Братья монгольфье изобрели воздушный шар кратко

Обновлено: 05.07.2024

Изобретателями воздушного шара являются братья Жосеф и Этьен Монгольфье. Еще с детства братья чувствовали тягу к изобретениям и один раз, сидя у камина они заметили, что рубашка которая висела, надулась и тогда им в голову пришла гениальная идея. Они сшили экспериментальную модель и нагрели ее над огнем – он поднялся на высоту 30 метров. Это произошло в ноябре 1782 году и этот год можно смело считать началом воздухоплавания.

В 1783 году братья Монгольфье повторили попытку и подняли в воздух воздушный шар на высоту более 1000 метров. Это была первая публичная демонстрация аэростата.

Конкурент братьев французский ученый-физик Жак-Александр Сезар Шарль тоже работал над созданием воздухоплавательного аппарата. В 1783 году он изготовил шар, который наполнил водородным газом.

В этом же году был совершен первый полет человека на воздушном шаре. Француз Пилатр де Розье и маркиз де Арланд поднялись на воздушном шаре Этьенна Монгольфье. Шар пролетел десять километров и приземлился в местности под названием Бутее. А уже в следующем году по всей Европе проходили экспериментальные полеты.

В 19 веке воздушные шары стали атрибутом праздников. Они часто сопровождали коронации монархов, праздники, посвященные важным политическим и военным победам и неотъемлемым развлечением первых выставок в Париже и Англии во второй половине 19 века. Также в это время было преодолено огромное по тем временам расстояние в 800 км – от Англии до княжества Насо и сделана первая фотография с воздуха – фотография Парижа.

К концу 19 века воздушные шары стали использоваться в научных целях. В воздух запускали шары-зонды, которые, поднявшись на большую высоту брали пробы воздуха. В 1897 году аэростаты были применены в экспедиции по изучению Арктики шведскими учеными во главе с Соломоном Августом Андре. Однако экспедиция окончилась трагически, по видимому ученые не справились управлением и потеряли контроль над аппаратом.

Начало 20 века было отмечено несколькими рекордами высоты и первым в истории полете к стратосфере Земли на воздушном шаре. Совершил этот полет француз Оггюст Пикар в 1937 году на специально проектированной капсуле постоянного давления.

Воздушные шары органично влились в нашу жизнь. Они стали отдельным видом спорта и с успехом используются во многих сферах (научной и военной), а также в индустрии развлечений. И сегодня полет на воздушном шаре может позволить себе любой человек, желающий рассмотреть землю с высоты птичьего полета.

Первый полет на воздушном шаре братьев Монгольфье

Стремление человечества к полетам существует ровно столько, сколько существует цивилизация. Но реальные шаги в этом направлении были сделаны только к концу XIX века, когда и состоялся первый полет на воздушном шаре. Это величайшее событие потрясло не только Францию, в которой собственно и состоялось, но и весь мир. Братья Монгольфье вошли в историю как первооткрыватели и революционеры. Зарождение воздухоплавания следует считать значимой вехой в развитии всей науки и человеческой цивилизации.

Начинания братьев Монгольфье

Когда речь заходит о том, кто придумал первый воздушный шар, практически каждый образованный и начитанный человек вспоминает фамилию братьев Жозефа и Жака-Этьена Монгольфье. Конечно, этих изобретателей не следует считать единственными в своем роде, поскольку исследования подобных явлений проводились и ранее.

Именно это свойство и было использовано в первых экспериментах и последующих открытиях Монгольфье. Братья проводили многочисленные испытания с рубашками, мешками и пробными шарами из натуральных тканей, которые хоть и взлетали, но невысоко. Но для того времени даже подобные факты оказывались пугающе новыми и едва ли не революционными.

Первый полет на воздушном шаре братьев Монгольфье

Первые полноценные пробы прошли в 1782 году, когда в воздух поднялся шар объемом три кубометра. Следующий воздушный шар был уже намного больше: конструкция весила 225 килограммов и состояла из четырех боковых полос и купола из обклеенного бумагой хлопка. 4 июня изобретатели запустили этот опытный образец в воздух, но преодолеть удалось лишь около полутора километров, а закончился полет падением. Братья Монгольфье были не единственными, кто в этот период проводил подобные исследования: француз Жак Шарль запускал шары, наполненные водородом, что было значительным скачком в развитии данного направления.

Если шары от братьев-исследователей, наполняемые теплым воздухом, называли монгольфьерами, то творения мсье Шарля – шарльерами

После подобного старта, считавшегося практически успешным, братья Монгольфье получили мощную поддержку от Академии наук. Финансовые вложения позволили им проводить новые запуски, так что следующий шар, на котором прокатились странная компания – овца, гусь и петух, был значительно больше своего предшественника: 450 килограммов при объеме в 1000 кубометров. После относительно успешного его приземления (плавного падения корзины с высоты около полукилометра) было принято решение провести испытания воздушной конструкции с людьми на борту.

В это же время Жак Шарль запустил шар из пропитанного каучуком шелка, который за время первого полета смог преодолеть расстояние в 28 километров.

Первый успешный полет

Братья Монгольфье мечтали стать первыми пассажирами своего изобретения, однако их отец запретил подобный риск. Поиски добровольцев не заняли много времени, а первыми людьми, поднявшимися в воздух, стали Пилатр де Розье и маркиз Д’Арланд.

Свой первый полет братья Монгольфье смогли совершить уже в 1784 году, когда вместе с ними на борт поднялись еще 7 человек. Это путешествие принято считать первым коммерческим полетом в истории воздухоплавания.

Братья запланировали первый полет на 21 ноября 1873 года. Именно в этот день и состоялось эпохальное путешествие двух первооткрывателей: воздушный шар, поднявшись на высоту одного километра, за 25 минут пролетел расстояние более 9 километров. Первые пассажиры оказались более чем умелыми воздухоплавателями и отлично управляли огромным шаром, что в большой степени обеспечило успешность мероприятия.

Первый полет на воздушном шаре братьев Монгольфье

Благополучный полет подстегнул желание развивать это направление дальше, но следующая цель, на которую замахнулись братья вместе со своими последователями, оказалась слишком сложной. Попытка перелета через Ла-Манш, не согласованная с самими Монгольфье, оказалось неудачной для Пилатра де Розье: он погиб при падении сгоревшего шара. В судьбе этого первопроходца печально совпали две вехи: честь оказаться первым человеком на воздушном шаре и трагедия пасть первой его же жертвой.

После этого воздухоплавание стало развиваться семимильными шагами. Жак Шарль в своих исследованиях не только значительно обезопасил полеты, но и изобрел способ измерять высоту полета и регулировать ее. Путешествия на воздушных шарах стимулировали изобретение парашюта: в 1797 году был успешно совершен первый прыжок Андре-Жака Гарнерена, отделавшегося только вывихом кисти. А уже в 1799 первый прыжок с парашютом совершила женщина – Жанна Лаброс, ученица Гарнерена.

26 августа 1740 года в небольшом французском городке Аннонэ родился Жозеф-Мишель Монгольфье, которому вместе с младшим братом Жак-Этьенном предстояло проложить человечеству дорогу в небо.

Отец Жозефа по меркам провинциального городка был человеком состоятельным, он владел небольшой бумажной фабрикой и поэтому смог дать своим детям хорошее образование. Жозеф с детства отличался любознательностью и тягой к знаниям. Особенно его увлекали точные науки — математика, физика и химия, в изучении которых он весьма преуспел. С особым интересом он ставил простейшие физические опыты, пытаясь постичь суть происходивших при этом процессов. Со временем к нему присоединился и младший брат.

Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн Монгольфье

После смерти отца братья унаследовали успешно работающую фабрику и смогли тратить на свои опыты и эксперименты значительные суммы, что они и не преминули сделать. А заинтересовала братьев возможность подняться в воздух. Они преследовали не только научный, но и практический интерес — возможность быстро перемещаться на значительные расстояния.

Сначала братья попытались наполнить сделанный из холста большой шар паром от кипящей воды. Шар раздулся, но лететь не захотел, так как пар стал быстро остывать и осаждаться на внутренней поверхности шара водяными каплями. Естественно, что размокший и значительно потяжелевший шар взлететь не смог.

Увлечение химией помогло братьям поставить другой эксперимент. Они попытались наполнить шар водородом, для чего в большой бочке залили металлические опилки серной кислотой, а выделившийся при химической реакции газ по трубкам направили под оболочку шара. Братья рассчитывали, что водород (тогда его называли летучим газом), который значительно легче воздуха, сможет заставить шар взлететь.

Они были на правильном пути, но создать герметичную оболочку для шара не смогли. Водород моментально проходил сквозь ткань шара. Попытки оклеивать матерчатый шар бумагой или делать его только из бумаги, результата не дали. Эти шары так же не могли удержать водород.

Мысль наполнить шар горячим воздухом пришла Жозефу, а натолкнул его на эту идею дым, поднимающийся над костром. Попытка оказалась удачной. Первый же небольшой бумажный мешок, наполненный горячим дымом, устремился вверх.

Об экспериментах братьев стало известно горожанам, и они попросили Жозефа и Этьена Монгольфье продемонстрировать им летающий мешок. Первый публичный полет воздушного шара состоялся 5 июня 1783 года. Подготовленный братьями шар только отдаленно напоминал современные летательные аппараты. Это был большой матерчатый шар, проклеенный для плотности бумагой. На середине на шар был укреплен дополнительный матерчатый пояс, от которого спускались вниз веревки, за них предполагалось удерживать шар при наполнении дымом. Вся конструкция получилась большой, громоздкой и весила более 200 килограммов.

День выдался безветренный, и шар, хотя и поднялся довольно-таки высоко, вскоре плавно опустился примерно за километр от места старта. Демонстрация первого полета воздушного шара прошла более чем успешно. С этого дня Жозеф и Этьен Монгольфье навсегда вписали свои имена в историю покорения неба.

Изобретением братьев заинтересовались в Париже. Король Людовик XVI поручил Академии наук пригласить братьев Монгольфье в столицу для демонстрации своего удивительного шара. Любопытно, что практически за несколько дней, когда посыльные только ехали к братьям, произошло повторное открытие возможности создания летучего шара. Пока братья готовились к приезду в Париж, Академия поручила физику Жаку Шарлю подготовить обоснованное мнение по поводу изготовления и полета на воздушном шаре.

Удивительно, но Шарль пошел тем же путем, что и братья. Он предположил, что шар можно наполнить водородом, и даже подготовил соответствующие расчеты. О возможности использовать горячий воздух он не догадался. Так как братья Монгольфье долго не могли добраться до Парижа, Шарль решил сам произвести опыт с шаром, наполненным водородом. Но он оказался дальновиднее братьев и пропитал оболочку небольшого шелкового шара (примерно 4 метра в диаметре) раствором каучука. В последующем открытый им способ изготовления оболочки шара использовался до середины 20 века.

В августе 1783 года Шарль провел в Париже первый полет изобретенного им шара. Наполненный водородом шар стремительно взлетел к облакам. Но затем случилось что-то непонятное, шар исчез, а на землю опустилась его лопнувшая оболочка. К тому времени ученые уже знали, что с высотой воздух становится менее плотным. Давление внутри шара, оставаясь постоянным, просто на определенной высоте разорвало его оболочку.

Демонстрация полета в Париже

Шарль снова засел за расчеты, но к этому времени в Париж приехали братья Монгольфье. Они привезли с собой новый шар, названный ими монгольфьером. Шар был значительно усовершенствован, а главное, под ним была закреплена легкая корзина из ивовых прутьев. Братья предполагали рискнуть и взлететь, но парижские ученые их отговорили, мотивируя это тем, что сердце человека может не выдержать быстрого подъема в высоту.

19 сентября 1783 года на большой поляне перед Версальским дворцом на глазах огромной толпы народа шар, под которым в корзине сидели баран, утка и петух, взмыл в небо. Впервые живые существа поднялись к облакам. Полет прошел успешно, и пассажиры воздушного шара живыми и здоровыми вернулись на землю.

Вскоре первый подъем на шаре, правда, он был привязан длинной веревкой к земле, совершили Этьен Монгольфье и Пилатр де Розье. А уже 21 ноября 1783 года состоялся первый настоящий полет людей на воздушном шаре. Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд поднялись в воздух, приветствуя парижан с высоты птичьего полета. Путь в небо был окончательно открыт.

Жозеф-Мишель Монгольфье не успокоился на изобретении воздушного шара. Он продолжал экспериментировать, и на следующий год предложил проект первого парашюта. В годы французской революции он переехал в Париж, работал администратором Консерватории искусств и ремесел, был членом совещательного бюро по искусствам и мануфактурам.

Скончался Жозеф-Мишель Монгольфье 26 июня 1810 года. Но имя создателя первого воздушного шара навсегда останется в истории воздухоплавания.


21 ноября 1783 года под Парижем, на воздушном шаре братьев Монгольфье, впервые был осуществлен благополучный полет людей по воздуху. Сами братья не смогли стать первыми воздухоплавателями — им это лично запретил король Людовик XVI.

Братья Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн Монгольфье относятся к числу пионеров воздухоплавания. Они были одержимы идеей создания летательного аппарата, способного поднять человека в воздух.

Первый публичный опыт Монгольфье произвели 5 июня 1783 года с шаром из холста, оклеенным обоями, производящимися на принадлежащей семье фабрике. Шар имел 39 футов в поперечнике, за 10 минут взлетел с грузом около 200 кг на значительную высоту и опустился в 4200 футах от места подъёма. Жак Шарль решился наполнить шар водородом и этим значительно продвинул вперёд дело воздухоплавания.

Шары, наполняемые тёплым воздухом, получили название монгольфьеров, а водородом — шарльеров. Первый шарльер поднялся с Марсова поля в Париже 27 августа 1783 года. Через три четверти часа после поднятия шар опустился в 20 верстах от Парижа. Все эти опыты были произведены с шарами, не имевшими никаких живых пассажиров.

19 сентября того же года братья Монгольфье пустили в Версале шар, в корзине которого помещались баран, петух и утка. На значительной высоте шар прорвался, но спустился настолько плавно, что животные нисколько не пострадали.

И наконец, 21 ноября 1783 года, впервые в истории, в свободный полет на воздушном шаре, построенном братьями Монгольфье, отправились химик Жан Франсуа Пилатр де Розье и его друг маркиз Франсуа д’Арланд.

Наполненный горячим воздухом шар поднялся из сада замка де ла Мюэт в западном пригороде Парижа. Воздухоплаватели достигли высоты 915 метров и за 25 минут покрыли расстояние в 9 км, а затем благополучно приземлились в открытой местности вблизи дороги на Фонтенбло.

Читайте также: