История создания поэмы сузге кратко

Обновлено: 05.07.2024

Предмет исследования – художественные особенности поэмы Ершова, историческая основа поэмы

Задачи исследования: выявить, изучить и проанализировать источники, изучить историческую основу событий, описанных в поэме.

-охарактеризовать географическое положение Сибирского ханства во второй половине 16 века, контакты с другими государствами.

- проанализировать период похода Ермака по страницам поэмы.

-представить социальное положение различных сословий татарского населения данного региона;

- исследовать хозяйственную жизнь и быт сибирских татар

- изучить культурную жизнь сибирских татар, выявить ее особенности.

Методологические основы:

-принцип научности, предполагающий непредвзятое отношение к источникам, обоснование оценок, выводов и заключений па основе объективного анализа использованных источников, несущих информацию об изучаемой эпохе

- сравнительно-исторический метод исследования, который позволил увидеть социально-экономического развития сибирских татар во второй половине 16 века.

Глава I. Сибирские татары – коренные жители Сибири.

Глава III. Духовная и материальная жизнь сибирских татар.

По сведениям археологов и историков, столица Искер была хорошо укрепленной земляной крепостью, окруженной глубоким тройным рвом с почти отвесными скатами. Крепость была сравнительно небольшой, ибо служила для проживания хана и приближенных. Собственно город располагался с наружной стороны крепости на сопке, состоял из мазанковых полуземлянок и соединялся с крепостью мостом через ров. Небольшие размеры крепости и отсутствие в ней воды делали крепость непригодной для длительной осады. После поражения под Чувашским мысом 26 октября 1582 г. Кучум не стал задерживаться в Искере, ушел в Абалак. Опустевший городок, построенный из дерева, земли и необожженного кирпича, стал быстро разрушаться. Никто не хотел селиться на ханском пепелище — ни татары, ни русские, ни югра. Теперь неровности почвы и остатки трехъярусных скатов напоминают об этом городке. Постоянно подмываемый Иртышом берег съедает остатки территории города. За 500 лет от него осталась площадка в 20 кв.м. Археологические находки из Искера находятся в Тобольском музее-заповеднике.

ГЛАВА IY. Сузге - легенда сибирского народа.

ГЛАВА Y. Гуманизм поэмы П.П. Ершова.

Глава YI. Значение поэмы в современной жизни сибирских татар.

1.Духовная жизнь сибирских татар развивалась на общетюркской основе под влиянием исламской идеологии и культуры. У сибирских татар развивалось устное народное творчество, семейные обряды, сложились нормы поведения.

2. События, легшие в основу поэмы, отличаются масштабностью и являются историей сибирского народа. Автору удалось передать менталитет целого народа, показать его национальный дух.

3. Культура народа – это материальный бытовой уклад жизни, духовное мировоззрение, это понимание жизни и смерти; концепция человека, времени, пространства, традиции, обряды и обычаи. В романтической поэме автор сумел передать национальный колорит сибирских татар, показать их ценности, отразить быт, духовный мир.

4. В сюжет автором введены легенды об исторических событиях и личностях, которые оставили свой след в истории края.

5. В своем творчестве Ершов необыкновенно щедро прославляет лучшие человеческие качества. Его творчество носит гуманный характер, оно носит интернациональный характер, учит нас быть толерантными друг к другу.

2. Грушкин А. И. Ершов // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941-1956.Т. VI. Литература 1820-1830-х годов. - 1953. - С. 472-477.

4. Ершовский сборник, Ишим – Тобольск, 2005.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

В читательском представлении жанр произведения П.П. Ершова – поэма, которая имеет романтические черты.

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от третьего лица, позволяя рассказывать вариант легенды.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

П.П. Ершов поднимает в своей поэме проблему неизбежности. Несмотря на то что автор восхищался подвигом Сузге, он показывал, что гибель царства Кучума неизбежна, что история не обойдется без завоевания земель Ермаком.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В контексте исторического прошлого П.П. Ершов выделяет образ главной героини, которая совершает подвиг.

7. Система образов произведения.

Образ Сузге занимает центральное место в произведении. Девушка сильна, она думает не о себе, а о своем царстве. Для того чтобы его спасти она придумывает хитрый план: просит брата собрать войско и обмануть русских. Образ Сузге по-настоящему трагичен, и в то же время прекрасен.

Важен в произведении и образ Ермака. Это искусный воин, прекрасный атаман и стратег. Он справедливо оценивает свои возможности, понимая, что с маленьким войском казаков ему не удастся победить Сибирь. Поэтому он убеждает русских людей в том, что необходимо присоединение земель.

Особое место в повествовании занимают образы Кучума и Грозы. Они являются своеобразными зеркальными отражениями друг друга. Несмотря на внешнюю непохожесть, внутренне они одинаковы. Оба персонажа хотят власти над другими и всяческих богатств. Кучум – жестокий правитель, который бросил все, что у него было, по-настоящему коварен. Не вызывает симпатии и образ Грозы, который не послушался Ермака и стал бороться за победу любой ценой.

8. Композиция произведения.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Помимо обращения к творчеству А.С. Пушкину, которому не удалось познакомиться с произведением П.П. Ершова, автор обращается и к другим художественным источникам, однако он старается подойти к осмыслению проблемы новаторски. Писатель придает произведению местный колорит.

10. Отзыв о произведении.

П.П. Ершов в своем произведении смог обратиться к легендарной тематике, знакомя читателя со старинным преданием. Писатель передал историческое время, а также выделил образ Сузге из прочих персонажей.

Живет на свете Царь Кучум, и владеет он всей Сибирской землей, работает: пишет царские приказы, собирает дань, сам никому не платит. Богатый очень царь Кучум, всего у него вдоволь: и ожерелья драгоценные есть, и монисты, и меха. Есть у него две жены-красавицы, одна голубоглазая, другая черноглазая, Кучум жен любит, холит, лелеет, ни в чем им не отказывает.

Однажды, когда царь отдыхал, пришла к нему черноглазая Сузге и, расхвалив царя и царские владения, попросила построить на берегу Иртыша палаты (город Сузгун), соорудить судно для прогулок по Иртышу и приезжать два раза в неделю к ней в гости в эти палаты. Кучум обещал всё исполнить. Так и сделал. Теперь царица живет в палатах на Иртыше, плавает по реке и принимает Кучума на своем ложе два раза в неделю. Царице прислуживают девы, охраняют солдаты. Но однажды она узнает от воеводы, что иноземцы напали на их страну, и ее муж отправился защищать свои владения. Каждый раз она получает все более безрадостные вести с поля боя.

Однажды вечером пришёл к ней красивый, но очень хмурый молодой человек — ее брат Махмет-Кул и рассказал, что Кучум поспешно сбежал, а пришельцы теперь пируют на их земле. Махмет сказал, что враги боятся его больше, чем Кучума, и что он немедленно отправляется на защиту оставшихся земель.

Но царица придумывает план. Предлагает она брату объявить себя царем и рассказать всем, что сидит он теперь в Сузгуне, а когда враг обложит Сузгун, придти на защиту с армией. Так и сделали.

Царь Кучум в степях горюет о потерянной земле, а в его царских палатах пируют казаки во главе с Ермаком Тимофеевичем и вспоминают русского царя. Ермак говорит своим воинам, что им еще рано отдыхать, так как они взяли лишь Искер, а теперь им нужно взять и всю Сибирь. Он отправляет своего воеводу Грозу в Сузгун, чтобы взять Махмета-Кула. Казака по имени Кольцо Ермак оставил в Искере, сам же отправился с воинами на царя Сейдяка (это имя царя).

На другой день все казаки с раннего утра отправились каждый в свою сторону. Ермак благословляет всех на бой.

Сузге видит с крепостной стены, что к ее городу приближаются воины, и велит укрепить защиту. Семь дней их держат в осаде. Наконец Гроза пишет письмо Ермаку, в котором рассказывает о неудаче и о том, что Махмета они не видели, но думают, что он в крепости.

Еще через три дня с поля боя Сузге приходит письмо о том, что казаки одолели войска брата, а самого Махмета-Кула взяли в плен.

Царица волнуется и начинает думать, что же ей делать дальше, ведь последняя надежда на спасение — брат — теперь пленник. Сузге спрашивает своего воеводу, сколько они еще могут продержаться в осаде, тот отвечает, что будет защищать Сузгун до последней капли крови.

Ермак тем временем отвечает Грозе, что Махмета нет в городе, а городом правит царица, и просит Грозу возвращаться в Искер, оставив Сузге ее город. Грозе стало стыдно, что он три недели боролся с женщиной, но так ее и не одолел.

Царица раздает свои богатства слугам, отпуская их, а всю казну раздает воинам.

Отпустив всех, царица не спит всю ночь в тяжелом ожидании, плачет, просит прощения у Бога.

На утро казаки с радостью входят в покоренный город. Только Гроза ищет царицу и не видит ее. Вдруг замечает её, сидящую у большого дерева, укрытую покрывалом, развевающемся на ветру. Гроза кланяется царице и обещает не чинить ей вреда, но ответа не слышит. Тогда он заглядывает в лицо царицы, откидывает покрывало и в ужасе отступает:

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

То не пчёлы вылетают
Из улья с своей царицей..

Но вместе с этим молодой писатель пытается решить и новые эстетические задачи – придать поэме неповторимый местный колорит. В своих путешествиях по тобольским окрестностям Ершов хочет найти следы прошлого, внимательно всматриваясь в особенности ландшафтов и жизни народов, населяющих этот край.

Можно лишь догадываться о том, почему Волицкий в своих воспоминаниях так сильно изменил смысл рассказа Ершова. Не зная самой ершовской поэмы, он по возвращении на родину передал услышанную им некогда легенду о Сузге через призму своей неизжитой обиды на Россию, лишившую Польшу независимости и отправившую многих её сыновей в далёкий холодный край. С точки зрения Волицкого, узнавшего тюрьму и кандалы, история освоения Сибири Россией рассматривалась как несправедливый захват земель у исконных народов этих мест.

Чудны женские рассказы!
Будто полночью глухою
На мысу одном высоком
По три раза приходили
Цвету белого собака
И как уголь чёрный волк;
С воем грызлись меж собою,
И в последний раз собака
Растерзала злого волка.
Будто в полдень на востоке
Облака являют город
С полумесяцем на башне,
И подует ветр с Урала
И снесёт тот полумесяц
И навеет чудный знак.
Будто в полночь вдруг заблещет
Над могилами Искера
Яркий свет звезды кровавой

Читайте также: