История создания плач ярославны кратко
Обновлено: 04.07.2024
Общее народное горе, воплощенное в плаче молодой княгини — главная мысль эпизода. Через него автор показывает не только терзания молодой Игоревой княгини, но и горе русского люда после неудачного воинского похода на половцев.
Анализ эпизода Плач Ярославны
Плачь Ярославны — это одна из трех частей поэмы, посвященная моменту скорби жены князя Игоря о неудачном исходе сражения, в котором принимала участие его дружина. Этот эпизод признан одним из лучших во всем произведении, а его героиня выступает символом любящей и верной жены.
Образ Ярославны олицетворяет собой тему семьи, мира, дома и бесконечной тоски по мужу,
который каждое мгновение рискует погибнуть от вражеского меча. Ее волнение настолько сильно и непреодолимо, что она готова стать птицей, чтобы поскорее оказаться рядом с мужем и залечить его раны. Что характерно, подобные приемы, а именно превращение героев произведений народного творчества в различных птиц и зверей, представляют собой одну из основных черт русского фольклора.
Действие происходит в тот период, когда Русь уже приняла христианство, но в то же время еще продолжает традиции языческой веры. Об этом говорят художественные образы, используемые в произведении. Например, Игорь, заметив черную тень, поднявшуюся
над русским ополчением, усомнился в удачном исходе сражения.
Или, к примеру, обращение Ярославны к ветру, к солнцу, к реке, означает ее веру в языческих богов, олицетворяющих названные силы природы. Она разговаривает с ними на равных, то упрекая, то умоляя о поддержке и защите. Кроме того, с помощью данного приема автор показывает красоту русской земли, бескрайность ее полей, яркое солнце, высокие горы, глубокие моря и могучие реки.
Вся необъятная и великая Русь воплотилась в этой картине, олицетворенная в образе прекрасной Ярославны. Ее плач несет в себе не только страдание и печаль, но также наполнен нежностью и светлой надеждой.
Монолог героини — это лирическая песня, пронизанная неугасающей надеждой на скорое возвращение князя Игоря с поле боя. И за ее веру и безграничную любовь судьба щедро вознаграждает Ярославну. Мольбы услышаны, и князь Игорь бежит из плена, ведомый чудесной силой на пути к своему дому.
Вариант 2
Ярославна олицетворяет собой землю Русскую. И в плаче девушке ярко показано отношение всей земли русской к военным событиям с половцами.
Подробный анализ эпизода
В отрывке юная княгиня предстает в роли Ярославны, т. е. дочери Ярослава. В песни ее имя не упоминается. Такая черта характерна литературным текстам средневековой русской эпохи.
В произведении широко раскрываются следующие моменты:
- Значение и образ русской женщины в поэме.
- Обращение к силам природы и воспевание их красоты.
- Воззвание княгини к кукушке.
Последний элемент содержания произведения связан со сказочным мотивом: олицетворением кукушки как посредницы между мирами, настоящим и потусторонним. Способность переноситься с того света на этот дарована ей языческими богами. Птица внимает просьбе Ярославны, и приносит с реки Каялы живую и мертвую воду, чтобы омыть раны Игоря и заживить их.
В песне княгиня сравнивается со всеми женщинами Руси: самоотверженными, стойкими и любящими. В этом — ее и их сила. Она помогает Ярославне не плакать о горькой участи воинов и князя, проигравших половцам, а действовать — обратиться к природным силам.
Последние завуалировано соотносятся в тексте произведения с языческими древнерусскими божествами, которым в XII веке все еще поклоняются на Руси, несмотря на принятие христианства. Вот почему княгиня взывает именно к ветру, реке и Солнцу. Они всеведущие стихии, которыми в дохристианскую эпоху обладали Стрибог, Водяной и Даждьбог. К ним Ярославна обращается не в Ярославле или Новгород-Северском, где должна была дожидаться мужа, а в Путивле.
Ветер молодая женщина просит указать путь князю, прежде чем стихнуть, солнце — не обжигать лучами, Днепр — договориться с половецкими землями сохранить жизнь Игорю, укрыть его каменными горами, словно плащом.
Место, где князь встретился бы с женой после сражения, намеренно изменено автором. Это искажение имеет художественную цель. Оно приукрашивает поэму, и связывает 3 географические точки:
Сочинение на тему обращение к силам природы в плаче ярославны
Песнь как древнерусский памятник литературы
Произведение носит жанр плача — обрядовой жалобной песни с обережными словами. В тексте они представлены в виде молитвы (заговора).
К современному виду текст песни привели писатели В. А. Жуковский и Н. А. Заболоцкий. Их перевод максимально близок к оригиналу, с учетом архаичного языка песни, и даже используется при постановке балета.
Вариант 2
Ярославна олицетворяет собой землю Русскую. И в плаче девушке ярко показано отношение всей земли русской к военным событиям с половцами.
Анализ художественной специфики произведения
Повествование – не только по своему сюжету, но также по лингвистическим особенностям – текст сложный и трудно поддающийся прочтению, поэтому на данный момент существует множество переводов этого произведения на современный русский и украинский языки.
Языческие элементы
Плач Ярославны недалеко отходит от этой традиции. На первый взгляд, это кажется странным, ведь князь Игорь, ее муж попал в плен, но его никто не лишал жизни. Однако следует учесть, что образ Ярославны – собирательный. Это значит, что автор показывает нам не конкретного человека, а образ, наделенный общепринятыми чертами характера идеала женщины того времени, поэтому устами Ярославны глаголит не только княгиня, но и фактически любая русская женщина, ждущая с похода своего мужа.
Символы-образы плача Ярославны
Я кукушкою печальной
По Дунаю полечу,
И в реке Каяле дальней
Я рукав свой омочу.
Ветер, ветер в чистом поле,
Быстролетный, милый друг,
По неволе иль по воле
Веешь сильно так вокруг?
Бог ветра Стрибог был одним из самых важный богов в пантеоне древних славян. Его культ сохранялся необычайно долго. Славяне безоговорочно считали его единственным правителем воздушного пространства и властителем над всеми птицами.
Следующий образ – река:
Славный Днепр мой! Ты в просторы
Волны быстрые промчал…
Этот символ носит в себе тоже двойственный принцип. С одной стороны, река – источник еды (рыба) и воды, а значит жизни. С другой стороны, это довольно коварная стихия – неудачи во время плавания, паводки могут стать причиной гибели. Усиливает символику смерти присутствующая традиция у некоторых древнеславянских племен устраивать погребальные кострища на берегу реки. Таким образом, автор вновь-таки подчеркивает тонкую границу между жизнью и смертью.
Последний образ, который можно увидеть в плаче – это Солнце.
[alert type=white ]Солнце, солнце золотое, В небе ярко ты горишь, Солнце красное, родное, Всем тепло и свет даришь.[/alert]
Другие тропы и стилистические фигуры, присутствующие в тексте
На втором месте, после образов-символов, по частоте употребления находятся риторические обращения и вопросы. Ярославна вопросы задает ветру и солнцу. И в первом, и во втором случае вопрос содержит некий упрек, который противопоставляется достижениям или могуществу божеству-стихии.
По отношению к солнцу, которое всем дарит тепло, княгиня восклицает: «Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи на воинов моего лады?
В небольшом количестве присутствуют в тексте и другие тропы.
Таким образом, плач Ярославны – это не только личное выражение скорби княгини, это плач по всем воинам, которых постигла неудача в землях половецких. Наличие языческой символики, широкая система обращений, риторических вопросов, употребление эпитетов и метафор частично приближают речь княгини к молитве, в которой смешалось личное и общественное, просьбы о благополучном завершении похода и восхваление силы и могущества стихий.
Жанр поэмы
В произведении “Плач Ярославны” есть литературные сходства с такими жанрами как: причитание, песня, крик, заклинание. Плач напоминает песни которые поют женщины. Когда проводятся обряды, женщины как будто вызывают силы природы, колдуют, написанное произведение поется, так как там присутствуют мотивы которые много раз повторяются.
В каждой строчке написан характерный смысл. Ярославна душевная русская женщина, излитые слезы это крик души, горе и страдание. Героиня соединяется со стихией. Женщина сильная, непоколебимая как бурная река и сильный ветер. Связь с природой – это основа русского характера, так утверждает автор.
Образ Ярославны
Образ Ярославны из “Слова о полку Игореве” веет внутренней красотой, которая удивляет читателя целостностью и глубиной. В этой женщине соединилось страстное чувство любви к любимому, и к родной земле. Но вроде бы Ярославна как русская земля, плачет за собственными сыновьями. На Дунае, стонет Ярославна, ожидает любимого мужа. Ярославны муж – великий князь Игорь, мужчину взяли в плен половцами. Этой женщине тяжело приходиться, потому что не знает даже жив ли супруг.
Ярославна горько плачет, в горьком плаче женщины слышны голоса женщин мира, мужья тех которых оказались в плену. Героиня оплакивает Игоря не как только мужа, но и как защитника родины, который принимал поражение в битве с врагами. Главная героиня произведения Ярославна – это образ русской женщины патриотки, который живет в наших сердцах. Ярославна – означает символ Русской земли, которая тоскует по защитникам, а плач женщины – не только поэтическое творение, но и действительные заговоры
Сюжет
Княгиня Ярославна в Путивле причитает, плачет по мужу князю Игорю, пленнику половцев. Хочет стать кукушкой, омыть раны князя водой из Каялы. Обвиняет в равнодушии и жестокости ветер и солнце, которые помогли врагам. Умоляет Днепр сберечь жизнь князя.
Отзыв
Плач понятен современному человеку. Княгиня в нем готова действовать, разделить судьбу мужа, укрыть его от беды. Она не надеется на людей, просит помощи у сил природы. Ярославна не боится обвинить само солнце в предательстве. Правда на ее стороне. Ее любовь хранила князя и в плену, и во время бегства из него. Эпизод учит любви и верности, беречь близких, умению выразить свои чувства, выплакать горе, призывать на помощь, молиться, не терять надежду, быть бесстрашным.
Плач и заклички – часть русского фольклора. Плач и причитания княгини Ярославны в Путивле разносятся по Дунаю и всей Галицкой земле. Ее горе – еще и горе всей Русской земли. Плач княгини – плач всех жен, чьи мужья погибли, сражаясь, или оказались в плену. В этом эпизоде ярко выражены чувства, язык плача образный, красивый. Упомянуты исторические события и топонимы: Дунай, Днепр, Каяла, поход Святослава. Героиня плачет на городской стене, на заре, город еще спит.
Содержание
История находки
Источники текста
Особенности утраченной рукописи
Сюжет
Вступление
Поход Игоря
Золотое слово Святослава
Обращение к князьям
Плач Ярославны
Бегство Игоря из плена
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Читайте также: