Сравнение платона и аристотеля кратко

Обновлено: 06.07.2024

Потому мир – царство идей, в котором есть своя иерархия:

Душа состоит из трёх начал:

  1. разумного (главное начало);
  2. неразумного (вожделеющего) – физические потребности;
  3. страстного (аффективного)- мужество, героизм, сила воли и т.д.
  • Платон первым уделил внимание формам правления . Создал шкалу форм государства от лучших к худшим.

Лучшие формы правления: аристократия (власть справедливого меньшинства) и монархия (справедливое единовластие).

Далее идёт тимократия (несправедливая власть честолюбцев, получивших власть не по знаниям или умениям, а, например, по рождению или имущественному цензу).

Ещё менее совершенная форма – олигархия (власть богатых, противостоящих остальным).

Ещё хуже - демократия ( несправедливая власть большинства). Равноправие сводит на нет личные качества.

Худшая форма - тирания (несправедливая власть одного).

Государство – выражение справедливости . Идеал государства Платон нашёл в кастовой системе Египта. В идеальном государстве каждый должен заниматься своим делом, поэтому общество разделяется на три сословия:

  1. высшее сословие - философы;
  2. сословие воинов (охрана правопорядка и государства);
  3. сословие прочих граждан: крестьян, купцов, ремесленников.

Вне сословий находятся рабы, являющиеся экономической силой государства.

АРИСТОТЕЛЬ

(384-322 до н.э.)

Всю совокупность знаний он разделил на: введение в философию, теоретическую философию, практическую философию, творческую философию.

Аристотель вывел три закона мышления:

Поведение человека определяется стремлением , связанным с удовольствием или неудовольствием. Действия, влекущие удовольствие, человек стремится повторять .

Выделил шесть типов правления:

  • правильные( власть исходит из общественной пользы ) : монархия , аристократия, полития ;
  • неправильные ( власть исходит из выгоды ) : олигархия, тирания, охлократия (власть толпы);

Суть добродетели – в сочетании щедрости и умеренности. Добродетельно то, что служит обществу и общественному порядку .

Добродетели делятся на:

волевые (исходят из характера);

интеллектуальные (мудрость, благоразумие).

Счастье (высшее благо жизни) возможно лишь при добродетельной жизни. В достижения счастья помогает изучение философии.

Платон и Аристотель были систематизаторами древнегреческой философии.

Натурфилософы изучали природу, софисты и Сократ – человека и его добродетель, а Платон и Аристотель изучали ВСЕ эти проблемы. Поэтому и у того и другого обширные учения сформировались.

Ключевые понятия, характеризующие его учения:

  1. Объективный идеализм
  2. Психизм
  3. Рационализм

В учении у бытии у Платона главной является что бытие состоит из двух противоположных миров:

  1. Мир идей (занебесный мир идей где идеи существуют сами по себе, вечны, нематериальным)- главным по Платону.
  2. Мир вещей (земной мир, материальный) (предметы - бледные тени идей)

(см таблицу 2 из методичек)

Идею Платон обозначил понятием – ЭЙДОС. Он полагал так: в мире вещей любой предмет существует потому что в мире идей есть его идея.

Любой предмет – тень, слабое подобие идей. Если предмет исчезает, то идея в мире идей остается.

Идея – сущность вещи, а сама вещь – явление. Идея – общее, а вещь – единичное. Платон полагал что сущность и общее может существовать независимо от явления и единичного.

Мир идей – является первичным, а мир вещей – вторичным. Помимо этого мир идей существует независимо от нашего сознания.

Вещи, по мнению Платона, возникают из материи. Материя – бесформенна и неопределенна и чем-то конкретным становится при соприкосновении с идеей. Бог созерцает идеи и по из образцу создает вещи. Эти два мира объединяет мировая душа.

Платон выделил 3 варианта соотношения идей и вещей:

  1. Вещи сходны с идеями и возникли в подражании им
  2. Идеи находятся в вещах как общее в единичном
  3. Вещи причастны идеям как к идеальным образцам

Мир идей устроен как пирамида. В основание – идеи простых идей, а ближе к вершине – нравственные идеи, на самой вершине – идея ЕДИНОГО, как высшего блага.

Человек принадлежит обоим мирам одновременно, т.е. тело к миру вещей относится, а бессмертная разумная душа к миру идей. Платон полагал что земная жизнь человека – плен души в темнице тела, смерть – освобождение души из тела.

Задачей человека – познание истины. Органы чувств познают мир вещей, но приходят лишь к мнению. Мир идей познается с помощью разума, и результатом является достижение истины.

Платон разработал теорию АНАМНЕЗИСА (в переводе припоминания, воспоминания), т.е. после смерти тела, душа перемещается в мир идей и познает идеи, а затем вселяется в новое тело. Результат в том что у человека в душе уже с рождения заложены все знания. Предполагал что душа само вспомнить не может, ее к этому подталкивают органы чувств. Вещи похожи а идеи, и напоминают душе идею этой вещи, затем разум действует самостоятельно, используя 2 метода: диалектика и математика.

Цель познания заключается в том, чтобы познать идею ЕДИНОГО.

Он занимает в философии особое место, и эта особость выражается в:

  1. Он полностью освободил философию от влияния мифологии
  2. Он обосновал многие философские понятия
  3. Он разработал логику как учение о законах мышления

Аристотель отверг учение Платона о мире идей. Его не устроило в учении:

  1. Идеи бесполезны для познания сущности вещей, объяснения их бытия
  2. Учения об идеях не объясняет возникновение и гибель вещей, и движение которое в мире есть.
  3. Идея не может находится за пределами самой вещи и предшествовать ей во времени.

В итоге Аристотель сделал вывод: сущность нужно искать в явлении, общее в единичном. Сущность любой вещи нужно искать в ней самой, чтобы этого добиться Аристотель предложил понятие СУБСТАНЦИЯ.

Субстанция – самобытное бытие существующее в себе самом, но не в чем-то ином. Или – любой предмет субстанциален если заключает в себе свою сущность.

Существуют 4 причины бытия вещей:

  1. Форма или благодаря чему возникает вещь
  2. Материя или из чего возникает вещь
  3. Движение или как возникает вещь
  4. Цель или для чего возникает вещь

Форма – первая сущность вещи. Форма вечна, активна и представляет собой общее. Однако общее может существовать не само по себе, а в связи с единичным. Чтобы возникла вещь к форме должно что-то присоединиться. Это материя присоединяется. Получается что любой предмет это единство формы и материи.

Свойства материи по Аристотелю:

  1. Пассивность
  2. Бесформенность
  3. Неопределенность
  4. Материя это только возможность, но не действительность

Движение – процесс появления вещи или переход от возможности к действительности.

У движения всегда есть цель. Целевое содержание движения Аристотель обозначил понятием ЭНТЕЛЕХИЯ. Цель существует до того как предмет возникает, но в виде возможности, и соответственно когда предмет появляется цель из возможной превращается в действительную (форма – дом, материя – камень, движение – работа, цель – жить, цель возникает на стадии проекта).

Аристотель предполагал, что сами эти причины сами по себе действовать не могут, их действие зависит от перводвигателя, Бога. Он является наивысшей чистой формой лишенной материи. Он же источник движения. Он же устанавливает щели для всего существующего.

У перводвигателя были 2 цели:

  1. Реализовать заложенные в материи возможности
  2. Создать гармоничный мир в котором у любого предмета будет свое место

Вывод: бытие является иерархией уровней, нижний уровень – материя, верхний – перводвигатель. Оба они вечны, между ними располагаются: неживая природа, живая природа, человек и общество.

Платон и Аристотель как великие древнегреческие философы. Взгляды Платона и Аристотеля по трем концепциям: "учение о бытие", "идея души" и "взгляд на общество и государство". Аристотель как первый мыслитель, создавший всестороннюю систему философии.

Рубрика Философия
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 25.02.2014
Размер файла 23,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

платон аристотель древнегреческий философ

Вступление

Платон и Аристотель (427 - 347 до н. э.) и (384 - 322 до н. э.)

Платон и Аристотель - это великие древнегреческие философы. Оба философа принадлежат к античной философии, которая охватывает период - с 6 ст. до Н. Э. - до 6ст. Н. Э. Период их деятельности, называется - классический период большого синтеза. В это время происходит смена проблематики от природы к человеку и обществу. Также, философы создают первые философские системы, т. е. круг философских проблем. Платон - великий мыслитель, является основоположником объективно-идеалистичекой философии. Основное достижение Платона - это открытие и обоснование сверхчувственного, сверхфизического мира идеальных сущностей. Аристотель - это первый мыслитель, создавший всестороннюю систему философии, которая охватила все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Несмотря на то, что Аристотель является учеником Платона, в их суждениях есть не только сходства, но и различия.

Аристотель соотносит материю с формой. Он приводил пример, что материей медного шара является медь, а формой - шарообразность. Если рассматривать живое существо, то материей является его телесный состав, а формой - душа. Ещё Аристотель, рассматривал материю как - пассивное начало, а форму как - активное. На счет небытия, философ говорил, что оно в онтологическом смысле не существует. Оно может существовать только в относительном смысле в некоторых понятиях, например, нигде, никогда и т. п.

В отличие от Платона, Аристотель говорит, что душа - это энтелехия тела, т. е. внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат, благодаря которой тело имеет способность к жизни, ощущениям и мышлению. Аристотель считает, что душа неотделима от тела, но сама имматериальная, не телесная, т. е. душа есть некий смысл и форма, а не материя, не основа всего существующего. Согласно Аристотелю, когда тело умирает, то душа освобождается для вечной жизни, т. е. душа вечна и бессмертна.

Аристотель же говорил, что душа отражает действительности всемирного и вечного Ума, а также образует гармонию для тела. Душа различает и познает всё сущее.

2) Согласно Платону, государством могут мудро и справедливо управлять только аристократы, как лучшие и наиболее мудрые граждане. Земледельцы и ремесленники должны добросовестно выполнять свою работу. Охранять государство должны стражи порядка, причем они обязаны жить изолированно от других граждан и питаться за общим столом.

По мнению Аристотеля, бедные и богатые элементы существуют противоположно друг другу, и в зависимости какой слой общества преобладает, то и соответствующая форма государственного строя устанавливается. Аристотель выделил три главных слоя граждан: 1) очень зажиточные; 2) средние; 3) крайне неимущие. В отличие от Платона, философ враждебно относился к зажиточным людям, считая, что они, попирают ногами общественные традиции и законы, стремясь к власти. Он думал, что аристократы склонны к роскоши и хвастовству. Аристотель был сторонником рабовладельческой системы. А также он считал, что интересы, цели и деятельность людей зависит от их имущественного положения и происхождения. Если человек по природе - с рождения - земледелец, то он будет работать на зажиточного элемента общества, будет рабом, а если человек с рождения живет в достатке, то он будет управлять бедняками и лишь стремиться к жизни вообще. Но, по мнению философа, государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо.

3) Платон выделяет семь типов государства, но ныне существует всего шесть: 1) монархия - справедливая власть одного человека; 2) тирания - несправедливая власть одного человека; 3) аристократия - справедливая власть меньшинства; 4) олигархия - несправедливая власть меньшинства; 5) демократия - справедливая власть большинства; 6) тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии. Согласно Платону, стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

Исходя из учений о душе, можно сказать, что Платон рассматривает душу отдельно от тела, а Аристотель неотъемлемо от него. Но оба мыслителя уверены, в том, что душа бессмертна.

Проанализировав и сравнив вышеуказанные концепции Платона и Аристотеля, я могу сказать, что в понимание о бытие, об идее души и взгляде на общество и государство, я больше всего склоняюсь к рассуждениям Аристотеля. Потому что, так же как и он, я считаю, что бытие это некая субстанция с характеристиками; и еще есть форма и материя, например, тот же медный шар. Также я соглашаюсь с его определением, что душа неотделима от тела и сосуществует в гармонии с ним. Душа, после смерти тела, возносится ввысь - в рай, где она существует вечно. т. е. она является бессмертной. Что касается, общества и государства, я думаю, что правителем должен быть человек из народа, понимающий проблемы простых людей. А государство должно быть демократическим. Потому что, аристократы из-за чрезмерного материального достатка и всемогущей власти не смогут понять обычного человека из среднего слоя общества, так как аристократам не близки их проблемы.

Список литературы

1) Лосев А. Ф. “Бытие, имя, космос”. М. : Мысль, 1993.

Подобные документы

Аристотель - первый мыслитель, создавший всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития. Положения философского учения Аристотеля. Учение о четырех причинах. Теория познания и логика. Этические взгляды, учение о добродетелях.

реферат [1,8 M], добавлен 14.05.2014

Краткие биографии Платона и Аристотеля. Социальная обстановка во времена жизни Платона и Аристотеля и их философские позиции. Воззрения Платона и Аристотеля на устройство государства. Альтернативные сообщества как аналог школ Платона и Аристотеля.

реферат [50,0 K], добавлен 19.12.2011

Платон и Аристотель – две "вершины" древнегреческой философии. Основные идеи философии Платона. Формальная логика Аристотеля. Зрождение Философской мысли в России, основные ее представители и теории. Смысл жизни человека согласно различным концепциям.

контрольная работа [24,3 K], добавлен 06.09.2009

Философское наследие гениальных мыслителей Древней Греции Платона и Аристотеля. Расхождение философов в метафизике. Взгляды на общество и государство. Утопические взгляды Платона на идеальное государство. Теория познания и этические взгляды философов.

реферат [25,9 K], добавлен 26.12.2016

Анализ теории Аристотеля с точки зрения демонстрации сходства и различия взглядов мыслителя с миропониманием его учителя Платона. Сущность расхождения Платона и Аристотеля в вопросах онтологии: учение об идеях и бытии, их познание, взаимосвязь и сущность.

Различия между философиями Платона и Аристотеля / психология

PБрасс и Аристотель, вероятно, являются двумя мыслителями, оказавшими наибольшее влияние на западную культуру.. Даже сегодня, хорошая часть нашего мышления, независимо от того, изучали ли мы философию в школах и университетах, есть причина в работах, которые эти два жителя Древней Греции развивали между 5 и 4 веками до нашей эры..

На самом деле они считаются главной ответственной за консолидацию западной философии.

Однако эти два философа не сошлись во всем. Различия в мышлении Платона и его ученика Аристотеля они стали глубокими и очень актуальными, хотя Аристотель находился под сильным влиянием своего афинского учителя. Ниже мы увидим обзор того, что эти точки расхождения были.

Различия в философии Платона и Аристотеля

По многим предметам эти два философа придерживались противоположных интеллектуальных позиций, хотя всякий раз, когда Аристотель уходил с пути своего учителя, он пытался сформулировать свои объяснения, основываясь на платонической мысли.

Эти основные различия в способе понимания мира, который оба защищали, заключаются в следующем.

1. Позиция до эссенциализма

Платон хорошо известен тем, что установил фундаментальное разделение между миром разумных впечатлений и миром идей. Первый состоит из всего, что может быть испытано через чувства, и является ложным и обманчивым, в то время как второй доступен только через интеллект и позволяет достичь абсолютной истины..

Это означает, что для Платона сущность вещей на плоскости реальности, независимой от предметов и тел, и что последние являются просто несовершенным отражением первого. Эта сущность, кроме того, вечна и не может быть изменена тем, что происходит в мире физического: абсолютная идея о том, что такое волк, остается, даже если этот вид полностью исчезает или растворяется в результате гибридизации с домашние собаки.

Для Аристотеля, однако, сущность тел (живых или инертных) сама по себе, не в другой плоскости реальности. Этот философ отверг идею о том, что все истинное было вне того, что состоит из материи.

2. Вера или нет в вечной жизни

Платон защищал идею о том, что жизнь после смерти существует, поскольку тела разлагаются и исчезают, а души, которые составляют истинное ядро ​​идентичности людей, вечны, как и универсально истинные идеи ( математические законы, например).

Аристотель, с другой стороны, имел концепцию смерти, более похожую на концепцию смерти, основанную на мифах Гомера. Он верил, что в людях есть души, но они исчезают, когда физическое тело деградирует, с которой исключается возможность существования после смерти.

3. Различные теории этики

В философии Платона знания и этика являются элементами, которые полностью связаны друг с другом. Для него доброе и нравственное совершенство достигается благодаря прогрессивному подходу к истине, поэтому невежество приравнивается ко злу, а прогресс через мудрость делает нас лучше.

Эта идея на первый взгляд может показаться странной, но в ней есть определенная логика, если учесть, какое значение придавал этот философ существованию абсолютных идей: все те решения, которые мы отделяем от правды, ошибочны и безответственны.

Аристотель, однако, фокусирует этику на цели достижения счастья. В соответствии с этой идеей, для него добром может быть только то, что осуществляется через наши действия и чего не существует за их пределами. Эта идея имеет смысл, поскольку она исключает существование абсолютных и вневременных истин из уравнения, и поэтому мы должны делать добро здесь и сейчас с теми ресурсами, которые у нас есть в нашем распоряжении..

4. Табула раса или иннатизм

Еще одно из огромных различий между Платоном и Аристотелем связано с тем, как они задумывали создание знаний..

Согласно Платону, обучение - это на самом деле запоминание идей, которые всегда существовали (потому что они универсальны), и наша душа, которая является двигателем интеллектуальной деятельности, уже контактировала с ними в мире нематериального. Этот процесс признания истины называется анамнезом, и он идет от абстрактного к конкретному: мы применяем истинные идеи к разумному миру, чтобы увидеть, как они сочетаются друг с другом.

Для Аристотеля знание создается из опыта и из наблюдения конкретного, и оттуда человек продолжает создавать абстрактные идеи, которые объясняют универсальное. В отличие от своего афинского учителя, Я не верил, что идеальные идеи существуют внутри нас и абсолютно верно, но мы создаем образ из нашего взаимодействия с окружающей средой. Мы исследуем окружающую среду, пытаясь отличить ложное от истинного через эмпиризм.

Эта модель была известна как "tabula rasa" несколько веков спустя, и была защищена многими другими философами, такими как Джон Локк.

Уместнее всего обсудить разницу между Платоном и Аристотелем с точки зрения их концепций. Платон и Аристотель были двумя великими мыслителями и философами, которые различались в объяснении своих философских концепций. Интересно отметить, что Платон был учителем Аристотеля, но все же последний отличался от первого. Аристотель уделял большое внимание верховенству наблюдения и установлению реальности. Платон, с другой стороны, придавал большее значение проблеме знания. Он сказал, что идеи являются не только частью человеческого сознания, но и находятся вне человеческого сознания. Идеи Платона субъективны. С другой стороны, идеи Аристотеля не субъективны.

Кто такой Аристотель?

Аристотель не является идеалистом в своей философии. Аристотель не верил в универсальную форму. Он считал, что каждое понятие или объект нужно изучать индивидуально, чтобы понять их. В результате ему требовалось прямое наблюдение и опыт, чтобы подтвердить свою концепцию. Согласно Аристотелю, субстанция - самая важная из десяти категорий. По его словам, первичная субстанция - это не что иное, как индивидуальная вещь.

Более того, Аристотель пытался разработать универсальный метод рассуждения. Он хотел узнать все о реальности. Согласно Аристотелю, любое отдельное вещество отличается от других веществ в определенной категории на основе свойств или характеристик, которые они наследуют. Это только доказывает, что вещества могут быть разными.

Согласно Аристотелю, существуют разные типы человеческих целей. Из всех них счастье - это высшая человеческая цель, к которой можно стремиться. Он говорит, что у всех людей есть особая функция. Он сказал бы, что функция человека связана только с его ролью в обществе.

Аристотель считал, что хорошего знания недостаточно, чтобы быть хорошим. Он считал, что нужно хорошо практиковать, чтобы быть хорошим. Это практическая идея, которая принимается даже сегодня.

Кто такой Платон?

Платон - идеалист в своей философии. Платон был идеалистом, потому что считал, что каждое понятие имеет идеальную или универсальную форму. Итак, Платону было достаточно рассуждений и мысленных экспериментов, чтобы доказать свою концепцию. Платон излагает схему описания конкретных вещей, идентифицируя их в соответствии с их характеристиками и свойствами. Платон не принимал точку зрения Аристотеля о функциях человека.

Платон считал, что добро - значит делать добро. Он сказал, что если человек знает правильные вещи, это автоматически приведет его к правильным поступкам. Это не очень практичная идея.

В чем разница между Платоном и Аристотелем?

• Рождение:

• Считается, что Платон родился в 428/427 или 424/423 году до нашей эры.

• Аристотель родился в 384 г. до н.э.

• Смерть:

• Считается, что Платон умер в 348/347 г. до н. Э.

• Аристотель умер в 322 г. до н. Э.

• Субъективность:

• Идеи Платона были субъективными.

• Идеи Аристотеля не были субъективными.

• Работай:

• Работы Платона сохранились на протяжении многих лет.

• Тем не менее, около 80% работ Аристотеля пропало с годами.

• Убеждения:

• Платон был идеалистом, потому что считал, что каждое понятие имеет идеальную или универсальную форму.

• Аристотель не верил в универсальную форму. Он считал, что каждое понятие или объект нужно изучать индивидуально, чтобы понять их.

• Доказательство концепции:

• Платону было достаточно рассуждений и мысленных экспериментов, чтобы доказать свою концепцию.

• Аристотель хотел, чтобы прямое наблюдение и опыт подтвердили концепцию.

• Хорошо:

• Платон считал, что знать добро равно делать добро. Он сказал, что если человек знает правильные вещи, это автоматически приведет его к правильным поступкам.

• Аристотель считал, что хорошего знания недостаточно, чтобы быть хорошим. Он считал, что нужно хорошо практиковать, чтобы быть хорошим.

• Научный вклад:

• Платон не внес большой вклад в науку, поскольку большинство его идей были только теориями, а не практикой.

• Аристотель внес большой вклад в науку. В прошлом он был известен как истинный ученый.

В этом основные отличия Платона от Аристотеля. Как видите, хотя Аристотель был учеником Платона, он внес больше в мир, поскольку большинство его идей были практическими.

Читайте также: