Лотман о природе искусства кратко

Обновлено: 05.07.2024

Данная работа ставит своей целью изучение и анализ концепций Ю.М. Лотмана, посвященных теории и истории изобразительного искусства, определению специфики семиотического подхода к анализу произведений, в особенности изобразительных искусств. При этом, прежде всего предполагается рассмотреть некоторые важные теоретические понятия и взгляды Ю.М. Лотмана, связанные с анализом произведений искусства, с выявление специфики языка живописного произведения.

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.doc

Ю.М. Лотман и семиотика изобразительных искусств.

Данная работа ставит своей целью изучение и анализ концепций Ю.М. Лотмана, посвященных теории и истории изобразительного искусства, определению специфики семиотического подхода к анализу произведений, в особенности изобразительных искусств. При этом, прежде всего предполагается рассмотреть некоторые важные теоретические понятия и взгляды Ю.М. Лотмана, связанные с анализом произведений искусства, с выявление специфики языка живописного произведения.

Однако прежде чем перейти к непосредственному анализу предложенных статей, стоит остановиться на теоретических предпосылках и методологии анализа произведений искусства, определяющих специфику методологии Ю.М. Лотмана.

При анализе искусства выделяется несколько существенных понятий. Искусство рассматривается автором как семиотическая система. Особая природа искусства как системы, служащая для познания и информации одновременно, определяет двойную сущность художественного произведения – моделирующую и знаковую.

В связи с этими принципами Лотман приходит к новому пониманию, как функции искусства, так и характера художественных произведений, а также отношений между автором, произведением и читателем.

Изучение искусства в ряду других моделирующих систем, выявление общего между разными типами моделей, позвол яет выявить своеобразие и специфику типа моделирования, присущего искусству.

Второе свойство произведения искусства, связанное с передачей информации, позволяет применить к анализу искусства современные представления о специфики разных форм передачи сведений и информации 8 . В данном случае Ю.М. Лотман предлагает рассматривать произведение искусства в качестве знаковой системы, по существу являющейся посредником между человеком и окружающим миром 9 .

Таким образом, сопоставив различные виды моделирования, Лотман приходит к выводу, весьма важному для его дальнейших работ, посвященных специфике искусства:

Таким образом, Ю.М. Лотман считал, что семиотический подход дает богатые возможности и теоретическую основу для сравнительного изучения искусств, предлагая рассматривать произведение искусства как своеобразную модель, а художественное творчество – как одну из разновидностей процесса моделирования действительности.

Язык искусства и проблема влияния языков разных видов искусств, даже жанров, разработка понятия ансамбля – такова центральная проблематика данной статьи.

Прочтение искусства как особым образом организованного языка позволило Лотману применить к его анализу термины, обычно относящиеся к словесному тексту:

Художественный язык моделирует особую картину мира, характерную, для определенной эпохи и типа культуры. Проблема заключается в том, что каждый вид искусства имеет свой язык, и в этой связи Лотмана интересует взаимовлияние различных художественных языков в рамках единого пространства, а также их роль в формировании ансамбля.

С другой стороны, каждый вид искусства для полного осознания своей специфики нуждается в наличии других искусств и параллельных художественных языков. В связи с этим весьма существенной является проблема влияния языков. Каждое свойство того или иного художественного языка определяется отношением его к свойствам языков других искусств.

Центральное место в данной проблеме отводится понятию ансамбля. Ансамбль интерьера обладает важной особенностью:

Тенденция к ансамблю, стремление использовать различные художественные тексты в едином интерьере, присуща многим культурам, и является, по сути, естественным стремлением каждого человека 20 . Индивидуум стремится к ансамблю, в котором сочетаются принципиально разнородные художественные впечатления, что создает условия для возникновения особого типа интерьера, в котором совмещаются социально-ценностная и эстетическая характеристики.

Читайте также: