Нормативные теории массовой коммуникации кратко

Обновлено: 30.06.2024

Авторитарная теория медиа

Предложенный Зибертом термин обозначает прежде всего, набор социально-политических условий для деятельности прессы в период ее становления, в основном в монархических государствах, где пресса находилась под контролем государства и подчинялась интересам правящего класса. Но этот термин используется и помимо рассмотрения монархической системы власти, начиная с того, что они могут получить поддержку в случае занятия лояльной позиции и соблюдения нейтралитета в отношении правительства, и кончая тем, что пресса намеренно и напрямую используется в качестве инструмента репрессивной государственной власти. Общим для предусмотренных в этой теории случаев является отсутствие всякой подлинной независимости журналистов и их подчинение (в конечном итоге на основе силового варианта) государственной власти.

Черты авторитарной теории прослеживаются еще в до-демократических обществах и явно видны в обществах откровенно диктаторских или репрессивных. Однако неверно не замечать авторитарные тенденции в отношении медиа в обществах, которые в целом не являются тоталитарными. В некоторых случаях авторитаризм выражает волю народа, и почти во всех обществах могут возникать ситуации, когда свобода прессы вступает в конфликт с интересами государства или общества в целом, в особенности во время угрозы террора или войны. Иногда от авторитаризма одни средства массовой коммуникации страдают сильнее, чем другие. Так, в некоторых странах под более плотным контролем находятся театр, кино, теле- и радиовещание, в частности, посредством лицензирования, чтобы государство имело к ним прямой доступ или контроль над ними под предлогом национальной необходимости. Поэтому эту теорию не следует рассматривать как пережиток прошлого или относительно редкое отклонение от существующих норм. Можно подумать, что между авторитарной системой медиа и тоталитарным государством существует прямая параллель. В основном это верно, но правительство может навязать авторитарную форму, не являясь откровенно тоталитарным.

Традиции в изучении и осмыслении жур-ки и массовой коммуникации:

2) критическая (реалистическая):

бихевиористская - описание моделей поведения.

Группы теорий в области жур-ки и массовых коммуникаций:

теории здравого смысла

Социология, история, филология, политология и культурология: исследовательские в-сы к жур-ке, сфера исследований, уровни исследования:

Филология: лингвистика и исследования языка.

Основной в-с: какими вербальными и визуальными средствами располагает жур-ка?

Производство и презентация смыслов, механизмы презентации разных соц. событий.

Институциональный уровень анализа (культура речи жур-тов в той или иной стране; культура в широком смысле: жур-ст - носитель определенной кул-ры).

3 разновидности исследований:

неформальные: частота использования тех или иных слов, фамилий. ; анализ употребления слов в конкретном контексте; семиотические исследования (если форма важнее содержания)

формальные: стилистика, морфология, грамматика, синтаксис. ; исследования социолингвистики; дискурс-анализ

исследование прагматики текстов: [у Прохорова в теории жур-ки: прагматика - то, что аудитория может почерпнуть из журналистского пр-я - информация] с точки зрения лингвистики - анализ самого процесса повествования (нарратология; фрейминг) - сам текст, его структура, специфика повествования

Гарольд Лассуэл (кот. придумал 5 в-с к жур-ке).

Какой жур-ка должна быть?

Проблемы восприятия, эффекты жур-ки, контекст производства содержания.

Институциональный уровень анализа.

Политология и 3 уровня жур-ких практик:

отношение жур-та и источников инф-ции (одушевленных): нормативные теории. ; треугольник "журналистика-общество-власть"

средний уровень: исследование гражданской журналистики.

типология взаимодействия участников соц.-полит. пространства: 4 теории прессы

В чем специфика жур-ки?

Попытка понять способы действия жур-тов, работающих в определенном контексте (не социоцентрически, а с культурной точки зрения).

Тенденции культурологического анализа жур-ки:

аудиторные исследования часто содержат культурологический блок инф-ции (культурный контекст, в кот. происходит медиапотребление)

Функции нормативных теорий:

связывание, объяснение практической дея-ти с помощью ценностного анализа

легитимация общественного дискурса

Говорим с точки зрения анализа доступа участников инф. обмена.

Как найти баланс теории и практики?

Развитие нормативных теорий:

четыре теории прессы (Сиберт, Петерсон Шрамм): либертарианская, авторитарная, теория соц. ответственности

переосмысление четырех теорий: США (Джон Меррилл "Императив свободы" 1974 г. - возражения по поводу теории соц. ответственности, оспаривается акцент на права доступа к информации - либертарианские мифы; Уильям Хачтен - опять возражения в адрес теории соц. ответ. и либертарианскую -- объединяет их в одну + добавляет "революционную" и "теорию развивающейся жур-ки" (жур-ка африканского континента); Роберт Пикард - "демократическая"; Герберт Альтшулль - все медиа как "агенты соц. и полит. сил", делит по 1, 2, 3 миру; Мартин и Чодари - сочетание подходов) и Европа (Раймонд Уильямс - 4 типа нормативных теорий - авторитарная, патерналистская, коммерческая, демократическая - 60-е гг.; сейчас добавляют 5-ю "постмодернистскую"; Юрген Хабермас - понятие "публичной сферы"; "скандинавская школа" - финская (конфессиональные нормативные теории, коммерческие теории, анализ информационных медиа) и шведская (типы жур-ки в завис. от функций жур-ки) - все теории противостоят концентрации власти в руках конкретных представителей медиасферы; Денис МакКуэйл - добавляет "теорию демократического участия"; Халлин и Манчини - средиземноморская модель - факт развития массовой печати, политический параллелизм; польский исследователь Карл Якубович - жур-ка стран Центральной и Восточной Европы)




Письменное задание 1:

Титульный лист (автор, когда, название).

Работа из 2 блоков: теоретико-терминологическая часть (осмысление на теоретическом уровне по учебникам); эмпирическая часть (сравнить теорию и практику жур-ки) + заключение (основные свои выводы обоих частей) + список лит-ры.

Срок сдачи: 6 ноября 2012, лучше раньше. Сдать ей на личную почту.

Примеры из отечественной жур-ки на практике - конкретная редакция/СМИ/журналист.

Обе части (теоретико-терминологическая и эмпирическая) должны быть примерно одинакового размера; во второй части надо опираться на первую.

Лекция 4 [меня не было].

Формы массово-информационной дея-ти: устная и письменная.

1) о чем? 2) как? 3) что?

Виды и формы организации информационной дея-ти.

Критерии классификации инф-ции.

Массовая инф-ция — индивидуальная инф-ция — специальная инф-ция.

Структура, определение, способы классификации массовой инф-ции.

Лекция 3. Традиции в изучении и осмыслении жур-ки и массовой коммуникации. Группы теорий в области жур-ки и массовых коммуникаций.

Традиции в изучении и осмыслении жур-ки и массовой коммуникации:

2) критическая (реалистическая):

бихевиористская - описание моделей поведения.

Группы теорий в области жур-ки и массовых коммуникаций:

теории здравого смысла

Социология, история, филология, политология и культурология: исследовательские в-сы к жур-ке, сфера исследований, уровни исследования:

Филология: лингвистика и исследования языка.

Основной в-с: какими вербальными и визуальными средствами располагает жур-ка?

Производство и презентация смыслов, механизмы презентации разных соц. событий.

Институциональный уровень анализа (культура речи жур-тов в той или иной стране; культура в широком смысле: жур-ст - носитель определенной кул-ры).

3 разновидности исследований:

неформальные: частота использования тех или иных слов, фамилий. ; анализ употребления слов в конкретном контексте; семиотические исследования (если форма важнее содержания)

формальные: стилистика, морфология, грамматика, синтаксис. ; исследования социолингвистики; дискурс-анализ

исследование прагматики текстов: [у Прохорова в теории жур-ки: прагматика - то, что аудитория может почерпнуть из журналистского пр-я - информация] с точки зрения лингвистики - анализ самого процесса повествования (нарратология; фрейминг) - сам текст, его структура, специфика повествования

Гарольд Лассуэл (кот. придумал 5 в-с к жур-ке).

Какой жур-ка должна быть?

Проблемы восприятия, эффекты жур-ки, контекст производства содержания.

Институциональный уровень анализа.

Политология и 3 уровня жур-ких практик:

отношение жур-та и источников инф-ции (одушевленных): нормативные теории. ; треугольник "журналистика-общество-власть"

средний уровень: исследование гражданской журналистики.

типология взаимодействия участников соц.-полит. пространства: 4 теории прессы

В чем специфика жур-ки?

Попытка понять способы действия жур-тов, работающих в определенном контексте (не социоцентрически, а с культурной точки зрения).

Тенденции культурологического анализа жур-ки:

аудиторные исследования часто содержат культурологический блок инф-ции (культурный контекст, в кот. происходит медиапотребление)

Функции нормативных теорий:

связывание, объяснение практической дея-ти с помощью ценностного анализа

легитимация общественного дискурса

Говорим с точки зрения анализа доступа участников инф. обмена.

Как найти баланс теории и практики?

Развитие нормативных теорий:

четыре теории прессы (Сиберт, Петерсон Шрамм): либертарианская, авторитарная, теория соц. ответственности

переосмысление четырех теорий: США (Джон Меррилл "Императив свободы" 1974 г. - возражения по поводу теории соц. ответственности, оспаривается акцент на права доступа к информации - либертарианские мифы; Уильям Хачтен - опять возражения в адрес теории соц. ответ. и либертарианскую -- объединяет их в одну + добавляет "революционную" и "теорию развивающейся жур-ки" (жур-ка африканского континента); Роберт Пикард - "демократическая"; Герберт Альтшулль - все медиа как "агенты соц. и полит. сил", делит по 1, 2, 3 миру; Мартин и Чодари - сочетание подходов) и Европа (Раймонд Уильямс - 4 типа нормативных теорий - авторитарная, патерналистская, коммерческая, демократическая - 60-е гг.; сейчас добавляют 5-ю "постмодернистскую"; Юрген Хабермас - понятие "публичной сферы"; "скандинавская школа" - финская (конфессиональные нормативные теории, коммерческие теории, анализ информационных медиа) и шведская (типы жур-ки в завис. от функций жур-ки) - все теории противостоят концентрации власти в руках конкретных представителей медиасферы; Денис МакКуэйл - добавляет "теорию демократического участия"; Халлин и Манчини - средиземноморская модель - факт развития массовой печати, политический параллелизм; польский исследователь Карл Якубович - жур-ка стран Центральной и Восточной Европы)

Письменное задание 1:

Титульный лист (автор, когда, название).

Работа из 2 блоков: теоретико-терминологическая часть (осмысление на теоретическом уровне по учебникам); эмпирическая часть (сравнить теорию и практику жур-ки) + заключение (основные свои выводы обоих частей) + список лит-ры.

Срок сдачи: 6 ноября 2012, лучше раньше. Сдать ей на личную почту.

Примеры из отечественной жур-ки на практике - конкретная редакция/СМИ/журналист.

Обе части (теоретико-терминологическая и эмпирическая) должны быть примерно одинакового размера; во второй части надо опираться на первую.

Лекция 4 [меня не было].

Формы массово-информационной дея-ти: устная и письменная.

1) о чем? 2) как? 3) что?

Виды и формы организации информационной дея-ти.

Критерии классификации инф-ции.

Массовая инф-ция — индивидуальная инф-ция — специальная инф-ция.

Структура, определение, способы классификации массовой инф-ции.

Социология массовой коммуникации

Чтобы разгадать все секреты успешных блогеров, политиков и маркетологов, сумевших массово завоевать сердца людей, нам следует понять сам процесс массовой коммуникации, сущность и виды массовой коммуникации, отличительные характеристики массовой коммуникации. Нужно понять, чем массовые коммуникации отличаются от индивидуального общения, общения внутри компании и т.д. На все эти вопросы проливает свет социология массовой коммуникации.

Цель урока: понять отличия массовой коммуникации от любой другой, ее виды, характеристики, функции, а также роль массовой коммуникации в обществе в целом и в достижении успеха в политике, бизнесе, журналистике и прочих сферах, связанных с общением с широкими народными массами в частности.

Содержание:

Итак, приступим, и начнем с того, что такое массовые коммуникации и зачем они нужны.

Функции массовой коммуникации

Сегодня под массовой коммуникацией понимается систематическое распространение какой-либо информации среди многочисленной и территориально рассредоточенной аудитории с целью информирования и оказания некоего воздействия на оценки, мнение и поведение.

Воздействие может быть идеологического, политического, психологического, экономического или организационного плана. Это воздействие может осуществляться через печатные СМИ, радио, телевидение, Интернет, кино, театр, шоу и прочие доступные каналы коммуникаций.

Массовая коммуникация, в любом случае, носит публичный характер и выполняет функцию сплочения аудитории вокруг неких общих идей, ценностей, взглядов. Аудитория здесь не просто потребитель информации и объект воздействия. Аудитория является полноправным участником коммуникации в том плане, что может принимать или не принимать предлагаемые ей идеи, следовать или не следовать предлагаемым нормам.

Каковы же функции коммуникации? Взглядов, теорий и дискуссий по данному поводу много, поэтому сначала обозначим основные функции коммуникации, а потом подробнее остановимся на взглядах различных исследователей на тему коммуникационных функций.

Основные функции коммуникации:

Если представить вышеизложенное более кратко, у массовой коммуникации может быть информационная, социальная, идеологическая, политическая, развлекательная, коммерческая функция. У разных исследователей можно встретить разное количество выделяемых ими функций массовой коммуникации. Кто-то склонен к большей детализации, кто-то считает достаточным более общие определения. Кроме того, одни и те же функции могут по-разному именоваться у разных авторов исследований.

Так, американский политолог Гарольд Лассуэлл (1902-1978) обозначал 3 цели массовой коммуникации, и, в соответствии с ними, три функции массовой коммуникации:

А вот создатель собственной теории массовых коммуникаций, о которой мы будем говорить в этом уроке чуть позже, британский исследователь Денис МакКуэйл (1935-2017) считал необходимым выделить мобилизующую функцию массовых коммуникаций [D. McQuail, 2010].

Так или иначе, взаимодействие на основе массовых коммуникаций сопровождает политическую борьбу за голоса избирателей, конкурентную борьбу за рынки сбыта, борьбу за симпатии фанатов в шоу-бизнесе и многое другое. Любая борьба есть отчасти конфликт, однако посредством обмена информацией, донесения собственных аргументов, влияния на взгляды и настроения людей социально-массовые коммуникации способствуют тому, чтобы конфликт и пути его решения оставались в цивилизованной плоскости.

Благодаря массовым коммуникациям в обществе решаются задачи социального взаимодействия, социального контроля, снятия социального напряжения.

Теперь, когда мы разобрались с функциями массовых коммуникаций, нужно понять, в каком виде и какой форме происходят эти самые коммуникации.

Виды массовой коммуникации

Классификаций видов массовой коммуникации достаточно много. Они могут различаться по разным показателям:

  • Направленности (вертикальные и горизонтальные).
  • Источнику (власть, государство, лидер мнений, прочие).
  • Каналу коммуникации (СМИ, Интернет, шоу).
  • Содержанию (информационные, развлекательные, коммерческие).

В принципе, дифференцировать массовые коммуникации можно по самым разным признакам [В. Иванов, 2013]. Например, коммуникация может быть официальной или неофициальной, формальной или неформальной. Наиболее популярным является подразделение видов массовых коммуникаций на два больших блока:

1 Средства массовой информации (телевидение, радио, пресса).
2 Средства массового воздействия (кино, театр, литература, зрелища).

Обратите внимание, что в этой классификации Интернет не выделяют в отдельный вид массовой коммуникации. Скорее, это способ коммуникации, потому что в виртуальное пространство сегодня ушли и средства массовой информации, и театры, дающие онлайн-спектакли, и модные спикеры, выступающие с публичными лекциями. О том, какое количество музыки, фильмов и книг можно найти в Сети, можно даже не упоминать.

Виды коммуникации (по Почепцову):

  • Визуальная коммуникация.
  • Вербальная коммуникация.
  • Перформансная коммуникация.
  • Мифологическая коммуникация.
  • Художественная коммуникация.

Кроме того, в работах Георгия Почепцова отдельно выделяются кризисные коммуникации, международные коммуникации, коммуникации в рамках избирательных кампаний и в рекламе.

Особенности и характеристики массовой коммуникации

Думается, основная сущность массовой коммуникации ясна уже из самого определения. Мы уже разобрались, что под массовой коммуникацией понимается систематическое распространение какой-либо информации среди многочисленной и территориально рассредоточенной аудитории с целью информирования и оказания некоего воздействия на оценки, мнение и поведение. Массовая коммуникация, в любом случае, носит публичный характер и выполняет функцию сплочения аудитории вокруг неких общих идей, ценностей, взглядов.

Характеристики массовой коммуникации (по Василику):

Если кому-то все эти термины кажутся слишком сложными, особенности и проблемы массовой коммуникации можно обрисовать гораздо более простыми словами.

Свойства массовой коммуникации:

Теории массовой коммуникации

При этом не суть важно, действительно ли мнение большинства является таковым или только кажется таковым ввиду того, что меньшинство может быть очень агрессивным и гораздо настойчивее продвигать свои идеи, нежели молчаливое большинство. Тут важнее, как сам человек оценивает вероятность быть отвергнутым или подвергнуться преследованиям.

Медиа-ориентированный подход предполагает, что люди попадают под влияние массовой коммуникации и меняют свои убеждения под ее воздействием. Типичным представителем данного подхода стал канадский философ и культуролог Герберт Маршалл Маклюэн (1911-1980). Он предметно изучал на протяжении своей научной карьеры влияние на сознание людей средств электронной информации с момента их массового распространения.

Разумеется, теорий массовой коммуникации намного больше, и мы рассмотрели лишь наиболее ярких представителей двух подходов. Все последующие исследователи вынуждены были в значительной степени признать наличие здравого смысла и в том, и в другом подходе, и начать искать баланс между ними.

Так, весьма амбициозную задачу изучить все наработки предшественников и вывести свою теорию массовой коммуникации в свое время поставил себе британский исследователь Денис МакКуэйл (1935-2017). В некоторых источниках его имя Denis McQuail транскрибируется как Дэнис Маккуэйл.

Думается, теперь вам более понятна социология массовой коммуникации, ее сущность, виды, цели, задачи, отличительные черты и характеристики. Далее осталось закрепить эти знания проверочным тестом и перейти к следующему уроку.

Тест на усвоение материала урока

Авторитарная теория медиа

Предложенный Зибертом термин обозначает прежде всего, набор социально-политических условий для деятельности прессы в период ее становления, в основном в монархических государствах, где пресса находилась под контролем государства и подчинялась интересам правящего класса. Но этот термин используется и помимо рассмотрения монархической системы власти, начиная с того, что они могут получить поддержку в случае занятия лояльной позиции и соблюдения нейтралитета в отношении правительства, и кончая тем, что пресса намеренно и напрямую используется в качестве инструмента репрессивной государственной власти. Общим для предусмотренных в этой теории случаев является отсутствие всякой подлинной независимости журналистов и их подчинение (в конечном итоге на основе силового варианта) государственной власти.

Черты авторитарной теории прослеживаются еще в до-демократических обществах и явно видны в обществах откровенно диктаторских или репрессивных. Однако неверно не замечать авторитарные тенденции в отношении медиа в обществах, которые в целом не являются тоталитарными. В некоторых случаях авторитаризм выражает волю народа, и почти во всех обществах могут возникать ситуации, когда свобода прессы вступает в конфликт с интересами государства или общества в целом, в особенности во время угрозы террора или войны. Иногда от авторитаризма одни средства массовой коммуникации страдают сильнее, чем другие. Так, в некоторых странах под более плотным контролем находятся театр, кино, теле- и радиовещание, в частности, посредством лицензирования, чтобы государство имело к ним прямой доступ или контроль над ними под предлогом национальной необходимости. Поэтому эту теорию не следует рассматривать как пережиток прошлого или относительно редкое отклонение от существующих норм. Можно подумать, что между авторитарной системой медиа и тоталитарным государством существует прямая параллель. В основном это верно, но правительство может навязать авторитарную форму, не являясь откровенно тоталитарным.

Читайте также: