Б николеску скрытое третье и многоликое великолепие бытия кратко

Обновлено: 04.07.2024

После Аристотеля наступает эпоха Эллинизма . Обычно её описывают как упадок греческих полисов в связи с потерей ими независимости и вхождением Греции в середине 2 века до н.э. в состав Римской Империи . Тем не менее, философия и культура Греции продолжали развиваться. Это выразилось не только в появлении школ, основанных последователями Сократа, Платона и Аристотеля, но и появлением новых школ и направлений.

Основная борьба шла между стоиками и эпикурейцами . Философия всё больше становилась религиозной, а философские школы – закрытыми сообществами, равнодушными к происходящим событиям. На первое место выходят вопросы этики и воспитания .

Сначала мы разберём школы и направления, основанные учениками трёх великих философов, а затем рассмотрим новые направления.

Сократические школы

Киники

В центре внимания киников стояла этика .

Смысл жизни – в личной добродетели , которую можно достичь, освободившись от условностей. Жизнь человека сводится к животному состоянию, поэтому науки не нужны.

Школа не получила широкого распространения.

(ок. 444- ок. 370 до н.э.)

Ученик Горгия, затем - Сократа. Преподавал в гимназии Киносарг

В отличие от элеатов, не разделял мир на умопостигаемый и чувственный.

Первым назвал себя космополитом – гражданином мира .

  • простоты жизни, следования своей природе, презрения к условностям;
  • умения отстаивать свой образ жизни;
  • верности, храбрости, благодарности.

Основная задача философии – изучение внутреннего мира человека, понимание, того, что является для человека истинным благом. Это благо – быть добродетельным .

Диоген Синопский

(ок. 400-325 до н.э.)

Считал, что у человека есть всё, что нужно для жизни , поэтому следует откинуть предубеждения, предрассудки и т.д. По-настоящему свободен лишь тот, кто свободен от большинства потребностей.

Кратет Фиванский

(ок. 365 –ок. 285 до н.э.)

Ученик Диогена. Родился в богатой семье. Решив заняться философией, продал имущество и раздал деньги.

Человек должен быть вне политики .

Киренаики

Противопоставляли себя киникам. На их учение, кроме Сократа, существенно повлияли Протагор и Демокрит . А со школой эпикурейцев у киренаиков сложилось взаимовлияние. К сер. 3 в. до н.э. школа киренаиков окончательно растворилась в эпикуреизме . Счастье сводили к чувственным наслаждениям (гедонизм). К середине 3 в. до н.э. школа прекратила существование.

Аристипп из Кирены

(ок 435- ок. 355 до н.э.)

Основатель школы киренаиков. Ученик Сократа.

Первым из учеников стал брать плату за обучение . Хотя он жил в роскоши, не был скупым. Жил по своим убеждениям, о чём говорили даже его критики.

Познание основано лишь на восприятиях , причины которых непознаваемы.

Философия – искусство жить свободно, чтобы жизнь была в радость . Сравнивал удовольствие с покоем.

В поведении следует руководствоваться настоящим.

(ок. 320-ок 280 до н.э.)

Наслаждение, по Гегесию, связано с разумом , а не с чувствами. Счастье – положительный баланс между удовольствием и страданиями .

Аристипп Младший

Внук Аристиппа. Обучался философии у своей матери – дочери Аристиппа.

Выделил три состояния, влияющие на настроение:

  • первое (в котором человек чувствует боль) подобно шторму;
  • второе ( когда чувствует удовольствие) подобно лёгким волнам или приятному бризу;
  • третье (в котором нет ни боли, ни удовольствия) подобно штилю.

Удовольствие считал видом движения.

Феодор-Атеист

(ок. 340-ок 250 до н.э.)

Ученик Аристиппа Младшего.

Высшее благо и высшее зло - не удовольствие и боль, а радость и горе .

Высшее благо зависит от справедливости и разумения .

В отличие от других киренаиков, не исключал философа из общества .

Считал, что наслаждение распространяется также на этику и отношения между людьми .

Этические наслаждения выше телесных .

Наслаждение – цель любого действия .

Мудрец счастлив даже кратковременным удовольствием.

Элидо-Эретрийская школа

Была близка по взглядам к мегарской школе. Основной предмет обсуждения – нравственность (этические вопросы). Школа существовала до первой половины 3 века до н.э.

Федон из Элиды

Основатель школы. Ученик Сократа.

Философию видел мощным инструментом воспитания и преобразования общества .

Добро и истина –одно и то же . Истину нельзя вывести из категорически отрицательных суждений – только из положительных.

Менедем из Эретрии

(ок. 345 –ок. 261 до н.э.)

Благо является полезностью .

Все разнообразные добродетели едины в основе своей и сводятся к одному благу – постигаемой разумом истине .

Общие свойства вещей проявляются лишь в конкретных вещах , не являясь самостоятельно существующими.

Мегарская школа

По взглядам близка элидо –эретрийской школе. Исследовали вопросы логики. Мегарики сочетали этику Сократа с учением элеатов о бытии и учением Парменида. Поздние мегарики были близки к киникам .

Евклид из Мегары (не путать с математиком Евклидом)

(ок 435- 365 до н.э.)

Существует лишь одно высшее благо , называемое по-разному : разум, жизненная энергия, бог и т.д. Противоположности высшего блага не существует.

Единственная добродетель, разновидностями которой являются другие добродетели –это познание добра . Единому добру противостоят множество и разнообразие вещей.

Диодор Крон

(ок 350 –ок 284 до н.э.)

Выдвинул свою версию атомизма: вместо атомов существуют мельчайшие частицы – амеры . Они одинаковы, просты и неделимы .

Последователи Платона

Скептики

Выступали за относительность познания , его зависимость от условий и формальную недоказуемость . Целью философии видели счастье , достигаемое с помощью атараксии – спокойствия души, покоя. Такой подход скептиков был ответом на трудное время, в котором они жили.

Пиррон (ок. 360- ок. 270)

Основатель скептицизма. Сочинений не писал.

Чтобы обрести счастье следует ответить на три вопроса:

  1. Что есть мир?
  2. Как мы должны к нему относиться?
  3. Что мы можем получить для себя от сформированного отношения?

Ответы на эти вопрос следующие:

Атараксия и апатия и являются счастьем.

Секст Эмпирик

Главный представитель римских скептиков.

Развивал идеи Пиррона.

Скептик следует тому пути, которому следует весь мир, не имея на этом пути мнений о мире.

Неоплатонисты

Последнее крупное философское течение античности, возникшее в 3-м веке н.э. Дополнили учение Платона некоторыми идеями Аристотеля. Неоплатоники довели до предела противопоставление чувственного, сверхчувственного и телесного миров. Именно неоплатонизм сильнее остальных школ эллинизма повлиял на средневековую философию.

Плотин (ок. 205- 270)

Начало мира единое , божественное , невыразимое и непостижимое . Оно проявляется через истечение (эманацию) сначала, как:

  1. мировой ум, затем
  2. мировая душа, после –как
  3. единичные души,
  4. единичные тела, далее:
  5. вплоть до материи (небытия).

Цель жизни – восхождение к единому с помощью обуздания влечений и развития духовных сил .

Порфирий (232 – ок. 301)

Считал философию учением о добродетелях .

Ямвлих (ок. 280 -330)

Ученик Порфирия. Систематизировал древнюю мифологию.

Прокл (ок.410-485)

Говорил, что высшее знание возможно благодаря божественному озарению .

Последователи Аристотеля

Перипатетики – школа последователей Аристотеля.

(Ок. 370 – ок .285 до н.э.)

Ученик Платона и Аристотеля. В 323 г. до н.э. возглавил Ликей. Написал более 200 работ на различные темы.

Основал ботанику и географию растений как отдельные науки. Классифицировал и описал более 500 видов растений.

Был первым историком философии благодаря исторической части своего исследования о природе.

Эвдем Родосский

(ок. 370 –ок. 300 до н.э.)

Ученик Аристотеля. Считал этику ближе к философии, чем в учении Аристотеля.

Первым составил работы по истории геометрии и истории астрономии (не сохранились).

Ученик Теофраста. Большинство работ посвятил физике .

Природа – сила, не отделимая от материи . Она самопроизвольна, самодостаточна, лишена сознания и личности .

Главная сила в природе – сила тяжести . Она упорядочивает космос и является источником движения. Стратон пришёл к выводу, что скорость падающих тел растёт вместе с расстоянием .

Другими силами считал тепло и холод .

Следуя Демокриту, признавал пустоту, разделяющую частицы. Отсюда – обоснование сжимаемости тел. Однако считал атомы делимыми.

Считал что душа находится в передней части головы ,между бровями. Восприятия сохраняются в душе некоторое время. Мышление – движение восприятий . Человек не может мыслить ничего, что ранее не было воспринято.

(ок. 370 –ок. 300)

Философ и теоретик музыки.

(ок 365- ок 300 до н.э.)

Душа –гармония четырёх основных качеств тела : холодного ,горячего, влажного и сухого . Она умирает вместе с телом.

От войн погибает больше людей, чем от других причин.

Наилучший строй – сочетание монархии, аристократии и демократии (по образцу Спарты).

Доказывал шарообразность Земли, вычислял высоту гор.

(ок. 200 -118 до н.э.)

Близок по взглядам Аристотелю.

Космос вечен, он – причина себя самого. Наслаждение является злом. Душа имеет природу эфира.

Новые школы

Близки по взглядам киренаикам , чьё учение растворилось в учении Эпикура. С киниками, в свою очередь, шла жёсткая борьба: эпикурейцы обвиняли киников в лени и нежелании жить в обществе, киники обвиняли эпикурейцев в стремлении к наслаждениям и отказу от довольствования малым. При этом обе школы сходились в том, что науки, религия и суеверия излишни, а устои общества следует изменить в пользу личной свободы.

Эпикур (341-270 до н.э.)

К чувственным наслаждением киренаиков добавил наслаждение от отсутствия страданий.

Удовольствия Эпикура в основном должны быть связаны с благородством и созерцанием.

Разделил знания на три части :

- Физику (учение о природе и космосе);

- Канонику ( учение о познании мира);

- Этику (учение о человеке, его целях и поведении).

  • Вселенная состоит из атомов и пустоты. Они вечны и неизменны. При движении атомы могут сталкиваться между собой, порождая случайности.
  • Нет ничего ,кроме Вселенной (закон сохранения материи);
  • Во вселенной множество материальных миров, один из которых похож на наш, остальные –нет.
  • Человек – результат биологической эволюции.
  • Боги (при их существовании) не вмешиваются в жизнь людей. Судьба человека зависит от него самого.
  • Душа – особый вид материи. Она смертна, как и тело. Поэтому к счастью нужно стремиться в земной жизни. Счастье – это удовольствие, т.е. отсутствие страданий,здоровый образ жизниизанятие любимым делом.

Тит Лукреций Кар

Главный представитель римского эпикуреизма.

Атомы – не предел делимости, а творческие начала, из которых создаются вещи со своими структурами.

Восхвалял человеческий разум, которому покоряются знания о мире, а также искусства.

Боги состоят из тончайших атомов и находятся в покое между миров.

Стоики

Ранний стоицизм

Зенон Китийский

Основатель стоицизма. Ученик Кратета Фиванского.

  • логику;
  • физику (натурфилософию);
  • этику;

Сравнивал знания с фруктовым садом или с яйцом :

Логика – ограда сада или скорлупа яйца;

Физика – деревья или белок яйца;

Этика – фрукты или желток яйца.

  • Цель логики – отработка критериев истины.
  • Источник человеческого познания – ощущения, на основании которых возникают представления. Накапливаясь в памяти , представления дают основу для построения понятий, черт сходства и различия.
  • Понятия не имеют самостоятельного существования. Существуют лишь единичные вещи.
  • Бытие – лишь то, что способно к активности и страданию. Поскольку страдает лишь тело, бытие и тело – одно и то же.
  • Космос – материальное,разумное и живое целое , в котором два начала: пассивное материальное и активное материальное (Логос).
  • Поскольку нет материи без формы, Логос есть всё.
  • Мир развивается циклически, каждый круг развития заканчивается мировым пожаром. После пожара всё сгорит, затем возродится и повторится.
  • Цель жизни – достижение счастья . Суть счастья – следование природе, т.е развитие присущих человеку качеств . Поэтому необходимо постоянное саморазвитие и стремление к мудрости .
  • Счастье не зависит от внешних событий , поэтому следует быть безразличным к ним.
  • Страсти - следствие ошибочных суждений .

(281/278 – 208/205 до н.э.)

Считал мудрецами лишь Сократа и Зенона.

Как и Зенон, видел идеалом добродетели жизнь в согласии с природой .

В отличие от Зенона, считал страсти не следствием ошибочных суждений, а самими ошибочными суждениями .

Создал учение о периодическом сожжении и возрождении мира.

Диоген Вавилонский (Диоген из Селевкии)

(ок. 240-150 до н.э.)

Ученик Хрисиппа. В 155 г. до н.э. познакомил римлян со стоицизмом .

Кратет Малльский

(2 в. до н.э –ок 145 г до н.э.)

Около 150 г. до н.э. создал первый глобус . Делил Землю на пять климатических зон:

  • в двух полярных областях слишком холодно;
  • на экваторе –слишком жарко для людей;
  • две умеренные области: населены людьми.

Времена года в южном и северном полушариях противоположны друг другу.

Сушу делил на четыре континента:

Средний стоицизм

(ок. 185 – 110/109 до н.э.)

Родоначальник среднего стоицизма.

Ученик Кратета Малльского и Диогена Вавилонского. Испытал влияние Платона и Аристотеля.

Основное внимание перенёс на этику .

Всё, что требуется от человека природой, разумно , а значит, прекрасно.

  • познанию мира,
  • общению с людьми,
  • возвышению своей души
  • упорядочению жизни.

Подверг сомнению многое из раннего стоицизма, в т.ч. идею мирового пожара.

(139/135 – 51/50 до н.э.)

Этика зависит от правильного понимания души . Главная задача этики – нравственное воспитание .

  • Низшая способность – стремление к наслаждению.
  • Вторая – к господству и обладанию.
  • Высшая, разумная способность – к нравственной красоте.

Источник зла – в душе человека , а не вовне. Поэтому лишь на человеке лежит ответственность.

Конечная цель — жить, созерцая истину, стремиться к тому, чтобы ничего не делать по велению неразумного начала души .

Поздний стоицизм

Учитель императора Нерона. Учил добродетели, отказу от участия в общественной жизни и сосредоточении на собственном духовном развитии.

Как саморазвитие, так и развитие всего общества безграничны.

Гай Музоний Руф

Уделял основное внимание этике. Разработал правила поведения в тех или иных жизненных ситуациях.

Основа его этики: все люди имеют задатки для добродетели .

Ученик Гая Музония Руфа.

  • разумном (логосе);
  • созидающем (природе).

Человек – единственное существо, обладающее логосом . Цель жизни – обретение согласной с разумом добродетели .

Считал всех людей братьями . Люди поступают дурно, поскольку не ведают добра и зла . Каждый должен считать себя гражданином мира . Призывал к человечному отношению к рабам.

Марк Аврелий

Философией увлёкся в 25 лет. Испытал большое влияние Эпиктета.

Считал себя в первую очередь философом, лишь затем –императором.

Выделял два мира:

  • внешний, который неподвластен человеку;
  • внутренний, подвластный лишь человеку.

Источник счастья – жизнь в согласии с общим разумом (с Единым), т.е приведения внутреннего мира в соответствие с внешним.

Вопросы

Силу тяжести главной природной силой считал:

В) Тит Лукреций Кар;

Г)Гай Музоний Руф;

В каком веке римляне познакомились с учением стоиков?

Основателем скептицизма был:

Первый мыслитель, назвавший себя гражданином мира (космополитом):

В) Аристипп из Кирены;

Г) Евклид из Мегары;

Кратет Фиванский принадлежал школе:

Император Римской Империи в 161-180 гг. был:

Данной статьёй мы заканчиваем обзор античной философии. Следующая статья будет посвящена философии Индии, Китая и Японии.

Суть и основополагающие принципы ионийской философии можно сформулировать в следующих фундаментальных положениях:

1) предмет исследования — природа, а потому первую систему философствования можно назвать натурфилософией;

2) природа находится в постоянном становлении, движении и изменении;

3) она демифологизирована и все происходящие в ней процессы и явления подчиняются единому, всеобщему естественному закону бытия (архэ);

4) построенная ионийцами монистическая картина мира носит демифологизированный, созерцательно-интуитивный характер.

В целом можно сказать, что ионийская философия в лице милетцев и Гераклита Эфесского была первой попыткой целостного воззрения, усмотревшего умом единство бытия в одном из начал как первооснове всего сущего.

3.3.2Л. Милетская школа

Что касается происхождения этой философемы Фалеса, то многие античные философы, в частности Платон и Аристотель, усматривали здесь влияние ранних космогонических систем, а именно Гомера, у которого прародителями мироздания почитались Океан и Тефида.

Безусловно, как бы ни понималась вода Фалеса (будь это вещество или разум, первопричина, первозакон), очевидно, что в решении вопроса об архэ между Фалесом и Анаксимандром существует принципиальное отличие. Если первый пытался найти начало эмпирическим путем, сводя его к конкретности, образности, то второй делает значительный шаг от конкретного к абстрактному, от чувственного к мыслимому. Апейрон Анаксимандра как некоторая беспредельность недоступна чувственному восприятию, ничем внешним образом не определяется, в ней отрицается всякая чувственная определенность, что свидетельствует о сущностном изменении стиля мышления, философствования Анаксимандра, введшего первое метафизическое понятие и возведшего тем самым раннюю греческую философию на абстрактный, теоретический уровень.

Первое решение: апейрон есть механическая смесь всех вещей и в этом смысле он есть лишь преобразованное мифологическое представление Хаоса, подобно тому, как Фалес исходил от мифологического образа Океана.

Второе решение: апейрон есть нечто среднее между элементами, ме- ждустихийное. В качестве такого междустихийного первовещества Аристотель называет 1) среднее между водой и воздухом; 2) среднее между огнем и воздухом; 3) среднее между огнем и водой.

Третье решение: апейрон есть будущая платоно-аристотелевская бестелесная материя, которая заключает в себе все вещи с их бесконечными свойствами потенциально.

Четвертое решение: апейрон есть нечто совершенно неопределенное[145].

пространственная (апейрон объемлет собой все вещи); 4) бесконечность во времени: апейрон не возникал никогда, он вечен и неизменен.

В свете такого понимания апейрону присущи такие качества, как вечность, бессмертность, неуничтожимость, пространственно всеобъемлющий, созидательность, а стало быть, божественность.

Всё бытие заполнено бесконечным, беспредельным, качественнонеопределенным вездесущим воздухом, из которого как из первопричины возникают сначала земля, вода и огонь, а затем из них все остальные конечные, конкретно-определенные вещи, включая и богов.

Все возникает в силу разряжения и сгущения воздуха как первозакона, первопричины бытия: сгущаясь, воздух образует ветер, облака, воду, землю и камни, разряжаясь, он становится эфиром и огнем. При этом сгущение тождественно с охлаждением, а разряжение — с нагреванием. Движение же воздуха вечно, ибо, если бы он не двигался, он не переходил бы во всё то, во что он переходит.

Ключевые слова : дискурс, история, метафизика, парадокс, проблематизация, самоорганизация, синтез, сакральное, трансгрессия, трансдисциплинарность.

– проблема человека непосредственно перетекает в сложные социальные и глобальные проблемы, получившие также название wicked (гадкая, проклятая, дурная) problem . Проблемы такого рода не имеют очевидного и простого решения, поскольку характеризуются нелинейными зависимостями, неполнотой и динамикой данных, связаны с конфликтом интересов, порождают очередные проблемы и т.п.

Список литературы

Богатая Л. Трансдисциплинарность: постнеклассический ракурс рецепции // Філософія освіти. 2015. № 1(16). С. 168–182.

Волков В.В., Хархордин О.В. Теория практик. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2008. 298 с.

Гумбрехт Х.У. Производство присутствия: Чего не может передать значение. M.: Новое лит. обозрение, 2006. 184 с.

Кассирер Э. Опыт о человеке // Проблема человека в западной философии / общ. ред. Ю.Н. Попова . М.: Прогресс, 1988. C. 3–30.

Куликова Т.В. Феномен границы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 6. С. 381–387.

Фаритов В.Т. Трансгрессия и трансценденция как онтологические перспективы дискурса: дис. … д-ра филос. наук. Ульяновск, 2016. 318 с.

Получена: 01.08.2021. Принята к публикации: 31.08.2021

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Школы античной философии собой философскую мысль Древней Греции и Древнего Рима, последовательно развивавшуюся с VII века до н.э. до VI века н.э.

Школы античной философии кратко в хронологическом порядке обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Школы античной философии кратко в хронологическом порядке

Милетская школа (VI век до н.э)

Была создана в полисе Милете (территория современной Турции) в VI веке до н.э. Милетские мыслители стремились найти первовещество – первоначало всего существующего.

Фалес Милетский, основатель школы, считал, что первовеществом является вода, из которой путем затвердевания и испарения произошли все вещи.

Анаксимандр, ученик Фалеса, первовеществом считал апейрон – божественное бесконечное начало, нечто среднее между огнем и воздухом, которое всем управляет.

Анаксимен полагал, что первовеществом является воздух, из которого посредством разряжения или сгущения образуются все предметы. Милетская школа была естественно-научной: философы пытались описать и объяснить мироздание в его эволюционной динамике, от происхождения Земли и небесных светил до появления живых существ. Милетские мыслители впервые поставили под сомнение разделение законов на небесные (божественные) и земные (человеческие), предположив существование всеобщих физических законов.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Школа Пифагора (ок. 570 – 497 гг. до н.э.)

Пифагорейцы также придерживались идеи первовещества, которым они считали число. Они абсолютизировали и обожествляли числа. Пифагор разработал математическое объяснение гармонии мира, основанное на числе, мере и пропорциях. Он считал, что все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями; задача философа заключается в том, чтобы вскрыть эти отношения. Себя Пифагор называл философом, а своих учеников – математиками, т.к. их обучение начиналось с изучения чисел.

Гераклит Эфесский (ок. 544 – 480 гг. до н.э.) первоначалом считал огонь – вечную и божественную стихию, которая управляет всеми вещами. Гераклит полагал, что мир находится в вечном движении, которое состоит из борьбы противоположностей: холодного и теплого, жизни и смерти и т.д. Эту борьбу он называл Логосом – единым для всего существующего законом, эквивалентным огню.

Элейская школа (VI-V вв. до н.э)

Была образована в конце VI-V вв. до н.э. в южно-италийском городе Элее. Элеаты раскритиковали учение Гераклита о вечном движении бытия, утвердив принцип его устойчивости и неподвижности.

Основатель школы Парменид выдвинул идею о том, что бытие (все, что реально и можно постичь умом) целостно, постоянно и неподвижно, а небытия (мнимого бытия) не существует. Также Парменид считал, что чувства – лишь источник недостоверных мнений, истинное знание постигается только разумом.

Зенон, ученик Парменида, также не признавал множественность вещей и их движение. Свои философские суждения он доказывал с помощью апорий (парадоксов).

Мелисс (Самосский) попытался обобщить аргументы Парменида о неизменном и неподвижном бытие. К прежним характеристикам бытия он добавил две новые: а) бытие не имеет границ; б) бытие бестелесно.

Субстанциалисты отказались от поиска единого первовещества, допуская, что оно может состоять из нескольких структурных элементов.

Учение плюралистов

Плюралисты Эмпедокл и Анаксагор предполагали мироздание состоящим из нескольких субстанций.

Анаксагор считал, что мироздание состоит из бесконечного количества невидимых частиц (семян). Эти частицы были неподвижны и хаотичны, пока их не привел в движение и гармонию Ум (Нус) – невидимая сила, движущая Вселенной.

Учение атомистов (V-IV веков до н. э)

Софийская школа (2-я половина V – 1-я половина IV века)

Так называли группу философов, за плату обучавших наукам и ораторскому искусству. Школа софистов сформировалась в V вв. до н.э. и просуществовала практически до конца римской империи. Софисты подчеркнули практическую значимость философии, привели ее к проблемам человека и общества.

Учение Сократа и сократические школы (469 – 399 гг. до н.э.)

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) сделал центром своего учения сознание, мышление и духовный мир человека. Знание он отождествлял с добром, а главной причиной зла и человеческих пороков считал невежество. Сократ утверждал, что знание невозможно передать в готовом виде, поэтому предлагал ученикам собственный способ постижение истины через спор и иронический диалог (майевтику).

  • мегарская школа, основанная Евклидом, объединила учение Парменида об едином бытие и идею Сократа о благе, тождественном добродетели. Евклид утверждал, что есть лишь благо, называемое Разумом (Умом) или Богом; ничто, ему противоположное, не существует.
  • элидо-эретрийская школа, основанная Федоном, была похожа на мегарскую и не создала принципиально новых идей.
  • киренская школа, основанная Аристиппом, утверждала, что человек пребывает в плену своих ощущений, которых может быть только два: наслаждение и боль. Киренаики считали, что наслаждение есть цель человеческой жизни, счастье – это совокупность наслаждений, а мудрость – умение подчинять наслаждение своей разумной воле.
  • Киническая школа основана Антисфеном, но самым известным ее представителем был Диоген. Киники видели единственное благо человека в его внутренней свободе, а все нормы и правила считали пустой условностью. Счастье для киников означало неприхотливую жизнь, умеренный труд, воздержание и от наслаждений, и от страданий.

Платон и его Академия (427 – 347 гг. до н.э.)

В 386 г. до н.э. Платон основал в пригороде Афин собственное учебное заведение – Академию, которая просуществовала почти тысячу лет. Обучение в Академии было бесплатным. Помимо философии, слушатели изучали геометрию, арифметику, астрономию и музыкальную гармонию. Академия считалась крупнейшим научным и математическим центром своего времени, поскольку Платон считал математику неотъемлемой частью философского знания. Также он передавал ученикам свои идеи об устройстве справедливого общества.

Учение Аристотеля (384 год до н. э.)

Аристотель – величайший ученик Платона и талантливый преподаватель его Академии. Аристотель заложил основы психологии, этики и логики; произвел первую классификацию наук, выделив метафизику (чистую философию) в отдельное направление. В зрелом возрасте он раскритиковал платоновское учение об идеях, объявив материальный мир (природу) первичной реальностью, которая ничем не предопределена.

Для эллинистического этапа характерно сосуществование и соперничество разных философских направлений. Из них самые значительные: стоицизм и эпикуреизм.

Эпикуреизм (306 год до н. э.)

Эпикурейцы продолжили атомистическое учение Демокрита. Эпикур, основатель школы, на его основе выдвинул новую теорию движения атомов. Согласно ей, возможно произвольное отклонения атомов от заданной траектории, которое Эпикур сравнивал со свободой человеческой воли. В 306 г. до н.э. он открыл в Афинах школу, получившую название «Сад

Школа скептиков (IV век до н.э.)

Данная школа возникла в IV веке до н.э. как реакция на предыдущие учения, провозглашавшие всесилие научно – философского знания. На Пиррона, основателя школы, повлияли взгляды Демокрита, софистов и киренаиков, а также учение индийских аскетов (с ним он познакомился в азиатском походе Александра Македонского).

Скептики считали невозможным достижение истины, т.е. познание сути вещей, поскольку человеческое знание в высшей степени относительно. Путь к счастью они видели в добродетельной жизни, воздержании от суждений и достижении атараксии (безмятежности, внутреннего покоя).

Школа стоиков (IV век до н. э. – II век н. э.)

Школа стоиков, просуществовавшая шесть столетий, делится на: античную (кон. IV-III вв. до н.э.), среднюю (II-I вв. до н.э.) и римскую (I-II вв. н.э.).

Основателем школы был Зенон, но наибольшую известность получили поздние стоики Эпиктет и Марк Аврелий.

Стоики делили всех людей на мудрецов, поступающих согласно разуму и глупцов, следующих желаниям и инстинктам. Этика стоиков заключалась в следующих тезисах: а) жить в согласии с природой и довольствоваться малым; б) следовать добродетели и чувству долга; в) спокойно сносить удары судьбы и стремится к душевному спокойствию.

Самыми значительными школами римского периода

Неопифагореизм (I-II вв. до н.э.)

Неоплатонизм (III-IV вв. н.э.)

Философская школа, систематизировавшая основные положения учения Платона и идеи Аристотеля.

Плотин, основатель учения, добавил туда элементы восточных религии и мифологии.

Неоплатоники представляли бытие состоящим из трех элементов: Единого (Бога; творческой силы, порождающей все), Ума и Души. Плотин утверждал, что человек, углубившись в себя, способен проделать многоступенчатый путь возвышения: от своей души к Мировой, от собственного ума к Мировому, от своего морально-эстетического состояния к Единому. С учением неоплатоников языческую античную философия считают исчерпанной.

Школы античной философии кратко в хронологическом порядке обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Читайте также: