием национального права.

Устранение из международного права под воздействием внутригосударственного права политических и правовых средств отживших институтов, принципов и норм.

Рецепция и активное использование в международном праве основных правовых формул, пришедших из внутригосударственного права.

Влияние международного права на формирование и развитие внутригосударственного права.

Трансформация - пересказ своими словами норм международного права во внутреннем законодательстве. Существуют три системы трансформации:

· прямая: согласно которой заключенный государством и вступивший в силу договор непосредственно обретает силу закона;

· опосредствованная: правила договора обретают силу норм внутреннего права лишь в результате издания законодательным органом специального акта;

· смешанная: сочетает элементы первых двух систем и является наиболее распространенной.

В случае если формулировки закона совпадают по тексту с положениями договора, принято говорить об инкорпорации.

Во многих законах говорится, что те или иные его положения будут применяться в соответствии с определенным договором, в таких случаях речь идет об отсылке к международным договорам.

Рецепция, или заимствование, бывает: прямая - полное заимствование тех или иных норм международного права, косвенная - ссылка на ту или иную конвенцию как на часть внутреннего законодательства.

Международное и внутригосударственное право - это самостоятельные, хотя и взаимосвязанные правовые системы, и они находятся в постоянном взаимодействии, осуществляя взаимное влияние друг на друга.

Механизмы воздействия международного и внутригосударственного права.

Влияние внутригосударственного права на формирование и осуществление норм международного права.

Наиболее типичной формой влияния выступает воздействие сложившихся во внутригосударственной сфере принципов и норм на международное право в рамках нормообразования последнего.




Изменение, углубление и развитие содержания, расширение сферы действия и повышение эффективности существующих международно-правовых норм под воздействием национального права.

Устранение из международного права под воздействием внутригосударственного права политических и правовых средств отживших институтов, принципов и норм.

Рецепция и активное использование в международном праве основных правовых формул, пришедших из внутригосударственного права.

Влияние международного права на формирование и развитие внутригосударственного права.

Трансформация - пересказ своими словами норм международного права во внутреннем законодательстве. Существуют три системы трансформации:

· прямая: согласно которой заключенный государством и вступивший в силу договор непосредственно обретает силу закона;

· опосредствованная: правила договора обретают силу норм внутреннего права лишь в результате издания законодательным органом специального акта;

· смешанная: сочетает элементы первых двух систем и является наиболее распространенной.

В случае если формулировки закона совпадают по тексту с положениями договора, принято говорить об инкорпорации.

Во многих законах говорится, что те или иные его положения будут применяться в соответствии с определенным договором, в таких случаях речь идет об отсылке к международным договорам.

Рецепция, или заимствование, бывает: прямая - полное заимствование тех или иных норм международного права, косвенная - ссылка на ту или иную конвенцию как на часть внутреннего законодательства.

Подборка наиболее важных документов по запросу Взаимосвязь международного и национального права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Взаимосвязь международного и национального права

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Конституционный путь к доктрине субсидиарности в международном праве
(Грачева С.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2020, N 1) Выводы. Субсидиарность приобретает характер значимой идеи (и даже принципа) в условиях возрастания внимания к межуровневому взаимодействию в международном праве и все чаще является составляющей исследований соотношения, взаимосвязи национального и международного права.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Международное административное право
(Ноздрачев А.Ф., Мамедов А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9) Нарастающие тенденции в глобализации мировой экономики, ведущие к совместному использованию природных и других экономических ресурсов, интенсивному обмену продуктами труда, неизбежно порождают необходимость использования общепринятых в мире универсальных правил и норм государственного управления, особенно в сфере экономики, международных норм-принципов. Углубление взаимосвязи международного права с национальным административным правом четко проступает как тенденция все более широкого проникновения международного права через признание государством международных правовых регуляторов и формирование на этой основе международного административного права.

В статье исследуются проблемы взаимодействия Конституции РФ и федеральных законов, с одной стороны, и общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации — с другой. Они вызваны высказываемыми мнениями о том, что включение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации в ее правовую систему, а также признание приоритета международных договоров Российской Федерации над ее законами нарушают государственный суверенитет России. Автор приходит к выводу, что такое правовое положение, закрепленное в ч. 4 ст. 15 Конституции, является правильным и никакой угрозы суверенитету России не представляет, а только способствует осуществлению функций государства, которое провозгласило себя правовым.

Основные положения, определяющие в Российской Федерации юридическую значимость ее Конституции, законов и иных правовых актов, принимаемых на ее территории, принципов и норм международного права, а также особенности их взаимодействия, содержатся в ст. 15 Конституции, находящейся в ее главе 1, и состоят в следующем:

1) Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ч. 1);

2) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы; если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4).

Положения главы 1 Конституции, в том числе указанные выше, составляют основы конституционного строя Российской Федерации 1 1 К ним также относятся положения о том, что: Россия — демократическое федеративное правовое социальное и светское государство с республиканской формой правления (ст. 1, 7, 14); человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита — обязанность государства (ст. 2); носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ (ст. 3); государственная власть в России осуществляется Президентом, Федеральным Собранием, Правительством и судами на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы этих ветвей власти самостоятельны (ст. 10, 11); в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8); признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (ст. 12); никакая идеология или религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 13, 14) и некоторые другие. ; все другие положения Конституции не могут им противоречить (ст. 16 Конституции).

Это означает, что данные положения имеют приоритет не только над законами, но и над другими положениями Конституции, что должно учитываться как при их толковании в правоприменительной практике (оно не должно противоречить содержанию первой главы), так и при внесении Федеральным Собранием, в пределах своих полномочий, изменений в другие главы Конституции.

Читайте также: